Принуждение к сдаче предметов на егэ

В текущем учебном году в единый государственный экзамен будут внесены очередные изменения в рамках трёхлетнего цикла реформ. Самые масштабные пертурбации ждут экзамены по русскому языку, биологии и истории.

В случае с русским языком курс на усложнение вопросов госэкзамена объяснить можно – средние баллы выпускников по этому предмету традиционно высокие, а экзамен считается одним из самых лёгких.

Но ЕГЭ по биологии и истории одиннадцатиклассники сдают плохо, а учителя ежегодно жалуются на несоответствие заданий школьной программе и повышенную сложность экзамена.

Итогом прошлогодних изменений заданий ЕГЭ под новые образовательные стандарты стало снижение средних баллов по всем модернизируемым дисциплинам: русскому языку, биологии, литературе.

Наиболее ощутимое ухудшение результатов произошло именно по тем предметам, где экзамен претерпел значительные изменения.

Средний балл по литературе рухнул с 66 до 60,8, результаты по биологии оказались худшими за последние годы – средний балл достиг показателя 50,2 и вновь оказался самым низким среди всех предметов.

В этом году наиболее серьёзная модернизация вновь должна коснуться именно ЕГЭ по биологии, значимые изменения заявлены в заданиях к экзамену по русскому языку и истории. Практически никаких нововведений не ожидается в заданиях к экзаменам по профильной математике и физике.

– В действиях разработчиков заданий ЕГЭ явно прослеживается тенденция к выборочному усложнению дисциплин в зависимости от востребованности на рынке труда определённых специалистов, – пояснил «Октагону» репетитор по математике Максим Круглов.

– В прошлом году наибольшее количество бюджетных мест в вузах было выделено на инженерные специальности, а количество выпускников, сдававших профильную математику, оказалось меньше, чем требовалось государству. Такой разброс привёл к тому, что ЕГЭ по этому предмету в 2022 году оказался легче, чем в 2021-м.

Хотя по демоверсиям, опубликованным осенью, явно прослеживалась тенденция к усложнению заданий экзамена. В этом году никаких значимых изменений в профильной математике, кроме структурных, и вовсе не планируется.

Такая же история происходит с ЕГЭ по физике – предмет тоже нужен для поступления на инженерные специальности, количество сдающих его в последние годы сокращается.

Принуждение к сдаче предметов на егэЗадания ЕГЭ по математике не будут усложняться. Кирилл Кухмарь/ТАСС

Как утверждает эксперт, сложность вопросов экзамена и масштаб вносимых в них изменений во многом зависят и от состава экспертной комиссии Федерального института педагогических измерений (ФИПИ), разрабатывающей контрольно-измерительные материалы по дисциплинам (КИМ).

– ЕГЭ по биологии необходим для поступления в медвузы, это направление также является приоритетным у государства, – говорит педагог. – Тем не менее вокруг экзамена по этому предмету ежегодно происходят скандалы.

Репетиторы и учителя жалуются, что задания соответствуют вузовскому уровню, а не школьной программе, средний балл ежегодно падает. Тем не менее в этом году ЕГЭ по биологии вновь будет усложнён. Чуть меньшие, но тоже весьма серьёзные претензии у педагогического сообщества есть к экзамену по истории.

В прошлом году его не стали принципиально усложнять, средний балл сразу же вырос на 3,1 пункта. Однако в этом году задания вновь планируют модернизировать.

Разработчики внесли изменения в ЕГЭ из-за скандала

До 30 сентября демоверсии ЕГЭ на 2023 год, опубликованные ФИПИ, проходят общественное обсуждение. Как показывает практика, в большинстве случаев они становятся окончательными и соответствуют заданиям, которые будут предложены выпускникам на экзаменах.

Самые значительные изменения в этом году ожидают задания экзамена по русскому языку. В прошлом году в ЕГЭ по этому предмету на более сложный вариант изменили только одно задание, но средний балл выпускников снизился с 71,4 до 68,3.

«Скорее всего, в следующем году средний балл на ЕГЭ по русскому языку вновь упадёт. С 2023 года экзамен по этому предмету перестанет быть базовым, в нём появятся задания повышенного уровня сложности под номерами 3, 21 и 26».

Светлана Васильеваучитель русского языка и литературы

– Кроме того, с 58 до 54 будет снижен максимальный первичный балл за испытание. Это означает, что любая ошибка при переводе в 100-балльную систему станет стоить дороже. Ко всему прочему, в 2023 году выпускникам придётся заучивать больше слов со сложным ударением и паронимов. Соответствующие словари для экзамена значительно расширены, – сообщила Светлана Васильева.

По словам учителя, изменения в сторону усложнения планируются в заданиях № 4 и 9. В задании № 4 раньше нужно было выбрать из предложенных вариантов одно слово с неверным ударением.

Теперь ответов может быть несколько, поэтому воспользоваться методом исключения не удастся.

Задание № 9 прежде проверяло только знание типологии безударных гласных, теперь же выпускникам придётся заучивать слова с непроверяемой гласной в корне и слова-исключения.

