Применение понижающего коэффициента к тарифу

Применение понижающего коэффициента к тарифу

  © Игорь Самохвалов/ПГ

Власти регионов с 2023 года смогут определять объем электроэнергии, в пределах которого жители будут платить по более низкому тарифу, а сверх него — по более высокому.

​ Соответствующий приказ Федеральной антимонопольной​ службы​​, утверждающий методику расчетов, опубликован на официальном интернет-портале правовой информации.

Для многодетных и некоторых других категорий граждан может быть установлен минимальный тариф без ограничений объема, а для квартир с электроплитами​ — с понижающим коэффициентом до​ 0,7,​ пояснили «Парламентской газете» в пресс-службе ФАС.​

В расчет возьмут электроплиту и число детей

Документ разъясняет, каким образом регионы смогут определять и применять дифференцированный объем потребления электроэнергии.

«Если органы власти субъектов РФ установили определенный объем электропотребления и граждане его не превысили, то он оплачивается по низкому тарифу», — пояснили «Парламентской газете» в пресс-службе ФАС. Соответственно, если выйти за эти рамки — тариф будет больше.

Власти вправе определить разные «пороговые» объемы в зависимости от того, находится ли помещение в городе или сельской местности, ​есть ли в нем стационарная электроплита или электроотопление, а также от продолжительности отопительного сезона. Методика существенно расширяет возможности регионов учитывать в тарифах климатические, социально-экономические и инфраструктурные особенности их территорий, считают в ведомстве.

Для определенных категорий, например, многодетных семей и семей с приемными детьми, установили возможность применения минимального тарифа без ограничения объемов потребления. Для других категорий граждан регионы могут самостоятельно определять диапазоны электропотребления, в которых действует низкий тариф, рассказали в антимонопольной службе.

«Также ФАС предусмотрела возможность установления тарифа с понижающим коэффициентом до 0,7. Он распространяется на граждан, которые проживают в жилых помещениях городской или сельской местности, оборудованных электроплитами или электроотопительными установками», — добавили в пресс-службе.

Применять новые​​ методические указания, выпущенные взамен​ приказа от 2014 года,​ регионы смогут с 2023 года.​ Но устанавливать​ такие объемы​ —​ это право,​ а не обязанность регионов, так что, если глава субъекта решит​ не дифференцировать тарифы для населения, тарифные органы будут применять другие методики расчета, пояснили в ФАС.

Применение понижающего коэффициента к тарифу

Когда нужно менять и проверять квартирные счетчики

Ударит ли по карману

Скорее всего, «пороговые» объемы электропотребления предполагается рассчитывать с учетом реальных потребностей домохозяйств на бытовые нужды в соответствующем регионе,​ сказал «Парламентской газете» ​ директор института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей НИУ ВШЭ Илья Долматов. По его словам, регионы, если они станут внедрять такой инструмент, будут делать это в качестве заградительной меры, чтобы бороться с потреблением электроэнергии​ далеко не для бытовых нужд по тарифам для населения.

К тому же Россия — одна из немногих стран, где население платит за киловатт-час меньше промышленности, добавил он.

«У нас создана масса механизмов контроля над динамикой платежей граждан за коммунальные услуги, реализуются дополнительные меры по линии социальной поддержки.

Поэтому с уверенностью можно прогнозировать, что нововведение не будет бить по карману граждан, использующих электроэнергию исключительно в бытовых целях», — отметил Долматов.

Напомним, что в целом тарифы на коммунальные услуги, включая электроэнергию, не могут вырасти больше, чем предусмотрено распоряжением Правительства, которое оно утверждает каждый год. Средние индексы устанавливают для каждого региона.

Например, во втором полугодии этого года в среднем по Московской области коммуналка не может подорожать​ больше, чем на 4,5 процента, Нижегородской — 4,4 процента, Ленинградской — 3,4, по Москве — на 6 процентов, а Санкт-Петербурге — на 6,3.

По мнению Долматова, опция дифференцирования объемов вряд ли приобретет массовый характер, судя по тому, что по старым правилам регионы уже имеют право вводить социальную норму потребления, но ее используют только шесть субъектов.

Например, социальная норма установлена в Нижегородской области. Согласно постановлению правительства региона, она составляет 50 киловатт-час в месяц на человека. Это не значит, что нельзя потреблять больше энергии, но за все, что выше этого показателя, нужно заплатить по повышенному тарифу.

Для городских​ жителей, у которых стоит газовая плита и нет льгот, ​тариф в пределах соцнормы — 4,12 рубля, а выше —  7,23. Если есть​ электроплита, то тариф — 2,98 и 5,23 рубля, соответственно. Цифры немного отличаются, если тариф дифференцирован по времени суток.

Для примера приведем платежку, которую получила за июнь семья из двух человек, живущая в Нижнем Новгороде. Она израсходовала по дневному тарифу 15 киловатт-часов, а по ночному — 30. Днем тариф — в пределах соцнормы —​ 4,51 рубля, ночью —​ 2,20 рубля. Соответственно, жильцы заплатили 133,65 рубля.

Если бы они потребили больше 100 киловатт-час, платили бы по​​ 8,31 рубля и​ 4,34 рубля за каждый дополнительный киловатт-час, соответственно.​

Антимонопольная служба отмечает, что методика имеет социальный характер. «В совокупности с действующим индексом платы граждан за ЖКХ принятие методики является продолжением политики ФАС по сдерживанию роста тарифов для населения», — сказали в пресс-службе.

Применение понижающего коэффициента к тарифу

Когда в России прекратятся перебои с электричеством

Понижающий коэффициент в смете используется с применением норм Федерального закона 44-ФЗ, а также на усмотрение участников строительства

На вопрос, что такое понижающий коэффициент, можно найти ответ, обратившись к тексту Федерального закона 44-ФЗ. Руководствуясь текстом данного закона, можно получить представление о том, как посчитать коэффициент снижения цены контракта, а также о том, как правильно оформить понижающий коэффициент в смете.

Помимо этого, существует несколько видов понижающих коэффициентов к цене контракта. Понижающий коэффициент — это способ экономического расчета стоимости элементов сметы как по отдельности, так и в общей сумме.

Таким образом, возможно применение в сметах коэффициента стесненности, понижающих коэффициентов к НР и СП, коэффициентов на демонтажные работы и т.д.

Далее по тексту будут рассмотрены наиболее частые случаи применения понижающего коэффициента в смете.

Понижающий коэффициент в смете по 44-ФЗ

Как отмечалось выше, при обращении к тексту Федерального Закона 44-ФЗ от 05.04.2003 г. можно придти к пониманию того, как посчитать понижающий коэффициент в смете при проведении аукционов и торгов на строительство того или иного объекта. О том, что такое договорной коэффициент в смете, говорится в статье 34 указанного закона.

Следует отметить, что 44-ФЗ рассматривает различные стороны и ситуации при проведении торгов в контрактной системе в Российской Федерации, поэтому очевидно, что вопросам о том, как рассчитать понижающий коэффициент и как применять коэффициенты в смете, уделено большое внимание.

Таким образом, судя по тексту закона, получается, что контрактная цена, заключенная в рамках и при условиях соблюдения законодательства в данной области, является твердой и не подлежит изменению.

При проведении торгов, как правило, назначается начальная максимальная цена контракта НМЦК, которая, как можно понять из названия, дает определение верхней границы при определении стоимости работ на каждый конкретный объект.

Однако цена контракта может быть изменена в сторону уменьшения при помощи метода, дающего определение того, как посчитать коэффициент снижения. Пример сметы с понижающим коэффициентом, а точнее, только с частью сметной формы, где отражаются ее итоги, приведен на рисунке 1.

Применение понижающего коэффициента к тарифу

Рисунок 1. Пример сметы с понижающим коэффициентом

Алгоритм того, как считать понижающий коэффициент, приведен после итогов в смете. Следует отметить, что цифры на приведенном примере применены спонтанно и не имеют никакого обоснования. То же можно сказать и о таблице, в которой показано, как рассчитать коэффициент снижения цены контракта для данной сметы.

Как видим, условная цена контракта составляет 130 тысяч рублей. Это является начальной максимальной ценой контракта и не подлежит изменению в сторону увеличения. Строительная организация выиграла аукцион по торгам на сумму 100 тысяч рублей. Следует отметить, что сумма указана без НДС, поэтому понижающий коэффициент по 44-ФЗ должен быть применен в расчете также без НДС. <

После определения НМЦК и окончательной цены можно вычислить коэффициент понижения в смете. Для этого необходимо сумму, которая выявила победителя при проведении тендерных торгов, поделить на максимальную сумму контракта: 100000/130000=0,7692308. Таким образом, для данной сметы понижающий коэффициент — это 0,7692308.

Следует отметить, что таблица с расчетом понижающего коэффициента в смете может быть затребована стороной, проводящей торги, в другом виде и составлена при помощи других программ. Таблица в приведенном примере создана лишь для демонстрации того, как применить понижающий коэффициент в смете.

Читайте также:  Срок действия оферты о продаже доли ооо

Итак, после понимания того, что такое понижающий коэффициент в строительстве, можно перейти к применению коэффициента понижения в смете. Как видно на рисунке 1, в итоговой части сметы после обозначения суммы без НДС введена графа «Понижающий коэффициент».

В данной графе вычисление суммы производится при помощи показателя, приведенного в таблице с расчетом показателя понижения. Далее производится арифметическое перемножение показателей итогов сметы.

Таким образом, можно получить представление о том, что это — понижающий коэффициент в смете и как его рассчитать.

Как применить понижающий коэффициент в «Гранд-смете»

В такой сметной программе, как «Гранд-смета», существует возможность применения понижающих коэффициентов. Впрочем, данная функция доступна при использовании многих других сметных программ и программных комплексов.

О том, как поставить понижающий коэффициент в «Гранд-смете» и как ввести понижающий коэффициент в «Гранд-смете», можно получить информацию из различных курсов и обучающих лекций по данному виду программного обеспечения.

Помимо этого существует и масса литературы, дающей подробное и понятное объяснение пользования программой и содержащей ответы на многие вопросы сметчиков, в том числе и о применении коэффициентов понижения в смете.

Также существуют консультирующие организации, готовые помочь с поиском ответа на вопрос, как применить понижающий коэффициент в «Гранд-смете».

Следует также отметить, что расчет смет и прочих форм с использованием специализированных программ и комплексов не только упрощает вычисления, но и экономит время, что позволяет ускорить выполнение того или иного вида операций и вычислений.

Понижающие коэффициенты к накладным расходам и сметной прибыли

Следует отметить, что часть, касающаяся понижающих коэффициентов к НР и СП в смете, подвергалась наибольшему изменению и реформированию.

Одно из последних изменений в начислении этих статей затрат произошло в 2018 году. Письмом Министерства Юстиции РФ под номером №01/57049-ЮЛ от 27.04.2018 г.

была признана отмена понижающих коэффициентов в смете к нормам накладных расходов и сметной прибыли.

Дело в том, что до 2018 года и выхода указанного письма в локальных сметах, сметах по форме №4, локальных ресурсных сметных расчетах, а также в актах выполненных работ КС-2 было обязательным применение понижающих коэффициентов к накладным расходам и сметной прибыли. Данная обязанность вменялась строительным организациям при составлении сметной документации на строительно-монтажные работы письмом №41099-КК/08, которое было выпущено Минстроем России в 2010 году.

В тексте указанного письма приводились понижающие коэффициенты к НР и СП в размере 0,85 и 0,8 соответственно. Это означало, что к укрупненным нормативам сметной прибыли и накладных расходов в смете следовало применять также и данные показатели. На рисунке 2 приведены итоги сметной формы, в которой применены коэффициенты 0,85 и 0,8.

Как можно увидеть, нормы накладных расходов рассчитываются от общей суммы фонда оплаты труда, или ФОТ. В ФОТ входят такие показатели как зарплата машинистов и зарплата основных рабочих, вычисляемые из каждой отдельной расценки. На рисунке 2 приведен лишь фрагмент сметных итогов.

Помимо этого, цифры и показатели в данном расчете имеют условный характер, призванный для демонстрации принципа применения понижающего коэффициента в смете.

Применение понижающего коэффициента к тарифу

Рисунок 2. Пример применения понижающих коэффициентов к НР и СП

Таким образом, в итогах сметы на рисунке 2, видно, что к основным показателям норматива накладных расходов (95%) и сметной прибыли (65%), применены понижающие коэффициенты в смете 0,85 и 0,8, и показатель снизился до 81% и 52% соответственно.

Кроме того, следует отметить, что и до 2010 года существовали нормы коэффициентов понижения в смете. Например, понижающий коэффициент 0,94, утвержденный письмом Росстроя №ЮТ-260/06 от 31.01.2005 г. Однако также необходимо уточнить, что данный показатель был упразднен упоминавшимся выше письмом Минстроя и заменен на показатели 0,85 и 0,8.

Указанным выше письмом Минюста РФ 2018 года понижающие коэффициенты в смете были отменены. Однако следует отметить, что для строительных организаций, работающих в условиях упрощенной системы налогообложения, все еще действуют некоторые понижающие коэффициенты в смете.

Применение понижающего коэффициента в смете на демонтажные работы

Помимо перечисленных выше видов понижающих коэффициентов в смете существует также возможность применения коэффициентов к расценкам на демонтажные работы.

Необходимость таких коэффициентов возникает, как правило, тогда, когда в составе ремонтно-строительной части сборников ГЭСН и ФЕР или в составе сборника 46 на реконструкцию в указанных сметных нормативных базах не представляется возможности подобрать соответствующую всем требованиям и правилам норму на демонтаж.

Следует отметить, что все демонтажные коэффициенты понижения в смете можно поделить на два типа: коэффициенты на демонтаж оборудовании и коэффициенты на демонтаж строительных конструкции, инженерных сетей, элементов систем и т.д.

На сегодняшний день в справочниках сметных нормативов существует 4 вида понижающих коэффициентов в смете на демонтаж оборудования. Они также условно могут быть поделены по признакам на две группы: коэффициенты на демонтаж оборудования, которое планируется использовать в дальнейшем, и для оборудования, не подлежащего дальнейшему применению.

Для оборудования, которое планируется использовать и которое в связи с этим должно быть бережно снято с места установки, а затем частично разобрано и отправлено на хранение, коэффициентом понижения в смете будет являться показатель 0,7. Если же снятое оборудование не предполагает консервирования и хранения, но его использование предполагается в

Если обратиться к рисунку 3, то можно увидеть, как применить понижающий коэффициент в смете на демонтаж оборудования.

В приведенной сметной форме использована норма из монтажного сборника ФЕРм08 на установку трансформатора.

Так как расценки на демонтаж данного вида оборудования не предусмотрено в ремонтных сборниках ФЕРр, то применяется, как отмечалось выше, расценка на монтаж с последующим указанием понижающего коэффициента в смете.

Применение понижающего коэффициента к тарифу

Рисунок 3. Пример применения понижающего коэффициента на демонтаж

Таким образом, при условии, что проектом на объект, ведомостью объемов работ или демонтажной ведомостью заложено снятие трансформаторов с частичной разборкой без необходимости хранения, наиболее целесообразно применить коэффициент понижения в смете в размере 0,6, как это показано на примере на рисунке 3.

Ко второй группе демонтажных коэффициентов относятся показатели к разборке оборудования, применение которого не планируется в дальнейшем. В данном случае понижающий коэффициент в смете применяется в зависимости от того, будет ли производиться разборка и резка на части оборудования.

Если во время проведения демонтажных работ возникает необходимость разборки, то коэффициент понижения в смете в данном случае будет равняться 0,5. Если же предполагается простое снятие оборудования с места установки, то применяется коэффициент 0,3.

Помимо понижающих коэффициентов в смете на демонтаж оборудования, как отмечалось выше, существует возможность использования демонтажных коэффициентов к разнообразным строительным конструкциям. В данном случае размер коэффициента зависит от типа конструкций.

Так, в случае демонтажа бетонных или железобетонных конструкций применяется коэффициент понижения в смете в размере 0,8. Также коэффициент 0,8 будет применен к нормам из сметных нормативных баз ГЭСН и ФЕР при разборке деревянных конструкций.

Понижающий коэффициент в смете на демонтаж металлических конструкций, как правило, равняется 0,7, а если проектом заложена разборка инженерных сетей, например, трубопроводов тепловых сетей, водоснабжения, канализации и т.д., то коэффициент может быть 0,6 или 0,4.

Более подробно о коэффициентах понижения в сметах на демонтажные работы можно узнать из Приказа Минстроя России №519/пр от 04.09.2019 года.

Прочие коэффициенты в сметах

Стоимость электроэнергии

Льготы на оплату электроэнергии

Формой предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг является денежная выплата.

Размер данной выплаты определяется в зависимости от величины базовой единицы (денежная единица, соответствующая по величине размеру регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг в Санкт-Петербурге) и количества членов семьи по формуле, установленной Законом.

Указанная денежная выплата предоставляется путем перечисления органами социальной защиты населения денежных средств на счета граждан, имеющих право на меру социальной поддержки, в то время как оплата коммунальных услуг должна производиться гражданами в организации, предоставляющие указанные услуги, в полном объеме.

  • С 01 ноября 2009 меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в форме ежемесячных денежных компенсаций.
  • Решение о назначении (об отказе в назначении) ежемесячной денежной компенсации принимается Ленинградским областным государственным казенным учреждением «Центр социальной защиты населения» (филиалы, расположенные на территории муниципальных районов Ленинградской области).
  • Льготу на оплату электроэнергии, предоставляемую в натуральной форме, имеют:
  • герои СССР, РФ, полные кавалеры ордена Славы (лица, награжденные орденами Славы 3 степеней), совместно проживающие члены их семей, а также пережившие супруги, родители Героя или полного кавалера ордена Славы;
  • герои Социалистического Труда, Герои Труда Российской Федерации и полные кавалеры ордена Трудовой Славы, а также нетрудоспособные члены семьи, проживающие совместно с Героями Социалистического Труда, Героями Труда Российской Федерации и полными кавалерами ордена Трудовой Славы;
  • дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В целях реализации права на получение льготной скидки на оплату электроэнергии гражданину, имеющему право на льготу, следует обратиться в АО «Петербургская сбытовая компания» (АО «Петроэлектросбыт») и представить документы, подтверждающие право на меры социальной поддержки, а также документ, удостоверяющий личность.

Для получения мер социальной поддержки в форме соответствующих денежных выплат гражданину необходимо обратиться в отдел социальной защиты населения по месту своего проживания.

В случае обращения в АО «Петербургская сбытовая компания» (АО «Петроэлектросбыт») гражданина, имеющего право на льготу, и предоставления всех необходимых документов АО «Петербургская сбытовая компания» (АО «Петроэлектросбыт») в установленном действующим законодательством порядке производит оформление льготной скидки и соответствующий перерасчет платы за электроэнергию. Необходимо также отметить, что в ряде случаев, когда документы о праве на льготу не были своевременно представлены в АО «Петербургская сбытовая компания» (АО «Петроэлектросбыт») по вине потребителя, в перерасчете платы за прошлый период может быть отказано.

Нормативная база:

  • Закона Санкт-Петербурга от 21.05.2009 № 228-45 «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге»

В каких случаях владелец жилья может перейти на пониженный тариф оплаты электроэнергии (тарифы для домов с электроплитами)? что для этого нужно сделать

04.12.2013

Свет / Тарифы на электроэнергию

Больше всего электроэнергии потребляют плиты, водонагреватели для ванной и душевой (бойлеры), так же электрообогревательные приборы и электрокотлы. Многие знают, что владельцы квартир со стационарными электроплитами платят по коэффициенту 0,7.

То есть на 30% меньше, чем те, у кого проведен газ. Также льготами пользуются жители сельской местности.

Люди, которые платят по полному тарифу, часто интересуются, могут ли они перейти на пониженный, если установят электроплиту или, например, объемный водонагреватель? Официальные ответы ниже прояснят ситуацию.

Предварительно стоит сказать, что на тариф на электроэнергию для домов, квартир с электроплитами перейти можно далеко не всегда. Наличие бойлера или несогласованная с Ростехнадзором установка электроплиты не дают такого права. Но и согласовать удается не всегда. Так, один из пользователей Интернета рассказывает, что переехал в новую квартиру, где проведен газ.

Из старой квартиры он забрал с собой электроплиту и другие приборы. Чтобы не покупать новую плиту (газовую), решил перейти на пониженный коэффициент. Однако ему не удалось этого сделать, поскольку комиссия признала, что электрическая схема не рассчитана на высокие нагрузки. Возможные изменения коснутся пожарной безопасности.

Добавим, что каждый случай – индивидуален.

Может ли применяться тариф на электроэнергию для населения с применением понижающего коэффициента в квартирах, оборудованных водоподогревателями при наличии централизованного отопления?

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.

1998 № 1444»Об основах ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением», понижающий коэффициент 0,7 применяется к тарифу на электроэнергию для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, а также в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и электроотопительными установками. Применение понижающего коэффициента к тарифам на электрическую энергию в домах, квартиры которых оборудованы электрическими водонагревателями для обеспечения горячего водоснабжения, не предусмотрено.

Можно ли самостоятельно установить в квартире электроплиту и расчитываться за электроэнергию по тарифу для населения с применением понижающего коэффициента?

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.

1998 № 1444 «Об основах ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением» для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, а также в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и электроотопительными установками, применяется понижающий коэффициент 0,7 к тарифу для населения.

Как следует из вышеназванного постановления, в жилых домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами, весь объем электроэнергии, потребляемой гражданами этого жилого дома (без разделения на электропотребление внутри квартир и общедомовые технические нужды), оплачивается проживающими в нем гражданами по тарифу для населения с применением понижающего коэффициента 0,7.

Под понятием «в установленном порядке» понимается установка электрических плит для приготовления пищи в соответствии с утвержденным проектом, разрешением и выдачей технических условий энергоснабжающей организацией, при наличии технической возможности, и приемки электроустановки (электроплиты) органами Ростехнадзора.

В домах не оборудованных в установленном порядке электроплитами, из соображений пожарной безопасности нельзя устанавливать и использовать электроплиты для пищеприготовления и водоподогрева, поскольку электрические сети таких домов не расчитаны на увеличенную нагрузку. Это ставит под угрозу проживающих в таких домах людей.

Самостоятельная установка бытовых электроплит без получения соответствующего разрешения, выданного в установленном порядке, не дает основания для применения понижающего коэффициента 0,7 при оплате электроэнергии.

Как считать взносы и заполнять РСВ для МСП в 2022 году

Федеральный закон от 01.04.2020 № 102-ФЗ не только ввёл пониженный тариф для субъектов МСП с апреля 2020 года, но и внёс поправки в НК РФ. Перечень плательщиков страховых взносов, для которых применяются пониженные тарифы, дополнили новой категорией (пп. 17 п. 1 ст. 427 НК РФ):

  • Для плательщиков страховых взносов, признаваемых субъектами малого или среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в отношении части выплат в пользу физического лица, определяемой по итогам каждого календарного месяца как превышение над величиной минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало расчетного периода.

А также, ст. 427 НК РФ дополнена п. 2.1, согласно которому для плательщиков, указанных в пп. 17, начиная с 2021 года и далее применяются следующие пониженные тарифы страховых взносов:

1) на обязательное пенсионное страхование:

  • в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования — 10 %;
  • свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования — 10 %;

2) на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — 0 %; 3) на обязательное медицинское страхование — 5 %.

С 1 января 2022 года тарифы, установленные п. 2.1 ст. 427, могут применять и те субъекты МСП, у которых среднесписочная численность работников превышает 250 человек.

Но есть условие — основным видом их экономической деятельности должна быть деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков (класс 56 по ОКВЭД).

Подробнее об этом читайте в статье, «Кто сможет платить взносы по пониженным тарифам в 2022 году».

Таким образом, субъекты МСП в 2022 году и далее продолжают применять пониженный тариф к части базы за календарный месяц, превышающей МРОТ.

В Экстерне появилось много фишек, чтобы вы могли заполнить РСВ быстро и без ошибок. Попробуйте, это бесплатно

Узнать больше

Как взносы сверх МРОТ облагать по пониженным тарифам 

Каждый месяц нужно смотреть, превышают ли выплаты в пользу физлица МРОТ, установленный на начало расчётного периода (13 890 рублей в 2022 году). Если превышают, то к части суммы сверх МРОТ применяются пониженные тарифы страховых взносов по такой схеме:

Взносы Ставка
На обязательное пенсионное страхование И до предельной величины базы (1 565 000 рублей), и свыше — 10 %
На обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством 0 %
На обязательное медицинское страхование 5 %

В расчёте по страховым взносам субъекты МСП должны заполнить по два экземпляра приложений 1 и 2 к разделу 1. В первом экземпляре они должны проставить код тарифа «01», во втором — код «20». А в разделе 3 должно быть по два подраздела 3.2.1 с кодами категории застрахованного лица: НР (ВЖНР, ВПНР) и МС (ВЖМС, ВПМС).

Расчет по страховым взносам, начиная с отчетности за 1 квартал 2022 года, надо представлять по новой форме  (Приказ ФНС РФ от 06.10.2021 N ЕД-7-11/875@).

Как изменится РСВ с 2022 года

Как применять пониженный тариф — формулы от ФНС

После публикации закона у бухгалтеров малых и средних предприятий возникло много вопросов. Вот часть из них.

  • Как применять пониженный тариф при исчислении взносов, если в нормативных актах речь о выплатах, а взносы исчисляются с базы?
  • Как разнести суммы по приложениям с разными кодами тарифа?
  • Как поступить, если выплаты работника составили 16 000 рублей (больше МРОТ), но при этом 5 000 из них — это пособие по нетрудоспособности, которое не подлежит обложению?

Как быть, если достигнута предельная величина базы? Надо ли необлагаемые выплаты распределять по тарифам пропорционально МРОТ и части, его превышающей?

ФНС разъяснила, как применять нормы 102-ФЗ, и опубликовала формулы, по которым субъекты МСП должны исчислять взносы (письмо ФНС от 29.04.2020 № БС-4-11/7300@). Если адаптировать их к 2022 году, то получится следующая формула:

  1. Выплаты МРОТ с начала года × 30 % + (база с начала года — выплаты МРОТ с начала года) × 15 % – взносы, начисленные с начала года.
  2. Выплаты МРОТ — это сумма выплат, которая меньше или равна МРОТ на начало расчётного периода.
  3. Например, чтобы начислить взносы за январь, февраль и март, проведите следующий расчёт:
  • за январь: выплаты МРОТ × 30 % + (база за январь — выплаты МРОТ) × 15 %.
  • за февраль: выплаты МРОТ за 2 месяца × 30 % + (база за 2 месяца — выплаты МРОТ за 2 месяца) × 15 % – взносы, исчисленные за январь.
  • за март: выплаты МРОТ за 3 месяца × 30 % + (база за 3 месяца — выплаты МРОТ за 3 месяца) × 15 % – взносы, исчисленные за январь-февраль.

Далее действуйте по аналогии.

Когда облагаемая база достигнет предела, облагайте сумму превышения по пониженному тарифу сверх предела. Для этого исключите сумму превышения из базы с начала года. Порядок расчёта именно облагаемой базы в месяце превышения ФНС разъяснила в письме от 13.07.2020 № БС-4-11/11315.

Какие контрольные соотношения должны выполняться в РСВ

Контрольные соотношения, которые должны выполняться у этой категории плательщиков в форме РСВ, опубликованы в письме ФНС от 29.05.2020 № БС-4-11/8821@).

Понижающий коэффициент при оплате электроэнергии

Согласно информационному письму Федеральной службы по тарифам от 30 декабря 2004 г. № СН-2849/13 «О порядке применения понижающего коэффициента 0,7», для населения, проживающего в сельских населённых пунктах, а также в городских населённых пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и электроотопительными установками, применяется понижающий коэффициент 0,7 при расчётах за потребляемую электроэнергию.

То есть, жители, подпадающие под эту категорию, должны оплачивать не более 70% от действующего в регионе тарифа.

При этом большинство жителей, проживающих в квартирах с установленными электроплитами, на протяжении многих лет незаконно оплачивает 100%.

Кто-то в силу незнания нормативных актов просто не догадывается, что имеет право на применение понижающего коэффициента.

Кто-то не желает добиваться справедливости, предвидя, что за свое законное право им придется еще побороться.

Определённое сопротивление со стороны энергоснабжающей организации, действительно, присутствует и выражается в выдаче необоснованного отказа, требований о предоставлении дополнительных документов (многие из которых предоставить просто невозможно), затягивание времени по разным причинам при изменении тарифа.

Кто-то не задумывается об этом и считает, что переплачивает не так уж много.

А между тем, переплаченные суммы достаточно внушительны. Ведь переплата ни много, ни мало – 30%. Тем более, ощутимо для бюджета в регионах с достаточно высокими тарифами.

Сухая статистика

  • В десятку регионов с самыми дорогими тарифами (на 2018 г.) входят:
  • Астраханская область,
  • Архангельская область,
  • Республика Алтай,
  • Ненецкий автономный округ,
  • Москва и Московская область,
  • Республика Саха (Якутия),
  • Магаданская область,
  • Камчатский край,
  • Чукотский автономный округ.
  • Здесь тариф за электроэнергию составляет от 4,53 до 8,2 рублей за кВт/ч.
  • С такими тарифами – 30% это весьма значительная сумма.
  • Вне зависимости от того, в каком регионе вы проживаете, понижающий коэффициент 0,7 при оплате за электроэнергию должен применяться в обязательном порядке.

Неприменение понижающего коэффициента и мнение суда

Однако большинство жителей, оплачивающих электроэнергию в домах (квартирах) с электроплитами, не увидят разницы в своих квитанциях на оплату и в квитанциях для жителей домов (квартир), где электроплит нет. Это значит, что понижающий коэффициент не применен, они оплачивают наравне с жителями домов (квартир), не использующих электроплиты для пищеприготовления и (или) электрокотлы для отопления жилого помещения.

  1. Энергоснабжающие организации, мало того, что сами не применяют понижающий коэффициент (хотя обязаны это делать), так еще и отказывают в этом по разным надуманным основаниям, когда граждане обращаются с заявлениями.
  2. Нередко и местные суды встают на сторону энергоснабжающих организаций.
  3. Несмотря на то, что Верховный суд РФ неоднократно высказывал свою позицию, которая для нижестоящих судов обязательна для исполнения.

Например, Определение Кассационной коллегии Верховного суда РФ от 12 февраля 2004 года № КАС 04-15, решение Верховного Суда РФ от 08.12.2003 г №ГКПИ 03-1247 (с текстом судебных актов можно ознакомиться на сайте Верховного суда)

Если электроплита – в газифицированном доме

Еще сложнее приходится собственникам квартир с установленными электроплитами и электрокотлами в газифицированных многоквартирных домах.

Потребители электроэнергии находятся при этом в неравных условиях со своими соседями, которые пользуются газом и для отопления жилища и для приготовления пищи.

Энергоснабжающая организация, как правило, ссылается на самовольную установку электрооборудования. Даже в тех случаях, когда установку оборудования производил застройщик, например, на мансардных этажах, где по ряду причин установка газового оборудования невозможна, в то время как нижерасположенные этажи дома газифицированы.

  • В случае, если многоквартирный дом газифицирован в соответствии с нормами проектирования, а квартира оборудована в индивидуальном порядке стационарной электроплитой или иными электроустановками для приготовления пищи, то решение об оплате гражданином, проживающим в данной квартире, использованной электроэнергии с понижающим коэффициентом 0,7 к тарифу должен принимать соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
  • В таких случаях необходимо подать заявление в организацию о применении коэффициента 0,7, предоставив сведения о наличии установленных электроплит и (или) электрокотлов.
  • В случае последующего отказа по уменьшению размера тарифа, единственным выходом является подача исков в суд о возложении обязанности применить понижающий коэффициент, а также о возвращении незаконно полученных сумм за период в пределах срока исковой давности (последние 3 года).

Порядок смены потребителями варианта тарифа

     Тариф на электрическую энергию – это ее цена для определенной группы потребителей (коммерческие организации, бюджетные организации, население и др.). Для населения устанавливается различная цена на электрическую энергию для различных групп.

К первой группе относится население, проживающее в сельских населенных пунктах и в городских населенных пунктах, в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электрическими плитами и (или) электроотопительными установками.

Ко второй группе относится все остальное население, т.е.

население, проживающее в городских населенных пунктах, в домах, не оборудованных в установленном порядке стационарными электрическими плитами и (или) электроотопительными установками.

К таким домам можно отнести дома с печным отоплением; дома, оборудованные газобаллонными установками; дома, оборудованные в установленном порядке стационарными газовыми плитами, и иные типы домов.

  • При утверждении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению, проживающему в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками, а также для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, в зависимости от региональных особенностей, социальных и экономических факторов, сложившихся в субъекте Российской Федерации, по решению органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов применяются понижающие коэффициенты от 0,7 до 1.
  • Под «в установленном порядке» понимается установка электроплиты или электроотопительных установок в соответствии с утвержденным проектом, разрешением и выдачей технических условий сетевой организацией при наличии технической возможности.
  • Это подтверждается документами:
    • справка о том, что дом не газифицирован, выданная организацией, осуществляющей поставку газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан;
    • технический паспорт;
    • проектная документация на дом с указанием на оборудование электроплитой и (или) электроотопительными установками;
    • разрешение на допуск в эксплуатацию, а также акт ввода в эксплуатацию, выданные организацией, выдавшей технические условия

В случае переустройства (переоборудования) помещения собственником жилого помещения должны быть внесены изменения в технический паспорт.

В данном случае подтверждающими документами будут являться разрешение на переустройство (переоборудование) жилого помещения, выданное уполномоченным органом, и документы, подтверждающие проведение работ по переустройству (переоборудованию), например, акт выполненных работ, договор с подрядной организацией и т.п.

Самостоятельная установка электроплит и (или) электроотопительных установок, не дает оснований для применения понижающего коэффициента при оплате электрической энергии.

Потребителям коммунальной услуги по электроснабжению для применения тарифа на электроэнергию, дифференцированного по зонам суток, в соответствии с требованиями «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, следует обеспечить установку и ввод в эксплуатацию соответствующего прибора учета электрической энергии.