Пресс-центр

Особенности заключения договора с управляющей компанией

Юридическая консультация > Административное право > Коммунальные службы > С кого и что можно требовать, если не заключен договор с управляющей компанией

В последнее время обслуживание многоквартирных домов ведется управляющими компаниями ЖКХ, договор с которыми заключают жильцы. После подписания документов обе стороны действуют в рамках положений, зафиксированных в договоре. Особенности таких договоров будут рассматриваться в данной статье.

Особенности заключения договора с управляющей компанией

Управляющая компания должна быть юридическим лицом

Договор – это документ, в котором фиксируются обязанности сторон. В случае с заключением соглашения между владельцами недвижимости и управляющей компанией форма документа должна быть обязательно письменной. В договоре оформляется соглашение двух сторон:

  1. Владельцы недвижимости, расположенной по адресу, являющемуся основанием договора.
  2. Управляющая компания, деятельность которой регламентируется уставом.

Управляющая компания должна являться юридическим лицом. По договору она должна принять на себя обязанности содержать, ремонтировать недвижимое имущество, ставшее предметом договора.

Кроме этого, своевременно предоставлять владельцам жилья определенные услуги. Между сторонами заключается типовой договор, который может быть доработан в соответствии с конкретными обстоятельствами. Минимальный срок действия документа – год.

Согласование с законодательной базой

Все положения договора не должны противоречить действующему законодательству. При этом руководствуются жилищным законом РФ. Статья 162 позволяет передать полномочия по содержанию жилья, решению вопросов, связанных с коммунальной и хозяйственной деятельностью, компании, которая имеет соответствующую лицензию.

Такая компания должна вести свою деятельность в соответствии с требованиями органов власти местного, а также федерального уровня. Все действия управляющей компании должны согласовываться с законодательными нормами.

Заключение договора. Последовательность действий

Особенности заключения договора с управляющей компанией

Без согласия жильцов договор заключить невозможно

Чтобы управляющая компания могла выполнять свои обязанности, предусмотренные договором, надо сделать ряд шагов:

  1. Члены правления занимаются разработкой проекта договора.
  2. Проект обсуждается на собрании совета жильцов, которые должны быть в курсе всех основополагающих моментов. После этого проект согласовывается с представителями управляющей компании.
  3. Проект предоставляется всем жильцам для ознакомления. Они могут вносить свои предложения.
  4. После внесения корректив готовится окончательный вариант договора.

Договоры управляющей компании

  • 1. Договор управления многоквартирным домом
  • 2. Договоры с поставщиками коммунальных услуг
  • 2.1 Договор на горячее водоснабжение (ГВС)
  • 2.2 Договор на холодное водоснабжение (ХВС) и водоотведение (канализацию)
  • 2.3 Договор на отопление всех видов (теплоснабжение)
  • 2.4 Договор на электроснабжение
  • 2.5 Договор на газоснабжение
  • 2.6 Субабонентский договор
  • 3. Договор на вывоз мусора (ТБО – твердых бытовых отходов; ТКО – твердых коммунальных отходов)
  • 4. Трудовые договоры с работниками
  • 5. Договор подряда со строительной организацией
  • 6. Договоры об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме
  • 7. Договоры на обслуживание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме
  • 8. Энергосервисные договоры
  • 9. Договор на страхование ответственности управляющей компании
  • 10. Соглашение об информационном взаимодействии с управляющими компаниями
  • За время работы управляющая компания (УК) заключает много договоров. Их можно сгруппировать по признакам:
  1. По типу правовых отношений

    • гражданско-правовые – между юридическими лицами;
    • трудовые – между работодателем и работником.
  2. По субъектам отношений:

    • собственники помещений;
    • подрядные организации;
    • поставщики коммунальных ресурсов;
    • страховые организации (страхование ответственности управляющей компании).
  3. По материальной основе:

    • возмездные (договор подряда);
    • безвозмездные (договор информационного взаимодействия).
  4. По предмету: 

    • простые (договор подряда);
    • сложные (договор управления).

Управляющая компания (УК) заключает договоры с жильцами, ресурсоснабжающими организациями (РСО) и прочими компаниями.

Самые распространенные договоры, шаблоны которых стоит иметь УК:

  • Договор управления многоквартирным домом с жильцами (ст. 162 Жилищного кодекса).
  • Договоры с поставщиками коммунальных услуг, ресурсоснабжающими организациями (подпункт “д” пункта 4 Постановления Правительства от 15.05.2013 № 416).
  • Договор с фирмой, которая вывозит мусор. 
  • Трудовые договоры с работниками (ст. 56 Трудового кодекса).
  • Договор подряда со строительной организацией.
  • Договоры об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Например, на установку и эксплуатацию рекламных конструкций (пункт 3 статьи 44 Жилищного кодекса).
  • Договоры на обслуживание, эксплуатацию и ремонт общего имущества в многоквартирном доме. 
  • Энергосервисные договоры (пункт 8 статьи 2 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ).
  • Договор на страхование ответственности управляющей компании
  • Соглашение об информационном взаимодействии с управляющими компаниями

Дополнительно можно заключить договор на страхование ответственности управляющей компании и соглашение об информационном взаимодействии с управляющими компаниями.

Многие договоры имеют типовую форму, в статье вы найдете ссылки на их скачивание.

Для УК важно правильно вести документацию и иметь в наличии шаблоны грамотных договоров: для этого желательно согласовать их с юристами. Нужно выполнять условия договоров, контролировать жильцов и пресекать их неправомерные действия. Можно ссылаться на договоры при решении спорных вопросов: при общении напрямую с жителями или в суде.

Особенности заключения договора с управляющей компанией

Договор управления многоквартирным домом

Сперва проходит общее собрание собственников, на котором большинство принимает решение нанять управляющую компанию. После чего подписывается договор управления многоквартирным домом (МКД). 

Он нужен для избежания споров и регулирования правовых отношений сторон. Договор регламентируется 162 статьей Жилищного кодекса. Содержит права, обязанности, ответственность УК и жильцов.

Срок действия договора может составлять от 1 до 5 лет. Договор автоматически пролонгируется, если УК или жильцы не захотят его расторгнуть.

Изменения в договор можно вносить при помощи его переподписания.

Скачайте типовой договор управления многоквартирным домом

Договор подписывается с каждым собственником дома в двух экземплярах (съемщики, родственники, наниматели жилья не имеют права заключать договор управления). Один договор остается в УК, второй – у собственника. Если у собственника на руках соглашения нет, обратитесь в обслуживающую организацию. По запросу предоставят копию документа.

Для подписания договора нужны документы:

  • от собственника:
    • паспорт;
    • кадастровый паспорт;
    • свидетельство или выписка из ЕГРН (правоустанавливающий документ);
    • справка о зарегистрированных в квартире из Бюро технической инвентаризации (БТИ);
    • технические документы на помещение.
  • копии всего перечисленного. 
  • от управляющей компании: 
    • лицензия на право вести деятельность по управлению и содержанию домов;
    • регистрация юридического лица в налоговых органах. 

Договор должен содержать:

  • адрес здания; 
  • что входит в общедомовое имущество; 
  • подробный перечень работ, обязательный для исполнения УК (либо в приложении к договору) и порядок его изменения;
  • размер и порядок расчетов с управляющей компанией; 
  • как будут организованы платежи поставщикам коммунальных ресурсов, тарифы на услуги; 
  • условия сбора денег на ремонт общего имущества;
  • как жильцы смогут контролировать деятельность УК.

Приложением к договору нужно приложить технический паспорт и акт состояния дома (ст. 36 главы 6 ЖК). Важно подробно прописывать права и обязанности обеих сторон.

Договор управления многоквартирным домом

Особенности заключения договора с управляющей компанией

Взаимоотношения между владельцами объектов недвижимости и эксплуатирующими организациями обязательно закрепляются. На основании подписанного сторонами документа жильцы могут рассчитывать на полное исполнение определенных в нем работ и ожидать положительный исход в случае возникновения коммунальных споров. Этот документ – гарант того, что сторона исполнит все обязательства.

Понятие договор управления многоквартирным домом

Соглашение об управлении — это базовый документ, в рамках которого одна сторона (УК) по заданию другой стороны (жильцы), в течении оговоренного срока за оговоренную сумму денежных средств выполняет работы по управлению зданием и всем имуществом.

Определение параметров договора обычно является вторым пунктом повестки собрания жильцов после выбора управляющей организации.

Протоколом, а впоследствии и договором управления, закрепляется перечень всех услуг которые компания выполняет на обслуживаемом доме.

Этот список можно разделить на две группы: услуги подачи коммунальных ресурсов и услуги связанные с санитарным и техническим обслуживание.

Договор управления базируется на следующих нормативно-правовых актах:

  • ст.162 Жилищного кодекса РФ
  • гражданский кодекс РФ
  • постановление Правительства РФ 491 от 13 августа 2006 года – регламентирует оказание услуг по содержанию жилья
  • постановление Правительства РФ 416 от 05 мая 2013 года – регламентирует порядок управления МКД
  • постановление Правительства РФ 354 от 06 мая 2011 года. – регламентирует подачу коммунальных ресурсов

Содержание типового договора на обслуживание и ремонт МКД

УК, осуществляя свою деятельность в сфере ЖКХ, ведут коммерческую деятельность, а любая деятельность, связанная с извлечением прибыли, должна быть законтрактована.

В этом случае договор управления будет являться основанием списания расходов на обслуживание дома в бухгалтерском учете УК, поэтому документ имеет ряд существенных условий.

Субъектами (сторонами) договора как уже стало понятно выступают юридическое лицо (УК) и гражданин (собственник).

Предмет договора

Предметом договора оказания услуг управления фигурирует перечень работ и услуг по обслуживанию МКД, в том числе снабжение коммунальными ресурсами. В некоторых случаях измененный или дополненный список работ или услуг отражается в дополнительном соглашении, за исполнение которого также ответственна организация.

Читайте также:  Самый удачный образец написания резюме на работу

Перед подписанием документа подробный перечень всех услуг с указанной периодичностью, расценкой и объемами предоставляется управляющей компанией на обсуждение собрания жильцов. Из условного «прайс листа» собственники выбирают для договора набор услуг и периодичность который их устраивает.

В приложении к ДУ обязательно отражается состав общедомового имущества с указанием его наименования и количественных показателей (например протяженность инженерных сетей, количество счетчиков и насосов, количество мусорных контейнеров, количество лифтов и т.д. Подробный перечень отражен в ПП №491 ч.1).

Обязательно указывается место исполнения контракта — указан полный адрес МКД.

Цена договора

Наиболее важная часть документа. Цена на услуги управления многоквартирным домом рассчитывается исходя из расценок за единицу выполняемых работ или услуги и тарифы на коммунальные услуги.

В договоре обязательно прописывается порядок калькуляции и объемы, величина оплаты за обслуживание МКД и даты расчетов жильцами дома. Стоимость предварительно должна быть утверждена на собрании собственников.

Обычно это тариф начисляемый на 1 квадратный метр площади квартиры с расшифровкой структуры тарифообразования.

В стоимость услуг входит:

  • Цена на ресурсы, поставку которых обеспечивает управляющая организация
  • Цена на проведение аварийных видов работ
  • Стоимость за обслуживание лифтов, осветительных приборов, мусоровоза и прочих коммуникаций
  • Цена за вывоз мусора при оказании посреднических услуг
  • Права и обязанности УК

Договор наделяет обе стороны взаимными правами и обязанностями. УК должны быть выполнены следующие обязательства:

1. Обеспечить исправную эксплуатацию и поддержание дома в исправном техническом состоянии. В перечень обязанностей входит:

  • уборка придомовой территории дома
  • несение ответственности за сохранность общедомового имущество
  • плановые проверки, осмотры территории и систем коммуникаций
  • проведение плановых и предупредительных ремонтов в случае необходимости

2. Выполнять организационную и управленческую работу:

  • заключать контракты с ресурсными компаниями, контролировать их работу и качество предоставленных услуг
  • самостоятельно проводить начисления
  • формировать и предоставлять отчет о выполнении своей работы и понесенных расходах
  • принимать и отвечать на жалобы жильцов
  • уборка придомовой территории дома
  • несение ответственности за сохранность общедомового имущество
  • плановые проверки, осмотры территории и систем коммуникаций
  • проведение плановых и предупредительных ремонтов в случае необходимости

В обязанности УК входит ведение и хранение всех технических документов и другой сопутствующей документации в течение всего срока управления. При смене эксплуатирующей организации все бумаги должны быть переданы новой стороне не позднее, чем за 30 календарных дней до даты прекращения обслуживания. Также должно быть подписано соглашение о расторжении договора управления.

В договоре желательно наличие пункта о порядке списания денежных средств с лицевого счета дома за выполненные работы. Списание должно производится только на основании актов выполненных работ подписанный со стороны собственников.

Важно чтобы порядок подписания актов (сроки, ответственные лица) также был закреплен отдельным пунктом договора .

Если этих пунктов нет, то УК вольна сама определять какие объемы закрывать за оказанные услуги на доме, а также распоряжаться остатками на лицевом счете дома по своему усмотрению. 

Права и обязанности собственников

Основная обязанность жильцов — своевременное проведение оплаты за выполненные работы. Поддерживать помещения в надлежащем состоянии, соблюдать нормы и правила пользования помещениями. Предоставлять доступ сотрудникам эксплуатирующей организации к общедомового имуществу.

Не препятствовать компании в исполнении своих обязательств. К правам можно отнести требования исполнения обязательств своевременно и в полном объеме, а также предоставление УК отчета о выполненных обязательствах.

В отчете отражаются реальные показатели финансово-хозяйственной деятельности по многоквартирному дому. 

Перечень работ и коммунальных услуг

ПП №491 зафиксирован минимальный список работ, которые должна оказывать лицензированная организация при обслуживании жилого здания. Проводимые работы обеспечивают эксплуатацию имущества в соответствии с нормами Жилищного кодекса.

Все виды работ и услуг, оказываемых обслуживающими организациями, делятся на:

  1. информационные услуги
  2. аварийно-диспетчерские услуги
  3. работы по содержанию:
  • содержанию вентиляционных систем, дымоотводов, мусоропроводов, придомовой территории, включая зоны для накопления и вывоза мусора
  • коммуникации с владельцами квартир и нежилых помещений, в том числе на общедомовых собраниях
  • содержанию и ремонту кровли, фундамента, окон, стен, дверей и прочего
  • соблюдения норм пожарной безопасности, в том числе газового оборудования
  • поддержанию в исправном состоянии и техническому обслуживанию инженерных сетей, расположенных внутри дома
  • снабжением дома коммунальными ресурсами
  • установке и обслуживанию общедомовых приборов учета
  • иных видов работ

Ответственность сторон

При совместной работе жильцов и УК у каждой стороны помимо прав и обязанностей существуют и ответственность. Для собственников помещений это начисление пени за несвоевременно оплаченные услуги.

Согласно договору исполнитель несет ответственность в полном объеме за ущерб причиненный жилому зданию в результате действий или бездействий, вызванных некачественным исполнением своих обязанностей.

Право подписи

Договор управления подписывается с каждым собственником МКД. Документ подписывает только владелец, родственники владельца и иные лица, не имеют прав подписи на официальных документах.

Только нотариально заверенная доверенность от имени собственника наделяет иные лица правом подписи.

Если в доме есть муниципальные квартиры, то со стороны государства подпись на документе должна ставить администрация города.

Наравне с владельцами квартир договор управления с УК подписывает и собственник коммерческого помещения в МКД. Редакция документа с нежилым помещением практически не отличается от стандартного договора с гражданами. Обязанности сторон по содержанию не отличаются от взаимоотношений с жильцами, а вот в части оказания коммунальных услуг есть отличия.

Основное положение правительства в этом аспекте — №354, регулирует взаимоотношения обслуживающих организаций и владельцев нежилых помещений. По документу владельцы обязаны самостоятельно заключать договора с ресурсоснабжающими предприятиями.

В обязанности управляющих компаний входит лишь передача данных о владельцах и донесение до них информации о порядке оказания услуг.

Новый порядок управления многоквартирными домами (Часть 2)

ЖК РФ устанавливает, что управляющей организа­цией (управляющим) может быть юридическое лицо не­зависимо от организационно-правовой формы или ин­дивидуальный предприниматель.

При этом законода­тель стремится создать условия, чтобы сделать рынок управления жильем открытым.

Управление жильем в условиях конкуренции является предпосылкой для улучшения качества жилищно-коммунального обслужи­вания граждан.

Ранее в том виде, в каком он предусматривался За­коном о ТСЖ, аналогичный способ управления приме­нялся крайне редко. В соответствии с Законом о ТСЖ (ст.

21) способ управления «кондоминиумом уполномо­ченной государством или органами местного самоуправления службой заказчика на жилищно-коммуналь­ные услуги» должен был избираться на общем собра­нии домовладельцев.

Но на практике жилыми домами чаще всего управляют Службы заказчика, уполномо­ченные ОМС без проведения каких-либо собраний. Закон о ТСЖ не предписывал определять в качестве Служб заказчика именно МУПы и муниципальные учреждения.

Несмотря на это, за редким исключением, именно за ними закреплялся муниципальный жилищ­ный фонд на праве хозяйственного ведения и опера­тивного управления.

Система перечисления бюджет­ных средств (ассигнований «на разницу в тарифах», суб­сидий на оплату жилья и коммунальных услуг, компен­саций расходов на предоставление льгот) также складывалась с обязательным участием в качестве получателей муниципальных организаций[1]. Тем самым на этот рынок не допускались организации иных форм собственности и индивидуальные предприниматели. Конкуренция между потенциальными управляющими практически отсутствует.

Если по публично или кулуарно принятому решению какой-то многоквартирный дом (группа домов) выбы­вает из управления муниципальной Службы заказчи­ка, то это практически не сказывается на объемах ее работы. Поэтому муниципальные управляющие зачас­тую не стремятся повысить качество, снизить цены. Они заинтересованы не в минимизации стоимости ра­бот и услуг, а в ее увеличении.

В соответствии с положениями ЖК РФ собственни­ки помещений не должны ограничиться выбором спо­соба управления. Помимо этого они обязаны выбрать конкретную управляющую организацию, которая и бу­дет управлять многоквартирным домом, сформулиро­вать на общем собрании условия договора с ней и под­писать договор управления.

По мнению автора, хотя закон и не ограничивает виды организационно-правовых форм управляющих организаций, тем не менее такая форма, как государ­ственное или муниципальное учреждение, для роли уп­равляющего явно не подходит.

Во-первых, учреждение имеет ограниченную право­способность и может осуществлять только те виды де­ятельности, которые разрешит учредитель.

Формаль­но собственники помещений могут столкнуться с ситу­ацией, когда управляющий (учреждение) не вправе выполнять все, что ему заказывают, или теряет право осуществлять какой-либо вид деятельности, если пос­ле заключения договора учредитель вносит изменения в устав учреждения.

Во-вторых, бюджетное учреждение (а ими являют­ся все муниципальные или государственные учрежде­ния) финансируется по смете. В ГК РФ они так и назы­ваются — «финансируемые собственником учрежде­ния».

Читайте также:  Как происходит смена вида разрешенного использования земельного участка

Их доходы учитываются в составе доходов соот­ветствующего бюджета (как доходы от использования соответствующего имущества).

А если в смете расхо­дов не будут заложены средства на выплату неустоек или другие необходимые или возможные затраты?

В-третьих, руководитель учреждения назначается органами власти. При смене администрации, например после очередных выборов, могут поменять и руково­дителя учреждения. Учреждения — организации неком­мерческие, а договоры управления являются возмезд­ными.

Да, учреждению можно осуществлять с разре­шения собственника приносящую доходы деятель­ность. Но такая деятельность по определению не может быть единственным или преобладающим по объему источником финансирования учреждения*.

Иначе «уч­реждение» становится просто ширмой фактически ком­мерческой организации.

В-четвертых, в соответствии с новыми требованиями Кодекса управляющая организация обязана предостав­лять собственникам помещений коммунальные услуги холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электро-, газоснабжения и отопления (теплоснабжения).

Она должна продавать собственникам помещений воду, газ, электрическую и тепловую энергию, приобретаемые у производителей или продавцов данных ресурсов. При этом управляющая организация сама приобретает статус энергоснабжающей организации. Это вытекает из ст. 1 Федерального закона от 14.04.

95 № 41-ФЗ «О госу­дарственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации»: «…энергоснабжающая организация — коммерческая органи­зация независимо от организационно-правовой формы, осуществляющая продажу потребителям произведенной или купленной электрической и (или) тепловой энергии».

Следовательно, функционирование управляющей орга­низации в форме учреждения как некоммерческой орга­низации не будет соответствовать этому Закону.

Не многим лучше вариант МУП (ГУП) с возможно­стью получения собственником предприятия части прибыли, определения целей, предмета и видов деятель­ности, порядка составления и утверждения планов финансово-хозяйственной деятельности, назначения руководителя, ликвидации по решению публичного образования и т. п.

Частные управляющие организации не могут позво­лить себе иметь раздутый управленческий аппарат, содержать специалистов и технические средства, ко­торые задействованы лишь эпизодически. Их не свя­зывает штат организации, согласованный с ОМС (по сложившейся практике ценообразования — чем больше штат, тем выше цены на содержание и ремонт жилья).

Частных управляющих, выбранных непосред­ственно собственниками помещений, сложнее заста­вить в административном порядке бесплатно выпол­нять работы, затраты на проведение которых будут ком­пенсироваться фактически за счет платежей собствен­ников.

Такие организации должны более мобильно реагировать на запросы рынка и предоставлять по от­дельным договорам имеющие спрос дополнительные услуги.

Следует отметить, что продекларированное ранее в ряде программных документов о реформировании ЖКХ разделение функций заказчика и подрядчика в соответствии с Кодексом не является обязательным.

Выбранная управляющая организация вправе как са­мостоятельно (своими силами) оказывать услуги по содержанию и ремонту многоквартирного дома, так и привлекать для этих целей любые иные подряд­ные организации по своему выбору.

Решение вопро­са: привлекать или не привлекать подрядчиков для вы­полнения (оказания) конкретных работ (услуг), — пре­рогатива самой управляющей организации. Ведь от­ветственность перед собственниками остается у управляющего.

Управляющие должны иметь возможность самосто­ятельно решать: какими силами и как организовать ра­боту диспетчерского пункта, иметь свое аварийное подразделение или заключить договор на аварийное обслуживание со сторонней организацией, какую вы­брать организацию по обслуживанию лифтов и вывозу бытовых отходов, иметь в своем составе управляющих на каждый дом или осуществлять управление центра­лизованно, нанимать дворников или приобрести убороч­ную технику, сколько иметь уборщиц, сантехников и электриков и т. п. При этом они должны ориентироваться на запросы своих заказчиков — собственников помещений в конкретном доме, которые будут оцени­вать результат и оплачивать цену договора управления.

  • Договор управления
  • Предусмотренный ЖК РФ договор управления мно­гоквартирным домом — новый вид гражданско-право­вого договора.
  • В соответствии со ст. 162 Кодекса одной стороной договора управления является управляющая органи­зация, другой могут быть:
  • собственники помещений в многоквартирном доме (если управляющая организация выбирается на об­щем собрании собственников помещений в много­квартирном доме);
  • органы управления ТСЖ, жилищного кооператива или специализированного потребительского коопе­ратива, предусмотренного федеральным законом. Это возможно, если управляющая организация вы­бирается органами управления этих некоммерче­ских организаций. При этом факт заключения до­говора управления не означает изменения спосо­ба управления многоквартирным домом;
  • ОМС в установленных ЖК РФ случаях. Кодекс до­пускает заключение договора управления много­квартирным домом в случае, если все помещения в таком доме находятся в собственности Российской Федерации, субъекта Федерации или муниципаль­ного образования (ст. 163).

Договор управления многоквартирным домом зак­лючается в простой письменной форме. При этом каж­дый собственник помещения заключает его на усло­виях, указанных в решении общего собрания.

Заключение управляющими организациями договоров с РСО при прямых договорах у РСО с жителями: какие договора заключать

07.09.2020 10:14 7 Сентября 2020 в 10:14

Коммунальные ресурсы поставляются в многоквартирный дом для двух целей: приготовления коммунальных услуг и использования коммунального ресурса на содержание общего имущества (КР на СОИ). Если в первом случае переход на прямые договора с ресурсником относит индивидуальное потребление коммунальных услуг на ресурсника, то во втором обязанности оплачивать КР на СОИ остается за управляющей домом организацией. Для поставки в многоквартирные дома КР на СОИ также необходимы договорные отношения с ресурсником.

Лицензионные требования и позиция жилищной инспекции

У собственников есть право на предоставление коммунальных услуг ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Это право предусмотрено ст. 44 и 157.2 ЖК РФ.

При переходе на прямые договора индивидуальное потребление коммунальных услуг собственниками (потребителями) относится на ресурсника, включая право требования по взысканию задолженности за коммунальные услуги, а управляющая домом организация перестает покупать у ресурсника коммунальный ресурс для этой цели и не начисляет жителям плату за коммунальные услуги.

При этом поставка коммунального ресурса в дом продолжает осуществляться на основании договоров энергоснабжения. Для управляющих организаций государством заданы весьма жесткие требования в части тайминга процедуры заключения договора.

К грубым нарушениям лицензионных требований относится незаключение лицензиатом в течение 30 календарных дней со дня начала исполнения договора управления многоквартирным домом договоров с ресурсоснабжающими организациями в целях приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме (пп. «Г» п. 4.

1 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 № 1110).Эта норма является жестокой в силу того, что договора с ресурсниками изначально являются ассиметричными и написанными в его пользу (даже в случае типового договора, утвержденного органом исполнительной власти).

Поскольку договора с ресурсниками всегда должны заключаться через протокол разногласий, очевидно, что данный вопрос нельзя решить за 30 календарных дней.Так, в соответствии с п. 1 ст. 433 ГК РФ, договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта. В соответствии с п. 1 ст.

438 ГК РФ, акцептом признается ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии. Акцепт должен быть полным и безоговорочным. Молчание не является акцептом, если иное не вытекает из закона, соглашения сторон, обычая или из прежних деловых отношений сторон.

Совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте.

Таким образом, направление протокола разногласий в адрес ресурсника с одновременными подписанием договора с протоколом разногласий будет означать несогласие с типовой формой, а также то, что ряд существенных условий договора будет являться неурегулированным. Такая ситуация дает возможность направить жалобу ресурсником на управляющую домом организацию и обвинить ее в нарушении лицензионного требования о незаключении лицензиатом в течение 30 календарных дней договора по КР на СОИ. Таким образом, лицензионное требование открывает механизм для неограниченного шантажа со стороны ресурсника.

Единая программа для ЖКХ

Начисление ЖКУ, бухучет, работа с жильцами, обмен с ГИС ЖКХ

В такой ситуации управляющая домом организация, осознавая предпринимательские риски, часто подписывает типовой договор с ресурсником, что называется, «не глядя», со всеми ассиметричными пунктами и кабальными для нее условиями. Значительно легче из данной ситуации выходить ТСЖ. Поскольку для него деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется без лицензии (п. 1.3 ст. 161 ЖК РФ). То есть, угрозы шантажа со стороны ресурсника для ТСЖ нестрашны, т.е. для ТСЖ управление многоквартирными домами не является предпринимательской деятельностью (хотя в нашей практике несколько раз было такое, что ресурсник писал в жилищную инспекцию жалобы на ТСЖ, а жилищная инспекция выдавала ТСЖ предписания заключить договора с РСО в месячный срок; данное предписание мы отменяли через прокуратуру).Орган государственного жилищного надзора после получения жалобы от ресурсника проводит проверку и (часто) выдает предписание на заключение договоров с ресурсником на условиях типового договора. В разных ситуациях и регионах эта проблема решается по-разному (где-то ГЖИ демонстрирует более гибкий подход, где-то менее), однако в любом случае она формирует дополнительные неудобства для управляющей организации, которая находится между двух огней: с одной стороны, важно сохранить бизнес и не нарушить лицензионные требования, с другой, важно не принять максимум кабальных пунктов из договора с ресурсником.

  • Варианты заключения договоров по КР на СОИ
  • Заключение договора теплоснабжения по КР на СОИ: есть ли такая обязанность?
  • Павел Кузнецов, управляющий многоквартирными домами, автор книги «Управление многоквартирным домом: настольная книга управдома», преподаватель Русской школы управления, кандидат наукСайт: pavelkuznetzov.ru
Читайте также:  Как подать заявление в прокуратуру города Москва или областное отделение

Региональной практикой наработано два варианта заключения договоров на поставку в многоквартирные дома КР на СОИ.Первый. Отдельный договор по КР на СОИ. Ранее указывалось, что коммунальный ресурс поставляется в дом для двух целей: оказания коммунальных услуг и содержания общего имущества. В случае заключения отдельного договора по КР на СОИ в нем остаются те пункты и условия, которые будут отражать процедуру покупки КР на СОИ и взаимодействия сторон рамках данной покупки. Такие договора мало чем отличаются от общих договоров (полных, на весь объем коммунального ресурса, в том числе, для целей приготовления коммунальных услуг) и управляющая домом организация также должна обязательно должна выходить на протокол разногласий с ресурсником.Второй. Дополнительное соглашение к основному договору. Поскольку ресурсник стремится все необходимые ему пункты в основной договор, он идет по пути наименьшего сопротивления. И даже в случае перехода на прямые договора он готовит общий договор, направляет его в адрес управляющей домом организации, а приложением к такому договору делает дополнительное соглашение в предмете основного договора. И первоначальный предмет договора о покупке коммунального ресурса для целей предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества он меняет путем исключения фразы «целей предоставления коммунальных услуг». И весь типовой ассиметричный договор остается неизменным, за исключением нескольких очень важных слов в предмете. Многие ресурсники идут по такому пути, упрощая себе задачу по несению тех обязанностей, которые установлены в законе для исполнителя коммунальной услуги.Стоит отметить, что Правила, обязательные при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 № 124 (далее – Правила № 124) допускают акцепт по договорам по КР на СОИ. При наличии решения о прямых договорах с ресурсником, договор по КР на СОИ признается заключенным с даты направления указанной заявки при неполучении стороной, направившей заявку, в течение 30 дней со дня получения заявки другой стороной ответа о согласии заключить договор ресурсоснабжения на предложенных условиях либо на иных условиях, соответствующих гражданскому и жилищному законодательству Российской Федерации (п. 11 Правил № 124). Поэтому крайне важно контролировать сроки ответов на любые оферты (проекты) договоров. Очень сложным и спорным моментом является ответ на вопрос о том, нужно ли заключать договора теплоснабжения по КР на СОИ при наличии в доме индивидуального теплового пункты (ИТП или ЦТП), на котором приготавливается коммунальная услуга по горячему водоснабжению.Если следовать п. 54 Правил № 354, то при наличии в доме ИТП КР на СОИ по ГВС начисляться не может. В этом же духе есть письмо Минстроя России от 20.05.2019 № 19094-ОГ/04, где указано, что под КР на СОИ понимается холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Тепловая энергия в этом перечне отсутствует. В пользу данной позиции можно также сослаться на п. 2 Правил № 124. Они относят к КР на СОИ холодную воду, горячую воду, электрическую энергию и сточные воды. КР на СОИ по тепловой энергии в этом перечне также нет.Против данной позиции есть общая норма, приведенная в п. 12 ст. 161 ЖК РФ, где сказано, что управляющий домом организации не вправе отказываться от заключения договоров, в том числе в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с ресурсоснабжающими организациями. Такая неурегулированность данного вопроса, конечно, порождает двоякие толкования взаимных прав и обязанностей между управляющей организацией и ресурсником. Стоит также помнить про ст. 7.19 КоАП РФ, которая устанавливает ответственность за самовольное подключение и использование электрической, тепловой энергии. С учетом того, что суды как правило встают на сторону ресурсника, данный пробел в законе может создать много проблем управляющей организации при ее отказе от заключения договора теплоснабжения по КР на СОИ. Вместе с тем, у нас есть позиция ряда региональных жилищных инспекций (выраженная в письменной форме в виде мнений ведомств) о том, что при наличии в доме ИТП договора теплоснабжения по КР на СОИ не заключаются. Для того, чтобы сложилось полное понимание того, как работает правовая норма в этом случае, необходима судебная практика, которой, на момент подготовки материала, в свободном доступе автором пока не найдено и не сформировано. Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи облачного сервиса. Войти

Другие публикации в блоге

Механизм проведения капитального ремонта, если дом находится на специальном счете

Работа с пенями: как РСО начисляют пени УК, а УК потребителям: особенности с учетом роста ставки рефинансирования до 20%

Существенные условия договора управления МКД

Понятия «существенные условия» и «примерные условия» договора определены ГК РФ. Существенными являются условия:

  • о предмете договора;
  • определенные законами или правовыми актами как необходимые для подобных документов;
  • по которым должно быть достигнуто соглашение.

К примерным относятся те, которые были разработаны для похожих документов и опубликованы в различных источниках, а также используются в деловом обороте.

В данной статье мы рассмотрим, какие существуют условия договора управления МКД, можно ли изменять или добавлять существенные и примерные условия до окончания действия договора.

  1. Состав общего имущества и адрес дома, который переходит на содержание УК.
  2. Список услуг и работ по ремонту и содержанию МКД, порядок их изменения, список ЖКУ, которые оказывает УК или ТСЖ.
  3. Порядок определения цены договора, тарифов за обслуживание помещения и размера платы за услуги, порядок внесения средств.
  4. Порядок осуществления контроля за действиями управляющей организации.

Первые 2 пункта взаимосвязаны. В зависимости от индивидуальных особенностей дома зависит объем, список работ и услуг и их стоимость.

Для определения цены договора используется методика расчета общей стоимости работ и услуг за весь период действия договора.

Для определения размера платы используется методика определения стоимости работ и услуг, которые можно изменить через год. Основанием для индексации стоимости может стать изменение уровня инфляции, повышение цен и другие факторы.

Если существенные условия не соблюдаются, договор не действителен.

Примерные условия договора управления многоквартирным домом

Примерные условия определены в приказе №411 Минстроя России от 31. 07. 2014 г. Среди них могут быть следующие:

  • о сторонах договора содержания МКД, где указаны возможные исполнители по и основания;
  • о дате начала оказания/ выполнения работ/услуг, видах деятельности, периодичности и сроках их выполнения, сроках сдачи-приемки работ;
  • о деятельности по содержанию дома;
  • о предоставлении коммунальных услуг — даты начала предоставления, требования к их качеству и другие;
  • об организации проведения общих собраний собственников.

Условия заключения договора управления МКД могут пересматриваться по желанию сторон. В договор можно включать любые условия, которые не противоречат ЖК РФ и другим нормативным актам. Изменять условия можно на общем собрании собственников.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.