Новости

Статья 212.1. Неоднократное нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования

Информация для граждан, должностных и юридических лиц об административной ответственности за нарушение порядка проведения собрания, митингов, демонстраций, шествий или пикетирований, а также порядка при участии в них.

Законодательство Российской Федерации о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях основывается на положениях Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и включает в себя Федеральный закон и иные законодательные акты Российской Федерации, относящиеся к обеспечению права на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований.

Порядок проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований предусмотрен Федеральным Законом РФ от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (в редакции Федерального закона от 08.06.2012 №65-ФЗ).

За нарушения порядка проведения собрания, митингов, демонстраций, шествий или пикетирований, и порядка участия в них наступает административная ответственность, предусмотренная Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

№ п/п Возможные нарушения порядка организации и проведения публичных мероприятий Применяемая норма административного законодательства (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 08.06.2012 № 65-ФЗ) Санкция по применяемой норме
1. Воспрепятствование организации или проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования Статья 5.38. Нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании Воспрепятствование организации или проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо участию в них, а равно принуждение к участию в них наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
2 Организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления Статья 20.2. Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования ч. 2. Организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до пятидесяти часов; на должностных лиц — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от семидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
3. Организация либо проведение несанкционированного собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования в непосредственной близости от территории ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ либо активное участие в таких публичных мероприятиях, если это осложнило выполнение работниками указанных установки, источника или пункта своих служебных обязанностей или создало угрозу безопасности населения и окружающей среды Статья 20.2. Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования ч. 7. Организация либо проведение несанкционированных собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования в непосредственной близости от территории ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ либо активное участие в таких публичных мероприятиях, если это осложнило выполнение работниками указанных установки, источника или пункта своих служебных обязанностей или создало угрозу безопасности населения и окружающей среды наложение административного штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток; на должностных лиц — от двухсот тысяч до шестисот тысяч рублей; на юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
4. Организация массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, повлекшее нарушение общественного порядка Статья 20.2.2. Организация массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, повлекших нарушение общественного порядка
ч. 1. Организация не являющегося публичным мероприятием массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, публичные призывы к массовому одновременному пребыванию и (или) передвижению граждан в общественных местах либо участие в массовом одновременном пребывании и (или) передвижении граждан в общественных местах, если массовое одновременное пребывание и (или) передвижение граждан в общественных местах повлекли нарушение общественного порядка или санитарных норм и правил, нарушение функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения или связи либо причинение вреда зеленым насаждениям либо создали помехи движению пешеходов или транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи
ч. 2. Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния
наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до пятидесяти часов; на должностных лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей. наложение административного штрафа на граждан в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или обязательные работы на срок до двухсот часов; на должностных лиц — от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей; на юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
5. Блокирование транспортных коммуникаций Статья 20.18. Блокирование транспортных коммуникаций Организация блокирования, а равно активное участие в блокировании транспортных коммуникаций, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 20.2 и статьей 20.2.2 Кодекса об административных правонарушениях наложение административного штрафа на граждан в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или обязательные работы на срок до ста часов; на должностных лиц — от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.
6. Превышение указанного в уведомлении на проведение публичного мероприятия количества участников публичного мероприятия, если превышение количества таких участников создает угрозу общественному порядку и (или) общественной безопасности, безопасности участников данного публичного мероприятия или других лиц либо угрозу причинения ущерба имуществу Статья 20.2. Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования ч. 1. Нарушение организатором публичного мероприятия установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 — 4 настоящей статьи, — наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов; на должностных лиц — от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
7. Проведение публичного мероприятия в местах, в которых проведение публичных мероприятий запрещено
8. Проведение публичного мероприятия ранее 7 часов и позднее 22 часов по местному времени (за исключением публичных мероприятий, посвященных памятным датам России, публичных мероприятий культурного содержания)
Статья 20.2. Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования ч. 1. Нарушение организатором публичного мероприятия установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 — 4 настоящей статьи, — наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов; на должностных лиц — от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
9. Необеспечение организатором публичного мероприятия условий проведения, указанных в уведомлении на проведение публичного мероприятия или измененных в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления
10. Нарушение минимально допустимого расстояния между лицами, осуществляющими одиночное пикетирование, определенного законом субъекта Российской Федерации
11. Сокрытие участниками публичного мероприятия своих лиц, использование масок, средств маскировки, иных предметов, специально предназначенных для затруднения установления личности Статья 20.2. Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования ч. 5. Нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, — наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.
12. Наличие у участников публичного мероприятия оружия или предметов, используемых в качестве оружия, взрывчатых и легковоспламеняющихся веществ, наличие и (или) распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, приготовленных на его основе
13. Нахождение участника публичного мероприятия в месте его проведения в состоянии опьянения
Читайте также:  Как проверить, есть ли у земельного участка кадастровый номер Что делать, если ЗУ не стоит на учёте

Полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях по статье 20.2.2 КоАП предоставлены должностным лицам органов внутренних дел (полиции) (статья 28.3 КоАП). Рассмотрение дел по данным правонарушениям согласно части 3 статьи 23.1 КоАП с 1 января 2013 года будет отнесено к компетенции судей районных судов.

  • Увеличен срок исковой давности привлечения к административной ответственности за нарушения законодательства в указанной сфере до одного года со дня совершения административного правонарушения (в обычных случаях постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев).
  • Административное наказание в виде обязательных работ устанавливается на срок от двадцати до двухсот часов и отбывается не более четырех часов в день, причем обязательные работы отнесены к основным видам административных наказаний.
  • Обязательные работы, наряду с административным арестом и административным приостановлением деятельности, отнесены к видам административных наказаний, принесение протеста на постановления о которых не приостанавливают исполнение этих постановлений (внесены изменения в части 2 статьи 31.6 КоАП);

Постановление судьи о назначении обязательных работ исполняется судебным приставом-исполнителем в порядке, установленном федеральным законодательством.

Виды обязательных работ и перечень организаций, в которых лица, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывают обязательные работы, определяются органами местного самоуправления по согласованию с территориальными органами ФССП России (новая статья 32.13 КоАП).

Установлена ответственность за уклонение от данного вида наказания (новая часть 4 статьи 20.25 КоАП). Полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях за уклонение от отбывания обязательных работ предоставлены должностным лицам ФССП России.

На случаи уклонения от отбывания обязательных работ могут применяться такие меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, как доставление и административное задержание (полномочия у судебных приставов имеются).

Установлена процессуальная гарантия обязательного присутствия при рассмотрении дела лица, привлекаемого к административной ответственности за нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях, в отношении которого рассматривается дело (в части 3 статьи 25.1 КоАП).

Страница отображения — Прокуратура города Москвы

Ответственность за нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга

Право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование закреплено в статье 31 Конституции Российской Федерации.

Федеральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» определены порядок организации митингов, правила выбора мест для проведения мероприятий, субъектный состав участвующих (организаторы, участники), основания для приостановления и прекращения митинга.

Законом предусмотрено, что организатор публичного мероприятия обязан в письменной форме подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.

Статьей 212.1 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена ответственность за неоднократное нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования в виде штрафа в размере от 600 тыс.

до 1 млн рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо обязательных работ на срок до 480 часов, либо исправительных работ на срок от одного года до двух лет, либо принудительных работ на срок до пяти лет, либо лишения свободы на тот же срок.

Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования признается совершенным неоднократно в том случае, если ранее лицо привлекалось к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьей 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, более двух раз в течение 180 дней.

Административная ответственность за нарушение организатором публичного мероприятия установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, а также за организацию либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия предусмотрена статьей 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Участие граждан в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании, повлекших создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов, транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры, является административным правонарушением, предусмотренным частью 6.1 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и влечет наказание в виде штрафа:

  • для граждан от 10 до 20 тыс. рублей, или обязательных работ на срок до 100 часов, или административного ареста на срок до 15 суток,
  • для должностных лиц от 50 тыс. до 100 тыс. рублей,
  • для юридических лиц от 200 тыс. до 300 тыс. рублей.

Прямая ссылка на материал
Поделиться

Право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование закреплено в статье 31 Конституции Российской Федерации.

Федеральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» определены порядок организации митингов, правила выбора мест для проведения мероприятий, субъектный состав участвующих (организаторы, участники), основания для приостановления и прекращения митинга.

Законом предусмотрено, что организатор публичного мероприятия обязан в письменной форме подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.

Статьей 212.1 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена ответственность за неоднократное нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования в виде штрафа в размере от 600 тыс.

до 1 млн рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо обязательных работ на срок до 480 часов, либо исправительных работ на срок от одного года до двух лет, либо принудительных работ на срок до пяти лет, либо лишения свободы на тот же срок.

Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования признается совершенным неоднократно в том случае, если ранее лицо привлекалось к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьей 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, более двух раз в течение 180 дней.

Административная ответственность за нарушение организатором публичного мероприятия установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, а также за организацию либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия предусмотрена статьей 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Участие граждан в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании, повлекших создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов, транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры, является административным правонарушением, предусмотренным частью 6.1 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и влечет наказание в виде штрафа:

  • для граждан от 10 до 20 тыс. рублей, или обязательных работ на срок до 100 часов, или административного ареста на срок до 15 суток,
  • для должностных лиц от 50 тыс. до 100 тыс. рублей,
  • для юридических лиц от 200 тыс. до 300 тыс. рублей.

Ответственность за участие в несанкционированном митинге

Право на проведение митингов гарантировано статьей 31 Конституции РФ, согласно которой каждый вправе собираться мирно и без оружия.

         Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19.06.2004 N 54-ФЗ (далее – ФЗ № 54) определен порядок организации митингов; правила определения мест для проведения мероприятий; субъектный состав участвующих (организаторы, участники); основания для приостановления и прекращения митинга.

Читайте также:  Встречный иск по гражданскому делу образец заявления и процессуальные требования

         Закон запрещает незапланированный массовый сбор людей. В силу статьи 7 ФЗ № 54 организатору необходимо предварительно подать заявку на проведение митинга в орган исполнительной власти того субъекта, где он проводится.

         Далее производится согласование места его проведения.          К территориям, на которых проведение митингов запрещено, относятся железнодорожные пути, площадки, примыкающие к зданиям органов власти, и т.д. Кроме того, нельзя проводить митинги там, где они могут нарушить работу инфраструктурных объектов, повлиять на движение транспорта.

         Ответственность за любые нарушения, связанные с организацией и проведением массовых собраний людей установлена  статьей 20.2 КоАП РФ.

         В ч. 1 статьи 20.2 КоАП РФ закреплена ответственность для организаторов, которые не соблюдали порядок проведения мероприятия, предусмотренный законом, а также не выполняли обязанностей, которые должны выполнять организаторы митинга.

         То, какой вид наказания понесет нарушитель, зависит от того, кем он является – простым гражданином, должностным, либо юридическим лицом.

Если для граждан максимальный штраф – 20 тысяч рублей, то для юридических лиц его размер может доходить до 100 тысяч. Для граждан возможна замена штрафа обязательными работами (до 40 часов).

         Кроме того, граждане могут быть арестованы (максимальный срок ареста – 10 суток), или привлечены к обязательным работам (до 50 часов).

         Ответственность по указанной статье КоАП РФ наступает с 16 лет.

         Также к административной ответственности при участии несовершеннолетнего ребенка в несанкционированном публичном мероприятии могут быть привлечены и его законные представители (родители), а именно по ст. 5.

35 КоАП РФ, то есть за неисполнение, ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями обязанностей по содержанию, воспитанию несовершеннолетних, что в свою очередь влечет предупреждение или наложение административного штрафа.

  •          Указанные дела об административных правонарушениях рассматриваются Комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав.
  •          В случае недостижения несовершеннолетним возраста, с которого наступает административная ответственность, либо освобождения его от предусмотренной законом ответственности, членами КДН и ЗП может быть принято решение о проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним и его родителями (законными представителями).
  •          Поведение участников любого публичного мероприятия — митинга, шествия, пикетирования, регламентировано законом. Федеральный закон запрещает участнику:
  • ·        скрывать свое лицо, применять маскировку и предметы, которые затрудняют идентификацию личности человека по его внешним признакам;
  • ·        хранить и носить при себе предметы, ограниченные или запрещенные в гражданском обороте: любое оружие, колющие и режущие предметы, взрывопожароопасные вещества, предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия, пиротехнические изделия, ядовитые и едко пахнущие вещества и другие предметы, согласно перечня, указанного в части 4 статьи 6 Федерального закона;
  • ·        хранить, употреблять, распространять алкогольную и спиртосодержащую продукцию, включая пиво и пивные напитки;
  • ·        находиться в месте проведения публичного мероприятия в состоянии опьянения;
  • ·        совершать иные противоправные действия, нарушающие общественный порядок (нецензурная брань, непристойные жесты, неповиновение законным требованиям сотрудника полиции, призывы к насилию и прочее);
  • ·        причинять вред имуществу или личности.

         Частью 5 статьи 20.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность за участие в митинге с нарушением установленного законом порядка.

В частности, участники массового мероприятия не вправе носить маски, находиться в состоянии опьянения, приносить оружие, алкоголь, фаеры, и т.д.

Если правила участия в массовом мероприятии нарушены, возможно наложение штрафа до 20 тысяч рублей, либо назначение наказания в виде обязательных работ (до 40 часов).

         Кроме того, участники массовых мероприятий могут понести более суровую ответственность, если в результате нарушения правил проведения митинга имуществу или здоровью граждан будет причинен вред. В этом размер штрафа может достигать 300 тысяч рублей, а срок обязательных работ – 200 часов. Кроме того, участника могут арестовать на 15 суток.

         Законом предусмотрена уголовная ответственность для организаторов митинга.

   В соответствии со ст. 212.

1 Уголовного кодекса Российской Федерации, нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, если это деяние совершено неоднократно, наказывается штрафом в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Статья 212.1 УК РФ. Неоднократное нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (новая редакция с ми)

Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, если это деяние совершено неоднократно, —

наказывается штрафом в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Примечание.

Нарушением установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, совершенным лицом неоднократно, признается нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, если это лицо ранее привлекалось к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьей 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, более двух раз в течение ста восьмидесяти дней.

Комментарий к ст. 212.1 УК РФ

1. Согласно ст. 31 Конституции граждане РФ имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Такое право граждан на мирные публичные мероприятия является необходимой гарантией формирования демократического гражданского общества. При этом в соответствии с ч. 3 ст.

55 Конституции права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Эти фундаментальные конституционные положения соответствуют требованиям ч. 1 ст. 20 Всеобщей декларации прав человека о том, что каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций, ст.

21 Международного пакта о гражданских и политических правах о том, что пользование таким правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц. На основе Конституции, общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров РФ определяется и законодательство РФ, относящееся к обеспечению права на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований, о чем прямо указано в ст. 1 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». За воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них предусмотрена уголовная ответственность по ст. 149 УК (см. комментарий к ней).

2. Объективная сторона преступления выражается в действиях, нарушающих установленный порядок организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, если это деяние совершено неоднократно.

Понятие неоднократности дано в примеч.

к комментируемой статье, согласно которому нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, совершенное лицом неоднократно, признается нарушением данного порядка, если это лицо ранее привлекалось к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст. 20.2 КоАП, более двух раз в течение 180 дней.

Из этого следует, что лицо может быть привлечено к уголовной ответственности по ст. 212.1 УК лишь в том случае, если оно совершает административное правонарушение, предусмотренное ст. 20.

2 КоАП, как минимум в четвертый раз и если оно до этого ранее привлекалось не менее трех раз к административной ответственности за такие административные правонарушения в течение 180 дней.

Если лицо привлекается к административной ответственности за третье административное правонарушение в более поздний срок, например на 181 день, то неоднократность отсутствует.

Читайте также:  Дата изменения сведений в гкн

Кроме этого, необходимо, чтобы ко времени привлечения лица к уголовной ответственности все ранее вынесенные судебные постановления (не менее трех) о привлечении его к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст. 20.2 КоАП, вступили в законную силу. Это следует из требований ч.

2 ст. 1.5 КоАП, о том, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, установленном КоАП, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело, и ст. 31.

1 КоАП, определяющей порядок вступления постановления по делу об административном правонарушении в законную силу. Также необходимо учитывать требования ст. 4.6 КоАП о том, что лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня исполнения данного наказания.

Постановлением КС РФ от 10.02.2017 N 2-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 212.1 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина И.И. Дадина», осужденного по ст. 212.1 УК РФ, признано, что ст. 212.

1 УК не противоречит Конституции РФ, поскольку содержащиеся в ней положения позволяют, в частности: подвергать уголовному преследованию за нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования лицо, ранее не менее трех раз в течение 180 дней привлекавшееся к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные ст. 20.2 КоАП, если это лицо в пределах срока, в течение которого оно считается подвергнутым административному наказанию за указанные правонарушения, вновь нарушило установленный порядок организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования; исключают возможность привлечения к уголовной ответственности за нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования лица, в отношении которого на момент совершения инкриминируемого ему деяния отсутствовали вступившие в законную силу судебные акты о привлечении не менее трех раз в течение 180 дней к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные ст. 20.2 КоАП.

Массовые беспорядки (ст. 212 УК РФ)

Непосредственный объект преступления — общественная безопасность и общественный порядок. Дополнительным объектом являются жизнь и здоровье людей, собственность, нормальная работа органов власти и управления.

Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 212 УК РФ, характеризуется следующими действиями:

  • — организацией массовых беспорядков, сопровождающихся насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением оружия, взрывных устройств, взрывчатых, отравляющих либо иных веществ и предметов, представляющих опасность для окружающих;
  • — оказанием вооруженного сопротивления представителю власти;
  • — подготовкой лица для организации таких массовых беспорядков или участия в них.

Организация массовых беспорядков — это действия, направленные на создание толпы, группы людей для совместного нарушения общественной безопасности и общественного порядка и руководство этой толпой или людьми для производства перечисленных выше акций.

Под насилием понимается как физическое, так и психическое насилие, которое может выражаться в причинении или угрозе причинения легкого, средней тяжести или тяжкого вреда здоровью.

Оно также может выразиться в угрозе убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, нанесении побоев или угрозе их нанесения. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью при особо отягчающих обстоятельствах (ч. 3 или 4 ст.

111 УК РФ) или совершение убийства влечет за собой квалификацию по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 212 УК РФ и ч. 3 или 4 ст. 111 УК РФ либо ст. 105 УК РФ.

  • Погром — разрушение, разграбление, разорение жилых, служебных, производственных или иных помещений, умышленное уничтожение имущества.
  • Поджог — действие, приводящее к воспламенению имущества или пожару.
  • Уничтожение имущества означает приведение его в полную негодность.
  • Под применением огнестрельного оружия, взрывных устройств, взрывчатых, отравляющих либо иных веществ и предметов, представляющих опасность для окружающих, понимается их активное использование в процессе массовых беспорядков.
  • Оказание вооруженного сопротивления представителю власти означает активное противодействие организаторов и участников массовых беспорядков представителю власти путем применения или угрозы применением огнестрельного оружия.

Понятие представителя власти содержится в примечании к ст. 318 УКРФ.

  1. Преступление признается оконченным с момента совершения действий, образующих объективную сторону массовых беспорядков, независимо от того, наступили какие-либо общественно опасные последствия или не наступили.
  2. Субъективная сторона деяния характеризуется прямым умыслом.
  3. Субъект преступления — организатор массовых беспорядков, достигший 16-летнего возраста.

По ч. 1.1 ст. 212 УК РФ наступает ответственность за склонение, вербовку или иное вовлечение лица, совершение действий, предусмотренных ч. 1 этой статьи.

Субъект преступления (ч. 1.1 ст. 212 УК РФ) — физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Часть 2 ст. 212 УК РФ устанавливает ответственность за участие в массовых беспорядках, предусмотренных ч. 1 данной статьи.

Под участием в массовых беспорядках понимается совершение лицом насилия, погромов, поджогов, уничтожения имущества, применения огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, а также оказания вооруженного сопротивления представителю власти.

Субъект преступления, предусмотренный ч. 2 ст. 212 УК РФ, — физическое вменяемое лицо, достигшее 14 лет.

В ч. 3 ст. 212 УК РФ предусмотрена ответственность за призывы к массовым беспорядкам, предусмотренным ч. 1 данной статьи, или участию в них, а равно призывы к насилию над гражданами.

Призыв — обращение к участникам массовых беспорядков, выражающее стремление возбудить в них решимость активного участия в массовых беспорядках, активном неповиновением требованиям представителей власти и осуществлении насилия над гражданами. Призыв может быть выражен в любой форме: устно, письменно, с использованием технических средств, плакатов, лозунгов и др.

Данное преступление (ч. 3 ст. 212 УК РФ) признается оконченным с момента осуществления призыва (обращения) независимо от того, удалось или нет побудить толпу к совершению указанных действий.

Субъектом преступления признается лицо, достигшее возраста 16 лет, которое не является организатором или активным участником массовых беспорядков.

Часть 4 данной статьи предусматривает ответственность за прохождение лицом обучения, заведомо для обучающегося проводимого в целях организации массовых беспорядков либо участия в них, в том числе приобретение знаний, практических умений и навыков в ходе занятий по физической и психологической подготовке, при изучении способов организации массовых беспорядков, правил обращения с оружием, взрывными устройствами, взрывчатыми, отравляющими, а также иными веществами и предметами, представляющими опасность для окружающих.

Субъект преступления (ч. 4 ст. 212 УК РФ) — физическое вменяемое лицо, достигшее 16 лет.

Согласно примечанию лицо, совершившее преступление, предусмотренное ч.

4 данной статьи, освобождается от уголовной ответственности, если оно сообщило органам власти о прохождении вышеуказанного обучения, способствовало раскрытию совершенного преступления или выявлению других лиц, прошедших такое обучение, осуществляющих, организовавших или финансировавших такое обучение, а также мест его проведения. Обязательным условием является отсутствие в действиях такого лица иного состава преступления.

Непосредственные объекты преступления — основы общественной безопасности и общественный порядок.

Объективная сторона преступления выражается в нарушении установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, если это деяние совершено неоднократно.

Неоднократным такое нарушение установленного порядка организации либо проведения названных выше публичных мероприятий признается, если лицо ранее привлекалось к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст. 20.2 КоАП РФ, более двух раз в течение 180 дней.

Субъективная сторона преступления характеризуется наличием прямого умысла (на это указывает то обстоятельство, что лицо осознает факт противоправности своего поведения, поскольку ранее уже подвергалось мерам административной ответственности за аналогичное правонарушение).

Субъект преступления — физическое вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector