Actual

Статья 278. Насильственный захват власти или насильственное удержание власти

Действия, направленные на насильственный захват власти или насильственное удержание власти в нарушение Конституции Российской Федерации, а равно направленные на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, —

наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет.

Комментарий к Ст. 278 УК РФ

1. Непосредственным объектом насильственного захвата или удержания власти являются общественные отношения, складывающиеся по поводу и в связи с охраной основ политической системы РФ, конституционных основ государственной власти и государственного строя. Дополнительным объектом выступают жизнь и здоровье человека, которые ставятся под угрозу при применении насилия.

В комментируемой статье речь идет исключительно о государственной власти, для решения вопроса об ответственности необходимо обратиться к Конституции, к которой опосредованно отсылает статья (диспозиция бланкетная), где содержатся легальные толкования термина «государственная власть».

В соответствии с Конституцией государственную власть в Российской Федерации (она разделяется на законодательную, исполнительную и судебную) осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание РФ (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ (ст. ст. 10 — 11 Конституции). Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону (ч. 4 ст. 3 Конституции).

2. Закон не определяет характера и содержания действий, предусмотренных комментируемой статьей, а делает акцент на целенаправленность этих действий.

Объективную сторону преступления образуют действия, направленные на насильственный захват власти, насильственное удержание власти в нарушение Конституции либо насильственное изменение конституционного строя РФ.

Насильственный захват власти — это завладение ею насильственным (преимущественно вооруженным) путем лицом (лицами), группировками, организацией, которым власть не принадлежала, в обход законодательно установленной процедуры наделения властными полномочиями.

Действия, направленные на захват власти как в целом в стране, так и субъекте РФ, могут выражаться в физическом устранении лиц, осуществляющих законно властные полномочия, либо в их принудительной изоляции и провозглашении на их месте тех, кто осуществляет противоправные действия.

Насильственное удержание власти — это насильственное ее сохранение в нарушение Конституции лицами, которым она ранее принадлежала по закону.

Действия, направленные на насильственное удержание власти, могут выражаться и в том, что после захвата власти виновные препятствуют функционированию конституционной системы власти.

Насильственное удержание власти в данном случае может означать, что лица, захватившие власть, контролируют принятие и исполнение своих решений насильственными действиями, а носители законной власти лишены возможности осуществлять свои функции и компетенцию.

Третья группа действий направлена на насильственное изменение конституционного строя РФ и заключается в незаконном изменении установленного Конституцией устройства жизни общества и государства. О понятии конституционного строя см. комментарий к ст. 275.

Любое из указанных действий обязательно должно совершаться насильственным способом, формы и объем насилия не ограничены законом: оно может происходить с использованием оружия, совершаться как одним человеком, так и группой лиц. При определенных обстоятельствах действия виновных могут образовать все три формы преступления, которое относится к числу особо тяжких.

3. Состав преступления является формальным, что предполагает признание его оконченным с момента совершения действий, направленных на насильственный захват или удержание власти или на насильственное изменение конституционного строя, независимо от степени реализации поставленных целей.

4. Преступление, предусмотренное комментируемой статьей, имеет сходство с государственной изменой (ст. 275 УК).

Так, если виновные лица совершают действия по захвату власти в контакте с иностранным государством, иностранной организацией или их представителями, совместно с ними, то содеянное ими следует квалифицировать как государственная измена в форме оказания помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности России, а также как насильственные действия, направленные на захват власти, т.е. по совокупности преступлений.

5. Применение насилия в комментируемой статье не охватывает причинение смерти (независимо от формы вины) по общим и специальным нормам, террористическую деятельность и требует дополнительной квалификации по соответствующим статьям Особенной части УК.

6.

Субъективная сторона характеризуется умышленной виной, при этом умысел может быть только прямым, когда лицо осознает общественную опасность своих действий и преследует цель насильственного захвата власти, насильственного удержания или насильственного изменения конституционного строя РФ. Специальная цель, указанная в диспозиции статьи, является обязательным признаком, отсутствие которого исключает ответственность за данное преступление. Мотив для квалификации значения не имеет, но в соответствии со ст. 73 УПК подлежит доказыванию.

7. Субъект рассматриваемого преступления общий — физическое, вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Насильственный захват или насильственное удержание власти (ст. 278 УК РФ)

Непосредственным объектом данного преступления являются политическая система, составляющая одну из основ конституционного строя России как суверенного государства.

Дополнительный объект — здоровье, физическая неприкосновенность и свобода личности (потерпевшего). При этом потерпевшими от преступления могут быть как представители органов государственной власти, так и иные лица, в отношении которых может быть осуществлено насилие, направленное на захват или удержание власти.

Объективная сторона выражается в действиях, направленных на:

а) насильственный захват власти или насильственное удержание власти в нарушение Конституции РФ либо б) насильственное изменение конституционного строя РФ.

Насильственный захват власти — незаконное насильственное присвоение и (или) осуществление полномочий органов государственной власти вопреки установленному Конституцией РФ порядку формирования системы органов государственной власти РФ и субъектов РФ.

По масштабам данные действия могут быть совершены на территории одного или нескольких административно-территориальных образований конкретного субъекта РФ либо на территории нескольких субъектов РФ.

Не исключается также попытка одновременного захвата государственной власти в масштабах всей страны.

Насильственное удержание власти — это незаконное насильственное сохранение полномочий органов государственной власти в нарушение установленного Конституцией РФ порядка лицами, которые ранее были наделены соответствующими властными полномочиями на законных основаниях.

Насильственное изменение конституционного строя России — насильственные действия, направленные на изменение существующего конституционного строя государства. Основы конституционного строя России, закрепленные в гл.

1 Конституции РФ, составляют: общественный строй, федеративное устройство, территориальная целостность и неприкосновенность, административно-территориальное деление, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов, идеологическое и политическое многообразие, многопартийность. Соответственно, насильственное изменение конституционного строя России может выражаться в изменении формы правления государства (с республиканской на монархическую), его политической и идеологической системы, предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, экономической основы и др.

Обязательным признаком, характеризующим указанные формы преступления, является способ посягательства — захват или удержание власти, а равно изменение конституционного строя РФ являются насильственными, т.е. совершаются с применением насилия или угрозы его применения. Физическое насилие может быть связано с причинением вреда здоровью (любой степени тяжести), нанесении побоев, истязании, лишении свободы.

Умышленное причинение смерти потерпевшему не охватывается данной статьей и подлежит самостоятельной уголовно-правовой оценке. В зависимости от мотивов и целей преступления, а также статуса потерпевшего, оно может квалифицироваться ст. 105, 277, 295, 317 УК РФ.

Совершение преступления подобного масштаба обычно предполагает вооруженное насильственное посягательство со стороны нескольких лиц, объединенных в организованные группы и преступные сообщества. В таких случаях действия виновных квалифицируются по ст. 278 и 205.4 или 208 УК РФ (в зависимости от формы соучастия).

Организация при совершении данного преступления вооруженного мятежа образует совокупность преступлений, предусмотренных ст. 278 и 279 УК РФ.

Состав преступления формальный — оно является оконченным в момент совершения действия, направленного на насильственные захват или удержание власти, а также изменение конституционного строя России.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом[1]. Субъект сознает, что совершает действия, направленные на насильственные захват или удержание власти либо изменение конституционного строя России, и желает совершить указанные действия.

Субъект преступления — физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Субъект насильственного удержания власти специальный — законный представитель государственной власти, полномочия которого прекращены в соответствии с действующим законодательством.

В примечании к ст. 275 УК РФ содержится специальное основание освобождения от уголовной ответственности за рассматриваемое преступление (его условия определены выше).

Насильственный захват власти или насильственное удержание власти. Вооруженный мятеж. Разграничение этих составов (ст. 278, 279 УК РФ)

  • Родовой объект — государственная власть.
  • Видовой объект — основы конституционного строя и безопас­ность государства.
  • Непосредственным объектом насильственного захвата власти или насильственного удержания власти выступает конституционная власть.
  • С объективной стороны данное преступление может быть со­вершено путем действий, направленных:
  • 1) на насильственный захват власти; 2) насильственное удержание власти в нарушение Конституции РФ; 3) насильственное изменение конституционного строя РФ.
Читайте также:  Перенос сроков сдачи дома

Насильственный захват власти предполагает завладение о приме­нением силы властными полномочиями незаконным, чаще всего воо­руженным путем, отдельными лицами, группировками, партиями, движениями и пр., такими полномочиями не обладающими.

  1. Незаконным признается завладение властью, осуществляемое пу­тем игнорирования воли народных масс, без проведения соответст­вующих выборов или референдумов.
  2. Действия, направленные на захват власти, могут выражаться:
  3. — в физическом устранении лиц, осуществляющих законно власт­ные полномочия;
  4. — в их принудительной изоляции и провозглашении на их месте тех, кто осуществляет противоправные действия.
  5. Насильственное удержание власти заключается в сохранении с применением силы в нарушение Конституции РФ властных полномо­чий лицами, которые этой властью обладали на законном основании или захватили власть вопреки закону.
  6. Насильственное удержание власти становится незаконным, когда такие действия предпринимаются после истечения полномочий власти.
  7. Насильственное изменение конституционного строя осуществля­ется отменой с применением силы положений действующей Консти­туции РФ и формированием новой системы государственной власти.

Все эти действия должны быть насильственными.

Они могут за­ключаться: в создании вооруженных формирований для достижения целей захвата власти; в подготовке насильственного устранения лиц, осуществляющих государственную власть; в создании преступного сообщества, планирующего насильственный захват власти; в ее удер­жании или изменении конституционного строя России.

Такого рода действия должны быть направлены именно на насильственное осуще­ствление намеченного, носить антиконституционный характер. Попытки взять власть или. удержать ее, изменив строй без наси­лия, например, путем победы на выборах, референдума, состава пре­ступления, предусмотренного ст. 278 УК РФ, не содержат..

Степень насилия при совершении рассматриваемого деяния в за­коне не оговаривается, поэтому следует считать преступлением любые насильственные действия, используемые для захвата или удержания власти, изменения конституционного строя России (например, захват зданий, где размещаются органы власти, действия отрядов боевиков, организация массовых беспорядков, захват заложников из числа госу­дарственных или общественных деятелей либо их близких, примене­ниесилы в отношении отдельных представителей власти). Однако со­вершение при этом убийства при наличии квалифицирующих призна­ков (ч. 2 ст. 105 УК РФ) не охватывается составом преступления, пре­дусмотренного ст. 278 УК РФ, и должно квалифицироваться по сово­купности статей. По совокупности квалифицируются также и совер­шенные при насильственном захвате власти или насильственном удержании власти случаи посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК РФ).

Состав формальный.

Преступление окончено с момента совер­шения действий, направленных на захват или удержание власти либо изменение конституционного строя при условии, что такие действия осуществляются насильственным путем. Последствия (например, фак­тический захват власти, изменение формы правления) не являются обязательными признаками рассматриваемого состава преступления.

Субъективная сторона характеризуется только прямым умыслом. Обязательным элементом субъективной стороны является цель — захват или удержание власти или изменение конституционного строя РФ.

Субъект — гражданин РФ, иностранный гражданин или лицо без гражданства, достигшее 16-летнего возраста, независимо от гражданства.

Согласно примечанию к ст. 275 УК РФ лицо, совершившее пре­ступление, предусмотренное ст. 278 УК РФ, освобождается от уголов­ной ответственности, если оно добровольным н своевременным сооб­щением органам власти или иным образом способствовало предот­вращению дальнейшего ущерба интересам Российской Федерации и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

  • Непосредственный объект вооруженного мятежа — это консти­туционный строй РФ.
  • Объективная сторона характеризуется следующими действиями:
  • 1) организация вооруженного мятежа;
  • 2) активное участие в вооруженном мятеже.

Мятеж — это восстание, направленное на свержение законной вла­сти. Вооруженный мятеж предполагает наличие у его участников лю­бого оружия.

Организация вооруженного мятежа предполагает подготовку, соз­дание условий, обеспечивающих его проведение, пропаганду мятежа, склонение к участию в нем других лиц, планирование конкретных операций, снабжение участников мятежа оружием и т.п.

Организация вооруженного мятежа окончена с момента соверше­нна указанных ранее практических действий независимо от того, во­плотились они в фактическом вооруженном выступлении против за­конных органов власти или оказались по каким-то причинам сорванны­ми (например, деятельность пресекли правоохранительные органы) .

Активное участие в вооруженном мятеже предполагает оказание помощи лицам, организовавшим мятеж, руководство действиями мя­тежников, препятствование законным органам власти прекратить неза­конное вооруженное выступление, применение оружия и насилия в отношении лиц, не поддерживающих мятежников или оказывающих им сопротивление, и т.п.

Активное участие в вооруженном мятеже окончено с момента описанных ранее действий.

Лица, участвующие в вооруженном мятеже, но не являющиеся его активными участниками, не должны привлекаться к ответственности по ст. 279 УК РФ. Они отвечают за те преступления, которые совер­шат, участвуя в вооруженном мятеже, например, за убийство, уничто­жение или повреждение имущества.

  1. Состав формальный.
  2. Субъективная сторона характеризуется только прямым умыслом.
  3. Обязательным элементом субъективной стороны является цель — свержение или насильственное изменение конституционного строя РФ либо нарушение территориальной целостности РФ.

Субъект — только организаторы и активные участники, достигшие 16-летнего возраста. Остальные мятежники несут ответственность за кон­кретные преступления, совершенные ими в ходе вооруженного мятежа.

  • Вооруженный мятеж имеет сходство с насильственным захватом власти или насильственным удержанием власти:
  • 1) оба этих преступления посягают на один и тот же объект;
  • 2) предполагают применение насилия и совершаются с целью из­менения конституционного строя.
  • Разграничиваются они по признакам объективной и субъектив­ной стороны:
  • 1) преступление, предусмотренное ст. 278 УК РФ, предполагает более широкий масштаб действий, тогда как вооруженный мятеж мо-жет носить локальный характер;
  • 2) целью насильственного захвата или удержания власти не яв­ляется нарушение территориальной целостности, целью же вооружен­ного мятежа не является удержание пласт.

Собянин, Путин и статья 278 УК

?

Александр Фирсов (al_firsov) wrote, 2013-08-29 12:21:00 Александр Фирсов al_firsov 2013-08-29 12:21:00 Categories:

  • Политика
  • Общество
  • Город
  • Cancel

В статье «Собянин и Путин. Заговор с целью удержания власти» я писал, что происходящий у нас на глазах заговор двух российских чиновников наказывается только по законодательству других стран (например, по законодательству Белоруссии за «Заговор с целью удержания власти» следует наказание от 12-ти лет до смертной казни).

Но, думаю, я ошибался. В Уголовном Кодексе Российской Федерации есть статья 278 «Насильственный захват власти или насильственное удержание власти» . Статья 278 предусматривает наказание в размере от 12-ти до 20-ти лет заключения за «Заговор с целью насильственного удержания власти».

  • И именно под эту статью российского Уголовного Кодекса и попадает развивающийся у нас на глазах сговор Собянина и Путина.
  • Под статью 278 УК РФ попадают те, кто совершил совокупность следующих действий:
  • А) Виновные совершают заговор, ставящий целью удержание власти, в том числе и насильственным путем.
  • Б) Виновные обладают властью, имеют ее, обязаны сложить власть, но не складывают.
  • В) Протестующие против таких действий виновных или препятствующие реализации заговора виновных подвергаются угрозам насилия или прямому насилию.
  • В статье ранее я писал, что наличие заговора самого по себе достаточно очевидно.
  1. Повторюсь.
  2. Наличие заговора

Если бы заговора не существовало, Собянин бы не подготовил весь пакет документов 05-го июня. И два заговорщика не пригласили в тот же день журналистов в кремль для объявления об окончании всей бумажной работы. Все было заранее согласовано и подготовлено.

Фиктивность (притворность) ухода в отставку

А) Фиктивность ухода в отставку Собянина.

Ни до ухода в отставку, ни после провозглашения себя исполняющим обязанности мэра, ни в промежутке между этими событиями, ни «де-юре», ни «де-факто» в правах и обязанностях Сергея Собянина не изменилось, Сам «как бы уход в отставку», даже не понятно для чего сделан – только ли для обмана наивных избирателей, или еще и для соблюдения какой-то формальной нормы закона, которая предусматривала временное отстранение от власти переизбирающегося представителя власти.

Б) Все необходимые бумаги для выборов были подготовлены Собяниным в один день, и подписаны Путиным в один день.

Наплевательское отношение к подготовленным для этого документам (исполнение не на бланках, отсутствие входящих и исходящих номеров, отсутствие расшифровки подписей, отсутствие дат подписания документов и т.д.) с только подтверждает отношение обоих к так называемому «уходу в отставку».

В) Продемонстрированное общественности (не выпуская из рук и не разрешая фотографирование крупным планом) заявление Собянина , написанное от имени мэра, с просьбой разрешить участвовать в выборах мэра не столько помогает Собянину и Путину, сколько ставит их обоих в неудобное положение.

Это заявление, написанное и подписанное в один день, только подтверждает сделку (что вся письменная работа делалась как один малозначимый пакет, с завершающим показом по телевидению факта полного взаимного согласия).

Если бы участники сговора собирались следовать законодательству, то мэр Москвы должен был заранее написать заявление об отставке, получить согласие на отставку и определенный срок на сдачу дела. Мэр должен был бы после утверждения отставки в определенном порядке сдать дела своим замам.

После чего уже не как мэр, а как простой гражданин России должен был бы дождаться, когда 12-го июня будет объявлено о назначении выборов, после этого уже как простой гражданин подать заявление президенту Путину с просьбой разрешить ему, гражданину России Собянину, участвовать в выборах на равных с другими кандидатами. И дата Путина должна была стоять на этом заявлении уже после 12-го июня (т.е. после даты назначения выборов). Ничего этого нет.

  • Насилие при реализации заговора
  • Заговор с целью насильственного удержания власти не может реализовываться без насилия (или, по крайней мере, угрозы насилия) по отношению к тем, кто может помешать реализации заговора.
  • В нашей ситуации мы имеем и угрозы насилия и факты насилия.
Читайте также:  Наложение взыскания на имущество члена семьи

Угроза насилия состоит в уголовном преследовании тех, кто оказался в первых рядах на Болотной, пытаясь мирно протестовать против фальсификаций в 2011-ом и 2012-ом годах на выборах.

Угроза насилия состоит в том, что Навального приговорили по уголовной статье (у нас ведь нет политических) за один месяц без экспертиз и заслушивания свидетелей со стороны обвинения, и теперь он живет «с петлей на шее».

Угроза насилия состоит в том, что власти создают препятствия в проведении встреч Навального с избирателями, угроза насилия состоит в том, что тех, кто агитирует за Навального постоянно держат под прессом прослушки и наружного наблюдения.

  1. Но заговор не может быть реализован, если угроза насилия не будет время от времени переходить в непосредственное насилие по отношению к тем, кто может помешать осуществлению заговора.
  2. Вот это постоянное насилие по отношению к наиболее активным противникам заговора мы и видим/слышим каждый день в виде:
  3. — взламывания дверей в помещения, в которых находятся сторонники Навального,- конфискации целых тиражей листовок, предвыборных плакатов и журналов по доносам неизвестных благожелателей,- насильственного выселения правозащитников из их помещений,- насильственные изъятия избирательных материалов Навального,- в срывании баннеров с балконов сторонников Навального,

— в постоянных насильственных действиях по отношению к самому Навальному: при подаче документов в избирком, во время встреч с избирателями (ссылка приведена выше) и т.д.

Будущее насилие

Опыт предыдущих российских заговоров с целью удержания власти (в частности, заговор группировки Путина и примкнувшего к нему Медведева), показывает, что насилием до выборов все не заканчивается. Насилие по отношению к наиболее активным людям, противодействующим реализации заговора, происходит и в день выборов и после выборов.

Вряд ли кто поверит, что в этот раз в день выборов не будут удалять с избирательных участков Москвы наблюдателей по самым разным надуманным предлогам, начиная от нарушения тайны выборов, кончая обвинением в разговорах с членами комиссии (создание помех работе комиссии) или использованием личных фотоаппаратов или видеокамер.

Наверняка нам еще предстоит увидеть насилие по отношению к Навальному и его сторонникам.

Еще большее насилие мы обязательно увидим, когда люди, возмущенные приписками, вбросами, «каруселями», ночными переделками протоколов и т.д. выйдут на улицы. Даже если митинги будут согласованными, как это было с митингом на Болотной 06.05.2012 – удерживающие власть найдут способ применить насилие как с целью устрашения, так и с целью препятствия реализации гражданами их законных прав.

Нам в ближайший месяц предстоит увидеть еще массу доказательств того, что происходящие на так-называемых выборах Московского Мэра — есть не просто «Заговор с целью удержания власти» Собянина и Путина, а именно «Заговор с целью НАСИЛЬСТВЕННОГО удержания власти«:

Суд

Кто-то может сказать, что сказанное выше не может служить достаточным доказательством для российского суда.Российские суды умеют усматривать заговор даже там, где его вообще не было.Если 12 человек, выхваченные из толпы на Болотной 6-го мая 2012 года до сих пор находятся в СИЗО.

Если российский суд умудряется обвинять в заговоре с целью устройства массовых беспорядков в виде поджогов и погромов государственного имущества совершенно случайных людей, оказавшихся в устроенной силовыми структурами западне, при отсутствии каких-либо связей между осуждаемыми, при отсутствии улик и свидетельств заговора.

Что же говорить о заговоре Собянина и Путина. И сам заговор и сопровождающее его насилие мы видим ежедневно и ежечасно.

Проблема России не в том, что люди, получившие власть начинают этой властью злоупотреблять, а в том, что в России усилиями таких людей ликвидированы механизмы, позволяющие этих людей ни наказать, ни ненасильственно устранить от власти.

Статья 278 УК РФ. Насильственный захват власти или насильственное удержание власти

Полный текст ст. 278 УК РФ с ми. Новая действующая редакция с дополнениями на 2021 год. Консультации юристов по статье 278 УК РФ.

Действия, направленные на насильственный захват власти или насильственное удержание власти в нарушение Конституции Российской Федерации, а равно направленные на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, —
наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет .

Комментарий к статье 278 УК РФ

  • 1. Состав преступления:
    1) объект: основной — основы конституционного строя и безопасности Российской Федерации, конституционный порядок формирования и функционирования власти в стране, дополнительный — жизнь, здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, свобода передвижения представителей власти, подвергшихся действиям насильственного характера, направленных на захват, удержание власти и изменение конституционного строя;
  • 2) объективная сторона: действия насильственного характера, направленные на захват власти, удержание власти или изменение конституционного строя Российской Федерации.

Действия по захвату власти могут быть выражены в свержении законно сформированных органов власти и должностных лиц, присвоении их полномочий и провозглашении собственной власти. Действия по удержанию власти могут быть выражены в протесте о сложении полномочий действующими органами власти и должностными лицами, обязанными передать полномочия законно пришедшим к власти органам и лицам (в результате переизбрания, переназначения, отрешения от должности и т.д.), а также могут быть выражены в действиях по управлению захваченной территорией (органами власти), совершаемых лицами, незаконно пришедшими к власти и провозгласившими собственное правление. Действия по изменению конституционного строя Российской Федерации могут быть выражены в попытках изменения отдельных положений Главы 1 Конституции РФ, осуществляемых противоречащим Конституции РФ способом, с использованием действий насильственного характера. Применение действий насильственного характера образует квалифицирующий состав данного преступления.

Организация вооруженного мятежа с целью свержения или насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации требует дополнительной квалификации по ст. 279 УК РФ. Совершение убийства при совершении действий по захвату, удержанию власти или изменению конституционного строя Российской Федерации так же требует дополнительной квалификации по ст.

105, 277, 295, 317 УК РФ;
3) субъект: физическое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста.

При насильственном удержании власти субъект преступления может быть специальным — представители органов власти, сформированных в соответствии с Конституцией РФ, но незаконно удерживающие власть и не желающие слагать свои полномочия перед вновь избранной (назначенной) легитимной властью.

Настоящее преступление может быть совершено преступным сообществом (преступной организацией), если совершение захвата или удержания власти связано с получением прямо или косвенно финансовой или иной материальной выгоды;
4) субъективная сторона: характеризуется умышленной формой вины с прямым умыслом. Лицо, осуществляющие насильственные действия по захвату власти, удержанию власти или изменению конституционного строя Российской Федерации осознает общественную опасность своих действий, предвидит возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желает их наступления.

Преступление, предусмотренное настоящей статьей, считается оконченным с момента совершения действий, направленных на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также действий направленных на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, вне зависимости от достижения поставленных целей.

2.

Применимое законодательство:
1) ФЗ «О чрезвычайном положении»;
2) ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»;
3) ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
4) ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;
5) ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

6) постановление Правительства РФ от 18.07.

2008 N 545 «Об утверждении Правил компенсации убытков, понесенных владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования и (или) перевозчиками в результате осуществления отдельных перевозок железнодорожным транспортом в случаях возникновения угрозы социально-экономической стабильности, обороноспособности, безопасности государства и в иных предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях».

Читайте также:  Обжалование действий нотариуса

Насильственный захват власти или насильственное удержание власти (ст. 278 УК)

  • Объект преступления – конституционные основы политической системы РФ.
  • Государственную власть в РФ осуществляют президент РФ, Федеральное собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ, а в субъектах федерации — образуемые ими органы государственной власти.
  • В объективную сторону преступления, предусмотренного ст.278 УК, входят действия, направленные на насильственное осуществление:
  1. 1) захвата власти;
  2. 2) удержания власти в нарушение Конституции РФ;
  3. 3) изменения конституционного строя РФ.

Речь идет о попытке присвоить власть путем захвата или удержания и (или) изменить конституционный строй насильственным путем.

Сами действия могут не иметь насильственного характера, но должны быть направлены на дальнейшее насилие.

Насилие предполагает использование организованной силы (преимущественно вооруженной) — законных силовых структур, незаконных вооруженных формирований либо массы граждан для применения насилия или угрозы его применения, включая демонстрацию готовности применить  силу.

  Применение насилия, выразившееся в умышленном убийстве или покушении на него, квалифицируется по совокупности со ст. 105 или 277 УК. Закон не 2устанавливает уровень власти, следовательно, он предполагает посягательство на любой уровень, начиная от органов власти местного самоуправления и заканчивая Федеральными органами.

Захват власти — свержение, противоправное отстранение от власти полномочных лиц и самочинное завладение ею лицами, группировкой, организацией, которым данная власть не принадлежала.

Удержание власти — продолжение ее осуществления после законного прекращения полномочий, совершаемое в нарушение Конституции РФ, Конституций и Уставов субъектов РФ и органов местного самоуправления лицами, которым ранее власть принадлежала на легитимных основаниях.

Изменение конституционного строя предполагает полную его замену (свержение), либо частичные изменения, т.е. частичное изменения отдельных основ  Конституционного строя (упразднение или введение отдельных институтов, в частности, в системе государственной власти, государственном устройстве, отношениях собственности и т.д.) в нарушение действующего законодательства.

Насильственное  изменение  конституционного  строя     может осуществляться с позиций законной власти, с позиций присвоенной власти (захваченной или удерживаемой), а также с невластных позиций.

В последнем случае наиболее вероятны организация и использование незаконных вооруженных формирований, массовых беспорядков, мятежа. При этом ст.278 УК применяется в совокупности со ст.208 или ст.

212 УК, а по отношению к организации мятежа (ввиду конкуренции норм) применяется только ст.279 УК.

Целевая направленность указанных в ст.278 действий обусловливает их сложный и разнообразный характер.

По своему содержанию эти действия представляют собой, прежде всего,  организационную деятельность по подготовке  и  совершению  насильственного  захвата  власти  или насильственного удержания власти либо насильственного изменения конституционного строя РФ,   а  по  форме фактически  сводятся к заговору с целью совершения государственного переворота. Ст.278 УК охватывает также участие в этом преступлении вовлеченных в него исполнителей насильственных и других обеспечивающих действий, не занимавшихся организационной деятельностью.

В случае вхождения заговорщиков в контакт с представителями иностранного государства или иностранной организации для совместного осуществления целей заговора их деяние должно квалифицироваться по совокупности с государственной изменой — ст.ст.275 и 278 УК.

Преступление считается оконченным с момента совершения действий, направленных на насильственные захват или удержание власти или изменение конституционного строя РФ (усеченный состав).

Практически это означает, что для инициаторов (лидеров) преступление окончено с момента их сговора, свидетельствующего об образовании заговора указанной направленности, а для лиц, вовлекаемых в это преступление — с момента дачи ими согласия на участие в проведении организационной деятельности либо в совершении насильственных или иных обеспечивающих действий той же направленности.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы. Расчет стоимостиГарантииОтзывы

Субъектами преступления по ст.278 УК могут быть любые физические вменяемые лица, достигшие 16-летнего возраста.

Субъективная сторона данного преступления характеризуется умышленной виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что участвует в совершении действий, направленных на насильственный захват власти или насильственное незаконное (в нарушение Конституции РФ) удержание власти либо на насильственное изменение конституционного строя РФ, и желает этого.

Статья 278 ук рф

Насильственный
захват власти или насильственное
удержание власти
:

1.
Данное преступление посягает на, те
основы конституционного строя России,
где закреплены принципы, порядок
формирования и функционирования
государственной власти.

  • 2.
    Объективная сторона
    преступления
    выражается в трех видах действий:
  • а)
    насильственном захвате власти;
  • б)
    насильственном удержании власти;
  • в)
    насильственном изменении конституционного
    строя.

Действия,
направленные на насильственный захват
власти, могут выражаться либо в физическом
устранении лиц, законно осуществляющих
властные полномочия, либо в их
принудительной изоляции и самопровозглашении
на их месте тех, кто осуществляет
противоправные действия.

Действия могут
носить локальный характер, связанный
с захватом одной из ветвей власти
(законодательной, исполнительной или
судебной), либо широкомасштабный,
направленный против всех ветвей власти.

Если же насильственный захват сопряжен
с лишением
жизни
,
то действия виновного следует в
зависимости от мотивов и целей
квалифицировать по совокупности либо
со ст. 277 УК, либо с умышленным убийством
(ст.

105 УК
Преступление признается оконченным

с момента совершения действий, направленных
на насильственный и фактический захват
власти. Если захват власти осуществляется
преступным сообществом, то действия
виновных квалифицируются по совокупности
со ст. 210 УК.

С
субъективной стороны преступление

совершается с прямым умыслом, т.е.
виновный осознает общественную опасность
действий, направленных на насильственный
захват или удержание власти, а равно на
насильственное изменение конституционного
строя России, и желает совершения этих
действий.

Мотивами
могут
выступать побуждения,
основанные на идейном неприятии

либо прямой ненависти к существующему
конституционному строю.

Цель
к
ак
конструктивный признак данного состава
преступления логически связана с
направленностью совершаемых лицом
действий — насильственно захватить или
удержать власть либо изменить
конституционный строй Российской
Федерации

Субъектом
преступления может быть гражданин
России, иностранный гражданин или лицо
без гражданства, вменяемое, достигшее
16 лет.

Статья 279 ук рф:

1.
Объектом преступления

являются суверенитет, а также
территориальная целостность России.
Насильственные действия в ходе
вооруженного мятежа ставят под угрозу
также жизнь и здоровье граждан. 2. С
объективной стороны

преступление выражается в двух видах
деяний:

а)
организации вооруженного мятежа;

б)
активном участии в нем.

Организация
вооруженного мятежа означает деятельность
организатора по объединению усилий
других лиц против конституционных
органов власти. Масштабы вооруженного
мятежа могут быть различными и зависеть
от множества факторов (региональных,
ориентированных на определенную
категорию лиц по профессии, социальному
положению, национальному или этническому
составу и т.д.).

Действия
организатора

признаются
оконченным преступлением

с момента совершения указанных
практических действий, независимо от
того, воплотились они в фактическом
вооруженном выступлении против законных
органов власти или оказались по каким-то
причинам сорванными (не удалось объединить
людей, деятельность пресекли
правоохранительные органы и т.д.).

Активное
участие в вооруженном мятеже

выражается в действиях по свержению
или насильственному изменению
конституционного строя либо нарушению
территориальной целостности Российской
Федерации.

Это может проявляться в
самопровозглашении отдельной территории
России независимым государством,
вооруженном захвате власти, применении
репрессий к должностным лицам законно
образованных органов власти, неподчинении
требованиям федеральных властей,
вооруженном сопротивлении федеральным
воинским контингентам, призванным
восстановить конституционный порядок,
и т.д.

Субъективная
сторона преступления

характеризуется наличием прямого
умысла. Организатор и активный участник
вооруженного мятежа осознают общественно
опасный характер своих действий и желают
их совершить.

Обязательным признаком
субъективной стороны данного преступления
является наличие целей свержения или
насильственного изменения конституционного
строя либо нарушения территориальной
целостности Российской Федерации.

Объект
вооруженного мятежа

— политическая система и территориальная
целостность Российской Федерации.
Массовые беспорядки посягают на
общественную безопасность и порядок
управления.

Вооруженный мятеж — это
организованное выступление против
конституционных органов власти. Массовые
же беспорядки, как правило, локальны и
несут на себе черты стихийности,
спонтанного развития событий. .

Субъектами
вооруженного мятежа

могут быть только его организаторы и
активные участники в возрасте не менее
16 лет.

Пассивные члены вооруженного
формирования, не принимавшие
непосредственного участия в акциях по
свержению или насильственному изменению
конституционного строя, не являются
субъектами данного преступления и могут
нести ответственность лишь за те
действия, которые содержат признаки
других составов преступлений