Договор с управляющей компанией в 2023 году

Обязанность заключения договора с региональным оператором ТКО (твердых коммунальных отходов) закреплена нормативно-правовыми актами. Она ложится на собственника территории, жилой и нежилой недвижимости. В противном случае, если соглашение подписано не будет, владельца могут привлечь к административной ответственности за нарушение санитарных и экологических требований.

Пп 1156 и договор с региональным оператором тко

Договор с управляющей компанией в 2022 годуПодписать договор с региональным оператором по вывозу мусора обязаны собственники жилых и нежилых строений.

Договор на вывоз мусора с региональным оператором обоснован тем, что владельцы недвижимости обязаны предусмотреть сбор, вывоз и утилизацию мусора в соответствии с законом (ст.30 ЖК РФ). Проблема в том, что деятельность по обращению ТКО подлежит лицензированию. То есть, субъект хозяйственной деятельности, который занимается вывозом мусора, должен соответствовать установленным требованиям.

Частное лицо, которое не уполномочено государственными органами на
осуществление этой деятельностью, не может ею заниматься. То есть, собственник
многоквартирного или частного дома не может, например, собрать в течение месяца
накопившийся мусор и вывезти его на свалку. Причины следующие:

  1. Своими
    действиями он создает угрозу для жизни и здоровья другим жильцам, соседям;
  2. У
    него нет лицензии на осуществление такой деятельности.

В первом случае владелец жилья дает основание для принудительного
выселения из квартиры. Создавая антисанитарные условия в жилом помещении, он
подвергает угрозе жизнь и здоровье других лиц, проживающих не только в
помещении, но и в доме. Крысы, тараканы, неприятный запах – все это может стать
причиной исков против такого собственника.

Получение лицензии – это не формальность. Организации предстоит
доказать, что она имеет необходимое оснащение для обращения с ТКО. У частного
лица этого нет. Велика вероятность, что он вывезет мусор в неустановленное
место, тем самым стимулируя рост стихийных свалок.

Ничего подобного у частного лица нет. Кроме того, если он не найдет 100-300 р. в месяц для оплаты тарифов региональных операторов по обращению с отходами, едва ли он потратит час собственного времени и около 1 т.р.

(и больше) на бензин, чтобы вывезти ТКО на специально предназначенные мусорные полигоны. Поэтому высока вероятность, что он выбросит мусор в неустановленном месте.

Именно поэтому Законодатель обязывает заключать договор на вывоз ТКО с региональным оператором.

А как же принцип
свободы договорных отношений?

Действительно, нормами гражданского законодательства (ст.421 ГК РФ) предусмотрен принцип свободы при заключении соглашений. Запрещено принуждать граждан к подписанию договоров – это недопустимые действия!

Но тут же содержаться исключения, которые делают эту норму не
применимой. В частности, это касается обязанностей вступать в договорные
отношение в соответствие:

  1. С
    требованиями закона, в том числе и ГК РФ;
  2. С
    обязательствами, которые граждане принимают добровольно.

Гражданское законодательство, предусмотрев принцип свободы заключения договора, другой нормой его же и ограничивает. Так, им предусмотрено, что если лицо уклоняется от обязанности вступать в договорные отношения, предусмотренной законом, заинтересованная сторона может в судебном порядке принудить отказника заключить соглашение (п.4 ст.445 ГК РФ).

Промежуточный вывод следующий: владельцы квартир и дом, которые
являются собственниками мусора, не имеют права отказаться от заключения
договора с региональным оператором ТКО. Последний может в принудительном
порядке, через суд, заставить их подписать соглашение и выполнять его условия.

Порядок заключения договора на вывоз мусора с региональным оператором

Договор с управляющей компанией в 2022 году Новая система организации обращения с ТКО вступила в действие с 01.01.2019.

Все владельцы недвижимости и территорий – юридические и физические лица – обязаны заключать договоры именно с региональным оператором ТКО. Прежние соглашения с организациями, которые занимались вывозом мусора, признаются недействительными. Исключение – муниципальные предприятия, которые имеют соответствующую лицензию и транспорт которых подключен к ГЛОНАСС.

Порядок заключения договора с региональным оператором ТКО
заключается в том, что потребителю необходимо:

К заявке нужно приложить следующее:

  1. Паспорт
    или другое удостоверение личности заявителя;
  2. Правоустанавливающие
    документы;
  3. Технический
    паспорт недвижимости;
  4. Справку
    о количестве проживающих лиц.

Это актуально для собственников частных домов, которые заключают
договор с региональным оператором в индивидуальном порядке. Владельцы жилья в
многоквартирном доме этим вопросом не занимаются. От их имени договор
заключают:

  1. Управляющая
    компания (УК);
  2. Товарищество
    собственников жилья (ТСЖ);
  3. Жилищный
    кооператив (ЖК).

Эти организации к заявке должны приложить:

  1. Договор
    с жильцами дома на обслуживание, включая обращение с ТКО;
  2. Лицензии,
    на основании которых УК занимается предпринимательской деятельностью по
    управлению многоквартирным домом;
  3. Документы,
    в которых есть характеристика жилых и нежилых строений, включая количество
    жильцов.

На основании последних документов проводится расчет стоимости услуг
по вывозу мусора. Дополнительно направляется доверенность, если вопросом
заключения договора занимается доверенное лицо.

После того, как заявка поступила, на ее рассмотрение законом предусмотрено 15 дней. Обязательное условие – документ составлен без ошибок, поданные документы содержат исчерпывающие данные.

В каких случаях
сроки рассмотрения продлеваются?

Договор с управляющей компанией в 2022 году

Отсутствие каких-либо необходимых документов или сведений в заявке
дает основание оператору на приостановление ее рассмотрения. При этом он
обязан:

  1. Выявить
    недостатки в течение 5 рабочих дней после поступления обращения;
  2. Направить
    письмо заявителю с требованием представить недостающие документы или сведения;
  3. Приостановить
    рассмотрение заявки до момента получения затребованных сведений.

После получения письма от регионального оператора, потребитель
обязан выполнить требования в пятнадцатидневный срок. Если этого не сделано,
заявление возвращается. В сопроводительном письме указываются причины, по
которым заявка не рассмотрена.

Региональный оператор может получить заявку на заключение договора
на один и тот же объект от нескольких лиц. Это обязывает его уточнить истинного
владельца.

С этой целью рассмотрение обращение приостанавливается на срок до 10
рабочих дней, в течение которых запрашивается и получается выписка из ЕГРН.

В
документе будет указан истинный владелец, заявка с которым и будет рассмотрена.
Остальным обратившимся лицам заявление возвращается.

Отсутствие заявки от потребителя

Учитывая, что не все лица добросовестно отнесутся к обязанностям по
организации вывоза мусора, предусмотрен следующий механизм заключение договора
с региональным оператором ТКО:

  1. Он
    размещает на официальном сайте предложение о заключение соглашения;
  2. С
    этого момента лица обязаны, как указано выше, в пятнадцатидневный срок подать
    заявку;
  3. Если
    они не подают ее, автоматически признается заключенным типовой договор на вывоз
    ТКО региональным оператором.

По сути, смысл подачи заявки заключается в том, что потребитель не соглашается с типовыми условиями, предложенными региональным оператором. В обращении он указывает собственные предложения и замечания. Если этого не сделать, договор с типовыми условиями начинает действовать автоматически.

Что должно
содержать соглашение?

Договор с управляющей компанией в 2022 году Законом предусмотрена только письменная форма договора с региональным оператором ТКО.

Кроме реквизитов сторон – название и юридический адрес оператора, паспортных данных потребителя, их контактов, даты и населенного пункта, в котором подписывается соглашение – указываются следующие сведения:

  • Месторасположение дома, для которого требуется
    услуга;
  • Ее содержание: требование, периодичность,
    порядок и размер расчета;
  • Порядок решения спорных вопросов, в том числе и
    по факту не предоставления услуги и перерасчета стоимости за нарушение условий
    договора;
  • Права и обязанности сторон;
  • Случаи, в которых услуга не предоставляется или
    ограничивается;
  • Основания для изменения условия или расторжения
    соглашения;
  • Срок его действия.

Чтобы точно идентифицировать объем услуги, в соглашении
прописываются данные о потребителе: характеристика помещений, их площадь,
осуществляемая в них деятельность, а также количество проживающих в них
граждан.

Если в дальнейшем характеристики меняются, количество жильцов растет
или уменьшается, стороны могут пересмотреть размер оплаты. Например,
региональный оператор может установить, что количество жильцов в доме выросло с
110 до 150 человек. Его дальнейший порядок действий:

  1. Обращение
    в суд с иском о перерасчете стоимости;
  2. Истребование
    от УК, ТСЖ, ЖК или миграционного ведомства данных об изменении численности
    граждан дома;
  3. На
    основании полученных данных проводится расчет изменения стоимости за каждый
    период, когда менялась численность граждан.

Такой иск с высокой вероятностью будет удовлетворен. На ответчика
переложат расходы регионального оператора по оплате юридических услуг и
судебных издержек. Дополнительно назначается штраф, размер которого
определяется условиями договора, и начисляется неустойка.

Сумма выплат может достигать 100 т.р. и более. Поэтому рекомендуется
решать споры с региональным оператором в досудебном порядке. Это минимизирует
финансовые потери.

Типовая форма договора с региональным оператором.

Образец договора с региональным оператором ТКО (87 Загрузок)

Читайте также:  Лишение водительских прав за отказ от медосвидетельствования

Штраф и ответственность за незаключение договора с региональным оператором

За незаключение договора с региональным оператором предусмотрен штраф.

Прежде всего речь идет про ответственность за незаключение договора
с региональным оператором. Кроме того, что владельцев могут в принудительном
порядке обязать выполнять условия типового соглашения, их могут привлечь к
административной ответственности.

Кодексом об административных правонарушениях предусмотрено наказание за нарушение экологических и санитарных норм (). В соответствии с ней, частные лица могут штрафоваться на 2-3 т.р., а юридические лица – на 100-250 т.р.

Проблема в сложности доказывания, что действия собственника ТКО
подпадают под эту статью. Более того, трудно связать отказ от заключения
договора с региональным оператором и нарушение экологических, санитарных норм.
Поэтому Минстрой подал законопроект, которым вносятся дополнения в эту статью и
другие нормы.

Изменения предусматривают ответственность за отказ без каких-либо оснований
или уклонение от заключения соглашения на вывоз ТКО. При этом ответственность
предусмотрена не только для их собственников, но и для оператора.

Так, физических лиц предлагается штрафовать в размере 5 т.р, а
юридических лиц – 100-200 т.р. Кроме того, на должностные лица накладывается штраф
за незаключение договора с региональным оператором на 30-40 т.р, а
индивидуальные предприниматели на 50 т.р.

Если оператор отказывается предоставлять услуги по вывозу мусора,
его должностные лица штрафуются на 30-40 т.р, а организация – на 100-300 т.р.
То есть, достаточно доказать факт отказа заключать соглашение, и стороны
привлекаются к административной ответственности.

Рекомендации эксперта по переходу на прямые договоры с Регоператором по обращению с ТКО

Инструкция: Изучаем полезные пункты в договоре с управляющей компанией

«Мы платим за содержание жилья каждый месяц, а наша УК ничего не делает. Куда идут наши деньги, мы не знаем», – таких обращений у любой редакции сотни.

Договор – основной документ, регулирующий отношения между собственниками помещений в МКД и организацией, на которую возложена обязанность управлять домом и общим имуществом.

От того, насколько обе стороны подошли внимательно к его составлению, зависит эффективность сотрудничества.

О том, какие пункты будут полезны, рассказала замначальника – начальник контрольно-финансового отдела государственной жилищной инспекции Тульской области Юлия Осипова.

Договор с управляющей компанией в 2022 году

Обязательные пункты договора

В обязательном порядке необходимо указать:

  • перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества, порядок его изменения, перечень коммунальных услуг, которые предоставляет УК, а также состав общего имущества;
  • порядок определения и изменения размера платы за содержание и ремонт и за коммунальные услуги, а также порядок оплаты;
  • порядок осуществления контроля за выполнением УК обязательств по договору управления. Вместе с тем, необходимо определить сроки предоставления отчета о выполненных работах. Отчеты предоставляются председателю МКД, поэтому собственникам необходимо избрать Совет дома, и из его числа – председателя; срок действия договора и порядок его продления.

Контроль

Этот пункт основополагающий для формирования доверия и прозрачности финансовой деятельности УК. В типовом договоре, как правило, указывается однократный отчет по итогам года. Но в этом случае порой сложно отследить реальный объем работ, который выполнила УК.

Оптимально, если в договоре прописать обязанность предварительного согласования с председателем дома плана работ УК на текущий год, а также  утвердить его на собрании. В дальнейшем, объем и виды работ, которые необходимо провести, утверждаются на собрании.

В случае, если собственники принимают решение о необходимости работ, не предусмотренных условиями договора управления и минимального перечня, такие решения необходимо утвердить общим собранием, а также определить сроки выполнения работ и источник их финансирования. При таком подходе собственники будут владеть информацией о дополнительно выполняемых управляющей компанией работах, а также о размере затрат, необходимых для проведения таких работ.

Ответственность сторон и последствия

Обязанность жителей – своевременно оплачивать работу управляющей компании.

Ведь именно за счет этих средств УК осуществляет содержание общедомового имущества (ремонт инженерных коммуникаций, кровли), осуществляет благоустройство придомовой территории, уборку мест общего пользования, ведет подготовку дома к зиме и все прочее.

Обязанность УК – выполнять качественно работу, в первую очередь оказывать установленный обязательный минимум услуг.

На случай, если по какой-то причине минимум не оказывается, например, уборщица перестала содержать в чистоте подъезды, собственникам помещений на законодательном уровне предоставлено право составлять акты о неоказании таких услуг. Акт надо в первую очередь направлять на рассмотрение в УК, а в случае отказа обратиться в Жилинспекцию. Дополнительно указывать в договоре управления такой порядок не стоит, поскольку такое право жителям предоставлено в силу закона.

– Бывают разные ситуации, по которым жители и УК не находят общего языка.

Но как правило, при активной позиции собственников, желающих вникнуть в особенности управления домом, своевременно определяющих планы работ и разумность их сроков, не злоупотребляющих правом контроля за тарифом на обслуживание, обязательно будет отклик со стороны управляющей компании.

Если же УК, тем не менее, игнорирует обращения жителей, а жалобы в надзорные инстанции снимают лишь локальные проблемы, то выход один – принять на общем собрании собственников решение о выборе иной УК – добавляет Юлия Осипова.

Кстати

Экономически обоснованный тариф – залог качественного оказания услуг УК. Если тариф занижен и не отвечает рыночной ситуации, то УК будет проблематично содержать общедомовое имущество, осуществлять текущий ремонт.

Сейчас, например, если тариф ниже 13 рублей за квадратный метр, в договоре управления не прописаны условия его индексации, а жители сами отказываются его повышать, то ждать, что УК повысит уровень заботы об общедомовом имуществе, тоже вряд ли следует.

В связке «тариф – качество услуг» надо придерживаться разумного баланса.

Потребителю на заметку: обзор изменений законодательства в сфере ЖКХ, вступающих в силу в сентябре 2022 года

Понедельник,  12  Сентябрь  2022

С 1 сентября 2022 г. изменились некоторые нормы жилищного законодательства. Для Правил предоставления коммунальных услуг № 354, а также Правил содержания общего имущества в МКД (многоквартирном доме) № 491 и Правил заключения договоров между УК/ТСЖ и ресурсоснабжающими организациями (РСО) №124 установлен период действия — до конца 2027 года.

На какие новшества следует обратить внимание?

1. Изменения в расчете и оплате коммунальных ресурсов (КР), потребленных при содержании общего имущества МКД (КР на содержание общего имущества (СОИ)):

  • возможно ли потребление горячей воды в целях содержания общего имущества в конкретном доме?

С 1 сентября вводится специальное универсальное правило — возможность такого потребления (и вообще потребления воды, электричества и отвода сточных вод) считается предусмотренной конструктивными особенностями МКД при наличии в нем вгнутридомовых инженерных систем, обеспечивающих предоставление соответствующих коммунальных услуг (пп. «л» п. 11 Правил N 491 в новой редакции);

  • кроме того, в состав за КР на СОИ будет входить и тот ресурс, который потреблен при использовании общего имущества (ранее пп. «л» п. 11 Правил № 491 формально позволял учитывать только тот ресурс, который тратится лишь на содержание ОИ, поэтому с формальной точки зрения могли быть сомнения о включении в КР на СОИ, например, электричества, которое тратит ИТП, общедомовые системы видеонаблюдения или шлагбаум);
  • в состав расходов на СОИ с 1 сентября будут включаться все (ранее — только обоснованные) расходы на снятие показаний счетчиков и все (ранее — только обоснованные) расходы на истребование коммунальных долгов (кроме случаев «прямых» договоров с РСО). Это предусмотрено пп. «б» п. 29 Правил № 491 в новой редакции.

Справедливо ли это? Ведь с большой долей вероятяности получится, что дисциплинированные собственники будут дополнительно оплачивать «коллекторские» расходы на своих неаккуратных, в смысле оплаты ЖКХ, соседей.

С другой стороны, включение этих расходов в состав расходов на СОИ отражает существующие реалии — широко распространенную практику урезания размера судебных издержек в делах о взыскании долга по квартплате, а также отсутствием у должников денег даже на выплату долга, не то что дополнительных расходов. Кроме этого, в состав расходов на СОИ будут включаться расходы на содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за «коммуналку»;

  • с 1 сентября пунктом 29.2 Правил № 491 в новой редакции вводится всеобщий принцип оплаты за КР на СОИ в размере фактически истраченных ресурсов (ранее это правило применялось только к тем МКД, где установлены «умные» счетчики или на ОСС было принято соответствующее решение).
Читайте также:  Когда возможна проверка штрафов ГИБДД по ИНН

С 1 сентября все собственники платят за фактический КР на СОИ, но в домах с умными счетчиками или принятым на общем собрании решении жители платят «по факту» каждый месяц (подпункты «г» и «д» п. 29.

2), а в остальных домах жители будут ежемесячно уплачивать норматив, а раз в год (либо перед переходом на «прямые» договоры, либо перед приходом новой УК, см. пп. «б» п. 29.2, п. 29.

3 Правил № 491 в новой редакции) — получать перерасчет с доплатой или сторнированием.

Предусматривается также «средний» вариант — собственники на общем собрании принимают решение о том, что платят за КР на СОИ, но не по показаниям ОДПУ, а «из расчета их среднемесячного объема потребления».

Это среднемесячное потребление считается по специальной формуле, а потом все равно будет перерасчет по факту (пп. «в» п. 29.2);

  • с 1 сентября установлен ясный и понятный порядок работы с «отрицательным» КР на СОИ, — если он появился, то в расчетном периоде размер платы за отрицательный КР на СОИ равен нулю, а следующих периодах размер платы должен быть уменьшен на такую «отрицательную» величину (пп. «е» п. 29.2 Правил № 491 в новой редакции, абз. 5 пп. «а» п. 21.1 Правил № 124 в новой редакции);
  • размер платы за КР на СОИ должен указываться в платежке, отдельной строкой по каждому виду ресурса (п. 29.4 Правил № 491 в новой редакции);
  • увеличение размера платы за КР на СОИ в связи с ежегодной индексацией тарифов на коммунальное ресурсы происходит без организации общнго собрания собственников по данному поводу (п. 29.5 Правил N 491 в новой редакции);
  • если в МКД есть такой специальный ОДПУ холодной воды, который введен в эксплуатацию и определяет объем исключительно той воды, которой поливают газон и клумбы, а зимой заливают каток (и факт этого подтвержден водоканалом), — то показания такого ОДПУ учитываются для целей определения объема водоотведения — эта вода, разумеется, в объем «общедомового» водоотведения не входит (абз.3 п. 44 Правил № 354 в новой редакции, абз.5 пп. «в.4» п. 21 и пп. «д» п. 21.1 Правил № 124 в новой редакции);
  • в Правила № 124 добавляется правило (пп. «а.1» п. 21, пп. «а.1» п. 21.1) о том, что в случае приготовления горячей воды (ГВС) на индивидуальном тепловом пункте (ИТП) в МКД объем коммунального ресурса, используемого для подогрева холодной воды, определяется по Правилам №354 (то есть по нормативам тепла, используемого для подогрева воды, а не фактическому количеству отпущенной теплоэнергии, даже если в доме есть ОДПУ тепла)
  • появилась формула для расчета платы за «общедомовое» водоотведение в МКД с ИТП, если в доме есть ОДПУ (общедомовой прибор учета) сточных вод, и формулы расчета для платы за «общедомовое» водоотведение в домах с централизованным ГВС (п. 11.2, п. 13.1 Приложения N 2 к Правилам N 354);
  • скорректирована формула оплаты за водоотведение в частном жилом или нежилом помещении, в котором нет ни ИПУ сточных вод, ни одного из счетчиков — ИПУ ГВС или ХВС. Расчет в этом случае будет исходя из норматива потребления ГВС или ХВС (того ресурса, счетчик на который отсутствует) и показания второго счетчика. Если нет ни ИПУ ГВС, ни ИПУ ХВС, будет применяться норматив водоотведения — как и раньше (абз. 7 п. 42 Правил N 354 в новой редакции).

2. Выбор Управляющей Компании (УК) для МКД на общем собрании собственников (ОСС):

Реструктуризация долга ЖКХ

Долги по ЖКХ, если они у вас есть, можно реструктурировать. Делать это надо по соглашению с управляющей или ресурсоснабжающей организацией. Или же — при взыскании в суде и при прохождении банкротства. Реструктуризация заключается в распределении задолженности на определенное количество месяцев. О том, как получить рассрочку и правильно оформить соглашение, читайте в нашем материале.

