Actual

Кто виноват и что делать при бесконтактном ДТП

Чтобы получить страховое возмещение после ДТП, нужно, чтобы водитель причинил вред жизни, здоровью или имуществу. Необязательно только управлять автомобилем.

Расходы возместят и в том случае, если ущерб возник из-за иных действий, связанных с эксплуатацией транспортного средства.

Ведь водитель может попасть в аварию без столкновения с другим автомобилем, такой случай также является ДТП. Это не причина отказать в выплате страхового возмещения. 

В законе нет понятия бесконтактного ДТП, но его можно определить как событие, произошедшее в результате движения автомобиля, вследствие чего причинен вред машине или иной материальный ущерб без непосредственного контакта с другими транспортными средствами.

Получить страховое возмещение можно, если по вине другого участника движения водителю или его машине был причинен вред. Для этого необходимо, чтобы между действиями виновника и последствиями была причинно-следственная связь.

К кому обращаться при ДТП без контакта

Если машины виновника и потерпевшего не сталкивались, последний обращается с заявлением о страховой выплате не к своему страховщику, а в страховую компанию виновника, как определил Верховный суд в Обзоре от 22 июня 2016 года. 

Если в результате подобной аварии был причинен вред жизни или здоровью потерпевшего, а у виновника нет страховки или его не удалось найти, то причиненный вред возмещает Российский союз автостраховщиков. Когда при бесконтактном ДТП был причинен вред только имуществу потерпевшего, а у виновника нет полиса ОСАГО, платить должен сам виновник.

Согласны ли суды с выплатой страхового возмещения при аварии без столкновения

Как правило, суды удовлетворяют требования водителей о взыскании страхового возмещения со страховщика или виновника бесконтактного ДТП. Так, водитель Дмитрий Городин* обратился в Сыктывкарский городской суд Республики Коми с иском к своей страховой ПАО СК «Росгосстрах» и страховщику виновника АО «СОГАЗ» о взыскании страхового возмещения и расходов по оплате услуг эксперта. 

Подрезал машину справаГородин двигался прямо по крайней правой полосе, а перед перекрестком он увидел, как автомобиль Владимира Горлова* с левой полосы движения начал перестраиваться, двигаясь в сторону его машины. Чтобы избежать столкновения, Городин повернул руль вправо, наехал на дорожный знак, а затем на столб. В результате аварии автомобиль ремонту не подлежит, поэтому потерпевший просил взыскать определенный экспертом ущерб в сумме 180 300 руб.

В ходе рассмотрения дела судья Иван Олейник изучил письменные документы, видеозапись с места происшествия, допросил инспектора ГИБДД, оформившего аварию, и установил, что в бесконтактном ДТП виноваты оба.

Так, Горлов создал Городину помеху, а потерпевший ехал слишком быстро. Скорость не позволила должным образом контролировать движение автомобиля, поэтому в результате экстренного торможения автомобиль наехал на препятствие.

По этим основаниям суд распределил степень вины участников ДТП как 30% (Горлов) и 70% (Городин) соответственно. 

В итоге страховую компанию ответчика АО «СОГАЗ» обязали выплатить Городину 30% суммы, которую он требовал — 54 090 руб. (дело № 2-8638/2019).

Также потерпевший может потребовать компенсацию за моральные и нравственные страдания, которые он понес при аварии без столкновения. Например, Владимир Бельский* обратился в Таганрогский городской суд Ростовской области с иском к ООО «СК Согласие» (страховая компания виновника) о взыскании ущерба в результате бесконтактного ДТП. 

Неудавшийся обгон автобусаВ тот день Бельский ехал по дороге, а по встречной полосе следовал автобус. Внезапно из-за него выскочил автомобиль Сергея Иванова*, который пытался обогнать автобус. Бельский нажал на педаль тормоза и попытался уйти от столкновения, но машину занесло, и она выехала на противоположную обочину, где ударилась в насыпь. По заключению эксперта стоимость восстановительного ремонта машины составила 422 400 руб., которые Бельский просил взыскать с ответчика.

Судья Анжелика Жерноклеева определила, что в бесконтактном ДТП виноваты оба водителя, поскольку Иванов не соблюдал безопасную дистанцию до двигающегося впереди автобуса, что повлияло на момент, когда его могли обнаружить, а Бельский допустил превышение скорости, потому степень виновности каждого из водителей была оценена по 50%. По решению суда в пользу страховой была взыскана лишь половина заявленной суммы (дело № 2-483/2019).

В момент бесконтактного ДТП вместе с Владимиром Бельским ехала его супруга Владислава Бельская*, которая после вступления в законную силу решения суда снова обратилась в Таганрогский городской суд Ростовской области с иском к Сергею Иванову о возмещении морального вреда в сумме 50 000 руб., ведь в результате аварии она получила травму позвоночника, долгое время страдала от боли, не могла сидеть, передвигаться без посторонней помощи, не могла спать. Боль преследует ее до сих пор, при ходьбе она быстро устает.

