Изменение границ смежных земельных участков
В процессе определения границ земельного надела, имеющего межевой план, составленный ранее, иногда возникают ситуации, при которых определенные кадастровым инженером межи отличаются от указанных в реестре.
В таком случае возникает необходимость внесения изменений в межевой план и параллельно с этим будет рассматриваться вопрос о правомерности и возможности изменений границ земельного участка.
Что это такое?
Уточнение контура надела заключается в документировании отклонений полученных данных от тех, которые содержатся в составленном ранее межевом плане.
Фактически смена границ может заключаться в таких действиях:
- Изменение конфигурации контурной линии, определяющей область земли при сохранении значения первоначальной площади.В такой ситуации при внесении данных часть площади в определенном месте образованной фигуры уменьшается, в другом – увеличивается, и в общем величина остается идентичной той, что указана в кадастровом паспорте.Параллельно с этим отсутствие процедуры затрагивания значения площади может заключаться в том, что фактически площадь остается той же, а изменяться будут только данные в межевом плане, который по ряду причин содержит ошибочную информацию;
- Изменение межи с одновременным уточнением значений его площади. В такой ситуации могут исправляться имеющиеся ошибки кадастрового учета или проводиться изменения межи непосредственно на местности при одновременном добавлении бесхозной территории в качестве «прирезки» в допустимом Земельным кодексом размерах.
В каких случаях может понадобиться?
Необходимость замены межи земельного надела может быть связана с различными причинами, при этом будет несколько отличаться порядок внесения новых данных и оснований для такого действия.
При возникновении кадастровых ошибок содержащиеся в реестре данные по нему будут иметь отличные значения межи от такой, какую земля имеет фактически.
Кадастровые ошибки могут возникать по причине внесения инженером неверных данных, использования неисправного оборудования, допущения ошибок в расчетах.
Более подробно о причинах кадастровых ошибок и способах их устранения вы можете ознакомиться в нашей статье, посвященной этому вопросу.
Инициатива собственника
- Перераспределение границ земельного участка может допускаться по инициативе собственника надела.
- В таком случае владелец имеет возможность обратиться как с целью уточнения линии, ограничивающей участок, когда в процессе него восстанавливаются действительные данные, так и для внесения их в план и кадастровый паспорт.
- Это становится возможным, если в ходе оформления любой документации или непосредственного пользования землей были замечены расхождения в данных и фактической площади или конфигурации межи.
Уточнение межи
Уточнение межи может осуществляться на таких основаниях:
- Необходимость обновления данных в связи с планируемым оформлением сделок по наделу или возведению объектов недвижимости;
- При отсутствии действительных данных по данному наделу в государственном кадастре недвижимости;
- При обнаружении содержащихся ошибок в кадастре, которые связаны с превышением допустимых норм отклонений (погрешностей) по поворотным точкам межи и непосредственно проходящим контурам, определяющим площадь, принадлежащую физическому или юридическому лицу;
- При изъявлении собственником самостоятельного желания по поводу определения межи.
Особенности процедуры изменения
Изменение границ надела может иметь характерные особенности в зависимости от того, будет ли в связи с уточнением расположения линии, определяющей межу земельного участка, изменяться также и его площадь.
Перенос с сохранением площади
Изменение контуров земельного участка с сохранением его площади заключается в уточнении всех поворотных точек и проведении между ними межи.
В большинстве случаев такая процедура заключается только во внесении действительных данных по земельному наделу в ситуациях, когда в общегосударственном реестре содержится информация, не соответствующая действительности.
В таком случае площадь участка остается неизменной, однако занесение данных по ней требует соблюдения порядка процедуры, заключающейся в проведении измерений, сборе данным кадастра и согласовании межи участка с соседями.
Без сохранения
При смене или переносе межи с одновременным изменением площади надела важным фактором является предоставление документальных оснований на то, что такой процесс может иметь место.
Само изменение площади участка может быть связано с такими причинами:
- Допущение ошибок при проведении межевания, когда поворотные точки были установлены на участке ошибочно и проходящая межа не соответствует действительности.В такой ситуации могут возникнуть проблемы, если та межа, которая подлежит изменению, была согласована с собственниками соседних земель. С другой стороны, при сборе необходимой документации и предоставлении неоспоримых доказательств ошибки изменение площади возможно;
- Смена межи за счет добавления дополнительной площади к основной части земельного участка. Такая площадь имеет определенные ограничения и не может быть больше установленной законодательством величины в зависимости от категории использования земель.
Добавить площадь к земельному участку возможно только в том случае, если такой участок является бесхозным и по его собственности или обременению отсутствуют какие-либо претензии.
Кто может обратиться?
Обращение за изменением межи можно делать от определенных лиц, имеющих основание для таких действий.
К таким лицам относятся граждане, а также физические или юридические лица, имеющие право собственности на тот надел, относительно которого возникает вопрос по уточнению проходящей межи.
- Также право на изменение показателей могут иметь и те, кто является пользователем надела с последующим переходом права собственности на него.
- Однако в такой ситуации большинство участков еще даже не имеют межевого плана, поэтому будет идти речь не об изменении границ, а об их установлении.
- Изменение границ участка должно сопровождаться предоставлением данных в Росреестр.
Составление такого межевого плана может осуществлять кадастровый инженер, имеющий разрешение на такой вид деятельности и внесенный в реестр на сайте Росреестра.
Как изменить границы после межевания?
- Изменение границ участка после того, как процедура межевания уже была произведена, и в течение отведенного законом срока обращений от лиц, непосредственно заинтересованных в уточнении данных, не последовало подачи заявления, данные по участку, предоставленные по результатам межевания, вносятся в данные государственного реестра.
- В такой ситуации при необходимости изменить границу в первую очередь собственник участка обращается в Росреестр для возможности внесения действительных сведений.
- Стандартной процедурой является отказ в таком действии, поскольку порядок для образования межевого плана был соблюден.
- Далее владелец надела для защиты своих прав обращается в судебный орган, где в результате рассмотрения заявления и приложенных документов определяют правомерность такого действия и кадастровый инженер из организации, куда обратиться собственник, выполняет составление нового межевого плана.
Если решение суда будет положительным, то с постановлением необходимо обратиться снова в Росреестр, специалисты которого на основании новых данных по границам участка должны внести сведения.
Если земля в собственности, но нет межевания
Это может быть связано с особенностями перехода права владения на землю, а также периода времени, в который это происходило – возможно, из-за отсутствия определенных регулирующих норм регистрация участка произошла без действий по определению действительной границы.
В таком случае собственник должен понимать, что при попытке продать участок, оформить на него дарственную, возвести объект недвижимости и т.д., он столкнется с необходимостью предоставления данных по проходящим межам надела.
В такой ситуации не стоит медлить, поскольку установление границ достаточно длительная процедура и при наличии споров относительно них составление межевого плана может занять до 6 месяцев.
Заключение
- Итак, изменение границ земельного участка, даже если такая процедура затрагивает исключительно внесение точных данных по земле, достаточно сложная и емкая процедура.
- Внесенные данные по поворотным точкам и границам подлежат признанию недействительными и замене на уточненные только при обращении лица, имеющего полномочия на такое действие, предоставление оснований, а также составленного межевого плана.
- В определенных ситуациях владельцу надела приходится обращаться в суд, чтобы смена границ надела было возможной.
Основания для изменения границ земельного участка
Изменение границ земельного участка заключается в изменении его конфигурации и/или размера за счет смежных территорий. Регулирование данного процесса предоставляет собственнику ряд возможностей в сфере управления недвижимым имуществом, а также предотвращает возникновение конфликтов с владельцами смежных земельных участков.
Для чего это нужно
Такая необходимость может возникнуть в следующих случаях:
- ошибка в реестра землепользователей, вследствие которой необходимо заново производить уточнение границ и составлять кадастровый план;
- в случае, если собственник намеревается объединить два и более наделов в один или разделить один участок на несколько;
- если при уточнении границ фактическая площадь не соответствует той, что указана в документах. В таком случае, межевание производится при отклонении в 10% или более.
- для увеличения площади;
Основания
- Межевание земельного участка происходит посредством соглашения между собственником и уполномоченными органами.
- В результате соглашения собственнику должен быть выдан кадастровый паспорт образованного надела.
- Также, данный процесс может быть произведен по инициативе органов уполномоченных по регулированию кадастровых вопросов для следующих целей:
- приведения границ ЗУ в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;
- размещения объектов капитального строительства, а также изъятия наделов для государственных или муниципальных нужд.
Куда обратиться
- Подобного рода услуги предоставляют геодезические компании и уполномоченные органы (Государственный земельный надзор, муниципальный земельный контроль и общественный земельный контроль).
- Главное помнить, что деятельность организации, к которой вы обращаетесь должна соответствовать Федеральному закону “О кадастровой деятельности”, а потому не лишним будет запросить документы подтверждающие легитимность её деятельности.
- При подаче заявления от Вас потребуется следующие данные:
- ФИО и паспортные данные.;
- для юридических лиц: наименование и место нахождения, а также регистрационный номер;
- Кадастровый номер ЗУ;
- реквизиты утвержденного проекта межевания территории;
- информация необходимая для обратной связи с заявителем;
А также прилагающаяся документация:
- свидетельство о собственности;
- кадастровый паспорт;
- гражданский паспорт.
К процедуре уточнения межевых линий также привлекаются владельцы смежных участков. В течение тридцати суток после подачи заявления они могут обжаловать его, если считают, что изменение межевых линий производится в несоответствии с их интересами. В таком случае в целях решения конфликта может понадобится судебное разбирательство.
Также, доводы и заявления владельцев смежных участков будет приложено к обновленному межевому плану. В случае, если инициатива не встречает никаких возражений, обновленный план распределения наделов вступает в силу в момент его регистрации.
Для регистрации обновленных данных следует обратиться в Федеральную Кадастровую Палату.
Особенности
Без изменения площади
- Заключается в изменении расположения межевых линий участка без изменения его площади, при этом допускается изменение конфигурации.
- Может производиться для его частичного перемещения, например, вследствие расширения смежного участка.
- Даже несмотря на то, что площадь и конфигурация могут оставаться неизменными, наделу впоследствии должен быть присвоен новой кадастровый номер.
С изменением площади
Подразумевает уменьшение или увеличение площади ЗУ в результате перераспределения его границ. Частными случаями являются:
- разделение одного надела на несколько. В таком случае каждый из образовавшихся участков считается отдельным объектом недвижимости и имеет свою площадь и уникальным номер в реестре;
- объединение нескольких участков в один. В результате получается один ЗУ с новыми границами и площадью;
- выдел доли из земельного участка. Надел из которого выделяют долю считается основным, а выделенная часть – второстепенным участком. Его необходимо поставить на учет, в последствии ему будет присвоен новый кадастровый номер
- приобретение площади участка за счет наделов находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Заключение
Процедура межевания границ земельных участков является повсеместным явлением в кадастровом праве и потому осуществить такую инициативу не составляет труда. Главное помнить, что ваши интересы могут противоречить интересам владельцев соседних участков и в таком случае может возникнуть конфликт, влекущий за собой судебное разбирательство.
Изменение кадастровых границ земельного участка
Отношения, возникающие при изменении границ земельного участка регулируются Федеральным законом № 221 от 24.07.2007 года. Законодательство РФ позволяет изменять границы участка как в пользу увеличения, так и уменьшения. Об этом и поговорим в статье.
Содержание статьи:
Случаи, при которых необходимо изменение:
- В результате кадастровой ошибки, когда геодезисты при межевании допустили неточности. В этом случае компания, которая неверно провела работы, проводит их снова, составляет новый кадастровый план с исправлениями.