При этом может предусматриваться равный размер каждого ежемесячного платежа, либо разные суммы. В постановлении № 354 указан случай, при котором должнику обязаны предложить реструктуризацию долга отдельно за электроэнергию, водоснабжение и отопление, другие коммунальные услуги. Как в таких ситуациях поступать? Рассказываем!

Что такое реструктуризация долга по услугам ЖКХ

Реструктуризация — это рассрочка по выплате долга. Такой вариант часто применяется при взыскании задолженности через суд, а при прохождении банкротства реструктуризация является одним из трех этапов процедуры.

Суть реструктуризации заключается в следующем:

  • сумма долга, признанная сторонами или подтвержденная судом, распределяется на равные или неравные ежемесячные платежи. Но поверьте нам на слово — их нужно платить в срок и очень аккуратно!
  • размер ежемесячных платежей стороны могут определить на свое усмотрение, либо его утвердит суд;
  • при получении рассрочки взыскание задолженности не начинается, а если исполнительное производство уже возбуждено, то ФССП приостановит его;
  • если должник не будет соблюдать условия реструктуризации, то его заставят выплатить всю сумму, и кроме того — начислят штрафные санкции.

В соглашении на реструктуризацию стороны могут не только определить размер ежемесячных платежей, но и указать иные условия. Например, стороны могут прописать повышенный размер неустойки за неисполнение обязательств. Подписав соглашение, должник обязан выполнять его точно и в срок.

Можно реструктурировать долги по любым видам коммунальных услуг — за газ, свет, отопление, горячее и холодное водоснабжение, вывоз ТБО, водоотведение и т.д.

От вида жилищно-коммунальной услуги зависит, куда нужно обращаться для оформления соглашения о рассрочке.

Например, реструктуризация долгов по капремонту возможна только через регионального оператора, который занимается начислением и сборов платежей. В судебном порядке можно реструктурировать любые виды задолженности.

Когда и как можно получить рассрочку по коммунальным платежам

У должника есть несколько вариантов получения реструктуризации, каждый из которых имеет свои нюансы и последствия. Например, если добиться заключения соглашения по долгу еще до взыскания, то не придется платить судебную госпошлину. Подробнее о каждом варианте реструктуризации долгов ЖКХ читайте ниже.

По соглашению о реструктуризации

Соглашение — это документ, который стороны могут оформить по взаимному и добровольному решению. По соглашению можно оформить реструктуризацию долга по квартплате, других услугах ЖКХ.

В зависимости от ситуации и этапа взыскания, соглашение можно заключить:

  • до передачи задолженности на взыскание в суд;
  • в ходе судебного процесса;
  • на стадии исполнительного производства.

Соглашение нужно заключать с организацией, перед которой возникла задолженность. Это может быть ресурсоснабжающая или управляющая компания, либо уполномоченный ими расчетный центр.

Расчетные центры оказывают услуги агентирования по сбору платежей по договору с УК или ресурсоснабжающей организацией.

В договоре может быть указано полномочие на заключение соглашений, на предоставление рассрочек и отсрочек по долгам.

Реструктуризация долга ЖКХ заключается в его распределении на равные или неравные ежемесячные платежи

Реструктуризацию можно получить по соглашению с управляющей или ресурсоснабжающей организацией, при взыскании в суде, в ходе банкротства. Точный срок и условия реструктуризации определяют стороны соглашения или суд. Но главное в любой реструктуризации — это все-таки выплата долга. Пусть не сразу и не сегодня, но возврат денег за услуги должен произойти.

Если задолженность уже взыскивается, соглашение о реструктуризации будет рассматривать суд. Если документ не противоречит закону и не нарушает интересы сторон, судья утвердит документ. После этого должник обязан точно соблюдать условия соглашения, в том числе вносить платежи в согласованные даты и в определенном размере.

При взыскании через суд и приставов

Есть и еще один вариант получения рассрочки — ходатайство от ответчика в судебном процессе. Его можно заявить после вынесения решения суда или после выдачи судебного приказа.

Нюансы предоставления рассрочки по взысканной задолженности ЖКХ:

  • так как суд уже взыскал долг по коммунальным услугам, его размер не может меняться при предоставлении рассрочки;
  • чтобы получить реструктуризацию таким способом, ответчик обязан доказать невозможность единовременной выплаты всей суммы долга;
  • для получения рассрочки нужно представить доказательства, что взыскатель будет ежемесячно получать платежи в определенной сумме;
  • точный срок реструктуризации и размер ежемесячного платежа суд определит с учетом интересов сторон, в том числе, исходя из финансового, семейного и имущественного положения должника.
Читайте также:  Как приватизировать комнату в муниципальной квартире, можно ли приватизировать часть муниципальной

При рассмотрении ходатайства истец может предъявлять свои возражения против рассрочки. О предоставлении реструктуризации по долгам ЖКХ суд вынесет определение.

Если взысканием занимают приставы, то стороны могут оформить мировое соглашение, представить его на утверждение в суд. На основании судебного определения пристав прекратит дело, остановит принудительные взыскания. Если должник не будет соблюдать условия рассрочки, то взыскатель сможет получить новый исполнительный лист, и снова направит его в ФССП.

В ходе банкротства

Реструктуризация задолженностей является одним из возможных вариантов завершения банкротства. По предложению банкрота, кредиторов или управляющего суд может утвердить план реструктуризации, если есть реальная возможность восстановления платежеспособности должника.

Однако в банкротстве рассматриваются требования сразу всех кредиторов, а не только управляющих компаний и предприятий ЖКХ. Поэтому реструктуризация будет предоставлена по всем долгам, а не только по коммунальным услугам.

Не могу выплатить долг по кредитам банкам, но могу платить долги по ЖКХ. Одобрит

ли суд такой план? Спросите юриста

Когда управляющая компания обязана дать рассрочку

Расчет платежей по ЖКУ осуществляется в соответствие с постановлением правительства РФ № 354. Там указаны условия, при которых должнику обязаны предложить рассрочки по текущим платежам и задолженности ЖКХ:

  • предложение о рассрочке дается, если размер коммунальных платежей за текущий месяц превышает сумму за аналогичный месяц предыдущего года более чем на 25%;
  • предложить рассрочку обязана организация ЖКХ, которая направляет квитанцию собственнику или нанимателю;
  • если плательщик соглашается с предложением, сумма начисленных платежей разбивается на 12 равных частей, которые нужно гасить ежемесячно.

Сравнение размера платежей по услугам ЖКХ осуществляется по каждому месяцу текущего и предыдущего года. Приведем пример, когда управляющая компания обязана предложить рассрочку по постановлению № 354. Если за сентябрь 2020 года размер платежа составлял 5 000 рублей, а в сентябре 2021 года в квитанции указано уже 9 000 рублей, то возникает обязанность предложить рассрочку.

Если должник согласится с предложением, сумма 9 000 рублей будет разбита на 12 равных ежемесячных платежей и составит 750 рублей. Аналогичным образом будет считаться рассрочка и по другим месяцам.

Порядок реструктуризации задолженности по коммунальным платежам

Разберем, как сделать реструктуризацию по долгам ЖКХ на примере соглашения с управляющей или ресурсоснабжающей организацией. В данном случае должник может лишь предложить оформить договор, так как все зависит от решения второй стороны. Заставить заключить соглашение нельзя.

Куда обращаться

Для получения рассрочки по задолженности ЖКХ нужно подать заявление в организацию, которая занимается начислением платежей и выставлением квитанций.

Это может быть:

  • управляющая компания, с которой заключен договор на обслуживание дома;
  • ресурсоснабжающая организация, которая заключила договоры на предоставление коммунальных услуг ЖКХ с каждым собственником или нанимателем;
  • компания, которая занимается начислением и сбором платежей по договору агентирования (например, расчетные центры);
  • ТСЖ, если собственники выбрали такой способ управления домом.

Платежи по квартире могут выставлять сразу несколько организаций. Например, управляющая компания будет требовать платежи за содержание домового имущества, тогда как платежи за свет, газ и воду будут начисляться напрямую ресурсоснабжающей организацией. Поэтому должнику придется подавать заявления в несколько адресов.

В силу закона № 230-ФЗ коллекторские компании не могут заниматься сбором долгов по коммунальным услугам ЖКХ. Поэтому с ними договор о реструктуризации можно заключить только по другим видам задолженностей (кредиты, займы и т.д.).

Или — если УК или ресурососбытовая компания признаны банкротами. Тогда право на взыскание долга получат коллекторы, которые «разбирают» долги вашего коммунальщика.

УК продала долги по ЖКХ коллекторам. Имеют ли они право беспокоить

должника? Спросите юриста

Как оформить соглашение о реструктуризации долга за коммунальные услуги

При подаче заявления о рассрочке уплаты долга нужно сразу приложить проект соглашения на реструктуризацию долгов ЖКХ. Также по просьбе заявителя этого документа, соглашение может подготовить ресурсоснабжающая или управляющая компания. Если соглашение оформляется при судебном взыскании, стороны обязаны представить его проект на утверждение суда.

Условия соглашения стороны определяют по своему усмотрению. Учитывая характер задолженности ЖКХ, условия реструктуризации могут заключаться в следующем:

  • по соглашению собственник или наниматель подтверждает сумму долга ЖКХ и начисленных пени на определенную дату;
  • вся сумма задолженности ЖКХ распределяется на равные или неравные платежи на определенное количество месяцев (например, по 5 000 рублей на 10 месяцев);
  • по соглашению может определяться точная дата внесения платежей (например, не позже 15-го числа каждого месяца);
  • на нарушение сроков или за невнесение всей суммы ежемесячного платежа может вводиться дополнительная неустойка;
  • по условиям договора о реструктуризации должнику могут предоставить льготный период и освободить его от выплат на 1-2 месяца.

Как добиться заключения соглашения о реструктуризации? От своевременного поступления платежей зависит надлежащая работа предприятия ЖКХ или управляющей компании. Поэтому они согласятся на рассрочку только в том случае, если собственник (наниматель) предоставит определенные гарантии по погашению долга.

Например, это может быть единовременное погашение части долга на дату заключения соглашения, предоставление документов о сложной финансовой ситуации владельца жилья, и т.д. Рассрочку вряд ли дадут безработному должнику, если он не представит никаких гарантий погашения задолженности по услугам ЖКХ.

Образец соглашения

У нас на сайте можно скачать образец договора по реструктуризации долга по услугам ЖКХ. Его можно использовать при обращении в ресурсоснабжающую или управляющую компанию, или же — в судебном процессе. Помощь в оформлении документа для реструктуризации долгов по ЖКХ окажут наши юристы.

На какой срок можно получить рассрочку

Срок реструктуризация долга по ЖКХ физического лица зависит от варианта ее получения и оформления.

Рассрочку по погашению задолженности можно получить на срок:

  • определенный сторонами при подписании соглашения — предприятие ЖКХ вряд ли согласится дать рассрочку на несколько лет, так как рост задолженности может повлечь проблемы в работе, привести к банкротству самой конторы ЖКХ;
  • определенный судом по ходатайству ответчика — точный срок зависит от имущественного, семейного и финансового положения должника, доводов взыскателя;
  • не более 3 лет, если реструктуризация осуществляется через банкротство — в данном случае максимальный срок действия плана реструктуризации утвержден законом № 127-ФЗ.

На практике, период рассрочки будет составлять несколько месяцев. Реструктуризация на больший срок вряд ли устроит УК или предприятие ЖКХ, так как они могут быстрее получить долг при взыскании через приставов. Более того, должнику могут вообще отказать в реструктуризации без обоснования причин. В этом случае можно попробовать получить рассрочку по долгам ЖКХ в судебном порядке.

Какие документы нужны для получения рассрочки по выплаты долгов ЖКХ

в суде? Спросите юриста

Что грозит должнику за неисполнение соглашения о реструктуризации

Стороны обязаны точно соблюдать свои обязательство по договорам и соглашениям. Например, предприятие ЖКХ не будет передавать документы на взыскание, если должник будет вовремя вносить платежи по реструктуризации. Если должник нарушит свои обязательства, то наступят следующие последствия:

  • предприятие ЖКХ или управляющая компания подаст заявление на выдачу судебного приказа или на исковое заявление;
  • должнику придется нести дополнительные расходы, в том числе платить пени на просрочку, судебную госпошлину, исполнительский сбор ФССП;
  • в процессе исполнительного производства начнутся удержания с зарплаты и других доходов. А потом последует и реализация имущества.

Предприятие ЖКХ не даст согласие на списание или прощение задолженности. Списать долги по коммунальным услугам можно только через судебное или внесудебное банкротство. Но и этот вариант списания долга УК не признают, увы. Они до последнего вписывают неоплаченный долг в платежные поручения в адрес квартиры.

Если вам нужна помощь в оформлении документов и получении реструктуризации долга ЖКХ, обращайтесь к нашим юристам. Мы разъясним нормы законодательства и судебной практики, выберем оптимальный вариант получения рассрочки.

Бесплатная консультация по списанию долгов

Оставьте свой телефон, специалист перезвонит вам в течение 1 минуты