Суд удовлетворил требования Бельской в полном объеме, ведь степень вины Иванова по решению составила 50%, а истице причинен средней тяжести вред здоровью, потому, исходя из степени нравственных и физических страданий суд установил, что заявленный размер компенсации морального вреда в 50 000 руб. соответствует требованиям разумности и справедливости (дело №2-5740/19).

Эксперты о бесконтактных авариях

Бесконтактное ДТП — это экстренное торможение с повреждением деталей автомобиля, уход от столкновения транспортных средств с наездом на какой-либо объект и так далее, говорит юрист «Европейской юридической службы» Евгений Иванов. Обстоятельства таких аварий неоднозначны, ведь согласно п. 10.

1 ПДД водитель в опасной ситуации должен снизить скорость вплоть до полной остановки. Получается, что пострадавший автомобиль также обязан затормозить и остановиться.

Но автомобилист, который ушел от столкновения и повредил только своё авто, как правило, сводит к минимуму ущерб другому автомобилю, потому нет смысла привлекать его к ответственности или устанавливать степень его вины наравне с инициатором аварии.

Руководитель юридического отдела «Общества защиты прав автомобилистов» Равиль Ахметжанов добавляет, что водитель, вынудивший других участников движения изменить скорость и направление движения, не только отвечает за ущерб, но и может быть привлечен к административной ответственности за оставление места ДТП по ч. 2 ст. 12.

27 КоАП. В то же время, потерпевшему порой очень трудно установить, что ДТП было спровоцировал другой участник движения, и определить его личность. Если сведений о нем нет, тогда владельцы поврежденных автомобилей заинтересованы в том, чтобы хоть кого из них признали виновником ДТП. Тогда хоть одна страховая возместит ущерб.

По мнению адвоката и автоюриста Сергея Радько, главная проблема — доказать, что именно маневры виновника стали причиной аварии,  в которую попал потерпевший, когда пытался избежать столкновения.

Иногда к ответственности привлекают потерпевшего водителя, но для этого нужен максимум объективных данных о происшествии (записи с камер видеонаблюдения, регистраторов и др.), ведь одних его показаний о том, что он был вынужден избежать ДТП, не всегда достаточно для полноценного и объективного анализа происшествия.

Не исключено, что потерпевший не справился с управлением, вследствие чего произошла авария, и пытается оправдать свои действия манером другого участника.

Рубрика «Вопрос-ответ»

Адвокат и автоюрист Сергей Радько отвечает, что, к сожалению, получить возмещение в такой ситуации вряд ли возможно, так как данных о втором участнике и наличии у него действующего страхового полиса нет. Эксперт добавляет, что при отсутствии контакта между автомобилями одних объяснений автомобилиста о том, что он якобы избегал неминуемого столкновения, недостаточно. Действия уклоняющегося автолюбителя тоже не отвечают ПДД, так как при любом маневре водитель обязан обеспечить его безопасность.

Водитель может обратиться к сотрудникам ГИБДД через день после аварии, но полицейские могут составить на него протокол об оставлении места ДТП, поскольку ПДД при аварии обязывает водителя немедленно остановиться и сообщить об этом в полицию, говорит адвокат и автоюрист Сергей Радько. В отношении водителя грузовика также могут составить аналогичный протокол, но для этого потребуется установить не только номер КАМАЗа, но и точно выяснить, кто был за рулем в момент происшествия.

Адвокат и автоюрист Сергей Радько говорит, что новая экспертиза не нужна. Страховая компания виновника ДТП будет обязана организовать оценку или экспертизу стоимости восстановительного ремонта.

Если вы не согласны этим заключением или суммой установленного размера ущерба, придется сначала обратиться к уполномоченному по защите прав потребителей финансовых услуг (здесь и пригодится заключение ранее проведенной самостоятельно экспертизы).

* — имя и фамилия изменены редактором.

Верховный суд разъяснил, как получить компенсацию за бесконтактную аварию — Российская газета

Так называемые бесконтактные аварии происходят довольно часто. Один водитель не уступил другому дорогу или проехал на красный свет, разворачивался в неположенном месте. Другой, чтобы избежать столкновения, поворачивает, но улетает с дороги. Авария есть, контакта нет.

При этом у пострадавших в таких ситуациях водителей возникает масса проблем. Сначала им нужно доказать, что авария произошла по вине другого участника, а потом найти способ взыскать с него ущерб. С кого требовать возмещение ущерба, разъяснил в своем решении Верховный суд.

Итак, некто Сызранов ехал по дороге, как вдруг перед ним начала разворот машина, которой управляла некая Ермоленко. Чтобы избежать столкновения, Сызранов резко крутанул руль, но не справился с управлением, слетел с дороги, перевернулся и врезался в дерево.

ГИБДД установила, что в аварии виновата Ермоленко. Тогда Сызранов обратился в свою страховую компанию за выплатой по прямому возмещению ущерба. Однако страховщик ему в этой выплате отказал, сославшись именно на то, что столкновения двух машин не было.

Сызранов подал в суд на компанию и выиграл его. Суд постановил взыскать со страховщика 370 тысяч рублей в качестве возмещения ущерба и 100 тысяч рублей в качестве штрафа.

Читайте также:  Восстановление в вузе после отбытия наказания

Однако страховщик с таким решением не согласился и обратился в апелляционную инстанцию. Но апелляционный суд также встал на сторону пострадавшего и подтвердил решение нижестоящего суда.

Верховный суд разъяснил, кто платит пострадавшему за аварию машины, если столкновения не было

Тогда страховщик обратился в Верховный суд. И тот установил, что нижестоящие суды заблуждались в своих решениях.

Согласно пункту 3 статьи 1079 Гражданского кодекса, под взаимодействием источников повышенной опасности понимается не только столкновение транспортных средств, но и иные виды взаимодействия.

Даже если не было непосредственного контакта (столкновения) в ДТП, ответственность за причинение вреда все равно лежит на виновнике аварии. То есть решение об отказе в выплате страхового возмещения нельзя признать законным.

Именно на это ссылались суды нижних инстанций.

Однако согласно пункту 1 статьи 14 закона об ОСАГО потерпевший предъявляет требование о возмещении вреда своему страховщику только в строго установленных случаях.

А именно, когда в результате ДТП вред причинен только транспортным средствам.

При этом авария произошла в результате взаимодействия (столкновения) двух транспортных средств, гражданская ответственность владельцев которых застрахована по ОСАГО.

В данной ситуации страховщик действительно не должен был оплачивать ущерб в соответсвтии с законом об ОСАГО. В этой ситуации Сызранов должен был предъявить требования к страховщику причинителя вреда — виновника ДТП.

Пострадавший при таком бесконтактном ДТП водитель, когда вина другого водителя доказана, без возмещения ущерба не останется. Но за выплатой он должен обращаться не к своему страховщику, а к страховщику виновника аварии.

Компетентно

Лев Воропаев, юрист

— Верховный суд трактует именно понятие взаимодействие (столкновение), приведенное в статье 14.1 закона об ОСАГО, как непосредственное взаимодействие двух транспортных средств (хотя нижестоящие суды со ссылкой на 1079-ю статью ГК РФ высказывали иную позицию).

А раз не было непосредственного соприкосновения двух транспортных средств при ДТП, значит, как указывает ВС, не выполняется одно из требований по прямому возмещению убытков (ПВУ) по ОСАГО (ст. 14.1).

А поэтому, как опять же заметил ВС, в силу статьи 12 закона об ОСАГО необходимо обратиться в страховую компанию виновника.

Дтп без касания: контакта не было, а виновник скрылся — что делать и кто виноват?

Ведь при таком стечении обстоятельств, ремонт оплачивать придётся пострадавшему, а соответственно и оплачивать ремонт второму автомобилисту придётся с собственного кармана. Здесь нужно понять как действовать в подобных ситуациях и знать с какими сложностями придётся столкнуться.

В чём сложность бесконтактного ДТП?

Самые распространённые схемы ДТП без касания автомобиля потерпевшего с виновником:

1. Предположим, что пешеход пересёк проезжую часть в неположенном месте. Водитель увидел его и для того, чтобы не сбить человека он свернул и врезался в другое транспортное средство. После этого пешеход уйдёт, а вот водитель попадёт на крупную сумму денег.

2. Водитель одного авто подрезал другой автомобиль, опять же не касаясь, владелец второго транспорта потерял управление и улетел в столб.

3. Один автомобиль решил перестроиться на соседнюю полосу движения, а другой, чтобы обойти его, точно так же ринулся в другой ряд. После этого снова следует столкновение и как ни странно, виноват второй водитель.

4. И ещё одна ситуация: вы планируете проехать перекрёсток в прямом направлении, тут вам резко перекрывает дорогу автомобиль, который сворачивает налево со встречки. Вы хотите избежать аварии и врезаетесь в другой автомобиль. Действительный виновник скрывается с места аварии, а фактическим виновником остаётесь вы.

Сложности, которые возникают в подобного рода авариях:

1. Всё дело в том, что настоящий и действительный виновник скрывается с места преступления. Найти его практически невозможно, а для того, чтобы всё-таки понять кто является затейником ДТП, на это нужно будет потратить около двух месяцев времени.

2. В суде скорее всего вину будут перекладывать на вас. На стороне настоящего виновника будет как минимум суд, который будет ссылаться на пункт ПДД 10.1, который гласит о неправильно выбранной скорости.

3. Страховщики зачастую просто не хотят выплачивать компенсацию за ремонт, они до последнего надеются, что суд признает виновным вас.

Практика показывает, что не нужно опускать руки преждевременно, вы можете добиться возмещения ущерба при ДТП, а так же отстоять свою невиновность.

Что делать, если вы стали участником бесконтактного ДТП?

1. Во-первых посмотрите есть ли пострадавшие. Если вспомнить самые громкие разбирательства, то пострадавшие чаще всего жалуются на то, что виновник ДТП даже не подошёл к ним. Далее вам нужно включить аварийную сигнализацию и установить треугольный знак аварии, если конечно же такой имеется. 2.

Осмотритесь вокруг, будет лучше, если вы найдёте тех, кто остановился возле вас. Спросите заснял ли чей-нибудь видеорегистратор момент аварии. Если такой человек найдётся, то можно сказать, что вы уже практически выиграли дело. 3. Далее вызываем сотрудников ГИБДД. Вам нужно сообщить номер автомобиля или хотя бы его приметы, который скрылся с места ДТП.

При этом вам пока не следует говорить о бесконтактной аварии, ведь при таком раскладе сотрудники ГИБДД найдут виновника быстрее. 4. Транспортное средство ни в коем случае не убирайте с дороги. Если вы уберете его, то лишитесь возможности предоставить доказательства и возместить ущерб. 5.

Осмотрите территорию вокруг, возможно рядом с вами есть магазины или другие учреждения на которых установлены видеокамеры. Даже если вы видите, что некоторые камеры не смотрят в сторону места ДТП, то не торопитесь списывать их со счетов, учитывайте при этом угол обзора, который может быть достаточно широким.

Сходите в здания с видеокамерами и попросите ответственных за них обязательно сохранить видео с тем промежутком времени, в котором произошла авария. 6. Если виновник происшествия решил остаться на месте ДТП. То и тут вы должны быть бдительными. Поговорите о происшествии с ним, записывая разговор на диктофон.

Будет лучше, если вы его сфотографируете, но опять же он должен дать на это согласие. 7. Если виновник скрылся с места аварии, то поговорите с окружающими людьми, возможно кто-то имеет хорошую память и вспомнит цифры номера автомобиля. Попросите свидетелей остаться до приезда сотрудников ГИБДД.

Ваши действия после того, как прибыли сотрудники ГИБДД.

1. Сотрудники ГИБДД обязательно опросят вас и законспектируют услышанное. Ни в коем случае не признавайте вину, ведь такой случай требует детального разбирательства. Говорите обо всех фактах чётко, объясните, что вы не превышали скорость, а также не нарушали правил ДД.

Будет лучше, если вы скажите, что предполагали такой исход ситуации, ведь настоящий виновник вёл себя на дороге неадекватно. 2. Проследите за тем, чтобы инспектор опросил всех оставшихся свидетелей.

В том случае, если кто-то из очевидцев отказался давать показания, то вы имеете право подать письменное ходатайство сотруднику ГИБДД для того, чтобы он привлек очевидцев. Главное в ходатайстве указать фамилию. В этом случае инспектор может как отказать, так и принять ходатайство. 3.

Обязательно подайте письменное ходатайство и для того, чтобы инспектор проверил здания, которые располагаются рядом с местом аварии. Он должен изъять все имеющиеся видеозаписи.

При разговоре с сотрудниками ГИБДД вы должны чётко понимать, что любое сказанное вами слово может быть использовано против вас. Сохраняйте спокойствие и передавайте свои мысли инспектору наиболее чётко.

Главное, чтобы вину не повесили на вас. В 90% случаях инспекторы ГИБДД ссылаются на пункт 10.1 ПДД, который говорит о том, что водитель должен был выбрать оптимальную скорость для того, чтобы избежать аварии.

Что делать, если инспектор ГИБДД указывает на пункт 10.1 ПДД?

Ни при каких обстоятельствах не соглашайтесь на данный пункт. Напишите в протоколе, что совсем не согласны с этим нарушением. Тогда вам нужно будет привлечь адвоката. Посмотрите, чтобы второму участнику ДТП точно также выписали постановление о нарушении.

Пункт 10.1 Правил говорит о том, что водитель обязан регулировать скорость транспортного средства для того, чтобы аварии не произошло.

1. В объяснении указать все обстоятельства детально. Расскажите, что вы совсем не имели возможности поступить по-другому, ведь настоящий виновник аварии препятствовал этому своими неадекватными действиями. 2. Напишите, что вы соблюдали скорость, не нарушали ПДД, а также учитывали все погодные условия и ситуацию на дороге.

Что делать, если виновником бесконтактной аварии стали вы сами?

Автомобильные юристы часто говорят о том, что при любой патовой ситуации на дороге, автомобилист не должен пытаться при помощи манёвров выйти из ситуации, а как минимум должен остановиться.

Пункт 10.1 ПДД обязывает всех автомобилистов соблюдать все меры предосторожности при малейшем проявлении опасности.

Но и на этот пункт «найдётся управа». Статья 2.

7 КоАП говорит о том, что действие не будет считаться правонарушением, если оно было совершено для того, чтобы предотвратить более серьёзные последствия чем те, что есть.

Если последствий, о которых вы думали в момент ситуации не произошло, то в суде вам будет сложно доказать, что всё было бы намного хуже, если бы вы не совершили данные действия.

Читайте также:  Имеет ли право студент выбрать преподавателя которому сдавать зачет

Но тут совершенно логично, что такие аргументы не помогут перед судом, если вы, пытаясь отвернуться от аварии вывернули на встречную полосу после чего сбили человека.

В этом случае при любом раскладе будет виноват водитель, который совершал манёвр.

Практически в 99% вина в аварии определяется на фактическим нарушением, а тем фактом, чьё нарушение привело к более серьёзным последствиям и происшествию.

Помните, что инспектор ГИБДД не определяет вину, он только конспектирует. Вам нужно это понимать и проследить за тем, чтобы он зафиксировал не только ваше нарушение, но и нарушения другого участника.

В таком случае суд обязательно признает обоюдную вину, после чего каждому участнику аварии будет присуждена индивидуальная степень виновности. В любом случае знайте, что вину определят исключительно суд.

Можно ли обратиться в страховую по полису ОСАГО?

Обратиться в страховую компанию может абсолютно любой участник аварии. Но в этом случае страхования компания может вам отказать, ведь авария была бесконтактной. Страховщик обязательно проверит относится ли эта авария к страховым случаям.

Как вам нужно действовать в такой ситуации:

1. Закажите независимую экспертизу на предмет повреждения автомобиля. Это нужно для того, чтобы понять насколько велика сумма ущерба. 2.

Оформляем досудебную претензию страховой компании, в которой вы потребуете выплатить компенсацию за ущерб. Пропишите все детали аварии, а также то, что вы хотели бы получить. 3.

После того, как вы получили отказ от страховщика, то следующим действием вы можете подавать иск в суд.

К какому страховщику лучше обратиться?

Если вы хотите подать претензию в свою страховую компанию, то проверьте все ли условия соблюдены, которые указаны в ФЗ-40 статье 14.1 пункте 1:

1. В аварии без касания не должно быть пострадавших людей. 2. В аварии столкнулись более двух автомобилей.

Второй пункт нужно объяснить. Ведь закон гласит о том, что если в аварии принимали участие два автомобиля, но пострадала только одна машина, то такое условие работать не будет.

Здесь можно заметить парадокс, ведь если вы врезались в другой автомобиль только из-за того, что третий автомобиль не уступил вам дорогу, то получается что участников получается уже 3.

Помните, что обращение в свою страховую — это не возможность, а прямая обязанность. Если ссылаться на два пункта выше, то можно понять, что обращаться в свою страховую не стоит.

Составлять или не составлять европротокол?

В этом случае европротокол совсем не понадобится. Его оформляют тогда, когда столкнулись два транспортных средства. В вашем случае повреждения и касания будут только на одном автомобиле.

Услуги адвоката при бесконтактном ДТП.

За услуги адвоката вам придётся заплатить большие деньги. Но без представителя вам будет сложно отстаивать свои интересы в суде. Очень часто в подобных делах интересы истца защищают представители, которые далеко не являются адвокатами.

Но если вы решите воспользоваться услугами квалифицированного юриста, то при условии, что суд примет вашу сторону, вам будут оплачены все расходы, которые вы тратили на юриста.

Что такое бесконтактное ДТП, полагается ли страховое возмещение по ОСАГО

«Бесконтактные» дорожно-транспортные происшествия (ДТП) – это особый вид аварии, когда непосредственного контакта машин нет. Причиной бесконтактного ДТП является один из водителей, который своими действиями на дороге создал помехи другому. Рассмотрим все особенности бесконтактного ДТП и порядок возмещения ущерба.

???? Что такое бесконтактное ДТП

Основным признаком бесконтактного ДТП является отсутствие факта столкновения автомобилей. Происходят такие ДТП из-за того, что движущемуся по дороге авто кто-то или что-то помешало, и водитель среагировал, нанеся при этом вред другим участникам дорожного движения.

Классическим примером бесконтактного ДТП является «подрезание», когда один из водителей не соблюдает правила маневрирования, а второй водитель вынужден уходить от столкновения, резко тормозя или меняя направление движения. В результате второй водитель может врезаться в другое авто, в столб, наехать на пешехода, съехать в кювет и т. д.

Причин бесконтактного ДТП множество, наиболее распространенные:

  • внезапный поворот впереди идущего авто;
  • резкий обгон;
  • превышение скорости;
  • потеря управления авто;
  • падение груза с едущего впереди транспорта;
  • внезапное появление пешехода на проезжей части и т. д.

Несмотря на отсутствие столкновения между машинами, бесконтактное ДТП считается серьезным происшествием, и все формальности по его оформлению должны быть соблюдены: от этого зависит получение компенсации за причиненный ущерб.

???? Порядок оформления происшествия

При бесконтактном ДТП может возникнуть ряд сложностей:

  1. Виновник часто скрывается с места происшествия.
  2. Сотрудники ГИБДД определяют виновником ситуации не водителя, который изначально совершил неправильный маневр, а того, кто резко попытался уйти от помехи на дороге.
  3. При наличии ОСАГО страховые компании пытаются всеми силами избежать расходов и назначить виновником лицо, не являющееся их клиентом.

Отдельно стоит остановиться на п. 10.1 Правил дорожного движения (ПДД), который хорошо знаком многим водителям. Именно к этому пункту апеллируют сотрудники ГИБДД, а зачастую – и виновники создания аварийной ситуации.

Действительно, там указано, что при возникновении опасности на дороге водитель обязан снизить скорость движения авто вплоть до его полной остановки.

В результате автоинспекторы устанавливают виновником водителя, который не снижал скорости, а пытался маневром избежать столкновения.

Доля правды в этом есть, но если автоинспекторы пытаются привлечь пострадавшего к ответственности на основании п. 10.1 ПДД, не стоит сразу с этим соглашаться. В протоколе нужно обязательно выразить несогласие с вменяемым нарушением, а по возможности – обратиться за помощью к адвокату, чтобы все-таки привлечь к ответственности настоящего виновника.

В качестве аргументов своей правоты можно, например, привести тот факт, что резкая остановка (торможение) авто могла бы привести к более серьезным последствиям – тяжким телесным повреждениям или даже гибели водителя, других участников дорожного движения и т. п.

Бывают аварийные ситуации, когда даже торможение не может гарантировать того, что удастся избежать ДТП. В таком случае именно маневр может помочь минимизировать разрушительные последствия.

Также можно сослаться на п. 1.5 ПДД, где прямо указано, что участники дорожного движения должны вести себя так, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда. Таким образом, если при торможении авто будет нанесен вред, а при маневре – нет, то нужно маневрировать, опираясь на п. 1.5 ПДД.

Вы становились участником бесконтактного ДТП?Да, но разобрались без проблем, и страховая все мне выплатилаДа, пришлось потом долго искать виновникаНет, не было такогоНет, я пешеход

Алгоритм действий

Алгоритм действий следующий:

  1. Не покидать место ДТП (неважно, по чьей вине оно произошло). Если водитель уедет, в дальнейшем его поведение может быть расценено таким образом, что именно его действия были неправомерными и послужили причиной ДТП.
  2. Если виновник ДТП скрылся, постараться запомнить его авто, марку и госномер. Эти данные могут помочь при дальнейшем разбирательстве.
  3. Вызвать ГИБДД. В этом смысле бесконтактное ДТП ничем не отличается от обычного.
  4. Опросить свидетелей происшествия. Это особенно важно, если виновник скрылся или не признает свою вину. Возможно, у других водителей осталась запись произошедшего на видеорегистраторе. Если есть свидетели, которые хорошо видели бесконтактное ДТП и его последствия, их показания так же имеют законную силу и помогут установить истину. Обязательно не забыть взять контактные данные у свидетелей.
  5. При приезде сотрудников ГИБДД дать им объяснения. При описании аварии важно указать, что конкретный участник дорожного движения нарушал ПДД, вел себя непредсказуемо, при этом не использовать в объяснениях расплывчатых формулировок. Если пострадавший сам не нарушал ПДД, ехал без превышения скорости по разрешенному участку трассы, то указать и это.
  6. Если сотрудники ГИБДД отразили в протоколе факты, с которыми водитель не согласен, нужно, чтобы факт несогласия так же был отражен в протоколе. В дальнейшем это поможет оспорить выводы автоинспекторов.
  7. Обязательно проследить, чтобы сотрудники ГИБДД зафиксировали показания имеющихся очевидцев.

Кто признается виновником

Этот вопрос порождает много споров, поскольку ответственность виновника и пострадавшего обычно рассматривается отдельно. Объясняется это тем, что такая ситуация на дороге часто приводит к иным происшествиям.

Водитель, который своими действиями изначально спровоцировал бесконтактное ДТП, безусловно, должен быть признан виновным. Но за последствия, которые возникли во время такого ДТП, несут ответственность уже все стороны.

Например, любая из сторон может оказаться виновна в причинении вреда здоровью других лиц, в порче имущества или автомобилей других лиц и т. д.

В такой ситуации потерпевший при бесконтактном ДТП может стать виновником наступивших в результате последствий, при этом даже не нарушая ПДД.

Первоначальный виновник ДТП может попытаться воспользоваться этим, чтобы переложить на потерпевшего часть ответственности за случившееся и избежать правовых и материальных обязательств. Если такое произошло, и вы понимаете, что ситуация начинает выходить из-под контроля, самым разумным будет обратиться за помощью к автоюристу.

Помните, что виновник бесконтактного ДТП должен нести правовую ответственность, как и при любой другой аварийной ситуации на дороге.

Правила дорожного движения с 2021 года. Обзор планируемых измененийЧитатьНелегальный техосмотр. Ответственность по новому законуПодробнееЧто может изъять у водителя инспектор ГИБДДСмотреть

???? Возмещение ущерба

Теоретически при бесконтактном ДТП возможно получение страховки по ОСАГО – оно производится по общим правилам в соответствии со ст. 11 и 16.1 Федерального закона от 25.04.2002 №40.

Читайте также:  Срок давности налогового вычета при покупке квартиры

На практике дело сильно осложняется тем, что именно по бесконтактным ДТП очень любят работать страховые мошенники, поэтому страховые компании скептически относятся к таким авариям и принимают все действия, чтобы со своей стороны доказать, что страхового случая не было.

Для получения компенсации потерпевшему нужно обращаться не в свою страховую, а в страховую компанию виновника. Поэтому для получения выплат личность виновника и его вина должны быть установлены. Вот почему так важно постараться записать данные виновника, даже если тот скрылся с места ДТП. Конечно, его розыском будут заниматься сотрудники МВД, но лишняя информация принесет пользу.

При обращении в страховую потребуется заявление потерпевшего, акт ГИБДД о регистрации произошедшего ДТП и прочие документы, подтверждающие произошедшее и оценивающие причиненный ущерб. Последними могут быть, например, технические экспертизы.

Если же страховая компания виновника произошедшего при наличии всех доказательств отказывает в возмещении ущерба, пострадавший имеет право обратиться с иском в суд.

В случаях когда у виновника бесконтактного ДТП отсутствует действующий полис ОСАГО, вопросы возмещения ущерба решаются сразу напрямую через суд.

???? Мнение эксперта. Судебная практика при бесконтактном ДТП

Судебная практика при рассмотрении споров при бесконтактных ДТП доказывает, что для наступления страхового случая по ОСАГО необязателен непосредственный контакт или столкновение авто, и у потерпевшего есть право на получение страховых выплат.

В соответствии со ст. 1 ФЗ от 25.04.2002 года №40 страховой случай – это наступление ответственности владельца транспортного средства (ТС) за причинение вреда при использовании такого ТС, что влечет за собой обязанность страховщика осуществить страховое возмещение.

Но в соответствии с п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 №58 под использованием ТС понимается не только его физическое (механическое) перемещение в пространстве, но и любые другие действия, связанные с этим перемещением, а равно и с эксплуатацией ТС, которое является источником повышенной опасности.

А под взаимодействием источников повышенной опасности понимается не только их прямое столкновение, но и иные виды взаимодействия.

Поэтому отсутствие прямого контакта транспортного средства при ДТП не может быть основанием для отказа в страховых выплатах, что отражено в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 11.04.2017 №25-КГ17-1.

Также пострадавшему можно апеллировать к ст. 1079 Гражданского кодекса РФ, которая указывает на ответственность за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих.

❓ Часто задаваемые вопросы

Могут ли лишить прав за бесконтактное ДТП?

Да, бесконтактное ДТП не отличается от других видов аварий, поэтому к виновнику могут быть применены санкции в виде лишения прав, особенно, если виновное лицо скрылось с места ДТП или нанесло вред здоровью или угрозу жизни другим участникам дорожного движения.

Что мне делать, если виновник бесконтактного ДТП скрылся?

Его розыском будет заниматься МВД. Если у вас есть его данные, фото и/или номер машины – нужно предоставить их автоинспекторам.

Бесконтактное ДТП — судебная практика

1. Что такое бесконтактное ДТП?

По правилам дорожного движения РФ дорожно-транспортное происшествие обладает несколькими важными параметрами:

  • это событие, которое возникло во время движения транспортного средства;
  • погиб, или получил ранение человек;
  • нанесен ущерб транспорту, сооружениям, грузам и т.д.

Под дорожно-транспортным происшествием понимают ситуацию, где есть человек, который виновен в аварии, и он оплачивает нанесенный ущерб. Представим ситуацию: по дороге едет два автомобиля, загорается красный на светофоре. Первая машина тормозит.

Второй водитель не выдерживает дистанцию на светофоре и случайно бьет машину, которая ехала перед ним. Здесь все понятно, есть человек, который нарушил ПДД, и будет нести наказание. Представим другую ситуацию: по дороге едет не две, а три машины.

Загорается красный цвет, машина номер 1 начинает торможение, машина номер два подрезает третью машину, машина номер 3 уклоняется и врезается в первый автомобиль. Загорается зеленый и вторая машина спокойно уезжает, так как она не зацепила никакую из машин.

Кто будет виновником в такой ситуации? Распространено мнение, что виноват третий водитель, так как он не справился с ситуацией, не смог вовремя притормозить и обязан теперь оплатить ущерб. Сотрудники ГИБДД зачастую придерживаются этой версии и оформляют соответствующий протокол.

Но если бы не второй водитель, то столкновения не было. Такую ситуацию принято называть бесконтактным ДТП. Это вид дорожно-транспортных происшествий, в которых предполагаемый виновник стал причиной аварии, но сам в аварии не участвовал и никаких повреждений не получил.

Правительство РФ неоднократно инициировала введение в ПДД понятие “опасная езда”, но на законодательном уровне это не было введено. Хорошая новость в том, что уже есть практика, где вину делят между “бесконтактными” и обычным виновниками ДТП, или полностью признают за человеком, который стал причиной аварии. 

2. Особенности и основные причины бесконтактного ДТП

Особенности бесконтактного ДТП

  1. Виновник аварии не участвует в столкновении.

