Льготы

Госпошлина в налоговом кодексе: основные статьи и правила

Госпошлина в налоговом кодексе: основные статьи и правилаСогласно пункту 1 статьи 333.16 Налогового кодекса РФ государственная пошлина — сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 настоящего Кодекса, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.

При установлении государственной пошлины законодатель определил следующие элементы ее взимания:

Налоговым кодексом РФ также установлены особенности предоставления отсрочки (рассрочки) уплаты государственной пошлины, осуществления возврата (зачета) государственной пошлины, а также порядок осуществления налоговыми органами проверки правильности исчисления и уплаты государственной пошлины.

Некоторые элементы юридического состава государственной пошлины установлены законодателем только в отношении оплаты конкретного вида юридически значимого действия. Так, например, при подаче в суд общей юрисдикции искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, государственная пошлина исчисляется исходя из цены иска. Цена иска в данном случае носит характер «налоговой базы».

Такой же характер носит сумма договора при исчислении размера государственной пошлины за удостоверение договоров нотариусами государственных нотариальных контор и уполномоченными должностными лицами; стоимость имущества, на которое переходят по наследству имущественные права при исчислении размера государственной пошлины за выдачу свидетельства о праве на наследство по завещанию или по закону.

Плательщики государственной пошлины

Налоговый кодекс РФ называет в качестве плательщиков государственной пошлины физических лиц и организаций (п. 1 ст. 333.17 Налогового кодекса РФ).

Понятия физических лиц и организаций раскрывается в п. 2 ст. 11 Налогового кодекса РФ. К физическим лицам причисляются граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства.

К организациям Налоговый кодекс РФ относит российские и иностранные организации. Российские организации — юридические лица, образованные в соответствии с российским законодательством.

К иностранным организациям относятся иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации (ст. 11 Налогового кодекса).

Обязанность по уплате государственной пошлины возникает:

  • в случае обращения за совершением юридически значимых действий, предусмотренных Налоговым кодексом РФ;
  • если указанные лица выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

Объекты взимания государственной пошлины

  • Под объектом взимания государственной пошлины необходимо понимать юридически значимое действие, совершение которого обуславливает возникновение у заинтересованного лица обязанности уплаты пошлины.
  • Юридически значимые действия — это такие действия, с совершением которых закон связывает возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей у заинтересованного лица.
  • С принятием Налогового кодекса РФ перечень юридически значимых действий, за которые предусматривается уплата государственной пошлины, был значительно расширен. В данный перечень включены следующие действия:
  • действия, связанные с рассмотрением дел в судах общей юрисдикции, мировыми судьями;
  • действия, связанные с рассмотрением дел в арбитражных судах;
  • действия, связанные с рассмотрением дел Конституционным Судом РФ, конституционными (уставными) судами субъектов РФ;
  • нотариальные действия;
  • действия, связанные с государственной регистрацией актов гражданского состояния, и другие юридически значимые действия, совершаемые органами записи актов гражданского состояния и иными уполномоченными органами;
  • действия, связанные с приобретением гражданства РФ или выходом из гражданства РФ, а также с въездом в РФ или выездом из РФ;
  • действия по официальной регистрации программы для электронных вычислительных машин, базы данных и топологии интегральной микросхемы;
  • действия, связанные с осуществлением федерального пробирного надзора;
  • государственная регистрация, а также прочие юридически значимые действия.

Государственной пошлиной не облагаются вышеуказанные юридически значимые действия, если они совершаются, во-первых, консульскими учреждениями, а во-вторых, частными нотариусами.

За совершение указанных действий консульскими учреждениями взимается не государственная пошлина, а иной платеж — консульский сбор (п. п. 1, 2 ст. 333.16 НК РФ и п. 9 Указа Президента РФ N 1330 от 5 ноября 1998 г. «Об утверждении Положения о консульском учреждении РФ»).

Что же касается нотариусов, занимающихся частной практикой, то они вместо государственной пошлины взимают нотариальный тариф в размере, соответствующем размеру государственной пошлины, предусмотренной за совершение аналогичных действий в государственной нотариальной конторе, и с учетом особенностей, установленных законодательством РФ о налогах и сборах (п. 1 ст. 333.24 НК РФ и абз. 2 ст. 22 Основ законодательства РФ «О нотариате»).

Порядок и сроки уплаты государственной пошлины

Сроки уплаты государственной пошлины установлены п. 1 ст. 333.18 Налогового кодекса РФ.

По общему правилу, которое соответствует принципу — без уплаты сбора не может быть совершено юридическое действие, государственная пошлина уплачивается или до совершения действий (например, до совершения нотариальных действий), или до подачи заявлений и иных документов на совершение юридически значимых действий. В главе 25.3 НК содержится ряд исключений из данного правила. Так, государственная пошлина уплачивается в течение 10 дней со дня вступления в законную силу решения суда:

  • лицами, выступающими ответчиками в судах, если решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины (подп. 2 п. 1 ст. 333.18 НК РФ);
  • при затруднительности определения цены иска в момент его предъявления в суд общей юрисдикции, мировому судье размер государственной пошлины предварительно устанавливается судьей с последующей доплатой недостающей суммы государственной пошлины на основании цены иска, определенной судом при разрешении дела (подп. 9 п. 1 ст. 333.20 НК РФ);
  • при доплате государственной пошлины в случае увеличения истцом размера исковых требований (подп. 10 п. 1 ст. 333.20 и подп. 3 п. 1 ст. 333.22 НК РФ);
  • при доплате государственной пошлины, в случае если суд выйдет за пределы исковых требований (подп. 10 п. 1 ст. 333.20 и подп. 3 п. 1 ст. 333.22 НК РФ).

При обращении за ежегодным подтверждением регистрации судна в Российском международном реестре судов государственная пошлина уплачивается не позднее 31 марта года, следующего за годом регистрации судна в указанном реестре или за последним годом, в котором было осуществлено такое подтверждение (подп. 5.1 п. 1 ст. 333.18 НК РФ).

Кроме того, при предъявлении ювелирных, других бытовых изделий на опробование и клеймение, при предъявлении различных предметов и материалов на экспертизу, при проведении экспертизы на территориях музеев и экспертизы драгоценных камней по запросу правоохранительных органов государственная пошлина уплачивается до выдачи соответственно изделий или результатов экспертизы (п. 1 ст. 333.32 НК РФ).

Сроки уплаты государственной пошлины, установленные Налоговым кодексом РФ, могут быть изменены органом, совершающим юридически значимое действие, по ходатайству заинтересованного лица об отсрочке или рассрочке уплаты государственной пошлины в порядке, установленном ст. 333.41 Налогового кодекса РФ.

Пункт 2 ст. 333.18 Налогового кодекса РФ воспроизводит один из основных принципов исполнения налоговой обязанности, согласно которому налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Данное положение полностью распространяется на плательщиков сборов (п. п. 1, 5 ст. 45 Налогового кодекса РФ).

Высший Арбитражный Суд РФ в информационном письме Президиума ВАС РФ от 25.05.2005 N 91 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации» указал, что уплата государственной пошлины иным лицом за истца (заявителя) законодательством не предусмотрена (п. 18 указанного информационного письма).

Исключения из принципа непосредственной уплаты государственной пошлины лицом, обратившимся за совершением юридически значимого действия, установленные Налоговым кодексом РФ, составляют случаи, когда государственная пошлина уплачивается правопреемником замененной по определению суда стороны по делу, если она не была уплачена замененной стороной (п. 5 ст. 333.20 Налогового кодекса РФ).

Государственная пошлина должна быть уплачена по месту совершения юридически значимых действий.

Согласно Гражданскому кодексу РФ платежи на территории Российской Федерации осуществляются путем наличных и безналичных расчетов (ст. 140 Гражданского кодекса РФ).

Данное правило закреплено и в общей части Налогового кодекса РФ (ст. 58 Налогового кодекса РФ) и продублировано в статье, регулирующей порядок уплаты государственной пошлины.

Из п. 3 ст. 333.18 Налогового кодекса РФ следует, что факт уплаты государственной пошлины подтверждается квитанцией или платежным поручением с отметкой банка о его исполнении.

Лишь при предоставлении указанных доказательств, подтверждающих уплату государственной пошлины в соответствующий бюджет, уполномоченный орган (должностное лицо) вправе совершить юридически значимое действие в отношении плательщика.

Читайте также:  Как правильно написать расписку о получении денег - особенности и разбор нюансов

Высший Арбитражный Суд РФ в разъяснениях по применению главы 25.

3 Налогового кодекса конкретизировал понятие «отметка банка об исполнении платежного поручения» (Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 мая 2005 г.

N 91 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса РФ»). Доказательством уплаты государственной пошлины в безналичной форме является платежное поручение, на котором проставлены:

  • в поле «Списано со счета плательщика» — дата списания денежных средств со счета плательщика (при частичной оплате — дата последнего платежа);
  • в поле «Отметки банка» — штамп банка и подпись ответственного исполнителя (п. 3.8 ч. 1 Положения Центрального банка РФ от 3 октября 2002 г. N 2-П).

Учитывая рекомендательный характер данных Высшим Арбитражным Судом РФ разъяснений, некоторые федеральные арбитражные суды принимают в качестве доказательств факта уплаты государственной пошлины не только платежное поручение с подлинной отметкой банка о списании со счета плательщика денежных средств, но и платежное поручение и выписку из лицевого счета плательщика (Постановление ФАС ВСО от 11.01.2006 по делу N А78-2488/05-С1-1/85-Ф02-6657/05-С2).

В зависимости от вида совершаемых юридически значимых действий Налоговым кодексом РФ установлен ряд особенностей уплаты государственной пошлины, а именно:

  • особенности уплаты государственной пошлины при обращении в суды общей юрисдикции, к мировым судьям установлены ст. 333.20 Налогового кодекса РФ;
  • особенности уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражные суды установлены ст. 333.22 Налогового кодекса РФ;
  • особенности уплаты государственной пошлины при обращении за совершением нотариальных действий установлены ст. 333.25 Налогового кодекса РФ;
  • особенности уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия, совершаемые органами записи актов гражданского состояния и иными уполномоченными органами, установлены ст. 333.27 Налогового кодекса РФ;
  • особенности уплаты государственной пошлины за совершение действий, связанных с приобретением гражданства Российской Федерации или выходом из гражданства Российской Федерации, а также с въездом в Российскую Федерацию или выездом из Российской Федерации, установлены ст. 333.29 Налогового кодекса РФ;
  • особенности уплаты государственной пошлины за совершение действий уполномоченными государственными учреждениями при осуществлении федерального пробирного надзора установлены ст. 333.32 Налогового кодекса РФ;
  • особенности уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию выпуска ценных бумаг, средств массовой информации, за право вывоза (временного вывоза) культурных ценностей, за право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях юридических лиц, за получение ресурса нумерации установлены ст. 333.34 Налогового кодекса РФ.

Письмом Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 14 июля 2016 г. N 03-05-06-03/41266 разъяснено, что взимание с плательщиков государственной пошлины комиссионного сбора за исполнение поручений по ее перечислению в бюджетную систему Российской Федерации через банковские терминалы является неправомерным, так как:

  • согласно пункту 1 статьи 60 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) банки обязаны исполнять поручение налогоплательщика на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, а также поручение налогового органа на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации за счет денежных средств (электронных денежных средств) налогоплательщика или налогового агента в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации;
  • при этом плата за обслуживание по указанным операциям не взимается (пункт 2 статьи 60 НК РФ);
  • правила, установленные статьей 60 НК РФ, применяются также в отношении обязанности банков по исполнению поручений налоговых агентов, плательщиков сборов и распространяются на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации сборов, пеней и штрафов (пункт 5 статьи 60 НК РФ);
  • под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), либо уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности (пункт 2 статьи 8 НК РФ).

Недопустимо взимать комиссию и в том случае, когда госпошлина уплачивается за счет электронных денег налогоплательщика (письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 14 июля 2016 г. № 03-05-06-03/41141).

Глава 25.3 НК РФ Государственная пошлина

  • Глава 25.3 НК РФ Государственная пошлина

Госпошлина по НК РФ: особенности уплаты и учета

1 января 2021 введены новые госпошлины для заявителей. Рассмотрим порядок их уплаты.

Изменения 2021 года

1 января 2021 г. в соответствии с Федеральным законом от 23.11.2020 № 374-ФЗ вступают в силу изменения в ст. 333.33 НК РФ, вводятся новые пошлины для заявителей:

  • за госрегистрацию перехода права собственности на объект недвижимости в связи с реорганизацией юрлица в форме преобразования — 1000 руб.;
  • за внесение данных о юрлице в реестр операторов финансовых платформ — в размере 35 000 руб.;
  • за предоставление лицензии на производство этилового спирта для производства фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) — 9,5 млн руб.

В части предоставления льгот по уплате госпошлины введены два новых основания от обязанности по уплате госпошлины:

  • в целях стимулирования правообладателей объектов недвижимости к регистрации прав, возникших до вступления в силу ФЗ РФ от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», предусматривается их освобождение от уплаты государственной пошлины при обращении за совершением юридически значимых действий, связанных с государственной регистрацией ранее возникших прав;
  • в целях снижения финансовой нагрузки на граждан, пострадавших в результате ЧС, предусматривается освобождение от уплаты госпошлины за госрегистрацию права собственности на жилые помещения или доли в них, приобретенные физическими лицами в связи с реализацией мер социальной поддержки взамен жилых помещений, утраченных ими вследствие ЧС.

Порядок и сроки уплаты государственной пошлины

Порядок и сроки уплаты госпошлины регулируются нормами, установленными статьей 333.18 НК РФ, а также рядом других статей.

Государственная пошлина уплачивается при обращении за совершением юридически значимых действий до подачи заявлений или документов на совершение таких действий либо в случае, если заявления на совершение таких действий поданы в электронной форме, после подачи указанных заявлений, но до принятия их к рассмотрению в соответствии с подпунктом 5.2 пункта 1 статьи 333.18 НК РФ. Исключением являются случаи, перечисленные в пп. 1 — 5.1, 5.3 п. 1 ст. 333.18 НК РФ.

Государственная пошлина уплачивается за совершение государственными органами юридически значимых действий в отношении гражданина или организации, которые за их совершением обратились.

Глава 25.3 НК РФ содержит перечень этих действий, а также регулирует порядок взыскания и уплаты государственной пошлины.

В соответствии со ст. 333.17 НК РФ плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица, то есть бюджетные и казенные учреждения так же признаются плательщиками госпошлины на общих основаниях. Госпошлина ими уплачивается, например, при совершении следующих юридически значимых действий:

  • совершение нотариальных действий;
  • госрегистрация изменений, вносимых в учредительные документы;
  • постановка транспортных средств на учет в ГИБДД;
  • предоставление (переоформление или продление) лицензий;
  • разрешение дел в судах различных инстанций.

Госпошлина взимается с учреждений при их выступлении ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, когда решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты сбора исходя из п.2 ст. 333.17 НК РФ.

Государственная пошлина уплачивается в наличной или безналичной форме по месту совершения юридически значимого действия. Документами, подтверждающими уплату, являются:

  • квитанция — если пошлина уплачена наличными; выдается банком, либо должностным лицом или кассой госоргана, через который вносилась оплата;
  • платежное поручение с отметкой банка — если пошлина уплачена в безналичной форме.

Иностранные организации, иностранные граждане и лица без гражданства уплачивают государственную пошлину в общем порядке.

Следует отметить, в конце 2020 г. в третьем чтении Госдумой были приняты поправки в Налоговый кодекс РФ, продлевающие до 1 января 2023 г. скидку в размере 30 % при уплате гражданами пошлин через портал Госуслуг. Ранее скидка действовала до 1 января 2021 г.

Льготы по уплате государственной пошлины

НК РФ установлены льготы по уплате госпошлины. Список льгот определен статьями 333.35-333.39 НК РФ, установлены они в соответствии с категорией плательщиков и вида совершаемых юридически значимых действий.

Квр и статьи косгу

Расходы при уплате учреждением госпошлины за совершение юридически значимых действий (включая случаи выступления учреждением ответчиком в суде) отражаются по коду вида расходов 852 «Уплата прочих налогов, сборов» и КОСГУ 291 «Налоги, пошлины и сборы» (п. 48.8.5.2 Порядка № 85н, п. 10.9.1 Порядка № 209н).

Возмещение судебных издержек по решению суда (оплата госпошлины по исполнительному листу) учитывается по КВР 831 «Исполнение судебных актов Российской Федерации и мировых соглашений по возмещению причиненного вреда» и КОСГУ 296 по физическому лицу и КОСГУ 297 «Иные выплаты текущего характера организациям» по юридическим лицам.

Поступления от возмещения учреждению госпошлины, ранее уплаченной им при обращении в суд (при взыскании этой суммы с ответчика по решению суда) отражаются по статье подвида доходов бюджетов 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат» и КОСГУ 134 «Доходы от компенсации затрат» в соответствии с п. 12.1.3 Порядка № 85н, п. 9.3.4 Порядка № 209н).

Отражение безналичных расчетов

Учет расчетов по уплате госпошлины по безналичному расчету ведется с применением счета 303.05 «Расчеты по прочим платежам в бюджет».

В соответствии с Инструкцией № 162н п.104, 111 операции по начислению и уплате госпошлины с лицевого счета казенного учреждения производятся следующими бухгалтерскими записями:

Содержание операции Дебет Кредит
Начислена госпошлина 1 401 20 291 1 109×0 2911 106 хх ххх 1 303 05 731
Перечислена государственная пошлина в доход бюджета 1 303 05 831 1 304 05 291
Читайте также:  Сколько процентов НДФЛ: какие существует ставки по налогу

Уплата через подотчетное лицо

Учет таких расчетов через подотчетное лицо ведется с применением счета 208.91 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате пошлин и сборов».

Данные расчеты по уплате госпошлины через подотчетно лицо отражаются в бюджетном учете следующими проводками:

Содержание операции Дебет Кредит
Выданы (перечислены) подотчетные суммы на уплату госпошлины
из кассы учреждения 1 208 91 567 1 201 34 610 Забалансовый счет 18
на расчетную (дебетовую) карту учреждения 1 210 03 567 Забалансовый счет 17 1 304 05 291
1 208 91 567 1 210 03 667 Забалансовый счет 18
Приняты к учету расходы по уплате госпошлины (на основании утвержденного руководителем авансового отчета) 1 401 20 291 1 208 91 667
Внесен неиспользованный остаток подотчетной суммы:
в кассу учреждения 1 201 34 510 Забалансовый счет 17 1 208 91 667
на расчетную (дебетовую) карту учреждения с последующим зачислением на лицевой счет учреждения 1 201 23 510 Забалансовый счет 17 1 208 91 667
1 304 05 291 1 201 23 610 Забалансовый счет 18

В рамках исполнения судебного акта

При ситуации, когда истцом является физическое лицо, расчеты с ним отражаются в бюджетном учете с применением счета 302.96 «Расчеты по иным выплатам текущего характера физическим лицам», а если истец — юрлицо, то применяется счет 302.97 «Расчеты по иным выплатам текущего характера организациям».

Данные операции по возмещению судебных издержек истцу (в части уплаченной им госпошлины) в учете отражаются следующими записями:

Содержание операции Дебет Кредит
Отражены расходы по возмещению судебных издержек истцу (в части уплаченной им госпошлины):
физическому лицу 1 401 20 296 1 302 96 737
юридическому лицу 1 401 20 297 1 302 97 734
Перечислено возмещение истцу:
физическому лицу 1 302 96 837 1 304 05 296
юридическому лицу 1 302 97 834 1 304 05 297 Забалансовый счет 18

Возмещение госпошлины, уплаченной при обращении в суд

Данные расчеты отражаются в бюджетном учете с применением счета 209.34 «Расчеты по доходам от компенсации затрат».

Отражение в учете операций по поступлению возмещения в доход бюджета зависит от того, переданы казенному учреждению полномочия администратора доходов бюджета или нет. Отражение по проводкам будет следующее:

Содержание операции Дебет Кредит
Отражена задолженность ответчика по возмещению судебных издержек учреждению-истцу (в части уплаченной им госпошлины) 1 209 34 56х 1 401 10 134
Отражено поступление в доход бюджета суммы возвращенной госпошлины:
в учете администратора доходов бюджета 1 210 02 134 1 209 34 66х
в учете казенного учреждения, наделенного отдельными полномочиями по начислению и учету платежей в бюджет 1 304 04 134 1 303 05 831 1 303 05 731 1 209 34 66х

Калькулятор госпошлины 2022 года в мировой, районный и арбитражный суд

При обращении в суд в большинстве случаев придется заплатить государственную пошлину за рассмотрение дела. На этой странице вы найдете бесплатные калькуляторы госпошлины, которые помогут быстро рассчитать ее размер.  Все калькуляторы составлены на основании Налогового кодекса РФ (статьи 333.19 и 333.21).

Калькулятор госпошлины для мировых судей

Приведенный ниже калькулятор предназначен для случаев подачи мировому судье искового заявления о взыскании денег или имущества, а также для иных требований, которые возможно оценить для целей уплаты госпошлины.

В основном мировые судьи в России рассматривают дела о выдаче судебных приказов. По подобным заявлениям размер требований не может превысить 500 000 рублей.  Если сумма, которую хочет получить заявитель, больше, то необходимо вместо заявления о выдаче приказа подать в суд полноценное исковое заявление.

Судебный приказ выдается только в случаях, прямо перечисленных в законе – по бесспорным требованиям о взыскании денег по договору, выплате алиментов, заработной платы и иных трудовых компенсаций, задолженностей по коммунальным услугам и иных подобных требований, по которым не требуется длительное судебное разбирательство.

Заявления на судебный приказ рассматриваются в упрощенном порядке, единолично судьей и без участия в процессе сторон дела. Из-за этого для них установлена сниженная госпошлина – в размере 50% от суммы, обычно оплачиваемой при подаче иска.

При подаче заявления о вынесении судебного приказа

Внимание! Калькулятор приведен в информационно-справочных целях. Перед обращением в суд проконсультируйтесь с юристом.

За исковое заявление

Если получить судебный приказ по закону невозможно, необходимо обращаться в суд с исковым заявлением. Иски на сумму до 50 тысяч рублей также рассматривают мировые судьи, при превышении этого порога – суды общей юрисдикции.

Закон предусматривает некоторые исключения, при которых мировой судья может принять иск с ценой более установленного законом порога.

Если исковое заявление исходит от потребителя, защищающего свои права, мировой судья рассмотрит его в случаях, когда цена иска не превышает 100 000 рублей.

Госпошлину при этом платить не придется – закон напрямую освобождает от нее потребителей с небольшой ценой иска (статья 333.36 НК РФ, части 2 и 3).

Калькулятор для расчета госпошлины за иск мировому судье приведен ниже.

Внимание! Калькулятор приведен в информационно-справочных целях. Перед обращением в суд проконсультируйтесь с юристом.

Для судов общей юрисдикции

Районный суд общей юрисдикции рассматривает те споры с участием граждан и организаций, которые:

  • не связаны с ведением ими коммерческой деятельности (эти дела отнесены к компетенции арбитражных судов), и
  • не поручены мировым судьям.

По общему правилу госпошлина в суд общей юрисдикции уплачивается в процентах от суммы заявленных требований. Однако для некоторых дел госпошлина устанавливается в фиксированном размере.

Калькулятор госпошлины за подачу искового заявления

Этот калькулятор госпошлины предназначен для случаев обращения в суд общей юрисдикции с иском, который можно оценить в определенную сумму. Такие иски считаются имущественными. Госпошлина по ним начисляется в процентах от суммы, которую истец взыскивает через суд.

Внимание! Калькулятор приведен в информационно-справочных целях. Перед обращением в суд проконсультируйтесь с юристом.

Если иск невозможно оценить, или заявлены неимущественные требования (например, о выполнении каких-либо действий либо признании прав), размер госпошлины будет фиксированным (статья 333.19 НК РФ, часть 1 пункт 3):

  • 300 рублей для истца – гражданина; и
  • 6000 рублей для истца – организации.

Если иск заявлен о передаче имущества, имеющего определенную стоимость, то госпошлина будет исчисляться, исходя из этой стоимости. Та же ситуация возникает, если заявлено требование о признании права собственности на определенное имущество. Это сделано для того, чтобы пресечь попытки сэкономить на оплате госпошлины, заявив якобы неимущественный иск.

Для административных исков

Административным считается иск об оспаривании действий и решений государственных органов или правовых актов. Для подобных дел рассчитать госпошлину можно без использования калькулятора.

При подаче административного иска государственная пошлина зависит от того, кто выступает истцом:

  • Если это физическое лицо, необходимо уплатить 300 рублей (пункты 6 – 7 части 1 статьи 333.19 НК РФ);
  • Юридические лица платят 2000 рублей (или 4500 рублей при оспаривании актов высших государственных органов).

За установление юридически значимых фактов

Эта категория дел считается бесспорной. В суде устанавливаются те факты, которые человек не может подтвердить иным путем. К примеру, можно подать заявление об установлении фактов родственных отношений, тождественности фамилии, принадлежности определенному человеку документа либо имущества, а равно иные предусмотренные законом обстоятельства.

Госпошлина за установление юридически значимых фактов установлена в едином размере. Подобные заявления относятся к делам, рассматриваемым в упрощенном порядке особого производства. Формально в таких делах нет ответчика, а вместо иска подается заявление об установлении факта.

Госпошлина за предъявление заявления об установлении юридически значимого факта составляет 300 рублей (пп. 8 части 1 статьи 333.19 НК РФ).

За апелляционную и или кассационную жалобу

Гражданский процессуальный кодекс предусматривает возможность обжаловать вынесенное судом первой инстанции решение в несколько этапов (инстанций). Вначале жалоба на решение подается в апелляционную инстанцию, которая может пересмотреть вопрос по существу. Далее, если результат не устроил заявителя, он может подать кассационную жалобу об исправлении допущенных судом нарушений закона.

Размер госпошлины за подачу как апелляционной, так и кассационной жалобы зафиксирован в твердой сумме. Он зависит от того, кто именно обжалует решение.

Если жалоба подается физическим лицом, необходимо оплатить госпошлину в размере 150 рублей (пункты 3 и 9 части 1 ст. 333.19 НК РФ). Юридическое лицо заплатит за жалобу 3000 рублей.

За надзорную жалобу

Надзорная жалоба – это последний шанс изменить принятое по делу судебное решение. Госпошлина за ее подачу также установлена в фиксированном размере. Однако она в два раза больше, чем на предыдущих этапах обжалования. Для физического лица установленный законом размер пошлины составляет всего 300 рублей, однако организация заплатит в 20 раз больше – 6000 рублей.

Для арбитражных судов

Арбитражные суды рассматривают коммерческие споры между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Категории этих дел похожи на те, которые относятся к компетенции судов общей юрисдикции. Однако госпошлина по ним уплачивается в существенно большем размере.

Исковые требования в арбитражных судах, как правило, предъявляются на существенные суммы. Поэтому и госпошлина по ним будет больше, чем в суде общей юрисдикции. При подаче иска госпошлина исчисляется в процентах от его цены в соответствии с правилами статьи 333.21 НК РФ.

Внимание! Калькулятор приведен в информационно-справочных целях. Перед обращением в суд проконсультируйтесь с юристом.

Если же требование не носит имущественный характер, то размер госпошлины определяется напрямую в Налоговом кодексе:

  • По спорам об изменении, заключении и расторжении договоров – 6 000 рублей;
  • При подаче заявления о признании банкротом – 300 рублей с физических лиц и 6000 рублей с юридических лиц;
  • За заявление неимущественного характера – 6000 рублей.
Читайте также:  Отечественным основанием уголовной ответственности является злодеяние

Как пользоваться калькулятором

Госпошлина при обращении в суд определяется в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Ее размер зависит от целого ряда обстоятельств:

  • Суда, который будет рассматривать дело. Госпошлина в мировой, федеральный (районный) или арбитражный суд отличается по размерам;
  • Цены иска, то есть взыскиваемой суммы или другого требования, адресованного суду;
  • Вида обращения в суд – иск, административный иск, заявление о выдаче судебного приказа, апелляционная или кассационная жалоба и т.п.

В каждом из этих случаев удобнее использовать специально подготовленный отдельный калькулятор.  Для того, чтобы им воспользоваться, необходимо:

  • Выбрать нужный калькулятор государственной пошлины;
  • Ввести данные о цене иска — сумме, которую планируется взыскать в суде;
  • Для неимущественных исков закон устанавливает фиксированную госпошлину. Поэтому для случаев, когда исковые требования невозможно оценить, ниже приводится справочная информация о размерах госпошлин.

Пример расчета госпошлины

Предположим, что гражданин собирается подать в суд исковое заявление с требованием взыскать деньги по долговой расписке со своего знакомого. Сумма долга по расписке составляет 20 000 рублей. На дату подачи заявления на нее начислены проценты в размере еще 4 000 рублей. Итого сумма, заявленная в просительной части искового заявления, равна 24 000 рублей.

Из-за небольшой суммы дело будет подсудно мировому судье, в чью компетенцию входит рассмотрение дел на территории (судебном участке) по месту жительства должника.

В соответствии с подпунктом 1 части 1 статьи 333.19 НК РФ,  при цене иска от 20 тысяч до 100 тысяч рублей госпошлина по нему составит 800 рублей плюс 3 процента от суммы свыше 20 тысяч.

Расчет госпошлины будет выглядеть следующим образом:

800 + 3%*(100 тысяч – 20 тысяч руб.) = 800 + 2400 = 3200 рублей.

Тот же результат можно получить, использовав калькулятор, с помощью которого госпошлину можно рассчитать быстрее и удобнее.

Существует возможность взыскать начисленные на задолженность проценты по дату вынесения судебного решения или фактической оплаты денег должником. Для этого необходимо соответствующим образом сформулировать требования, заявленные в иске. 

Где найти реквизиты для оплаты

Платежи в счет госпошлины попадают в бюджет по реквизитам того суда, в который подается иск, заявление, жалоба или иное обращение. Реквизиты для оплаты можно узнать:

  • Посетив сайт нужного суда; или
  • В его канцелярии.

Другие госпошлины за обращение в суд

Если определить цену иска самостоятельно не получается, необходимо проконсультироваться с юристом по этому вопросу. Закон предусматривает фиксированные размеры госпошлины в ряде случаев:

  • 300 рублей за подачу иска, содержащего неимущественные требования (к примеру, о совершении тех или иных действий, не связанных с передачей имущества;
  • 600 рублей за подачу заявления о расторжении брака.

Полный список подлежащих уплате госпошлин для судов общей юрисдикции содержится в статье 333.19 Налогового кодекса РФ.

Во многих случаях для расчета размера госпошлины нужно учесть не только общие положения Налогового кодекса, но и специальные правила – такие, как льготы по уплате госпошлины, особенности определения цены иска и ряд других. Проконсультируйтесь с юристом до обращения в суд. Это поможет не потерять время и деньги.

Госпошлина в бухгалтерском и налоговом учёте и их проводки

На какой счет отнести госпошлину бухгалтеру? Казалось бы, ответ прост: в ст. 13 НК РФ госпошлина отнесена к федеральным сборам, что позволяет учитывать ее на 68 счете. Однако некоторые практикующие бухгалтера настаивают на использовании счета 76.

В разъяснениях чиновников фигурируют оба счета. В то же время, согласно ст. 120 НК РФ, за некорректное ведение бухгалтерского учета на организацию может быть наложен штраф. Как учитывать госпошлину в БУ и НУ без неприятных последствий, расскажем в публикации.

Вопрос: Как отразить в учете уплату государственной пошлины при обращении в арбитражный суд и ее последующий возврат в связи с отказом от иска?
Посмотреть ответ

Особенности налогового учета госпошлины

В налоговом учете госпошлины бухгалтеру наиболее важно определить момент признания в расходах. Согласно НУ это прочие расходы организации, которые нужно отражать в момент начисления (НК РФ, ст. 264-1-1), однако, каким образом определять конкретную учетную дату, законодатель не поясняет. Очевидно, что на момент признания должны соблюдаться следующие условия:

  • госпошлина соответствует законодательным нормам;
  • госпошлина экономически обоснована;
  • госпошлина уплачена, в том числе и через подотчетных лиц, и имеются подтверждающие этот факт документы.

Как учесть расходы на уплату госпошлины за регистрацию юридического лица?

Дата начисления зависит от конкретной ситуации и вида госпошлины. К примеру, регистрация прав собственности и некоторые другие регистрационные действия (НК РФ, ст. 333.18-1-5.

2) невозможны без внесения госпошлины. Вместе с тем юрлицо еще до начала регистрации может от нее отказаться и получить свои деньги назад (НК РФ, ст. 333.40-1-4).

Датой включения в расходы будет день приема документов на регистрацию.

Подтверждающими документами будут здесь квитанция (платежное поручение, иной документ, подтверждающий оплату) и расписка регистрирующего органа о приеме документов.

Можно ли отразить в бухгалтерском учете расходы учредителя на уплату госпошлины за регистрацию юридического лица (ООО)?

Госпошлина за лицензию отражается в НУ в момент начисления (документ №ЕД-4-3/22400 от 28/12/11 г. ФНС, ст. 272-7-1, 264-1-1 НК РФ). Контекст письма ФНС позволяет считать момент начисления идентичным моменту уплаты госпошлины.

При уплате судебной госпошлины нужно иметь в виду следующее: ст. 272-7-1 НК РФ говорит о дате начисления госпошлины, а ст. 333.18-1-1 однозначно утверждает, что сбор должен быть уплачен до обращения в суд. Поскольку конкретной даты законодательство не содержит, а в учете платеж нужно отражать именно конкретной датой, расходы по НУ признаются в день платежа.

Если в последующем по решению суда госпошлину обязан уплатить ответчик, у истца она отразится как прочий доход, а у ответчика – как прочий расход.

Существует также мнение, что до судебного решения следует отражать только уплату госпошлины и до окончания судебного процесса не отражать ее в расходах. Очевидно, что любой выбранный вариант учета госпошлины должен быть аргументирован ссылками на нормативные документы и отражен в ЛНА.

Как учитывается уплата госпошлины за аттестацию работника?

Пошлина, связанная с приобретением НМА и ОС, учитывается двояко (по тексту письма №03-03-06/1/295 от 8/06/12 г. Минфина и ст. 264-1-1,40 НК РФ):

  • если внесена до начала эксплуатации актива и постановки на учет, зачисляется в первоначальную стоимость;
  • если в период, когда первоначальная стоимость уже сформирована, – в прочих расходах.

Бухгалтерский учет госпошлины: проводки

В БУ расходы признаются в том учетном периоде, к которому они имеют отношение, вне зависимости от факта оплаты (ПБУ10/99 п. 18). Практически госпошлина, как правило, учитывается в момент подачи пакета документов в регистрирующий орган, когда она уже оплачена.

Судебные издержки истца (госпошлину) существует возможность начислить в периоде обращения в суд на основании второго экземпляра искового заявления со штампом суда о принятии (инструкция №27 ВАС от 25/03/04 г. п. 3.1).

Госпошлину, связанную с приобретением ОС и НМА, учитывают по факту включения в первоначальную стоимость либо в прочие расходы.

 Госпошлина, как сбор федерального значения, всегда учитывается на счете 68 с открытием одноименного субсчета. Этот платеж нередко отражают на 76 счете, что является методически неверным.

Вместе с тем счет 76 с открытием субсчета в определенных случаях применяют для учета госпошлины.

Проводки по начислению госпошлины:

  1. Дт 08 Кт 68/госпошлина – при покупке, приобретении, создании имущественного объекта или прав (ПБУ14/2007, ПБУ 6/01, п.8). Проводка используется в отношении ОС и НМА, требующих госрегистрации.
  2. Дт 20, 25, 26, 44 Кт 68/госпошлина — за операции в рамках основного вида деятельности (ПБУ 10/99 р. 2). Проводка применяется в разных случаях, к примеру, если речь идет о государственной регистрации изменений устава.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.