Новости

Посещение школы полного дня

Запросы родителей, отдающих своих детей в школы, вне зависимости от времени и от обстоятельств, одни и те же: ребёнок должен быть накормлен, научен, воспитан и здоров.

Безусловно, сегодняшняя ситуация, когда родители пропадают на работе, ничего не изменила.

Во времена моего детства существовала «продлёнка», куда не все хотели ходить, но где всегда было интересно (простите за субъективность воспоминаний, может быть несколько идеализированных).

Уже на протяжении ряда лет разговоры о возврате этой части образовательного процесса снова ведутся. Не в плане «быть или не быть». Это очевидно. Обсуждаются различные модели: какой быть.

«Бумажная модель» всегда будет отличаться от сугубо практической, реальной. И тут важно не пальцем указать, не ссылаться на методические, психологические, законодательные рекомендации и инструкции, а реально помочь. Делом.

Практическим советом. И да, от финансовой помощи тоже сегодня никто не откажется… Сразу отбрасываю скепсис: не от родителей. Хотя заказчиками образования в большей части выступают именно они.

Они и формируют те самые «общественные запросы».

И вот такая школа — полного дня — под названием «Алгоритм успеха» появляется в микрорайоне «Улитка» близ Белгорода. В сельской местности, но почти в «шаговой доступности» даже для жителей города. Автобусы ходят через каждые 20 минут, время в пути минут 7-10 от конечной городской остановки. Почти рядом.

Посещение школы полного дня«Алгоритм успеха». Фото с сайта школы

Нам скоро 2 года. За это время мы и апробируем свою модель школы полного дня, учитывая и всевозможные риски. Получается? Пожалуй, не буду кривить душой и скажу не всегда. Однако всё может получиться только у тех, кто ничего не делает.

Поэтому и у нас есть свои трудности, которые мы преодолеваем. И говорить об этих трудностях тоже не всегда легко. Все знают: каждый кулик своё болото хвалит.

Постараюсь всё же обойтись без хвалебной патетики, дабы не уличили меня в том, что я мелкая болотная птица… Хотя, пусть говорят.

Какие плюсы от школы полного дня? 

1. Ребёнок находится в школе почти полный день

В нашем случае от зарядки в 8.30 до 18.00. Под присмотром учителей и других наставников: воспитателей, тренеров. Действует пропускная охранная система. В случае необходимости родителям обязательно звонят.

В течение учебного времени ребёнок может покинуть школу только по согласованию с родителями.

Это может быть заявление, переданное ими через ребёнка, доставленное лично или личная просьба самого законного представителя, непосредственно приехавшего за ребёнком. 

2.  Нелинейное расписание

В течение учебного дня уроки и различные дополнительные занятия чередуются. Есть большие перемены по 30-40 минут, в течение которых дети отдыхают, гуляют на улице, кушают. Естественно, вместе с классными руководителями или в их отсутствие с воспитателями. Если погода на улице не позволяет, то в школе всегда можно найти место для общения, отдыха и игры.

Большие рекреации с диванчиками и кушетками, интернет-кафе, соляная комната, громадный спортивный зал, холлы, в которых есть и ростовые шахматы, и теннисные столы.

Безусловно, сейчас наша задача и состоит в том, чтобы помочь ребёнку научиться рационально использовать своё время в школе так, чтобы не переутомляться, совмещать приятное с полезным, чередовать учёбу и отдых.

Посещение школы полного дня

3. Режим дня

Во многом он полностью зависит от самого школьника и его родителей, но контролируется учителем, классным руководителем, воспитателем, тренером.

Создаётся карта образовательного маршрута, по которой видно, чем ребёнок должен заниматься и где находиться в то или иное время школьного дня.

Всегда есть возможность скорректировать этот режим, если ребёнок во второй половине дня уже занимается в каком-либо другом учреждении дополнительного образования.

Риск выполнения данного режима есть. Он напрямую связан только с установками самого ученика: выполнять или не выполнять.

Однако, если школьник сам в начале года заявил об этой траектории, родители с ней ознакомились, не было корректировки, то эту установку надо выполнять: хочешь или не хочешь.

Есть, конечно, дети, которые пытаются обойти свой маршрут, сократить время пребывания на занятиях. Ищут предлоги (не без участия их родителей, конечно) уйти раньше. Как правило, такая их деятельность ведёт к одному: им тяжелее становится учиться.

Но есть и другой результат, который радует: на второй год работы в «Алгоритме Успеха» появились дети, которым мало того времени в школе, что установлено режимом. Их успехи уже очевидны. Мотивация таких школьников внутренняя и почти не обусловлена «крутостью» школы.

4. Трёхразовое питание по принципу «шведского стола»

Есть выбор первого, гарнира, салата, фруктов и прочего, что позволяет организовать  режим питания школьника. Завтрак, обед, полдник. Стоит добавить, что если у ребёнка есть какие-то медицинские рекомендации к пище, то они, безусловно, выполняются. Например, к молоку или молочным продуктам. Всегда есть возможность их заменить.

Именно тут, в столовой, воспитывается и культура питания. Меньше упаковок от чипсов, сухариков, бутылок с различными напитками остаётся в конце дня в мусорной корзине. Нет, они не исчезли. Но их стало гораздо меньше. И кстати, наше меню всегда можно найти на официальном сайте школы.

