Новости

Рабочее время водителя

Рабочее время водителя

  • С 1 января 2021 года считать рабочее время водителей нужно будет по новым правилам. Разбираемся, что изменится и к чему готовиться перевозчикам:
  • В октябре Минтранс внесло в правила расчёта рабочего времени водителей ряд изменений. Согласно Приказу №424, новые правила распространяются на:– работодателей (организации и ИП)
  • – ИП, управляющих автомобилями самостоятельно (иными словами «частников»).
  • Важно отметить: обновлённые правила не затрагивают международные автоперевозки и водителей, перемещающихся по территории предприятия, не выезжая на дороги общего пользования.

Рабочее время водителя

Правила расчёта рабочего времени водителя: что изменилось?

Согласно новому приказу, изменения затронули режим труда и отдыха водителя.

Первый перерыв после начала управления автомобилемБыло: водитель должен сделать перерыв не позднее, чем через 4 часа.

Станет: перерыв должен быть не позднее, чем через 4 ч. 30 мин. Также это время может быть продлено на час, если водителю требуется дополнительное время для поиска подходящей стоянки или следования к месту назначения.

Длительность перерываПерерыв в работе у водителя должен продолжаться не менее 45 мин. Водитель может «разбить» время перерыва на две части: на 15 и 30 минут.

Продолжительность ежедневной работыЕжедневно водитель должен работать не более 9 часов (или 10 часов, но такой режим должен быть не более 2 дней в неделю).

Продолжительность рабочего времени можно увеличить на 2 ч. в целях завершения перевозки или следования к месту стоянки.

В неделю общее время работы не должно превышать 56 ч., а за две недели – 90 ч.

Режим труда и отдыха водителей: что еще изменилось?

В соответствии с положениями нового приказа:

– Время перерыва и работы, не связанной с управлением транспортным средством, будет считаться рабочим.

– Время, в течение которого водитель находится в составе экипажа, но не управляет ТС, не будет считаться рабочим, однако тоже должно быть оплачено. Размер выплаты определяется коллективным договором или локальным актом работодателя.

– Рабочий день водителя может быть разделен на части при условии его согласия.Максимальное время перерыва между частями рабочего дня не должно превышать 5 часов (и 3 часов для водителей, осуществляющих перевозки пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении).

Изменения ПДД

Подробности Категория: ПДД Опубликовано 15.12.2020

Рабочее время водителя

Минтранс утвердил новые требования к режиму труда и отдыха водителей с 1 января 2021 года.

Речь идёт о приказе Минтранса № 424 от 16 октября 2020 года «Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей» (зарегистрирован 9 декабря 2020 года, рег. № 61352). Он вступает в силу с 1 января 2021 года, выяснил портал Avtospravochnaya.com.

Документ устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей двух категорий:

  • водителей, для кого управление автомобилем входит в их трудовые обязанности;
  • водителей автомобилей, являющихся индивидуальными предпринимателями и осуществляющих управление автомобилем самостоятельно.

Требования обязательны для исполнения:

  • юрлицами и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными на территории РФ, являющимися работодателями;
  • индивидуальными предпринимателями, не являющимися работодателями.

Предусмотрен ряд исключений – требования к режиму труда и отдыха не распространяются на следующих водителей:

  • осуществляющих перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления;
  • занятых на международных перевозках;
  • осуществляющих перевозки в пределах границ территории предприятия;
  • не выезжающих на дороги общего пользования;
  • легковых автомобилей ведомственной охраны;
  • пожарных и аварийно-спасательных автомобилей, включая автомобили, предназначенные для оказания медицинской помощи гражданам, в том числе автомобилей, задействованных в ликвидации последствий либо предупреждении чрезвычайных ситуаций;
  • автомобилей органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность;
  • водителей-военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы.

Режим труда водителя

  • Согласно документу, нормальная продолжительность рабочего времени водителя не может превышать 40 часов в неделю.
  • В случаях, когда по условиям работы не может быть соблюдена установленная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц.
  • Продолжительность учетного периода может быть увеличена до трех месяцев по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации, а при ее отсутствии — с иным представительным органом работников.
  • Суммированный учет рабочего времени вводится работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
  • Рабочее время водителя

Продолжительность ежедневной работы (смены)

  1. При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов.
  2. Увеличение этого времени, но не более чем на 2 часа, допускается при условии соблюдения требований данного документа и только в целях завершения перевозки и (или) следования к месту стоянки.

  3. Водителям, работающим на маршрутах регулярных перевозок пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников.

