Агрессивное поведение одноклассника что делать

Агрессивное поведение одноклассника что делать

Проблема детской агрессии актуальна в современном мире, так как ребенок, который ведет себя агрессивно – это большая проблема в семье и детском коллективе. Родители часто опускают руки и не знают, как действовать, чтобы решить эту ситуацию.

Как распознать агрессивное поведение, какую опасность таят в себе детские агрессия и жестокость и можно ли помочь такому ребенку – попробуем разобраться.

Что такое агрессия и каких видов она бывает?

Агрессивное поведение одноклассника что делать

Поведение ребенка можно считать агрессивным, если его действия и мысли направлены на причинение вреда себе и окружающим. Агрессия выражается отрицательными эмоциями, желаниями и делами. То есть, агрессивный малыш может не слушаться, раздражаться, оскорблять других, отказываться общаться и даже проявлять насилие (кусать и драться).

Такое расстройство может возникнуть в любом детском и подростковом возрасте. Мальчики раздражаются и гневаются в более открытой форме, чем девочки. Взрослые обычно легко определяют агрессивное поведение у детей, поскольку жестокий ребенок ломает игрушки, дерется со сверстниками и родителями, употребляет грубые и неприличные слова, часто закатывает истерики.

Агрессивное поведение имеет классификацию и различается по следующим видам:

  1. Вербальный вид агрессии, который выражается в словах. Агрессор (чаще девочка) разговаривает на повышенных тонах, угрожает, оскорбляет, унижает собеседника.

  2. Физический вид, при котором агрессия принимает форму физической силы (чаще подвержены мальчики). При такой форме агрессивного поведения наносится вред человеку или вещам (драки, удары, укусы).

  3. Прямой вид проявляется в отношении конкретного объекта.

  4. При косвенном виде ребенок демонстрирует агрессию при помощи сплетен, злобных шуток, клеветы и провокаций.

  5. Экспрессивный вид часто не осознается или отрицается малышом, в этом случае агрессия может проявляться скрыто – с помощью мимики, жестов и поз.

  6. Аутоагрессия – вид агрессивного поведения, направленный против себя самого. Ребенок или подросток может вырывать себе волосы, кусать, грызть ногти.

Важно отличать агрессию от агрессивности. Агрессия – это «разовая акция», при которой ребенок нарушает моральные и поведенческие правила и может причинить вред себе и окружающим, а вот агрессивностью считается жестокое поведение, перешедшее в хроническую форму.

В чем причина возникновения агрессии у ребенка?

Агрессивное поведение одноклассника что делать

Психологи не выявляют однозначную причину, по которой ребенок может начать проявлять жестокость, раздражение и агрессию. Самой логичной версией является тот факт, что малыши причиняют вред себе и другим из-за чувства беспомощности и неумения разобраться в себе и найти решение.

Основными причинами возникновения агрессии считаются:

  1. Отношения в семье.

    Если родители проявляют к ребенку безразличие, родственники часто ругаются, жестоки друг к другу, то такая обстановка сильно влияет и на ребенка, который может гневаться и не слушаться старших, пытаясь привлечь к себе внимание или копировать поведение взрослых. Излишняя опека тоже может привести к агрессии со стороны малыша в знак протеста, из-за невозможности повлиять на ситуацию и иметь свое мнение.

  2. Индивидуальные особенности личности. Эмоционально неустойчивый ребенок с низкой самооценкой может «защищаться от опасностей» через раздражение и агрессию, выплескивая таким образом свои тревоги, страхи, неуверенность, чувство вины.

  3. Тип нервной системы ребенка. Неуравновешенные дети с особенностями здоровья и заболеваниями ЦНС тоже склонны к агрессии, поскольку с трудом переносят любой психологический дискомфорт.

  4. Условия существования. Социальный статус или негативная экология могут влиять на уровень агрессии в поведении ребенка.

  5. Негативная ситуация. В детском возрасте (как и во взрослом) агрессивные эмоции могут сопутствовать произошедшему событию. Например, неудовлетворительная оценка на уроке, необходимость выполнять нелюбимые задания или утомительная поездка зачастую вызывают у малыша вспышки раздражения и злобы.

Признаки агрессивного поведения ребенка

Агрессивное поведение одноклассника что делать

На агрессивность в поведении ребенка указывает наличие следующих факторов:

  • Невозможность контролировать свое поведение, слова, чувства. Даже если малыш иногда старается управлять собой, эта попытка терпит неудачу.
  • Частые скандалы и выяснение отношений со сверстниками, родителями, педагогами.
  • Порча игрушек и вещей вызывает у ребенка чувство удовлетворения.
  • Малыш не реагирует на просьбы взрослых, не подчиняется правилам.
  • Как будто специально ведет себя плохо, чтобы вызвать отрицательные эмоции окружающих.
  • Ребенок злопамятен и зачастую вынашивает планы мести по отношению к обидчику.
  • Неумение осознать и признать свои ошибки, постоянное самооправдание или обвинение в своих неудачах других людей.

Если у ребенка наблюдается поведение из большинства этих пунктов, то существует большая вероятность, что поведение это именно агрессивное. Следует понимать, что в дошкольном и школьном возрасте детям свойственно не слушаться и капризничать.

И если непослушание и злость выражаются по серьезной причине (например, из-за несправедливого наказания), то такую детскую агрессию следует воспринимать как нормальную реакцию.

Волноваться следует лишь в тех случаях, если симптомы агрессии сохраняются продолжительное время (от полугода), становясь постоянным поведением.

Чем опасна детская агрессия?

Агрессивное поведение одноклассника что делать

Что будет, если ничего не предпринимать?

Когда агрессия у ребенка принимает хроническую форму, подкрепляется воспитанием и семейной обстановкой, она может стать неотъемлемой частью личности ребенка – он вырастет грубым человеком, обиженным на себя, окружающих людей и мир, будет чаще других подвергаться депрессиям и стрессам. Такой человек не сможет достигнуть успеха в жизни, создать благополучную семью, построить карьеру.

Более того, агрессия может развиться в психическое расстройство и социальную дезадаптацию, тогда не исключены и неадекватное поведение и правонарушения. При аутоагрессии в дошкольном возрасте малыш наносит себе вред, а вот в возрасте подростковом такой вид поведения может стать причиной даже самоубийства.

Необходимо понимать, что агрессивным поведением ребенок как бы просит мир и взрослых о помощи, дает своеобразный сигнал бедствия о своих внутренних проблемах, которые не может решить самостоятельность. Маленький человек чувствует себя одиноким и ненужным и очень нуждается не только в понимании и ласке, но и в помощи квалифицированного психолога.

Как диагностируется агрессия в детском возрасте?

Агрессивное поведение одноклассника что делать

Диагностирует агрессивное поведение у ребенка психолог (в сложных случаях – сотрудничая с невропатологом и психиатром). Главная задача специалиста – выяснить причину агрессии, понять, от чего именно защищается малыш.

Свое исследование психолог проводит при помощи следующих методов:

  • беседа (с ребенком, членами его семьи, педагогами и воспитателями);
  • наблюдение за поведением и реакциями малыша;
  • анкетирование и тестирование (школьникам и подросткам, которые умеют читать и писать, специалист предлагает заполнять анкеты, а дошкольникам – тесты в виде картинок или рисунков).

Родителям тоже советуют последить за рисунками своего ребенка.

Если малыш:

  • изображает себя значительно меньше по размеру, чем других;
  • склонен четко прорисовывать зубы и ногти у людей и животных на своих картинах;
  • рисует драки, ссоры, оружие, пожары, войну;
  • часто зачеркивает изображение и исправляет детали на своих рисунках;
  • в семейных «портретах» всегда забывает изобразить определенного родственника;
  • рисует объекты и линии слабо или нечетко,

то эти показатели тоже могут говорить об агрессивном поведении.

Как лечат агрессию у детей?

Агрессивное поведение одноклассника что делать

Медикаментозное лечение применяется только тогда, когда злоба, гнев и агрессия сопутствуют психическому расстройству. Назначать препараты должен только врач. Во всех остальных случаях агрессивное поведение корректируется при помощи методов психотерапии.

Психолог должен выяснить причину проблемы, определить наличие у ребенка ресурсов, достаточных чтобы с ней справиться, и провести психологическую коррекцию при помощи следующих техник:

  • арт-терапии (лечение с помощью искусства и творчества) и ее многообразных направлений (изотерапии, песочной терапии, глинотерапии, куклотерапии, сказкотерапии, музыкотерапии и танцев);
  • игровых упражнений (специалист предлагает малышу выплеснуть свое раздражение и злость при помощи физических упражнений, кидания мяча, игр с водой и других материалов);
  • групповых тренингов (занятия в группе способствуют улучшению коммуникативных навыков и искреннему выражению чувств, малыш учится отстаивать свою точку зрению, перестает ощущать себя одиноким);
  • релаксационных техник (дыхательные гимнастики, упражнения на расслабление и переключение внимания помогут уменьшить уровень тревожности).

Обо всех способах и методах работы с агрессивными детьми рассказывают опытные психологи на нашем дистанционном курсе. Освоив эту программу профессиональной переподготовки, вы получите востребованную и гуманную профессию педагога-психолога, сможете помогать детям справиться с нарушениями поведения и отклонениями в развитии, научитесь раскрывать творческий потенциал у детей и подростков.

Если не тянуть и вовремя обратиться к психологу, то агрессия в детском возрасте успешно корректируется, но для этого потребуются усилия и участие не только педагогов и психологов, но и родителей.

Советы родителям: как помочь агрессивному малышу исправить поведение

Агрессивное поведение одноклассника что делать

Придется набраться терпения, поскольку скорректировать агрессию с помощью пары-тройки занятий не получится, потребуются регулярные действия, изменение образа жизни и привычек всех членов семейства.

Читайте также:  Проверка документов при аренде квартиры

Следующие рекомендации опытных психологов помогут родителям поменять свое поведение и справиться с проявлением агрессии у ребенка.

  1. Не запрещайте малышу выражать негатив в безопасной форме. Чувства – это нормальная реакция человека, даже если они отрицательные.

  2. Занятия физкультурой, спортом или любая подвижная игра снимут напряжение и дадут выход агрессии.

  3. Относитесь к ребенку с уважением, интересуйтесь его делами, страхами, достижениями, спрашивайте мнение по разным вопросам.

  4. Старайтесь улаживать все конфликты в семье мирным путем (без ссор, криков и, тем более, психологического и физического насилия).

  5. Говорите с малышом о его действиях, не переходя на личности («Ты ведешь себя грубо», а не «Ты грубиян!»).

  6. Старайтесь повышать его самооценку, не забывайте хвалить даже за незначительные достижения и победы.

  7. Обязательно будьте честными с ребенком, выполняйте обещания, не обманывайте, не совершайте сами поступки, за которые его ругаете.

  8. Минимизируйте агрессию в жизни малыша (не произносите грубых слов, не смотрите жестокие фильмы, удалите на компьютере игры-стрелялки).

Помните, что с агрессией в поведении своих детей сталкиваются многие родители. Важно не отмахиваться от проблемы, не загонять ее вглубь, а попробовать решить прежде всего через любовь, доверие и уважение. Помните, что малыш, в первую очередь, копирует именно вас.

Причины и профилактика агрессивного поведения

Агрессивное поведение в детском и подростковом возрасте является распространенной причиной обращения к психологам и психиатрам.

Что делать с детской агрессией? Как снизить ее уровень? Как справиться с неуправляемым ребенком? Все эти вопросы очень волнуют родителей, столкнувшихся с подобной проблемой.

Чтобы ответить на них, сначала следует разобраться в том, какие причины приводят к возникновению чрезмерной агрессии у детей и в какой форме она вообще может проявляться.

Формы выражения агрессии

Агрессия бывает направлена на окружающих или же на самого себя. В одних случаях она может являться лишь средством для достижения других целей (власти, удовлетворения желаний, потребностей, требований). В иных ситуациях можно говорить об умышленном и целенаправленном причинении вреда другим людям (животным, предметам).

В целом можно выделить такие формы выражения агрессии, как:

  • пассивная агрессия (злые шутки, сплетни, насмешки, сарказм);
  • вербальная агрессия (оскорбления, крики, угрозы);
  • физическое насилие (драки, причинение вреда людям или животным);
  • самоповреждающее и суицидальное поведение, а также самообвинения и самоуничижение (агрессия, направленная против себя).

Причины агрессивности

Причины, способствующие нарастанию агрессивности у детей, психологи делят на три группы:

  • биологические предпосылки;
  • социокультурные условия;
  • личностные особенности.

Биологические причины

К числу биологических факторов относятся генетическая предрасположенность и различные гормональные нарушения (например, повышенный уровень тестостерона или пониженный уровень серотонина). Агрессивное поведение также может быть связано с перенесенной инфекцией или получением травмы, в результате которой произошло повреждение структур головного мозга.

От биологических предпосылок в определенной степени зависят формы и способы проявления агрессии. Так, существуют различия по половому признаку, заключающиеся в том, что мальчики более склонны к физической агрессии, а девочки — к вербальной (словесной).

Для каждого возраста характерны свои формы агрессии.

  1. В младенчестве дети выражают агрессию с помощью резкого плача, отказа от пищи и контакта с окружающими.
  2. В дошкольном возрасте они проявляют ее посредством разрушения игрушек, упрямства, кусания, щипания, драк.
  3. Младшие школьники обычно прибегают к насмешкам, словесным оскорблениям, ругательствам, дракам со сверстниками. Они также могут жестоко обращаться с домашними питомцами, издеваться над младшими братьями и сестрами.
  4. Агрессия подростков обычно направлена на взрослых, «аутсайдеров» среди сверстников или на тех, кто является представителем «чужой» группы. В подростковом возрасте агрессивные действия, как правило, совершаются в группе и могут достигать высокой степени жестокости.

Социальные факторы

Не менее важны и социальные факторы. Огромное влияние оказывает воспитание и атмосфера в семье. Психологи выделяют некоторые особенности семьи, способные привести к возникновению агрессивного поведения в детском и подростковом возрасте.

  1. Неудовлетворение потребности ребенка в любви и заботе со стороны родителей. Холодность матери. Чрезмерная суровость отца.
  2. Агрессивное поведение членов семьи. Насилие (эмоциональное, физическое), жестокое воспитание. Может проявляться в форме угроз, оскорблений, запугивания, грубостей, применения физического наказания.
  3. Поддержание культа силы членами семьи. Поощрение агрессии родителями.
  4. Игнорирование потребностей, желаний и интересов ребенка.
  5. Переживание утраты (например, смерть члена семьи, развод родителей).
  6. Хронические семейные конфликты.
  7. Слабость и беспомощность родителей. Их неспособность защитить себя и ребенка.
  8. Недостаточная требовательность. Потакание ребенку в исполнении его желаний.

На формирование агрессивности у детей также могут влиять деструктивные группы сверстников, культура жестокости в обществе (фильмы, игры, различные субкультуры).

Личностные особенности

Под влиянием биологических и социальных факторов складываются характер и личность ребенка. При неблагоприятном стечении обстоятельств могут сформироваться особенности, способствующие закреплению у ребенка склонности к агрессивному поведению. К числу таких особенностей относят:

  • подозрительность;
  • раздражительность;
  • склонность перекладывать на других ответственность за происходящее;
  • наличие страхов и предрассудков;
  • неспособность переносить фрустрацию (невозможность удовлетворить какое-либо желание);
  • импульсивность;
  • эмоциональную восприимчивость и обидчивость;
  • склонность к возникновению чувства стыда вместо чувства вины;
  • положительное отношение к агрессивному поведению, восприятие агрессии как полезного или нормального явления.

Как справиться с агрессией ребенка и изменить его поведение?

Поскольку причины чрезмерной агрессивности могут быть разными, первым делом следует обследовать ребенка на наличие каких-либо нервно-психических заболеваний, посетив детского невролога и психиатра. Если нарушения отсутствуют, проблема может быть связана с личностными особенностями ребенка или его эмоциональным состоянием. В таком случае ему требуется помощь психолога.

Многое в профилактике и коррекции агрессивного поведения зависит и от родителей. Возможно, им следует задуматься о том, чтобы изменить методы воспитания ребенка, улучшить атмосферу в доме и устранить другие причины, способствующие формированию агрессивности. На насилие и жестокость необходимо наложить запрет. Это означает, что к такому поведению не должен прибегать ни один из членов семьи.

Энергию ребенка можно направить в конструктивное русло, найти социально одобряемые формы и способы выражения агрессии. К примеру, его можно записать на занятия спортом или боевыми искусствами. Кроме того, агрессия может быть направлена на достижения лидерства, успехов в учебе и творчестве.

Почему ребенок агрессивен — Милосердие.ru

Сцена, знакомая, наверное, многим воспитателям и родителям.
В чем причины такого буйного поведения? Что должен делать в такой ситуации взрослый?


  • На эти вопросы отвечает детский психолог Мария Викторовна Капилина (московский детский дом №19)
  • Причины детской агрессии: от недостатка внимания – до жажды власти

Иногда воспитатели могут назвать агрессивным активного ребенка, захватывающего лидерство в игре. В действительности агрессией принято называть такую активность, цель которой – разрушение чего-либо.

Чаще всего ребенок бывает агрессивным из-за психологических проблем, с которыми он не справляется. При этом за агрессивным поведением могут стоять разные причины.

Усталость. У детей из неблагополучных семей часто разбалансированы нервные процессы: когда такие дети устают, их возбуждение начинает нарастать. От этого они устают еще больше, и дело кончается срывом. Совет: Если ребенок склонен к перевозбуждению, все подвижные игры прекращайте за 2 часа до сна. Полезен теплый душ и дневной отдых (особенно летом).

Негативное самовосприятие: я плохой, и я веду себя как плохой. Но, ведя себя плохо, такие дети крайне болезненно реагируют даже на мягкую критику. Она звучит для них как «ты плохой». Совет: Одно из средств против этого – «я-сообщение».

Нужно говорить не «ты меня убиваешь, когда так делаешь», а «мне очень плохо, когда ты так делаешь»; не «ты мешаешь», а «знаешь, всем детям плохо, когда ты шумишь». Т.е.

реагировать не на личность, а на конкретный поступок и помочь ребенку это понять.

Страх (т. н. «защитная агрессия»).

Если ребенок имеет негативный опыт отношений с людьми, он может заранее защищаться, стараясь предупредить ситуации, чем-то напоминающие ему то, что с ним уже было.

Так, девочек, которые подвергались насилию со стороны мужчин, мы иногда вынуждены определять в семьи к одиноким женщинам. С мужчинами они могут вести себя агрессивно или просто не подпускать их близко.

Реакция на запрет взрослых, на ограничение личной свободы, на ситуацию, когда ребенок не получает то, что ему нужно. Совет: Объясните ребенку причину запрета. Если желание ребенка просто несвоевременно, можно предложить ему какой-нибудь компромисс («мы сделаем это, но позже»).

Читайте также:  Выделение долей в доме

Требование внимания. Дети, на которых не обращают внимания, которые испытывают недостаток любви родителей (это и в благополучных семьях бывает), как бы говорят: «Ах, так? Ты меня не замечаешь? Ну, я тебе не дам о себе забыть!» Для них важен любой знак внимания, даже негативный.

Так называемое «требование границ», когда агрессия – это сигнал взрослым: «Я не могу справиться с собой, остановите меня!» Ребенок еще не может разобраться в своих сложных чувствах, сильном внутреннем конфликте, но он нуждается в том, чтобы эти внутренние противоречия выплеснуть.

В глубине души ребенок понимает, что ведет себя плохо, и на самом деле ищет того, кто бы его остановил, кто бы сделал это за него.

Комментарий: Для детей очень важно, чтобы взрослые справлялись с их агрессией, потому что тот, кто тебя защитил от себя самого, сможет защитить тебя и от внешних опасностей.

Социальное научение (пример взрослых, киногерои и т.д.). Ребенок, с которым жестоко обращались, может повторять эту поведенческую модель: «как обращались со мной, так я буду обращаться с другими».

Если ребенок жил в семье, где постоянно дрались, кричали друг на друга, то он будет делать то же самое, уже находясь в другой среде.

Если ребенок часто смотрит боевики, он усваивает пример всепобеждающего супермена, для которого не существует никаких законов.

Проявление жажды власти.

Дети с нарушенными привязанностями, которые научились выживать, нападая на всех и нарушая все правила, вдруг понимают, что это очень приятно – быть главным, сильным, когда тебя все слушаются и все боятся.

Совет: Чтобы работать с таким ребенком, нужно завоевать авторитет. Значимыми для него являются справедливость и сила. Когда ваш авторитет доказан, нужно уметь вовремя твердо сказать ребенку: «Я не позволю тебе этого делать».

Основная причина детской агрессии – неудовлетворенная потребность в любви.

Дети дерутся. Что делать?

Прежде всего нужно прекратить драку, поставить границу агрессивному поведению.

При этом очень важно, чтобы ваши действия не причиняли ущерб самому драчуну. Мы можем его схватить, не дать ему драться, но нельзя бить дерущегося ребенка. Даже если вы разгневаны, сердиты, вы должны держать себя в руках. Если вы вышли из себя, ребенок расценит ваши действия не как реакцию на свой поступок, а как ваше собственное состояние: вы раздражены, поэтому-то вы ребенка и шлепнули.

Когда ребенок скандалит, грамотное и сильное средство – отвести его в другую комнату, сказать: сиди здесь, когда успокоишься – выйдешь. Перевозбужденный ребенок не может успокоиться сам, а когда он сидит в тишине, он позлится и, из-за отсутствия «зрителей», остынет. Этот способ годится как для драк, так и для истерик.

Довольно сильный прием в наказании – отсроченное объяснение. «Сейчас ты не будешь этого делать, а почему – я тебе объясню потом».

Во-первых, за вами остается контроль над ситуацией, во-вторых, вы не вступаете в объяснения и не даете ребенку возможности завязать перепалку с вами прямо в присутствии других детей. Что видели другие дети? Что вы настояли на том, чтобы ребенок послушался.

И в-третьих, любая неизвестность тревожит, и, поскольку совесть у ребенка, ведущего себя плохо, нечиста, он остановится.

И еще о наказании

Наказывая ребенка, постарайтесь успеть задать себе вопрос: что я хочу – сорвать злость или изменить поведение ребенка?

Ребенок должен всегда понимать, за что он наказан. Требований должно быть не очень много, они должны быть посильными, очень четкими и действовать всегда. (Например, железное правило, что нельзя никого бить.

) Этих требований должны придерживаться и все взрослые в окружении ребенка, чтобы всегда можно было сказать: «Посмотри, это требуется от всех детей и взрослых, не только от тебя. Это единые требования для людей вообще».

А когда взрослые ведут себя то так, то этак, ребенок решает, что наказание – это произвол со стороны взрослых, которые узурпировали власть, потому что сильнее, и могут позволить себе все, что угодно.

Реакция всегда должна быть направлена не на личность, а на поступок, потому что, когда вы ребенку говорите не «ты плохой», а «ты поступаешь плохо», вы таким образом напоминаете ему, что не весь он «состоит из плохого поведения», что в его личности есть другие качества, и вы их таким образом активизируете.

Очень часто дети с протестным поведением возмущаются и отвергают сам факт наказания. Здесь требуется большая сила, последовательность и отсутствие агрессии со стороны взрослых.

Говорить нужно твердым тоном, без надрыва, без крика, чтобы ребенок чувствовал за этим ваше право на наказание.

Если вы срывающимся петушиным фальцетом будете кричать: «Что это такое!!! Что я тебе сказала!!!» – никто вас не услышит.

Наказание должно быть соразмерно проступку. А если конфликт снят, желательно, чтобы наказание не было долгим. День прошел – все, на следующий день нужно забыть то, что было, и реагировать только на то, что происходит сейчас.

  1. Хорошее наказание – то, которое помогает ребенку расти.
  2. «Жертва»
  3. Когда один ребенок постоянно третирует другого, наша задача – научить «жертву» сопротивляться.

После драки, конфликта первое, что нужно сделать, – успокоить и немножко утешить ребенка, дать воды и т. д. Говорить ничего в этот момент не надо, потому что ребенок начнет вам рассказывать, что произошло, будет все переживать заново и опять расплачется.

Нужно из раза в раз объяснять ребенку: «Ты понимаешь, что его («агрессора») задача – чтобы ты плакал, чтобы ты сорвался. Потому что тогда ты – слабый, а он – сильный».

Следующее, что нужно объяснить пострадавшему: «Пойми, он не лучше и не сильнее тебя». Нужно подбадривать ребенка, отмечать, когда он хорошо справляется с ситуацией. Не нужно осуждать и очернять его обидчика, лучше объяснить, что тот сам слабый, раз вместо того, чтобы проявлять свою силу в каких-то достижениях, он изводит других.

Постарайтесь вместе с ребенком придумать какой-то другой, кроме слез и обиды, способ реагирования (общих рекомендаций дать невозможно: важно учитывать конкретные обстоятельства и характеры детей).

Обидчик

Если вам важно не просто, чтобы ребенок хорошо себя вел, а чтобы изменилось его поведение в целом, то, когда он уже пережил наказание и успокоился, нужно работать с его агрессией. Надо научить ребенка контролировать свое агрессивное поведение и добиваться того, чего он хочет (если это приемлемые желания), другими путями.

Очень важно предоставлять ребенку модели поведения в конфликтных ситуациях: «что ты можешь сделать, чтобы выразить свое недовольство». Ты не можешь кричать, но можешь спокойно сказать, что именно тебе не нравится.

Вы можете дать ребенку навык самоконтроля: научить брать на себя ответственность за то, что он делает. Не «со мной это происходит», а «я это делаю», не «они меня разозлили», а «я злюсь, я разозлился на то, что они делали».

Объясните ребенку, если ему уже больше 5 лет: «Знаешь, ты отдельный человек! Как они это делают – дергают какие-то рычажки у тебя, и ты злишься? Кто тобой командует – ты или они?» Если ребенок будет говорить: «Они», надо сказать: «Нет, собою командуешь только ты, и ты решаешь, злиться тебе или нет».

Главную часть работы с ребенком можно выразить так: «Ты должен понять, что ты хочешь, и должен поискать какие-то другие пути для достижения этого». Научите ребенка сопоставлять результат его поведения с желаемой целью, чтобы он, наконец, понял, что он, ведя себя агрессивно, не получает ничего хорошего.

Вы должны дать ребенку, склонному к агрессивному поведению, возможность получить уважение окружающих, привлекая его к помощи, к общественно и семейно значимым делам.

Ребенок должен почувствовать удовлетворение от того, что делает (копает грядки, что-то мастерит, помогает организовать других детей).

Чтобы у него укреплялось чувство, что он что-то может, нужно рассмотреть, в чем ребенок силен, и развивать эти его стороны, поощрять его развитие, подбадривать. Т.е. помочь ему добиться результата мирным путем.

Залог успешной работы с агрессивным ребенком – самообладание взрослого. Часто помогает чувство юмора. Но если действия ребенка создают реальную угрозу жизни и здоровью других людей или самого ребенка, носят устойчивый характер и не поддаются педагогической коррекции в течение долгого времени, то нужна консультация специалиста.

От редакции.

Читайте также:  Аренда машины с последующим правом на выкуп

От себя заметим, что советы психологов обычно направлены на то, чтобы изменить поведение ребенка. Это, конечно, очень важно. Но страсть гнева коренится глубоко в душе человека, поэтому изменять надо прежде всего сердце. Ребенку должен помогать в этом духовник. Если его нет, вы можете сами советоваться о ребенке со священником.

Источник: «Нескучный Сад» №1 (2002 г.)

Особенности агрессивности у детей 12-14 лет

18 Октября 2011

«Подростковый возраст — период жизни человека от детства до юности в традиционной классификации (от 11-12 до 14-15 лет).

В этот самый короткий по астрономическому времени пери­од подросток проходит великий путь в своем развитии: через внутренние конфликты с самим собой и с другими, через внешние срывы и восхождения он может обрести чувство личности». Однако раскры­вающееся его сознанию общество жестоко инициирует его.

В современном информационном обществе стремление подростка к статусу взрослого — мечта малодоступная. Поэтому в отрочестве подросток обретает не чувство взрослости, а чувство возрастной неполноценности.

«Стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех тех, кто привычно, из года в год оказывал на него влияние, и в первую очередь это относится к родительской семье.

При этом тревожащие моменты в поведении части подростков, такие, как агрессивность, жестокость, повышенная тревожность, являются следствием не какой-либо генетической предрасположенности, изначальной агрессивности и пр.

, а выступают в большинстве случаев лишь как ситуации замещения социально-значимых отношений взрослых, отчуждение по отношению к семье внешне выражается в негативизме — в стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам тех, на кого направлено отчуждение».

Негативизм — первичная форма механизма отчуждения, и она же является началом активного поиска подростком собственной уникальной сущ­ности, собственного «Я». Особенно актуальна данная проблема для подростков, которые при выборе жизненной стратегии, осуществляющейся на фоне неизбежных кризисов данного возраста (резкие колебания в отношении к себе, неустойчивость самооценки, потребность в самоутверждении и общении со сверстниками, максимализм в оценках, суждениях и взглядах и др.), зачастую ориентируются на модели агрессивного поведения.

Именно в подростковом возрасте наиболее ценными становятся отношения со сверстниками. «Общение с теми, кто обладает таким же, как у него, жизненным опытом, дает возможность подростку смотреть на себя по-новому.

Стремление идентифицироваться с себе подобными порождает потребность в друге. Дружба научает подростка  сложным рефлексиям на себя и на другого не только в момент доверительного общения, но и в проекции будущего.

Рефлексии на себя и других открывают в отрочестве глу­бины своего несовершенства — и подросток уходит в состояние психо­логического кризиса.

Подросток через собственные душевные муки обогащает сферу своих чувств и мыслей, он проходит трудную школу идентификации с собой и с другими, впервые овладевая опытом целенаправленного обособления. Все это помогает ему отстаивать свое право быть личностью».

«Для эмоциональной сферы подростков характерны:

  1. очень большая эмоциональная возбудимость, поэтому подростки отличаются вспыльчивостью, бурным проявлением своих чувств, страстностью: они горячо берутся за интересное дело, страстно отстаивают свои взгляды, готовы «взорваться» на малейшую несправедливость к себе и своим товарищам;

  2. большая устойчивость эмоциональных переживаний по сравнению с младшими школьниками; в частности, подростки долго не забывают обиды;

  3. повышенная готовность к ожиданию страха, проявляющая в тревожности (В. Н. Кисловская, 1972 установила, что самая высокая тревожность наблюдается в подростковом возрасте); повышение тревожности в старшем подростковом возрасте связано с появлением интимно-личностных отношений с человеком, вызывающим различные эмоции, в том числе в связи со страхом показаться смешным;

  4. противоречивость чувств: часто подростки с жаром защищают своего товарища, хотя понимают, что тот достоин осуждения; обладая высокоразвитым чувством собственного достоинства, они могут заплакать от обиды, хотя и понимают, что плакать стыдно;

  5. возникновение переживания не только по поводу оценки подростков другими, но и по поводу самооценки, которая появляется у них в результате роста их самосознания;

  6. сильно развитое чувство принадлежности к группе, поэтому они острее и болезненнее переживают неодобрение товарищей, чем неодобрение взрослых или учителя; часто появляется страх быть отверженным группой;

  7. предъявление высоких требований к дружбе, в основе которой лежит не совместная игра, как у младших школьников, а общность интересов, нравственных чувств; дружба у подростков более избирательна и интимна, более длительна; под влиянием дружбы изменяются и подростки, правда, не всегда в положительную сторону; распространена групповая дружба;

  8. проявление гражданского чувства патриотизма».

«Внутри подросткового возраста, как у мальчиков, так и у девочек, существуют возрастные периоды с более высоким и более низким уровнем проявления агрессивного поведения. У мальчиков имеются два пика проявления агрессии: 12 лет и 14-15 лет. У девочек также обнаруживаются два пика: наибольший уровень проявления агрессивного поведения отмечается в 11 лет и в 13 лет».

«Агрессивность в личностных характеристиках подростков формируется, в основном, как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется и в соответствующем поведении.

В отрочестве общение с роди­телями, учителями и другими взрослыми начинает складываться под влиянием возникающего чувства взрослости.

Подростки начинают оказывать сопротивление по отношению к ранее выполняемым тре­бованиям со стороны взрослых, активнее отстаивать свои права на самостоятельность, отождествляемую в их понимании со взрослостью.

Они болезненно реагируют на реальные или кажущиеся ущем­ления своих прав, пытаются ограничить претензии взрослых по от­ношению к себе, чаще ис­пользуются внешние формы отстаивания своей независимости, такие, например, как дерзость в общении».

«В подростковом возрасте в силу сложности и противоречивости особенностей растущих людей, внутренних и внешних условий их развития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая объективные предпосылки для возникновения проявления агрессивности»

Современный подросток может реализовать свою агрессию двумя способами:

  • проявлять открыто, получая тычки и жизненный опыт — следуя этим путем, он либо добивается авторитета, престижа и самореализации, либо ломается, спивается, наркотизируется, садится в тюрьму, кончает жизнь самоубийством;
  • прятать и подавлять, становиться послушным пай-мальчиком (девочкой), но при этом утрачивать часть энергии, ничего особого в жизни не добиваясь. Подавленная энергия в том случае будет прорываться наружу в виде либо невроза, либо психосоматического заболевания.

«В большинстве случаев агрессивное поведение носит вторичный характер, то есть возникает вследствие негативной реакции окружающих на ребенка и его проблемы а так же  может быть обусловлено несколькими обстоятельствами: психофизиологическим развитием (подростковый возраст); нервно-психическими заболеваниями; физическими недостатками, дефектами речи, внешней непривлекательностью, недостатками конституционно-соматического характера; вредными привычками (алкоголизм, табакокурение.); нарушением коммуникации в системе отношений «ребенок-взрослый» и «ребенок-сверстник», утратой взаимопонимания; поведением, отклоняющимся от социальных норм и требований; переживанием ребенком состояния эмоционального неблагополучия, эмоциональным стрессом, тревожностью и депрессией; наличием экстремальных кризисных жизненных ситуаций».

«МКБ-10 определяет четыре основные формы поведенческого расстройства детского и подросткового воз­раста, ведущими проявлениями которых может быть агрессивность:

  1. F-91.0. Расстройство поведения, ограничивающееся только семейным окружением.

  2. F-91.1. Расстройство поведения на фоне плохих взаимоот­ношений с группой сверстников, отвержения и изоляции (несоциализированное расстройство поведения).

  3. F-91.2. Расстройство поведения на фоне нормальных отно­шений со сверстниками, проявляющееся в различных ситу­ациях—дома и вне семейного окружения (социализирован­ное расстройство поведения)

  4. F-91.3. Оппозиционно-вызывающее поведение, не coчитающееся с уровнем развития и ведущее к выражению адаптации.

    В подростковом возрасте к индивидуально-типологическому и/или психопатологическому факторам агрессивного поведения присоединяется кризисно-возрастной.

    Кризисная ситуация разви­тая усиливает  различные психопатологические проявления аг­рессии, которая характерна для подросткового возраста».

«В ходе ряда исследований были получены данные которые  показывают, что агрессивные подростки, при всем различии их личностных характеристик и особенностей поведения, отличаются некоторыми общими чертами:

  • бедностью ценностных ориентации, их примитивностью, отсутствием увлечений, духовных запросов, узостью и неустойчивостью интересов, в том числе и познавательных;
  • повышенной внушаемость, подражательностью, неразвитостью нравственных представлений;
  • эмоциональной грубостью, озлобленностью как против сверстников, так и против окружающих взрослых;
  • наличием крайних самооценок (либо максимально положительной, либо максимально отрицательной, в последнем случае агрессия может выступать как защитная реакция компенсирующая собственную уязвимость), повышенной тревожностью, страхом перед широкими социальными контактами
  • эгоцентризмом, неумением находить выход из трудных ситуаций, преобладанием защитных механизмов над другими механизмами, регулирующими поведение».