Actual

Как признать дом аварийным

В 2020 году действуют новые правила признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Также изменился порядок расселения из аварийного жилья. Законодатель:

  • — сформулировал основание, по которому МКД признают аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
    — дополнил правила работы с документами, которые орган МСУ получает и оформляет после оценки и обследования дома;
    — предусмотрел новые механизмы расселения из аварийного жилья;
    — определил, по каким аварийным домам решение о сносе или реконструкции принимает орган МСУ;
  • — установил новый порядок расчета суммы возмещения за изымаемое помещение.

Документ: Новые правила признания дома аварийным — в постановлении Правительства от 29.11.2019 № 1535. Оно внесло изменения в положение, утвержденное постановлением Правительства от 28.01.2006 № 47 (далее — Положение № 47)

Стало понятно, на каком основании признавать МКД аварийными

По новым правилам МКД признают аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, если его несущие строительные конструкции либо весь дом в целом находятся в аварийном техническом состоянии.

Есть два признака аварийного технического состояния строительных конструкций.

1. Повреждения и деформации, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения многоквартирного дома.

2. Крены, которые могут вызвать потерю домом устойчивости.

Оба признака указаны в новой редакции пункта 34 Положения № 47.

Комиссии и органу МСУ установили сроки по работе с документами

Законодатель установил более конкретные правила работы комиссии по оценке и обследованию МКД. Именно она решает, есть ли основания признать дом аварийным и подлежащим сносу либо реконструкции. Свои выводы комиссия излагает в заключении. Его оформляют на бланке из приложения № 1 к Положению № 47.

Образец 1— в конце статьи.

Комиссия направляет два экземпляра заключения в орган МСУ. По новым правилам она должна сделать это в течение трех дней после того, как оформила заключение. В старой редакции Положения № 47 срок указан не был.

Образец 2 — в конце статьи.

После того как орган МСУ получил заключение комиссии, он должен принять решение по дому. Отразите его в муниципальном акте (см. образец 2).

Если вы признали МКД аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, направьте решение вместе с заключением комиссии заявителю и в орган муниципального жилищного контроля по местонахождению дома. Срок — пять дней со дня, когда вы приняли решение.

Не обязательно высылать бумажные документы. Можно отправить их в электронном виде через интернет, в том числе через единый или региональный портал государственных и муниципальных услуг.

Органы МСУ теперь принимают решения не только по муниципальным домам

У органов МСУ теперь есть полномочие признавать непригодными для проживания жилые помещения не только муниципального, но и частного жилищного фонда.

Такое же правило установлено для МКД: признание дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции — это почти всегда полномочие органа МСУ. Исключение — МКД, все жилые помещения в которых находятся в собственности РФ или региона.

Раньше эти полномочия органа местной власти распространялись только на жилые помещения и многоквартирные дома, которые относятся к муниципальному жилищному фонду.

Появились новые механизмы расселения из аварийных домов

Документ: Федеральный закон от 27.12.2019 № 473-ФЗ внес изменения в Жилищный кодекс и Федеральный закон от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»

Если МКД признали аварийным, все жилые помещения в нем становятся непригодными для проживания (п. 4 ст. 15 ЖК). Жильцов нужно расселить. Закон № 473-ФЗ сохранил все существующие механизмы расселения из аварийного жилья и ввел новые.

Региональные власти могут вводить для собственников квартир в аварийных МКД дополнительные меры поддержки по обеспечению жильем. Например, регион может предоставить таким гражданам субсидии, чтобы возместить часть затрат на покупку нового жилья.

Те, кто владеет квартирой в аварийном доме и решил купить новую в кредит, могут рассчитывать на компенсацию по ипотечным займам.

При этом для субсидирования льготной ипотеки и создания маневренного жилого фонда можно будет использовать средства федерального бюджета.

Новые меры поддержки будут доступны не всем жильцам домов, признанных в установленном законодательством порядке аварийными.

На дату признания МКД аварийным у собственника не должно быть в собственности других жилых помещений, пригодных для постоянного проживания.

Регион не окажет поддержку и тем, кто снимает другое жилое помещение по договору аренды или занимает его на условиях социального найма.

Придется больше платить за изымаемые для муниципальных нужд жилые помещения

На заметку: Соблюдайте новое правило и в случаях, когда изымаете жилье в связи с изъятием земельного участка, на котором расположен дом

Когда местные власти расселяют аварийный дом, они изымают жилье для муниципальных нужд. При этом собственникам жилых помещений нужно выплатить возмещение.

Включайте в эту сумму рыночную стоимость не только помещения и общего имущества в МКД, но и земельного участка, на котором расположен дом. Это требование указано в новой редакции части 7 статьи 32 ЖК.

Увеличение размера возмещения — это дополнительная мера поддержки граждан, которых переселяют из аварийного жилищного фонда.

Закрепили право жильцов аварийных домов на временное жилье из маневренного фонда

Если оставаться в аварийном доме опасно, его жильцы вправе получить временное жилье из маневренного фонда муниципального или регионального уровня. Эта гарантия раньше не распространялась на жителей домов, признанных аварийными. Теперь в подобной ситуации орган МСУ должен выделить временное жилье по первому требованию гражданина.

Предоставляйте временное жилье из маневренного фонда на срок не более двух лет. За это время вы должны выплатить гражданину компенсацию для покупки новой квартиры или предоставить ему новое жилье.

Определили условия финансовой поддержки переселения из аварийных домов

  1. На решение проблемы аварийного жилья теперь можно тратить субсидии из бюджетов всех уровней.

    Закон разрешает выделять их:

  2. — жильцам аварийных домов — на покупку нового жилья; 
    — компаниям, которые реализуют проекты по развитию застроенных территорий или комплексному развитию территорий; 
  3. — гражданам, которые вправе получить возмещение за изымаемое помещение.

В первую очередь предусмотрено предоставление субсидий девелоперам, которые заключили с органами МСУ договоры о комплексном развитии застроенных территорий.

Субсидия компенсирует расходы на выполнение обязательств по созданию и передаче в муниципальную собственность жилых помещений для граждан, переселяемых из аварийных домов. Такая субсидия не должна превышать 25 процентов нормативной стоимости переселения. Ее рассчитывают исходя из общей площади жилых помещений, из которых переселили людей, и нормативной стоимости квадратного метра.

Средства на расселение из аварийного жилья будет предоставлять и Фонд содействия реформированию ЖКХ. Если регион хочет получить финансовую поддержку фонда, он не должен предоставлять или использовать земельные участки, на которых располагались МКД аварийного жилищного фонда.

Исключение — случаи, когда участок предоставляют под определенные объекты: например, коммунального и социального обслуживания, здравоохранения, образования.

Земельные участки, которые освобождаются от аварийных домов за счет средств федерального бюджета, можно использовать только под строительство социальных объектов или для создания общественных пространств.

Полученные из фонда средства регион распределяет между муниципальными образованиями, на территории которых есть аварийные дома.

Об объеме долевого финансирования переселения из аварийного жилья из средств местного бюджета муниципалитеты, как обычно, могут узнать из программы своего региона.

Но раньше этот объем устанавливали на весь период действия программы. Теперь — лишь на текущий и два последующих года.

Признание многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу: основания, порядок, правовые последствия

Как указано в статье 1 ныне действующего Жилищного кодекса РФ, одним из основных начал жилищного законодательства является обеспечение органами государственной власти и органами местного самоуправления безопасности жилища и сохранности жилищного фонда.

В этой связи нормативное закрепление порядка признания многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу вполне может рассматриваться как одна из гарантий указанного нами принципа. Установление такого порядка позволяет не только избежать нарушения жилищных прав граждан, но и является необходимой предпосылкой обеспечения их конституционного права на жизнь и здоровье.

Причем речь идет о жизни и здоровье как лиц, проживающих в аварийном жилом доме, так и не проживающих в нем.

В настоящее время процедура признания многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу предусмотрена Жилищным кодексом РФ и Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47.

Как следует из пункта 7 указанного Положения, признание многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу относится к компетенции специально создаваемой межведомственной комиссии. Только данная комиссия может принять решение о том, что жилой дом находится в аварийном состоянии и подлежит сносу.

Решение любого другого органа государственной или муниципальной власти по данному вопросу не является юридически обязательным и не влечет последствий для проживающих в многоквартирном жилом доме лиц. Однако не до конца ясен вопрос, каким образом комиссия должна быть сформирована.

Как следует из текста Положения, межведомственные комиссии создаются: федеральным органом исполнительной власти для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации; органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации для оценки жилых помещений жилищного фонда субъекта РФ; органом местного самоуправления для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Однако многоквартирный жилой дом нельзя однозначно отнести к государственному или муниципальному жилищному фонду, исходя из положений ст. 19 Жилищного кодекса РФ. В многоквартирном доме, как правило, находятся помещения, относящиеся к частному и муниципальному жилищному фонду.

В настоящий момент в отношении многоквартирных жилых домов решения о признании их аварийными и подлежащими сносу принимаются комиссиями, созданными органом местного самоуправления в соответствии с их компетенцией. Как правило, таким органом является глава муниципального образования.

Основания признания многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу определены в разделе 3 Положения. При этом важно различать признание непригодным для проживания жилого помещения и признание многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу.

Закон допускает, чтобы непригодными для проживания могли быть признаны только отдельные жилые помещения (например, в связи с превышением допустимой нормы уровня шума), тогда как в целом жилой дом не является аварийным.

Естественно, что в таком случае затрагиваются права только того собственника, чье помещение признано непригодным для проживания. На правах и обязанностях иных лиц такое решение не сказывается.

Фактически, все основания признания многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу можно подразделить на три группы: ветхое, аварийное состояние жилого дома, а также вредное воздействие факторов среды обитания.

В соответствии с данным Положением Вы, или другой собственник (пользователь) жилых (нежилых) помещений, для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, вправе обратиться в Межведомственную комиссию ГО «Город Якутск», расположенную по адресу: г. Якутск, ул. Дзержинского, 21 (МКУ «Департамент жилищных отношений») с заявлением о признании Вашего многоквартирного дома аварийным подлежащим сносу или реконструкции. К заявлению необходимо приложить следующие документы:

  •  — копию правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
  • — заключение специализированной организации, в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
  • — Ваши заявления, письма, жалобы на неудовлетворительные условия проживания — по усмотрению заявителя.
  • По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям:
  • — о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
  • — о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;
  • — о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;
  • — о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;
  • — о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
  • Для решения вопроса о проведении обследования Вы можете обратиться в любую специализированную организацию, имеющую свидетельство о допуске к работам по обследованию строительных конструкций зданий и сооружений, выданное саморегулируемой организацией (например: проектные институты).
  • В соответствии с пунктом 50 Положения №47 в случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу договоры найма и аренды жилых помещений расторгаются в соответствии с законодательством.

Закон подробно описывает правовые последствия признания дома аварийным и подлежащим сносу. Договоры на жилые помещения, признанные непригодными для проживания, могут быть расторгнуты по требованию любой из сторон договора в судебном порядке в соответствии с законодательством.

Также следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.

В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ применяются нормы частей 1 — 3, 5 — 9 статьи 32 ЖК РФ. При этом положения части 4 статьи 32 ЖК РФ о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.

Инструкция. Как признать жилое помещение непригодным для проживания, а дом аварийным

Законодатель установил нормы, которым должно соответствовать пригодное для проживания помещение, а также определил условия, при которых жилое помещение становится непригодным для использования по назначению.

Если жилое помещение или дом стал ветхим, один из путей решения жилищной проблемы — признать его непригодным для проживания и получить новую квартиру или деньги на её покупку.

По порядку:• Что признавать аварийным: дом или жилое помещение? • Куда обращаться, чтобы признать дом аварийным? • Кто принимает решение о непригодности? • Когда жильё непригодно для проживания? • Что означает аварийность МКД? • С чего начать признание жилого помещения непригодным? • Процедура оценки помещенияКакие документы должен подать заявитель, чтобы дом был признан аварийным? • Как подать заявление о признании дома аварийным? • Когда будет результат?

Что признавать аварийным: дом или жилое помещение?

Правила, по которым можно признать жилое помещение или дом непригодным для проживания, установлены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом МДС13 – 21.2007 № 47.

Из названия Положения № 47 следует, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, а МКД — аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Эти различия важны, чтобы понимать, каких результатов необходимо добиваться.

В первом случае будет оцениваться состояние индивидуального жилого дома, отдельной квартиры или комнаты с точки зрения пригодности для проживания. Во втором — состояние многоквартирного дома в целом, необходимость его сноса или реконструкции.

МКД в целом может быть пригоден для проживания, но отдельная квартира в нём может быть непригодна. Тогда речь пойдёт о признании непригодной для проживания только этой квартиры.В случае если аварийным и подлежащим сносу или реконструкции признан МКД, все жилые помещения, которые находятся в доме, являются непригодными для проживания.

К жилым помещениям закон относит:

  • жилой дом — индивидуально-определённое здание, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования;
  • квартиру — структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, которое обеспечивает прямой доступ к помещениям общего пользования в таком доме и которое состоит из одной или нескольких комнат и помещений вспомогательного использования;
  • комнату — часть жилого дома или квартиры, которая предназначена для проживания граждан в жилом доме или квартире.

Многоквартирный дом — это совокупность двух и более квартир, которые имеют самостоятельные выходы либо на придомовую территорию либо в помещения общего пользования в таком доме. Включает элементы общего имущества собственников помещений в таком доме.

Куда обращаться, чтобы признать дом аварийным?

Пригодность жилья для проживания оценивается в административном порядке, поскольку только органы исполнительной власти наделены таким правомочием.Однако после получения отказа в удовлетворении заявления собственник или наниматель может обратиться в суд, чтобы признать решение незаконным.

Следует учесть, что суд не наделён правомочиями оценивать жильё на пригодность для проживания или аварийность.

Суд оценит, была ли соблюдена ответчиком процедура признания помещения пригодным (непригодным) для проживания.

Если суд выявит, что оценка пригодности помещения или решение об отказе признать дом аварийным не соответствует процедуре, суд обяжет ответчика рассмотреть этот вопрос снова с соблюдением закона.

  • Межведомственная комиссия
  • Орган, который оценивает и обследует помещение, чтобы признать его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции — межведомственная комиссия (МК).
  • МК создают органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации для оценки жилых помещений :
  • жилищного фонда субъекта Российской Федерации;
  • МКД в случае признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в течение 5 лет со дня выдачи разрешения о вводе дома (п. 71 Постановления № 47).

Орган местного самоуправления создаёт комиссию для оценки жилых помещений:

  • жилищного фонда РФ;
  • МКД, которые находятся в федеральной собственности;
  • муниципального жилищного фонда;
  • частного жилищного фонда (п. 7 Постановления № 47).

В состав МК включаются представители соответствующего органа исполнительной власти или местного самоуправления, представители органов регионального жилищного надзора, органов государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека. При необходимости в работу комиссии включаются представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций.

Собственник жилого помещения (или его представитель) привлекается к работе в комиссии с правом совещательного голоса. Собственник должен быть уведомлен о времени и месте заседания комиссии.

В результате оценки МК выдаёт заключение. Это заключение служит основанием для решения о пригодности или непригодности помещения для проживания.

Кто принимает решение о непригодности?

  1. Решение о признании помещения непригодным для проживания, а также МКД аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, принимает орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления.

  2. Если оценивается пригодность для проживания жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, а также МКД, которые относятся к федеральной собственности, решение принимает федеральный орган исполнительной власти, которому переданы полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества.

  3. В случаях, когда жилая недвижимость принадлежит федеральному органу исполнительной власти либо его подведомственному предприятию (учреждению), решение о непригодности для проживания принимает этот федеральный орган исполнительной власти.

Когда жильё непригодно для проживания?

Жилое помещение считается непригодным для проживания, а МКД — аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, если эти объекты недвижимости перестали отвечать требованиям к жилым помещениям.

Это означает, что были выявлены факторы, которые угрожают здоровью и безопасности жильцов. Условно эти факторы можно свести к двум категориям:

  1. Физический износ как здания в целом, так и его отдельных конструкций. В результате прочность здания снижается до недопустимого уровня надёжности, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.
  2. Изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, которые не отвечают необходимым санитарно-эпидемиологическим требованиям и гигиеническим нормативам, определяющим:
    • содержание опасных для человека химических и биологических веществ;
    • качество атмосферного воздуха;
    • уровень радиационного фона;
    • наличие источников шума, вибрации, электромагнитных полей (п. 33 Положения № 47).

Что означает аварийность МКД?

МКД можно признать аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, если его несущие строительные конструкции в целом настолько разрушены либо повреждены и деформированы, что исчерпали несущую способность и несут опасность обрушения МКД и (или) крена, способного вызвать потерю устойчивости дома.

Непригодными для проживания признаются жилые помещения 

  • в жилых домах, расположенных на территориях, на которых превышены такие показатели санитарно-эпидемиологической безопасности:
    • шум;
    • вибрация;
    • электромагнитное и ионизирующее излучение;
    • концентрации химических и биологических веществ в воздухе и почве.
  • в жилых домах, которые расположены:
    • в производственных зонах;
    • в зонах инженерной и транспортной инфраструктур;
    • в санитарно-защитных зонах.

Более детально с перечнем случаев непригодности жилых помещений и МКД для проживания, признания аварийными и подлежащими сносу, можно ознакомиться в Разделе III Положения № 47.

С чего начать признание жилого помещения непригодным?

Чтобы начать процедуру, собственнику следует обратиться в МК с заявлением о признании жилого помещения непригодным для проживания или МКД аварийным.

Комиссия должна оценить фактическое состояние жилого помещения или дома.

МК оценит не только степень и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, но и степень его огнестойкости, возможность эвакуации людей в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных химических и биологических веществ, качество воздуха, уровень радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения (п. 43 Положения № 47).

Процедура оценки помещения

Чтобы оценить помещение на пригодность для проживания, компетентному органу необходимо:

  • принять и рассмотреть заявление и прилагаемые к нему обосновывающие документы;
  • определить перечень дополнительных документов (заключения соответствующих органов государственного надзора, заключение специализированной организации о результатах обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), которые необходимы, чтобы принять решение о признании жилого помещения не соответствующим требованиям, установленным в Положении № 47;
  • определить состав привлекаемых экспертов, которые аттестованы, чтобы подготовить заключение по проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий;
  • организовать работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания;
  • получить заключение комиссии;
  • составить акт обследования помещения и на его основании подготовить заключение.

Какие документы должен подать заявитель, чтобы дом был признан аварийным?

Чтобы признать помещение непригодным для проживания или МКД аварийным, заявитель подает в комиссию по месту нахождения жилого помещения:

  • заявление о признании помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
  • копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, если право на него не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости;
  • заключение специализированной организации, проводившей обследование МКД — для признания МКД аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
  • заключение специализированной организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения — в случае, если такое заключение необходимо для принятия решения;
  • заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания — по усмотрению заявителя.

Часть необходимых документов запрашивает Комиссия в порядке межведомственного взаимодействия:

  • сведения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на жилое помещение;
  • технический паспорт жилого помещения, а для нежилых помещений — технический план;
  • заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля) в случае, если представление этих документов признано необходимым (п. 452 Положения № 47).

При этом заявитель вправе принести в комиссию эти документы по своей инициативе.

На что обратить внимание при подготовке документов для обращения в комиссию?

Как правило, собрать документы для подачи заявления нетрудно. Сложность может представлять получение заключения специализированной организации, которая обследовала дом, чтобы признать его аварийным и подлежащим сносу.

Причём эта сложность носит экономический характер. Такие экспертизы проводятся на платной основе. Однако без заключения комиссия не будет рассматривать заявление о признании помещения непригодным для проживания.

Если же придётся обжаловать решение комиссии, отсутствие заключения при подаче заявления в МК не позволит суду вынести решение в пользу заявителя.

Что будет, если заявитель подал не все документы?

Если заявитель не предоставил все документы, которые предусмотрены пунктом 45 Положения № 47, и документы нельзя истребовать на основании межведомственных запросов, комиссия возвращает заявление без рассмотрения в течение 15 календарных дней со дня истечения срока, предусмотренного для рассмотрения заявления.

Как подать заявление о признании дома аварийным?

Заявление и прилагаемые документы можно подать:

  • на бумажном носителе лично в комиссию (хотя этот способ предусмотрен Положением, однако с учётом эпидемиологической ситуации и трудностей с записью на личный приём, не стоит на него рассчитывать);
  • по почте с уведомлением о вручении;
  • в форме электронных документов через Единый портал государственных и муниципальных услуг;
  • через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ).

Заявление, которое подаётся в виде электронного документа, необходимо подписать простой электронной подписью.

Прилагаемые к нему электронные документы должны быть подписаны должностными лицами органов (организаций), выдавших эти документы, усиленной квалифицированной электронной подписью (если законодательством Российской Федерации для подписания таких документов не установлен иной вид электронной подписи).

Когда будет результат?

Комиссия рассматривает поступившее заявление в течение 30 календарных дней с даты регистрации. После этого она сообщает заявителю принятое решение.

Другие материалы в продолжение темы:➜ Как узнать, признан ли дом аварийным?➜ Признание гражданина нуждающимся в жилом помещении➜ Переселение из аварийного муниципального жилья➜ Обеспечение прав собственника квартиры при изъятии участка для государственных или муниципальных нужд

Принятие решения о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции

Информация для заявителя о его праве подать жалобу на нарушение порядка предоставления государственной услуги (жалоба).

Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не исключает возможность обжалования решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) в ходе предоставления государственной услуги, в судебном порядке.

Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не является для заявителя обязательным.

Заявитель может подать жалобу в том числе в следующих случаях:

  • нарушение срока регистрации запроса о предоставлении государственной услуги;
  • нарушение срока предоставления государственной услуги;
  • требование у заявителя документов или информации либо осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт-Петербурга для предоставления государственной услуги;
  • отказ в приеме у заявителя документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт-Петербурга для предоставления государственной услуги;
  • отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иные нормативными правовыми актами Санкт-Петербурга;
  • требование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт-Петербурга;
  • отказ Комитета, должностного лица Комитета, государственного гражданского служащего Комитета в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений;
  • нарушение срока или порядка выдачи документов по результатам предоставления государственной услуги;
  • приостановление предоставления государственной услуги, если основания приостановления не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Санкт-Петербурга;
  • требование у заявителя при предоставлении государственной услуги документов или информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, либо в предоставлении государственной услуги, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 7 Федерального закона №210-ФЗ.

В случае если жалоба подается через представителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя. В качестве документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени заявителя, может быть представлена:

  • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность (для физических лиц);
  • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность, заверенная печатью заявителя (при наличии печати) и подписанная руководителем юридического лица или уполномоченным этим руководителем лицом (для юридических лиц);
  • копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности.

Предмет жалобы.

Жалоба должна содержать:

  • наименование Комитета, должность и фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии) должностного лица либо государственного гражданского служащего Комитета, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
  • фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
  • сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) Комитета, должностного лица Комитета либо государственного гражданского служащего Комитета, в том числе в случае подачи жалобы в МФЦ или через Портал — вид нарушения, указанный в пункте 5.1.1 административного регламента;
  • доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) Комитета, должностного лица Комитета либо государственного гражданского служащего Комитета. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

Исполнительные органы и уполномоченные на рассмотрение жалобы должностные лица, которым может быть подана жалоба в досудебном (внесудебном) порядке.

Жалоба подается в Комитет, предоставляющий государственную услугу.

Жалоба на решения и действия (бездействие) руководителя Комитета также может быть подана вице-губернатору Санкт-Петербурга (191060, Санкт-Петербург, Смольный, тел. (812) 576-60-51), непосредственно координирующему и контролирующему деятельность Комитета, либо, в случае его отсутствия — руководителю Комитета.

Способы подачи и рассмотрения жалобы.

Жалоба может быть подана:

  • в электронной форме;
  • в письменной форме на бумажном носителе.

Подача жалобы в письменной форме на бумажном носителе осуществляется:

  • по почте;
  • через МФЦ;
  • при личном приеме заявителя в Комитете (в месте предоставления государственной услуги, т.е. в месте, где заявитель подавал запрос на получение государственной услуги, нарушение порядка предоставления которой обжалуется, либо в месте, где заявителем получен результат указанной государственной услуги). При личном приеме заявитель представляет документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В электронной форме могут быть представлены документы, указанные в пункте 5.1.2 административного регламента, при этом документ, удостоверяющий личность заявителя, не требуется.

Подача жалобы в электронной форме осуществляется с использованием сети «Интернет» посредством: официального сайта Комитета (доменное имя в сети «Интернет» — gov.spb.ru), Портала (доменное имя сайта в сети «Интернет» — gu.spb.ru).

  • Заполнение запроса о рассмотрении жалобы через Портал производится заявителем лично при условии авторизации заявителя на Портале посредством ЕСИА.
  • Порядок рассмотрения жалобы.
  • Жалоба на решения и действия (бездействие) Комитета, должностных лиц Комитета и государственных гражданских служащих рассматривается Комитетом.
  • Жалоба на работника подведомственного Комитету учреждения (организации) либо на порядок оказания услуги подведомственным Комитету учреждением (организацией) рассматривается Комитетом, в ведении которой находится соответствующее учреждение (организация).
  • Жалоба на решения и действия (бездействие) председателя Комитета рассматривается вице-губернатором Санкт-Петербурга, непосредственно координирующим и контролирующим деятельность Комитета.
  • МФЦ, в случае подачи жалобы через МФЦ, обеспечивает передачу жалобы в Комитет в порядке и сроки, которые установлены соглашением о взаимодействии между МФЦ и Комитетом, но не позднее следующего рабочего дня со дня поступления жалобы. Комитет вправе оставить жалобу без ответа в следующих случаях:
  • наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
  • отсутствие возможности прочитать какую-либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес заявителя, указанные в жалобе.

В случае оставления жалобы без ответа Комитет в течение трех рабочих дней со дня регистрации жалобы сообщает об этом гражданину, направившему жалобу, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.

Сроки рассмотрения жалобы.

Срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в Комитете. Жалоба, поступившая в Комитет либо вышестоящий орган, подлежит регистрации не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления.

Жалоба подлежит рассмотрению должностным лицом, работником, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, если более короткие сроки рассмотрения жалобы не установлены Комитетом.

  1. В случае обжалования отказа Комитета в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и (или) ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений жалоба рассматривается в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.
  2. Результат рассмотрения жалобы.
  3. По результатам рассмотрения жалобы Комитет принимает одно из следующих решений:
  • жалоба удовлетворяется, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт-Петербурга;
  • в удовлетворении жалобы отказывается.
  • Указанное решение принимается в форме акта Комитета согласно приложению №7 к административному регламенту.
  • По результатам проверки при отсутствии в жалобе доводов, подтверждающих наличие указанного заявителем вида нарушения порядка предоставления услуги, должностное лицо, ответственное за рассмотрение жалобы, принимает решение об отказе в рассмотрении жалобы по существу в связи с несоответствием сведений, изложенных в жалобе, указанному виду нарушения.
  • Комитет отказывает в удовлетворении жалобы в следующих случаях:
  • наличие вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;
  • подача жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • наличие решения по жалобе, принятого ранее в соответствии с требованиями административного регламента в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы.
  1. Порядок информирования заявителя о результатах рассмотрения жалобы.
  2. При удовлетворении жалобы Комитет принимает исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений, в том числе по выдаче заявителю результата государственной услуги, не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
  3. Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.
  4. В ответе по результатам рассмотрения жалобы указываются:
  • наименование Комитета, должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) должностного лица, принявшего решение по жалобе;
  • номер, дата, место принятия решения, включая сведения о должностном лице, работнике, решение или действие (бездействие) которого обжалуется;
  • фамилия, имя, отчество (при наличии) или наименование заявителя;
  • основания для принятия решения по жалобе;
  • принятое по жалобе решение;
  • в случае если жалоба признана обоснованной — сроки устранения выявленных нарушений, в том числе срок предоставления результата государственной услуги;
  • в случае если жалоба признана не обоснованной — аргументированные разъяснения о причинах принятого решения, а также информация о порядке обжалования принятого решения.
  • Также в ответе о результатах рассмотрения жалобы приносятся извинения за доставленные неудобства и указывается информация о дальнейших действиях, которые необходимо совершить заявителю в целях получения государственной услуги.
  • Ответ по результатам рассмотрения жалобы подписывается уполномоченным на рассмотрение жалобы должностным лицом Комитета, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб.
  • По желанию заявителя ответ по результатам рассмотрения жалобы может быть представлен не позднее дня, следующего за днем принятия решения, в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного на рассмотрение жалобы должностного лица Комитета, вид которой установлен законодательством Российской Федерации.
  • Порядок обжалования решения по жалобе.

Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано вице-губернатору Санкт-Петербурга (Санкт-Петербург, Смольный проезд, д. 1, литера Б, 191060), непосредственно координирующему и контролирующему деятельность Комитета, а также в суд в порядке и сроки, предусмотренные действующим законодательством.

  1. Заявитель имеет право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы.
  2. Информирование заявителей о порядке подачи и рассмотрения жалобы осуществляется посредством размещения информации на Портале.
  3. Информирование заявителей о порядке обжалования решений и действий (бездействия) осуществляется также при обращении заявителя по телефонам, адресам электронной почты, а также при личном приеме по адресам, указанным на официальном сайте Комитета и на Портале.
  4. Положения настоящего раздела, устанавливающие порядок подачи и рассмотрения жалоб заявителей на нарушения их прав при предоставлении государственных услуг, не распространяются на отношения, регулируемые Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (Закон №59-ФЗ).
  5. Жалобы заявителей на организацию предоставления государственных услуг в Комитете подаются и рассматриваются в порядке, предусмотренном Законом №59-ФЗ.

В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, работник, наделенные полномочиями по рассмотрению жалоб в соответствии с частью 1 статьи 11.2 Федерального закона №210-ФЗ, незамедлительно направляют имеющиеся материалы в органы прокуратуры.