– Из положительных изменений можно назвать снятие ограничений на максимальный объём сочинения, – отмечает Васильева. – Раньше дети должны были следить, чтобы объём их размышлений был не только не меньше 150, но и не больше 300 слов.

– Кроме того, изменены и критерии оценивания, потеря баллов за фактическую ошибку станет меньше.

Из-за нового распределения баллов между заданиями в первой и второй частях работы увеличится вес сочинения, баллы за него составят 44 процента от всех баллов за экзамен.

Это говорит о том, что ЕГЭ по русскому языку становится более аналитическим. Важно хорошо уметь анализировать не только содержание текста, но и приёмы, которые использует автор.

Год назад самые серьёзные нововведения в ЕГЭ коснулись экзамена по литературе, в этот раз разработчики решили оставить КИМ практически без изменений. Единственное новшество связано со скандалом, произошедшим на экзамене по литературе этим летом.

Ранее «Октагон» рассказывал, что в ряде регионов выпускникам попался некорректно сформулированный вопрос в 9-м задании.

Школьников просили найти три средства выразительности в первой строфе стихотворения Беллы Ахмадулиной, но в реальности их было только два.

Принуждение к сдаче предметов на егэВ ЕГЭ по литературе были исправлены некорректно сформулированные задания. Александр Мамаев/Octagon.Media

– Многочисленные жалобы педагогов и репетиторов не оказали никакого действия на ФИПИ. Несправедливо потерянные баллы детям не вернули, в ответ на наши обращения приходили только отписки, – поделилась с изданием репетитор по русскому языку и литературе Ольга Терещенко.

– Однако за счёт внесения изменений в то самое девятое задание в демоверсии экзамена по литературе – 2023 разработчики экзамена косвенно признали свою ошибку. Теперь в вопросе нет точного указания на количество правильных ответов – их может быть два, три или четыре. Составители подготовили себе своеобразную лазейку для трактовки результатов.

Конечно, подобные вещи на экзамене сильно подрывают доверие к справедливости ЕГЭ.

Баллы по биологии в 2023 году могут пробить дно

Кампания ЕГЭ-2022 ознаменовалась скандалом на экзамене не только по литературе, но и по биологии. Этим летом группа родителей из Коми пожаловалась президенту, что их детям достались вопросы, которые не имеют ничего общего со школьной программой и отсутствуют в официальных сборниках ФИПИ.

Биология уже не первый год считается самым проблемным предметом на выпускных экзаменах. По этой дисциплине российские школьники традиционно получают самые низкие баллы.

В прошлом году количество выпускников, сдающих этот предмет, ощутимо сократилось, что педагоги связывают с неоправданной сложностью заданий и несоответствием их школьной программе.

– Серьёзные претензии к разработчикам КИМ по биологии во главе с Валерьяном Рохловым у педагогов возникают каждый год, но никакой реакции на них мы не видим, – объясняет учитель биологии Татьяна Саввина.

– В прошлом году экзамен был очень сложным, а результаты – провальными.

Тем не менее в этом году в демоверсии мы увидели курс на усложнение ЕГЭ, а структура и формат экзамена будут серьёзно изменены, что приведёт к дальнейшему снижению среднего балла.

Принуждение к сдаче предметов на егэОдним из самых сложных экзаменов для учащихся является биология. Егор Алеев/ТАСС

Педагог уточняет, что из второй части составители убрали задание линии 24, с которым в прошлом году успешно справлялось большинство выпускников.

Вместо него появляется модуль из заданий № 23 и 24, который проверяет у школьников умение проводить эксперимент и анализировать его результаты.

Эксперимент традиционно вызывает у многих учащихся проблемы, а причина заключается в нехватке часов на изучение биологии в школьной программе и отсутствии необходимого оборудования в части учебных заведений.

– Помимо прочего, количество заданий в ЕГЭ по биологии со следующего года планируют увеличить с 28 до 29, но время на выполнение экзамена останется прежним, – продолжает Саввина.

– Одновременно с этим максимальный первичный балл за работу снижается с 59 до 58, то есть каждая ошибка украдёт больше окончательных баллов при переводе. В первой части экзамена изменения в основном структурные, они практически не влияют на смысловую часть заданий.

Но увеличивается количество заданий с рисунками – в подобных вопросах дети чаще ошибаются из-за невнимательности. В целом, по статистике, с новыми заданиями в ЕГЭ выпускники справляется хуже, чем с привычными.

Не исключено, что следующим летом средний балл по биологии пробьёт психологическую отметку в 50 баллов, а количество одиннадцатиклассников, выбирающих этот предмет, продолжит снижаться.

Читайте также:  Перерасчет за коммунальные услуги при временном отсутствии

Экзамен по истории станет сложнее и объёмнее

Третьим экзаменом, который в 2023 году претерпит значительные изменения, станет история.

Год назад выпускники, выбравшие этот предмет, получили временную передышку: усложнений в заданиях не наблюдалось, как результат, средний балл сдающих вырос с 54,9 до 58.

Это позволило истории временно выбраться из тройки антилидеров по баллам за ЕГЭ, где ранее она находилась наряду с биологией и химией. В 2022 году в списке провальных экзаменов оказалась физика.

– История остаётся одним из самых сложных экзаменов ЕГЭ наряду с биологией, – говорит репетитор по истории Дмитрий Пескин. – В 2023 году разработчики заданий хотят взять реванш за прошлый год.

Изменения в экзамене планируются достаточно серьёзные: экзамен становится более объёмным, количество заданий увеличилось с 19 до 21. Правда, и времени на его выполнение у ребят будет на полчаса больше – 210, а не 180 минут.

Также с 38 до 42 баллов увеличится первичный тестовый балл.

Принуждение к сдаче предметов на егэУвеличится количество заданий в экзамене по истории. Дмитрий Феоктистов/ТАСС

По словам репетитора, наиболее негативные для выпускников изменения произойдут в заданиях на выявление причинно-следственных связей (№ 18) и на исторические понятия (№ 19).

– В указанных заданиях составители существенно поменяли правила игры не в пользу школьников. Раньше можно было наряду с верными тезисами писать неверные без потери баллов.

Теперь за одно ошибочное суждение будет сниматься один балл, а за два и более – все баллы. Таким образом, имеет смысл писать только те ответы, в которых вы полностью уверены.

Кстати, с этими заданиями большинство школьников справлялось успешно, очевидно, именно поэтому их и решили усложнить, – заключает Пескин.

Что ещё изменится

Существенные изменения в 2023 году затронут экзамен по информатике. Там появятся два новых задания – № 6 и 22. В экзаменах по базовой и профильной математике собираются изменить только порядок следования вопросов. В экзамене по физике, помимо структурных изменений, добавятся задачи по статике.

В ЕГЭ по обществознанию планируется детализировать отдельные формулировки, а также увеличить максимальный первичный балл за выполнение работы с 57 до 58.

В 23-м задании ЕГЭ по химии на умение рассчитывать концентрацию вещества условие будет представлено в виде текста, а не таблицы. Кроме того, разработчики повысили сложность заданий № 9, 12 и 16, но в примерах демоверсии педагоги пока не заметили существенных отличий по сравнению с прошлым годом.

В экзаменах по всем иностранным языкам, кроме китайского, в следующем году количество заданий в разделе «Грамматика и лексика» будет сокращено с 20 до 18.

Максимальное количество первичных баллов за выполнение заданий № 1, 2, 10 и 11 будет снижено, также со 100 до 88 уменьшится максимальный первичный балл за всю работу.

Кроме того, в ЕГЭ-2023 уточнены формулировки и критерии оценивания в ряде заданий. В экзамене по китайскому языку планируются более значительные изменения.

В частности, в задании № 2 раздела «Говорение» объём ответа увеличен с 8–9 до 10–12 фраз, также более сложными станут задания № 17, 23 и 26 из письменной части.

География в демоверсиях на 2023 год стала единственным предметом, по которому никаких изменений не планируется.

Как проходит процедура сдачи ЕГЭ: порядок проведения, правила и запреты

Процедура сдачи ЕГЭ как правило проходит на территориях школ. В официальных документах они именуются ППЭ – пунктами приема экзаменов.

Адреса учебных заведений, в которых предстоит сдавать экзамен, указываются в пропусках на ЕГЭ (одиннадцатиклассники получают их в своих школах, выпускники прошлых лет – в управлениях образования, где они подавали заявление на сдачу экзаменов).

При этом адреса могут быть разными: под сдачу обязательных экзаменов и самых популярных предметов по выбору в районе или городе может быть отведено несколько школ, для «редких» предметов типа географии – всего одна.

В каждом из ППЭ экзамены сдают выпускники сразу нескольких учебных заведений. Причем одиннадцатиклассники обычно не сдают ЕГЭ в своей «альма матер» – их направляют в другие школы.

Делается это для того, чтобы все сдающие находились в разных условиях.

Впрочем, обычно у школьников есть возможность познакомиться с помещениями, где им предстоит сдавать ЕГЭ: репетиционные экзамены выпускники обычно пишут именно в тех школах, к которым они «прикреплены».

На время проведения экзамена все уроки, кружковые занятия и т.д. в школах, задействованных под ППЭ, отменяются: в здании находятся только экзаменующиеся и сопровождающие их лица, а также организаторы экзамена.

В день проведения экзамена школы, в которых проходит ЕГЭ, открывают свои двери за час до начала экзаменов – в 9.00 по местному времени. Выпускники прошлых лет приходят на ППЭ самостоятельно, одиннадцатиклассники обычно сначала собираются в своей школе и отправляются на экзамен централизованно, в сопровождении классного руководителя или учителя-предметника.

В пункт приема экзаменов допускают только участников ЕГЭ и сопровождающих лиц – после предъявления документов (паспорта, пропуска на экзамен).

Кроме того, внутри ППЭ экзаменующиеся проходят регистрацию – их отмечают в списке прибывших и сообщают номер аудитории и место.

Распределение участников по кабинетам и партам (каждая из которых помечена специальным кодом) проводится организаторами заранее, в автоматизированном режиме, и «поменяться местами» с кем-либо в день экзамена невозможно.

До начала экзамена участники сдают в гардероб или специально организованные пункты хранения свои личные вещи, смартфоны и другие гаджеты, оставляя при себе лишь то, что потребуется для сдачи экзамена.

В список того, что можно брать с собой на экзамен, входит:

  • паспорт (проверьте, чтобы под клапанами обложки не было посторонних бумаг),
  • ручки (рекомендованный вариант – две черных гелевых, но можно взять и больше);
  • линейка – на экзаменах по математике, физике, географии;
  • непрограммируемый калькулятор – на ЕГЭ по физике, химии, географии;
  • транспортир – на географии;
  • питание и лекарства – при необходимости.

Обратите внимание, что приглашение на экзамен не входит в список разрешенных предметов – оно сдается вместе с вещами.

Принуждение к сдаче предметов на егэ

Перед проходом в ту часть школы, где проходит собственно экзамен, участников проверяют металлодетектором, чтобы убедиться, что у них нет при себе запрещенных технических устройств. Осмотр часто нервирует школьников – они считают его унизительным.

Однако стоит относиться к этому проще – в конце концов, перед авиаперелетами, к примеру, пассажиры проходят гораздо более жесткий досмотр, да и проходы через рамки на вокзалах, осмотры сумок при входе на крупные массовые мероприятия и т.д.

уже стали нормой.

Для снижения нервозности можно заранее позаботиться о том, чтобы проверка прошла «как по маслу»:

  • не надевать крупных украшений,
  • выбирать одежду без металлических аксессуаров,
  • избегать объемной одежды с большим количеством карманов,
  • перед проходом металлодетектора проверить, не осталось ли у вас при себе лишних вещей,
  • если вы носите механические или кварцевые часы  – их не обязательно сдавать, но перед досмотром лучше снять и держать в руке – вместе с разрешенными предметами. Электронные часы лучше оставить дома.

После досмотра участников провожают в кабинеты, где им предстоит сдавать ЕГЭ и занимают свои места в соответствии с рассадкой. На двери каждого кабинета должен быть список экзаменующихся, «приписанных» к этой аудитории.

Еще один экземпляр списка находится у организаторов экзамена, ответственных за эту аудиторию. В нем они отмечают всех прибывших.

На этом этапе придется еще раз предъявить паспорт – организаторы должны убедиться, что каждый участник экзамена – именно тот, за кого он себя выдает.

Правилами ЕГЭ не запрещено брать с собой на экзамен воду или продукты питания (с оговоркой, что они не должны быть остропахнущими или в шуршащих обертках), однако на практике участников экзамена обычно просят оставить все кроме ручек-паспортов на столике у входа в аудиторию. Для того, чтобы попить или перекусить, можно будет выйти из класса.

Принуждение к сдаче предметов на егэ

ЕГЭ начинается в 10.00 по местному времени. К этому моменту все участники должны занять свои места. Опоздавших могут допустить в аудиторию, но повторный инструктаж для них проводиться не будет. Во время экзаменов в аудитории находятся только участники экзамена, организаторы и общественные наблюдатели.

Экзамен начинается с того, что организаторы оглашают краткую «вводную» информацию о правилах сдачи ЕГЭ.

Не надо удивляться тому, что текст читается по бумажке – это обязательное требование, ведь текст обращения утверждается на уровне Министерства образования, и вся важная информация должна быть донесена «слово в слово», без искажений и дополнений. Прочтение обращения занимает обычно пару минут.

После этого организаторы приступают к раздаче материалов. Если распечатка вариантов КИМ производится прямо в аудитории – сначала вскрывается запечатанный пакет с вариантами, затем они распечатываются и раскладываются организаторами, после этого – раздаются участникам.

Если контрольно-измерительные материалы прибывают в ППЭ уже напечатанными – они находятся в запечатанном конверте, который вскрывается также на глазах у всех. Индивидуальные комплекты участников в таком случае также должны быть запечатанными – вскрывают их сами участники.

Читайте также:  Деятельность председателя гаражного кооператива

После того, как комплекты розданы, участники экзамена под руководством организаторов:

  • проверяют комплектность пакета (в нем не должно быть лишних или недостающих бланков),
  • сверяют штрих-коды на бланках и конвертах,
  • проверяют отсутствие полиграфических дефектов КИМов и бланков,
  • заполняют бланки в соответствии с инструкциями.

Все эти процедуры занимают обычно около 15-20 минут, если распечатка бланков проводится в аудитории – около получаса. Это время не входит в «экзаменационное» – сроком начала экзамена считается момент, когда все бланки заполнены.

Принуждение к сдаче предметов на егэ

Как уже было сказано, в экзаменационную аудиторию участник ЕГЭ входит, имея при себе паспорт и ручки, а на экзаменах по математике, физике, химии и географии – еще и дополнительные предметы из списка разрешенных. Все остальное участникам выдают организаторы.

В индивидуальный комплект участника ЕГЭ на всех письменных экзаменах входят:

  • тексты варианта КИМ,
  • бланк регистрации,
  • бланк ответов № 1 –  для заданий с краткими ответами,
  • бланк ответов № 2 для заданий с развернутыми ответами (кроме экзамена по математике базового уровня).

Кроме того, организаторы выдают всем участникам листы для черновиков со штампом школы, на базе которой проходит экзамен.

Также на некоторых экзаменах участникам выдаются дополнительные справочные материалы: На ЕГЭ по математике и физике это могут быть приложения к КИМам, включающие справочную информацию, необходимую для решения конкретных задач. Участникам экзамена по химии предоставляются:

  • таблица Менделеева,
  • электрохимический ряд напряжений металлов,
  • таблица растворимости в воде кислот, солей и оснований.

На ЕГЭ по остальным предметам дополнительных пособий не предусмотрено.

Принуждение к сдаче предметов на егэ

Продолжительность ЕГЭ по различным предметам варьируется и составляет от 3 часов (180 минут) до 3 часов 55 минут (235 минут). Точка отсчета – окончание инструктажа.

Это время записывается на доске, так же, как и время, когда экзамен прекращается.  Следить за временем можно по часам, которые должны висеть в каждой экзаменационной аудитории.

Кроме того, организаторы обязаны дважды напомнить участникам о времени: за 30 и за 5 минут до окончания срока.

На протяжении этого времени участники должны оставаться на своих местах, соблюдать тишину, не контактировать друг с другом и не передавать соседям какие-либо предметы – это запрещено правилами проведения экзамена.

Организаторы при этом не имеют права давать какие-либо пояснения по тексту заданий или индивидуально общаться с кем-либо из экзаменующихся.

Они лишь обеспечивают проведение ЕГЭ с организационно-технической точки зрения, следят за правильным заполнением бланков и консультируют по процедурным вопросам.

Для черновых записей используется выданная организаторами бумага, также можно делать любые записи, пометки и подчеркивания в КИМах и использовать их оборотную сторону для расчетов. А вот переписывать формулировки заданий из КИМа на черновик нельзя – это считается нарушением.

Во время ЕГЭ участникам можно выходить из аудитории с разрешения организаторов, однако при этом все экзаменационные материалы и сделанные вами записи должны остаться в классе, выносить их категорически запрещено.

По коридорам ППЭ участники передвигаются в сопровождении организаторов экзамена (несколько человек специально дежурят в коридорах).

Без надзора участники остаются только в помещениях туалета – контролировать, чем выпускник занят в кабинках, проверяющие не имеют права (так же, как и ограничивать время пребывания там).

Если участник ЕГЭ нарушает правила поведения, отказывается подчиниться организаторам, «пойман» на использовании шпаргалки, сотового или других запрещенных технических средств – он может быть удален с экзамена без права пересдачи. Причем баллы за уже сделанные задания он не получит – работы нарушителей не проверяются.

Если экзаменующийся во время ЕГЭ  почувствовал себя плохо – он вправе прервать экзамен, сообщив о своем состоянии здоровья организаторам. В таком случае его провожают в медкабинет, где дежурит врач, готовый оказать срочную помощь. После того, как факт болезни зафиксирован, составляется акт о досрочном завершении ЕГЭ – и заболевший имеет право пересдать экзамен в резервные дни.

Готовые решения вносятся в экзаменационные бланки черной гелевой ручкой – для того, чтобы после сканирования все написанное было четко различимо.

КИМы и черновики не сканируются и не проверяются – поэтому надо обязательно успеть  перенести на бланки все решения.

Если на бланке № 2 (для развернутых ответов) не хватает места – участники обращаются к организаторам с просьбой выдать дополнительный бланк. Он предоставляется только тогда, когда выданный бланк полностью заполнен с обеих сторон.

Если работа выполнена и проверена досрочно – участник ЕГЭ сдает все материалы организаторам и может отправляться домой, не дожидаясь окончания срока. Досрочный прием работ прекращается за 5 минут до «времени Ч», в момент последнего объявления о скором окончании экзамена.

После того, как время истекло, экзаменующиеся должны отложить ручки (даже если работа еще не закончена). Далее они должны: сложить листы с контрольно-измерительными материалами в конверт, а бланки и черновики – на край стола.

Организаторы ЕГЭ на глазах у участников должны собрать бумаги, перечеркнуть оставшиеся пустыми места на бланках № 2, заполнить протокол проведения экзамена и упаковать бланки в специальные возвратные пакеты – и запечатать их.

После этого вслух объявляется об окончании экзамена – и зачитывается протокол. На этом процедура проведения ЕГЭ считается завершенной, организаторы сдают экзаменационные материалы в штаб, а участникам остается только дождаться результатов испытаний. 

Как помочь ребенку сдать ЕГЭ: советы родителям

Вложить знания в чужую голову невозможно, но родители как никто другой способны помочь своему ребенку прийти на экзамен психологически подготовленным, устойчивым к стрессу, с ясной головой и хорошим самоконтролем. «Учёба.ру» собрала советы экспертов, как вести себя с выпускником в последние месяцы перед ЕГЭ и заодно справиться с собственной тревожностью.

2

vincentraal / Flickr / CC BY-SA 2.0

По словам педагогов и психологов, которые проводят анализ характерных ошибок на ЕГЭ по всем предметам, значительную их часть можно отнести к категории «несуразных», «глупых», то есть сделанных не из-за недостатка знаний, а из-за волнения, неумения сконцентрироваться и контролировать свое эмоциональное состояние. Как говорит психолог кафедры возрастной психологии факультета «Психология образования» Московского государственного психолого-педагогического университета Александра Фокина, когда детей просят охарактеризовать общий фон перед экзаменами, они говорят так: «Нас запугивают отовсюду».

«Запугивание, принуждение, давление со стороны взрослых ведет к тому, что называется „детским саморазоружением“, когда ребенок отказывается от того, что называется ресурсами: знаний, навыков, компетенций, эмоциональной саморегуляции. И приходит на экзамен с опустившимися руками», — предупреждает психолог.

Волнение родителей можно понять, они переживают и хотят с высоты своего авторитета направить подготовку к экзамену в правильное русло.

Но важно понимать: тревожные родители, которые нагружают ребенка своей паникой, давят, излишне контролируют, рисуют негативный сценарий, невольно становятся для него на экзамене врагами.

Психологи рекомендуют родителям другие несложные методы и модели поведения, которые помогут им стать для выпускника друзьями и опорой.

Тревога заставляет нас предаваться чувствам вместо того, чтобы действовать. Психологическая противоположность тревожности — реализм и здравый смысл. Задача родителей — быть их носителями.

Необходимо создать дома спокойную, деловую атмосферу.

Помните: то, что вы говорите в период подготовки, то, каким тоном вы обсуждаете предстоящее испытание, какой прогноз рисуете, — все это ребенок принесет на сам экзамен.

Общение с ребенком по поводу ЕГЭ не должно вызывать никаких эмоций: страха, ненависти, тревоги, чувства вины и стыда. Все должно быть направлено только на дело. Если есть проблемы, их надо конструктивно решать.

Посмотрите рекомендации ФИПИ, разборы наиболее часто встречающихся ошибок, сходите в школу, поговорите с учителем, в каком месте провалы есть конкретно у вашего ребенка.

Сосредоточьтесь на том, чтобы проработать слабые места.

Научитесь спокойно и рационально обсуждать с ребенком вопросы, связанные с предстоящим испытанием, — именно вести диалог, а не выступать в роли совести, указки или диктатора. Как бы ни было велико ваше волнение и уверенность в своей правоте, прислушивайтесь к тому, что говорит ребенок, к тому, что его пугает, на чем он зациклен.

Дайте эмоциям ребенка проявиться. Какими бы они ни были, избегайте назидания и поучения в ответ, но и не стоит сразу утешать — это психологически воспринимается как неприятие проблемы всерьез.

Соберитесь с силами и обсудите с ребенком самый негативный вариант развития событий, составьте вместе план, четко проговорите дальнейшие ваши действия на случай провала на экзамене.

Родители лучше всех остальных знают своего ребенка и, соответственно, то, какие способы восприятия и усвоения материала ему больше всего подходят: кому-то нужно проговорить материал, кто-то запоминает лучше в движении — ему надо ходить и рассказывать, а для кого-то полезнее всего нарисовать схему, написать опорную шпаргалку.

Но абсолютно для всех работает правило: любой навык формируется только при многократном повторении. Частота тут гораздо важнее, чем длительность, поэтому лучше учиться по 15 минут ежедневно, чем три часа время от времени. Помогите ребенку выбрать те блоки, темы, разделы в каждом предмете, на которых нужно сконцентрироваться.

Ставьте реалистичные, конкретные и достижимые цели — те, которые зависят от самого ребенка, от его умений и стараний.

Есть и нехитрые приемы быстрого повышения уровня знаний, которым учат психологи. Они полезны для всех учеников, но в период подготовки к экзаменам — особенно. Первый называется «Три предложения» — выходя с занятия, прочитав какую-то тему в учебнике, прослушав лекцию, мысленно повтори содержание в трех предложениях.

Учеников часто пугает колоссальный объем и огромные тексты, которые им, будто бы, надо выучить. Расскажите им про «метод пяти П»: просмотри, придумай вопросы, подчеркни ключевые слова, перескажи, проверь себя. Для некоторых предметов поможет и еще одно «П»: проиллюстрируй.

Самая большая услуга, которую может оказать родитель в деле успешной сдачи ЕГЭ, — научить ребенка справляться со стрессом, контролировать свой эмоциональный настрой.

Только мамы и папы знают, как их подросток справляется со стрессовыми ситуациями, которые то и дело возникают в его жизни, что ему помогает отвлечься и сконцентрироваться.

Это может быть музыка или спорт, общение с друзьями или мороженое — подходит абсолютно все, лишь бы это помогло привести его в, как говорят психологи, «ресурсное состояние». То есть то состояние, в котором он верит в себя, справляется со стрессом и готов действовать.

На официальном сайте ЕГЭ психологи делятся некоторыми простыми приемами, с помощью которых можно прямо на экзамене, не привлекая внимания, восстановить эмоциональное равновесие:

  • резкий поворот головы вправо активизирует левополушарные процессы, которые отвечают за рассудительность, здравомыслие, логику;
  • медленное дыхание: считаем до 12 — долгий вдох, как будто ныряем в воду, долгий выдох, задержка дыхания, три-четыре повтора; в результате мозг наполняется кислородом, нервы успокаиваются, разум активизируется;
  • чередование быстрого моргания и медленного открывания и закрывания глаз подходит для расслабления;
  • переключение внимания: нужно выбрать взглядом любой предмет, который находится в зрительном поле, мысленно сказать, что это такое, и определить пять свойств, любых, которые придут в голову, и мысленно сказать, зачем он нужен.
Читайте также:  Статья 173 ГПК РФ. Отказ истца от иска, признание иска ответчиком и мировое соглашение сторон

Все эти нехитрые приемы и советы помогут и вам, если вы чувствуете, что нервы на пределе, и вы волнуетесь едва ли не больше ребенка. А справиться со своей тревожностью очень важно, если вы хотите, чтобы ваш выпускник максимально достойно и без разрушительных последствий прошел это испытание.

Зачем учителя отговаривают школьников сдавать ЕГЭ · Город 812

Все чаще слышу истории о том, как учителя отговаривают одиннадцатиклассников выбирать необязательный предмет для сдачи ЕГЭ. Потому что если выпускник сдаст ЕГЭ плохо, показатели школы упадут.

– Моего одноклассника учительница отговорила сдавать английский язык. Объясняла тем, что при такой школьной программе и при такой подготовке у него нет шанса сдать ЕГЭ на более-менее приличный балл. А меня саму очень убеждали не сдавать литературу, говоря о  проблемах с сочинениями, – рассказывает бывшая выпускница Александра Воронкова.

В итоге юноша английский сдавать не стал, лишив себя возможности поступать в вузы на специальности, где требуется ЕГЭ по иностранному языку. А девушка сдала литературу на 87 баллов, стала студенткой СПбГУ.

Бояться ОГЭ и ЕГЭ дети начинают уже в 6–7 классах.

– Не знаю, как буду сдавать математику на ЕГЭ, – говорит мне шестиклассница Рита. – Учителя говорят, что мы не сдадим экзамены. Думаю уйти из школы после 9 класса.

– Зачастую оценка подростком своих возможностей – это внешние оценки, то, что он слышит от учителей родителей и т.д. Детям бывает тяжело с завышенными ожиданиями родителей и учителей. Им кажется, что если они допустят ошибку на экзамене, это будет крах всей их жизни, – комментирует детский психолог Варвара Маркова.

– В нашей школе, кстати, очень пропагандировали среднее образование. Говорили: зачем вам нужно высшее? Сейчас у всех есть корочка. Зачем вам нужен этот ЕГЭ? – рассказывает Александра Воронкова.

– Бывало, учителя радовались, если кто-то отказывался от их предмета по выбору, – говорит другая выпускница Ксения Фролова.

Словом, ситуация вокруг ЕГЭ невротическая, школьникам непросто.

–  Всякий нормальный человек и всякий нормальный ребенок, конечно же, боится экзаменов. Ребенок думает, что ЕГЭ покажет, успешный он или не успешный, глупый или умный, поступит в вуз на бюджет или только на платное. Плюс к этому естественному страху добавляется давление со стороны родителей, которые переживают.

И даже те из них, кто прочитал в умных книжках о том, что ребенка нужно поддерживать, свой внутренний страх не всегда могут контролировать.

А тут еще добавляется рычаг давления от учителя: плохо сдашь – школу опозоришь, – говорит кандидат психологических наук, специалист в области психологии подростков, доцент кафедры социальной психологии СПбГУ Татьяна Яничева.

– Хотя плюс ЕГЭ, который вижу я будучи преподавателем вуза, – это возросшие шансы поступить в ведущие вузы на бюджетные места для абитуриентов со всей страны: никогда не было такого количества иногородних, как за последние 5–6 лет. В этом смысле я считаю ЕГЭ позитивным с точки зрения социальной справедливости.

– Почему учителя запугивают детей? Во-первых, думаю, кто-то считает, что такой метод поможет подстегнуть, замотивировать ребенка учиться.

Во-вторых,  учителям бывает обидно, что у них возрастает нагрузка с количеством детей, выбравших их предмет, а зарплата при этом такая же, как и у коллег, предмет которых выбрали немногие ученики.

А учителя русского, например, загружены очень сильно, поскольку русский язык – обязательный экзамен, а если кто-то еще и литературу выберет, нагрузка многократно увеличивается, – рассказывает учитель русского языка и литературы Елена Смолякова.

Но главное – эффективность работы школы оценивают сегодня по результатам сданных выпускниками экзаменов.

– В моей школе учителя так и говорят родителям на собраниях: не снижайте школе средний балл, не выбирайте предмет, если не уверены, что ребенок его хорошо сдаст.  Впрочем, большинство родителей все равно настаивают на том, чтобы ребенок сдавал предмет и пробовал свои силы, – говорит выпускница Дарья Иванова.

– Если ребенок выбрал  предмет, пошел сдавать экзамен и его не сдал, учитель получает  серьезный выговор. Нас на всех августовских совещаниях сильно ругают, поэтому  учителя и стараются: «Ты не сдашь, не выбирай мой предмет, потому что я из-за этого получу неприятности».

Толстенные папки носим, чтобы отчитаться и доказать, что мы с этим плохо сдавшим ребенком и индивидуально занимались, и на уроке. У нас проводят внешнюю экспертизу. Даже тетради ксерокопировать приходится и сдавать в отдел образования, чтобы доказать, откуда эта отметка «два» взялась.  У меня в 2015 году мальчик заканчивал, сдавал литературу и набрал 64 балла, но он абсолютно не готовился.

Я и мать сколько раз в школу вызывала,  и ему что бы ни говорила – нет, не занимается подготовкой.  Конечно, он  никуда не поступил. Прошло месяца три или четыре, и от школы потребовали отчитаться, почему его показатель оказался на 2 балла меньше среднего по району, – говорит учитель русского языка и литературы Елена Смолякова.

– На мой взгляд, школе стало бы значительно проще выполнять свои задачи, если бы пункт об оценке работы губернатора и всех  госструктур по результатам того, как сдали ЕГЭ, убрали.

– Как можно результат ЕГЭ повышать, если это предмет по выбору? Можно учить хорошо, а это трудно – нужно обладать хорошими знаниями, педагогическими способностями, что не всегда есть в наличии. Проще  отговорить ребенка сдавать твой предмет.

Второй путь –  селекция детей. Сильных детей, способных  хорошо сдать ЕГЭ отправлять на экзамен, а тех, кто послабее, пугать недопуском. Это связано с тем, что учитель боится показать низкие результаты. Средний балл всех сдававших детей становится отражением его работы.

Что говорят этому учителю? Ты плохой, мы тебя премии лишим, аттестовывать не будем.

Конечно, учитель не заинтересован рисковать, отправляя на экзамен учеников, в успешной сдаче испытания которых он не уверен, – комментирует директор лицея № 590, доктор педагогических наук Алексей Каменский.

Другая сторона этой ситуации – дополнительная подготовка школьника к ЕГЭ. В одних школах, рассказывают родители, учителя этим заниматься не хотят – детей прямо отправляют к репетиторам. В других подтягиванием занимаются штатные учителя. Детям не всегда ловко от этого отказаться.

– У меня очень хорошие отношения с учительницей по русскому языку. Она пригласила меня в свою дополнительную группу по подготовке к ЕГЭ. Все, кто ходит в нее, оплачивают эти занятия дополнительно. У меня все хорошо с русским языком. Но я боюсь сказать учительнице, что больше не буду ходить на курсы, боюсь, что это отразится на моих отношениях с ней, –рассказывает  одиннадцатиклассница.

– Школьная программа не совсем соответствует ЕГЭ.

Например, у меня два одноклассника сдавали информатику, а большая часть экзамена по этому предмету состоит из программирования, а в школьной программе всего 11 уроков программирования.

  Этим мальчикам ничего не оставалось делать, как идти к репетитору. Правда, у нас очень хорошая учительница. Она готовила этих ребят бесплатно во внеурочное время, – говорит Александра Воронкова.

– Я в принципе не сторонник пугалок. Нужно на позитиве воспитывать, с радостью. Экзамен не является самоцелью. Сейчас сама идея высшего образования несколько меняется.

Если раньше образование можно было получить один раз и на всю жизнь, то сейчас это какой-то новый уровень развития человека.

А вообще, в учебе нужно даже не научить ребенка учиться, а заинтересовать его, заразить какой-то целью в жизни, – говорит Алексей Каменский.

Психологи советуют запугивания учителей не слушать. И смело идти на ЕГЭ.

– На  таком экзамене как ЕГЭ на первый план выходит психологическая готовность, стрессоустойчивость экзаменуемого и его способность актуализировать имеющиеся знания, способность собраться, – советует психолог Варвара Маркова. – В основном страх перед ЕГЭ – это не про знания, а про то, что я не умею справляться с эмоциями.

Наталья Орехова