5. Время на самоподготовку

Во второй половине дня, после обеда школьник может выполнить не только домашние задания, но и найти время для работы над каким-либо проектом, выполнить, например, пропущенную контрольную работу или ещё что-то. В это время в школе всегда есть учителя.

Если работа вызывает затруднение, то можно подойти к учителю (любому!). Не обязательно к тому, кто у тебя ведёт предмет. Попросить помочь, проконсультировать. Кроме того, есть возможность получить такую же помощь по интересующему предмету у старшеклассников.

Те тоже не отказывают.

Рациональное использование времени – внутренняя мотивация школьника. Замечено, дети чаще стали обращаться во второй половине дня. Действуют по-разному. Иногда приходят группами, уточняют что-то для себя. Иные приходят с готовой работой и просят проверить и указать на недостатки.

Чаще уже сегодня другая ситуация видна: от класса приходит один человек, своеобразный «переговорщик», который скрупулёзно, детально выясняет у меня необходимую информацию, а потом доносит её до остальных. Приходят не всегда одни и те же. Результат интересный: они ещё и учатся учить, объяснять материал своим одноклассникам.

Естественно, это отражается и на освоении материала. В такие моменты всегда вспоминаю свои школьные годы с нашими «паровозами» — детьми, которые подтягивали «неудачников» по тем или иным предметам. Новое – это хорошо забытое старое? Опять же оговорюсь, такая возможность в нашей школе появилась, она есть.

К сожалению, не все ей пользуются. Но идеал и должен быть в какой-то мере недостижим.

6. Разнообразие внеурочной деятельности

Такие возможности позволяют детям (и родителям, конечно) сократить время на переезды от одного образовательного учреждения к другому. Безусловно, здание и материально-техническая база школы позволяют иметь такое большое разнообразие. 

Посещение школы полного дняФото сайта школы.

7. Доступная среда для детей с ограниченными возможностями здоровья

Такие дети учатся вместе с другими, отдыхают вместе с другими. Для них существует особый режим. Это очевидно. Не буду подробно останавливаться здесь, скажу одно: я тоже работаю с такими детьми.

Даже порой восхищаюсь их упорством в достижении целей. Ставлю в пример. Это интересные и удивительные дети, которых нельзя выделять.

К которым нельзя, на мой взгляд, относиться снисходительно, как к иным…

Это ещё не всё, о чём можно поговорить. Но, думаю, надо пока остановиться. Потому что чувствую, предвижу вопросы-вопросы-вопросы… И, безусловно, критические замечания наших читателей: педагогов, учителей, родителей. Задавайте, буду рад ответить.

Помните одно, я пришёл в эту школу осознанно. И если вы правильно прочитаете сей опус, то не стоит спрашивать: а как в такой школе работается учителям. Ответ у меня один: интенсивно.

Мне легче было работать в обычной школе, где уходят ученики после уроков и редко встретишь после обеда учителя. Но я не привык работать дома. Школа – место, где я в большей степени провожу своё время.

И мне эта школа подходит. 

Модель школы полного дня: что это и в чем её преимущества

Главная Полезные статьи Модель школы полного дня: что это и в чем её преимущества

Бешеный ритм жизни диктует свои правила и неизбежно разлучает родителей со своим ребенком. Детский сад выручает работающих мам, так как чада проводят там практически весь день.

Однако со школой все не так просто – учебный день заканчивается рано, и родителям приходится думать, куда «пристроить» школьника, пока они на работе.

Порой такая безнадзорность пагубно сказывается на творческом и личностном развитии ребенка.

Современные условия жизни побудили создать совершенно новый формат школы – школу полного дня.

По сути, это золотая середина между «продленкой» и интернатом. Однако от известной многим «продленки» школа полного дня отличается тем, что учебный процесс может быть растянут на целый день, с перерывами на обед, отдых, прогулки, досуг и даже сон.

Нет, интернатом школу полного дня тоже не назовешь, ведь после занятий родители забирают своих детей домой, в отличие от интернатовцев, которые живут в учебном заведении. Так что ребенок проводит в такой школе большую часть суток, с 8 утра до 18 — 19 вечера.

Распорядок школы полного дня сформирован так, чтобы дети не уставали от бесконечных уроков. В расписании грамотно чередуются отдых, занятия, развлечение и развитие ребенка.

Посещение школы полного дня

Как построен распорядок дня?

К примеру, с утра в расписании стоит литература, затем часть детей идет в театральную студию, часть на секцию по восточным единоборствам, далее урок географии, а после — прогулка и обед.

Читайте также:  Можно ли поставить авто на учет в гидд без полиса осаго

Затем школьники отправляются на английский. Для старшеклассников в такой школе предусмотрена профильная подготовка перед поступлением в ВУЗ.

Таким образом, стерта граница между учебой и внеурочными занятиями.

Чтобы детям было интересно проводить свой досуг, школа предоставляет широкий выбор кружков и секций: физкультурно-оздоровительные, художественно-эстетическое, духовно-нравственное, научно-познавательные и другие.

Главное преимущество школы полного дня в том, что пока родители работают, дети находятся под присмотром. Они уверены в том, что их ребенок приготовил домашнее задание, посетил секции и кружки и находится в безопасности.

Школа полного дня объединяет детей с самыми разными способностями – и отличников, и двоечников. Педагоги проводят дополнительные занятия, учитывая индивидуальные особенности ребенка, в том числе состояние здоровья.

Особую роль такая школа может сыграть в жизни проблемного ребенка. Творческие клубы и секции, на которых дети общаются и отдыхают, могут помочь детям с дефицитом внимания или гиперактивностью найти друзей и поверить в себя.

Школа помогает детям избежать многих жизненных ошибок.

Однако при такой системе обучения возникает важный психологический момент: ребенку нелегко находиться целый день под «давящими» стенами школы.

Поэтому задача школы – создать теплую домашнюю атмосферу, чтобы для ребенка не было стрессом оставаться в ней на целый день. Он должен чувствовать себя в кругу друзей, а не под надзором преподавателей.

  Поэтому в режим дня обязательно должны входить: прогулка, отдых, физически активная деятельность, а также индивидуальные и групповые развивающие занятия.

Модель школы полного дня – новшество, которое еще не «обкатано» до конца. Со временем будут выявляться недостатки, которые потребуют изменений, но ясно одно – такая школа не роскошь, а острая необходимость для современного общества.

Полный день в школе – как это?

В ходе заседания президиума Госсовета «О задачах субъектов РФ в сфере общего образования», состоявшегося 25 августа 2021 года, обсуждался вопрос создания и работы в России школ полного дня. Как отметил Президент России В.В. Путин, подобные школы востребованы в России, ибо это большая поддержка для работающих родителей.

Что же такое школа полного дня?

Школа полного дня – это школа, в которой ученик находится вместе с педагогами полный день с 8 до 18 часов: в первой половине дня проводятся уроки по расписанию, во второй – школьники  выполняют домашнее задание и посещают спортивные секции, кружки, различные мероприятия. При этом внеурочные мероприятия могут чередоваться с уроками (нелинейное расписание).

  • Примерный режим дня такой школы:
  • Уроки (+ завтрак).
  • Обед.
  • Прогулка.
  • Подготовка домашнего задания (самоподготовка).
  • Кружки (спортивные мероприятия, концерты, кинофильмы, конкурсы и т д).

Отметим, что во время самоподготовки, которая проводится под руководством воспитателя или классного руководителя, могут привлекаться учителя-предметники для консультации отдельных учеников.

Для организации внеурочных мероприятий  могут использоваться возможности учреждений дополнительного образования, педагоги которых проводят  кружки, спортивные секции непосредственно на базе школы.

В том случае, если ученики посещают занятия в  учреждениях дополнительного образования, в спортивных школах, школах искусств и др., то по заявлениям родителей они могут уходить из школы в соответствии с расписанием их занятости.

  1. Таким образом, для школ полного дня характерны:
  2. Четкий режим дня.
  3. После уроков ребёнок получает питание и находится  под присмотром педагогов.
  4. Домашнее задание ребенок делает в школе и может получать  консультации учителей по предметам.
  5. Ученику предоставлена возможность посещать различные кружки и спортивные  секции.
  6. Школа полного дня — хороший выход для работающих родителей, но подходит она не каждому ребёнку и вот почему.
  7. Есть «домашние дети», есть активные дети.
  8. Ребёнок весь день находится в школе и почти полностью заорганизован, но  не каждый ребенок может целый день активничать, может уставать от постоянной нагрузки.

Если уроки и дополнительные занятия чередуются, то основные предметы могут быть во второй половине дня. Если ребёнок к этому времени устал, то это может плохо повлиять на запоминание материала.

Режим школы полного дня наиболее предпочтителен для учащихся начальной школы. 

Есть проблемы в организации питания учащихся 5-11 классов, инфраструктуры, финансирования учреждений такого типа, кадрового обеспечения и занятости педагогов.

Подобные  образовательные учреждения законодательно не предусмотрены. И тем не менее в ряде регионов такие школы  работают (см. в Интернете).

Во время поездки в Киров членов совета при Президенте по науке и образованию и рабочей группы Госсовета кировские педагоги продемонстрировали работу школы полного дня в г. Кирове. В этой школе после уроков ученики занимаются в развивающем блоке, могут посещать кружки, спортивные секции.

При этом для ребят предусмотрены обед и полдник, отдых и занятия на свежем воздухе, просмотр фильмов в кинозале. В школе размещена площадка по типу мини-технопарка «Кванториум».

Заметим, что организуются школы полного дня не на пустом месте. В советский период их активно продвигала замминистра просвещения РФ Л.К Балясная, в 2003 г. в Москве работало более 200 школ полного дня.

Источник:

Рабочая группа Госсовета рекомендовала регионам внедрить модель школы полного дня — Общество — ТАСС (tass.ru)

«Школа полного дня» в вопросах и ответах

Что такое «Школа полного дня»?

Такого типа или вида образовательного учреждения законодательно не предусмотрено. Однако сегодня Школа полного дня – это организация работы школы в режиме полного дня, когда в первой половине дня проходит учебный процесс, а вторая половина дня посвящается внеурочной деятельности. Такой режим наиболее полно отвечает требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и позволяет эффективно реализовывать основную образовательную программу начальной школы.

Существуют ли какие-либо требования к организации работы «Школы полного дня»?

Основными требованиями к организации работы общеобразовательного учреждения в режиме полного дня являются:

  • наличие помещений для работы классов или групп, организованных из обучающихся одной или нескольких параллелей, возраст которых отличается не более чем на два года;
  • выделение разно акцентированных пространств (кабинет, лаборатория, мастерские, библиотека, читальный зал, компьютерный класс, игротека, медиатека), помещения для общения и уединения, для игр, подвижных занятий и спокойной работы, для сна;
  • соответствие школьной мебели гигиеническим требованиям, предъявляемым к ней с учетом возрастных категорий обучающихся;
  • наличие спортивных площадок, актового и спортивного зала, различных студий, необходимых для организации дополнительного образования, досуга, труда школьников; наличие помещения для организации трехразового горячего питания;
  • наличие специалистов для организации медико – психолого — социальной работы в школе, педагогов дополнительного образования.

Каким может быть режим школы полного дня?

Каждая школа вправе определить самостоятельно, какой режим наиболее подходит. Важно, чтобы он был педагогически целесообразным, вытекал из задач школы и потребностей родителей. Общими режимными моментами будут являться начало и завершение работы школы – с 8 утра до 18 часов вечера. Первая половина дня отводится для организации учебных занятий, вторая половина дня посвящена отдыху, прогулкам, сну, самоподготовке (под контролем педагога), организации внеурочной деятельности.

Есть ли в Сургуте такие школы?

Работа школы в режиме полного дня может быть организована только по запросу родителей. С сентября 2012 года в таком режиме будут работать три школы: Такой режим организации учебно-воспитательного процесса будет предусмотрен для обучающихся 1-4 классов. Для детей 6 – 6,5 лет, поступивших в первый класс, будет организован дневной сон. Образовательные учреждения, организующие учебно-воспитательный процесс в режиме полного дня, осуществляют городской набор детей 6 — 6,5 лет.

Чем будет заполнена вторая половина дня?

Находиться целый день в здании школы для ребенка психологически очень непросто. Поэтому задача школы в этом случае создать уютную доброжелательную атмосферу, определить четкий режим работы.

Обязательной составляющей режима является активная двигательная физкультурно-оздоровительная деятельность обучающихся, в том числе на свежем воздухе. Поэтому после уроков у детей обязательно должен быть отдых, обед, прогулка. Затем могут быть предложены индивидуальные и групповые развивающие занятия, объединяющие учебную и внеучебную сферы деятельности ребенка, учитывающие способности, потребности каждого ребенка.

Вся система дополнительного образования во второй половине дня выстраивается с учетом возможностей и интересов детей. Она должна включать в себя кружки, секции, творческие объединения самых разных направлений: физкультурно-оздоровительное, художественно-эстетическое, духовно-нравственное, научно-познавательное и др.

Школа полного дня может решить практически весь комплекс социальных и психолого-педагогических задач и, что не менее важно, не ослабляя, а усиливая взаимосвязь школы с семьей, учреждениями дополнительного образования, социумом. Такая школа имеет возможность избежать многих сложностей в организации учебного процесса, обеспечить свободный выбор учащихся по интересам, построение гибкого режима, учитывающего семейную ситуацию и индивидуальные особенности каждого ребенка. На наш взгляд, это неоценимая помощь для работающих родителей, и тем семьям, где нет необходимых условий для занятий и отдыха ребенка.

=Материал опубликован 13.04.2012

Педагог и психолог назвали плюсы и минусы школ полного дня

Школы полного дня являются востребованной у многих россиян образовательной структурой, поэтому задача по организации их работы имеет статус особо важной. Действительно, продленка может стать большим подспорьем для родителей и благотворно сказаться на образовании и развитии самих детей. Однако надо понимать, что в данной системе есть и свои минусы.

Учитель начальных классов Яна Бурякова в беседе с 5-tv.ru постаралась учесть все преимущества и недостатки школ полного дня. По словам педагога, ни для кого не секрет, что вечно занятые взрослые порой просто не имеют возможности организовать ребенку после школы досуг и даже помочь ему с домашним заданием.

«Самое важное что после учебного времени дети будут находиться под присмотром специалистов. Родители, уставшие после работы, не в силах оказать помощь с домашним зданием, а преподаватель может не только помочь в этом деле, но и вовремя заметить пробел в какой-то области», — пояснила педагог.

Яна Бурякова также отметила, что немаловажным фактором для здоровья и воспитания ребенка станет стабильный режим дня и питания, который продленка в состоянии обеспечить. К плюсам можно отнести и расширение возможностей для развития школьника.

«Не у всех родителей есть возможность ездить по секциям и кружкам, а в такой школе ребенок не останется без дела, особенно если у детей будет выбор», — добавила она.

Среди минусов педагог назвала долгое нахождение ребенка в одном и том же месте: без смены локации дети могут чувствовать себя словно взаперти.

«Постоянное времяпровождение в школе в одних и тех же стенах для учащегося может оказаться сложным на эмоциональном уровне. Здесь важно учесть смену видов деятельности и спокойную обстановку. Кроме того, есть сложность в правильном распределении мероприятий, что бы ребенок не утомился, и у него не возникла апатия к школе», — подчеркнула учитель.

5-tv.ru

В свою очередь детский психолог Наталья Искра пояснила, что продленка существенно упростит жизнь тем родителям, у которых нет «вторых рук», то есть бабушек и дедушек, с которыми можно было бы оставить детей после школы. Однако и тут нужно учитывать особенности детской психики.

«Ребенок, когда находится вне дома, он все равно испытывает определенное количество стресса, потому что его жизненное пространство в этот момент ему чужое. Дома мы (как взрослые, так и дети) можем прилечь или делать то, что мы хотим: свободно пойти попить, поесть. А в школе это, конечно, все подчинено некоторому расписанию, там намного меньше свободы», — уточнила Эксперт.

Реакция ребенка, которому придется мириться с целым рядом неудобств в группе продленного дня, зависит во многом от его возраста.

«Чем младше ребенок, тем ему тяжелее.

Все это должно сопровождаться обязательно психологической поддержкой, которая могла бы, например, заключаться в том, чтобы в этих школах были классы или помещения для релаксации.

Или какие-то возможности для полусамостоятельной жизни, час отдыха, когда ребенок делает то, что он хочет, и только после этого переходит в другие структурированные занятия», — отметила психолог.

Ранее 5-tv.ru сообщал, чем опасны тяжелые школьные рюкзаки. 

Учитель начальных классов назвала плюсы и минусы школы полного дня

Учитель начальных классов Яна Бурякова отметила, что плюсом школы полного дня является тот факт, что дети после учебного времени будут находиться под присмотром специалистов.

Она пояснила, что «вечно занятые родители» иногда не имеют возможности организовать ребенку после школы досуг, а также помочь ему с домашним заданием. В этом каждой из сторон помогают школа полного дня и преподаватели.

При этом Бурякова отметила такой немаловажный фактор для здоровья и воспитания детей, как стабильный режим дня и питания. Этот режим, по словам учителя, в состоянии обеспечить продленка.

«Не у всех родителей есть возможность ездить по секциям и кружкам, а в такой школе ребенок не останется без дела, особенно если у детей будет выбор», — добавила она в беседе с Пятым каналом, опубликованной в пятницу, 27 августа.

В то же время Бурякова назвала и минусы долгого нахождения ребенка в одном и том же месте. По ее словам, для учащегося это может оказаться сложным на эмоциональном уровне.

«Здесь важно учесть смену видов деятельности и спокойную обстановку. Кроме того, есть сложность в правильном распределении мероприятий, чтобы ребенок не утомился и у него не возникла апатия к школе», — отметила учитель.

В свою очередь, детский психолог Наталья Искра пояснила, что продленка существенно упростит жизнь родителям, у которых нет «вторых рук». Речь идет о бабушках и дедушках, которые могли бы посидеть с детьми после школы. Однако, как подчеркнула Искра, здесь также есть свои особенности.

«Ребенок, когда находится вне дома, он всё равно испытывает определенное количество стресса, потому что его жизненное пространство в этот момент ему чужое. Дома мы (как взрослые, так и дети) можем прилечь или делать то, что мы хотим: свободно пойти попить, поесть. А в школе это, конечно, всё подчинено некоторому расписанию, там намного меньше свободы», — заключила эксперт.

Ранее, 25 августа, во время открытия заседания президиума Госсовета по вопросам общего образования президент России Владимир Путин заявил, что «школы полного дня» в России очень востребованы. По его словам, у детей должна быть возможность оставаться в школе после уроков, передает Regnum.

В ходе мероприятия глава государства поддержал идею создания онлайн-платформы психологической поддержки школьников. Путин назвал ее очень своевременной и подчеркнул, что Россия пока немного отстает от других стран в этой области.

Также, затрагивая школьную тему в ходе встречи с общественниками, российский лидер заявил, что родители должны иметь возможность контролировать качество питания в школах. В середине июня Путин на встрече с главой Минпросвещения Сергеем Кравцовым уже призывал «допустить в конце концов» родителей к контролю за качеством горячего питания. Тогда министр заявил, что родителей привлекают к этому.

Работа над проектом «Школа полного дня» | Современные формы организации учебной деятельности | Педагогический опыт / Всероссийский журнал авторских публикаций, конкурсы и конференции для учителей и воспитателей

  • Конференция: Современные формы организации учебной деятельности
  • Мамцева Олександра Васильевна
  • Организация: МКОУ лицей №11
  • Населенный пункт: Воронежская область, г. Россошь

В 2015-2016 учебном году МКОУ лицей №11 г.Россоши принял участие и победил в конкурсе «Лицей – лидер образования».

Результатом участия в конкурсе стала работа над проектом «Школа полного дня», который выполняет социальный заказ и обеспечивает полноценное пребывание ребенка в школе.

  1. Лицей начал работу в режиме «Школы полного дня» с первого сентября 2016 года, по результатам анкетирования родителей, которое показали, что не менее 30% учащихся лицея хотели бы обучаться в режиме школы полного дня.
  2. В данном режиме работы, лицей реализует общеобразовательные программы (в том числе программы углубленного изучения математики и физики, профильного изучения информатики и других предметов по выбору учащихся) и программы дополнительного образования, обеспечивая их интеграцию в учебное и внеурочное время.
  3. Основными целями лицея как «Школы полного дня», являются:
  4. ⎯ формирование общей культуры личности учащихся на основе усвоения программ углубленного изучения математики, физики, профильного изучения информатики и других предметов по выбору учащихся, а также программ дополнительного образования;
  5. ⎯ адаптация учащихся к жизни в обществе, их активное участие в жизни местного сообщества, формирование активной жизненной позиции;
  6. ⎯ развитие творческих способностей учащихся на основе их индивидуальных склонностей и запросов;
  7. ⎯ воспитания гражданственности и правовой культуры учащихся;
  8. ⎯ создание основы для выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, формирования у учащихся стремления и навыков непрерывного образования и самообразования, воспитание трудолюбия, любви к природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.
  9. Так же создаются дополнительные условия для личностного роста учащихся, формирования их общей культуры, организации содержательного досуга, сохранения и укрепления здоровья, адаптации их к жизни в обществе, развития мотивации личности к познанию и творчеству, самоопределению, самовыражению, стремлению к непрерывному образованию, выработки навыка самостоятельного пополнения знаний.
  10. На сегодняшний день, в лицее №11 формируется образовательное пространство, объединяющее учебную и внеурочную деятельность детей, что обеспечивает более тесное взаимодействие с родителями учащихся и социальными партнерами по вопросам воспитания, здоровьесбережения, профилактики правонарушений и безнадзорности, социальной защиты детей, активного вовлечения молодежи в жизнь местного сообщества, создаются условия для социализации выпускников.
  11. На подготовительном этапе был осуществлён подбор и расстановка педагогических кадров, а режим функционирования школы полного дня был построен на основе учебного плана лицея и с учетом требований СанПиНа.

«Школа полного дня» в лицее функционирует с 8:10 до 18:00. При проведении отдельных мероприятий возможно продление времени работы до 21:00.

Работа организуется по урочному принципу, а так же существует возможность создания единого режима для всех параллелей.

Учебные занятия могут чередоваться с внеурочными занятиями, занятиями учреждений дополнительного образования. Выделяется время для самоподготовки.

Продолжительность урока — 45 минут. Продолжительность перемен между уроками 10 — 20 минут. В соответствии с СанПин, предусмотрена прогулка учащихся после окончания уроков, которая длится от 30 мин.

до 1,5 часов (зависит от погодных условий).

Обязательной составляющей режима является активно-двигательная и физкультурно-оздоровительная деятельность учащихся (посещение спортзала и спортивной площадки, прогулки, игры, отдых, «подвижные перемены» и т.д.).

Лицеисты имеют право посещать культурно-массовые, экскурсионные и другие мероприятия, которые проводятся в лицее и не предусмотрены учебным планом.

Из всех курсов по выбору, только элективные курсы и элективные предметы являются обязательными для посещения.

Так же они имеют право бесплатного пользования спортивной площадкой и спортивным залом, тренажерным залом, снаряжением спортклуба, театральным залом.

  • реализации программ дополнительного образования «Школа полного дня» лицей заключает договоры о сотрудничестве с другими учреждениями (спорткомплекс, «Молодёжный центр», Дом детей и юношества) и привлекает к ведению спецкурсов педагогов лицея, внештатных сотрудников из числа родителей, выпускников лицея, специалистов-сотрудников сторонних организаций.

Оптимизация процесса развития детей ведётся через интеграцию общего и дополнительного образования. Помимо общеобразовательных предметов в лицее представлен широкий спектр дополнительных дисциплин и спецкурсов, метапредметных и межпредметных модулей, что позволяет учащимся получить разностороннее образование и успешно адаптироваться во «взрослой» жизни.

Равномерность учебной нагрузки учащихся осуществляется за счет единого расписания первой и второй половины дня, использования уроков психологической разгрузки.

Расписание построено таким образом, что учащиеся имеют возможность посещать индивидуальные консультации у преподавателей; чередовать предметы, направленные на развитие различных видов деятельности, что позволяет поддерживать работоспособность учащихся в течение всего дня.

Основным требованием при составлении учебного расписания является сочетание учета индивидуальных потребностей учащихся и отсутствия у лицеистов «окон». Допускается возможность пересечения предметов основного и дополнительного образования в течение дня. Возможно также внесение в расписание дополнительных предметов по просьбам родителей.

  • Стало возможным ведение урока несколькими преподавателями как основного, так и дополнительного образования; деление класса на мини-групы как за счет часов основных, так и за счет часов дополнительного образования.
  • Образовательный, воспитательный и оздоровительный процессы объединились в единый функциональный комплекс.
  • Поляризация образовательной среды в лицее осуществляется с помощью выделения разноакцентных зон:
  • — в информационно – библиотечном центре имеется читальный зал, где учащиеся имеют возможность выполнять творческие задания и подбирать материалы для выполнения различных проектов и индивидуальных работ;
  • — в компьютерных классах, в учебных аудиториях есть доступ в Интернет, поэтому для учащихся созданы дополнительные условия для самообразования, есть возможность для оперативного получения и обработки информации;
  • — в спортивном зале ежедневно занимаются секции по баскетболу и волейболу, работает секция по общей физической подготовке, тренажерный зал;
  • — в коридорах лицея оборудованы зоны для самоподготовки, творческой деятельности, спокойных игр, пространства для общения и уединения.

Основной формой дополнительного образования в Лицее является очная. В ходе занятий по ряду дисциплин, допускающих такую возможность (спецкурсы по предметам, по подготовке к ЕГЭ и ГИА), возможно применение дистанционных и сетевых методов обучения.

Дополнительное образование учащихся осуществляется в одновозрастных и разновозрастных объединениях.

Занятия проводятся по комплексным интегрированным программам, направленным как на расширение кругозора, предметных и внепредметных знаний, так и на их углубление.

Занятия могут быть организованы как дополнение основному образованию (консультации, факультативы), и/или носят чисто прикладной характер. Каждый учащийся может заниматься в нескольких объединениях.

Заместитель директора лицея по УВР осуществляет планирование, общее руководство и контроль за функционированием «Школы полного дня», составляет расписание занятий основного и дополнительного образований. Тьюторы сопровождения ведут основную документацию, координируют индивидуальный учебный план учащегося лицея, занимающегося в режиме «Школы полного дня».

Педагоги лицея и педагоги дополнительного образования, тьюторы сопровождения проводят занятия согласно утвержденному расписанию, отвечают за организацию образовательного пространства, за жизнь и здоровье учащихся, посещающих дополнительные занятия, самоподготовку, проводимые мероприятия.

Для работы ШПД привлекается психолог, заведующий библиотекой, учителя-предметники и другие штатные и внештатные (по согласованию) сотрудники лицея.

  1. Медицинское обслуживание учащихся обеспечивается медперсоналом, которое закрепляется органами здравоохранения Россошанского муниципального района за лицеем и наряду с администрацией и педагогическими работниками несет ответственность за проведение лечебно-профилактических мероприятий с соблюдением санитарно-гигиенических норм, режима и качества питания.
  2. Здоровьесберегающие условия пребывания ребенка в Лицее, работающего в режиме «Школы полного дня», включают в себя:
  3. — создание атмосферы сотрудничества, содружества и сотворчества учителей, учащихся и родителей, выпускников Лицея;
  4. — наличие психолого-педагогической службы, медицинского обслуживания; — организацию горячего двухразового питания;
  5. — оборудование мест отдыха и психологической разгрузки;
  6. — прогулки на свежем воздухе;
  7. — оборудование мест и создание условий для организации занятий физкультурой и спортом.

Заместитель директора по ВР организует и контролирует соблюдение принципов здоровьесбережения в ходе работы «Школы полного дня». Учащиеся имеют возможность получать четырехразовое горячее питание (1 завтрак, 2 завтрак, обед, полдник), а также пользоваться услугами столовой в соответствии с графиком ее работы в течение всего учебного времени. Организация питьевого режима – через кулеры.

Как показал опыт работы, режим «Школы полного дня» пользуется спросом у учащихся и родителей. Улучшилось качество знаний, качество выполнения домашнего задания. Учащиеся меньше предоставлены сами себе и с удовольствием принимают участие в различных формах внеурочной деятельности.

Список использованной литературы:

  1. http://lyceum11r.ucoz.ru/index/dokumenty_razrabotannye_v_ramkakh_realizacii_proekta/0-181

Реализация проекта «Школа полного дня»



  • На мой взгляд, проект «Школа полного дня» является очень интересным для изучения и внедрения его в практику.
  • Главной задачей школы полного дня является использование всех имеющихся ресурсов школы, социума, семьи для воспитания социально ответственной личности, чтобы каждый ученик имел возможность проявить свои уникальные качества.
  • Школа полного дня — это новый тип школы, по временному пространству рассчитанный на целый день и обеспечивающий максимальное раскрытие способностей ученика, его всестороннее психосоциальное развитие через коллективную совместную работу ученика и учителя, общении и дискуссиях с другими учениками.
  • Школа полного дня (ШПД) — это образовательное учреждение, позволяющее наиболее полно объединить учебную и внеучебную сферы деятельности ребенка в условиях учебного сообщества, сформировать образовательное пространство учреждения, способствующее реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, объединить в единый функциональный комплекс образовательные и оздоровительные процессы.
  • Школа полного дня — это современная модель учебного заведения.
  • Школьники не только выполняют определенные задания, но и самостоятельно изучают дополнительную литературу, работают со справочниками и другими источниками.

Методике организации выполнения учебных заданий, вопросам руководства самоподготовкой учащихся придается большое значение. От правильного решения этих вопросов зависит качество знаний, сформированность умений и навыков, воспитание у школьников стремления к их приобретению, формирование познавательной активности и самостоятельности учащихся. К. Д. Ушинский подчеркивал, что школа должна так организовать труд учителя и учеников, «чтобы дети по возможности трудились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным трудом и давал для него материал».

  1. Школа полного дня направлена на развитие творческих способностей и формирование интересов у обучающихся:
  2. – правильная организация самоподготовки учащихся, предусматривающая плановость, последовательность выполнения различных видов самостоятельной работы, учитывающая специфику каждого предмета;
  3. – разработка системы выполнения заданий на уроке;
  4. – максимальное использование учебно-материальной базы школы;
  5. – творческий подход к использованию режимных моментов (самоподготовку проводить в два приема — в первую фазу после уроков и после обеда и длительной прогулки).

В настоящее время остро стоит задача общественного понимания дополнительного образования как открытого вариативного пространства.

Охватывая все уровни общего образования, дополнительное образование становится своеобразным социокультурным стержнем, основанным на познании через творчество, игру, труд, спорт, интеллектуальную деятельность, социальные практики. Поэтому и тесной нитью связано со школой полного дня, является неотделимой его частью.

Содержание образовательных программ в полной мере учитывает требования федеральных государственных образовательных стандартов. В результате у каждого ученика будут сформированы важнейшие жизненные понятия: можно, нельзя, надо, и каждый выпускник доброжелательной школы станет компетентным профессионалом, хорошим семьянином, достойным гражданином.

Я являюсь учителем и родителем, и сейчас в большей мере понимаю, что без родительской помощи в различных вопросах, касающихся наших детей, невозможно прийти к желаемому результату. И хотелось бы, чтобы и родители, и учителя стояли по одну сторону, а цель выполняли одну и ту же: работали на ребёнка.

Педагог должен уметь признавать свои ошибки (и уж тем более не повторять их), а ещё лучше упреждать их, стараться в любой ситуации представить себя на месте ребенка, отказаться от идеи превосходства, всегда найти то, за что можно похвалить ребёнка, уметь выслушать и услышать каждый ответ ребенка, научиться не приказывать, а просить, тогда ребенок все сделает, многому научится у самого учителя и во многом будет ему подражать: также, как и учитель, входя в класс, улыбаться, заходя в школу, здороваться с окружающими, и достойно вести себя в классе. Главное достоинство учителя — это справедливость во всех отношениях .

Параллельно с деятельностью школы полного дня идет работа и по реализации проекта «Доброжелательная школа».

«Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу-школу воспитания добрых чувств», — писал великий В. А. Сухомлинский.

Что же такое доброжелательная школа? Чтобы в этом разобраться, нужно, пожалуй, остановиться на каждом из понятий.

Школа — это наш второй дом, где мы постоянно работаем сами над собой. Это первый шаг к самостоятельной жизни. Это место, где рядом существуют радость побед и слезы неудач, восторженные встречи и горькие расставания.

Обучение в школе — самый общепринятый в обществе путь подготовки молодого поколения к будущей жизни. Дети делятся опытом приобретения знаний, развивают свой потенциал и делают свою жизнь богаче и содержательнее.

«Доброжелательная школа» — это, скорее, о стиле отношений в школе — когда учителя и ученики, прежде всего, желают добра друг другу.

Со стороны педагогов — это мягкость и в то же время требовательность, деликатность и компетентность, индивидуальный подход при передаче и оценивании знаний, стремление заинтересовать учеников своим предметом.

Со стороны учеников — прежде всего желание учиться, познавать новое, благодарное отношение к учителям, которые терпеливо передают знания, накопленные человечеством в уже обобщенной форме, развивают наш ум, учат жить среди людей, никого не унижая и сохраняя чувство собственного достоинства.

Школа, доброжелательная к детям, уделяет внимание созданию среды, благоприятной для обучения. Она признает и уважает права детей, включая право на качественное образование в здоровой и безопасной среде. Это школа, в которой детям предоставляется право учиться в соответствии с их индивидуальными способностями.

В доброжелательной школе доброжелательный тон общения задают все: педагоги, если они любят детей и свою работу, а не случайные люди в школе, и сами ученики в классе, на перерыве, внеклассных мероприятиях, кружках и секциях, соревнованиях и дополнительных занятиях.

Каждый ребенок — особенная личность, все-таки это редкость, когда ребёнок не отзывается на доброту.

Доброжелательная школа дает необходимые знания и навыки, которые дети смогут применить в дальнейшей жизни, а также помогает детям стать полноправными гражданами общества.

Все это становится возможным благодаря тому, что учителя используют различные, в том числе интерактивные методы и современные приёмы совместной работы, обучение жизненным навыкам и повышение мотивации к обучению, делая учебный процесс интересным.

  • Здоровье, честь, признание, знания, дружба, саморазвитие, интерес и безопасность — всё это должно стать составляющими доброжелательной школы, в которой будет комфортно и ученикам, и детям.
  • Школа в режиме полного дня выполняет, кроме прочих, и социальную функцию — оказывает работающим родителям помощь в присмотре детей, подготовке домашних заданий, самообслуживании.
  • Таким образом, «Школа полного дня» — проект для обучаемых, учителей и родителей, выполняющий роль новой школы в новом обществе!

Основные термины (генерируются автоматически): полный день, школа, доброжелательная школа, ребенок, ученик, учитель, дополнительное образование.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector