Actual

Порядок отстранения от управления транспортным средством

За невыполнение правил ПДД РФ предусмотрена административная ответственность. Закон позволяет представителям Госавтоинспекции отстранить водителя от управления транспортным средством. Это один из способов административного наказания. После отстранения от управления автомобилем, лицо не сможет сесть за руль до того момента, пока не устранит причину, повлекшую за собой применение меры.

Основания для отстранения от управления транспортным средством фиксируются в постановлении, которое составляют сотрудники ГИБДД. Отстранить человека от вождения можно лишь с соблюдением установленных норм.

Что такое отстранение от управления транспортным средством?

Определение понятия вытекает из положений статьи 27.12 КоАП РФ. Отстранение от управления транспортным средством – мера наказания за совершение ряда административных правонарушений, влекущая за собой временное лишение права водить автомобиль. Ограничение может быть наложено на водителя любого ТС:

  • легкового или грузового авто;
  • речного судна;
  • автобуса;
  • трамвая;
  • прочих транспортных средств.

Отстранение от управления автомобилем осуществляется для предотвращения более серьезных административных правонарушений, к которым могло бы привести продолжение движения. Применить наказание имеет право сотрудник ГИБДД или иное лицо, контролирующее соблюдение норм ПДД РФ. Мера носит временный характер. Как только нарушение устранено, доступ к вождению вернут.

Основания и причины

Перечень оснований для применения отстранения от управления транспортным средством приведён в статье 27.12 КоАП РФ. Наказание наложат на нарушителя в следующих ситуациях:

  1. За рулем машины находится гражданин, который ранее был лишён права на управление авто, и срок возврата удостоверения ещё не наступил (ст.12.7 КоАП РФ).
  2. У представителя Госавтоинспекции присутствует основание полагать, что человек находится в состоянии опьянения. Причём неважно, наркотическое оно или алкогольное (ст. 12.8 и 12.26 КоАП РФ). Гражданину предложат пройти медицинское освидетельствование.
  3. Лицо эксплуатирует автомобиль, зная, что тормоза, сцепление или рулевое управление неисправны. Это ведет к возникновению опасности для самого хозяина автомобиля и других участников движения (ст. 12.5 КоАП РФ).
  4. У гражданина отсутствует при себе полный перечень документации, который в обязательном порядке должен находиться в автомобиле (ст. 12.3 КоАП РФ). Список необходимых бумаг представлен в пункте 2.1.1 ПДД РФ.
  5. За рулем автомобиля находится лицо, не имеющее прав (ст. 12.7 КоАП РФ).

Если у представителя Госавтоинспекции есть подозрение, что водитель находится в нетрезвом состоянии, гражданина отстраняют от управления авто и направляют на освидетельствование. Поводами для принятия подобного решения выступают:

  • присутствие запаха алкоголя;
  • неустойчивость позы или неспособность сохранять вертикальное положение;
  • поведение, не соответствующее обстановке;
  • окраска кожных покровов изменена;
  • нарушение четкости и ясности речи.

Если продолжать движение в подобном состоянии, это может привести к возникновению серьезной аварии. Поэтому даже самый незначительный признак учитывается.

Отстранение выполняется в присутствии двух понятых. Если их привлечь к разбирательству не удалось, производится видеосъемка. В обязательном порядке составляется протокол об отстранении от управления авто.

Освидетельствование выполняется в соответствии с нормами Постановления Правительства РФ № 475 от 26 июня 2008 года и п. 227-232 Административного регламента ГИБДД. До начала процедуры сотрудник ГИБДД должен объяснить, что планирует делать, а также продемонстрировать прибор для измерения, предъявив документы на него и показав, что клеймо целое.

Затем производятся измерения с учетом погрешности прибора. По результатам процедуры составляется акт освидетельствования. Документ должны подписать понятые, если они присутствуют, инспектор и водитель.

Если водитель не согласен с полученными результатами, он может потребовать проведение освидетельствования в медучреждении, куда гражданина обязан доставить представитель ГИБДД.

Если опьянение подтвердится, машину заберут на штрафстоянку. Исключение составляют случаи, когда водителя есть, кому заменить. Взять на себя управление авто может гражданин, имеющий права и вписанный в страховку ОСАГО.

В этом случае автомобиль не заберут.

Если  в результате освидетельствования факт опьянения не подтвердился, водитель сможет продолжить движение. Представитель Госавтоинспекции обязан доставить лицо к месту, где был оставлен автомобиль.

Нормативная база

Представители Госавтоинспекции руководствуются положениями ПДД РФ и ФЗ № 196 от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения». Если правила, закрепленные в вышеуказанных нормативно-правовых актах, нарушены, накладывается наказание. Возможность отстранения водителя от управления транспортным средством предусматривает статья 27.12 КоАП РФ.

Условия, при наличии которых допустимо использование отстранения водителя от управления транспортным средством, отражены в следующих главах КоАП РФ:

Порядок отстранения от управления транспортным средством

Процесс отстранения от управления авто осуществляется в соответствии с нормами п. 223-226 Административного регламента, утвержденного Приказом МВД РФ № 664 от 23 августа 2017 года.

Если выявлены основания, позволяющие применить меру, представитель Госавтоинспекции составит протокол. Оформление документа выполняется в присутствии двух понятых – незаинтересованных лиц, привлекаемых для удостоверения осуществляемой процедуры.

Человек, выступающий в этой роли, должен достичь совершеннолетия. Понятыми могут быть только незаинтересованные лица. Об их участии делается запись в протоколе. Если дело дойдет до судебного разбирательства, понятой может быть опрошен в качестве свидетеля (ст. 25.7 КоАП РФ).

Если понятые отсутствуют, разрешено произвести видеосъемку (ст. 27.12 КоАП РФ).

В протоколе указывается следующая информация:

  • место остановки;
  • дата и время задержания;
  • личные сведения водителя и сотрудника ГИБДД;
  • причина отстранения от управления.

Когда бумага оформлена, представитель Госавтоинспекции подписывает её и передаёт задержанному водителю. Гражданин должен ознакомиться с документом.

Если все пункты соответствуют действительности, водителю предложат подписать документ. У гражданина присутствует право отказаться осуществить манипуляцию.

В этом случае на месте подписи проставляется отметка, подтверждающая факт отказа. Копия готового протокола предоставляется нарушителю.

Машину забирают на штрафстоянку. Здесь она будет находиться до устранения нарушения. Процедуры удастся избежать, если присутствует гражданин, способный заменить водителя, отстраненного от управления.

Правом сесть за руль обладают люди, имеющие водительское удостоверение и вписанные страховку. Лицо должно прибыть на место оформления правонарушения до момента эвакуации автомобиля на штрафстоянку.

В ином случае придется забирать транспортное средство в стандартном порядке.

Составление протокола об отстранении от управления транспортным средством

Составление протокола выполняется в соответствии с п. 225 Административного регламента МВД. Для оформления документа рекомендуют использовать образец.

Он отражен в положении № 14 вышеуказанного нормативно-правового акта. Составить протокол об отстранении от управления транспортным средством имеет право сотрудник Госавтоинспекции, остановивший нарушителя.

В документе отражают следующую информацию:

  1. Время задержания нарушителя и место остановки транспортного средства. Если ситуация произошла в населённом пункте, фиксируется улица и номер ближайшего здания. Когда нарушителя остановили на трассе, указывается ее название, номер километра и прочие особенности, позволяющие идентифицировать место.
  2. Причина, повлекшая за собой принятие решения о необходимости отстранения водителя от управления транспортным средством.
  3. Сведения о сотруднике Госавтоинспекции, составившем протокол. В документе фиксируется должность, звание, подразделение, к которому он относится, а также ФИО.
  4. Информация о водителе, в отношении которого применяется административное наказание. В бланк протокола вносят ФИО, дату и место рождения, адрес проживания, сведения о трудоустройстве, телефон для оперативной связи.
  5. Данные о понятых. Инспектор запишет ФИО, место жительства и телефон.

Водитель может следить за составлением протокола. Указание недостоверной информации или несоблюдение правил отстранения от управления может стать поводом для признания документа недействительным.

Скачать пример протокола об отстранении от управления транспортным средством можно здесь.

Порядок отстранения от управления транспортным средством

Если человек совершил правонарушение, но протокол не был составлен, привлечь лицо к ответственности не получится. П. 225 приказа МВД РФ №664 предписывает в обязательном порядке оформлять документ. Если человек откровенно пьян, и представитель Госавтоинспекции не отстранил его от управления авто, представителя уполномоченного органа могут обвинить в халатности.

Права и обязанности водителя

Права и обязанности водителей вытекают из норм ПДД, КоАП РФ, а также иных нормативно-правовых актов. Лицо может:

  1. Требовать составление протокола только в присутствии понятых или в процессе видеосъемки. Несоблюдение правила считается нарушением.
  2. Попросить предоставить все составленные в процессе оформления административного правонарушения материалы.
  3. Потребовать провести освидетельствование в медицинском учреждении, если отстранение от управления осуществляется в связи с подозрением в опьянении.

Водитель обязан соблюдать нормы ПДД РФ, предъявить по требованию представителя Госавтоинспекции права, документы на автомобиль и страховку, не препятствовать составлению протокола и помещению автомобиля на штрафстоянку.

На какой срок водителя могут отстранить от управления транспортным средством?

Точный период в действующем законодательстве не обозначен. Всё зависит от того, как быстро водитель устранит причины правонарушения.

Что происходит с автомобилем?

Если гражданина отстранили от вождения автомобиля, транспортное средство задержат. Правило закрепляет ст. 27.13 КоАП РФ. В ч. 1 вышеуказанного нормативно-правового акта приводится исчерпывающий перечень случаев, при которых применяется мера. Все ситуации, влекущие за собой отстранение от управления транспортным средством, также попадают в список.

Сам процесс задержания автомобиля регламентируют пункты 244-257 Административного регламента, утвержденного приказом МВД РФ № 664 от 23 августа 2017 года. Решение о применении меры принимают должностные лица, имеющие право составлять протоколы.

Соответствующий документ оформляется по факту задержания машины до начала ее перемещения на специализированную стоянку. Если причина задержания устранена, процесс эвакуации незамедлительно прекращается.

Когда автомобиль находится вне населённого пункта, его доставят в ближайший город.

Протокол о задержании авто составляется в присутствии двух понятых. Если их привлечь не удается, применяется видеосъемка. Когда бланк заполнен, сотрудник Госавтоинспекции подписывает документ и предлагает выполнить аналогичную процедуру нарушителю.

Если водитель отказывается осуществлять действие, в протоколе проставляется отметка об этом. Копия бумаги вручается нарушителю и лицу, привлеченному для исполнения решения о задержании машины.

Читайте также:  Расчет неустойки на момент фактической оплаты долга

Владельцу авто сообщат, где будет храниться транспортное средство.

Обязательна ли видеофиксация при отстранении от управления транспортным средством?

Видеофиксация применяется, если должностному лицу не удалось привлечь к разбирательству двух понятых (ст. 27.12 КоАП РФ). В ином случае можно обойтись без проведения съемки.

Отстранение от управления транспортным средством без понятых

Если понятые отсутствуют, отстранение от управления авто выполняется по классической схеме.

Представитель Госавтоинспекции составляет протокол, предоставляет его копию нарушителю, а затем организует процесс задержания машины. Однако во время процедуры проводится видеосъемка (ст. 27.12 КоАП РФ).

Запись рассматривают в качестве доказательства в процессе судебного разбирательства, если оно будет осуществлено.

Процесс возврата автомобиля со штрафстоянки

Когда нарушение устранено, гражданин сможет забрать транспортное средство. Решение о возврате автомобиля принимают лица, имеющие право составлять протоколы об административных правонарушениях (ч. 3 ст. 27.13 КоАП РФ). Незамедлительно оплачивать услуги эвакуации необязательно.

Ранее получить машину без внесения необходимой суммы не удавалось. Теперь достаточно устраненить причину задержания, чтобы авто вернули. Подобные коррективы внес в законодательство ФЗ № 205 от 23 июня 2016 года.

Пошаговая инструкция возврата автомобиля со штрафстоянки имеет следующий вид:

  1. Гражданин берет с собой водительское удостоверение, полис ОСАГО, ПТС и обращается в подразделение ГИБДД.
  2. Инспектор проверяет документацию и убеждается, что нарушение устранено.
  3. Заявителю предоставляется справка-уведомление, позволяющее получить машину со штрафстоянки.
  4. Собрав документы, необходимо посетить штрафстоянку, на которую доставили транспортное средство. Предъявив бумаги, гражданин получит машину обратно.

Что делать, если отстранение от управления транспортным средством было неправомерным?

Если гражданин считает, что сотрудники ГИБДД поступили неправомерно, можно попытаться обжаловать отстранение от управления автомобилем.

Подача жалобы допустима, если произошло нарушение прав и свобод, и заявителя незаконно привлекли к ответственности. Список инстанций, готовых рассмотреть обращение водителя, отражен в ст.

53 ФЗ № 3 от 7 февраля 2011 года «О полиции». Заявку можно направить:

  • вышестоящему должностному лицу;
  • в прокуратуру;
  • в суд.

П. 246 Административного регламента МВД предусматривает возможность подачи жалобы по телефону горячей линии ГИБДД. Чтобы воспользоваться ей, необходимо позвонить по номеру 8(800)-222-74-47. Если лицо планирует предъявить классическую бумажную жалобу, ее можно передать в уполномоченный орган лично или отправить по почте.

Скачать образец жалобы на незаконное отстранение от управления автомобилем можно здесь.

В жалобе указывается адрес отправителя, фиксируются данные для оперативной связи, описывается характер противоправных действий сотрудника ГИБДД, а также приводятся основания, подтверждающие факт присутствия нарушения. Затем лицо выдвигает требования. В конце документа ставится дата и подпись.

Нюансы

На практике автомобилисты часто путают отстранение от управления авто с лишением водительских прав. С юридической точки зрения понятия кардинально отличаются. Первая мера считается временной. Достаточно устранить причину, послужившую основанием для принятия решения, чтобы вернуть себе возможность управлять автомобилем.

Получить права обратно после лишения сложнее. Гражданин должен будет дождаться окончания срока лишения, выполнить все предписания законодательства в зависимости от первопричины или оспорить принятое решение.

Отнять права могут лишь по решению суда. Отстранить от управления авто имеет право инспектор. Причём длительное разбирательство не осуществляется. Решение принимают на месте.

Отстранение водителя от управления транспортным средством — DRIVE2

Порядок отстранения от управления транспортным средством

Отстранение водителя от управления транспортным средством

Многих автолюбителей интересует порядок отстранения от управления транспортным средством при подозрении водителя в пьяном вождении. Давайте вместе разбираться в том, как должен действовать инспектор если он заподозрил автомобилиста в совершении такого неблаговидного поступка.

Отступление: Ездить пьяным за рулем — нельзя. Между тем трезвые добропорядочные водители не должны страдать из-за того, что кто-то другой садиться пьяным за руль.

Именно поэтому мы и хотим разобраться в том, в каком порядке должен действовать сотрудник ГИБДД при отстранении водителя от управления транспортным средством и проведении освидетельствования с помощью алкотестера. Это нужно для того, чтобы трезвый водитель не пострадал и не был, не дай бог незаконно привлечен к ответственности по ч.1 ст.12.

8 КоАП за пьяное вождение. Алкотестер – это сложный прибор. Если порядок проведения освидетельствования будет нарушен, то алкотестер может показать недостоверный результат. К тому же есть подозрения, что сотрудник ГИБДД может быть заинтересован в «положительных» показаниях алкотестера из-за пресловутой палочной отчетности.

Поскольку отстранение от управления транспортным средством всегда предшествует освидетельствованию с помощью алкотестера, то важно также разобраться в законности или незаконности действий сотрудника ГИБДД при проведении данного процессуального действия.

Однако мы отдалились от основной темы статьи.

Кажется, нет такого автолюбителя, которого сотрудник ГИБДД хотя бы раз в жизни не спросил: «Пили?», «Употребляли алкоголь?».

Как известно после таких вопросов обычно следует просьба сотрудника ГИБДД произвести выдох в его сторону или просьба выйти на улицу освежиться (а точнее, чтобы сотрудник ГИБДД «прощупал» водителя на предмет нахождения в состоянии опьянения).

Трезвому водителю такая подозрительность сотрудника ГИБДД неприятна. Представьте себе, что вы ничего не совершали, но вынуждены оправдываться. В таких случаях иной водитель тревожится и пытается успокоить инспектора: «Не пил», «Не употреблял», «Трезв».

Однако такие увещевания действуют не на всякого сотрудника ГИБДД. Некоторым хочется подвергнуть водителя дополнительным проверкам. Пусть эти проверки не предусмотрены в законодательстве, но всё же. Хотеть — не запретишь.

Ведь водитель сам согласиться (если конечно согласиться) их пройти, а значить ничего страшного. А если возьмут «за жабры», то всегда можно сказать: «Пьяного водителя хотел поймать. А ты что поддерживаешь пьянство за рулём?».

Любому блюститель прав водителей можно рот закрыть.

В поисках пьяных за рулём некоторые находчивые инспектора просят водителей выдохнуть в кулек свернутый из бумаги (сразу предупреждаю, не ищите в Регламенте или Правилах освидетельствования такое процессуальное действие, как «выдох водителя в кулёк из бумаги»). После этого воздух будет оцениваться ими на предмет содержания паров алкоголя. Так выявляется такой признак опьянения, как «запах алкоголя изо рта».

Если же по просьбе инспектора водитель выходит из автомобиля, то сотрудник ГИБДД может проверить наличие у автолюбителя другого признака опьянения «неустойчивость позы». Споткнулся? На лицо неустойчивость позы водителя, а значить есть основания для отстранения от управления транспортным средством и проведения освидетельствования с помощью алкотестера.

Однако мы ушли куда-то в сторону.

В каких случаях сотрудник ГИБДД может произвести отстранение водителя от управления транспортным средством и провести освидетельствование с помощью алкотестера?

Чтобы провести освидетельствование с помощью алкотестера сотрудник ГИБДД должен остановить автомобиль на законном основании (не разбираем этот момент в данной статье).

После этого, если сотруднику ГИБДД кажется, что у водителя есть признаки опьянения, которые перечислены в Правилах освидетельствования (В Регламенте ГИБДД от 02.03.2009г.

№185 они также содержаться), то он должен отстранить его от управления транспортным средством.

Какие признаки опьянения являются основанием для отстранения от управления транспортным средством и проведения освидетельствования с помощью алкотестера?

Выше уже были перечислены два признака опьянения: «запах алкоголя изо рта», «неустойчивость позы». Есть ещё три признака опьянения: «резкое изменение окраски кожных покровов лица», «поведение, не соответствующее обстановке», «нарушение речи».

При внимательном анализе перечисленных признаков опьянения любому становиться очевидным, что такие признаки можно найти у любого человеку.

Что это вообще такое «поведение, не соответствующее обстановке»? Например, каким должно быть поведение трезвого водителя, которого заподозрили в управлении транспортным средством в состоянии опьянения?

При просмотре в Интернете видеороликов кажется, что некоторые сотрудники ГИБДД считают, что поведение любого водителя, который знает закон и требует от них его соблюдения «не соответствует обстановке». Это подтверждает регулярным предложением автозащитникам освидетельствования с помощью алкотестера или их направлением для проверки к врачу-наркологу.

Идём дальше. После того, как сотруднику ГИБДД показалось, что у водителя есть признаки опьянения, он не может сразу же предлагать ему освидетельствование с помощью алкотестера. Кто это сказал? Регламент ГИБДД это сказал. В пунктах 127, 130.

  • При прочтении этих пунктов становиться понятно следующее:
  • — если сотрудник ГИБДД считает, что у водителя есть признаки опьянения, то он должен сразу же составить протокол об отстранении от управления транспортным средством;
  • — сотрудник ГИБДД не имеет право предлагать водителю освидетельствование с помощью алкотестера, если он не отстранил его от управления ТС и не составил протокол об отстранении от управления транспортным средством.

Таким образом, нарушением со стороны сотрудника ГИБДД является предложение не отстраненному водителю пройти освидетельствование с помощью алкотестера. Это очень важный момент. Он не зря прописан в Регламенте. Ведь такой порядок (законный), если он соблюдается, предохраняет автолюбителей от неправомерных действий на дороге.

Если же сотрудник ГИБДД составил протокол об отстранении от управления транспортным средством, то он может предложить водителю пройти освидетельствование с помощью алкотестера. О том, как сотрудник ГИБДД должен действовать дальше, мы будем разбираться в следующий раз.

Статья от Коллегии автоюристов Самара

Читайте также:  Передача права собственности на недвижимость

За что инспектор может отстранить вас от управления автомобилем

Как ни странно, четкое определение термина «отстранение от управления» в российском законодательстве отсутствует. С другой стороны, в нем нет ничего двоякого — само название позволяет толковать его совершенно однозначно.

Всё же поясним, что отстранить от управления автомобилем — значит прекратить эксплуатацию транспортного средства по прямому назначению. Другими словами, вы лишаетесь возможности вести машину и пользоваться рычагами управления.

Означает ли все вышеизложенное, что вы должны покинуть автомобиль? Вовсе нет. Но это формально. В реальности же водитель рискует быть обвиненным в неповиновении законным требованиям инспектора и получить штраф 500-1000 рублей или даже 15-суточный арест в соответствии с частью 1 статьи 19.3 Административного кодекса.

Кроме того, формально у вас не возникает обязанности выдать инспектору ДПС ключи от автомобиля. С другой стороны, сотрудник ГИБДД может потребовать этого, ссылаясь на законодательное основание. Коснемся этого подробнее.

За что можно отстранить от управления

В соответствии с действующим законодательством, существует сразу ряд причин для отстранения от управления ТС.

Перечень их содержит статья 27.12 Административного кодекса:

  • в случае дальнейшего передвижения автомобиля под управлением конкретного водителя может возникнуть реальная угроза для других участников движения (говоря проще, водитель подозревается в употреблении алкоголя или наркотиков);
  • само транспортное средство в силу своего состояния является источником такой опасности;
  • у водителя отсутствуют документы, позволяющие управлять автомобилем (водительское удостоверение, СТС).

Как мы отметили выше, приведенные основания для отстранения от управления содержатся в статье 27.12 КоАП. И многие водители уверены, что перечень исчерпывающий. Это не так.

Существует еще одно основание, отраженное в Федеральном законе № 3-ФЗ от 7 февраля 2011 года: это Закон «О полиции», статья 13 (пункт 1, подпункт 37) которого гласит, что инспектор имеет право воспользоваться вашим автомобилем в ситуациях, которые не терпят отлагательств (к примеру, доставить в больницу участника аварии).

Теперь давайте каждую причину для отстранения рассмотрим детальнее.

Состояние опьянения

Можно уверенно заявить о том, что сегодня это основная причина для отстранения от управления транспортным средством.

Примечательно, что процедуре подвергается не выявленный нарушитель (то есть водитель, алкогольное или наркотическое состояние которого установлено), а тот, кто подозревается в употреблении запрещенных веществ.

Другими словами, в такой ситуации водитель отстраняется от управления как раз для того, чтобы можно было точно выявить его состояние.

Отметим, что отстранить от управления инспектор имеет право не произвольно, «на глазок», а руководствуясь четкими признаками, которые содержат пункты 223 и 227.1 Административного регламента, утвержденного Приказом МВД № 664 от 23 августа 2017 года.

Так, речь идет:

  • о неустойчивой позе (например, водителя пошатывает, ему трудно устоять на месте);
  • запахе алкоголя (только алкоголя — любые другие запахи не являются основанием);
  • нарушении речи;
  • резком изменении цвета лица (именно лица — кожные покровы рук, шеи и других частей тела не учитываются);
  • поведении, не соответствующем ситуации (другими словами, водитель неадекватен).

Говоря о первых четырех признаках, можно констатировать довольно объективную шкалу критериев. А вот что касается неадекватного поведения, тут всё достаточно индивидуально. Подобная трактовка предоставляет инспектору обширную свободу действий в оценке конкретного водителя. И сложно четко определить, что именно покажется сотруднику ГИБДД «не соответствующим ситуации». 

Итак, именно отстранение от управления автомобилем является первым шагом процедуры освидетельствования водителя на алкогольное опьянение. Любой другой «первый шаг» (в том числе «Помочитесь в баночку» или «Дыхните-ка, я понюхаю») является незаконным.

Отметим, что водитель может быть направлен на медосвидетельствование и без предварительной «дорожной» проверки на алкогольное опьянение. При этом указанные выше основания могут игнорироваться.

Так, например, происходит в случае ДТП, где есть пострадавшие: водитель направляется на медосвидетельствование на основании определения о возбуждении дела в соответствии с частью 1 или 2 статьи 12.

24 Административного кодекса.

Отсутствие документов

Напомним, что в данном случае мы рассматриваем перечень документов на авто, отсутствие которых является основанием именно для отстранения от управления, а не просто для штрафа.

Так, отсутствие ОСАГО не дает повода отстранить водителя, хотя и подразумевает штраф: 500 рублей по части 2 статьи 12.3 Административного кодекса — если полис остался до́ма; 800 рублей в соответствии с пунктом 2 статьи 12.

37 КоАП — если ОСАГО не выдавался.

Отстранение за отсутствие СТС. Что касается документов, за которые водителя могут отстранить от управления, то, согласно части 1 статьи 27.12 Административного кодекса, одним из них является СТС (свидетельство о регистрации транспортного средства).

В такой ситуации водитель должен иметь представление о правильном порядке действий сотрудника ДПС.

Вот эта последовательность:

  1. Остановка ТС и выявление инспектором факта отсутствия СТС.
  2. Составление в отношении водителя постановления в соответствии с частью 1 статьи 27.12 Административного кодекса.
  3. Отстранение от управления ТС (в этом случае также составляется соответствующий протокол).
  4. Составление еще одного протокола — о задержании транспортного средства.

Таким образом, по факту привлечения за управление автомобилем без СТС должно быть составлено три документа.

Отметим, что в данной ситуации речь идет о том, что водитель забыл СТС дома или потерял его. В том случае, когда документ вообще не получен (к примеру, пропущен 10-дневный срок регистрации в ГИБДД либо автомобиль снят с учета), то основанием для привлечения являются уже, соответственно, часть 1 статьи 12.

1 Административного кодекса и часть 1 статьи 19.22 Административного кодекса. Однако привлечение по этим статьям предполагает штрафы (в первом случае 500-800 рублей; во втором — от 1500 до 2000 рублей), но никак не отстранение от управления.

А вот эвакуацию на штрафстоянку предполагает: здесь пункт 4 вышеизложенной последовательности четко работает.

На основании этого делаем вывод: отстранение от управления при отсутствии СТС допускается исключительно в случае привлечения по части 1 статьи 27.12 Административного кодекса; отстранение по другим статьям является незаконным.

Отсутствие водительского удостоверения. Здесь возможны два случая, когда предусмотрено отстранение от управления автомобилем:

  • у сидящего за рулем водительские права ранее конфискованы;
  • права просрочены или вообще не выдавались.

Обе ситуации предусмотрены статьей 12.7 КоАП: частями 1 и 2 кодекса.

А вот если водительское удостоверение осталось дома либо утеряно (это предусмотрено частью 2 статьи 12.3 Административного кодекса), то вас не имеют права отстранить от управления автомобилем. В то же время, как и при отсутствии СТС, ситуация предполагает перемещение машины на штрафстоянку.

Неисправность автомобиля

Отстранение от управления по причине неисправности также возможно в определенных случаях.

Речь идет:

  • о неисправных тормозах (ручной тормоз в данном случае не учитывается);
  • неработающем рулевом управлении, включая гидроусилитель (ГУР) или электроусилитель руля (ЭУР);
  • лопнувшем фаркопе или другой части сцепного устройства при наличии прицепа.

Подобные ситуации также предусматривает часть 1 статьи 27.12 Административного кодекса (с отсылкой на часть 2 статьи 12.5 КоАП в качестве основания отстранения от управления авто). Здесь итогом процедуры также является перемещение машины на штрафстоянку.

Ваше авто понадобилось сотруднику ДПС

Речь идет о совершенно законной ситуации. Да, сотрудник полиции имеет полное право воспользоваться вашим автомобилем на основании Закона «О полиции» (конкретно, статьи 13) и пункта 6.14 (он дублирует статью) Административного регламента.

Безусловно, здесь нет вседозволенности: существует перечень случаев, когда можно воспользоваться автомобилями, которые принадлежат гражданам.

Такое право появляется:

  • если возникает необходимость пресечь преступление;
  • требуется срочное преследование преступника;
  • пострадавший в аварии должен быть доставлен в больницу;
  • необходима буксировка автомобилей, поврежденных в ДТП;
  • сотрудник должен оперативно добраться к месту, где совершено преступление или административное нарушение (включая аварию).

Отметим, что, согласно пункту 90 Административного регламента МВД, в ходе использования ТС сотрудником полиции управление автомобилем осуществляет сам водитель (который и управлял машиной до момента остановки) при условии, что отсутствуют основания для его отстранения в соответствии с частью 1 статьи 27.12 и пунктом 223 Административного регламента.

Кроме того, у водителя появляется право требовать возмещения затрат, связанных с использованием его авто, включая стоимость горючего или расходов на ремонт в случае причинения автомобилю материального ущерба.

Как правильно должен быть составлен протокол

Составление протокола отстранения является обязательным атрибутом. Важно отметить, что документ должен быть написан, что называется, на месте.

Протокол обязательно комплектуется следующей информацией:

  • датой и временем отстранения;
  • основанием для отстранения;
  • ФИО и должностью инспектора ДПС;
  • ФИО водителя;
  • сведениями о транспортном средстве;
  • подписью полицейского.

Как только протокол составлен, инспектор его передает вам для подписания. Вы имеете право отказаться — в этом случае сотрудник ГИБДД зафиксирует в документе ваш отказ. Подобные действия с вашей стороны никак не повлияют на саму ситуацию, в том числе не ухудшат вашу позицию в случае обжалования действий инспектора.

По логике вещей, составление протокола отстранения должно предварять саму эту процедуру, то есть документ оформляется раньше. Однако в Административном кодексе подобная очередность не пописана, поэтому на практике он может быть составлен и позже. В то же время, протокол является документом, инициирующим отстранение. То есть пока его нет — процедура не запущена.

Формально все логично, однако шансы доказать при обжаловании в суде незаконность требования инспектора об отстранении в силу отсутствия составленного на тот момент протокола представляются нам весьма туманными.

Еще один важный нюанс составления протокола касается наличия понятых в качестве альтернативы видеофиксации. Именно альтернативы, поскольку частью 2 статьи 27.

12 Административного кодекса предусматривается отстранение водителя от управления транспортным средством при условии, что присутствуют понятые (в количестве минимум двух человек) либо инспектором ведется видеозапись.

Читайте также:  Размещение в мкд оборудования компаний предоставляющих услуги связи

Таким образом, понятые могут и не присутствовать при отстранении.

Подобные вариации дополнительно свидетельствуют об отсутствии строгой очередности, предусматривающей составление протокола ранее того момента, когда сотрудник ГИБДД потребует покинуть машину.

На сколько максимально можно отстранить от управления?

Административный кодекс не содержит ответа на этот вопрос. Более того, Административный регламент МВД также не проясняет ситуацию. Таким образом, можно констатировать отсутствие в законодательстве четких сведений о максимальном сроке, на который можно отстранить от управления автомобилем.

Может ли кто-то заменить водителя в случае отстранения?

Это возможно. Когда рядом с водителем находится пассажир, при себе имеющий права и вписанный в ОСАГО, то при наличии СТС на автомобиль он может сесть за руль. Если, конечно, причиной отстранения не является неисправность авто, неотложная потребность инспектора в машине или ее статус как вещественного доказательства по уголовному делу.

А если отстранили незаконно?

Если вы считаете, что отстранение проведено с нарушением действующего законодательства, то в первую очередь потребуйте от инспектора сообщить номер дежурной части, где он служит. В обоснование требования ссылайтесь на пункт 52 Административного регламента МВД.

Получив номер, позвоните и пожалуйтесь на конфликтную ситуацию и неправомерные действия сотрудника ГИБДД. В этом случае у вас есть шанс увидеть старшего инспектора, который и должен будет урегулировать ситуацию на месте.

Если вас все-таки отстранили, причем, по-вашему мнению, незаконно, то пожалуйтесь письменно и сразу в три инстанции.

Сделайте это в адрес:

  • непосредственного руководителя того сотрудника, который вас отстранил;
  • районного суда (по месту совершения правонарушения);
  • прокуратуры (по месту совершения правонарушения).

Четко установленной формы жалобы нет — вы пишете в свободной форме. Помимо обязательных сведений (ФИО ваши и инспектора, текущая дата и подпись, сведения об авто), вы указываете, когда и где было зафиксировано нарушение, не забывая об обстоятельствах отстранения. И далее сообщаете ваши требования (отменить незаконное отстранение, привлечь виновного).

Отметим, что при отстранении вас от управления автомобилем до процедуры освидетельствования, которая не выявила опьянение, само отстранение не считается незаконным. И действия инспектора соответствуют установленным нормам и требованиям. Если, конечно, вам не удастся доказать, что заявленных признаков опьянения быть не могло — как вы понимаете, сделать это чрезвычайно тяжело.

И напоследок: если в итоге вы докажете незаконность отстранения, то возникает логичный вопрос…

Чем это чревато для инспектора ДПС?

Формально сотрудник ГИБДД может понести как административную, так и уголовную ответственность.

В зависимости от того, какова тяжесть последствий, речь идет:

  • о штрафе в размере 20 000 рублей на основании статьи 12.35 Административного кодекса;
  • штрафе до 80 000 рублей или даже лишении свободы сроком до четырех лет в соответствии со статьей 286 Уголовного кодекса.

В то же время нужно быть реалистами и понимать, что сотрудника МВД нечасто настигает даже административная ответственность, а про уголовную и говорить нечего. Однако это отнюдь не означает отказа от борьбы за свои права и восстановления справедливости в случае незаконного отстранения от управления транспортным средством. Делать это можно и непременно нужно!

Порядок отстранения от управления транспортным средством

Верховный суд вернул права из-за ошибки в протоколе — новости Право.ру

Летним утром 2019 года Павел Боровиков* ехал по трассе М-5 «Урал». На 24 километре автодороги его остановили сотрудники ДПС. Они предположили, что водитель находится в состоянии опьянения. Его попросили «дунуть в трубочку», но не разъяснили порядок проведения исследования. Алкотестер показал превышение, в воздухе содержалось 0,324 мг/л спирта. 

  • 0,16 мг на один литр  выдыхаемого воздуха
  • 0,3 г на один литр крови

ст. 12.8 КоАП

С результатом водитель не согласился, требовал отправить его на медосвидетельствование, но сотрудник полиции ему отказал. Инспекторы составили протокол об административном правонарушении (ч. 1. ст. 12.

8 КоАП «Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения»).

Но, по словам Боровикова, ему не разъяснили его права. 

Спустя три месяца (11 сентября 2019 года) дело рассмотрел мировой судья Люберецкого судебного района Московской области. Боровиков на заседание не пришел.  По его адресу направили повестку, а затем вернули на судебный участок в связи с истечением срока хранения.

Мировой судья решил, что этого достаточно. Ходатайств об отложении от него не поступало, поэтому дело судья рассмотрел без водителя. В итоге суд признал Боровикова виновным. За езду в нетрезвом виде мужчину лишили прав на 1,5 года и назначили штраф 30 000 руб.

(дело № 5-749/2019).

Водитель с решением не согласился и направил жалобу в Первый кассационный суд общей юрисдикции, но он оставил наказание в силе (дело № 16-5249/2020). Тогда Боровиков пожаловался в Верховный суд.

Протокол с ошибками

Судья ВС Сергей Никифоров с выводами нижестоящих инстанций не согласился. Он учел заявление Боровикова о том, что сотрудники полиции предварительно не разъяснили ему права и обязанности, предусмотренные ч. 1 ст. 25.1 КоАП («Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении») и ст. 51 Конституции.  

В этом сюжете

ВС обратил внимание на ошибки, допущенные сотрудниками полиции при составлении протокола. Так, в графе «сведения о свидетелях и потерпевших» вписана фамилия, но из протокола непонятно, кто это – свидетель или потерпевший. Ниже, где информация о разъяснении прав, стоит подпись без расшифровки.

Кому она принадлежит, неясно. А там, где должен был расписаться Боровиков о разъяснении его прав, ничего нет. ВС отметил: учитывая доводы самого Боровикова (что права ему не разъясняли) и отсутствие его подписи в протоколе, нельзя однозначно сказать, знакомили водителя с его правами или нет.

Никифоров обратил внимание и на извещения: мировой судья рассмотрел дело без водителя, хотя повестку Боровиков не получил. В протоколе есть его номер телефона и согласие на СМС-уведомление о дате рассмотрения дела. Это значит, что после возвращения письма ему нужно было отправить сообщение.

Мировой судья не вызывал на заседание и не допрашивал сотрудника, который составлял протокол об административном правонарушении, понятых и свидетеля. То есть не исследовал, как проводилось освидетельствование и действительно ли инспектор отказался направлять водителя на медосвидетельствование.

ВС сослался на позицию ЕСПЧ, согласно которой все доказательства суд должен изучить в присутствии обвиняемого. Ему надо дать возможность оспорить показания свидетеля и произвести его допрос. Иначе нарушается право на справедливое судебное разбирательство.

ВС отменил акты нижестоящих инстанций, а производство по делу прекратил за истечением срока давности привлечения к административной ответственности (дело № 4-АД20-22).

Отменить штраф реально

Отменить административное наказание за управление ТС в состоянии опьянения или за отказ от прохождения освидетельствования можно по различным причинам: как из-за ошибок в действиях должностных лиц при составлении процессуальных документов, так и из-за судебных ошибок, отмечает Анатолий Кузнецов, адвокат АК
Федеральный рейтинг. группа Банкротство (включая споры) (mid market) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции
. Так, по делу  № 5-АД20-64 водитель тоже не расписался в графе о разъяснении прав, но полицейские попытались это исправить. Инспекторы приложили к материалам дела оригинал протокола с похожей подписью. Но так как у водителя осталась выданная ему копия, он смог доказать, что в протоколе не расписывался. ВС отменил штраф и вернул ему права. 

По другому делу в протоколе об административном правонарушении водитель отметил, что не употреблял алкоголь, а всего лишь принял успокоительное. Раз водитель не был согласен с результатами освидетельствования, то его следовало направить на медосвидетельствование. Так решил райсуд. Он отменил постановление мирового судьи, который лишил водителя прав на 1,5 года (№ 12-34/2012). 

Кузнецов считает, что отменить штраф можно и в том случае, если нарушен порядок привлечения понятых. Например, в одном деле сотрудник ГИБДД отстранил водителя от управления авто при одном понятом. ВС указал, что согласно ч. 2 ст. 27.

12 КоАП («Отстранение от управления транспортным средством, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения») понятых должно быть двое либо должно записываться видео.

Поэтому ВС прекратил дело за недоказанностью обстоятельств (№ 24-АД 19-6). 

Права вернут, если окажется, что понятой был только «на бумаге». Так произошло по делу № 12-10/2011. По ходатайству водителя в суде допросили понятого. Он признался, что его не было при освидетельствовании и отстранении водителя от управления машиной. А протоколы подписал по «настоятельной просьбе» сотрудников ГИБДД. В итоге райсуд производство по делу прекратил. 

О других случаях, когда права удастся вернуть, можно узнать из подборки «Право.ru» Вернуть водительские права: миссия выполнима.

* имя и фамилия изменены редакцией