- По заявлению владельца участка: при его разделе или объединении со смежными, при совершении сделок с наделом для уточнения его размера, при стертости со временем границ. Для этого необходимо снова произвести межевание и установить новые границы.
- По заявлению соседей при самовольном увеличении площади владельца смежного участка.
- С целью уточнения границ. Когда фактические размеры надела отличаются от тех, что указаны в документах на 10 и более процентов.
При наличии смежных наделов, изменения должны происходить с согласия соседей. Если они против, то вопрос решается в судебном порядке.
Как начать процедуру изменения границ?
За услугой проведения замера границ следует обратиться в геодезическую компанию или в кадастровую палату с заявлением.
К нему прилагаются:
- Документ, подтверждающий правовладения ЗУ.
- Кадастровая выписка.
- Ситуационный план.
- Документ, разрешающий внести изменения в государственный кадастр.
- Паспорт заявителя.
- После того, как заявитель предоставил необходимые документы, он заключает договор и оплачивает услуги с геодезической компанией о проведении кадастровых работ.
- Если межевание проводятся повторно, то владелец участка должен обосновать необходимость повторного проведения кадастровых работ и предоставить межевое дело.
- Обоснованием может служить:
- Решение суда.
- Административный акт.
- Решение Росреестра.
Главное условие для проведения работ – участок должен иметь регистрацию в государственном кадастре.
Как проводится изменение границ?
Процедура по изменению границ может длиться до трех месяцев и включает три этапа:
- Подготовительный. Заключение договора с геодезической компанией. Составление списка собственников смежных участков. Составление плана работы.
- Полевые работы. Геодезическая съемка, измерение площади, установка межевых знаков. Измерительные работы ведутся с помощью специального оборудования, осматривается почва, выявляются особенности рельефа, все элементы (холмы, впадины, канавы, пруды и т.д.) отражаются на плане.
- Заключительный. Обработка полученной информации, составление межевого плана, согласование с соседями, внесение изменений в кадастровые документы.
Этапы согласования с соседями
Соседей необходимо оповестить об изменении границ за 30 дней до начала работ. В процессе согласования предусмотрена индивидуальная работа с каждым или проводится коллективная встреча.
Процесс согласования имеет этапы: 1. Соседи получают извещения от компании. Способы его подачи:
- Лично под роспись.
- В электронном виде.
- Заказным письмом.
- В виде публикации в газете (на случай, если соседей много, при коллективной собственности, либо нет возможности установить местонахождение).
2. В назначенный день кадастровый работки проводит встречу с ними и знакомит с подготовленным кадастровым планом, на котором обозначены межевые границы.
3. Обязательно ведутся разъяснительные работы и ответы на вопросы соседей, у которых не должно быть сомнений в правомерности изменения границ.
4. На обратной стороне чертежа составляется акт согласования кадастровым инженером. Акт содержит план участка и информацию о владельцах смежных наделов.
5. Акт подписывается соседями и подшивается. При этом проверяются паспорта или доверенности представителей.
Наличие чертежа при составлении акта обязательно, если акт подписан без него, то его можно оспорить в суде.
Если участок граничит с муниципальными землями, то требуется согласование с администрацией.
Видео сюжет расскажет о согласовании границ земельного участка
Сколько стоит изменение кадастровых границ?
Цена кадастровых работ зависит от площади участка, от его удаленности и особенностей рельефа. В среднем стоимость услуги составляет от трех до шести тысяч рублей. Оплата проходит до начала работ и к заявлению прилагается квитанция.
Если участок не стоит на кадастровом учете, то понадобятся дополнительные работы по землеустройству, что увеличит их стоимость.
Изменение границ должно проводиться только квалифицированными специалистами, имеющими разрешающий сертификат.
Вам также может понравиться
Перераспределение земельных участков с 1 января 2021 года порядок
Земельные участки, в соответствии со ст.11.7 Земельного кодекса могут быть перераспределены между собственниками. В статье подробно разберем, какой существует порядок перераспределения земельных участков с 1 января 2021 года.
Правила образования земельных участков в 2021 году
В соответствии с земельным кодексом (ст.11.2) существует несколько способов возникновения новых земельных наделов. Вот так звучат общие правила образования земельных участков, в 2021 году:
- Выдел одного, или наоборот, объединение нескольких участков
- Перераспределение земельных участков
- Раздел (один участок делится на несколько)
Но мы остановим свое внимание на образовании земельных участков путем перераспределения. Уточним какова процедура и порядок перераспределения земельного участка в 2021 году. Также выясним куда стоит обращаться и какие документы следует собрать.
Когда возникает необходимость перераспределения земельных участков
Необходимость в перераспределении земельных участков возникает по разным причинам. Чаще всего, собственник обращается по этому вопросу тогда, когда возникает проблема, которую удобно решить путем перераспределения земельных участков.
Например, изломанная линия границы; вклинивания смежных участков; подвод коммуникаций; неудобный подход или подъезд; дом, который уже построен выходит за предельно допустимые границы от забора. Ведь по сути – перераспределение площади земельных участков – это процедура их объединения, а затем раздела.
То есть, перераспределение создано для удобства собственников, чтобы исключить дополнительную волокиту с документами.
Собственник земельного участка, может путем перераспределения земельных участков осуществить прирезку земельного участка за счет смежных земель и увеличить свою площадь.
Основные два варианта перераспределения земельных участков
- Собственниками участков являются физические или юридические лица.
В данном случае заинтересованным лицам необходимо провести комплекс кадастровых работ и подписать между собой соглашение о перераспределении земельных участков.
- Собственниками с одной стороны выступают физическое/юридическое лицо, а с другой — муниципальное образование.
Наиболее распространенная, но и более сложная процедура. Включает в себя согласование проектной схемы перераспределения с отделом архитектуры муниципального образования.
Особенности перераспределения земельных участков с 1 января 2021 года
Какие существуют особенности перераспределения земельных участков с 1 января 2021 года? По закону нельзя перераспределить дачные участки. Но это связано лишь с тем, что понятие дачный участок с 2019 года упразднили и заменили на садовый участок.
Другие новшества в законодательстве касаются общих изменений в системе кадастра. Они связаны со вступлением в силу с 16.09.2019 закона 150-ФЗ (от 17.06.
2019), который предусматривает новый порядок комплексных кадастровых работ для согласования границ земельных участков СНТ, территорий общего пользования и прочих участков, находящихся в собственности граждан.
Что же получается в результате перераспределения земельного участка между собственниками? Все просто — возникает новый участок (участки), с другими координатами и площадью. Насчет кадастрового номера – будет ли он изменен или нет, это решит кадастровая палата.
Порядок действий при перераспределении
Для начала собираем комплект документов. Чтобы выяснить, какие именно документы понадобятся для перераспределения земельных участков именно в вашем случае, следует обратиться в органы местной власти. Статья 39.29 Земельного кодекса гласит, что для перераспределения земельных участков нужно заключить соглашение между собственниками, в целях заключения которого подается заявление.
Заявление о перераспределении земельных участков
Заявление типовое, заполняется легко. Примерную форму можно найти на просторах интернета, однако лучше поинтересоваться в местных органах власти, какой бланк заявления принят в вашем муниципалитете, так как форма заявления не является общепринятой. Также заявление можно подать через госуслуги или по почте.
В заявлении обязательно должно быть указано:
- ФИО, адрес, паспортные данные (для физ.лиц)
- Наименование и реквизиты (для юр.лиц)
- Кадастровые номера участков
Неотъемлемой частью заявления будет пакет документов, необходимых при перераспределении между земельными участками:
- выписка из ЕГРН, либо копии документов о собственности или ином правообладании на землю
- проект межевания территории
- схема расположения земельного участка (если нет проекта межевания)
- выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП (для юридических лиц).
Это не исчерпывающий список документов. При перераспределении земельных участков, находящихся, в частной собственности или в государственной собственности, могут понадобиться еще какие-нибудь уточняющие документы, все зависит от индивидуального случая.
Сроки рассмотрения заявления о перераспределении земельных участков
В соответствии со ст.39.29 (п.8) Земельного кодекса срок рассмотрения заявления о перераспределении земельных участков составляет 30 рабочих дней.
Этот срок может быт увеличен до 45 рабочих дней в случае, если для рассмотрения заявления требуется получить дополнительную документацию или материалы.
Если же заявление подано с нарушениями (в комплекте не хватает документов, подано в иной орган) – тогда оно возвращается в течение 10 дней со дня поступления. Рассмотрев заявление о заключении соглашения о перераспределении земель администрация принимает одно из следующих решений:
- Утвердить схему расположения, либо основываясь на утвержденный проект межевания дать положительный ответ на подписание соглашения о перераспределении земельных участков;
- Отказать в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, указав при этом законные причины.
Если заявление рассмотрено, и дан положительный ответ, тогда следующим шагом будет Соглашение о перераспределении земельных участков. Соглашение о перераспределении земельных участков заключается обязательно в письменном виде – это добровольное желание сторон с подробным описанием способов и мотивов перераспределения.
Соглашение составляется между заинтересованными собственниками участков. Собственниками могут выступать как частники, так и государство или муниципалитет.
Кто оформляет перераспределение земельного участка
Мы выяснили, что для перераспределения земельных участков требуется ряд документов.
А кто оформляет перераспределение земельного участка? Порядок перераспределения земельных участков предполагает участие не только собственников земель, в том числе муниципальных, государственных органов, но других структур и лиц.
Так, в результате перераспределения готовится межевой план, право подписи которого принадлежит только зарегистрированному кадастровому инженеру, кроме того, кадастровый инженер дает консультации и оказывает помощь как на этапе подготовки документов (схем, проектов), так и после заключения соглашения.
Для того, чтобы оформить межевание следует выбрать кадастровую компанию или кадастрового инженера в своем регионе из каталога кадастровых организаций. По ссылке вы найдете бесплатный и удобный онлайн сервис — калькулятор цен на кадастровые услуги, с помощью которого можно выбрать исполнителя кадастровых работ.
Диск с межеванием, а также пакет документов для регистрации вновь созданных перераспределенных земельных участков, передается в местный МФЦ, для последующей регистрации в органах Росреестра.
Когда вновь созданные участки будут поставлены на кадастровый учет, тогда старые прекратят свое существование.
Таким образом, за счет перераспределения земельных участков возможно увеличение или уменьшение площади таковых. Увеличение площади (прирезка земельного участка) может быть как за счет государственных (муниципальных) земель, так и за счет частной собственности. Как правило, при таком раскладе, в соглашении обычно прописывается денежная компенсация.
Уточнение местоположения границ земельных участков
- УТОЧНЕНИЕ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ ГРАНИЦ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ
- Рекомендации основаны на требованиях действующего законодательства и законодательства, действовавшего на момент приватизации земель.
- ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ, ПО КОТОРЫМ ПРОВОДИТСЯ УТОЧНЕНИЕ ГРАНИЦ
Условия уточнения границ земельных участков установлены частью 1 статьи 43 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», где сказано, уточнение местоположения границ проводится при условии, если сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным требованиям. Требования к точности определения границ земельных участков установлены Приказом Минэкономразвития России от 01.03.2016 № 90 «Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения и помещения». Исходя из требований данного приказа уточнение местоположения границ проводится:
- а) для земельных участков, сведения о координатах границ которых отсутствуют в сведениях ЕГРН или
- б) точность определения координат по сведениям ЕГРН ниже нормативной или
- в) точность определения координат в сведениях ЕГРН не указана.
Уточнение местоположения границ земельных участках, сведения о которых соответствуют нормативной, не проводится. Изменить конфигурацию и площадь земельного участка, местоположение границ которого определено с надлежащей точность, можно в порядке перераспределения, объединения или раздела.
При проведении работ по уточнению местоположения границ земельного участка следует иметь в виду, что действующее законодательство не содержит понятия «фактические границы земельного участка».
В то же время частью 10 статьи 22 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что границы уточняемого земельного участка определяются документами. Последнее упоминание о фактических границах было исключено в 2008 году из 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
До этого момента в упомянутом законе содержалось требование. что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется с учетом сведений, содержащихся в правоустанавливающем документе на земельный участок, и фактического землепользования.
Таким образом проводить уточнение местоположения границ по фактическим рубежам на местности допускается только при восстановлении утраченных документов, содержащих описание установленных границ. Удостоверить описание утраченных границ имеет право суд.
- ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ
- Документы, на основании которых проводится уточнение границ
- Местоположение границ уточняемого земельного участка определяют на основе документов, предусмотренных
- частью 10 статьи 22 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»,
- пунктом 22 Приказа Минэкономразвития №921,
- пунктом 70 Приказа Минэкономразвития №921.
- Учитывая, что качество чертежей границ в ряде случаев неудовлетворительное, то допускается изменение площади по сравнению с переданной в собственность при приватизации, допускается изменять не более чем на 10% или на величину минимального размера земельного участка, установленного градостроительным регламентом.
- К документам, содержавшим сведения о местоположении границ земельного участка законодательством отнесены:
- 1) Документы, подтверждающие право на земельный участок включающие в обязательном порядке чертеж земельного участка:
- Свидетельства о праве собственности на землю (синие свидетельства) которое выдавались по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 года № 177 «Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения».
- Свидетельство о праве собственности на земельную долю из земель сельскохозяйственного назначения которое выдавались по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 года № 1767 «»О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России». Данная форма свидетельства использовалась и для удостоверения прав на приватизированные участки приусадебных земель.
2) Документы, определяющие местоположение земельного участка при его образовании:
- утвержденный проект организации и застройки территорий садоводческого, огороднического или дачных некоммерческого объединений граждан;
- проекты перераспределения сельскохозяйственных угодий и иных земель сельскохозяйственного назначения
- утвержденные в установленном порядке материалы лесоустройства, проектная документация лесных участков;
3) Документы, подтверждающие существование границ на местности 15 и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка:
- план границ из технического паспорта БТИ, изготовленного до 1 января 2013 года;
- фотопланы местности, подтверждающих фактическое местоположение границ масштаба не мельче 1:5000;
- планы, являющиеся картографической основой ЕГРН;
- топографические планы, запрошенные из архивов местной администрации, проектных и изыскательских организаций;
- чертеж границ земельного участка из межевого дела, хранящегося в государственном фонде данных.
- На указанных выше планах обязательно должны быть обозначены установленные границы земельных участков или линейные рубежи, по которым проходят границы земельных участков.
- Фотопланы, отражающие ситуацию на местности ранее 15 лет имеются в распоряжении организаций системы Рослесинфорг и предприятий, входивших в систему ВИСХАГИ.
- Кадастровый инженер не вправе давать собственные заключения о существовании границ на местности более 15 лет без подтверждения данного факта вышеупомянутыми документами.
- Порядок действий при отсутствии графических документов, определяющих местоположение уточняемых границ для земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства и ведения приусадебного хозяйства
С момента приватизации земель в Российской федерации, начало которой положил Указ Президента РФ от 27.12.1991 № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» и до настоящего времени изготовление чертежа земельного участка являлось обязательным.
Образец межевого плана и порядок действий, как уточнить границы земельного участка, поставленного на кадастровый учет ранее
Для решения вашей проблемы ПРЯМО СЕЙЧАС получите
консультацию:
Показать содержание
Что это такое?
Уточнение местоположения границ земельного участка – это вид кадастровых работ, предназначенный для определения координат поворотных точек участка, в соответствии с чем устанавливается:
- местоположение ЗУ в окружающем контексте;
- его точная площадь;
- конфигурация.
Также, уточнение границ земельного участка – это важная и необходимая процедура для собственника надела. Во время процедуры допускается дооформление прилегающей бесхозной земли, в соответствии с нормами Федерального закона № 171-ФЗ, от 23.06.14 г.
Кадастровые работы входят в процедуру межевания, являясь её итогом. В виде электронной копии, составленной кадастровым инженером, передаются в государственный кадастр недвижимости (ГКН). Перенесённые на бумажный носитель и обеспеченные соответствующими актами, передаются правообладателю участка.
Бланк и образец заполнения акта согласования границ ЗУ с соседями.
Теперь выясним, что такое уточнение границ земельного участка, которые не установлены согласно законодательству.
Уточнение границ ранее учтённого ЗУ
Это процедура, требующая внесения изменений в сведения, хранящиеся в регистрационном банке ГКН. Происходит уточнение границ ранее учтенного земельного участка в случае выявления кадастровой ошибки, допущенной при предшествующем межевании.
Подробнее узнать, что делать, если границы ЗУ не установлены или установлены с ошибкой можно в другой нашей статье.
По преимуществу возникает как последствия споров между собственниками прилегающих участков. Иногда выявляется регистрирующим органом в результате проведения регистрации имущественной сделки.
В результате уточнения границ допускается увеличение площади ЗУ, на основании законных прецедентов. Так же может последовать её уменьшение, если территория надела произвольно и неправомерно расширена.
Что значит изменение границ ЗУ без изменения площади?
Изменение границ земельного участка без изменения площади – это проведение межевых линий по уточнённым координатам, которые могут связываться с более точным определением местоположения поворотных точек.
В таком случае допускается изменение конфигурации, при общем сохранении площади. Или частично изменяется местоположение надела, если один из собственников смежных участков расширил свои границы, а прилегающие земли сдвинулись, сохраняя установленные для законного использования площади. Относится к юридической и кадастровой процедуре восстановления границ.
Такие прецеденты по преимуществу возникают при наложении межевых границ. Связаны с тем, что по случайному или намеренно недобросовестному действию одного из собственников, произошёл прецедент самозахвата на основании нарушения норм ст. 7.1 КоАП РФ.
КоАП РФ, Статья 7.1. Самовольное занятие земельного участка
- Самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, —
- влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
- Примечания:
- За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
- В случае самовольного занятия части земельного участка административный штраф, рассчитываемый из размера кадастровой стоимости земельного участка, исчисляется пропорционально площади самовольно занятой части земельного участка.
Отсчитывая свою законную площадь от ошибочно установленных межевых линий, владелец сдвигает свой участок. Либо – расширяет его за счёт муниципальных земель – например, придавая ему прямоугольную форму вместо квадратной.
Незаконное использование не принадлежащей собственнику площади, приводит к нарушению порядка регистрации и имущественных прав соседей (муниципалитета). Влечёт административную ответственность и штрафные санкции (подробнее об ответственности описано здесь).
Основанием для уточнения границ и площади земельного участка может стать:
- Заявление собственника ЗУ.
- Заявление его соседа.
- Решение суда.
- Инициатива административного органа.
- Инициатива регистрирующего органа.
При этом следует соблюдать ряд условий, в числе которых срок исковой давности (ст. 196 ГК РФ).
ГК РФ Статья 196. Общий срок исковой давности
- Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
- Срок исковой давности не может превышать десять лет со дня нарушения права, для защиты которого этот срок установлен, за исключением случаев, установленных Федеральным законом от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ «О противодействии терроризму».
Если установленные правила пользования землями были обнаружены более чем за 3 года до обращения, и существовали как приемлемая и открытая форма установленной площади, результаты межевания можно оспорить в суде в пользу лица, который установил данный негласный регламент. А если таковые существовали более 15 лет – они будут признаны на основании срока приобретательной давности.
При возникновении спора, нередко привлекается судебное решение, требующее изменение границ земельного участка, поставленного на кадастровый учет.
Если ошибка выявлена при регистрации сделок с недвижимостью, на основании Федерального закона от 13.07.15 г.
, под № 218-ФЗ, допускается приостановление регистрации сделки и перепроверка внесённых ранее сведений о расположении межевых знаков.