Штрафы

Имеет ли право военнослужащий отказаться от предоставляемого жилого помещения

Имеет ли право военнослужащий отказаться от предоставляемого жилого помещения
Имеет ли право военнослужащий отказаться от предоставляемого жилого помещения

Мы продолжаем серию выпусков, посвященных служебному жилью. Прошлый выпуск по служебному жилью и комментарии к нему о которых мы просили показали, что многие военнослужащие хотели бы посмотреть блог, посвященный отказу от служебного жилья по причине невозможности проживания в нем. С этого и начнем.

Напомню, первые два выпуска были посвящены порядку подачи документов и нормам предоставления служебного жилья. Если вы их еще не видели начните с них, ссылка будет ниже.

Сегодня же затронем тему возможных мотивированных отказов от служебного жилья, ведь случается что военнослужащий просто вынужден это делать делать т.к. жилье предоставляется, порой, в ужасающем виде.

Если анализировать нынешнюю судебную практику, то даже не вооруженным взглядом видно, что и подходы юристов, и подходы судов, достаточно поверхностны и нет фундаментальной проработки проблемы.

Позиции в решениях настолько разнятся, что универсальной формулы решения вопроса еще не нашли. Поэтому доведем до Вас наше видение решения вопроса с учетом опыта.

  • Фактически сейчас нет правоприменительной практики, которая помогла бы военнослужащему правильно действовать. В основном все суждения судов сводятся к двум позициям:
  • Первая — военный не представил допустимых доказательств, подтверждающих непригодность служебной квартиры к проживанию, в том числе ссылаются на отсутствие обращения в межведомственную комиссию и в РУЖО о таковом признании.
  • И вторая позиция судов, где, в принципе, достаточным доказательством являются ссылки на требования СНИПов и САНПИНов.
  • Но не все так просто, поэтому давайте разберемся в этом вопросе, покажем насколько сложна схема мер, которая применяется при решении проблемы, смотрим 52 выпуск военно правового видео блога на данную тему:

Но при этом в решениях не приводятся правовые основания для выводов судов. Более того, например, Санкт-Петербургский ГВС в своем решении от 2019 года, отказывая военному, заключает: какие-либо дополнительные требования к состоянию предоставляемого военнослужащему служебного жилого помещения, предусматривающие возможность правомерно отказаться от него, действующее жилищное законодательство не содержит. И тут хочется возразить: но позвольте, ведь у нас есть общие нормы права, регулирующие понятие непригодности жилого помещения, существуют и требования к ним.

Поэтому, пока не будет каких-либо ведомственных решений данного вопроса, остается пользоваться общими нормами права. Естественно, на фоне таких не состыковок и неразберихи о которой мы сказали в выпуске у военнослужащего сразу возникает вопрос, что же и главное на каком этапе ему делать.

Давайте разбираться на примере.

Представим, что военнослужащему распределили служебное жилье, согласовано время прибытия на осмотр и составление акта приема-передачи. Военнослужащий в назначенное время, совместно с сотрудниками управляющей компании производит осмотр жилого помещения.

При этом советуем зафиксировать все недостатки: сфотографировать, а также письменно отметить их в акте.

Если что-то из перечисленного в видео (согласно СНИПУ 31-01-2003) отсутствует — фиксируем на фото и пишем в акте. А далее уже описываем всю ситуацию, прилагаем доказательства и направляем жалобу в РУЖО, в которой необходимо задать вопрос: почему жилорган распределяет жилое помещение в неудовлетворительном состоянии.

При этом, подчеркнем параллельно нужно обязательно уведомить и вашего командира.

Также направляем жалобу в прокуратуру, в «Главное управление жилищным фондом», а также в ФГКУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» и требуем провести проверку по изложенным фактам, просим оказать содействие в организации работы межведомственной комиссии для оценки состояния жилья.

Возможно это выглядит сложно и даже устрашающе, но эти действия необходимо совершить по причине того, что необходима фиксация нарушений и подтверждение мер, которые Вы предпринимали для решения данного вопроса. Другими словами, жалобы должны быть юридически обоснованными.

И действия по подобному плану будут мощной досудебной подготовкой, которая сыграет положительную роль при возможном дальнейшем споре в суде. Кстати если по каким-либо причинам что- либо не получается, то всегда можно заказать независимую экспертизу, заключение которой в суде будет играть существенную роль. Уточним что здесь мы ведем речь о серьезных нарушениях и недостатках. Но бывают ситуации, когда вроде бы всё и нормально, но жилье требует текущего ремонта.

Что можно предпринять в случае если жилье требует текущего ремонта?

Процитируем несколько нормативных актов в которых содержится ответ на данный вопрос.

Во-первых, о прежнем жильце. В соответствии с п.п. «к» п. 14 Постановления Правительства РФ от 21.01.2006 № 25 «Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями»:

Наниматель при прекращении права пользования жилым помещением обязан сдавать по акту наймодателю в исправном состоянии жилое помещение, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в нем, оплачивать стоимость не произведенного нанимателем ремонта жилого помещения, санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, или производить ремонт за свой счет, а также погашать задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

При освобождении жилого помещения наниматель обязан сдать его в течение 3 дней Наймодателю в надлежащем состоянии, оплатить стоимость не произведенного Нанимателем и входящего в его обязанности текущего ремонта жилого помещения, а также погасить задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Поэтому в случае если предлагаемое жилье требует ремонта Вам необходимо зафиксировать в акте все недостатки и обратиться с жалобой в управляющую компанию, в прокуратуру, сообщить в РУЖО, что вы готовы принять выделенное служебное жилое помещение после результатов проведенного разбирательства, поскольку жилое помещение находится в неудовлетворительном состоянии. Уточним что это стоит конечно делать при условии, что Вы готовы бороться и принципиально не хотите заселяться в распределенное жилое помещение.

Теперь Вы видите, что нет волшебной нормы закона или статьи приказа, которая мгновенно решит все проблемы. Если возникает спор с РУЖО, то как правило в конце концов это приводит к судебному разбирательству. Тем более с учетом текущей практики, когда при отказе от служебного жилья военнослужащего сразу лишают компенсации за поднаём, либо исключают из списка нуждающихся.

  1. Служебное жилье военным. Проблемы при подаче документов и оценке нуждаемости Часть 1 >>>
  2. Нормы предоставления служебного жилья военным и как от него отказаться. Часть 2 >>>
  3. Обсуждение служебного жилья на нашем форуме >>>

Отказ военнослужащего от квартиры — причины и последствия отказа от жилья

Распределение квартир военнослужащим в натуральном виде, всегда было головной болью Министерства обороны. Именно поэтому в настоящее время Правительство пытается перевести военнослужащих на иную форму обеспечения недвижимостью. А именно ипотеку, которая дает право выбора не только места приобретения недвижимости, но и самой жилплощади.

На эту форму обеспечения планируется перевести всех военнослужащих, а также организации, в которых предусмотрена военная служба до 2023 года. Кроме того, согласно последним изменения введена новая форма обеспечения недвижимостью, в виде субсидии, с помощью которой планируется ликвидировать уже имеющуюся очередь на жилье до конца 2014 года.

Причины отказа от получения жилья

Проблемы, связанные с распределением квартир, как правило, связаны с причинами:

  1. Нежелания проживать в том районе, где была предложена недвижимость,
  2. Несоответствия выданной квартиры нормам площади положенной по закону, как правило, это получения квартиры меньшей площади.
  3. Несоответствия предлагаемой для получения недвижимости требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.

Кроме этого у каждой в отдельности взятой семьи могут возникнуть другие причины, оформить отказ военнослужащего от жилья.

Например, нежелание, проживать с маленькими детьми на последних этажах многоэтажек. Или наоборот, некоторые недовольны предоставлением квартиры на первом этаже.

Но такие требования не учитываются в законодательстве.

Помимо этого отказ военнослужащего от распределённого жилья, может быть продиктован желанием получить субсидию, которая даёт право на самостоятельное приобретение недвижимости в любой регионе нашей страны.

По отзывам очередников, распределение квартир военнослужащим в Подольске не оправдало ожидание очередников. Встречаются высказывания о том, что нужно было лучше брать квартиру по военной ипотеке.

Последствия отказа для очередника

Отказ военнослужащего от квартиры, предложенной ему государством, не может быть поводом для исключения из очереди нуждающихся в получении жилья. То есть в случае предложения государством жилой площади, не соответствующей каким-либо требованиям, офицер может отказываться от него столько раз, сколько такая жилплощадь будет предложена. Только отказ должен быть аргументирован.

По Жилищному Кодексу, граждане РФ имеют право на свободный выбор недвижимости, подходящей им для проживания.

Более того, в ФЗ-117 чётко указано, что офицер имеет право выбора, в какой форме он желает быть обеспечен жильём.

То есть, если у него есть законные основания на получение субсидии, он может оформить отказ от квартиры, и получение ЕДВ в таком случае станет для него наилучшим вариантом обеспечения недвижимостью.

Согласно новым изменения, офицеры, отказавшиеся от выданной государством недвижимости по месту службы или выбранному им месту постоянного проживания, обеспечиваются недвижимостью путём предоставления ЕДВ. Эти нормы действительны для тех, кто отказался после вступления закона в законную силу, то есть после 01 января 2014 года.

Но эти норма закона могут быть применены только в том случае, если предоставленная недвижимость соответствовала всем требованиям, предъявляемым к жилью, и нормам площади, положенной офицеру по закону.

Имеет ли право военнослужащий отказаться от предоставляемого жилого помещения

Как получить субсидию

В связи с последними изменения в законодательстве, позволяющими выбрать в качестве обеспечения жильём субсидию, у многих военнослужащих возникает вопрос: Как правильно отказаться от жилья и получить субсидию?

Читайте также:  Какие постройки надо регистрировать на земельном участке в 2023 году в СНТ, в деревне, на садовом

Стоит напомнить, что правом на жилищное обеспечение обладают не все военнослужащие.

  • Основное условие для получения ЕДВ является признание нуждающимся в жилье.
  • Далее, непременным условием является отказ от предоставленных жилых помещений. Будь то служебная жилплощадь или договор найма (поднайма) жилого помещения.

Для отказа от жилья военнослужащий должен подать рапорт на имя начальника части, в котором необходимо указать причину отказа и дальнейшее желание воспользоваться своим правом на получение недвижимости в качестве предоставления субсидии.

Отказ от жилищного сертификата в пользу ЕДВ также является неотъемлемым правом военнослужащего на выбор формы обеспечения недвижимостью.

Стоит напомнить, что участники НИС также не вправе претендовать на получение ЕДВ. А отказ от военной ипотеки, даже в том случае, если у офицера было право на добровольное участие в ней можно оформить только через суд.

Кроме того, учитывая сложившуюся судебную практику, даже подача заявления в суд вряд ли сможет решить эту проблему.

Однако в отличие от других форм обеспечения квартирами при получении военной ипотеке не принимается во внимание наличие у офицера или членов его семьи другой недвижимости, как в собственности, так и по договору. Для участия в НИС не требуется, чтобы военный был признан нуждающимся в обеспечении жилплощадью.

Более того, в случае досрочного погашения кредита, можно повторно воспользоваться военной ипотекой для приобретения более просторной жилплощади, или даже второй недвижимости.

Стоит ли отказываться от готовой квартиры?

Возможно, стоит задуматься, стоит ли отказываться от обеспечения жильем в натуральной форме. Ведь это гарантирует защитнику Отечества в конечном итоге получить квартиру положенной ему площади, а при достаточном упорстве ещё и в том регионе, где ему бы хотелось проживать.

Такой вариант развития событий не гарантирован в случае оформления им ЕДВ или ГЖС. Ведь в обеих вариантах сумма, предоставляемая государством, будет строго фиксирована, а повторное её получение невозможно.

Учитывая, что при расчёте как ЕДВ, так и ГЖС принимается во внимание средняя стоимость квадратного метра по России в целом.

Для некоторых регионов её может быть недостаточно, чтобы приобрести жильё положенной по закону площади.

А законодательством закреплено, что в случае предложения офицеру квартиры, меньшей площади, чем ему положено, он имеет право от неё оказаться и ждать получения другой, подходящей ему по площади.

Какой бы вариант обеспечения жильём ни был выбран, если защитник отечества продолжает службу Родине, он имеет право на участие в НИС и приобретения недвижимости по военной ипотеке, но только при соблюдении определённых условий.

Таких как участие в НИС не менее 3-х лет. Это даёт возможность повторно приобрести квартиру за счёт государства.

Общий бал: 5

Основания для отказа военнослужащего от служебного жилья

Отказ от служебного жилья военнослужащим, чем его мотивировать и как оформить на практике – детали далее. Если предоставляемое военнослужащему служебное жильё не является пригодным для проживания или же не удовлетворяет потребности его семьи, есть возможность отказаться от него.

Служебное жильё: права и обязанности военнослужащего

Каждый военнослужащий российской армии, заключивший контракт, имеет законное право на обеспечение служебным жильём.

Согласно первой части статьи 15 закона № 76-ФЗ, все контрактники и проживающие с ними родственники должны получить для временного использования служебное жильё на протяжении первых трёх месяцев с момента прибытия на место несения службы.

Этот закон актуален для тех, кто не имеет в собственности помещений жилищного фонда в регионе несения службы.

Но, в том случае, если предоставленное федеральными органами жилое помещение не соответствует прописанным в жилищном кодексе нормам, военнослужащий вправе отказаться от него и требовать другой вариант.

Согласно действующему законодательству предоставляемое для проживания военнослужащих и их членов семьи жильё должно соответствовать следующим требованиям.

  1. Иметь подходящую площадь – не менее 18 м2 на каждого человека;
  2. Быть подключенным к электричеству, системе водоснабжения, канализации и прочим коммуникациям;
  3. Для общежитий важным пунктом является наличие минимального комплекта мебели;
  4. Жилище должно полностью соответствовать действующим на момент вселения санитарным нормам;
  5. Оно должно полностью соответствовать существующим техническим нормам.

Жильё для военнослужащих предоставляется во временное пользование по договору социального найма на время прохождения службы. Существует вариант предоставления жилья в постоянное использование. Возможен вариант получения жилья в ситуации, когда контрактник согласен на вселение в квартиру или комнату, которая не соответствует требованиям.

Причины для отказа от служебной квартиры или комнаты

Причины, по которым военнослужащий имеет право отказаться от предоставленного ему по договору социального найма жилого помещения:

  1. Контрактник вправе отказаться от предоставленного ему жилья в том случае, если оно не соответствует нормам, описанным в действующем жилищном кодексе;
  2. Существует возможность отказа от обеспечения жильём в том случае, если общая жилая площадь помещения меньше, чем требуется согласно нормам, прописанным в действующем законодательстве. На каждого жильца должно приходиться не меньше 18 квадратных метров;
  3. Отсутствие электричества, водоснабжения, газификации или других коммуникаций в предоставленном жилье. Это тоже веский мотив для написания рапорта с целью отказа от проживания в нём;
  4. Ещё одна уважительная причина, которой можно мотивировать отказ – расположение помещения относительно места работы, то есть, воинской части. Если жилище находится слишком далеко от места работы, то можно от него отказаться без последствий;
  5. Можно подать рапорт об отказе из-за санитарных норм, если квартира или комната находится в ненадлежащем состоянии. Например, если жилище требует капитального ремонта, стены покрыты плесенью, а внутри повышенная влажность;
  6. Ещё одна причина – чрезмерно большая площадь выделенного воинской частью жилого помещения. Что влечёт за собой необходимость оплачивать неподъемные суммы за предоставление коммунальных услуг.

Сложности с отказом могут возникнуть в том случае, если договор уже был заключен. И военнослужащий проживал какое-то время в предоставленном ему жилье. В таком случае после отказа он может утратить право на получение другого помещения для проживания. Или же потерять возможность получения компенсации из федерального бюджета для оплаты арендованной квартиры.

Отказ от служебного жилья военнослужащим

Военнослужащий имеет право отказаться от предлагаемого жилья, а взамен требовать более подходящий вариант. Алгоритм действий для отказа достаточно прост. Он пошагово описан ниже:

  1. Необходимо составить рапорт с указанием мотивации отказа;
  2. Подать его в десятидневный срок для рассмотрения командованию части;
  3. Дождаться соответствующего решения и приказа.

После рассмотрения рапорта, военнослужащему могут быть предложены другие варианты жилищного обеспечения. Или же денежная компенсация, которую выплачивает государство за съём жилья.

Деньги на оплату арендованной квартиры или дома выплачиваются только в том случае, если военнослужащий заключил с арендодателем договор аренды. Сумма определяется индивидуально, в зависимости от региона, изменений на рынке аренды недвижимости и звания.

Зачисление средств производится ежемесячно вместе с выплатой заработной платы.

Отказ от служебного жилья военнослужащим и последствия

Отказ от квартиры или комнаты, предоставленные руководством воинской части – законное право военнослужащего. В том случае, если отказ мотивирован вескими причинами и жилище не соответствует выдвигаемым требованиям, то военнослужащий вправе требовать от руководства следующее.

  1. Предоставить ему другое помещение для проживания по договору социального найма на время прохождения службы;
  2. Предоставить ему денежную компенсацию за оплату арендованной комнаты или квартиры. Важно заключить договор с физическим или юридическим лицом, сдающим в аренду квартиру.

Мотивированный отказ от служебного жилья военнослужащим – это вариант, которые не повлечет за собой негативные последствия и сохраняет за военнослужащим право на получение жилого помещения. Или же других вариантов решения проблем обеспечения жильём.

Если правильно все организовать, отказ от служебного жилья военнослужащим не повлечет последствий. И сохранит за ним право на получение более подходящего помещения. Если же отказ совершается добровольно по причине наличия недвижимости, то впоследствии военнослужащий утрачивает право на получение жилья. Или денежной компенсации за аренду.

Как военнослужащему оформить отказ от жилья

Государство уделяет большое внимание обеспечению военнослужащих необходимым жильем. На основании действующего законодательства каждый военный должен быть обеспечен денежными средствами для приобретения или строительства собственной жилой площади, или же ему должна быть предоставлена жилая площадь.

Безусловно, каждый человек мечтает о собственной квартире, и на первый взгляд кажется, что желающих отказаться от предоставляемого жилья не существует. Тем не менее, на практике далеко не редкость, когда человек, проходящий военную службу по контракту, или профессиональный военный отказывается от выделяемой жилплощади.

В данном материале мы расскажем о том, почему не всегда выгодно получать жилье от государства, и как правильно оформить соответствующий отказ.

Подробнее о поднаеме жилья военнослужащим читайте по этой ссылке.

Первая часть ФЗ №76 от 27.05.

98 года дает гарантию, что каждый военнослужащий РФ должен быть обеспечен жильем или денежной компенсацией за наем, при этом жилая площадь, предоставляемая государством, должна отвечать требованиям, прописанным в другой статье законодательного акта — статье 15.1. Согласно ее тексту военнослужащий должен быть обеспечен жильем площадью не менее 18 м², вместе с тем ровно такая же площадь полагается на каждого члена семьи военного, с которым он совместно проживает.

Читайте также:  Перевод в пределах одного учреждения

В этой же статье сказано о порядке действий в тех случаях, когда государство не может обеспечить военнослужащего полагающимся ему жильем. В таких ситуациях возможно:

  • предоставление жилого помещения меньшей площади;
  • предоставление жилого помещения из маневренного фонда Минобороны РФ;
  • предоставление жилого места в общежитии.

Наряду с этим для реализации данных вариантов требуется письменное согласие военнослужащего. Жилье в таких случаях выделяется временно — до тех пор, пока не будет найдена квартира с соответствующей площадью.

Если он отказывается от всех возможных путей решения проблемы, то государство обязуется арендовать ему подходящее жилье или выплачивать денежную компенсацию.

Военнослужащий получает ее вместе с ежемесячным денежным довольствием.

Подробно о правилах составления рапорта на поднаем жилья читайте по этой ссылке.

Как правильно оформить отказ

Стоит заметить, что если военнослужащему предоставляется какое-либо жилье, он имеет право отказаться от него, однако, для этого должны быть соответствующие основания.

Чтобы правильно оформить отказ от жилья, необходимо сослаться на одно из следующих положений:

  • площадь предоставляемого жилья меньше положенной по закону (ФЗ №76 от 27.05.98);
  • жилплощадь не отвечает санитарно-эпидемиологическим требованиям, которые предъявляются ко всем жилым помещениям. Сюда относятся дефекты отделки, наличие грибков, отсутствие мебели, санитарных узлов и т.д.
  • новые жилищные условия хуже прежних. ФЗ №76 от 27.05.98 года запрещает ухудшать жилищные условия военнослужащих.

Соответствующее мотивирование отказа имеет большое значение. Если причину, по которой вы отказываетесь от жилья, сочтут не убедительной, вас могут и вовсе исключить из очереди на получение квартиры. Это не только означает, что вы не можете претендовать на получение жилой площади в будущем, но и не имеете оснований для получения денежных компенсаций для аренды.

Когда может быть выгоден отказ от служебного жилья

Существует масса ситуаций, когда отказ от служебного жилья может быть гораздо более выгоден. Для начала стоит сразу выделить все случаи, когда предлагаемое жилище попросту не соответствует своему статусу: имеются явные дефекты, жилье не отвечает санитарным условиям. Квартиры в аварийных и ветхих домах также являются достаточным основанием задуматься об отказе.

Если предлагаемое жилье меньше того, которое полагается вам по закону, также выгодно во многих случаях отказаться от его получения в пользу выплачиваемых компенсаций.

Зачастую бывают ситуации, когда военнослужащий арендует квартиру за счет выплачиваемых ему денег поднайма, при этом предлагаемая квартира может быть гораздо меньше, или географически находится в неудобном месте.

В таких случаях военнослужащему также выгодно отказаться от ее получения.

Кроме того, зачастую форма обеспечения в виде выплаты денежных компенсаций производится в объеме, превышающем стоимость аренды жилья. Таким образом, военнослужащий получает возможность накопления финансов или их использования в своих нуждах. В таких случаях многим может показаться выгоднее сохранить компенсацию за наем. Тем не менее, стоит еще раз напомнить, что отказ должен быть мотивированным, поэтому вам необходимо предоставить какую-либо, пусть и формальную, но все же вескую причину.

Порядок оформления

Оформление отказа должно быть осуществлено в течение 5 дней после того, как военнослужащий был проинформирован о предлагаемой жилой площади. В этот срок необходимо отправить личный письменный отказ в соответствующее подразделение уполномоченного органа.

Он оформляется на бланке №2, который всегда прикладывается к сообщению о предлагаемой жилой площади. Форма обращения может быть свободной, но рекомендуется использовать форму №4, прилагаемую к специальной инструкции Министерства Обороны РФ.

Согласно ей в сообщении должно быть указано следующее:

  • текущая дата;
  • текст «Я отказываюсь от предоставления жилья, указанного в данном сообщении»;
  • ниже рекомендуется указать причины отказа;
  • подпись и ее расшифровка.

Если в течение 10 дней военнослужащий не отправил отказ или согласие с предоставляемым жильем в соответствующее подразделение уполномоченного органа, жилая площадь будет предоставлена другим гражданам, находящимся в очереди на получение служебной квартиры, при этом сам военнослужащий в дальнейшем потеряет право претендовать на жилплощадь. Вместе с тем он лишится и права на получение денежной компенсации на аренду жилья, именно поэтому, если вы не согласны с получаемым жильем, необходимо написать письменный отказ.

Важные моменты

Стоит также упомянуть некоторые важные моменты.

  • в случае, если вы приняли решение отказаться от предоставляемой квартиры, вы можете быть перенесены по очереди назад и ожидать следующего предложения неопределенный срок;
  • служебная квартира не может быть в дальнейшем приватизирована. Это является существенным аргументом для многих военнослужащих в пользу аренды жилплощади за счет денежных компенсаций;
  • служебная квартира предоставляется только военнослужащим, не имеющим никакого иного жилья в регионе, в котором они проходят военную службу.

Таким образом, каждый военнослужащий имеет право, и претендовать на жилую площадь, и отказаться от нее в том случае, если он предоставит веские аргументы в пользу ее несоответствия действующему законодательству.

 Загрузка …

Отказ военнослужащего от служебной жилья и выплата компенсации за наём жилого помещения

В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации определенным в законе категориям гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно ч. 5 ст. 2 Федерального закона № 76-ФЗ от 27.05.1998 «О статусе военнослужащих» (далее – ФЗ N 76-ФЗ) предусмотрено, что социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливаются: военнослужащим и членам их семей.

Пунктами 1 и 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» установлено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений, которые предоставляются самим военнослужащим и совместно проживающим с ними членам их семей.

Военнослужащим до получения жилых помещений предоставляются по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.

В случае отсутствия указанных жилых помещений по желанию военнослужащих им ежемесячно выплачивается денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.

Таким образом, законодательством Российской Федерации предусмотрено право военнослужащего и членов его семьи на предоставление служебных жилых помещений, а в случае отсутствия свободных помещений получения компенсация за наём жилого помещения.

Порядок выплаты такой компенсации определен Положением о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г.

№ 909, Инструкцией об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, утверждённой Приказом Министра обороны РФ от 27.05.

2016 N 303 «Об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений»

В 2018 г. ко мне обратился военнослужащий, который вместе с членами семьи был принят на учёт нуждающихся в предоставлении служебных жилых помещений, и которому в связи с отсутствие по месту прохождению воинской службы свободного служебного жилья, выплачивалась компенсация за наём жилого помещения.

В ноябре 2017 г. ему было предложено служебное жилое помещение – однокомнатная квартира, однако военнослужащий вынужден был отказаться от предоставляемого служебного жилья в связи с несоответствием его площади установленным законодательством нормам предоставления служебных жилых помещений.

  • Филиалом Федерального казённого учреждения «Управления Черноморского флота-91 финансово-экономическая служба» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФЭС) моему Клиенту была прекращена выплата компенсации за наём жилого помещения, в связи с его отказом от предложенного ему ранее служебного жилого помещения.
  • Мной был проанализирован отказ ФЭС на предмет соответствия действующему законодательству Российской Федерации, с учётом сложившейся на тот момент судебной правоприменительной практики.
  • По результатам рассмотрения, подготовлено и подано в Севастопольский гарнизонный военный суд административное исковое заявление об обжаловании действий органов военного управления, связанных с прекращением выплаты компенсации за наем жилого помещения.

Доводы, изложенные в исковом заявлении и собственно сама правовая позиция, основывалась на ст. 15.1 ФЗ N 76-ФЗ и п.

3, 4 Инструкции о предоставлении военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утверждённой Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г.

N 1280 (далее – Инструкция №1280), согласно которых служебные жилые помещения должны предоставляться военнослужащими и членам их семей, исходя из нормы предоставления площади жилого помещения — 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.

Однако при рассмотрении дела, суд первой инстанции посчитал, что вышеуказанные правовая позиция не основывается на нормах действующего законодательства.

Севастопольский гарнизонный военный суд счёл необходимым при определении нормы предоставления служебных жилых помещений, руководствоваться с ч. 1 ст. 106, ч.1 ст.

Читайте также:  Приостановление производства по уголовному делу

105 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), согласно которых жилые помещения в общежитиях, жилые помещения маневренного фонда предоставляются из расчета не менее шести квадратных метров жилой площади на одного человека.

При этом суд первой инстанции применил вышеуказанные жилищные нормы по аналогии к служебным жилым помещениям, что по мнению автора, является незаконным.

При рассмотрении дела было установлено, что предлагаемая Клиенту однокомнатная квартира соответствовала нормам установленных ЖК РФ, так как нуждаемость военнослужащего и членов его семьи составляла 24 кв.м. жилой площади (4 чел.*6 кв.м.), а жилая площадь квартиры составила 25,3 кв.м.

По результатам рассмотрения вышеуказанного дела, Севастопольским гарнизонным военным судом было вынесено решение от 09.04.2018 г., которым исковое заявление удовлетворенно частично, присуждена к взысканию компенсация за наём жилого помещения за период с 1 по 16 ноября 2017 г. (по день отказа от предложенного служебного помещения).

Получить жилье от государства – только единожды

Конституционный Суд РФ в Определении от 13 января 2022 г. № 3-О рассмотрел жалобу военнослужащей на нормы, на основании которых ей было отказано в предоставлении жилья.

КС не принял жалобу на норму закона, из-за которой военнослужащей отказали в предоставлении жильяСуд посчитал, что если военнослужащий по контракту уже получал от государства жилое помещение до поступления на службу, то он не может претендовать на жилищные гарантии на специальных условиях, предусмотренных Законом о статусе военнослужащих

На мой взгляд, данное определение может свидетельствовать о желании государства сэкономить бюджетные средства на обеспечение и реализацию социальных прав военнослужащих, – в первую очередь, права на жилье, – ведь это касается в основном лиц, отдавших военной службе долгие годы, а в настоящее время подлежащих увольнению в запас либо в отставку.

Заявительница по обсуждаемому делу относится к категории военнослужащих, которые заключили контракт о прохождении военной службы после 1997 г.

и на весь период службы подлежали обеспечению только служебным жильем, а постоянное имели право получить по достижении общей продолжительности службы 20 лет или при увольнении по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности службы 10 лет.

При этом, что важно, такие военнослужащие подлежат обеспечению жильем именно федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

В 90-е гг. ХХ в. в Вооруженных Силах наблюдалась острая нехватка кадров; не выплачивалось вовремя и в полном объеме денежное довольствие; военнослужащие массово увольнялись; в некоторые военные вузы также был недобор.

Чтобы стимулировать граждан служить по контракту, поступать в высшие военные учебные заведения, государство обещало дополнительные меры социальной защиты, одна из которых – получение постоянного жилья по окончании службы по избранному месту жительства.

Однако с тех пор законодательство, регулирующее порядок обеспечения таких военнослужащих жильем, неоднократно менялось.

Так, в настоящее время большинство военнослужащих подлежат обеспечению жильем в рамках накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения.

Для этой категории военнослужащих ситуация заявительницы не актуальна, а рассматриваемое определение КС с практической точки зрения вряд ли будет интересно.

Конституционный Суд при рассмотрении дела заявительницы, в частности, пришел к выводу, что ее конституционные права применением оспариваемых норм (п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», п. 1 и 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 405-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О статусе военнослужащих”») не нарушены.

В Определении (как и в некоторых других определениях и постановлениях КС) вновь говорится о военной службе как об особом виде госслужбы; о выполнении военнослужащими задач, сопряженных с повышенной опасностью для жизни и здоровья; об особом статусе военнослужащих; о необходимости установления для данной категории граждан дополнительных мер соцзащиты, в том числе в сфере жилищных отношений.

Но далее КС ссылается на экономические возможности государства.

Как отмечается в определении, поскольку право военнослужащих на получение дополнительных жилищных гарантий непосредственно из Конституции РФ не вытекает, их введение, отмена, установление и изменение порядка и условий предоставления, а также круга получателей относятся к полномочиям законодателя и зависят от ряда социально-экономических факторов, предполагающих объективный учет возможностей, имеющихся в настоящее время у государства.

Таким образом, можно сделать вывод, что военнослужащий и члены его семьи в плане реализации жилищных прав защищены менее, чем граждане, не являющиеся военнослужащими. Так, из анализа Судом ст.

15 Закона о статусе военнослужащих следует, что военнослужащий вправе претендовать на предоставление жилья для постоянного проживания от военного ведомства только один раз и при условии, что ранее (начиная с рождения) этот гражданин жильем от государства ни самостоятельно, ни в составе своей семьи не обеспечивался (а если обеспечивался, то право на обеспечение жильем возможно лишь при наличии документов о сдаче этого жилья государству).

Но ведь согласно положениям ЖК РФ граждане, не являющиеся военнослужащими, вправе претендовать на неоднократное обеспечение жильем от государства (при соблюдении указанных в ЖК условий).

Аналогично рассуждали и суды общей юрисдикции, отказывая заявительнице в удовлетворении требований.

Частично удовлетворяя требования, Нижегородский гарнизонный военный суд в решении от 25 июня 2020 г. по делу № 2а-95/2020 указал: «В соответствии с п. 1 ст.

15 Закона военнослужащие-граждане, в том числе обеспеченные в качестве членов семей других военнослужащих или иных граждан жилыми помещениями… до поступления указанных военнослужащих-граждан на военную службу по контракту либо после заключения контракта о прохождении военной службы, признаются нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 ЖК РФ, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации, и обеспечиваются жилыми помещениями либо денежными средствами на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с настоящим Федеральным законом.

При признании военнослужащих-граждан нуждающимися в жилых помещениях и предоставлении им и совместно проживающим с ними членам их семей жилых помещений либо денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений учитываются положения статьи 53 и части 8 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что квартира по адресу: … была предоставлена З.А. Резеповой не органом, в котором она проходит военную службу, а потому она имеет право быть обеспеченной жилым помещением по основаниям, предусмотренным ст. 15 Закона».

Однако в апелляционном определении от 3 сентября 2020 г. по делу № 33а-871/2021 Второй Западный окружной военный суд применил закон, читая его «между строк».

В документе указано: «Из анализа вышеприведенных правовых норм следует, что если военнослужащий распорядился полученным ранее от государства жилым помещением и не может его сдать в установленном порядке, то он не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения в порядке, определенном ст. 15 Федерального закона “О статусе военнослужащих”, даже по истечении срока, предусмотренного ст. 53 ЖК РФ.

Последующее обеспечение таких военнослужащих жильем возможно на общих основаниях в порядке, предусмотренном главой 7 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть по решению органа самоуправления по месту жительства (избранного места жительства после увольнения в запас) военнослужащего, а не органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба».

Считаю, что позиция суда первой инстанции при рассмотрении гражданского дела в данном случае была правильная и обоснованная, ведь упоминание об однократности обеспечения жильем военнослужащих рассматриваемой категории содержится только в абз. 1 п. 14 ст. 15 Закона о статусе военнослужащих.

Указанная однократность, по моему глубокому убеждению, относится только к обеспечению постоянным жильем военнослужащих, увольняемых по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности службы 10 лет и более.

При этом такое однократное обеспечение жильем осуществляется именно федеральными органами исполнительной власти и федеральными госорганами, в которых предусмотрена военная служба (в случае заявителя – это Министерство обороны РФ), по избранному военнослужащим после увольнения месту жительства.

То есть однократность заключается в том, что военнослужащий, вновь поступивший на службу (такое тоже встречается), уже не будет обеспечиваться жильем по избранному месту жительства в случае нового увольнения по тем же основаниям.

Полагаю, что в деле заявителя суды общей юрисдикции в итоге неправильно истолковали и применили закон, а КС, к сожалению, не помог восстановить права гражданина.