  4. Кроме того, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов при следующих видах перевозок:
  • для учреждений здравоохранения
  • организаций коммунальных служб
  • телеграфной, телефонной и почтовой связи
  • вещателей общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов
  • оператора связи, осуществляющего эфирную цифровую наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов
  • аварийных служб
  • перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании руководителей организаций
  • перевозки на инкассаторских автомобилях
  • перевозки на легковых такси
  • водителям, работающим в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ.
  • Время управления автомобилем в течение периода времени, не превышающего 24 часов, после завершения ежедневного (междусменного) отдыха или еженедельного отдыха и началом следующего ежедневного (междусменного) отдыха или еженедельного отдыха (далее – ежедневный период), не должно превышать 9 часов.
  • Допускается увеличение этого времени до 10 часов, но не более двух раз в течение календарной недели.
  • При достижении предельного времени управления автомобилем, описанного выше, водитель вправе увеличить это время, но не более чем на 2 часа, в целях завершения перевозки и (или) следования к месту стоянки.
  • Работодателю запрещается устанавливать для водителей время управления, с учетом этих отступлений.

Разделение рабочего дня на части

С согласия водителей рабочий день (смена) может быть разделен на части. Разделение рабочего дня (смены) производится на основании локального нормативного акта работодателя, принятого с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

Перерыв между частями рабочего дня (смены) устанавливается не позже, чем через 5 часов после начала работы.

При разделении рабочего дня (смены) на части суммарное время перерывов между частями рабочего дня (смены) не может превышать:

  • для водителей, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении — 3 часа;
  • для остальных водителей — 5 часов.

Перерыв между частями рабочего дня (смены) предоставляется в местах, обеспечивающих возможность использования водителем времени отдыха по своему усмотрению. Время перерыва между частями рабочего дня (смены) в рабочее время не включается.

Время управления автомобилем в течение одной календарной недели не должно превышать 56 часов, в течение любых двух последовательных календарных недель — 90 часов.

Ненормированный рабочий день

  1. В порядке, предусмотренном статьей 101 ТК РФ, для водителей легковых автомобилей (кроме легковых такси), а также для водителей автомобилей, занятых на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях может устанавливаться ненормированный рабочий день.

  2. Решение об установлении ненормированного рабочего дня принимается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

  3. Количество и продолжительность рабочих смен при ненормированном рабочем дне устанавливаются исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного непрерывного отдыха предоставляются на общих основаниях.

Режим отдыха водителя

Специальный перерыв

  • Не позднее 4 часов 30 минут времени управления автомобилем, после окончания времени отдыха или специального перерыва, водитель обязан сделать специальный перерыв продолжительностью не менее 45 минут, если не наступает время отдыха или перерыва, продолжительность которых превышает продолжительность специального перерыва.
  • Специальный перерыв может быть разделен на несколько частей, первая из которых должна составлять не менее 15 минут, а последняя — не менее 30 минут, а при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении каждая из частей должна составлять не менее 10 минут.
  • Превышение указанного времени управления автомобилем, допускается, но не более чем на 1 час, в целях следования автомобиля к месту ближайшей стоянки для отдыха или к конечному месту назначения.
  • Время отдыха и перерывов (за исключением специальных перерывов) водителей включает:
  • перерыв для отдыха и питания, предоставляемые в течение рабочего дня (смены);
  • ежедневный (междусменный) непрерывный отдых (далее — ежедневный
  • отдых);
  • еженедельный отдых.

Время отдыха и перерывов водителей также может включать время перерыва между частями рабочего дня (смены).

Читайте также:  Получение субсидии на покупку жилья для военных пенсионеров

Перерыв для отдыха и питания

  1. Время перерыва для отдыха и питания должно быть продолжительностью не менее 30 минут и не более 2 часов, и предоставляться водителям, как правило, в середине рабочего дня (смены).

  2. При установленной графиком сменности продолжительности ежедневной работы (смены) более 8 часов водителю могут предоставляться два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут.

  3. Время предоставления перерыва для отдыха и питания и его продолжительность (общая продолжительность перерывов) устанавливаются в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка.

Ежедневный отдых

  • Продолжительность ежедневного отдыха вместе со временем перерыва
  • для отдыха и питания в течение ежедневного периода должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену).
  • При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного отдыха должна быть не менее 11 часов, которые должны быть использованы до завершения ежедневного периода.
  • Допускается:
  • сокращение этого времени до не менее 9 часов, но не более трех раз в течение периода между завершением одного еженедельного отдыха и началом следующего;
  • разделение ежедневного отдыха на две и более части, первая из которых имеет продолжительность не менее 3 часов, а последняя не менее 9 часов.

Водители, работающие в составе группы водителей (далее — экипаж), обязаны одновременно и полностью использовать ежедневный отдых не менее 9 часов до завершения ежедневного периода, который для экипажа допускается увеличить до 30 часов.

Время, в течение которого водитель находится во время движения автомобиля в составе экипажа и не управляет автомобилем, в рабочее время не включается. За указанное время, выплачивается дополнительное вознаграждение, размер которого определяется коллективным договором или локальным нормативным актом работодателя, принятым с учетом мнения представительного органа работников.

Любой ежедневный отдых может быть замещен еженедельным отдыхом. Допускается прерывать ежедневный отдых не более двух раз в целях осуществления заезда (выезда) на паром или железнодорожный подвижной состав. При этом общая продолжительность такого перерыва (перерывов) не должна превышать одного часа, время ежедневного отдыха должно суммарно составлять не менее 11 часов.

Еженедельный отдых

Еженедельный отдых должен составлять не менее 45 часов. Этот отдых должен начинаться не позднее шестого ежедневного периода, наступающего с момента завершения предыдущего еженедельного отдыха.

Допускается сокращение еженедельного отдыха до значения не менее 24 часов, не более одного раза в течение любых двух последовательных календарных недель.

Разница времени, на которое сокращен еженедельный отдых, в полном объеме должна быть использована водителем на отдых от управления автомобилем в течение трех подряд календарных недель после окончания календарной недели, в которой еженедельный отдых был сокращен.

Этот период отдыха должен быть присоединен к ежедневному отдыху, продолжительностью не менее 9 часов, или очередному еженедельному отдыху.

В случае работы экипажа допускается сокращение еженедельного отдыха до значения не менее 24 часов в каждую календарную неделю при соблюдении условий компенсации отдыха, предусмотренных настоящим пунктом.

Рабочее время водителя

Рабочее время водителя включает:

  • время управления автомобилем;
  • время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем (далее — специальный перерыв);
  • время работы, не связанной с управлением автомобилем.

Рабочее время водителя, не связанное с управлением автомобилем, включает в себя:

  • а) подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии, а при междугородных перевозках — для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;
  • б) время проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров водителя, а также время следования от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно;
  • в) время стоянки в ожидании погрузочно-разгрузочных работ, в ожидании посадки и высадки пассажиров, при оказании технической помощи;
  • г) время простоев не по вине водителя; время проведения работ по устранению возникших неисправностей автомобиля, выполняемых водителем самостоятельно;
  • д) иное время, предусмотренное законодательством РФ, трудовым договором, заключенным с водителем, и (или) коллективным договором или локальным нормативным актом работодателя, принятым с учетом мнения представительного органа работников.

Состав и продолжительность времени, указанного в подпунктах «а» и «б» настоящего пункта, устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Скачать режим труда и отдыха водителей с 1 января 2021 года

Режим труда и отдыха водителей

Актуально на 2022 год

Уставший водитель может устроить смертельное ДТП. Чтобы такого не произошло, Минтранс утвердил режим труда и отдыха водителей. Следить за этим должен и водитель, и работодатель, иначе будет Штраф для обоих. Рассказываем, как не получить штраф, покажем таблицы с часами работы и отдыха для разных видов перевозок.

Что это. Режим труда и отдыха водителя (РТО) — это чередование отдыха и работы по особым правилам. Работа ограничена по часам в сутки, неделю и месяц. А еще правила устанавливают, когда и сколько водитель должен отдыхать.

Нормы труда и отдыха в ПДД

Кто обязан соблюдать режим. Все, чья работа — водить транспорт: грузовики, автобусы, самосвалы. Исключение — водители спецслужб. У них ненормированный график, например пожарные могут три дня сидеть без работы, а потом двое суток быть на задании.

Рассмотрим подробно, какие правила труда и отдыха рекомендует Минтранс.

Приказ Минтранса о труде и отдыхе водителей

Кто считает и проверяет часы труда и отдыха. По правилам владельцы грузовиков и автобусов оборудуют авто тахографом. Этот аппарат считывает начало и конец рабочей смены, проверяет расстояние и скорость. Проверить эту информацию может ГИБДД. Водители знают об этом, поэтому режим труда и отдыха по тахографу помогает снизить аварийность.

Кто обязан оборудовать авто тахографом

Что такое время работы. Это рабочий день или смена. Во время работы водитель управляет машиной и выполняет сопутствующие действия:

  • проходит медпроверку до и после рейса;
  • работает с документами: накладные, путевые листы, маршруты;
  • ждет, пока загрузят или разгрузят машину;
  • обслуживает авто;
  • вынужденно простаивает, если сломалась машина или на пути образовался горный обвал.

Бывает, что грузовик ведет экипаж из двух человек. Один ведет машину, другой отдыхает в специально оборудованном месте кабины. В приказе сказано, что такой отдых не включают во время работы, но оплачивают.

Что такое время отдыха. Отдых водителя — перерыв на обед и отдых в течение смены, суток, недели.

На обед можно тратить от получаса до 2 часов. Ежедневный отдых должен быть не короче, чем двойное время работы накануне. Например, водитель за рулем провел 9,5 часов. Это значит, что на следующий день его отдых вместе с перерывом на обед должен длиться не менее 19 часов.

Помимо этого есть специальный перерыв — это минимум 45 минут, в которые водитель обязан отдохнуть от управления авто. Начать такой перерыв необходимо спустя максимум 4,5 часа с начала управления.

Как учитывать время работы и отдыха. Сам водитель часы не считает, это делает тахограф. Как только шофер вставляет в тахограф личную карту и включает режим «работа», начинается учет рабочего времени. Как только авто трогается с места, аппарат считывает это событие как начало управления авто. Начинается работа по тахографу.

Есть два способа учета рабочих часов:

  • ежедневный. Водитель работает в неделю не больше 40 часов;
  • суммированный. Если график не позволяет работать по ежедневному учету, работодатель по договоренности с водителем устанавливают суммированный — не более 160 часов в месяц.
  • Суммированный учет пригодится, когда, например, в первую и третью неделю месяца водителю приходится работать по 53 часа в неделю. Это 106 часов:
  • 53 часа × 2 недели = 106 часов
  • Если месячная норма — 160 часов, то в оставшиеся 2 недели месяца водитель должен отработать не более 54 часов:
  • 160 часов − 106 часов = 54 часа
  • Сколько часов в сутки можно работать. Водить можно:
  • до 4,5 часов без перерыва,
  • до 9 часов в сутки,
  • до 56 часов в неделю,
  • до 90 часов за две недели, которые идут подряд.

Когда можно увеличить время работы. Время работы в течение суток можно увеличить до 10 часов, но не чаще 2 раз в неделю. Время работы может достигать 12 часов, если нужно добраться до стоянки или места отдыха.

Когда и сколько отдыхать. Не позже, чем через 4,5 часа с начала выезда в рейс, водитель обязан сделать специальный перерыв — он входит в рабочее время. Также полагается время на отдых или обед — от получаса до 2 часов.

По согласованию с руководством смену можно делить на части. Между частями необходимо сделать перерыв:

  • для водителей такси, городских и пригородных автобусов — не более 3 часов;
  • для остальных — не более 5 часов.

Время перерыва между частями рабочего дня за рабочее время не считается.

Водитель отдыхает:

  • не менее 11 часов в сутки;
  • не менее 45 часов в неделю.

В этой таблице основные требования к РТО водителей.

ПоказательНорма
Водить без перерыва 4,5 часа
Специальный перерыв после начала управления 45 мин, можно за два раза
Отдых и обед 0,5-2 часа
Перерыв между частями смены 3 — для водителей городских и пригородных автобусов, 5 — для остальных водителей
Вождение в сутки 9, не чаще двух раз в неделю — до 10
Вождение в неделю 56 часов
Вождение за 2 недели 90 часов
Минимальное время ежедневного отдыха 11 часов
Минимальное время еженедельного отдыха 45 часов
Водить без перерыва
Норма 4,5 часа
Специальный перерыв после начала управления
Норма 45 мин, можно за два раза
Отдых и обед
Норма 0,5-2 часа
Перерыв между частями смены
Норма 3 — для водителей городских и пригородных автобусов, 5 — для остальных водителей
Вождение в сутки
Норма 9, не чаще двух раз в неделю — до 10
Вождение в неделю
Норма 56 часов
Вождение за 2 недели
Норма 90 часов
Минимальное время ежедневного отдыха
Норма 11 часов
Минимальное время еженедельного отдыха
Норма 45 часов
Читайте также:  Что делать, если наложили запрет на регистрацию автомобиля

Такси. Водители такси редко работают по суммированному учету времени — им не нужно ехать из города в город и быть на трассе 10 часов подряд. Это значит, что таксисты должны использовать ежедневный способ учета времени — не больше 40 часов в неделю.

Таксисты не обязаны оборудовать машину тахографом, но за рабочим временем следит приложение, которым пользуются водители для приема заказов. Если водитель слишком долго за рулем, приложение начнет блокировать новые заказы.

Когда «Яндекс» ограничивает доступ к заказам

Суточный график таксиста

Что делаетСколько времени
Ведет машину 2 часа
Заправляет машину, перекусывает 30 минут
Ведет машину 3 часа
Обедает, отдыхает 45 минут
Ведет машину 2 часа
Итого отдых 1 час 15 минут
Итого за рулем 7 часов
Итого смена 8 часов 15 минут
Ведет машину
Сколько времени 2 часа
Заправляет машину, перекусывает
Сколько времени 30 минут
Ведет машину
Сколько времени 3 часа
Обедает, отдыхает
Сколько времени 45 минут
Ведет машину
Сколько времени 2 часа
Итого отдых
Сколько времени 1 час 15 минут
Итого за рулем
Сколько времени 7 часов
Итого смена
Сколько времени 8 часов 15 минут

Дальнобойщик. Как распределить время вождения и отдыха, зависит от договоренности с работодателем. Если в договоре 40 часов в неделю, это 8 часов работы в сутки. Допустим, дорога из одной точки в другую занимает больше, например, 10 часов. Тогда оставшееся 30 часов нужно распределить по дням недели.

В рейсе часто приходится быть неделю и даже больше, а расстояние между городами такое, что за 40 часов в неделю не уложиться. Это значит, что смена может длиться и 15 часов вместо 8. В таких случаях удобнее считать часы работы суммировано — не больше 160 часов в месяц.

В этом случае водитель может отработать длинную смену с максимальным количеством часов вождения. Но таких длинных смен у него не может быть много и отдых между ними должен быть больше, чем между короткими сменами.

Рабочая смена дальнобойщика

Что делаетСколько времени
Проходит предрейсовый осмотр 10 минут
Забирает у экспедитора накладные, путевые листы и прочие документы для поездки 10 минут
Ведет машину 5 часов
Отдыхает, заправляется, обедает 1,5 часа
Ведет машину 4 часа
Отдыхает, ужинает 1,5 часа
Ведет машину 2 часа
Заканчивает смену, обслуживает, заправляет авто 1 час
Итого отдых 3 часа
Итого за рулем 11 часов
Итого смена 15 часов 20 минут
Проходит предрейсовый осмотр
Сколько времени 10 минут
Забирает у экспедитора накладные, путевые листы и прочие документы для поездки
Сколько времени 10 минут
Ведет машину
Сколько времени 5 часов
Отдыхает, заправляется, обедает
Сколько времени 1,5 часа
Ведет машину
Сколько времени 4 часа
Отдыхает, ужинает
Сколько времени 1,5 часа
Ведет машину
Сколько времени 2 часа
Заканчивает смену, обслуживает, заправляет авто
Сколько времени 1 час
Итого отдых
Сколько времени 3 часа
Итого за рулем
Сколько времени 11 часов
Итого смена
Сколько времени 15 часов 20 минут

Шофер автобуса. Для таких работников в приказе Минтранса есть исключение: время их работы может быть увеличено до 12 часов по согласованию с профсоюзом или другим представительным органом работников. Вот как выглядит график работы водителей по 12 часов.

Пример рабочего дня водителя городского автобуса

Что делаетСколько времени
Проходит предрейсовый осмотр 10 минут
Заправляется 10 минут
Ведет автобус 3 часа
Обедает, отдыхает 1 час
Ведет автобус 4 часа
Ужинает, отдыхает 1,5 часа
Ведет автобус 2 часа
Проходит послерейсовый осмотр 10 минут
Итого отдых 2,5 часа
Итого за рулем 9 часов
Итого смена 12 часов
Проходит предрейсовый осмотр
Сколько времени 10 минут
Заправляется
Сколько времени 10 минут
Ведет автобус
Сколько времени 3 часа
Обедает, отдыхает
Сколько времени 1 час
Ведет автобус
Сколько времени 4 часа
Ужинает, отдыхает
Сколько времени 1,5 часа
Ведет автобус
Сколько времени 2 часа
Проходит послерейсовый осмотр
Сколько времени 10 минут
Итого отдых
Сколько времени 2,5 часа
Итого за рулем
Сколько времени 9 часов
Итого смена
Сколько времени 12 часов

Нет, в приказе ничего о таких водителях не сказано. Ориентируйтесь на самочувствие и состояние здоровья.

Что такое тахограф. Это аппарат, который считывает и сохраняет данные водителя, скорость и пробег авто, режим труда и отдыха.

Государство обязало устанавливать тахографы владельцев:

  • грузовиков тяжелее 3,5 тонн;
  • автобусов, в которых больше 8 мест;
  • авто, которые перевозят опасные грузы;
  • манипуляторов;
  • самосвалов.

На какой транспорт нужно устанавливать тахограф

Как тахограф считает время труда и отдыха. У водителя есть личная карточка с чипом, размером с права. Как только водитель вставляет карту в тахограф, аппарат это считывает и сохраняет, например, так: «водитель Иванов А.А. начал работу за рулем грузовика».

Как только машина поедет и ее скорость начнет расти, тахограф отметит это как начало управления авто. Как только скорость упадет до нуля — тахограф зачтет это как остановку.

Рабочее время водителя

Тахограф устанавливают в кабину и подключают к бортовому электропитанию. Устанавливать аппарат можно только в сертифицированных центрах

yandex.ru

В приказе Минтранса есть список водителей, которые не обязаны соблюдать режим труда и отдыха. Это водители:

  • авто, на которых передвигаются чиновники;
  • машин для международных перевозок;
  • предприятий, которые не выезжают на дороги общего пользования;
  • спецслужб;
  • военных авто.

Кто проверяет РТО водителя. Это обязанность ГИБДД. Полицейский имеет право снимать показания тахографа. Аппарат может выводить информацию о поездке — на чековой ленте печатаются данные о скорости, расстоянии и режиме труда и отдыха. Этот «чек» и смотрит инспектор. Если время работы больше, чем разрешено по закону, будет штраф.

О проверке показаний тахографа в регламенте МВД

Какие штрафы. Штрафы есть для всех, кто отвечает за перевозку:

  • водителю — до 2000 рублей;
  • ответственному за смену — до 10 000 рублей;
  • ИП — до 25 000 рублей;
  • юрлицу — до 50 000 рублей.

Это штрафы за работу в нерабочие дни: если по графику водитель должен отдыхать, работа запрещена.

  1. Режим труда и отдыха обязаны соблюдать все, чья работа — водить авто. Обычные водители его соблюдать не обязаны.
  2. Ежедневный учет рабочего времени используют, когда водитель работает не больше 40 часов в неделю. Если недельный объем больше, используют суммированный — в месяц не больше 160 часов.
  3. Режим труда и отдыха фиксирует тахограф — специальный аппарат, установленный в кабине водителя.
  4. Проверяет запись тахографа инспектор ГИБДД. Если обнаружится, что водитель нарушил режим, например, вел авто 6 часов подряд, инспектор оформит штраф.
  5. Суммы штрафа: водителю — до 2000 рублей, начальнику смены — до 10 000 рублей, ИП — до 25 000 и юрлицу — до 50 000 рублей.

Какой штраф за езду грузовика без тахографа в 2022 году Штраф за перегруз грузового автомобиля в 2022 году

Рабочее время, время отдыха и условия труда водителя: изменения с 2021 года (приказ Минтранса)

Как и ранее действовавший документ, новый приказ утверждён для реализации положений ст. 329 ТК РФ, согласно которой режим рабочего времени водителей определяет соответствующее федеральное ведомство.

Действие новых особенностей организации труда и отдыха от Минтранса распространяется на всех водителей, работающих по трудовому договору в организациях или ИП. При этом сделано уточнение: ИП, самостоятельно управляющие своими машинами, так же обязаны соблюдать требования нового приказа Минтранса с 2021 года.

По-прежнему действие положений Приказа не применяют:

  • к водителям на междугородних рейсах;
  • к сотрудникам. управляющим аварийно-спасательными и пожарными машинами;
  • к водителям автомобилей, оказывающих медпомощь при чрезвычайных ситуациях.

С 2021 года действие приказа Минтранса не распространяется на следующие категории транспортных работников:

  • водителей легковых служебных автомобилей госструктур;
  • водителей, занятых перевозками внутри территории компании и не выезжающих на дороги общего пользования;
  • водителей легковых автомобилей ведомственной охраны;
  • армейских водителей;
  • водителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

В результате, сфера применения приказа Минтранса конкретизирована: в него помимо работников компании добавлены индивидуальные предприниматели, самостоятельно занимающиеся перевозками. Вместе с тем, выведены из области применения приказа водители, трудящиеся на территории компании, а также занятые в различных госорганах.

Регулирование продолжительности рабочего дня водителей с 2021 года

При сохранении положения об установлении нормальной продолжительности еженедельного рабочего времени, равной 40 часам, в новом приказе Минтранса нет положений, предписывающих работать строго по 8 или 7 часов в неделю. То есть, количество рабочих дней в неделю и их продолжительность могут меняться – при условии, если соблюдена указанная еженедельная норма времени.

Сохранена возможность введения суммированного учета рабочего времени. При этом учетный период по-прежнему должен составлять не более 1 месяца, а в отдельных случаях, когда сделать это не представляется возможным, – не более 3-х месяцев.

В новом приказе Минтранса с 2021 года исключена возможность установления учетного периода в 6 месяцев для перевозок пассажиров в курортной местности и при сезонных перевозках.

По сути, неизменной осталась разрешенная длительность рабочего дня для суммированного учета:

  • до 10 часов – в обычных условиях;
  • до 12 часов – на городских и пригородных автобусных маршрутах;
  • до 12 часов – для водителей системы здравоохранения, телефонных, телеграфных служб, учреждений связи, при перевозке руководителей организаций, телевизионных служб и инкассаторских автомобилей, такси, а также вахтовых бригад.

Также сохранена возможность увеличения максимальной длительности рабочего дня на 2 часа – то есть до 12 часов. При условии:

  • необходимости завершения перевозки;
  • следования к месту стоянки.

Рабочее время водителя и порядок разделения его на части с 2021 года

Рабочий день водителя в новом приказе Минтранса с 2021 года так же включает в себя периоды непосредственного вождения и время специальных перерывов для отдыха водителя. Однако есть и некоторые отличия.

Читайте также:  Исчисление сроков обжалования судебного решения

С 2021 года расширен перечень видов деятельности, не относящихся к непосредственному управлению автомобилем, но включаемых в рабочее время. Так, отдельно введена категория рабочего времени, не связанного с управлением, которая включает:

  • подготовительно-заключительное время;
  • периоды прохождения медосмотров;
  • простои не по вине работника;
  • время ремонта автомобиля;
  • иные периоды, предусмотренные законодательством, трудовым и коллективным договором.

Таким образом, с 2021 года рабочий день водителя включает открытый перечень видов занятости, не связанных с вождением. Он определяется достигнутыми нанимателем и работником договоренностями. Кроме того, сняты ограничения на зачет в рабочее время периодов:

  • охраны груза;
  • присутствия на рабочем месте в качестве второго водителя.

С 2021 года допустимо разделение рабочей смены водителя на части с его согласия. В 2020 году и ранее это было возможно только для водителей служебных автомобилей федеральных служащих, а также занятых управлением автобусами на городских и пригородных маршрутах.

В результате список сотрудников, занятых вождением транспортного средства, для которых можно применять подобный метод организации труда, с 2021 года расширен.

Кроме того, с 2021 года появилось четкое разграничение максимальной длительности перерыва, устанавливаемого между частями смены:

  • для водителей, трудящихся на пассажирских перевозках – не более 3-х часов;
  • для прочих водителей – не более 5 часов.

Указанные временные разрывы между частями трудового дня в рабочее время не включают. Они должны быть предоставлены не позднее чем через 5 часов после начала смены.

Важно

В новом приказе Минтранса с 2021 года исключена норма о сверхурочной работе. Таким образом, к водителям будут применять общие правила привлечения к ней, закрепленные в ТК РФ.

Ненормированное время водителей и длительность управления автомобилем с 2021 года

По-прежнему действует ограничение, позволяющее применять ненормированный рабочий день только:

  • к водителям легкового транспорта (кроме такси);
  • водителям, участвующим в геолого-разведочных и топографо-изыскательских работах.

Для водителей иных транспортных средств этот режим недоступен. Сам вопрос регулирования продолжительности управления автомобилем с 2021 года дополнен. Вот сравнение:

ПРИКАЗ МИНТРАНСА ОТ 20.08.2004 № 15 НОВЫЙ ПРИКАЗ МИНТРАНСА С 2021 ГОДА
Не более 9 часов в смену, а при движении в горной местности, перевозке крупногабаритных и длинномерных грузов – не более 8 часов.
Увеличение времени управления до 10 часов возможно только при суммированному учете рабочего времени.
Не более 9 часов в смену с возможностью увеличения не более чем до 10 часов, но не более 2-х раз в течение календарной недели
Общее время непосредственного управления автомобилем не должно быть более 56 часов в неделю и не более 90 часов за 2 календарных недели
Превышение общего времени управления автомобилем в день допустимо не более чем на 1 час – для следования к месту стоянки, пункту назначения или месту отдыха

Регулирование времени отдыха водителей с 2021 года

С 2021 года еженедельный отдых водителя не может быть менее 45 часов. Он увеличен в сравнении с прежним документом Минтранса на 3 часа.

Вместе с тем, работодатель может сокращать время еженедельного отдыха до 24-х часов – 1 раз в течение 2-х идущих подряд недель. Но впоследствии он обязан компенсировать этот отдых.

В течение 3-х недель после недели с увеличенным временем работы ему нужно присоединить 24 часа к еженедельному отдыху либо 3 раза по 9 часов к ежедневному отдыху.

Ежедневный отдых должен быть не менее двойной длительности смены (рабочего дня). Для суммированного учета отдых с 2021 года разрешено сокращать до 11 часов (до 12 часов в 2020 г. и до 11 – только при междугородних перевозках).

С 2021 года есть новые правила сокращения еженедельного отдыха, которых ранее не было:

  • возможно сокращение отдыха до 9 часов, но не более 3-х раз в промежутке между двумя периодами еженедельного отдыха (т. е., как правило, не более 3-х раз в неделю);
  • допустимо разделение ежедневного отдыха на части, первая часть которого составит не менее 3-х часов, а последняя – не менее 9 часов.

Важно

С 2021 года любой ежедневный отдых может быть замещен еженедельным отдыхом.

Перерыв для отдыха и питания по-прежнему предоставляют в середине рабочего дня. Он может длиться от 30 минут до 2-х часов.

Увеличен до 4 часов 30 минут в смену период, по окончании которого водителю нужно предоставлять специальный отдых длительностью 45 минут.

При этом этот отдых может быть разбит на части, первая из которых должна быть не менее 15 минут, а вторая – не более 30 минут. Этот перерыв предоставляют, если он не совпадает с другими периодами ежесменного отдыха.

Что делать компаниям в связи с изменениями с 2021 года

Прежде всего, нужно проанализировать действующие в организации режимы работы и графики, скорректировать время еженедельного и ежедневного отдыха водителей. При необходимости – подготовить новые графики на 2021 год. Быть готовыми внести необходимые изменения в части времени работы и отдыха в правила внутреннего трудового распорядка.

Что изменилось в режиме труда и отдыха водителей с 2021 года

11.01.2021

С 1 января действуют новые особенности труда и отдыха водителей автомобилей. Нормы утвердил Минтранс России Приказом № 424 от 16 октября 2020 г. Они обязательны для исполнения всеми юрлицами и ИП, которые самостоятельно управляют автомобильным транспортом.

Что нужно знать о новых нормах отдыха для водителей с 2021 года

Новые нормы труда и отдыха применяют для организации работ транспортного персонала. Обратите внимание на шесть ключевых положений.

  1. Обеденный перерыв может составлять не менее 30 минут, но не более 2-х часов. Рекомендовано предоставлять его в середине рабочего дня. Порядок и длительность обеденного перерыва устанавливают в правилах внутреннего трудового распорядка.
  2. Специальный перерыв при непрерывном вождении водитель обязан сделать не позднее, чем через 4 часа 30 минут управления автомобилем. Его продолжительность — не менее 45 минут. Специальный перерыв можно делить на части: 15 и 30 минут.
  3. Прочие перерывы. Если рабочий день больше 8 часов допустимо предоставление 2-х перерывов суммарной продолжительностью не более 2-х часов. Каждый из них не может быть менее 30 минут.
  4. Междусменный отдых не должен быть менее двойной продолжительности предшествующей ему смены (рабочего дня). При совокупном учете междусменный отдых не может быть менее 11 часов. Отклонения от нормы допустимы в следующих случаях:
    • до 9 часов, но не более 3-х раз во временном отрезке между окончанием одного еженедельного отдыха и началом следующего;
    • дробление времени отдыха на 2 и более части, первая из которых составляет не менее 3-х часов, а последняя не менее 9 часов.
  5. Водители, работающие в составе экипажей, часы отдыха дробить не могут. Они обязаны использовать его в количестве не менее 9 часов по окончании ежедневного периода.
  6. Разделение рабочего дня (смены) на части может осуществляться с согласия водителя. С согласия водителей рабочий день (смена) может быть разделен на части. В данном случае суммарное время перерывов между частями рабочего дня (смены) не может превышать:
    • для водителей, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении — 3 часа;
    • для остальных водителей — 5 часов.

Что включает в себя рабочее время водителей

Помимо времени управления автомобилем, рабочее время водителя включает в себя:

  • время ремонта автомобиля, выполняемое водителем самостоятельно;
  • время стоянки в ожидании погрузочно-разгрузочных работ, ожидание посадки и высадки пассажиров;
  • время специальных перерывов для отдыха;
  • время подготовки автомобиля перед выездом и обслуживание после выезда;
  • время предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, а также время следования от рабочего места до места проведения медосмотра и обратно;
  • время иных работ, не связанных с управлением автомобилем, и иное время, предусмотренное трудовым договором, локальным актом и законодательством РФ;
  • время простоев не по вине водителя.

Обратите внимание, что время, в течение которого водитель находится во время движения автомобиля в составе экипажа и не управляет автомобилем, как и время охраны груза, по новым нормам рабочим временем не считается.

На кого не распространяются новые нормы:

Законом предусмотрены порядка семи категорий водителей, на которых новые нормы не распространяются. Среди них:

  1. Водители аварийно-спасательных и пожарных автомобилей.
  2. Водители легковых автомобилей службы ведомственной охраны.
  3. Водители, занятые перевозками в пределах территории предприятия.
  4. Водители, осуществляющих перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и местного самоуправления.
  5. Водители, занятые на международных перевозках.
  6. Водители автомобилей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
  7. Водители-военнослужащие при исполнении обязанностей военной службы.

Как контролируется соблюдение норм водителями в 2021 году

Согласно Приказу Минтранса РФ № 438 от 26.10.2020 Контролировать режим работы и отдыха водителей предполагается по тахографу. Такими устройствами необходимо оснащать:

  • автобусы;
  • грузовые автомобили с разрешенной массой более 3,5 тонн.

За соблюдением норм будут следить проверяющие органы: Роспотребнадзор, Роструд, ГИБДД. А за нарушения предусмотрены санкции в виде штрафов:

  • для водителя — от 1500 до 2000 руб.;
  • для должностных лиц нанимателя — от 7000 руб. до 10 000 руб.;
  • для ИП — от 15 000 до 25 000 руб.;
  • для организаций — от 20 000 руб. до 50 000 руб.

Такие нормы предусмотрены частью 3 ст. 11.23 КоАП РФ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector