Actual

Статья 153.5 ГПК РФ. Медиация

с последними изменениями на сегодняшний день

        В соответствии с федеральным законом Российской Федерации

от 27 июля 2006 г. №152 «О персональных данных» – мы

гарантируем полную анонимность всех консультаций.

  • По любым вопросам юридического характера
  • По телефону или на приёме в нашем офисе
  • Не навязываем платные услуги
  • Представляем полный порядок действий
  1. Выработка стратегии защиты Вашего права
  2. Подготовка досудебной претензии
  3. Составление жалоб в государственные органы
  4. Оформление и подача заявления в суд
  • Полное сопровождение дела до 100% результата
  • Представление интересов в досудебном порядке
  • Представление интересов в суде первой инстанции
  • Обжалование судебных актов и апелляции

Предоставим бесплатную консультацию по телефону горячей линии 8 (800) 201-78-33 в онлайн-чате в правом нижнем углу сайта, на личном приёме у нас в офисе.

В ходе консультации проанализируем Вашу ситуацию с точки зрения законодательства Российской Федерации

с последними изменениями на сегодняшний день.

Наш специалист определит всевозможные пути решения Вашей ситуации,выявить всевозможные подводные

камни и подскажет как их избежать.

Постоянную поддержку с Вашим личным специалистом В любое время мы на связи и вы всегда сможете

расчитывать на нас и воспользоваться нашими услугами.

  • Вы получите помощь уже на первой консультации.
  • Будете осведомлены и будете знать, как вести себя в Вашей ситуации.
  • Определитесь с порядком действий.

Более 10 тысяч успешных дел

Более 10 лет успешной работы

Приём заявок 24 часа в сутки

Контролируем законностьдеятельности банков

Обеспечиавем защитубезопасности наших клиентов

Пресекаем любые попыткинарушения прав наших клиентов

Пресекаем разглашение информациио долгах клиентов третьим лицам

Защищаем права наших клиентов какпотребителей финансовых продуктов

Добиваемся снижения илисписания выплат по долгам

Статья 153.5 ГПК РФ. Медиация Статья 153.5 ГПК РФ. Медиация Статья 153.5 ГПК РФ. Медиация Статья 153.5 ГПК РФ. Медиация

Мария Мирошникова

Город Москва

Статья 153.5 ГПК РФ. Медиация

Александра Смирнова

Город Москва

Просто честно ответьте себе на эти вопросы:

Вы хотите оградить себя и близких от проблем

юридического характера?

Вы хотите снизить Ваши проблемы юридического

характера до минимума?

Вы хотите, чтобы Ваши проблемы решали лучшие

юристы Москвы?

Записаться на приём к юристу

2022 Юридическая компания «Закон»

Прокурор разъясняет — Прокуратура Саратовской области

Прокуратура Кировского района г. Саратова: Об урегулировании спора путем проведения процедуры медиации в гражданском процессе

Стороны вправе урегулировать спор путем проведения процедуры медиации в порядке, установленном Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации (далее – ГПК РФ) и федеральным законом. Соответствующие гарантии содержатся в ст. 153.5 ГПК РФ.

В случае заявления сторонами такого ходатайства суд откладывает судебное разбирательство на основании ч. 1 ст. 169 ГПК РФ.

Порядок проведения процедуры медиации и заключение медиативного соглашения регулируется Федеральным законом от 27.07.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».

  • Медиативное соглашение заключается в письменной форме и должно содержать сведения о сторонах, предмете спора, проведенной процедуре медиации, медиаторе, а также согласованные сторонами обязательства, условия и сроки их выполнения.
  • Медиативное соглашение подлежит исполнению на основе принципов добровольности и добросовестности сторон.
  • Медиативное соглашение, достигнутое сторонами в результате процедуры медиации, проведенной после передачи спора на рассмотрение суда или третейского суда, может быть утверждено судом или третейским судом в качестве мирового соглашения в соответствии с процессуальным законодательством или законодательством о третейских судах, законодательством о международном коммерческом арбитраже.

Медиативное соглашение по возникшему из гражданских правоотношений спору, достигнутое сторонами в результате процедуры медиации, проведенной без передачи спора на рассмотрение суда или третейского суда, представляет собой гражданско-правовую сделку, направленную на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей сторон. К такой сделке могут применяться правила гражданского законодательства об отступном, о новации, прощении долга, зачете встречного однородного требования, возмещении вреда.

Защита прав, нарушенных в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения такого медиативного соглашения, осуществляется способами, предусмотренными гражданским законодательством.

Медиативное соглашение, достигнутое сторонами в результате процедуры медиации, проведенной без передачи спора на рассмотрение суда или третейского суда, в случае его нотариального удостоверения имеет силу исполнительного документа.

И.о. прокурора Кировского района г. Саратова С.А. Рослов

​​​​​​​

Прямая ссылка на материал
Поделиться

Стороны вправе урегулировать спор путем проведения процедуры медиации в порядке, установленном Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации (далее – ГПК РФ) и федеральным законом. Соответствующие гарантии содержатся в ст. 153.5 ГПК РФ.

В случае заявления сторонами такого ходатайства суд откладывает судебное разбирательство на основании ч. 1 ст. 169 ГПК РФ.

Порядок проведения процедуры медиации и заключение медиативного соглашения регулируется Федеральным законом от 27.07.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».

  1. Медиативное соглашение заключается в письменной форме и должно содержать сведения о сторонах, предмете спора, проведенной процедуре медиации, медиаторе, а также согласованные сторонами обязательства, условия и сроки их выполнения.
  2. Медиативное соглашение подлежит исполнению на основе принципов добровольности и добросовестности сторон.
  3. Медиативное соглашение, достигнутое сторонами в результате процедуры медиации, проведенной после передачи спора на рассмотрение суда или третейского суда, может быть утверждено судом или третейским судом в качестве мирового соглашения в соответствии с процессуальным законодательством или законодательством о третейских судах, законодательством о международном коммерческом арбитраже.

Медиативное соглашение по возникшему из гражданских правоотношений спору, достигнутое сторонами в результате процедуры медиации, проведенной без передачи спора на рассмотрение суда или третейского суда, представляет собой гражданско-правовую сделку, направленную на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей сторон. К такой сделке могут применяться правила гражданского законодательства об отступном, о новации, прощении долга, зачете встречного однородного требования, возмещении вреда.

Защита прав, нарушенных в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения такого медиативного соглашения, осуществляется способами, предусмотренными гражданским законодательством.

Медиативное соглашение, достигнутое сторонами в результате процедуры медиации, проведенной без передачи спора на рассмотрение суда или третейского суда, в случае его нотариального удостоверения имеет силу исполнительного документа.

И.о. прокурора Кировского района г. Саратова С.А. Рослов

​​​​​​​

Институт медиации в российском гражданском процессе: проблемы и перспективы

Дебалюк, А. Р. Институт медиации в российском гражданском процессе: проблемы и перспективы / А. Р. Дебалюк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 51 (341). — С. 198-200. — URL: https://moluch.ru/archive/341/76792/ (дата обращения: 24.10.2022).



В статье рассматривается примирение сторон в гражданском процессе посредством медиации.

Автором проанализированы понятие, признаки и основные недостатки медиации, а также обозначены перспективы ее дальнейшей реализации в гражданском процессе.

На основании анализа внесенных в рамках процессуальной реформы изменений сделан вывод о нецелесообразности существования медиации в отечественном законодательстве.

Ключевые слова: процедура медиации, медиация, медиатор, гражданский процесс, примирение, альтернативное урегулирование спора.

Процесс появления медиации в отечественном законодательстве был запущен принятием Федерального закона от 27 июля 2010 года № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (далее — Закон о медиации) [1] с целью создания правовых условий для применения в Российской Федерации альтернативной процедуры урегулирования споров с участием в качестве посредника независимого лица — медиатора (процедуры медиации). Помимо Закона о медиации для развития института медиации Приказом Министерства образования и науки РФ по согласованию с Министерством юстиции РФ от 14 февраля 2001 г. № 187 утверждена программа подготовки медиаторов [2]. Однако, несмотря на детальное правовое регулирование, институт медиации за период существования (с 2010 года) своей эффективности не показал, поскольку использовался при рассмотрении дел крайне редко — в период с 2011 по 2017 год всего лишь 0,008 % дел судами общей юрисдикции и 0,002 % дел арбитражными судами [3].

  • Медиация относится к примирительным процедурам, осуществляемым с участием третьих лиц (посредников) и представляет собой внесудебный способ урегулирования спора между сторонами при участии и под руководством медиатора, не наделенного правом вынесения обязательного для сторон решения [4].
  • В статье 2 ФЗ № 193 процедура медиации определяется как способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения. Исходя из данного определения можно выделить следующие отличительные особенности медиации:
  • Во-первых, медиация представляет собой процедуру, предполагающую совершение определенных последовательных действий;
  • Во-вторых, данный способ урегулирования спора предполагает участие в нем медиатора, не являющегося участником спорного материального правоотношения;
  • В-третьих, процедура медиации используется лишь при наличии добровольного согласия сторон на ее проведение;

Рассмотрим порядок проведения медиации после обращения сторонами спора в суд, положения о котором содержатся в Законе о медиации, а также в Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации (далее — ГПК РФ).

Так, в статье 153 5 ГПК РФ указано, что в случае заявления сторонами ходатайства на урегулирование спора путем проведения процедуры медиации, суд откладывает судебное разбирательство на основании части первой статьи 169 ГПК РФ, то есть на срок, не превышающий двух месяцев.

В литературе неоднократно обращалось внимание на то, что такой срок является слишком сжатым и не каждый спор может быть разрешен в указанное время.

Помимо этого, в соответствии со статьями 34 и 35 ГПК РФ медиатор не имеет права знакомиться с материалами дела, поскольку не является лицом, участвующим в деле, а предоставление участниками спора копий необходимых документов также уходит время, которое лишает медиатора возможности их всестороннего изучения в установленные законодателем сроки.

  1. Согласно статье 7 Закона о медиации одна сторона может направить другой предложение об обращении к процедуре медиации в письменной форме, а другая сторона в течение 30 дней или иного указанного в предложении разумного срока дает своё согласие или же отклоняет его.
  2. По своему содержанию данное предложение является прообразом соглашения о применении процедуры медиации (далее — соглашение) поскольку должно содержать следующие сведения: о предмете спора; о медиаторе, медиаторах или об организации, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации; о порядке проведения процедуры медиации; об условиях участия сторон в расходах, связанных с проведением процедуры медиации; о сроках проведения медиации.
  3. Таким образом, проведение процедуры медиации считается начатым с момента заключения сторонами соответствующего соглашения, после чего стороны заявляют в суде ходатайство, а суд откладывает судебное разбирательство для проведения процедуры медиации.

Сам порядок проведения процедуры медиации устанавливается сторонами в соглашении самостоятельно или же путем ссылки на правила проведения процедуры медиации, которые утверждены выбранной ими организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации.

Также стороны вправе возложить определение порядка проведения процедуры на медиатора, указав на это в соглашении.

На наш взгляд, последний вариант является наиболее удачным, поскольку медиатором при определении порядка будут учтены все пожелания сторон, а также сами обстоятельства возникшего спора.

По смыслу закона деятельность медиатора заключается в создании условий для честного и открытого диалога и взаимопонимания между сторонами, а не в помощи поиска решения с юридической точки зрения, поэтому в сложных спорах деятельность медиатора, направленная на снижение конфликтности участников спора едва ли будет эффективна в части его урегулирования. Исходя из этого можно сделать вывод, что при медиации роль посредника в урегулировании спора пассивна и заключается в лишь создании условий для продуктивных переговоров между сторонами.

В случае успешного проведения медиации стороны заключают медиативное соглашение — итоговый документ процедуры медиации в письменной форме. После чего оно утверждается судом в качестве мирового соглашения и имеет силу исполнительного документа.

Но несмотря на ряд неточностей в законодательном регулировании данного института, неэффективность медиации в России прежде всего обусловлена отсутствием организованной и хорошо скоординированной пропаганды медиации.

Верховный суд Российской Федерации указал ряд причин низкой популярности примирительных процедур, в частности, отсутствие рекламы на рынке профессиональных медиаторов, а также низкая активность просветительской работы на уровне государственных органов и органов местного самоуправления, средств массовой информации и медиаторов [5]. Решение данной проблемы видится в распространении информации через взаимодействие медиаторов с судом посредством размещения информации на стендах или публикаций на сайте; выдачи информационных брошюр при подаче искового заявления; проведения научных конференций и публикаций научных работ, связанных с примирительными процедурами.

Помимо этого, низкий уровень доверия населения к институту медиации вызван возможностью осуществления ими деятельности без образования (на непрофессиональной основе) или же с любым высшим образованием в совокупности с дополнительным профессиональным образованием по вопросам применения медиации (на профессиональной основе). На наш взгляд, отсутствие у медиатора юридического образования лишает участников спора возможности урегулировать спор наиболее подходящим способом, поскольку содействие медиатора в данном случае будет носить психологический характер нежели юридический.

Таким образом, детальная регламентация общественных отношений, связанных с использованием медиации, не привела к широкому распространению данной примирительной процедуры.

Зачастую процесс разъяснения судьей существа и преимуществ медиации проходит формально, да и в целом на сегодняшний день у граждан практически не сформирована культура ведения переговоров и поиска взаимоприемлемых решений.

На наш взгляд, даже при должном информировании граждан о преимуществах и сущности процедуры медиации ее эффективность в условиях реализации процессуальной реформы не возрастет.

Предполагается, что процедура судебного примирения более удобна для спорящих сторон в том числе по причине ее финансовой выгодности, поскольку за разрешение спора с участием медиатора участникам спора приходилось заплатить около 19 тыс. рублей. Очевидно, что выбор сторон в данном случае будет в пользу бесплатного судебного примирения, и с началом деятельности судебных примирителей число дел, рассматриваемых с использованием процедуры медиации, резко снизится.

Литература:

  1. Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации) [Электронный ресурс]: федер. закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ: в ред. от 26 июля 2019 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  2. Об утверждении программы подготовки медиаторов: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 февраля 2011 г. № 187. // Рос. газ. 2011. 23 марта.
  3. О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием примирительных процедур: постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 января 2018 г. № 1. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
  4. Решетникова И. В., Колясникова Ю. С. Медиация и арбитражный процесс // Арбитражный и гражданский процесс. — 2007. — № 5. — С. 29–31.
  5. О практике применения судами Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» за период с 2013 по 2014 год [Электронный ресурс]: справка утв. Президиумом Верховного Суда РФ 1 апреля 2015 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Основные термины (генерируются автоматически): процедура медиации, медиатор, проведение процедуры медиации, РФ, гражданский процесс, медиация, Российская Федерация, сторона, отечественное законодательство, письменная форма.

Алгоритм получения помощи при проведении процедуры медиации в семейных спорах и спорах о детях

Процедура медиации в гражданском процессе — это всемирно распространенная процедура урегулирования споров, которая не является заменой формального судебного процесса, но широко используется для переговоров и решения конфликтов, в том числе и при разрешении семейных споров: спорах о разделе имущества и спорах о детях.

Медиатор – это независимое лицо, привлекаемое сторонами в качестве посредника в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора.

1 января 2011 г. в Российской Федерации вступил в законную силу Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ. 

С 01.10.2019 г. Федеральным законом от 26 июля 2019 г. N 197-ФЗ внесены изменения в законодательные акты Российской Федерации в части применения процедуры медиации и возможности оформления медиативного соглашения.

Важно знать, что обращение к процедуре медиации возможно как в досудебном порядке, так и во время рассмотрения дела в суде и только по обоюдному согласию сторон.

Согласно Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ медиация строится на принципах добровольности, равноправия и взаимоуважения сторон, конфиденциальности, а также нейтральности и беспристрастности самого медиатора /статья 3 Закона/.

В случае, если стороны обоюдно решили обратиться за помощью медиатора до обращения в суд, то в первую очередь им необходимо определиться с кандидатурой медиатора.

Если же только один из супругов приходит к выводу о необходимости помощи независимого посредника при урегулировании имеющегося спора в досудебном порядке, то именно он обращается к медиатору, а после уже медиатор приглашает вторую сторону на процедуру.

Определиться с выбором кандидатуры медиатора могут помочь органы опеки и попечительства, центры социальной помощи и правовой помощи, ассоциации медиаторов, существующие как в месте жительства сторон так и в любом другом населенном пункте. Медиаторы в своей практике не связаны территориальностью.

Организация, осуществляющая деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, также может рекомендовать кандидатуру медиатора, кандидатуры медиаторов или назначить их в случае, если стороны направили соответствующее обращение в указанную организацию на основании соглашения о проведении процедуры медиации.

Обращаясь за помощью в государственные органы, обязательно поинтересуйтесь возможно помощь медиатора Вам может быть предоставлена бесплатно, в противном случае процедуру медиации нужно будет оплачивать по тарифам установленным в конкретной организации или у конкретного медиатора. О том как будет оплачиваться процедура: полностью одной из сторон, стороны будут ее оплачивать в равных или иных долях, стороны решают самостоятельно, медиатор в этих переговорах не участвует.

В случае, если стороны решили обратиться к процедуре медиации уже находясь в суде, то они должны заявить соответствующее ходатайство и суд будет обязан отложить судебное разбирательство на срок, не превышающий двух месяцев предоставив сторонам возможность договориться по существу рассматриваемого спора /статья 153.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации/.

Важно помнить, что медиатор не вправе быть представителем одной из сторон спора (то есть не допускается одновременное совмещение лицом, например, функций адвоката/консультанта и медиатора по одному делу); медиатор должен быть независимым, прямо или косвенно незаинтересованным в определенном результате медиации и беспристрастным (например, недопустимо привлекать в качестве медиатора родственника).

Как при досудебном урегулировании конфликта, так и в случае обращения к медиатору во время рассмотрения спора судом, стороны в письменной форме заключают между собой соглашение о применении процедуры медиации, с указанием выбранного медиатора или организации, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, в нем же стороны могут определить за помощью в урегулировании какого вопроса они обращаются к медиатору и в каком порядке ими будет осуществляться оплата процедуры.

Далее стороны заключают соглашение о проведении процедуры медиации с медиатором или организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации – это соглашение сторон, с момента заключения которого начинает применяться непосредственно сама процедура медиации в отношении спора или споров, возникших между сторонами /статья 8 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ/. В данном соглашении стороны указывают предмет спора, порядок проведения процедуры медиации, условия участия сторон в расходах, связанных с проведением процедуры медиации и сроках проведения процедуры медиации.

При определении порядка проведения процедуры медиации стороны вправе указать на самостоятельное определение медиатором порядка проведения процедуры медиации с учетом обстоятельств возникшего спора, пожеланий сторон и необходимости скорейшего урегулирования спора, или согласовать его путем ссылки на правила проведения процедуры медиации, утвержденные соответствующей организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации.

Статья 153 с ми. Назначение дела к судебному разбирательству

Судья, признав дело подготовленным, выносит определение о назначении его к разбирательству в судебном заседании, извещает стороны, других лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела, вызывает других участников процесса.

Комментарий к статье 153 ГПК РФ

1. Стадия подготовки заканчивается вынесением определения о назначении дела к судебному разбирательству. После назначения дела к рассмотрению судья вправе осуществлять подготовительные действия до дня судебного разбирательства.

Это связано с тем, что некоторые действия носят длящийся характер, кроме того, может возникнуть необходимость в совершении дополнительных действий, например, в случаях, не терпящих отлагательства, суд может в порядке подготовки осмотреть доказательства на месте.

В качестве условия для вынесения этого определения закон устанавливает признание судьей дела подготовленным. Достаточно подготовленным дело может считаться, если выполнены задачи подготовки и совершены все необходимые по делу процессуальные действия.

В определении о назначении дела к слушанию указываются день и час судебного разбирательства. Время проведения судебного разбирательства определяется судьей с таким расчетом, чтобы участвующие в деле лица получили извещения и имели достаточно времени для собственной подготовки к судебному заседанию и явки в суд.

Назначение в судах первой инстанции рассмотрения нескольких дел на одно и то же время, а также безосновательные отложения рассмотрения дел, в том числе в связи с их ненадлежащей подготовкой к судебному разбирательству, несовместимы с требованиями закона и профессиональной этики .

———————————
См. п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 мая 2007 г. N 27 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений квалификационных коллегий судей о привлечении судей судов общей юрисдикции к дисциплинарной ответственности» (БВС РФ. 2007. N 8).

2. После вынесения определения о назначении дела к судебному разбирательству судья извещает участвующих в деле лиц о времени и месте судебного разбирательства. Закон предусматривает различные способы информирования участников процесса о времени и месте разбирательства, в том числе с помощью факса (ст. 113 ГПК).

Главное, чтобы использованное средство связи или доставки обеспечивало фиксирование извещения (вызова) и его вручение адресату (так, по одному из дел справку, составленную судьей, сообщавшим по телефону участвующим в деле лицам о времени и месте судебного заседания без оформления телефонограммы в установленном порядке, Верховный Суд РФ признал недостаточным доказательством надлежащего извещения участников процесса). Значимость данного действия для вынесения законного и обоснованного решения обусловлена тем, что оно является процессуальной гарантией реализации права материально (лично) заинтересованных субъектов процесса на личное участие в судебном заседании, в конечном счете — права на отстаивание своей позиции перед судом, которое составляет ядро принципа состязательности.

Интересным представляется вопрос о возможности извещения организации посредством направления копии определения о подготовке дела к судебному разбирательству представителю организации, расположенному не по юридическому адресу организации.

По существу данного вопроса Президиум Верховного Суда РФ разъяснил, что судебное извещение, адресованное организации, может направляться по месту нахождения представителя организации, если от организации имеется заявление в суд, в котором указаны сведения представителя и просьба о направлении всех судебных документов ему и по его адресу .

———————————
См.: Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за третий квартал 2003 г. Утвержден Постановлениями Президиума Верховного Суда РФ от 3 и 24 декабря 2003 г. // БВС РФ. 2004. N 3. С. 18.

Другой комментарий к статье 153 ГПК РФ

Завершающим этапом стадии подготовки дела к судебному разбирательству является вынесение определения о назначении дела к разбирательству в судебном заседании. Оно подводит итог всей процессуальной деятельности суда, сторон и иных участников процесса на стадии подготовки.

Дело можно считать подготовленным, если выполнены все действия, запланированные в определении о подготовке дела к судебному разбирательству. В определении помимо общих реквизитов судья указывает время и место рассмотрения дела с учетом принципа разумности (ст. 6.1, 107 ГПК).

Дата рассмотрения дела должна быть назначена с таким расчетом, чтобы не было нарушения сроков рассмотрения и разрешения гражданских дел (ст. 154 ГПК) и участники процесса имели возможность явиться в суд. Определение должно содержать исчерпывающий перечень участников процесса, подлежащих вызову (извещению).

По некоторым категориям дел определение может содержать дополнительные сведения. Так, судья, принимая решение о слушании дела об усыновлении (удочерении) ребенка в закрытом заседании, указывает об этом в определении о назначении дела к судебному разбирательству. В этом определении необходимо сделать ссылку на ст. 273 ГПК (п.

6 Постановления Пленума ВС РФ от 20.04.2006 N 8). Судья, назначая дело к судебному разбирательству, тем самым подтверждает, что задачи подготовки выполнены. Определение о назначении дела к судебному разбирательству обжалованию не подлежит.

§ 1. Понятие и виды примирительных процедур

Статьей 2 ГПК РФ одной из задач гражданского судопроизводства названо содействие мирному урегулированию споров. Новая редакция статьи 4 ГПК РФ предусматривает, что:

Стороны после обращения в гражданский суд вправе использовать примирительные процедуры для урегулирования спора.

В Кодекс добавлена новая глава 14.1 «Примирительные процедуры. Мировое соглашение». Новой (Гражданский процессуальный кодекс Статья 153.1 T) определено, что суд принимает меры для примирения сторон, содействует им в урегулировании спора, руководствуясь при этом интересами сторон и задачами судопроизводства в судах общей юрисдикции. Определено, что:

  • Примирение сторон осуществляется на основе принципов добровольности, сотрудничества, равноправия и конфиденциальности.
  • Стороны пользуются равными правами на выбор примирительной процедуры, определение условий ее проведения, а также кандидатуры посредника, в том числе медиатора, судебного примирителя.
  • Примирение сторон возможно на любой стадии гражданского судебного процесса и при исполнении судебного акта, если иное не предусмотрено ГПК РФ и иным федеральным законом.

Новая статья 153.2 ГПК РФ определяет порядок и сроки проведения примирительной процедуры. В соответствии с ее нормами начать примирительную процедуру можно:

  1. по ходатайству сторон (стороны);
  2. по предложению суда.

Предложение суда о применении примирительной процедуры может содержаться в определении о принятии искового заявления (заявления) к производству, о подготовке дела к судебному разбирательству или в ином определении по делу. Также судья может предложить это в устной форме. Для принятия сторонами решения о начале примирительной процедуры или отказе от нее суд может при необходимости объявить перерыв в судебном заседании.

  ВТЕЧЕНИЕ или В ТЕЧЕНИЕ? Слитно или раздельно? Отвечаем!

В случае согласия сторон с проведением примирительной процедуры суд выносит определение о ее проведении и при необходимости об отложении судебного разбирательства. В таком определении суд указывает:

  • наименования сторон,
  • предмет спора и круг вопросов, для урегулирования которых может быть использована примирительная процедура,
  • сроки ее проведения,
  • иные указания, необходимые для обеспечения надлежащего проведения примирительной процедуры.

Примирительная процедура должна быть завершена в срок, установленный судом в определении. По ходатайству сторон этот срок может быть продлен судом. Если стороны не достигли примирения или отказались от проведения примирительных процедур либо истек срок их проведения, судья возобновляет судебное разбирательство в порядке, установленном ч. 10 статьи 169 ГПК РФ.

Еще одна новая статья 153.3 ГПК РФ устанавливает виды примирительных процедур:

  • переговоры;
  • посредничество, в том числе медиация;
  • судебное примирение;
  • другие примирительные процедуры, если это не противоречит федеральному закону.

Еще три новые статьи регулируют:

  1. Статья 153.4 ГПК РФ — переговоры. Они осуществляются на условиях, определяемых сторонами.
  2. Статья 153.5 ГПК РФ — Медиацию.
  3. Статья 153.6 ГПК РФ — Судебное примирение с участием судебного примирителя. Оно осуществляется на основе принципов независимости, беспристрастности и добросовестности судебного примирителя. В его роли может выступать только судья в отставке. Список судебных примирителей формируется и утверждается Пленумом Верховного Суда РФ на основе предложений кассационных судов общей юрисдикции о кандидатурах судебных примирителей из числа судей в отставке, изъявивших желание выступать в качестве судебного примирителя.

Установлено, что:

Судебный примиритель не является участником судебного разбирательства и не вправе совершать действия, влекущие за собой возникновение, изменение либо прекращение прав или обязанностей лиц, участвующих в деле, и других участников процесса.

Судья, который рассматривает дело, имеет право вправе запросить информацию о ходе примирительной процедуры не чаще чем один раз в 14 календарных дней.

Примирительные процедуры в гражданском процессе

 В статье поднимается тема необходимости развития примирительных процедур в России. Обосновывается роль института примирительных процедур для судебной системы в настоящее время. Анализируется правовое регулирование примирительных процедур

Ключевые слова: мировое соглашение, примирение сторон, процедура, гражданский процесс, судебная система, судебное разбирательство.

https://www.youtube.com/watch?v=p1NlWSmGWQA\u0026t=60s

Примирение сторон является наиболее благоприятным исходом конфликта, так как позволяет снижать нагрузку на судей, сохранить партнерские отношения между сторонами на будущее, минимизировать вероятность возникновения дальнейших противоречий между ними и в целом снижает конфликтность в обществе [1, ч.2 ст.15]. Исходя из вышеизложенного, все более актуальным становится развитие института примирительных процедур в гражданском процессе.

Рассмотрим статистику, представленную судебным департаментом за первое полугодие 2021 года. Так по России в суды общей юрисдикции и мировые суда по первой инстанции поступило 8 168 664гражданскихдел. Окончено 8 078 428 дел.

Число гражданских дел, по которым прекращено производство связи с заключением мирового соглашения 41389 дел. Из них стороны заключили мировое соглашение, и оно утверждено судом в результате проведения процедуры медиации 587. Для сравнения, за 6 месяцев 2021 года в суды поступило 6690991, абыло окончено 6604905 [2].

Из представленных данных видна динамика роста поступления гражданских дел, нагрузка на суды увеличилась примерно на один миллион дел в сравнении с аналогичным периодом 2021 года.

Решение данной проблемы зачастую происходит экстенсивным путем: увеличением количества судей либо большей нагрузкой на каждого судью, что может препятствовать полному эффективному рассмотрению дел в гражданском производстве и вынесению обоснованных решений.

В российском гражданском процессе действует принцип диспозитивности, согласно которому стороны вправе действовать по своему усмотрению для защиты нарушенного права. В рамках этого принципа действия суда должны быть направлены как на разрешение спора по существу (это его основная задача), так и на примирение сторон.

В российском законодательстве на конец 2021 — начало 2021 года примирительные процедуры развиты очень слабо и не регламентированы должным образом.

Из примирительных процедур в ГПК РФ закреплено право сторон заключить мировое соглашение, а также в статье 4 ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» определена процедура проведения медиации при рассмотрении спора судом.

Однако согласно последним изменениям в ГПК, в 2021 году появится новая глава 14.1 под названием «Примирительные процедуры. Мировое соглашение».

В новой главе закрепляются положения о примирении сторон спора, а также более подробно описана процедура заключения мирового соглашения. Согласно ст. 153.1 главы 14.1 судья принимает меры для примирения сторон и содействует урегулированию спора. Подобная задача ставится перед судьей еще на стадии подготовки дела к судебному разбирательству. Однако ни в ст. 153.

1, ни в ст. 148 не указаны действия, которые должен предпринимать судья для примирения сторон, то есть, по существу, механизм не раскрыт, что не способствует развитию процедур применения. Так же в исследуемой главе отсутствует перечень процедур, которые могут быть применены при урегулировании спора (ст. 153.1 называет только медиацию и заключение мирового соглашения).

Для полноты освещения темы обратимся к процедурам примирения в гражданском процессе зарубежных стран. Во многих странах примирительные процедуры закреплены в процессуальном законодательстве, и могут быть стадией судебного разбирательства.

В судебной системе США к примирительным процедурам пришли не так давно (в 1960–70х) вследствие кризиса судебной системы.

На современном этапе ее развития существуют различные примирительные процедуры, такие как переговоры, посредничество, мини-суды (mini-trials), независимое экспертное заключение, рекомендательное арбитражное и судебное решения при сокращенной процедуре разбирательства, а также различные гибридные формы, такие, как посредничество-арбитраж [4, с.126].

В Японии примирительные процедуры регулируются специальным законодательством, а также существует специализированный орган, посредством которого осуществляется примирительная процедура — Комитет по гражданскому примирению, который заслушивает заявления обеих сторон, рекомендует пойти на взаимные уступки, либо убеждает принять условия компромиссного соглашения [5, с. 217].

Опыт рассмотренных государств может послужить базой для формирования примирительных процедур в России.

Таким образом, для решения проблем связанных с загруженностью судебной системы, необходимо развивать примирительные процедуры в гражданском процессе, через следующие правовые механизмы: обязанность судьи (помощника судьи или представителей аппарата суда) разъяснить преимущества примирения сторон, ввести обязательные досудебные процедуры, нацеленные на примирение сторон по определенным категориям дел, как это сделано в договорах перевозки. Помимо этого, необходимо ввести конфиденциальность информации, полученной лицами во время процедуры примирения (по аналогии с США). Представляется разумным внести в ГПК открытый перечень примирительных процедур, в который можно включить: 1) переговоры, как самостоятельный способ примирения, которые проводятся сторонами по их воли и без внешнего вмешательства; 2) посредничество, процедура отличная от медиации, здесь при примирении присутствует консультант, который объяснит правовые последствия того или иного решения; 3) медиация; 4) мировое соглашение.

Литература:

О медиации

Судебная медиация – это примирительная процедура по урегулированию конфликта между сторонами организованного независимым посредником по спору, который передан или находится в производстве арбитражного суда или суда общей юрисдикции.

Понятие судебная медиация появилось в юридическом обиходе относительно не давно, возможно чуть более 20-ти лет назад, когда в Европейских странах, а также в США, Канаде и других появился реальный опыт применения медиации при разрешении споров, находящихся в судебном производстве.

В Российской Федерации Судебная медиация берет свое начало с принятием ФЗ № 193-ФЗ от 27.07.10 «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».

За это время в России накопился хотя и незначительный, но собственный опыт применения медиации, который систематически обобщается Верховным Судом РФ. Так, ВС РФ неоднократно анализировал практику применения медиации и сделал некоторые выводы.

Из Справки Верховного Суда Российской Федерации

Проведенный мониторинг показал, что по состоянию на четвертый квартал 2014 года более чем в 60 субъектах Российской Федерации были созданы организации, осуществляющие деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации.

Такие организации осуществляют свою деятельность преимущественно в форме некоммерческих партнерств, автономных некоммерческих организаций, обществ с ограниченной ответственностью.

Также деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации осуществляется некоторыми территориальными палатами Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, региональными представительствами Российского союза промышленников и предпринимателей и подразделениями вузов.

Медиация, после возбуждения производства по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, использовалась в 24 регионах (Алтайский краевой суд, Белгородский областной суд, Верховный Суд Удмуртской Республики, Верховный Суд Республики Алтай, Верховный Суд Республики Татарстан, Владимирский областной суд, Воронежский областной суд, Забайкальский краевой суд, Ивановский областной суд, Костромской областной суд, Красноярский краевой суд, Курский областной суд, Липецкий областной суд, Мурманский областной суд, Новгородский областной суд, Оренбургский областной суд, Орловский областной суд, Ростовский областной суд, Пермский краевой суд, Санкт-Петербургский городской суд, Саратовский областной суд, Свердловский областной суд, Ставропольский краевой суд, Тамбовский областной суд), а после возбуждения производства по делам, рассматриваемым арбитражными судами, — в 15 регионах (арбитражные суды Воронежской, Кировской, Новгородской, Омской, Пензенской, Тамбовской областей, Красноярского, Приморского краев, республик Алтай, Башкортостан, Саха (Якутия), Татарстан, города Москвы, Шестой арбитражный апелляционный суд, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, Суд по интеллектуальным правам).

Суды, во исполнение пункта 5 части первой статьи 150, статей 172, 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее — ГПК РФ), пункта 6 статьи 2, пункта 2 части 1 статьи 135, статьи 138, пункта 9 части 2 статьи 153 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ), при рассмотрении споров содействуют примирению сторон. К числу мер, наиболее часто осуществляемых судами в целях такого содействия, относятся:

  • разъяснение, в том числе в судебном акте или постановлении суда, лицам, участвующим в деле, сущности и преимуществ примирительных процедур с учетом медиабельности спора, обстоятельств дела (в том числе характера и сложности спора, его субъектного состава), интересов сторон (в том числе взаимоотношений сторон, наличия стремления сохранить партнерские отношения, реальной цели обращения в суд) и с учетом интересов других лиц, права которых могут быть затронуты;
  • предложение сторонам урегулировать спор и использовать какие-либо результаты примирения (мировое соглашение, отказ от иска, признание иска, которые также могут быть заключены или совершены в части, признание фактических обстоятельств, соглашение по фактическим обстоятельствам), а также выяснение информации о наличии желания совершить данные действия;
  • предложение сторонам осуществить сверку взаимных расчетов в целях урегулирования спорных моментов и разногласий.

Судами предпринимаются организационные меры, направленные на повышение востребованности примирительных процедур.

К числу таких мер относятся:

  • размещение на находящихся в зданиях судов стендах, буклетах, а также на сайтах судов (создание специальных разделов) информации о примирительных процедурах и результатах примирения (например, сущность, порядок проведения и преимущества медиации), образцов соглашения о применении процедуры медиации, соглашения о проведении данной процедуры, медиативного соглашения, ходатайства об утверждении медиативного соглашения в качестве мирового соглашения и прекращении производства по делу;
  • открытие в ряде судов комнат, кабинетов и уголков примирения — отдельных помещений, оборудованных компьютерной техникой, в которых стороны могут попытаться урегулировать спор, в том числе с участием медиатора;
  • размещение на сайтах судов судебных постановлений и актов, принятых по делам, в которых спор был урегулирован полностью или частично с использованием медиации и других примирительных процедур, в целях информирования лиц, обращающихся в суды, о наличии положительных примеров использования таких процедур;
  • проведение научных конференций, круглых столов и других научно-практических мероприятий по вопросам примирения сторон;
  • подготовка судьями и работниками аппаратов судов научных и научно-просветительских работ по вопросам использования примирительных процедур, публикация таких работ в федеральных и региональных научных и деловых средствах массовой информации и размещение таких работ на сайтах судов.

Суды общей юрисдикции, что после возбуждения производства по делу стороны используют медиацию по следующим категориям рассматриваемых споров:

  • возникающих из брачно-семейных отношений (о расторжении брака, разделе совместно нажитого имущества супругов, о признании брачного договора недействительным, об определении места жительства ребенка, об определении порядка общения с ребенком, об оспаривании отцовства, о возврате ребенка);
  • возникающих из земельных правоотношений (об определении границ земельного участка, о выделе земельного участка, об устранении нарушения прав владельца земельного участка, об устранении препятствий в пользовании земельным участком, об установлении сервитута, об определении порядка пользования земельным участком);
  • наследственных (о разделе наследственного имущества);
  • жилищных (об определении порядка пользования жилым помещением, о выселении, об устранении препятствий в пользовании жилым помещением, о соразмерном уменьшении покупной цены квартиры, о выделе доли в натуре);
  • о защите прав потребителей;
  • о взыскании суммы по договору займа, кредитному договору;
  • о взыскании платы за жилую площадь и коммунальные платежи, тепло- и электроэнергию;
  • трудовых (об установлении факта трудовых отношений, взыскании задолженности по заработной плате, о выплате суммы по трудовому договору, о восстановлении на работе);
  • иных (о возмещении материального ущерба, о взыскании задолженности по договору строительного подряда, о взыскании суммы неосновательного обогащения, о возмещении ущерба, причиненного в результате пожара, о признании, прекращении права собственности, о признании строения самовольной постройкой, о возмещении вреда здоровью, о компенсации морального вреда, о возмещении вреда, причиненного преступлением, о сносе самовольной постройки, о взыскании вреда, причиненного ДТП, о признании недействительным договора дарения; об оспаривании сделок, об истребовании имущества из чужого незаконного владения).

Арбитражными судами стороны использовали процедуру медиации после возбуждения производства по делу по следующим спорам:

  • о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договорам купли-продажи, займа и кредита, возмездного оказания услуг, аренды, подряда и другим;
  • корпоративные;
  • о нарушении прав собственника, не связанных с лишением владения;
  • о защите деловой репутации;
  • земельные;
  • о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака вследствие его неиспользования;
  • о нарушении авторских и смежных прав;
  • о взыскании компенсации за незаконное использование товарного знака.

СУДЕБНАЯ МЕДИАЦИЯ В ТЮМЕНИ

  • Эксперимент на территории Тюменской области официально стартовал в ноябре 2014 года, когда Центр медиации Тюменской государственной академии мировой экономики управления и права заключил соглашение с Арбитражным судом Тюменской области по внедрению медиации в арбитражное судопроизводство.
  • В июле 2015 года такое же Соглашение было заключено с Калининским судом города Тюмени, где была открыта первая в Тюменской области «Комната примирения».
  • В настоящее время, эксперимент продолжается, и эта работа ведется автономной некоммерческой организацией «Западно-Сибирский региональный Центр медиации и права».
  • Опыт работы за прошедший календарный год позволил выявить определенные моменты и особенности применения данного института в сфере гражданского судопроизводства, его преимущества при разрешении отдельных категорий правовых споров и проблемы для его более быстрого, и, соответственно, более эффективного использования.
  • Следует отметить, что в эксперименте приняли участие 7 судей и 5 профессиональных медиаторов.

С 06 июля 2015 года в Калининском суде г. Тюмени была начата ежедневная работа Центра медиации по предусмотренному регламенту работы «Комнаты примирения» (с 09.00-12.00 и с 14.00- 16.00, каб.

№ 208), Работа Комнаты примирения предусматривает возможность получения бесплатной консультации о сущности, принципах и содержании процедуры медиации, а также возможность проведения непосредственно самой процедуры медиации или индивидуальных встреч с участниками спора.

Комната примирения работает по согласованному графику, возможна предварительная запись или консультация по телефону, а также письменные вопросы через сайт Центра медиации и права.

Всего судьями Калининского суда г. Тюмени было направлено на консультацию 72 спора, из них: по 14 -ти спорам (19,4%) стороны сразу же отказались от процедуры медиации, по 58 спорам (80,6%) стороны согласились принять участие в урегулировании спора с участием медиатора.

Из 58 споров: 33(57%) были урегулированы (принято процессуальное решение); по 25 спорам (43%)– стороны не смогли урегулировать спор и вернулись в судебный процесс. Представляет интерес анализ принятых по результатам процедуры медиации решений.

Так, из 33-х споров, урегулированных с помощью процедуры медиации, всего было заключено 16 мировых соглашений, 8 раз стороны официально отказались от исковых требований, и по 9-и спорам стороны не явились в судебное заседание, в связи с чем, иск был оставлен судьей без рассмотрения.

При этом необходимо указать , что в 4-х случаях стороны принимали решения не вступая в процедуру медиации, а непосредственно после консультации с медиатором.

  1. Кроме того, из 25-ти споров, которые отказались от процедуры медиации и вернулись в судебное заседание 4 спора все же закончились примирением сторон и заключением мирового соглашения.
  2. Мониторинг исполнения соглашений достигнутых сторонами в процессе примирительных процедур составил 100%.
  3. В процессе эксперимента в процедуре медиации были урегулированы споры по договорам займа, строительного подряда, инвестирования, по спорам, вытекающим из трудовых правоотношений (выплате заработной платы), споры, вытекающие из брачно-семейных отношений (право общения с ребенком, раздел имущества, лишение родительских прав), договоры купли-продажи, поставки (защита прав потребителей), ЖКХ, о возмещении морального вреда, причиненного в результате ДТП.
  4. Таким образом, результаты эксперимента показали эффективность и жизнеспособность медиации как способа урегулирования судебных споров, 60% из которых было урегулировано с участием независимого посредника – медиатора.
  5. Специалисты Центра считают, что планомерная, системная работа по внедрению медиации в сферу судебной деятельности может позволить спорящим сторонам более эффективно реализовать свои права и защитить практические интересы, а также будет способствовать повышению уровня правовой культуры, гармонизации социальных, деловых и партнерских отношений и снижению уровня социальной напряженности в обществе.
  6. Автономная некоммерческая организация «Западно-Сибирский региональный Центр медиации и права» приглашает к сотрудничеству всех заинтересованных лиц к реализации данного проекта.