Частые вопросы

Приватизация квартиры в многоквартирном доме числящемся на балансе фгбу

20 914 просмотров

Благодаря ФЗ №1541-1 от 4 апреля 1991 года граждане Российской Федерации получили уникальную возможность перевести занимаемое ими муниципальное жилье в частную собственность.

Но, несмотря на то что с момента принятия закона прошло уже около 19 лет, тысячи квадратных метров жилой площади еще находятся в ведении городских администраций.

Поэтому многих людей до сих пор интересует вопрос, как из нанимателей социального жилья превратиться в его собственников.

Что такое приватизация квартиры, жилья

В результате приватизации недвижимость переходит в собственность жильцов. С этого момента они имеют право не только там проживать, но и самостоятельно распоряжаться квартирой, а именно – продавать, дарить, завещать, переводить помещение из жилого в нежилое и использовать в коммерческих целях.

Став полноправным владельцем квартиры, вы можете при ремонте производить перепланировку по собственному желанию, получение каких-либо специальных разрешений в администрации населенного пункта не требуется.

Кроме того, в отличие от муниципального жилья, которым после смерти нанимателя, распоряжается государство, приватизированная площадь передается по наследству.

Можно ли и для чего приватизировать муниципальную квартиру, жилье

Если квартира находится в государственной или муниципальной собственности, а вы занимаете ее на законных основаниях, проблем возникнуть не должно.

При условии, что оформляемый в собственность объект не относится ни к одной из нижеперечисленных категорий:

  • непригодные для проживания, подлежащие сносу аварийные дома;
  • отдельные комнаты в общежитии;
  • объекты специального жилого фонда служебных помещений;
  • жилье расположено на территории закрытого военного городка;
  • жилье расположено на территории природоохранной зоны.

Условия и основания

Существует ряд обязательных условий, при соблюдении которых процесс становится возможным:

  • у нанимателей государственного (муниципального) жилья имеется договор социального найма или ордер;
  • перевод права собственности возможен только тех квадратных метров, которые указаны в договоре найма, даже если человек уже продолжительное время беспрепятственно эксплуатирует соседние помещения, приватизировать он их не сможет;
  • у участников должна быть постоянная регистрация в переоформляемой квартире;
  • граждане имеют шанс воспользоваться правом на бесплатное присвоение квадратных метров только один раз в жизни, за исключением лиц, уже успевших пройти процесс в несовершеннолетнем возрасте (после 18 лет они могут еще раз принять участие в приватизации).
  • жилец имеет право отказаться от участия в приватизации, после чего он получает возможность проживания в данной квартире пожизненно;
  • инициировать процедуру можно только с добровольного согласия сразу всех прописанных в квартире жильцов.

Через какое время можно приватизировать муниципальную квартиру

В тексте законодательной нормы не содержится указаний о том, через сколько дней после заключения договора социального найма возникает право на бесплатную приватизацию жилья.

Поэтому имея на руках все необходимые документы и заручившись согласием остальных жильцов, вы можете смело начинать переоформление.

С чего начать?

Первое, с чего начинается порядок оформления муниципальной квартиры в частную собственность, это выяснение того, соответствует ли жилье всем необходимым условиям.

Затем необходимо получить согласие всех остальных жильцов и только потом можно начинать сбор требуемых документов.

Если кто-то не поддерживает вашу инициативу, он обязательно должен оформить свой отказ письменно и заверить его нотариально, в противном случае, завершить приватизацию не получится.

Куда обращаться и где подавать документы

Для вступления в приватизацию необходимо собрать пакет всех необходимых документов, приложить к нему заявление, заключение эксперта и отнести в районную администрацию или в ближайший многофункциональный центр (ГБУ «Мои Документы»).

Куда обращаться по поводу приватизации решать вам, скорость и порядок процедуры от этого не зависит.

Регистрацией всех имущественных прав занимаются сотрудники территориального отделения Росреестра. Именно там после завершения всех обязательных процедур вам будет выдана выписка из ЕГРН.

Как приватизировать квартиру: пошаговая инструкция

На практике при переоформлении прав собственности могут возникнуть некоторые трудности, чтобы этого не произошло, старайтесь придерживаться определенного алгоритма действий.

Порядок, этапы

При оформлении муниципального жилья в собственность необходимо:

  1. Подготовить все обязательные и дополнительные документы.
  2. Получить технический и кадастровый паспорт на жилой объект, там же заказать выписку из ЕГРН.
  3. Утвердить договор.
  4. Получить свидетельство о праве собственности на теперь уже вашу квартиру.

 Процедура приватизации

Давайте подробнее рассмотрим каждую из необходимых стадий:

Этап №1. На этом этапе заявителю необходимо уделить внимание подготовке всей необходимой технической документации и плана жилого объекта, который официально называется экспликацией. Получить эти бумаги можно в БТИ.

Этап №2. С заявлениями, либо с нотариально заверенными отказами от всех прописанных в квартире жильцов заявитель должен обратиться в районную администрацию.

Этап №3. После рассмотрения заявлений жильцы будут приглашены на подписание договора о переоформлении квартиры в частную собственность. На основании этого документа сотрудники Росреестра выдадут вам свидетельство о собственности.

Этап №4. Финальный этап, когда всем новоиспеченным собственниками выдается выписка из ЕГРН.

Заявление

После того, как заявление о приватизации будет составлено и успешно утверждено, можете считать, что основная работа выполнена, и после урегулирования некоторых формальностей, жилье перейдет в ваше полное распоряжение.

Заявление должно состоять из следующих пунктов:

  • шапка – полные ФИО заявителя, дате его рождения, основные данные паспорта и адрес постоянной регистрации;
  • под словом «Заявление» — в произвольной форме излагается просьба о передаче государственного (муниципального) объекта в частную собственность. Там же следует указать точный адрес переоформляемого жилья и его параметры;
  • дата;
  • подпись и ее расшифровка.

Приватизация квартиры в многоквартирном доме числящемся на балансе фгбу

Скачать заявление на приватизацию квартиры

Документы

Пакет документов, приложенный к заявлению должен состоять из:

  • заявления от каждого прописанного жильца в том числе и от несовершеннолетних детей (если ребенку еще не исполнилось 14 лет, заявление пишет родитель или опекун);
  • договора социального найма или ордера;
  • справки о том, что ранее никто их заявителей не принимал участие в приватизации;
  • справки о том, что задолженности перед коммунальными службами отсутствуют;
  • выписки из поквартирной книги;
  • всей технической документации на жилой объект;
  • справки о составе семьи (берется в управляющей компании);
  • копий паспортов всех участников.

Будьте готовы, что во время подачи заявления специалисты могут потребовать дополнительные справки, например, копию свидетельства о браке, поэтому список лучше уточнить заранее.

Прочитать о том, какие документы могут потребоваться для приватизации квартиры в некоторых частных случаях, вы можете в этой статье.

Сроки оформления документов

В среднем сбор и подача документов занимает от пяти до десяти дней, тут все зависит от вашей расторопности.

На рассмотрение заявления после его принятия и все необходимые проверки регистраторам дается два месяца.

Если никаких проблем не возникнет, то спустя 70 дней свидетельство о собственности будет у вас на руках.

Плюсы и минусы приватизации квартиры

Преимущества приватизацииНедостатки приватизации
Жилье достается бесплатно На собственников полностью ложатся расходы по капитальному ремонту дома, что сказывается на увеличении квартплаты
Став полноправным владельцем квартиры, жилец может ее продать, подарить или указать в завещании в любой момент Каждый год придется платить налог на недвижимость
Исчезает необходимость регулярно оплачивать аренду муниципального жилья Поспешив приватизировать небольшую квартиру, можно упустить по-настоящему шикарное жилье, ведь второй раз воспользоваться возможностью не получится

Другими словами, приватизировать жилье сейчас или подождать некоторое время, решать вам, благо с 2022 года такая возможность стала бессрочной, но если вы все-таки решили оформить имеющееся жилье в собственность, будьте готовы к некоторым тратам.

В 2022 году вам придется заплатить:

  • госпошлину – 2000 р.;
  • за оформление договора – 1000 р.;
  • за технический и кадастровый паспорта жилого объекта – 1500 и 200 р.; соответственно.

В число дополнительных расходов могут войти оплата услуг нотариуса за заверку отказа или оформление срочной доверенности. Их стоимость уточняйте в нотариальной конторе.

Могут ли отказать в приватизации квартиры?

Существует целый ряд законных оснований, по которым регистратор может отказать в удовлетворении вашей просьбы.

Поэтому, чтобы избежать проблем с переоформлением жилья, важно знать не только, где приватизировать квартиру, но и  какие подводные камни при этом могут возникнуть.

Почему могут отказать: причины, основания

Отказать могут на основании одной или сразу нескольких причин, но так или иначе, сотрудник государственного ведомства обязан аргументировано письменно пояснить вам свое решение, при этом ссылаясь на нормативные акты.

В качестве законных оснований для отказа в приватизации выделяют:

  • вы переоформляете в собственность квартиру в аварийном, подлежащим сносу доме (услышав такой вердикт, требуйте соответствующее постановление экспертной комиссии или смело обжалуйте действия регистратора в судебном порядке);
  • вы приватизируете комнату в общежитии, которое входит в федеральный жилфонд (как только помещение переходит в ведение муниципального образования, но перестает считаться общежитием, а получает статус обычного многоквартирного дома, то есть с приватизацией такой квартиры проблем возникнуть не должно);
  • ваша квартира находится в закрытом военном городке и числится на балансе Минобороны;
  • вы обратились за приватизацией служебного жилья, являющегося федеральной собственностью, входящей в базу определенного предприятия (если собственник даст письменное согласие, отказ будет неправомерным);
  • в приватизируемой квартире ранее была произведена незаконная перепланировка без согласия местной администрации (в этом случае кроме отказа, будет выписан штраф, а также вынесено предписание либо узаконить реконструкцию, либо вернуть все в первозданный вид, после чего вновь можно сдавать заявление в МФЦ).

Что делать, если отказали в приватизации?

Внимательно изучите причину отказа, проконсультируйтесь с юристом, если вы уверены, что решение регистратора неправомерно, обращайтесь в суд за восстановлением своих гражданских прав.

Порядок действий

Для обжалования отказа необходимо тому, кто занимается приватизацией своей муниципальной квартиры, обратиться с исковым заявлением в отделение районного суда общей юрисдикции.

Истцами должны быть не только наниматель муниципального жилье, но и все остальные лица участвующие в приватизации. В качестве основания для инициирования судебной тяжбы обязательно приложите к заявлению полученный письменный отказ.

Читайте также:  Статья 189. Незаконные экспорт из Российской Федерации или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники

После того, как ваши права будут восстановлены, еще раз составьте заявление о приватизации, в качестве основного основания, укажите судебное постановление, копию постановления приложите к пакету необходимых документов и сдавайте на рассмотрение регистратору.

Процедура

Получив неудовлетворительный ответ от регистраторов, и решив оспорить решение в суде, действуйте следующим образом:

  • составляются исковые заявления (сколько участников, столько экземпляров);
  • собирается необходимый пакет документов;
  • оплачивается госпошлина, квитанция прикладывается к собранным бумагам и все это сдается в канцелярию суда на рассмотрение;
  • после принятия иска в работу, в назначенное время посещаются все слушания;
  • после получения отменяющего решение регистратора постановления, на основании этого документа еще раз подается заявление о приватизации жилья.

Исковое заявление и документы

Чтобы несколько раз не пришлось переписывать иск, постарайтесь сразу составить его правильно.

Любое исковое заявление должно состоять из следующих частей, их последовательность тоже должна быть соблюдена:

  1. Шапка: название суда, сведения обо всех истцах и ответчиках (ФИО, контакты).
  2. Описательная часть: содержит подробное описание проблемы, подтвержденные документально аргументы вашей правоты, ссылку на законодательные акты доказывающие незаконность отказа в приватизации.
  3. Просьба к суду.

В конце указывается список приложенных документов, дата и подпись заявителя.

Документы

В качестве основных документов в суд необходимо подавать:

  • заявление;
  • отказ регистратора в осуществлении приватизации;
  • копию паспорта заявителя;
  • квитанцию об оплате госпошлины;
  • договор социального найма или ордер;
  • выписку из поквартирной (домовой) книги;
  • справку о составе семьи;
  • доказательства незаконности отказа.

Судебная практика

Каждое дело о приватизации рассматривается судом в индивидуальном порядке, но затевая судебную тяжбу с государством, будьте готовы представить неоспоримые доказательства своей правоты.

Если вы ни разу не сталкивались с подобными судебными спорами, обязательно заручитесь поддержкой опытного юриста.

Быстро отстоять нарушенные права не получится, как правило, судебная тяжба длиться от полутора до двух месяцев. Однако чаще всего суд встает на сторону истцов.

Если у вас возникли какие-то вопросы, касающиеся приватизации квартиры, то вы можете связаться с юристами нашего сайта любым удобным способом, и они окажут бесплатную консультативную помощь.

Приватизация квартиры в многоквартирном доме числящемся на балансе фгбу

Вопросы, касающиеся обращения государственного или муниципального жилья в частную собственность, достаточно сложны.

Конечно можно и самостоятельно изучить все требования, собрать необходимый пакет документов, но это может занять много времени. Гораздо лучше будет обратиться за помощью к профессиональному юристу.

Он сможет полностью сопроводить всю процедуру и минимизировать или даже вовсе исключить ваше участие в процессе приватизации.

  • В связи с постоянным изменением законодательства, подзаконных актов и судебной практики, порой мы не успеваем обновлять информацию на сайте
  • Ваша юридическая проблема в 90% случаев индивидуальна, поэтому самостоятельная защита прав и базовые варианты решения ситуации зачастую могут не подходить и приведут лишь к усложнению процесса!

Поэтому обратитесь к нашему юристу за БЕСПЛАТНОЙ консультацией прямо сейчас и избавьтесь от проблем в дальнейшем!

Приватизация и оплата капремонта бывшим наймодателем соцжилья

В ЖК РФ есть норма, которая закрепляет обязанность органа власти проводить за свой счёт капремонт находившегося в его собственности жилфонда, если МКД был внесён в план проведения ремонта до момента приватизации первого помещения. Данную норму попыталась оспорить в КС РФ группа депутатов Госдумы РФ. Рассказываем о выводах суда.

Владелец государственного или муниципального жилфонда оплачивает капремонт до приватизации первого помещения

Группа депутатов Государственной Думы РФ обратилась в Конституционный суд РФ с просьбой проверить на соответствие Конституции РФ ч. 1 ст. 190.1 ЖК РФ. Данная статья Жилищного кодекса РФ касается проведения капитального ремонта общего имущества в домах, принадлежащих муниципалитету и жители которых начали приватизировать жильё, регистрируя на него права собственности.

Если до приватизации первого помещения в доме, находившемся в гос- или муниципальной собственности, многоквартирный дом нуждался в капремонте и был включён в региональный план, то капремонт оплачивается из бюджета наймодателя. Граждане, приватизирующие помещения, не должны оплачивать взносы на капремонт дома вплоть до его проведения.

Если дом был включён в программу до приватизации первого помещения и был проведён капремонт отдельных элементов, то муниципалитет полностью оплачивает ремонт общего имущества, которое не было ранее отремонтировано.

В случае, когда капремонт понадобился в доме, где уже приватизировано хотя бы одного помещение, то такие работы проводятся уже за счёт всех собственников. Взносы на капремонт платят все владельцы помещений.

Приватизация квартиры в многоквартирном доме числящемся на балансе фгбуФонд капитального ремонта и способы его формирования

После приватизации первого помещения в доме капремонт оплачивается всеми собственниками

Депутаты Госдумы РФ не согласились с тем, что бывший наймодатель обязан оплатить капремонт дома только в том случае, если такой ремонт потребовался до даты приватизации первого помещения, и не обязан оплачивать работы, если дом включили в программу капремонта после того, как было приватизировано первое помещение.

По мнению истцов, ч. 1 ст. 190.1 ЖК РФ приводит к неравенству между собственниками помещений, приватизированных до включения дома в план капитального ремонта, и собственниками, которые оформили права собственности после того, как многоквартирный дом был внесён в такой план.

Депутаты выразили несогласие с уменьшением обязательств бывшего наймодателя в отношении граждан, приватизировавших помещение в доме, нуждающемся в капремонте на момент оформления ими права собственности на квартиру.

Переход права собственности на имущество предполагает передачу бремени на его содержание

Конституционный суд РФ, рассматривая заявление депутатов Госдумы РФ, исходил из следующих постулатов действующего законодательства о праве собственности и бремени его содержания:

  1. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, если они не противоречат закону и иным правовым актам и не нарушают права и законные интересы третьих лиц.
  2. Собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества. Переход права собственности на имущество от одного лица к другому предполагает и переход к новому собственнику бремени его содержания.
  3. При отчуждении собственником своего имущества на основании договора требования к состоянию такого имущества определяются законом и условиями договора. Недостатки и степень износа имущества сами по себе не являются основанием для сохранения за прежним собственником обязанности по содержанию такого имущества.

Приватизация квартиры в многоквартирном доме, числящемся на балансе ФГБУ — Юридическая консультация

Согласно ст.

2 Закона РФ от 04.07.

1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных этим законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

Согласно ст.

18 этого закона при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.

ФГБУ – Федеральное государственное бюджетное учреждение, которому на федеральном уровне (Российской Федерации) было передано имущество на праве оперативного управления (ведомственный фонд), в которое входил и ведомственный жилищный фонд, с вашим домом в том числе.

К сожалению, вы не указали наименование ФГБУ, а то можно было посмотреть специальный перечень федерального имущества по отраслям экономики и проверить, есть ли ваш дом в нем. Учитывая, что вы называете учреждение именно как «ФГБУ», то можно сделать вывод, что оно не приватизировано, не реорганизовано в акционерное или иные общества. Назовем его ФГБУ «Ромашка».

  • Вам сначала необходимо письменно обратиться в Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по городу Астрахань с просьбой сообщить:
  • 1) существует ли ФГБУ «Ромашка»;
  • 2) если существует, кому передан ведомственный жилищный фонд?
  • Также обратитесь в администрацию Астрахани с вопросом, передавался ли ведомственный жилищный фонд ФГБУ «Ромашка» в муниципальную собственность.
  • Ответы пригодятся в суде.
  • Что касается «согласия абсолютно всех собственников», то такое согласие необходимо только в случае распоряжения общим имуществом дома, а все, что в границах квартиры, никого не касается.

«Ошибка в метраже квартиры, допущенная в ордере» легко устраняется техническими паспортами БТИ и поэтажными планами за несколько лет (как доказательство, что перепланировки не было), а также квитанциями об оплате жилищно-коммунальных услуг, в которых указана оплачиваемая площадь. Однако в суде возникнет вопрос: все эти годы вы оплачивали коммунальные услуги исходя из какого размера площади квартиры – 24 или 33,3 кв. м? И когда вы вспомнили об «ошибке» — только при приватизации? 

Словом, вы вправе приватизировать вашу квартиру независимо от того, кому передан жилищный фонд, в судебном порядке.

Истцы – вы и все зарегистрированные члены семьи, ответчики — ФГБУ «Ромашка», Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по городу Астрахань, третье лицо – администрация Астрахани как орган местного самоуправления.

Исковое требование: признать за мной***, право собственности в порядке приватизации (т.е. в порядке бесплатной передачи в собственность) на жилое помещение — квартиру № ***, находящееся по адресу: г. Астрахань, ул. ***, дом ***.

К иску приложите копии: ордера, выписки из домовой книги, финансового лицевого счета, поэтажного плана и экспликации, переписки с ФГБУ, с Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по городу Астрахань.

Госпошлина 300 руб., как за имущественный иск, не подлежащий оценке (пп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ).

Читайте также:  Статья 135. Развратные действия

Вот к каким выводам пришел Верховный Суд РФ в своих обзорах судебной практики.

Право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права.

В том случае, если имеется распоряжение о передаче жилых помещений в муниципальную собственность, однако по каким-либо причинам они не переданы, граждане не могут воспользоваться своим правом на приобретение в собственность принадлежащего им по договору социального найма жилого помещения, что, соответственно, нарушает положения ст. 35 Конституции РФ и ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». Если государство устанавливает в законе право граждан на получение жилья в собственность, то оно обязано обеспечить и возможность реализации этого права.

В соответствии со ст. 8 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.

Следовательно, если гражданин по не зависящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения, то он вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ, утвержденный постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 10.08.2005).

Как приватизировать квартиру в ведомственном многоквартирном доме, у которого нет собственника?

История длинная, расскажу вкратце.

В свое время, получил квартиру от организации, в которой работал и продолжаю работать.

То есть государственной организации из бюджета г. Москвы были выделено финансирование на строительство жилого дома для сотрудников. Дом построили, поставили на баланс организации. Далее должны были собрать пакет документов, передать его в Департамент Имущества г.

Москвы, а тот в свою очередь зарегистрировать право собственности города на этот жилой дом в Росреестре и оформить договор оперативного управления для руководства организации, на основании которого руководитель организации и мог бы осуществлять все действия с квартирами.

Документы гоняли по инстанциям, потом потеряли. В итоге кадастровый номер в Росреестре дому присвоили, а в собственность города или чью либо, еще не зарегистрировали. Нет собственника, соответственно и договора оперативного управления у руководства организации тоже нет.

Но несмотря на это, предыдущий руководитель организации выделяла квартиры сотрудникам. Мне выделили квартиру по договору служебного найма на период трудовых отношений. Особо приближенным к руководству сотрудникам, делали договор соцнайма и даже делали Договор на передачу квартиры в собственность граждан для приватизации квартиры.

Они обращались за приватизацией, им отказывали в связи с тем, что организация не является собственником и согласие давать не правомочна, требовали предоставить Согласие от собственника, которого и нет в природе.

Они обжаловали отказ в судебном порядке, получали решение суда на право приватизации и на основании решения суда приватизировали.

Мне в договоре соцнайма отказали. Когда руководство сменилось, я обратился к новому руководитель с просьбой заключить договор соцнайма.

Он мне ответил, что договора оперативного управления нет, права на заключение договора соцнайма у него нет, то что предыдущее руководство, несмотря на это заключало договора соцнайма это их проблемы, а он на нарушение закона не пойдет.

Посоветовал мне следущее, пишешь мне заявление, я даю официальный отказ, обжалуешь в судебном порядке, а там как суд решит.

Так и сделали. В итоге суд установив отсутствие собственника, вынес решение – Признать право проживание на правах договора соцнайма. Судья сказал, что Решение о признании права проживания на условия договора соцнайма является полным аналогом самого Договора соцнайма.

Не тебе первому такое решение выносим. Люди и прописываются и приватизирует квартиры на основании такого решения.

Правда в приватизации сначала чаще всего дают отказ из за отсутствия собственника и его согласия, но это решается в судебном порядке, получишь отказ, придешь к нам в суд.

Я прописался. Пошел в МФЦ узнавать какой пакет документов надо подавать. В МФЦ сказали, если муниципальное жилье, идете в муниципалитет, они сами готовят вам пакет документов, приносите его нам.

А раз ведомственное жилье, то пакет документов может быть несколько иной, мы не знаем какой, обращайтесь в свое ведомство.

В ведомстве мне естественно никто ничего делать не будет, договора оперативного управления нет, от них ничего не получишь.

В итоге вопрос: Какой набор документов и кому подавать, в МФЦ или напрямую в Росреестр? И вообще Как приватизировать квартиру в многоквартирном доме, у которого в Росреестре есть кадастровый номер, но право собственности на этот дом ни за кем не зарегистрировано?

Кс разъяснил, кто несет бремя ответственности за капремонт домов, где приватизирована часть квартир

12 марта Конституционный Суд РФ вынес Определение № 557-О/2019 по запросу о проверке конституционности положения ч. 1 ст. 190.

1 «Особенности организации капитального ремонта многоквартирных домов, в которых требовалось проведение капитального ремонта на дату приватизации первого жилого помещения» ЖК РФ, с которым в КС обратилась группа депутатов Госдумы.

По их мнению, оспариваемая норма противоречит Конституции РФ, допуская уменьшение объема публично-правовых обязательств в отношении граждан, приватизировавших квартиры в домах, требовавших на момент приватизации проведения капремонта.

Позиция заявителей

Так, условие о том, что бывший наймодатель (уполномоченный орган государственной власти или местного самоуправления) проводит капремонт в доме, включенном в перспективный и (или) годовой план, только на дату приватизации первого жилого помещения в нем, исключает обязанность государства проводить такой ремонт, если он потребовался на момент приватизации второй и последующих квартир. По мнению заявителей, это не только уменьшает объем публично-правовых обязательств, установленных ст. 16 Закона о приватизации жилищного фонда, но и порождает неравенство между собственниками, приватизировавшими свои квартиры до и после приватизации первого жилого помещения в таком доме.

Депутаты также отметили, что до внесения поправок в ст. 16 Закона обязанность бывших наймодателей по проведению капремонта не зависела от даты приватизации первой квартиры в доме.

При этом из буквального толкования нормы следовало, что соответствующие публично-правовые обязательства возникали не в отношении дома, а в отношении каждого гражданина, имеющего право пользования жильем на условиях социального найма, притом что на момент приватизации такого жилого помещения дому требовался капремонт.

Между тем предусмотренный законодательством механизм, состоящий в том, что после утверждения региональной программы капремонта все собственники включенных в нее домов несут расходы на оплату соответствующих взносов, предполагает освобождение публично-правовых образований от обязательств по проведению капремонта перед лицами, приватизировавшими квартиры в домах, нуждающихся в нем, но не требовавших его проведения на момент приватизации первой квартиры.

КС не нашел неопределенности в оспариваемой норме

Отказывая в принятии жалобы к рассмотрению, Конституционный Суд указал, что, устанавливая порядок приватизации государственного и муниципального жилищного фонда, законодатель учитывал его реальное техническое состояние.

В первоначальной редакции ст.

16 Закона о приватизации он предусмотрел, что приватизация квартир в домах, требующих капремонта, осуществляется, как правило, после проведения последнего наймодателем, а при согласии граждан за непроизведенный ремонт может выплачиваться компенсация.

Обязанность последующих капремонтов несут уже собственники жилья, в том числе граждане (Постановление КС от 12 апреля 2016 г. № 10-П, Определения от 19 октября 2010 г. № 1334-О-О, от 14 июля 2011 г. № 886-О-О и от 1 марта 2012 г. № 389-О-О).

  • Таким образом, подчеркивается в определении, сохранение за бывшими наймодателями обязанности по проведению капремонта нуждавшихся в нем домов является предусмотренным законом исключением из общего правила о несении собственником бремени содержания принадлежащего ему имущества.
  • КС отметил, что в соответствии с оспариваемой нормой возложение обязанности по проведению капремонта на орган государственной власти или местного самоуправления возможно лишь в том случае, если до даты приватизации первой квартиры дом был включен в перспективный и (или) годовой план, однако капремонт проведен не был, а также при условии, что капремонт общего имущества после даты приватизации первой квартиры до даты включения дома в региональную программу по капремонту не проводился за счет бюджетных средств.
  • Таким образом, с момента приватизации первой квартиры в таком доме соответствующее публично-правовое образование перестает единолично нести бремя его содержания – последующие расходы возлагаются на него соразмерно доле в праве общей собственности на общее имущество.

При этом Суд подчеркнул, что процесс приватизации, начавшийся в 90-е гг. ХХ в., не ограничен определенным сроком и продолжается в настоящее время, естественный износ многоквартирных домов не приостанавливается и не прекращается, а необходимость проведения работ по их капремонту возникает неоднократно.

Исходя из этого, сохранение обязанности за бывшим наймодателем по проведению капремонта домов, ранее входивших в государственный или муниципальный жилищный фонд, не должно трактоваться как возложение на него обязанности по капремонтам, потребность в которых будет возникать вплоть до завершения приватизации всех помещений в доме.

При этом собственники приватизированных квартир в таких домах не освобождаются от расходов на содержание общего имущества, включая взносы на капремонт.

Иное, как указано в документе, приводило бы к неправомерному перераспределению бремени содержания общего имущества, нарушало баланс публичных и частных интересов, а также конституционных принципов равенства, справедливости и соразмерности. Кроме того, это могло бы повлечь неосновательное обогащение собственников помещений, при приватизации которых нуждаемость в работах по капремонту отсутствовала.

Разграничение обязанности бывшего наймодателя по проведению капремонта нуждающихся домов и возлагаемого на собственников помещений бремени содержания общего имущества позволяет также определить объем соответствующих бюджетных средств.

Читайте также:  Статья 256. Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов

При этом, подчеркнул КС, публичная обязанность бывшего наймодателя по проведению капремонта не может рассматриваться как вновь возникающая по отношению к каждому новому собственнику в доме, нуждающемся в капремонте на момент приватизации соответствующей квартиры.

Эксперты по-разному оценили позицию Суда

Адвокат АП Московской области Татьяна Серегина поддержала позицию КС. «Определение можно назвать социально ориентированным, – пояснила она «АГ». – Суд справедливо обратил внимание на недопустимость неосновательного обогащения собственника каждого последующего помещения, при приватизации которого нуждаемость дома в работах по капремонту отсутствовала».

Как отметила эксперт, Конституционный Суд разъяснил, что введение оспариваемой нормы ЖК было продиктовано судебной практикой и исполнено последним с целью упорядочивания проведения капремонта именно в тех случаях, когда он изначально не был проведен (в период приватизации), либо не в полном объеме, – разумеется, с учетом условий, необходимых для его проведения.

Адвокат добавила, что определение содержит принципиально новый подход к выявлению понятия нуждаемости дома в проведении капремонта. Кроме того, Суд впервые упорядочил проведение капремонта многоквартирных домов, в которых он требовался ранее. «Определение сейчас является основным источником, разъясняющим положения ст. 190.1 ЖК», – подчеркнула она.

По мнению Татьяны Серегиной, хотя оспариваемая норма направлена на перспективное регулирование отношений по проведению капремонта в многоквартирном доме, в ее основу положен ретроспективный подход, поскольку все основные моменты обозначаются в прошлом. «Успешное сочетание двух подходов позволяет комплексно регулировать общественные отношения в данной сфере», – полагает она.

Адвокат АК № 22 «Гражданские компенсации» Нижегородской областной коллегии адвокатов Александр Немов считает правовую позицию КС противоречивой.

Он пояснил, что КС, с одной стороны, справедливо указал, что ответственность за содержание многоквартирного дома, в том числе по проведению капремонта, до первого факта приватизации помещения должен нести прежний наймодатель: «Данная позиция логична, так как весьма несправедливо перекладывать на плечи новых собственников результат длительного бездействия прежнего владельца, который не осуществлял надлежащего содержания общего имущества дома».

С другой стороны, отметил адвокат, позиция о том, что новый собственник все равно обязан уплачивать взносы на капремонт, в том числе в связи с тем, что «естественный износ многоквартирных домов не приостанавливается и не прекращается», представляется неубедительной.

«Ссылка на нормы об обязательности оплаты налогов и сборов сомнительна, – полагает Александр Немов, – так как сам КС указывал, что взнос на капремонт не является аналогом обязательных платежей и налогов.

Суд не пояснил, на что будут направлены средства, собираемые собственниками уже после проведения ремонта прежним наймодателем в рамках текущей программы».

По мнению адвоката, логичнее было бы временно освободить новых собственников от уплаты взносов – как минимум до проведения капремонта прежним владельцем, – и КС в данном вопросе защитил публичный интерес. «Определение закрывает спор о взносах на капремонт при досрочном осуществлении работ за счет бюджета, что упрощает жизнь региональным операторам», – резюмировал Александр Немов.

Партнер, руководитель практики Группы правовых компаний «ИНТЕЛЛЕКТ-С» Александр Латыев отметил, что КС, формально уклонившись от разрешения вопроса о конституционности оспариваемых положений, все-таки ответил на запрос депутатов, недвусмысленно указав, что считает спорную норму соответствующей Конституции. «Статья 190.1 появилась в ЖК только в 2017 г.

и определяет, что в отношении домов, решение о включении которых в план капремонта было принято до приватизации первого помещения, обязанность прежнего собственника-наймодателя по проведению капитального ремонта сохраняется, а если такая необходимость возникла уже после приватизации хотя бы одного помещения, ремонт должен производиться за счет самих собственников», – пояснил он.

По мнению эксперта, КС справедливо указал, что приватизация жилья в России продолжается по сей день: «Так что связывать момент, с которым прекращается обязанность прежнего собственника по проведению капремонта, с приватизацией последнего помещения в доме, – как, видимо, предлагали заявители, – означает фактически увековечивать эту обязанность».

С другой стороны, отметил Александр Латыев, нельзя не признать чрезвычайной произвольности момента, установленного оспариваемой нормой: приватизация первого помещения не зависит от волеизъявления других собственников помещений в том же доме, которых может быть несравнимо больше, чем тех, кто приватизировал свои помещения.

«Приватизация жилья в России представляла собой ярчайший пример несправедливого и во многом случайного распределения государственной (в основном) собственности между гражданами, – пояснил он. – Те, кто получил хорошее жилье, пока оно строилось за общенародные деньги, смог бесплатно его приватизировать.

Те же, кто по различным причинам не успел этого сделать, вынуждены были довольствоваться тем, что осталось, – комнатами в коммуналках, общежитиях, помещениями в аварийных домах.

Можно долго обсуждать предпосылки того, почему кому-то повезло, а кому-то нет, но задачей жилищной приватизации являлось создать класс собственников здесь и сейчас, для решения которой, наверное, не было лучшего инструмента, чем такая – пусть и несправедливая – приватизация».

Оспариваемая норма, полагает эксперт, поддерживает эту несправедливость: «Если кому-то не повезло жить в доме, требовавшем капремонта, но в котором кто-то из соседей поторопился приватизировать квартиру, то надеяться на ремонт за счет государства ему уже не стоит. Притом что дом, возможно, был построен очень давно, и львиная доля его износа пришлась на время, когда частной собственности на квартиры не существовало. Учет периода накопления износа игнорируется указанной статьей ЖК».

По мнению Александра Латыева, урегулировать ситуацию можно было бы значительно тоньше и справедливее, но для этого следовало полностью изменить отношение к такому ремонту: вместо понимания его как публично-правовой обязанности прежнего нанимателя стоило вспомнить, что ранее КС в Постановлении № 10-П указал, что взносы за капремонт есть проявление частно-правового бремени собственника, предусмотренного ст. 210 ГК.

«Если так, стоило бы признать, что поскольку в части помещений, которые не приватизированы до сих пор, обязанность вносить взносы на ремонт по-прежнему возложена на публичного собственника, то и в отношении ранее приватизированных помещений следует применять те же подходы: публичный прежний собственник должен нести расходы на капремонт исходя из того, сколько времени в его собственности оставались помещения в конкретном доме», – указал эксперт.

Такое решение, считает Александр Латыев, было бы несравнимо сложнее и требовало индивидуального подхода к каждому случаю. «Однако не секрет, что универсальные абстрактные решения, как в ст. 190.

1 ЖК, как правило, простые, но от того же грубы и зачастую несправедливы, – подытожил он. – Чему отдать приоритет – простоте или справедливости, – предлагали ответить Суду.

Он же уклонился от ответа, но ясно дал понять, что здесь ему ближе простота».

Вс напомнил правила приватизации муниципальных квартир — новости право.ру

В 2001 году городская администрация Ачинска передала Арине Титовой* квартиру в собственность. А в 2014 году многоквартирный дом, где она жила, признали аварийным и подлежащим сносу. Титова передала недвижимость обратно в муниципальную собственность, но оформила на нее договор социального найма. 

В 2020 году городская администрация заключила с Титовой новый договор социального найма на другую квартиру вместо аварийной. Титова решила зарегистрировать права на это жилье и обратилась в муниципалитет. Но ей отказали, ведь по закону приватизировать жилье можно только один раз (ст. 11 закона «О приватизации жилищного фонда в РФ»). Титова подала в суд. 

Ограничений на приватизацию нет

В Ачинском горсуде Красноярского края истец хотела приватизировать новую квартиру, которую занимает по договору социального найма (дело № 2-2171/2021). Титова поясняла, что в 2014 году передала в муниципальную собственность принадлежащую ей недвижимость, а другого жилья у нее нет. 

Судья Алена Порядина согласилась с такими доводами. По ее мнению, в законе нет запрета участвовать в приватизации больше одного раза. Тем более фактически Титова не реализовала это право. Ведь ранее принадлежащую ей квартиру истец передала в муниципальную собственность, а другое жилое помещение ей предоставили на условиях социального найма. Поэтому Порядина удовлетворила иск. 

Представители городской администрации с таким решением не согласились и обжаловали его. Но выводы первой инстанции поддержали Красноярский краевой суд и Восьмой кассационный суд общей юрисдикции. Тогда юристы подали жалобу в Верховный суд.

ВС исправил ошибку 

По закону «О приватизации жилищного фонда в РФ» приватизировать квартиру можно только один раз. У граждан не возникает права на повторную приватизацию, даже если ранее принадлежащую им квартиру они передали обратно в муниципальную собственность.

Мотивы Титовой в этом случае не имеют значения.

Она уже воспользовалась своим правом на регистрацию прав на жилье, и муниципалитет не обязан заключать с ней новый договор о приватизации, отметила тройка судей под председательством Юрия Москаленко (дело № 53-КГ22-14-К8).   

В итоге ВС отменил решения нижестоящих инстанций и направил дело на новое рассмотрение в Ачинский горсуд Красноярского края (дело № 2-3245/2022). Судебное заседание пройдет 29 сентября. 

Председатель коллегии адвокатов Федеральный рейтинг.

группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры — mid market) группа Уголовное право 7место По выручке на юриста (менее 30 юристов) 19место По выручке Профайл компании
Дмитрий Штукатуров рассказывает, что решение ВС отражает складывающуюся по этому вопросу судебную практику: приватизировать муниципальную квартиру можно только один раз. Эксперт отмечает, что подобные дела разрешались уже не раз. Так, о невозможности восстановить право на бесплатную приватизацию высказался Третий кассационный суд общей юрисдикции в деле № 88-4849/2021 и Мосгорсуд в деле № 33-42890/2019. 

* Имя и фамилия изменены редакцией. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector