460000, г.Оренбург, ул.Пролетарская, 58, тел. (3532) 77-57-10, факс (3532) 77-62-72, e-mail:

Прием документов на выдачу разрешений на перевозку опасных, тяжеловесных и(или) крупногабаритных грузов:
г.Оренбург, ул. Мира, 22, тел. (3532) 44-08-41, 44-08-42, e-mail:

История развития дорожного хозяйства Оренбургской области

1. Первые дорожные объекты Оренбуржья

     Историко-географическое положение Оренбургской края наложило характерный отпечаток на развитие дорожной отрасли. Здесь, на границе Европы и Азии, издревле пересекались купеческие караванные тропы и казацкие шляхи.
     В первой дорожной карте государства Московского, составленной русскими землемерами в 1627 году и получившей название "Книга Большого Чертежа", достаточно полно дано описание населенных пунктов и путей сообщения между ними в бассейне р. Урал.
     Началом развития автомобильных дорог в Оренбургской губернии можно считать XVII-XVIII вв., когда караванные пути связывали Центральную Россию со Средней Азией, Востоком и Сибирью.
     В 1735 г. через Оренбург проходил торговый путь в Индию. В 1744 г. началось строительство тракта "Оренбург - Уфа", а в 1745 г. пустили почтовые и пассажирские экипажи. До сих пор на этой автодороге существует старинный мост-труба на 96 км, который был построен в 1750 г. В 1752 г. начато составление генеральной карты Оренбургской губернии и десяти частных карт, содержащих сведения о хозяйстве, торговле, городах, крепостях, дорогах между ними.
     30 мая 1800 г. Оренбургский суд представляет губернатору области рапорт о необходимости исправить дороги и об отсутствии мостов в Бердской слободе. В 1806-1807 гг. стали улучшать а/д к Илецкому руднику соли. В 1809 г. наладили путь вывоза соли в Уральск и Казань. На а/д "Оренбург - Соль-Илецк" на 25 км у с. Донгуз сохранился до настоящего времени мост-памятник, который восстановлен в 1930 г. и реставрирован в 1999 г.
     В 1841-1845 гг. был проложен тракт "Бугуруслан - Сергиевские минеральные воды".
     22 ноября 1842 г. Комитет, учрежденный для составления общего плана хода почт в Империи, направляет Оренбургскому губернатору письмо "Об открытии почтового тракта между Николаевым и Уральском".
     В 1847 г. началось строительство тракта "Оренбург - Бугульма", которое продолжалось до 1880 г. В 1860-1863 гг. были открыты первые почтовые станции: в с. Татищево, с. Нижне-Озерное, с. Чесноковка.В 1867 г. стали прокладывать тракт "Оренбург - Ташкент".
     Губернский дорожный отдел в 1913 г. произвел перепись маршрутов в Оренбургской губернии с учетом расстояний между населенными пунктами. В 1914 г. был издан Указ о строительстве а/д в сельской местности, об организации дорожных отделов в земствах.
     До революции в Оренбургской губернии насчитывалось 9 почтовых трактов обшей протяженностью 1805 км и 1460 км проселочных дорог, которые обслуживались дорожными отделами за счет дорожных повинностей и выражались в 109000 руб. На 1000 кв. м площади губернии приходилось 17 км дорог.

2. Зарождение дорожной отрасли в Оренбургской области

     До 1934 г. в Оренбургской области было 5 дорожно-эксплуатационных участков: в Оренбурге, Бугуруслане, Бузулуке, Илеке и Орске, которые входили в состав Средне-Волжского управления "Крайдортранс" в г. Самаре. На основании приказа главного дорожно-транспортного управления РСФСР от 21 декабря 1934 г. для координации работы транспорта и строительства грунтовых дорог области был образован дорожно-транспортный отдел (Облдортранс при Оренбургском облисполкоме).
     Сеть дорог в 1935 г. в Оренбургской области составляла 1818,3 км, но в связи с реорганизацией дорожного хозяйства сеть государственных дорог на 01.01.36 г. утверждена протяженностью 1078 км, из них: 501 км естественных грунтовых, 486 км профилированных грунтовых, 31 км гравийных дорог и шоссе, 60 км булыжных мостовых и белых шоссе.
     Приведенные выше данные свидетельствуют о том, что дорожное хозяйство в области являлось отсталым участком, мало выделялось средств на строительство и содержание а/д. Главная доля расходов падала на тракты: Оренбургский (перегоны Оренбург - Каширинск и Оренбург - Краснохолм), Старо-Казанский (перегоны Оренбург - Шарлык, Абдулино - Пономаревка).
     Гужевые перевозки предназначались для вывозки лесоматериалов на строительство мостов и труб. Лесоматериалы заготовляли в Колтубановских лесах, в 30 км от ж/д, среднее расстояние до объектов составляло 60 км. Паромных переправ на госдорогах было 6, паромов - 10.
     Образованный в 1934 г. дорожно-транспортный отдел в г.Оренбурге сосредоточил в своих руках руководство и надзор за дорожными работами, а также оказание дорожно-эксплуатационным участкам материальной и технической помощи.
     Оренбуржье тех лет без преувеличения можно было назвать зоной сплошного бездорожья. Проехать из одного населенного пункта в другой можно было только при условии благоприятной погоды. Особенно трудно было во время весенних паводков. Существовавшие в то время деревянные мосты разбирались, и целые районы оставались без транспортного сообщения. Ситуация начала меняться, когда приказом Главного управления при Совете Министров СССР от 12.04.1948 г. № 52 "Об организации МДС для строительства и восстановления дорог республиканского, областного и районного значения" была создана машинно-дорожная станция в г.Чкалове.
     В 1957 г. Оренбургский облисполком ставит вопрос об организации двух дорожно-строительных управлений - в Оренбурге и в Бузулуке. Однако этот вопрос не получил желаемого решения. По указанию Министерства транспорта и шоссейных дорог РСФСР в 1957 г. на базе существующей МДС-22 было организовано дорожно-строительное управление в Оренбурге. Начальником был назначен Шипилов Владимир Павлович. С этого времени началось, можно сказать, крупномасштабное строительство автомобильных дорог в области. Область стала получать дорожную технику.
     На начало 60-х годов 20-го века дорожно-строительным управлением были построены большие мосты через р. Сакмару у с.Татарская Каргала и у г.Оренбурга; начато строительство республиканских а/д Оренбург - Уфа и Казань - Оренбург. Все искусственные сооружения, в т.ч. мосты, сооружались силами управления. Построены дороги областного значения Оренбург - Соль-Илецк, Каменно-Озерное - Саракташ, Оренбург - Орск, дороги местного значения в Сакмарском, Тюльганском, Кваркенском, Адамовском и других районах области.(см Карту Оренбургской области 1960 г.)

3. Современное развитие дорожного хозяйства Оренбуржья

     С развитием в Оренбургской области газопромышленного комплекса в 70-х гг начинается строительство федеральных дорог Оренбург - Илек и Самара - Оренбург. С тех пор Оренбургская область покрылась густой сетью автомобильных дорог. Со всеми районными центрами г.Оренбург связан автодорогами с твердым покрытием.
     Сохранение имеющейся сети автомобильных дорог, поддержание её хороших эксплуатационных качеств - текущая задача дорожников Оренбургской области, не менее важная, чем её развитие. В 2008 г. проведена научно-исследовательская работа по теме: "Разработка обоснования нормативов денежных затрат на содержание и ремонт автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Оренбургской области при определении размера ассигнований из областного бюджета". Переход на 100%-ный нормативный уровень планируется не ранее, чем через 7-10 лет.
     Ежегодно в области строятся новые километры дорог, вместе с которыми возводятся и сложные мосты, путепроводы, дорожные развязки. Государственные программы, утверждающие объекты дорожных работ, состояние их финансирования и выполненные объёмы работ представлены в главе "Аналитика".