  2. Виновный чаще всего спокойно покидает место ДТП, так как не считает, что это имеет к нему отношения.

  3. Это является страховым случаем.

  4. Участники ДТП не могут договориться между собой о возмещении ущерба, обязательно требуется протокол сотрудников ГИБДД и обращение в страховую компанию.

Распространенные причины возникновения бесконтактного проишествия

  1. Пешеход перебегает дорогу на красный свет, или в неположенном месте.

  2. Водитель не предупреждает о повороте и других маневрах.

  3. Падение дерева, или пересечение дороги животным. 

  4. Падение незакрепленного груза с транспорта.

  5. Водитель нарушает ПДД. 

3. Как действовать, если попал в подобную аварию?

Не будем останавливаться на общем порядке действий после аварии, ознакомиться с ним вы можете в нашей статье о ДТП. Поговорим об особенностях бесконтактного ДТП. 

Надо быть готовым, что в протоколе сотрудники ГИБДД, вероятнее всего, признают виновным в ситуации вас. Скорее всего, дело придется передавать на рассмотрение в суд. Хорошо, если в автомобиле есть видеорегистратор, который записал все детали аварии.

Если нет, то постарайтесь сфотографировать/записать марку, цвет и номерные знаки виновника. Чем больше информации получиться собрать, тем лучше. Заручитесь поддержкой свидетелей, которые смогут подтвердить, что были причины поменять траекторию движения.

Даже если вы после происшествия чувствуете себя нормально, лучше дополнительно провериться у врача.

4. Что делать, если стал виновником бесконтактного ДТП?

Простая и естественная реакция — покинуть место ДТП. Но маловероятно, что получится скрыться. Номера машины, скорее всего, запишут видеорегистраторы, или запомнят свидетели, потому найти виновника не составит труда.

В данном случае к нарушению ПДД добавится еще и сокрытие с места преступления, что станет отягчающим фактором. Самое разумное — остановиться, убедиться, что пострадавшим не требуется помощь и дождаться приезда сотрудников ГИБДД.

5. Судебная практика, детали дела

На примере одного дела, которое вели наши юристы, рассмотрим, как меняет ситуацию помощь юриста при бесконтактном ДТП.

 

5.1 Общая картина

К нам за консультацией обратилась Светлана. Она ехала по дороге, перед ней на полосу вылетел форд. Объезжая возникшую помеху, она не справляется с управлением и врезается в парковку, где разбивает 3 автомобиля. Водитель форда спокойно уезжает. Все произошедшее записано на видеорегистратор. Медицинское освидетельствование показало, что у Светланы легкое сотрясение мозга. 

Приехавшие сотрудники ГИБДД в протоколе отметили что водитель не выполнила пункт 10.1 ПДД и заводят протокол. Согласно ему, она должна была ехать с той скоростью, которая позволила бы спокойно затормозить и не причинить ущерб остальным машинам.

В России обычно принято не признавать виновной первую машину, которая создала аварийную ситуацию, но в последние годы появляются прецеденты, когда удается доказать факт бесконтактной аварии. Исход дела зависит только от вмешательства юриста и его умения поворачивать ситуацию под правильным углом. 

5.2 Линия защиты

Юрист решил действовать сразу по двум направлениям.  

  1. Обжаловать вину нашего клиента по протоколу ГИБДД (подали жалобу в районный суд)

  2. Доказать вину первого участника (подали заявление в ГИБДД на первого участника, за непредставление преимущества при выезде с прилегающей дороги, пункт 8.3 ПДД, за скрытие с места происшествия, ответственность предусмотрена кодексом 12.27 КоАП и за причинение легкого вреда здоровью, статья 115 УК РФ.

Из-за специфики кодекса об административных нарушениях (он отличается от ГК И УК), юрист подавал в ГИБДД 3 разных заявления.

5.3 Развитие событий

  1. Вину Светланы удалось полностью снять решением суда из-за процессуальной ошибки в протоколе. 

  2. Две из трех жалоб, направленных в ГИБДД, были отклонены. После отклонения жалобы у юриста появилась возможность обратиться в районный суд для оспаривания. Районный суд согласился с доводами адвоката и вернул дела на рассмотрение в ГИБДД. При повторном рассмотрении сотрудники признали вину водителя на форде.  

5.4 Итог 

В результате аварии пострадало 3 автомобиля на парковке и машина Светланы. Страховка не покрывала полностью ремонт 3 автомобилей и клиент должен был оплачивать дополнительный ущерб самостоятельно. На ремонт ее автомобиля страховая не выделяла средства, так как она считалась виновником аварии.

Начиная дело, юрист планировал, что сможет доказать, что в аварии виновны двое и снизить сумму выплаты ущерба для клиента в половину. Благодаря удачному ведению дела, удалось доказать, что клиент полностью невиновен.

На этом основании страховая была обязана выплатить средства Светлане на ремонт ее автомобиля, а весь долг по ущербу трем автомобилям на парковке перешел на водителя, который стал причиной ДТП.  

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector