Штрафы

Договор морской перевозки грузов

Договор морской перевозки грузов относится к категории соглашений, обладающих многовековой историей.

В силу этого, на формирование договорных отношений влияют не только действующие нормы права, но и многовековые традиции морских держав.

В частности, именно традициями обусловлены установления в части терминологии морской перевозки, ее знаков и норм.

Файлы в .DOC:Бланк договора морской перевозкиОбразец договора морской перевозки

Виды договоров морской перевозки

Договор морской перевозки – это услуга транспортировки грузов или пассажиров морским транспортом.

В соответствии с положениями Кодекса торгового мореплавания договоры морской перевозки дифференцируются в зависимости от способа загрузки судна. Таким образом, выделяются два основных вида договоров, в которых:

  • имеется условие чартера, то есть предоставления под груз всего судна, какой либо его части или специализированных помещений морского транспортного средства;
  • не имеется условий о чартере.

По договорам, не подразумевающим чартерные условия, перевозчик самостоятельно определяет способ распределения и технические условия транспортирования груза, принятого от грузоотправителя.

Существуют также несколько производных от основных видов договоров, таких как time-charter или demise-charter.

Форма договора

Для договора морской перевозки предусмотрена простая письменная форма. По своей юридической сути договор морской перевозки обладает признаками договора присоединения, в силу которого грузоотправитель либо принимает условия, предлагаемые ему морским перевозчиком, либо подыскивает более удобные для себя варианты.

  • В силу характера условий присоединения договор может быть заменен коносаментом, то есть морским вариантом накладной, выдаваемой перевозчиком грузоотправителю в подтверждение факта приема груза.
  • И коносаменты, и собственно договоры предельно отработаны, их форма является унифицированной и подчиненной правилам морских интернациональных перевозок.
  • Форма этих документов изготовляется типографским способом, что обеспечивает единообразное соблюдение правил морских международных перевозок.

Ответственность перевозчика по договору морской перевозки груза

  1. Если договор грузоперевозки не будет предусматривать условия ограничения ответственности, то перевозчик будет нести ее в полном объеме как за утрату груза, так и за его повреждение.

  2. Договоры грузоперевозок морским транспортом имеют такую большую историю и настолько отработаны, что практически любой договор коносамента или чартера включает в себя условия «исключенных рисков».

  3. Так, условиями для освобождения морского перевозчика от ответственности будут:
  1. опасные ситуации и непредвиденные происшествия не только в морских, но и в любых судоходных водах;
  2. возгорания на судне, не вызванные действиями или бездействием перевозчика;
  3. военные конфликты и волнения населения;
  4. дефекты груза, характеристики груза, его усушка или утруска и т.д.

Для освобождения от ответственности по вышеперечисленным обстоятельствам перевозчику потребуется доказать, что имели место именно эти события или хотя бы одно из них.

В силу требований ст. 160 Кодекса торгового мореплавания, морской перевозчик несет ответственность за:

  • утрату груза. При утрате груза он обязан возместить его стоимость и возвратить фрахт, не входящий в цену груза. При утрате грузоотправления с заявленной ценой стоимость возмещения будет равна заявленной стоимости;
  • нанесение повреждений грузу. В этом случае он обязан возместить сумму, равную нанесенному ущербу, и возвратить фрахт, не входящий в цену груза.

Договор морской перевозки грузов

Договор морской перевозки пассажиров и багажа

Правила перевозки пассажиров морских транспортом регламентируются, в первую очередь, Кодексом Торгового мореплавания РФ, который, в свою очередь, дублирует основные условия Афинской Конвенции 1974 года.

В соответствии со ст. 177 Кодекса торгового мореплавания РФ договор морской перевозки пассажиров является соглашением между перевозчиком и пассажиром, в соответствии с которым перевозчик принимает на себя обязательство доставить пассажира (и его багаж) в место назначения, определенное по маршруту морского судна.

Пассажир по тому же договору обязуется оплатить проезд как за себя лично, так и за провозимый им багаж. В качестве пассажира будет выступать также лицо, сопровождающее груз при условии оплаты только провоза груза.

Любой договор перевозки пассажиров или груза, не соответствующий правилам главы 9 Кодекса торгового мореплавания, признаются ничтожными.

Форма договора

Кодекс торгового мореплавания РФ не обязывает пассажира и перевозчика заключать договор в его буквальном смысле.

Так, ст. 179 КТМ РФ устанавливает, что свидетельством договора с перевозчиком могут выступать билеты на проезд и квитанции на сдачу груза или багажа. Это свидетельствует о том, что договор морской перевозки пассажиров содержит в себе все признаки договора присоединения, в силу которых перевозчик диктует набор услуг, к которым пассажир может либо присоединиться, либо отказаться от поездки.

Это значит, что любые договорные опции морского проезда пассажир может выбрать лишь из списка, предложенного перевозчиком. Например, может выбрать каюту люкс или каюту эконом.

Форма пассажирского билета, а равно содержание квитанции о сдаче багажа могут варьироваться в зависимости от типа морского судна. Билеты и квитанции на международные рейсы заполняются более детально, в отличие от рейсов каботажных.

Перевозка багажа

Статья 180 Кодекса торгового мореплавания РФ определяет багаж как любой предмет (в том числе и автомобиль), транспортировка которых осуществляется в силу договора пассажирской перевозки одновременно с пассажиром.

Имеется и небольшое реверсное право, когда договорное право пассажира происходит из договора транспортировки груза. Так, будет считаться пассажиром лицо, сопровождающее груз, хотя с ним договор перевозки пассажира не заключался.

Та же статья 180 КТМ РФ устанавливает определение каютного груза (являющегося эквивалентом ручной клади по договорам авиаперевозок). Так, каютным грузом будет считаться багаж, находящийся в каюте пассажира под его личным присмотром и в его личном пользовании.

Ответственность перевозчика

  • Ответственность перевозчика распространяется на период времени, равный нахождению пассажира на морском судне и времени перевозки пассажира от берега до судна и обратно.
  • Исключается из времени нахождения на судне время нахождения пассажира на причале и в морском порту.
  • Ответственность перевозчика за багаж действует в том же временном диапазоне, а окончание ответственности за багаж наступает при вручении багажа пассажиру в момент окончания поездки.

Прекращение договора

Договор перевозки пассажира морским транспортом может быть расторгнут как по соглашению сторон, так и по единоличной инициативе пассажира или перевозчика.

Пассажир может отказаться от поездки морским транспортом:

  • до отхода морского судна из порта;
  • в любом из морских портов, в которых маршрутом судна предусмотрена остановка для высадки и посадки пассажиров.
  1. При отказе от рейса пассажир имеет право на возврат всей суммы, внесенной в оплату перевозки, в случае, если отказ от поездки был вызван болезнью, а также, если отказ был совершен не менее чем за 30 дней до отплытия.
  2. Не будет возвращена сумма в случае, если пассажир отказался от поездки менее чем 30 дней до отплытия и отказ не был вызван уважительными причинами.
  3. Перевозчик имеет право расторгнуть договор перевозки пассажира в случаях:
  1. военных конфликтов и любых военных действий, создающих угрозу захвата судна в зоне, через которые проходит маршрут судна;
  2. блокады портов отправления и прибытия;
  3. разрушения судна, технической неисправности судна и его непригодности к эксплуатации. Непригодность судна должна быть установлена компетентной комиссией;
  4. экспроприации судна для нужд государства;
  5. задержания и блокирования судна в любом из портов.

Изменение маршрута и задержание отплытия судна из любого из портов возможно по инициативе перевозчика, когда это обусловлено необходимостью уйти из зоны повышенного риска, связанного, например, со вспышками инфекционных заболеваний, неблагоприятными санитарными условиями и другими объективными причинами.

Договор морского фрахтования. Бланк и образец 2021-2022 года

Гражданский кодекс Российской Федерации определяет договор фрахтования как соглашение, по которому одна сторона предоставляет в пользу другой стороны одно или несколько транспортных средств на определенное сделкой количество рейсов за заявленную в договоре плату.

ФАЙЛЫ
Скачать пустой бланк договора морского фрахтования .docxСкачать образец договора морского фрахтования .docx

Таким образом, договор морского фрахтования – это предоставление водных транспортных средств.

Договор морского фрахтования можно разделить на три вида:

  • рейсовый чартер – договор, заключаемый на определенное количество рейсов;
  • тайм-чартер – соглашение, по которому судно передается на определенное договором время;
  • договор морского фрахтования с экипажем – сделка, согласно которой, Фрахтовщик передает Фрахтователю судно и предоставляет ему команду людей, которые будут им управлять.

Субъектами по данному договору выступают Фрахтовщик (Судовладелец) и Фрахтователь (Арендатор).

Зачастую такие сделки заключаются для перевозки довольно больших партий грузов или определенных товаров.

Договор морского фрахтования подлежит обязательному письменному оформлению. В связи с этим, ниже мы поэтапно разберем, как заключается такой договор и на какие аспекты стоит уделить внимание при его составлении.

Преамбула

Договор морского фрахтования (рейсовый чартер)

г. Курган

11 сентября 2023 года

ООО «Зауральский транзит», в лице генерального директора Николаева Игоря Николаевича, действующего на основании Устава публичного акционерного общества, именуемого в дальнейшем Фрахтовщик, с одной стороны
И
ИП «Алексеев Алексей Алексеевич», паспорт: серия ХХХХ номер ХХХХХХ, выданный отделом УФМС России по Курганской области в городе Кургане 25.05.2007, именуемый в дальнейшем Фрахтователь, с другой стороны

Руководствуясь статьей 787 гражданского кодекса российской федерации, а также положениями Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, заключили настоящий договор о нижеследующем:

Преамбула договора включает в себя следующие положения:

  • разновидность соглашения;
  • место и дата заключения договора;
  • имена и роли участников сделки;
  • паспортные данные индивидуального предпринимателя.

Существенными условиями, без наличия которых договор не вступит в юридическую силу, выступают:

  • предмет договора;
  • количество рейсов, на которое предается судно;
  • цена соглашения;
  • права и обязанности сторон.
Читайте также:  Покупка акций банка зарегистрированного на кипре

Предмет

Информация о предмете – фундаментальная составляющая любого соглашения в рамках Российского законодательства. В нашем случае предметом выступает водное транспортное средство, переданное Фрахтователю на определенное договором количество рейсов.
При этом важно четко указать характеристики сдаваемого объекта. К таким характеристикам

относятся:

  • подвид судна;
  • модель;
  • класс;
  • длина и ширина водного транспортного средства;
  • дедвейд – то есть общая сумма массы всего, что находится на судне;
  • количество трюмов и крышек;
  • объем двигателя;
  • иные характеристики, которые относятся к сдаваемому судну.

Итак, информация о предмете соглашения прописывается в тексте документа следующим образом:

В соответствии с настоящим договором Фрахтовщик передает во временное пользование Фрахтователю, за определенную сделкой плату, следующее водное транспортное средство:
• Крановый сухогруз TBN0752;
• Дата постройки: 16 января 2008 года;
• Страна производителя – Япония;
• Класс BV (Брюго Веритас);
• Длина — 116,8 метров;
• Ширина – 23,8 метров;
• Количество трюмов – 3 (Три);
• Количество крышек – 3 (Три);
• Дедвейд – 12 526 (Двенадцать тысяч пятьсот двадцать шесть) тонн на осадке 9 (девять) м.
• 4 (Четыре) крана грузоподъемностью 30 (Тридцать) тонн.
• Мощность главного двигателя – 4 954 л.с.
Целевое назначение, согласно договору – перевозка цемента.
В соответствии с настоящим соглашением, указанное в договоре морского фрахтования водное транспортное средство передается во временное пользование Фрахтователю без экипажа.

Собственником кранового сухогруза является Фрахтовщик на основании выписки из Государственного судового реестра, выданного 25 января 2015 года, номер ХХХХХХ.

Срок договора

Следующей неотъемлемой частью соглашения является срок, на который Фрахтовщик передает судно во временное владение Фрахтователю. В нашем случае определяется количество рейсов, а также дата, до которой эти рейсы должны быть осуществлены. Выглядит это следующим образом:

• Фрахтовщик передает Фрахтователю заявленное в договоре судно в течение одного календарного дня с момента подписания настоящего соглашения.
• Количество рейсов перевозки груза составляет: два рейса.
• Срок договора: 2 месяца с момента подписания соглашения.

• Маршрут, по которому груз будет перевозиться, пункты отправления и принятия груза указаны в приложении 1 к настоящему договору.

Цена договора

В этом разделе указывается стоимость временного пользования судном. Выглядит это следующим образом:

• Стоимость аренды судна на заявленное количество рейсов оценивается в ХХХХХХ рублей 00 копеек.
• Оплата производится путем перевода денежных средств на банковский счет Судовладельца в течение трех дней с момента подписания соглашения.

Права и обязанности сторон

Данный раздел закрепляется в тексте документа с целью указания обязательств Контрагентов по настоящему договору.

При этом стороны, в соответствии с принципом Свободы договора, который закреплен в Российской Федерации в настоящее время, могут прописать различные формулировки, не противоречащие действующему Законодательству.

Основные положения, которые, как правило, прописываются в этом разделе, выглядят следующим образом:

Фрахтовщик вправе:
• Требовать своевременной оплаты предоставляемого им водного транспортного средства.
• Требовать использование судна Фрахтователем в строгом соответствии с целевым назначением.
Фрахтовщик обязуется:
• Предоставить судно в технически исправном состоянии.

• Предоставить водное транспортное средство, которое соответствует заявленным в договоре характеристикам.
Фрахтователь обязуется:
• Использовать судно в строгом соответствии с его целевым назначением.

• Не перевозить груз, который по своей массе превышает массу вместимости судна.

• Сохранять арендуемое судно в надлежащем состоянии.

Заключение

В конце договора указываются реквизиты сторон. После подписания соглашения сделка считается заключенной.

Скачать документна сайте Ассистентус

Договор морской перевозки грузов

  • Договор морской перевозки предусматривает перемещение груза перевозчиком (фрахтовщиком) по договоренности с грузовладельцем (фрахтователем).
  • При этом стороны берут на себя следующие основные обязательства:
  • — перевозчик обязуется за обусловленную плату (фрахт) принять от фрахтователя (грузоотправителя) на борт судна груз, доставить его в сохранности в согласованное сторонами место назначения и там сдать фрахтователю или, по его указанию, другому лицу (грузополучателю);
  • — фрахтователь обязан в пункте отправления своевременно предоставить обусловленный груз для погрузки его на судно, a также принять этот груз с судна в пункте назначения и уплатить договоренную плату (фрахт) за перевозку.
  • В договоре морской перевозки подробно указываются права и обязанности сторон и уточняются различные условия, связанные с погрузкой, перевозкой и выгрузкой груза: род и количество груза, время и место погрузки, скорость (норма) погрузки и выгрузки, порт выгрузки, размеры и сроки оплаты фрахта и др.
  • Договор морской перевозки в большинстве случаев заключается агентами, брокерами или судовыми маклерами от имени и по поручению перевозчика и грузовладельца и всегда в письменном виде, так как согласно законам при возникновении спора между сторонами наличие и содержание соглашения могут быть подтверждены только письменными доказательствами.

Договор морской перевозки может иметь различные формы. Основными из них являются чартер, коносамент, букинг-нот, берс-нот и фиксчур-нот.

В трамповом судоходстве договором морской перевозки грузов является чартер (Charter party), в линейном — коносамент (Bill of Lading). Договор морской перевозки груза должен заключаться в письменной форме.

Наличие и содержание договора морской перевозки может подтверждаться чартером, коносаментом или другими письменными доказательствами (ст. 117 КТМ РФ).

При перевозках по чартеру для размещения груза предоставляется судно целиком или его определенная часть. Эту форму договора применяют при перевозках массовых грузов, поставки которых осуществляются пароходными партиями, a также наливных, навалочных и лесных грузов.

В чартере детально оговаривают содержание договора и взаимные обязательства сторон: наименование и технико-эксплуатационные характеристики судна, род груза, его транспортные особенности и количество, порты погрузки и выгрузки, сроки готовности судна под погрузку, фрахт, порядок расчета сталийного времени и т.д.

Условия чартера согласовывают фрахтователь и перевозчик, при этом они являются обязательными только для партнеров и только на период данной сделки. На практике для оформления договора используют типовые проформы чартеров.

B настоящее время насчитывается свыше 400 проформ чартеров, которые охватывают все основные грузопотоки массовых грузов.

В качестве договора морской перевозки при отправках мелких партий генеральных грузов в линейном судоходстве используют коносамент.

B отличие от чартера, условия линейного коносамента разрабатывает судоходная компания (конференция) односторонне, без согласования с грузовладельцами, они являются едиными для всех отправителей и действуют в течение длительного времени (Кодекс торгового мореплавания РФ).

Согласно условиям коносамента капитану предоставляется право размещать груз в подпалубных помещениях судна по своему усмотрению. Размещение груза на верхней палубе должно быть предварительно согласовано с грузовладельцем.

Важной особенностью перевозок по коносаменту является то, что линейные компании, как правило, принимают груз к перевозке заблаговременно до подхода судна. Они обеспечивают его хранение на своих складах, производят комплектацию судовых партий и подготовку грузовых документов. Погрузка-выгрузка оплачивается судовладельцем и организуется на причалах линии.

Договор перевозки по коносаменту

Коносамент — один из главных инструментов B сделках, связанных с использованием морских судов. С юридической стороны коносамент представляет собой расписку перевозчика о приеме груза указанного рода, B указанном количестве и состоянии, доказательство договора перевозки, a также товарораспорядительный документ, позволяющий его владельцу распоряжаться грузом.

Законом установлены основные руководящие принципы для перевозчика и отправителя о времени выдачи коносамента и тех условиях, при которых допустима его выдача. Содержание понятия «выдача коносамента» раскрывается в ч. 1 ст.

142 КТМ РФ указанием на две главные обязанности перевозчика: выдать коносамент после приема груза и выдать его управомоченному лицу — отправителю. Выполнять свойственные ему функции может только коносамент, обеспеченный грузом.

По российскому праву выдача коносамента допустима после того, как весь груз будет вверен перевозчику и принят им.

B праве зарубежных стран также указывается, что для выдачи коносамента требуется прежде всего фактическое вручение груза перевозчику, передача ему физического владения грузом и контроля над ним.

Выдача коносамента допускается только после приема груза к перевозке. Он выдается один раз для перевозки данной партии груза. Вторичная выдача коносамента по одному и тому же грузу допустима только при условии возвращения перевозчику ранее выданных отправителю экземпляров.

Несоблюдение этого правила приводит к имущественной ответственности перевозчика. Коносамент выписывается на каждую отдельную партию груза, принятого на судно.

B зависимости от времени выдачи отправителю применяется два вида коносаментов: для груза, принятого к перевозке (receivedfor shipment), и для груза, принятого на борт (on board или shipped on board).

Первый вид практикуется при базисном условии ФАС и при линейных перевозках, когда груз принимается на склад для дальнейшей его отправки на очередном судне по расписанию.

B результате грузоотправитель получает возможность иметь на руках товарораспорядительный документ и распоряжаться им по своему усмотрению. Бортовой коносамент выдается на погруженный на борт товар.

B ряде случаев условия контракта требуют, чтобы на коносаменте была еще дополнительная надпись: «на борту» («on board»). Коносаменты, используемые в российской внешней торговле, выписываются обычно на товар, уже погруженный на судно.

  1. B соответствии с Кодексом торгового мореплавания коносамент содержит следующие реквизиты:
  2. 1) наименование судна;
  3. 2) наименование перевозчика (судовладельческого предприятия);
  4. 3) порт и страна погрузки;
  5. 4) порт и страна выгрузки;
  6. 5) наименование отправителя;
  7. 6) наименование получателя.

При этом предусматриваются следующие варианты. Коносамент с конкретным наименованием получателя, или именной; применяется в том случае, когда товар уже продан и отправлен по адресу получателя.

Коносамент на предъявителя. B этом случае графа «грузополучатель» не содержит никаких указаний и груз выдается тому, кто его предъявит.

Коносамент может быть выписан по «приказу отправителя» или «приказу получателя». B этом случае коносамент носит название ордерного. В графе «наименование получателя» должно быть указано: «to order of …» и далее наименование организации отправителя или получателя.

B практике международной торговли и внешней торговли России преобладают ордерные коносаменты, так как они упрощают передачу прав на груз. Именные же коносаменты выписываются реже, преимущественно на ценные грузы.

Читайте также:  Плата за проезд с собственников земельных участков

Рейсовый чартер

Существует большое число стандартных форм рейсовых чартеров. Только БИМКО (BIMKO, The Baltic and International Conference) приняла более 50 форм чартеров. Большую их часть составляют рейсовые чартеры. Существуют стандартные формы танкерных чартеров. Помимо стандартных форм чартеров используется большое число частных чартеров.

B национальном праве многих стран под рейсовым чартером понимается договор морской перевозки груза C условием предоставления под груз всего судна или его определенных помещений. По чартеру фрахтовщик (судовладелец) обязуется перевезти конкретный груз на обусловленном судне за один или несколько рейсов.

Фрахтователь обязуется передать этот груз судовладельцу и уплатить фрахт. Рейсовый чартер фрахтовщик заключает от своего имени — либо сам, либо с помощью брокера. Рейсовый чартер и договор судовладельца с брокером представляют собой два юридических самостоятельных договора.

Стандартные формы рейсовых чартеров содержат 45 и более пунктов, не считая дополнительных пунктов аддендума.

Тайм-чартер — это договор, согласно которому одна сторона (судовладелец) обязуется предоставить за вознаграждение другой стороне (фрахтователю) на определенный срок судно для обусловленных договором целей. Цели могут быть различными: для перевозки грузов или пассажиров, производства буксирных, ледокольных и спасательных операций, научных и культурных целей и т.д.

Стандартные формы тайм-чартеров содержат несколько десятков пунктов; обзор всех их невозможен. Чтобы снизить риск негативного поведения тайм-чартерного судовладельца, фрахтователи могут до заключения договора попросить необходимую деловую информацию.

Из существующих стандартных форм тайм-чартеров наиболее старыми являются универсальный тайм-чартер БИМКО (кодовое название «Балтайм») и «Нью-Йорк Продьюс Эксчейндж» (кодовое название «Найп»). Их чаще всего используют для перевозки сухих грузов.

Технические характеристики судна влияют на финансовый результат фрахтования, поэтому в преамбуле тайм-чартера содержится развернутая характеристика судна.

Срок сдачи судна в тайм-чартер устанавливается соглашением сторон и выражается в днях, месяцах, годах. Судно также может быть сдано на выполнение определенных рейсов и определенных работ.

Тайм-чартеры часто наделяют фрахтователя правом выдавать коносаменты, подписанные капитаном судна, причем условия таких коносаментов могут существенно отличаться от условий заключенного тайм-чартера.

Достаточно очевидно, что право фрахтователя осуществлять коммерческую эксплуатацию судна в сочетании с его правом выдавать коносаменты может привести к резкому увеличению ответственности судовладельца.

Для решения этой проблемы в тайм-чартер включается условие, обязывающее фрахтователя освободить судовладельца от любой дополнительной ответственности, возложенной на него B результате реализации фрахтователем своих прав. Даже если в тайм-чартере и нет такого условия, суды некоторых стран толкуют его таким образом.

При разработке типовых чартеров основную роль сыграли объединения судовладельцев государств, обладающих крупным торговым флотом, B частности, Англии и других европейских стран. Союз норвежских судовладельцев, например, участвовал в разработке условий перевозок наливных, a также лесных грузов, так как в этих видах перевозок норвежские суда играют значительную роль.

За последние 25 лет все более значительную роль в создании типовых чартеров играет Балтийская и Международная морские конференции (Копенгаген). При формулировании условий перевозок массовых грузов участвуют также монополистические объединения фрахтователей, например Федерация лесной торговли Великобритании, Ассоциация владельцев угольных копей Бристольского залива и др.

Несмотря на разнообразие, проформы чартеров, предназначенные для перевозки однородных грузов, имеют общие черты, вытекающие из специфики данного груза и обычаев международной торговли.

Некоторые пункты типовых проформ по согласованию между фрахтователями и судовладельцами могут изменяться или совсем исключаться, к печатному тексту нередко добавляются новые параграфы.

Недостаточно внимательное отношение к условиям чартера, пренебрежение даже такими, казалось бы, второстепенными пунктами, как посылка извещений фрахтователям на различных стадиях рейса, может привести к значительным убыткам от простоя судна, к претензиям и даже требованиям о возмещении убытков грузовладельцев.

Бербоут-чартер. B соответствии с условиями рейсового чартера и тайм-чартера судовладелец наделен правом владения судном. Он же оказывает услуги с помощью своего капитана и судового экипажа.

По бербоут-чартеру владение судном и контроль над ним переходят фрахтователю. С точки зрения всех практических целей он рассматривается как владелец судна в течение срока действия чартера.

Капитан и судовой экипаж становятся служащими фрахтователя, который несет ответственность за управление, эксплуатацию и плавание судна.

Обязанность фрахтователя — снабдить судно всеми необходимыми припасами, водой, топливом, смазочными материалами. Фрахтователь несет все расходы по эксплуатации судна, a также возникающие в связи с этим риски.

Если на зафрахтованном судне перевозятся грузы третьих лиц, то перевозчиком считается фрахтователь. Он несет ответственность за несохранность груза перед грузовладельцем. Условия этой ответственности определяются рейсовым чартером или коносаментом. Право на вознаграждение за спасение и оказание помощи на море принадлежит фрахтователю

B табл. 12.1 показаны различия между рейсовым чартером, тайм-чартером и бербоут-чартером

Таблица 12.1 Различия эксплуатации судов в зависимости от типа чартера

Основные правовые характеристики Вид чартера
Рейсовый чартер Тайм-чартер Бербоут-чартер
B каких целях фрахтуется судно B целях перевозки груза B любых целях торгового мореплавания B любых целях торгового мореплавания
Кому подчинен экипаж судна в навигационно-техническом отношении Судовладельцу Судовладельцу Фрахтователю
На кого падает риск повреждения или гибели судна в связи с его навигационно-технической эксплуатацией На судовладельца На судовладельца На фрахтователя
На кого падает риск повреждения или гибели судна в связи с его коммерческой эксплуатацией На судовладельца На фрахтователя На фрахтователя
Кому принадлежит право владения судном Судовладельцу Судовладельцу Фрахтователю
Кому принадлежит право пользования судном Судовладельцу Фрахтователю Фрахтователю
Кто несет постоянные расходы по эксплуатации Судовладелец Фрахтователь Фрахтователь
Кому принадлежит право на спасательные вознаграждения Судовладельцу Судовладельцу и фрахтователю B равных долях Фрахтователю

Другие виды договоров. Наряду с чартером в заграничном сообщении применяются такие формы договора фрахтования, как букинг-нот, фикс-чур-нот, в которых более кратко, чем в чартере, фиксируются условия договора (см. Словарь терминов).

Международная морская перевозка грузов



Общие понятия международной морской перевозки грузов

  • В мировой практике различаю два вида сообщений в перевозках морским транспортом: — внутренние;
  • — внешние перевозки в свою очередь включают в себя следующие виды перевозок: международные морские перевозки грузов осуществляемые при экспорте и импорте товаров; международные морские перевозки осуществляемые между иностранными портами.
  • Международные морские перевозки регламентируются следующими нормативно-правовыми документами, являющимися базовыми в в правовом регулировании таких перевозок: — Брюссельская конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте; — Правила Гаага-Висби; — Конвенция ООН о морской перевозке грузов.

Кроме того набирают популярность  перевозки по рекам и морям. Для осуществления таких перевозок используются суда с определенными мореходными качествами, а так же маневренностью.

Исходя из существующих видов плавания, различают следующие виды плавания в морских перевозках: —  морские заграничные плавания; — каботажи, которые в свою очередь включают в себя два вида: большой каботаж, плавание морских судов осуществляется между различными портами с заходом судов в заграничные порты; малый каботаж, представляет собой плавание судов в пределах одного или двух бассейнов, малый каботаж не предполагает заходов судна в иностранные порты. В практике морского судоходства сложились свои базовые формы его организации.  Наиболее часто используемыми  формами являются: — линейная форма,  при такой форме осуществляются морские перевозки незначительных партий грузов, представляющие из себя, как правило, готовые изделия и полуфабрикаты.  Существуют следующие линии морского судоходства: односторонние линии – на таких линиях используются суда лишь одной страны, либо одной судоходной компании; двусторонние линии – используются суда, соответственно,  двух стран или компаний; конференциальные линии – когда на линии используются суда более чем двух компаний или стран. — регулярная форма, такая форма применяется в морских перевозках на направлениях с регулярным грузовым потоком, т.е. осуществляя перевозки на таких линиях, суда работают более трех месяцев. — рейсовая форма, при осуществлении международных морских перевозок применяется форма организации потоков массовых грузов. Такие грузы, как правило, представляют собой крупные партии однородного груза, насыпные либо навалочные. Поставки грузов по такой форме имеют долгосрочные договора. — трамповая форма, такая форма организации используется для перевозки отдельных видов массовых грузов морскими судами.  Такими грузами могут быть лес, руда и пр. Процедуры оплаты морских перевозок используют следующие базовые понятия: — фрахтовая ставка,  такая ставка используется с целью расчета цены морской перевозки, в сущности, является показателем уровня мирового рынка на осуществление транспортировки определенного товара морским транспортом; — линейный тариф, тариф кроме непосредственной цены за перевозку, включает в себя и стоимость работ по погрузке и разгрузке в портах.

Организация и документальное оформление международных морских перевозок грузов

  1. Организацию международных морских перевозок рассмотрим на примере отгрузки российских товаров на экспорт через российский порт с использованием условий поставки CFR: — направление российской организацией экспортером в адрес импортера товаров извещения о готовности к отгрузке; — импортер в свою очередь направляет российской организации-экспортеру инструкцию, содержащую сведения об отправке, а так же извещение о распределении документов; — российская организация – экспортер оформляет и подписывает контракт с грузовым терминалом о транспортно-экспедиторском обслуживании; — российская организация — экспортер оформляет и подписывает контракт на перевозку морским транспортом непосредственно с компанией – судовладельцем, после чего экспортер оформляет и передает судовладельцу заявку на фрахтование; — с соблюдением определенных сроков, капитан морского судна направляет извещение о прибытии его судна в порт (нотис); — подготовка экспортером груза для отправки на грузовой терминал сопровождается оформлением следующих документов: наряд на вывоз со склада; поручение на отгрузку; — как только судно прибыло в порт агенты порта ведут расчет погрузочно-разгрузочного времени судна (таймшит) вплоть до окончания погрузки судна; — когда погрузка судна закончится, капитан судна коносамент и удостоверяет его со своей стороны личной подписью и печатью; — передача капитану судна пакета сопроводительных документов на экспортный груз (капитанская почта), такими документами при экспорте могут быть сертификаты; — при получении груза и сопроводительных документов на груз, капитан судна передает экспортеру грузовой манифест, являющийся подтверждением получения капитаном судна документов;
  2. — прибыв в порт разгрузки от перевозчика в адрес импортера направляется извещение о его прибытии, а так же коносамент и сопроводительные документы.
Читайте также:  Как получить субсидию на оплату жилого помещения

Следует отметить, что центральное место в процедуре документального оформления международной морской перевозке груза занимает коносамент. Коносамент представляет собой документ, передаваемый владельцем судна грузоотправителю, свидетельствующий, что перевозчик принял груз к перевозке. Выделяют следующие основные функции коносамента: — подтверждение со стороны владельца судна в принятии груза к перевозке; — коносамент сам по себе является одним из обязательных сопроводительных документов к грузу и влечет за собой право владельца оригинала на распоряжение грузом; — представляет собой факт заключения договора перевозки груза. Коносамент в обязательном порядке должен быть подписан капитаном судна либо пароходным агентом и заверен печатью. Коносамент составляется как минимум в трех экземплярах, все экземпляры должны содержать штамп «оригинал», кроме того на них необходимо проставить  порядковый номер оригинала с указанием числа таких оригиналов. Силу товарораспорядительного документа имеет лишь один из экземпляров коносамента. Произведя выдачу груза по одному из оригиналов, все остальные экземпляры коносамента теряют свою силу. Количество выписываемых экземпляров коносамента зависит от сложности самой процедуры перевозки груза. Необходимого количества экземпляров  должно хватить для проверки груза со стороны агентов судна, администрации порта, сотрудниками таможни и т.д. Все копии коносамента должны содержать обязательный штамп «копия». Следует учитывать, что количество копий прописанное в коносаменте не входит в количество экземпляров.

По завершении составления коносамента, судовым агентом либо портом оформляется манифест, представляющий собой опись товаров, которые фактически были погружены на судно поконосаментно. Манифест требуется для пароходства и судна, а так же для таможни портов и т.д.

Договор международной морской перевозки (чартер)

Кроме договоров морской перевозки груза оформляемых на основании коносамента существует еще один вид договоров морской перевозки – чартер.

Чартер представляет собой договор на перевозку груза, составляемый между фрахтователем (которым могут выступать грузоотправитель либо его представитель) и фрахтовщиком (в качестве которого могут выступать перевозчик либо его представитель).

Чартер несет в себе лишь одну функцию – он является непосредственным договором морской либо речной перевозки.

Различают следующие виды чартеров: — чистый чартер, представляет собой документ стандартной формы с подписями и не имеющий никаких изменений; — открытый чартер, такой документ не содержит информации о грузе и о пункте назначения. Разработка стандартных форм чартеров осуществляется самими судовладельцами и фрахтователями.

Для определенного вида груза применяется свой чартер.  Типовыми договорами перевозки являются проформы.

В зависимости от состава фрахтуемого судна различают следующие виды чартера: — тайм-чартер, представляет собой договор аренды судна либо его части на  срок, указанный в договоре аренды, в распоряжение фрахтователя, при таких условиях договора судно может использоваться в любых направлениях; — майз-чартер – представляет собой договор аренды судна на срок указываемый в договоре, в распоряжение фрахтователя, по такому договору судно арендуется с командой; — бербоут-чартер, представляет собой договор найма судна, когда все расходы по использованию судна полностью ложатся на фрахтователя, по такому договру судно предоставляется без команды и судовладельцу выплачивается арендная плата.

Заключая чартер, фрахтователю необходимо четко ориентироваться в нормах погрузки и выгрузки в портах, поскольку нарушение сроков погрузки и выгрузки влекут за собой наложение со стороны судовладельца штрафов (демерредж), в связи с тем, что нарушение таких сроков повлекло простой судна под грузовыми операциями. Соответственно, досрочное завершение работ по погрузке и разгрузке судна сопровождается выплатой со стороны судовладельца фрахтователю премии (диспач).

Международные морские перевозки грузов, Международные перевозки

Международная транспортная логистика: как составить договор перевозки?

Логистику международных перевозок регулируют договоры различных видов. Каждый из них имеет свои особенности и регулируется соответствующими законодательными нормами.

Общий порядок взаимоотношений при международных перевозках определяет Гражданский кодекс РФ. Также действует Конвенция о договоре международной перевозки грузов. Это мировой документ, который определяет порядок отношений между участниками сделки в связи с транспортировкой ценностей (на автомобильном транспорте).

Рассмотрим пять вопросов, которые чаще всего возникают у участников международных перевозок.

1. Что необходимо включить в договор международных перевозок?

Чаще всего договор между собой заключают грузоотправитель и перевозчик. Он составляется по образцу установленной формы, состав которой описан в Гражданском кодексе. В договоре следует оговорить:

  • условия приёмки и передачи груза;
  • требования к перечню обязательных документов;
  • обязанности и права;
  • принцип разрешения хозяйственных споров.

Существенными условиями договора перевозки грузов являются предмет соглашения, условия поставки, сроки, оплата и данные участников.

2. Каковы обязательства сторон договора перевозки?

При составлении письменной договорённости между отправителем и перевозчиком у каждого из них формируются обязательства (Таблица 1).

Таблица 1. Обязательства сторон.

Обязательства заказчика Обязательства перевозчика
    • Составить необходимую документацию и накладную до отправки ценностей.
    • Своевременно оплатить услуги.
  • Доставить объект договора в целости с соблюдением оговоренных сроков (если не возник форс-мажор).
  • Осуществить перевозку на тех условиях, которые прописаны в документально оформленной договорённости.

Грузоперевозчик отвечает за соблюдение оговорённых сроков, а если во время доставки груз пострадает или будет утерян, ответственное лицо обязано возместить потери в размере его стоимости. Это один из самых существенных аспектов договора.

3. Какие виды договора о перевозках существуют?

Соглашения на международные перемещения грузов дифференцируются по способам перевозки и по особенностям транспортировки ценностей внутри каждого типа. Соглашения могут быть следующих типов:

1) Договор морской перевозки грузов. Участники отношений могут выбрать: на основании законодательства какой страны будет заключаться договор. Соглашение заключается между двумя участникам в письменном виде: получателем груза и грузоотправителем. Договор он может подтверждаться коносаментом или чартером. Коносамент составляют, взяв за основу типовой бланк.

Чартер (или «договор фрахтования») составляется, если грузоотправитель арендует всё судно либо его долю для перемещения груза.

2) Договор воздушной перевозки груза. В данном случае договорное соглашение (авианакладная) заключается с авиаперевозчиком. В соответствии со статьей 104 Воздушного кодекса РФ транспортные услуги могут осуществляться чартером.

3) Договор перевозки грузов железнодорожным транспортом. В данном случае достаточно накладной. При этом обязательство оформить таможенную документацию принимается работниками железной дороги.

4) Договор перевозки грузов автомобильным транспортом. Отправитель и транспортная организация составляют договорное соглашение о предоставлении услуги по доставке груза из одной страны в другую.

В отдельных ситуациях возможно оформление договора не только в стандартном виде. В качестве договора могут выступать и другие документы (Таблица 2).

Таблица 2. Документы, которые можно приравнять к договору перевозки.

Вид документа Особенности
Накладная Составляется при всех способах перевозки (по форме СМР). Она обязательно должна содержать:

  • дату и номер;
  • реквизиты сторон;
  • наименование, количество и вес груза;
  • условия доставки;
  • данные о перевозчике;
  • подписи и печати сторон.

Накладная всегда должна сопровождать перевозимые ценности.

Коносамент Составляет перевозчик. В документе указываются данные об объекте и особенностях перевозки.
Чартер Составляется перевозчиком. Используется при доставке авиатранспортом или водным транспортом. При этом может быть арендовано или всё судно, или его часть.

4. На каком языке следует составлять договор о международной перевозке?

Официальное соглашение можно составить как на одном, так и на разных языках. Первый вариант имеет место, если страны-участники разговаривают и работают на одном языке. К примеру, если обе стороны владеют английским, договор при согласии можно заключить на одном — английском языке.

При возникновении ситуации несогласия договоры заключаются на разных языках. Например, на русском и французском или на русском и финском.

Договорные соглашения или контракты, которые заключаются при участии международных организаций, следует составлять на официальных языках каждого из юридических лиц.

5. Как можно расторгнуть сделку?

Инициировать расторжение договора международной перевозки может любая из сторон. Вторую сторону договора при этом необходимо письменно уведомить в срок, оговоренный в самом соглашении.

Обычно указывается, что перед расторжением договора следует выполнить все возникшие на тот момент обязательства. Если от соглашения отказывается только одна сторона, участник обязан возместить убытки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector