Новости

Как признать жилье непригодным для проживания

30.07.2020

В определенных случаях жилое помещение может быть признано непригодным для проживания. Чтобы признать его таковым, рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

1. Определить наличие оснований для признания помещения непригодным для проживания.

  • Непригодным для проживания может быть признано, в частности, жилое помещение:
  • — в отношении которого выявлены вредные факторы среды обитания человека, не позволяющие обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие:
  • ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;
  • изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей;
  • — находящееся в жилом доме, расположенном на территории, на которой превышены показатели санитарно-эпидемиологической безопасности в части физических факторов (шум, вибрация, электромагнитное и ионизирующее излучение), концентрации химических и биологических веществ в атмосферном воздухе и почве, либо в производственной зоне, зоне инженерной и транспортной инфраструктур или в санитарно-защитной зоне, если инженерными и проектными решениями невозможно минимизировать критерии риска до допустимого уровня;
  • — расположенное:
  • в опасной зоне схода оползней, селевых потоков, снежных лавин либо на территории, которая ежегодно затапливается паводковыми водами и на которой невозможно при помощи инженерных и проектных решений предотвратить подтопление территории;
  • в зоне вероятных разрушений при техногенных авариях, если при помощи инженерных и проектных решений невозможно предотвратить разрушение жилых помещений;
  • на территории, прилегающей к воздушной линии электропередачи переменного тока и другим объектам, создающим на высоте 1,8 м от поверхности земли напряженность электрического поля промышленной частоты 50 Гц более 1 кВ/м и индукцию магнитного поля промышленной частоты 50 Гц более 50 мкТл;
  • в многоквартирном доме, получившем повреждения в результате взрывов, аварий, пожаров, землетрясений, неравномерной просадки грунтов, а также в результате других сложных геологических явлений, если проведение восстановительных работ технически невозможно или экономически нецелесообразно и техническое состояние этого дома и строительных конструкций характеризуется снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при которых существует опасность для пребывания людей и сохранности инженерного оборудования;
  • — комната, окна которой выходят на магистрали, при уровне шума выше предельно допустимой нормы, если при помощи инженерных и проектных решений невозможно снизить уровень шума до допустимого значения;
  • — над которым или смежно с которым расположено устройство для промывки мусоропровода и его очистки.
  • 2. Обратиться в межведомственную комиссию

Решение о признании жилого помещения непригодным для проживания принимается органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления, который создает для оценки и обследования жилых помещений в целях признания их непригодными для проживания межведомственную комиссию (п. 7 Положения).

  1. Заявителю необходимо представить в межведомственную комиссию по месту нахождения жилого помещения, в частности, следующие документы (п. 45 Положения):
  2. — заявление о признании жилого помещения непригодным для проживания;
  3. — заключение специализированной организации по результатам обследования жилого помещения (в определенных случаях);
  4. — копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в ЕГРН.
  5. Также вы можете представить сведения из ЕГРН о правах на жилое помещение и технический паспорт жилого помещения.
  6. Заявление и прилагаемые к нему документы можно представить на бумажном носителе лично или посредством почтового отправления с уведомлением о вручении либо в форме электронных документов с использованием Единого портала госуслуг, регионального портала (при наличии) или посредством МФЦ.

При этом следует учитывать особенности обращения в электронном виде. Так, например, заявление, подаваемое в форме электронного документа, подписывается заявителем простой электронной подписью.

Рассмотрение вопроса о непригодности может быть также основано на заключении органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, либо на заключении экспертизы, проводимой в рамках реализации программ субъектов РФ по возмещению ущерба, причиненного жилым помещениям, с использованием механизма добровольного страхования

3. Получить решение о признании помещения непригодным для проживания.

Комиссия рассматривает поступившее заявление в течение 30 дней с даты регистрации.

В случае удовлетворения заявления принимается решение (в виде заключения) о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания.

Комиссия может также принять решение о проведении дополнительного обследования жилого помещения. В случае обследования помещения комиссия составляет акт обследования.

  • Следует также учесть, что если необходимые документы не представлены и истребовать их в порядке межведомственного взаимодействия невозможно, то заявление возвращается без рассмотрения.
  • На основании заключения межведомственной комиссии уполномоченный орган принимает решение о признании жилого помещения непригодным для проживания и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц (в случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции) или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
  • Решение уполномоченного органа, а также заключение межведомственной комиссии могут быть обжалованы заинтересованными лицами в судебном порядке.
  • Подготовлено прокуратурой Октябрьского района г. Рязани по материалам СПС КонсультантПлюс

Принятие решений о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания

Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не исключает возможность обжалования решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) в ходе предоставления государственной услуги, в судебном порядке. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не является для заявителя обязательным.

Заявитель может подать жалобу в том числе в следующих случаях:

  • нарушение срока регистрации запроса о предоставлении государственной услуги; нарушение срока предоставления государственной услуги;
  • требование у заявителя документов или информации либо осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга для предоставления государственной услуги;
  • отказ в приеме у заявителя документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга для предоставления государственной услуги (в случае если основания для отказа в приеме документов не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга);
  • отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иные нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
  • требование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
  • отказ Администрации, должностного лица Администрации, государственного гражданского служащего Администрации в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений;
  • нарушение срока или порядка выдачи документов по результатам предоставления государственной услуги;
  • приостановление предоставления государственной услуги, если основания приостановления не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
  • требование у заявителя при предоставлении государственной услуги документов или информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, либо в предоставлении государственной услуги, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 7 Федерального закона №210‑ФЗ.

В случае если жалоба подается через представителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя. В качестве документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени заявителя, может быть представлена:

  • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность (для физических лиц);
  • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность, заверенная печатью заявителя (при наличии печати) и подписанная руководителем юридического лица или уполномоченным этим руководителем лицом (для юридических лиц);
  • копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности.

Предмет жалобы

Жалоба должна содержать:

  • наименование Администрации, должность и фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии) должностного лица либо государственного гражданского служащего Администрации, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
  • фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
  • сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) Администрации, должностного лица Администрации либо государственного гражданского служащего Администрации, в том числе в случае подачи жалобы в МФЦ — вид нарушения, указанный в пункте 5.1.1 административного регламента;
  • доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) Администрации, должностного лица Администрации либо государственного гражданского служащего Администрации. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.
Читайте также:  Претензии прокуратуры к застройщику

Исполнительные органы и уполномоченные на рассмотрение жалобы должностные лица, которым может быть подана жалоба в досудебном (внесудебном) порядке.

Жалоба подается в Администрацию, предоставляющую государственную услугу.

Жалоба на решения и действия (бездействие) заместителя главы Администрации подается вице‑губернатору Санкт‑Петербурга (191060, Смольный проезд, д. 1, литера Б, телефон: 576‑60‑51), непосредственно координирующему и контролирующему деятельность Администрации либо, в случае его отсутствия, руководителю Администрации, предоставляющего государственную услугу.

Способы подачи и рассмотрения жалобы

Жалоба может быть подана:

  • в электронной форме;
  • в письменной форме на бумажном носителе.

Подача жалобы в письменной форме на бумажном носителе осуществляется:

  • по почте;
  • через МФЦ;
  • при личном приеме заявителя в Администрации (в месте предоставления государственной услуги, т.е. в месте, где заявитель подавал запрос на получение государственной услуги, нарушение порядка предоставления которой обжалуется, либо в месте, где заявителем получен результат указанной государственной услуги).

При личном приеме заявитель представляет документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В электронной форме могут быть представлены документы, указанные в пункте 5.1.2 административного регламента, при этом документ, удостоверяющий личность заявителя, не требуется.

Подача жалобы в электронной форме осуществляется с использованием сети «Интернет» посредством: официального сайта Администрации (доменное имя сайта в сети «Интернет» — gov.spb.ru) или Портала (в случае если запрос подан посредством Портала или МФЦ).

  • Заполнение запроса о рассмотрении жалобы через Портал производится заявителем лично при условии авторизации заявителя на Портале посредством ЕСИА.
  • Порядок рассмотрения жалобы
  • Жалоба на решения и действия (бездействие) Администрации, его должностных лиц и государственных гражданских служащих рассматривается Администрацией.
  • Жалоба на решения и действия (бездействие) руководителя Администрации рассматривается вышестоящим органом.

МФЦ. в случае подачи жалобы через МФЦ, обеспечивает передачу жалобы в Администрации в порядке и сроки, которые установлены соглашением о взаимодействии между МФЦ и Администрацией, но не позднее следующего рабочего дня со дня поступления жалобы.

В случае если жалоба подана заявителем в орган, в компетенцию которого не входит принятие решения по жалобе, в течение трех рабочих дней со дня ее регистрации указанный орган направляет жалобу в уполномоченный на ее рассмотрение орган и в письменной форме информирует заявителя о перенаправлении жалобы. При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в уполномоченном на ее рассмотрение органе.

В случае если в отношении поступившей жалобы федеральным законом установлен иной порядок (процедура) подачи и рассмотрения жалоб, положения настоящего раздела не применяются, и заявитель уведомляется о том, что его жалоба будет рассмотрена в порядке и сроки, предусмотренные федеральным законом.

Администрация вправе оставить жалобу без ответа в следующих случаях:

  • наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
  • отсутствие возможности прочитать какую‑либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес заявителя, указанные в жалобе.
  1. В случае оставления жалобы без ответа Администрация в течение трех рабочих дней со дня регистрации жалобы сообщает об этом гражданину, направившему жалобу, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.
  2. Сроки рассмотрения жалобы
  3. Срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в Администрации.

Жалоба, поступившая в Администрацию либо вышестоящий орган, подлежит регистрации не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления. Жалоба подлежит рассмотрению должностным лицом, работником, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, если более короткие сроки рассмотрения жалобы не установлены Администрацией.

  • В случае обжалования отказа Администрации в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и (или) ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений жалоба рассматривается в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.
  • В случае если законодательством Российской Федерации предусмотрена возможность приостановления рассмотрения жалобы, в указанном пункте указывается также перечень оснований для приостановления рассмотрения жалобы.
  • Результат рассмотрения жалобы
  • По результатам рассмотрения жалобы Администрация принимает одно из следующих решений:
  • жалоба удовлетворяется, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
  • в удовлетворении жалобы отказывается.
  1. Указанное решение принимается в форме акта Администрацией.
  2. По результатам проверки при отсутствии в жалобе доводов, подтверждающих наличие указанного заявителем вида нарушения порядка предоставления услуги, должностное лицо, ответственное за рассмотрение жалобы, принимает решение об отказе в рассмотрении жалобы по существу в связи с несоответствием сведений, изложенных в жалобе, указанному виду нарушения.
  3. Администрация отказывает в удовлетворении жалобы в следующих случаях:
  • наличие вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;
  • подача жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • наличие решения по жалобе, принятого ранее в соответствии с требованиями административного регламента в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы.

Порядок информирования заявителя о результатах рассмотрения жалобы

При удовлетворении жалобы Администрация принимает исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений, в том числе по выдаче заявителю результата государственной услуги, не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Не позднее дня. следующего за днем принятия решения, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.

В ответе по результатам рассмотрения жалобы указываются:

  • наименование Администрации, должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) должностного лица, принявшего решение по жалобе;
  • номер, дата, место принятия решения, включая сведения о должностном лице, работнике, решение или действие (бездействие) которого обжалуется;
  • фамилия, имя, отчество (при наличии) или наименование заявителя; основания для принятия решения по жалобе; принятое по жалобе решение;
  • в случае если жалоба признана обоснованной — сроки устранения выявленных нарушений, в том числе срок предоставления результата государственной услуги;
  • в случае если жалоба признана не обоснованной — аргументированные разъяснения о причинах принятого решения, а также информация о порядке обжалования принятого решения.
  • Также в ответе о результатах рассмотрения жалобы приносятся извинения за доставленные неудобства и указывается информация о дальнейших действиях, которые необходимо совершить заявителю в целях получения государственной услуги.
  • Ответ по результатам рассмотрения жалобы подписывается уполномоченным на рассмотрение жалобы должностным лицом Администрации, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб.
  • По желанию заявителя ответ по результатам рассмотрения жалобы может быть представлен не позднее дня, следующего за днем принятия решения, в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного на рассмотрение жалобы должностного лица Администрации, вид которой установлен законодательством Российской Федерации.
  • Порядок обжалования решения по жалобе

Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано вице‑губернатору Санкт‑Петербурга, непосредственно координирующему и контролирующему деятельность Администрации (191060, Смольный проезд, д. 1, литера Б, телефон: 576‑70‑42), а также в суд в порядке и сроки, предусмотренные действующим законодательством.

  1. Заявитель имеет право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы.
  2. Информирование заявителей о порядке подачи и рассмотрения жалобы осуществляется посредством размещения информации на Портале.
  3. Информирование заявителей о порядке обжалования решений и действий (бездействия) осуществляется также при обращении заявителя по телефонам, адресам электронной почты, а также при личном приеме по адресам, указанным на официальном сайте Администрации и на Портале.
  4. Положения настоящего раздела, устанавливающие порядок подачи и рассмотрения жалоб заявителей на нарушения их прав при предоставлении государственных услуг, не распространяются на отношения, регулируемыеФедеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (Закон №59‑ФЗ).
  5. Жалобы заявителей на организацию предоставления государственных услуг в Администрации подаются и рассматриваются в порядке, предусмотренном Законом №59‑ФЗ.

В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, работник, наделенные полномочиями по рассмотрению жалоб в соответствии с частью 1 статьи 11.2 Федерального закона №210‑ФЗ, незамедлительно направляют имеющиеся материалы в органы прокуратуры.

Как доказать, что жилье аварийное, и переехать в новый дом

Yuriy Vahlenko/Fotolia

Пять лет назад была запущена федеральная программа по расселению аварийного жилья. Значительная часть домов в России построена в начале или середине прошлого века, их износ достигает 65–70%, то есть они непригодны и небезопасны для проживания. Но страна огромна, объектов много, и пока расселяют одних, на очередь встают другие.

Читайте также:  Снятие с регистрации несовершеннолетнего без согласия родителей

Квартиры-студии в старом фонде: главные риски

Дворцовые интерьеры в коммуналках Петербурга

В ноябре 2017 года, по данным Минстроя, в России было более 11 млн кв. метров аварийного жилья. Фактически за последние пять лет цифры не изменились: именно в 2012 году началась масштабная федеральная программа по реформированию жилищного фонда. Не стоит думать, что за это время ничего не происходило — была расселена огромная очередь, но ей взамен выстроилась новая.

Такой вот замкнутый круг. Очевидно, что программа работает не так хорошо и эффективно, как надеялись чиновники. Данные Минстроя о количестве аварийного жилья подтверждают в Фонде содействия реформированию ЖКХ. С 2012 по 2017 год в список на расселение в связи с непригодными условиями жизни попали дома общей площадью 10,91 млн кв. метров.

Лишь за 2017 года фонд пополнился более чем на 1 млн кв. метров, но самыми критичными стали 2014-2015 годы, когда аварийными признали дома в целом более чем 5 млн кв. метров. Сейчас по крайней мере 11 регионов отстают от плана по темпам расселения аварийного жилья.

Среди них Тува, Забайкальский, Пермский, Приморский края, Амурская, Иркутская, Ивановская, Тверская, Саратовская, Сахалинская области, а также Еврейская автономная область.

Очевидно, что чиновники не заинтересованы в том, чтобы признавать непригодными для жизни все новые и новые объектов, так как это увеличит разрыв между плановыми и фактическими показателями. Что же делать людям, которые живут в аварийных домах?

Аварийное или ветхое?

Для начала давайте разберемся с терминологией. Очень часто говорят об аварийном и ветхом жилье, и многие считают, что это одно и то же. Но ошибаются.

Когда речь идет о ветхом здании, то подразумевается определенная степень износа дома (более 70% — повод говорить об обветшании). При этом основные несущие конструкции сохранны, и нет угрозы для жизни людей, проживающих в здании. Другими словами, нет опасности, что дом рухнет.

Принципиальное отличие аварийного жилья от ветхого – потенциальная угроза, которая исходит от такого здания. Проживание в доме признается опасным, поскольку несущие конструкции деформированы или сильно повреждены, и он может обрушиться в любой момент.

  • Aleksei Lazukov/Fotolia
  • Итак, если здание перестает отвечать заданным эксплуатационным требованиям и признается ветхим, то это еще не достаточное основание для того, чтобы признать его аварийным, то есть непригодным для проживания.
  • Еще один интересный момент: термин «ветхое» не зафиксирован в Жилищном кодексе РФ, однако часто фигурирует и в адресных региональных программах, и в судебных исках.
  • Как купить квартиру в доме под снос?
  • Какие вторичные квартиры не стоит покупать? Качественные характеристики

Какие документы нужно собрать

Претендовать на переселение в новую квартиру или дом вы сможете, если добьетесь, чтобы текущее место жительства признали аварийным. Для этого нужно обратиться либо за экспертизой в органы жилищного надзора, либо напрямую в муниципальную межведомственную комиссию. Второй вариант лучше, так как органы жилищного надзора после экспертизы все равно отправят вас в муниципальные структуры.

Понадобится собрать пакет документов, включая заключение экспертной комиссии, и подать в МФЦ или в муниципалитет.

Список документов может варьироваться от региона к региону, но обычно выглядит примерно так:

  • паспорт заявителя и копии паспортов всех постоянно зарегистрированных по данному адресу жильцов;
  • заявление с просьбой признать квартиру непригодной для проживания;
  • документы, подтверждающие право владения жильем;
  • экспертное заключение о признании дома аварийным;
  • дополнительно можно предоставить коллективные обращения жильцов с просьбой о расселении, заключение управляющей компании с описанием проблем с ЖКХ и так далее.

Заявление рассматривают 30 дней и после проверки всех данных выносят решение: пригодно помещение для проживания или подлежит сносу как аварийное строение. Бывают и промежуточные варианты, например комиссия может рекомендовать провести капитальный ремонт или реконструкцию здания.

Henry Czauderna/Fotolia

Разница между социальным жильем и собственностью

Суровая действительность такова, что, даже если ваш дом признали непригодным для проживания, то это, к сожалению, не означает, что вы переедете в другую квартиру через день или даже через месяц. Формально люди, живущие в аварийных домах, получают приоритетное право на расселение. Но «квартир не хватает, и образуются очереди даже из внеочередников.

  1. Придется неоднократно напоминать о себе, обивая пороги государственных структур, и чем настойчивее вы будете, тем больше шансов на скорейшее завершение процесса.
  2. Как лучше распорядиться ¼ долей квартиры в ветхом доме?
  3. Что такое социальное жилье и для кого оно?
  4. Есть два варианта развития ситуации, и они зависят от того, на каких правах вы владеете жильем.

Первый сценарий таков. Вы проживаете в муниципальной квартире. Дом, в котором вы живете, признан непригодным для проживания.

После ожидания вы наконец заключаете новый договор социального найма и переезжаете.

В данном сценарии наниматель гарантированно получает одну жилплощадь взамен другой, причем новая квартира должна быть благоустроенной и по площади не менее той, где вы и ваша семья жили раньше.

Второй сценарий связан с недвижимостью, которая находится в собственности, и тут все сложнее.

https://www.youtube.com/watch?v=m54NwbqWaDM\u0026t=3s

Если переселение из ветхого здания происходит по стандартной схеме, а не по адресной программе, то вам будет положена не жилплощадь, а денежная компенсация.

Размер выкупной цены — это предмет споров между собственником и государством.

Компенсацию рассчитывает государство, учитывая рыночную цену жилого помещения, упущенную выгоду, компенсацию за несделанный капитальный ремонт, компенсацию убытков, причиненных собственнику в связи с изъятием у него недвижимости.

Разумеется, самую существенную долю компенсации составит рыночная стоимость жилья, и она будет крайне мала (квартиры в аварийном доме, как вы понимаете, стоят мало, компенсация часто не позволяет купить аналогичную квартиру в этом же районе, а часто – вообще в городе или ближайшем пригороде).

Противостоять оценщикам из муниципалитетов можно, и не стоит бояться обращений в суд, ведь в конечном счете вы боретесь за адекватные условия для жизни. Проконсультируйтесь с юристами относительно вашего случая, и оцените шансы на положительное решение.

Если вы отстоите свои права в судебном порядке, то все затраты по делу возьмет на себя проигравшая сторона.

  • Не пропустите:
  • Могу ли я подать в суд на город по результатам переселения?
  • Полученная по переселению квартира – совместное имущество?
  • Каков налог при продаже квартиры, полученной после сноса?
  • К чему готовиться, если дом рядом с вашим собираются сносить?

Статьи не являются юридической консультацией. Любые рекомендации являются частным мнением авторов и приглашенных экспертов.

Инструкция. Как признать жилое помещение непригодным для проживания, а дом аварийным

Законодатель установил нормы, которым должно соответствовать пригодное для проживания помещение, а также определил условия, при которых жилое помещение становится непригодным для использования по назначению.

Если жилое помещение или дом стал ветхим, один из путей решения жилищной проблемы — признать его непригодным для проживания и получить новую квартиру или деньги на её покупку.

По порядку:• Что признавать аварийным: дом или жилое помещение? • Куда обращаться, чтобы признать дом аварийным? • Кто принимает решение о непригодности? • Когда жильё непригодно для проживания? • Что означает аварийность МКД? • С чего начать признание жилого помещения непригодным? • Процедура оценки помещенияКакие документы должен подать заявитель, чтобы дом был признан аварийным? • Как подать заявление о признании дома аварийным? • Когда будет результат?

Что признавать аварийным: дом или жилое помещение?

Правила, по которым можно признать жилое помещение или дом непригодным для проживания, установлены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом МДС13 – 21.2007 № 47.

Из названия Положения № 47 следует, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, а МКД — аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Эти различия важны, чтобы понимать, каких результатов необходимо добиваться.

В первом случае будет оцениваться состояние индивидуального жилого дома, отдельной квартиры или комнаты с точки зрения пригодности для проживания. Во втором — состояние многоквартирного дома в целом, необходимость его сноса или реконструкции.

МКД в целом может быть пригоден для проживания, но отдельная квартира в нём может быть непригодна. Тогда речь пойдёт о признании непригодной для проживания только этой квартиры.В случае если аварийным и подлежащим сносу или реконструкции признан МКД, все жилые помещения, которые находятся в доме, являются непригодными для проживания.

К жилым помещениям закон относит:

  • жилой дом — индивидуально-определённое здание, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования;
  • квартиру — структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, которое обеспечивает прямой доступ к помещениям общего пользования в таком доме и которое состоит из одной или нескольких комнат и помещений вспомогательного использования;
  • комнату — часть жилого дома или квартиры, которая предназначена для проживания граждан в жилом доме или квартире.
Читайте также:  Оплата услуг жкх после смерти собственника квартиры

Многоквартирный дом — это совокупность двух и более квартир, которые имеют самостоятельные выходы либо на придомовую территорию либо в помещения общего пользования в таком доме. Включает элементы общего имущества собственников помещений в таком доме.

Куда обращаться, чтобы признать дом аварийным?

Пригодность жилья для проживания оценивается в административном порядке, поскольку только органы исполнительной власти наделены таким правомочием.Однако после получения отказа в удовлетворении заявления собственник или наниматель может обратиться в суд, чтобы признать решение незаконным.

Следует учесть, что суд не наделён правомочиями оценивать жильё на пригодность для проживания или аварийность.

Суд оценит, была ли соблюдена ответчиком процедура признания помещения пригодным (непригодным) для проживания.

Если суд выявит, что оценка пригодности помещения или решение об отказе признать дом аварийным не соответствует процедуре, суд обяжет ответчика рассмотреть этот вопрос снова с соблюдением закона.

  • Межведомственная комиссия
  • Орган, который оценивает и обследует помещение, чтобы признать его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции — межведомственная комиссия (МК).
  • МК создают органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации для оценки жилых помещений :
  • жилищного фонда субъекта Российской Федерации;
  • МКД в случае признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в течение 5 лет со дня выдачи разрешения о вводе дома (п. 71 Постановления № 47).

Орган местного самоуправления создаёт комиссию для оценки жилых помещений:

  • жилищного фонда РФ;
  • МКД, которые находятся в федеральной собственности;
  • муниципального жилищного фонда;
  • частного жилищного фонда (п. 7 Постановления № 47).

В состав МК включаются представители соответствующего органа исполнительной власти или местного самоуправления, представители органов регионального жилищного надзора, органов государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека. При необходимости в работу комиссии включаются представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций.

Собственник жилого помещения (или его представитель) привлекается к работе в комиссии с правом совещательного голоса. Собственник должен быть уведомлен о времени и месте заседания комиссии.

В результате оценки МК выдаёт заключение. Это заключение служит основанием для решения о пригодности или непригодности помещения для проживания.

Кто принимает решение о непригодности?

  1. Решение о признании помещения непригодным для проживания, а также МКД аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, принимает орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления.

  2. Если оценивается пригодность для проживания жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, а также МКД, которые относятся к федеральной собственности, решение принимает федеральный орган исполнительной власти, которому переданы полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества.

  3. В случаях, когда жилая недвижимость принадлежит федеральному органу исполнительной власти либо его подведомственному предприятию (учреждению), решение о непригодности для проживания принимает этот федеральный орган исполнительной власти.

Когда жильё непригодно для проживания?

Жилое помещение считается непригодным для проживания, а МКД — аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, если эти объекты недвижимости перестали отвечать требованиям к жилым помещениям.

Это означает, что были выявлены факторы, которые угрожают здоровью и безопасности жильцов. Условно эти факторы можно свести к двум категориям:

  1. Физический износ как здания в целом, так и его отдельных конструкций. В результате прочность здания снижается до недопустимого уровня надёжности, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.
  2. Изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, которые не отвечают необходимым санитарно-эпидемиологическим требованиям и гигиеническим нормативам, определяющим:
    • содержание опасных для человека химических и биологических веществ;
    • качество атмосферного воздуха;
    • уровень радиационного фона;
    • наличие источников шума, вибрации, электромагнитных полей (п. 33 Положения № 47).

Что означает аварийность МКД?

МКД можно признать аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, если его несущие строительные конструкции в целом настолько разрушены либо повреждены и деформированы, что исчерпали несущую способность и несут опасность обрушения МКД и (или) крена, способного вызвать потерю устойчивости дома.

Непригодными для проживания признаются жилые помещения 

  • в жилых домах, расположенных на территориях, на которых превышены такие показатели санитарно-эпидемиологической безопасности:
    • шум;
    • вибрация;
    • электромагнитное и ионизирующее излучение;
    • концентрации химических и биологических веществ в воздухе и почве.
  • в жилых домах, которые расположены:
    • в производственных зонах;
    • в зонах инженерной и транспортной инфраструктур;
    • в санитарно-защитных зонах.

Более детально с перечнем случаев непригодности жилых помещений и МКД для проживания, признания аварийными и подлежащими сносу, можно ознакомиться в Разделе III Положения № 47.

С чего начать признание жилого помещения непригодным?

Чтобы начать процедуру, собственнику следует обратиться в МК с заявлением о признании жилого помещения непригодным для проживания или МКД аварийным.

Комиссия должна оценить фактическое состояние жилого помещения или дома.

МК оценит не только степень и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, но и степень его огнестойкости, возможность эвакуации людей в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных химических и биологических веществ, качество воздуха, уровень радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения (п. 43 Положения № 47).

Процедура оценки помещения

Чтобы оценить помещение на пригодность для проживания, компетентному органу необходимо:

  • принять и рассмотреть заявление и прилагаемые к нему обосновывающие документы;
  • определить перечень дополнительных документов (заключения соответствующих органов государственного надзора, заключение специализированной организации о результатах обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), которые необходимы, чтобы принять решение о признании жилого помещения не соответствующим требованиям, установленным в Положении № 47;
  • определить состав привлекаемых экспертов, которые аттестованы, чтобы подготовить заключение по проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий;
  • организовать работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания;
  • получить заключение комиссии;
  • составить акт обследования помещения и на его основании подготовить заключение.

Какие документы должен подать заявитель, чтобы дом был признан аварийным?

Чтобы признать помещение непригодным для проживания или МКД аварийным, заявитель подает в комиссию по месту нахождения жилого помещения:

  • заявление о признании помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
  • копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, если право на него не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости;
  • заключение специализированной организации, проводившей обследование МКД — для признания МКД аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
  • заключение специализированной организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения — в случае, если такое заключение необходимо для принятия решения;
  • заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания — по усмотрению заявителя.

Часть необходимых документов запрашивает Комиссия в порядке межведомственного взаимодействия:

  • сведения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на жилое помещение;
  • технический паспорт жилого помещения, а для нежилых помещений — технический план;
  • заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля) в случае, если представление этих документов признано необходимым (п. 452 Положения № 47).

При этом заявитель вправе принести в комиссию эти документы по своей инициативе.

На что обратить внимание при подготовке документов для обращения в комиссию?

Как правило, собрать документы для подачи заявления нетрудно. Сложность может представлять получение заключения специализированной организации, которая обследовала дом, чтобы признать его аварийным и подлежащим сносу.

Причём эта сложность носит экономический характер. Такие экспертизы проводятся на платной основе. Однако без заключения комиссия не будет рассматривать заявление о признании помещения непригодным для проживания.

Если же придётся обжаловать решение комиссии, отсутствие заключения при подаче заявления в МК не позволит суду вынести решение в пользу заявителя.

Что будет, если заявитель подал не все документы?

Если заявитель не предоставил все документы, которые предусмотрены пунктом 45 Положения № 47, и документы нельзя истребовать на основании межведомственных запросов, комиссия возвращает заявление без рассмотрения в течение 15 календарных дней со дня истечения срока, предусмотренного для рассмотрения заявления.

Как подать заявление о признании дома аварийным?

Заявление и прилагаемые документы можно подать:

  • на бумажном носителе лично в комиссию (хотя этот способ предусмотрен Положением, однако с учётом эпидемиологической ситуации и трудностей с записью на личный приём, не стоит на него рассчитывать);
  • по почте с уведомлением о вручении;
  • в форме электронных документов через Единый портал государственных и муниципальных услуг;
  • через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ).

Заявление, которое подаётся в виде электронного документа, необходимо подписать простой электронной подписью.

Прилагаемые к нему электронные документы должны быть подписаны должностными лицами органов (организаций), выдавших эти документы, усиленной квалифицированной электронной подписью (если законодательством Российской Федерации для подписания таких документов не установлен иной вид электронной подписи).

Когда будет результат?

Комиссия рассматривает поступившее заявление в течение 30 календарных дней с даты регистрации. После этого она сообщает заявителю принятое решение.

Другие материалы в продолжение темы:➜ Как узнать, признан ли дом аварийным?➜ Признание гражданина нуждающимся в жилом помещении➜ Переселение из аварийного муниципального жилья➜ Обеспечение прав собственника квартиры при изъятии участка для государственных или муниципальных нужд

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector