Помощь родителей детям инвалидам

Пенсии детям-инвалидам

Дети-инвалиды, не достигшие возраста 18 лет и постоянно проживающие в России, имеют право на социальную пенсию по инвалидности. За несовершеннолетнее или недееспособное лицо заявление о назначении социальной пенсии подается законным представителем: родителем, усыновителем либо опекуном, попечителем.

Если родители или усыновители ребенка проживают раздельно, то заявление подается тем родителем, с которым проживает ребенок. С 1 июня 2022 года размер социальной пенсии детям инвалидам и инвалидам с детства I группы составляет 16 619,40 руб.без учета районного коэффициента. Так, например, в г. Красноярске пенсия составляет 19 943,28.

В северных территориях края применяются более высокие районные коэффициенты.

  • ___
  • * «Инвалид с детства» – это причина инвалидности, которая устанавливается одновременно с группой инвалидности гражданам старше 18 лет, если инвалидность возникла вследствие заболевания, травмы или дефекта, полученных до 18 лет.
  • Социальные выплаты детям-инвалидам

Дети-инвалиды имеют право на ежемесячную денежную выплату (ЕДВ). Ее устанавливает и выплачивает территориальный орган Пенсионного фонда России на основании сведений, полученных из Федерального реестра инвалидов. Размер ЕДВ подлежит индексации один раз в год.

С 1 февраля 2022 года для детей-инвалидов ЕДВ составляет 3164,22 руб. Кроме того, дети-инвалиды как получатели ЕДВ имеют право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг (НСУ), денежный эквивалент которого с 1 февраля 2022 года составляет 1 313,44 рубля в месяц.

Возможна замена НСУ его денежным эквивалентом полностью либо частично. НСУ включает:

  • лекарственные препараты для медицинского применения по рецептам, медицинские изделия по рецептам, специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов – 1 011,64 руб.;
  • путевки на санаторно-курортное лечение для профилактики основных заболеваний – 156,5 руб.;
  • бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно – 145,30 руб.

Материнский капитал

Средства материнского капитала можно направить на оплату товаров и услуг, для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов.

Перечень таких товаров включает кровати с механической регулировкой, функциональные кресла, подъемники, компьютеры, тактильные дисплеи, клавиатуры и пр.

Использовать материнский капитал для социальной адаптации детей-инвалидов можно в любое время, не дожидаясь трехлетия.

Пособия на детей

Родители, ухаживающие за ребенком с инвалидностью, могут получать дополнительные льготы при назначении детских выплат:

  • при назначении стандартных пособий на детей действует правило нулевого дохода — уход за ребенком с инвалидностью до 18 лет, за инвалидом с детства I группы считается уважительной причиной отсутствия доходов;
  • ежемесячное пособие по уходу за ребенком с инвалидностью до 18 лет и средства материнского капитала, предназначенные для приобретения технических средств реабилитации — не учитываются в доходы семьи;
  • при назначении пособий для семей с детьми действуют льготы при оценке имущества — семья с ребенком-инвалидом может одновременно иметь два гаража или машиноместа, два автомобиля или мотоцикла.
  1. Ежемесячная выплата за уход за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства I группы
  2. Устанавливается проживающему в Российской Федерации неработающему трудоспособному гражданину, который ухаживает за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы.
  3. Размер ежемесячной выплаты родителю (или усыновителю, опекуну, попечителю) 10 000 рублей.
  4. Размер ежемесячной выплаты другим лицам 1 200 рублей.
  5. Для граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующими дополнительных материальных и физиологических затрат проживающих там граждан, указанные размеры названных выплат увеличиваются на соответствующий районный коэффициент.
  6. Порядок назначения выплаты за уход
  1. Выплата назначается с месяца, в котором гражданин, осуществляющий уход, обратился с заявлением и всеми необходимыми документами, но не ранее дня возникновения права на указанную выплату.
  2. Выплата производится к пенсии, установленной гражданину, за которым осуществляется уход.
  3. Выплачивается в течение периода ухода за ним или до наступления обстоятельств, влекущих прекращение выплаты

Выплаты по уходу устанавливаются одному неработающему трудоспособному лицу в отношении каждого нетрудоспособного гражданина, ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или инвалида с детства I группы на период осуществления ухода за ними и выплачиваются ежемесячно.

Пенсионеры и граждане, состоящие на учете в службе занятости населения, такие выплаты получать не могут. При наступлении обстоятельств, влекущих прекращение ежемесячной компенсационной выплаты или ежемесячной выплаты, гражданин, осуществляющий уход, обязан в течение пяти дней известить об этом территориальный орган ПФР.

Основанием для прекращения выплаты является наступление следующих обстоятельств:

  • смерть гражданина, за которым осуществляется уход, либо лица, осуществляющего уход, а также признание их в установленном порядке умершими или безвестно отсутствующими;
  • прекращение осуществления ухода лицом, осуществляющим уход, подтвержденное заявлением гражданина, за которым осуществляется уход (его законного представителя) и (или) актом обследования органа, осуществляющего выплату пенсии;
  • назначение гражданину, осуществляющему уход, пенсии независимо от ее вида и размера; • назначение гражданину, осуществляющему уход, пособия по безработице;
  • выполнение гражданином, за которым осуществляется уход, либо лицом, осуществляющим уход, оплачиваемой работы;
  • истечение срока, на который гражданину, за которым осуществляется уход, установлена I группа инвалидности либо категория «ребенок-инвалид»;
  • достижение ребенком-инвалидом 18 лет, если ему по достижении этого возраста не установлена I группа инвалидности с детства; • помещение гражданина, за которым осуществляется уход, в организацию социального обслуживания, предоставляющую социальные услуги в стационарной форме

В личном кабинете на сайте ПФР es.pfrf.

ru или на портале Госуслуг можно подать заявления на компенсационную и ежемесячную выплаты, а также заявление о согласии нетрудоспособного человека на осуществление ухода за ним.

Помимо этого, через кабинет можно сообщить Пенсионному фонду о прекращении права на выплаты по уходу (например, в связи с трудоустройством) или о возобновлении такого права, если оно прекращалось.

Досрочное назначение страховой пенсии родителям (опекунам) ребенка-инвалида или инвалида с детства

Право на досрочную страховую пенсию по старости ранее общеустановленного пенсионного возраста имеют:

Помощь родителей детям инвалидам

Периоды ухода за ребенком – в стаж

По закону в страховой стаж одному из родителей включаются периоды ухода за каждым ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, но не более 6 лет в общей сложности.

Также в страховом стаже может быть учтен период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом, за ребенком-инвалидом, если соответствующий период не учтен в страховом стаже другого родителя при установлении ему страховой пенсии.

Размер пенсии рассчитывается с учетом пенсионных коэффициентов, начисленных за эти периоды. Так, за полный календарный год установлены индивидуальные пенсионные коэффициенты в следующих размерах:

  • 1,8 – период ухода одного из родителей за первым ребенком до 1,5 лет;
  • 3,6 – период ухода одного из родителей за вторым ребенком до 1,5 лет;
  • 5,4 – период ухода одного из родителей за третьим или четвертым ребенком до достижения каждым из них возраста 1,5 лет;
  • 1,8 – период ухода за ребенком-инвалидом.
  • Порядок подтверждения периода ухода и включения его в стаж гражданам, являющимся получателями ежемесячной компенсационной выплаты, производится на основании сведений индивидуального персонифицированного учета, которые имеются в распоряжении Пенсионного фонда России.

Ребенок инвалид – список льгот родителям в 2022 году

Льготы семьям с детьми-инвалидами: 

  • жилищные;
  • налоговые;
  • трудовые;
  • транспортные;
  • материальные — денежная помощь.

Помощь родителей детям инвалидам

Какую помощь получает семья ребенка-инвалида

Информированием о льготах, которые предоставляются матерям и отцам детей-инвалидов, их начислением и предоставлением занимаются службы социальной защиты населения.

По закону, ребенок-инвалид — это лицо с нарушением здоровья и стойким расстройством функций организма. Чтобы воспитывать таких деток, требуется немало материальных затрат (на лекарства, реабилитацию, ежедневный уход).

Государство предлагает разные виды помощи для поддержки семей таких ребятишек. В том числе:

  • на оплату жилищно-коммунальных услуг (ЖКХ);
  • налоговые;
  • предоставление дополнительной жилплощади;
  • путевки и проезд взрослого в качестве сопровождающего ребенка;
  • выплаты и социальная поддержка на региональном уровне.

Жилищные

Деткам с инвалидностью и их семьям важны комфорт проживания и помощь в оплате за ЖКХ. Жилищные льготы семьям с детьми-инвалидами — одна из значимых сторон государственной поддержки. Какие полагаются льготы семье детей-инвалидов в 2021 году в области ЖКХ:

  • государство ежемесячно возвращает половину от суммы, уплаченной за жилищно-коммунальные услуги;
  • компенсирует плату за капремонт до 50%;
  • выделяет земельные участки под индивидуальное жилищное строительство;
  • для семей с детьми-инвалидами предусмотрена отдельная очередь на получение жилья в случае тяжелой прогрессирующей болезни ребенка или по решению местных властей.

Налоговые вычеты

К льготам по налогу относят налоговый вычет. Он полагается и отцу, и матери, а родителям-одиночкам его высчитывают в двойном размере. Налоговый вычет снижает размер зарплаты, которую облагают налогом.

В 2021 году государством установлены такие льготы по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ):

  • 12 000 рублей от зарплаты отца и матери не облагаются налогом (налоговый вычет);
  • 6000 рублей от зарплаты опекунов не облагаются налогом НДФЛ.

Пример расчета налогового вычета:

  • мать получает 26 000 рублей, налогом в 13% облагается не вся сумма зарплаты, как для обычных граждан без детей;
  • 26 000 — 12 000 = 14 000 рублей — это та сумма из зарплаты матери, которая облагается налогом в 13%;
  • 14 000 — 13% = 12 180 рублей;
  • ежемесячный заработок матери составит 12 000 + 12 180 = 24 180 рублей.
  • Без налогового вычета ежемесячный заработок матери составил бы 26 000 — 13% = 22 620 рублей.
  • Таким образом, в денежном выражении льгота для матери ребенка-инвалида составит 1560 рублей.
  • Чтобы получить налоговый вычет, гражданин пишет заявление своему работодателю, который учитывает эти данные при расчете ежемесячной зарплаты.

Транспортные

На государственном уровне возможность бесплатного проезда детям-инвалидам и их законным представителям не действует. Но в ряде регионов она работает: уточняйте в отделах соцзащиты своего населенного пункта, какие транспортные льготы действуют в вашем регионе.

Ребенку и сопровождающему его отцу или матери положен бесплатный проезд до места лечения и оздоровления ребенка (до санатория). Транспортные льготы родителям ребенка-инвалида в 2021 распространяются только на общественный транспорт.

Родителям ежемесячно предоставляют льготу на транспортный налог на уровне регионов (возможность получить льготу и ее размер уточняйте на сайте местного налогового органа). Некоторые регионы помогают получить специализированный транспорт для перевозки ребенка.

Читайте также:  Статья 327-1. Изготовление, сбыт поддельных акцизных марок, специальных марок или знаков соответствия либо их использование

Финансовая помощь

Матери и отцу ребенка-инвалида положена помощь на федеральном и региональном уровнях. Льготы суммируются, они не исключают друг друга.

На какие льготы детям-инвалидам и их семьям в 2021 году стоит рассчитывать:

  • ежемесячные денежные выплаты лицам, ухаживающим за детьми;
  • полная или частичная компенсация оплаты жилищно-коммунальных услуг, лекарственных препаратов, санаторного, курортного лечения, проезда в общественном транспорте;
  • выплата на покупку одежды на время учебного года;
  • ежемесячная компенсационная выплата, которая компенсирует рост цен на продукты;
  • все остальные выплаты, доступные семьям с детьми, в том числе многодетным.

Льготы и выплаты считаются частью дохода семьи: если они выводят семью из категории малообеспеченных, из-за этого снимут с очереди на жилье.

Какие льготы положены на работе родителям детей-инвалидов

Матери или отцу ребенка предоставляют дополнительные оплачиваемые выходные — до четырех дней в месяц. Их полностью берет или мать, или отец (один из двух родителей), или они делят эти четыре дня между собой.

Если один из родителей не работает, работающему родителю предоставляют два дополнительных оплачиваемых выходных в месяц. Выходные не суммируются и используются только в текущем месяце, на другой месяц их не переносят.

Чтобы получить дополнительный выходной, родители пишут заявление на имя работодателя.

Трудовой кодекс РФ описывает, какие есть льготы на работе, если ребенок инвалид:

  1. Четыре оплачиваемых выходных в месяц.
  2. Возможность отказаться от работы в выходные и праздничные дни, отказаться от переработок и дальних командировок.
  3. Возможность перевестись на неполное рабочее время или неполную рабочую неделю. Оплата в этом случае пересчитывается с учетом количества отработанных часов, без уменьшения стажа и основного отпуска.
  4. Возможность выбрать время ухода в основной отпуск родителю, ухаживающему за ребенком.
  5. Запрещено расторгать с матерью или отцом ребенка-инвалида трудовой договор по инициативе работодателя (сокращение штата и численности сотрудников — не исключение).
  6. Матери или отцу (одному из них) положено досрочное оформление страховой пенсии по старости: в 55 лет — отцам (если есть 20 лет трудового стажа), в 50 лет — матерям (если есть 15 лет трудового стажа).

Досрочная пенсия одному из родителей

Государством предусмотрена возможность одному из родителей уйти на пенсию досрочно. Время, которое мать или отец уделяли на присмотр за инвалидом, засчитывается в страховой срок пенсии. Оно рассчитывается в размере 1,8 пенсионных единиц за год.

Чтобы в трудовой стаж включали время ухода за ребенком или приостановили отчисления, если родитель прекратил уход, подают заявление в Пенсионный фонд.

Размер пенсии устанавливают в соответствии со статьей 15 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Пособие по уходу за ребенком-инвалидом

Пособие по уходу за ребенком-инвалидом полагается не всем родителям. Какие условия получения выплаты:

  • мать или отец трудоспособны, но не работают, а ухаживают за ребенком;
  • назначается только одному из родителей;
  • назначается родителю, ухаживающему за ребенком-инвалидом или инвалидом детства I группы;
  • мать или отец не получают пенсию или пособие по безработице (не имеют другой социальной поддержки от государства).

Чтобы получить выплату, подают документы в Пенсионный фонд РФ (непосредственно в отделение Фонда или через отделение МФЦ). Выплата назначается с месяца обращения.

Если ухаживающий родитель устроился на работу, оформил пенсию или пособие по безработице, он обязан сообщить об этом в территориальный орган Пенсионного фонда в течение пяти дней.

Если обнаружится незаконная переплата, придется вернуть все деньги в полном объеме.

В каком размере начисляют неработающим родителям:

  • пособие по уходу за ребенком-инвалидом неработающему родителю в 2021 составляет 10 000 рублей — это его базовый размер;
  • базовый размер выплаты в 10 000 рублей умножается на районный коэффициент и зависит от места проживания родителей и ребенка.

Весь период ухода за ребенком идет в страховой стаж.

Какие виды помощи положены самому ребенку

Не только матери и отцу, но и ребенку-инвалиду положен ряд льгот и выплат, материальная помощь детям-инвалидам состоит из:

  • социальной пенсии, в настоящий момент она составляет 13 454,64 рубля, а с 01.04.2021 ее проиндексируют до 13 804,46 рублей в месяц;

Как получить помощь для семей с детьми-инвалидами

Ежемесячную компенсационную выплату по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства в возрасте до 23 лет могут получить родитель, опекун или попечитель, при условии, что они не работают, не служат и не обучаются по очной форме.

В некоторых случаях выплату могут оформить и работающие законные представители ребенка, для этого они должны относиться к одной из категорий: 

  • одинокая мать (отец);
  • вдова (вдовец);
  • родитель, расторгнувший брак с отцом (матерью) ребенка;
  • родитель, в отношении ребенка которого установлено отцовство;
  • один из многодетных родителей.

Независимо от наличия работы, выплату могут оформить: 

  • бывший попечитель инвалида с детства в возрасте до 23 лет, оставшегося без попечения родителя, осуществлявший уход за ним до совершеннолетия;
  • один из приемных родителей ребенка-инвалида;
  • патронатный воспитатель ребенка-инвалида.

Если ребенок-инвалид или инвалид с детства в возрасте до 23 лет вступит в брак, получать выплату он будет лично, при условии, что у его законного представителя сохранится право на получение этой выплаты. 

Если в семье двое таких детей, выплата назначается на каждого ребенка.

Заявитель и ребенок должны проживать совместно и иметь постоянную регистрацию в Москве. Гражданство при этом значения не имеет.

Для оформления выплаты понадобятся:

  • заявление о назначении пособия (не требуется при оформлении выплаты онлайн);
  • документы, удостоверяющие личность заявителя и второго родителя (при наличии);
  • документ, подтверждающий место жительства заявителя в Москве, если в документе, удостоверяющем личность, таких сведений нет;
  • свидетельство о рождении ребенка;
  • документ, подтверждающий, что ребенок, на которого оформляется выплата, постоянно зарегистрирован в Москве;
  • свидетельство об установлении отцовства — если установлено отцовство, представляется по желанию заявителя;
  • решение суда об усыновлении (удочерении) ребенка, вступившее в законную силу (копия, заверенная в установленном порядке), либо свидетельство об усыновлении (удочерении) — для усыновителей, представляется по желанию заявителя;
  • документ, подтверждающий факт отсутствия второго родителя;
  • документ, подтверждающий изменение фамилии, имени или отчества — если меняли ФИО; 
  • дополнительные документы потребуются для незанятых граждан, а также для отдельных категорий работающих граждан;
  • реквизиты кредитного учреждения и расчетного счета, куда будет перечисляться выплата (обратите внимание, социальные выплаты перечисляются только на карты заявителей с платежной системой «Мир»), — обязательно для родителей (усыновителей), опекуны могут получить выплату как на карту, так и в почтовом отделении по месту жительства;
  • документ, удостоверяющий личность уполномоченного заявителем лица, и документ, подтверждающий его полномочия, — если вы опекун (попечитель) и у вас нет возможности обратиться лично.

Документы, выданные компетентными органами иностранных государств, должны быть легализованы, если иное не предусмотрено международными договорами РФ, и переведены на русский язык. Верность перевода должна быть нотариально удостоверена.

Оформить выплату можно:

  • родителям (усыновителям) — онлайн на официальном сайте Мэра Москвы mos.ru;
  • опекунам (попечителям) — лично в центре госуслуг «Мои документы».

Заявление должно быть рассмотрено в течение 10 рабочих дней после предоставления заявления со всеми документами. Выплата предоставляется с месяца освидетельствования ребенка в бюро медико-социальной экспертизы и выплачивается по месяц истечения срока инвалидности (но не более чем до достижения 23 лет).

Актуальный размер выплаты можно узнать на сайте Департамента труда и социальной защиты населения Москвы.

Размеры льгот детям инвалидам: документы, перечень, особенности получения

Под инвалидностью подразумевают тяжелые отклонения здоровья умственные или физические, полная или частичная утрата к самообслуживанию, контролю поведения и обучению. Ребенок инвалид — лицо не достигшее 18 лет.

Важно понимать, что инвалидность не просто тяжелая болезнь, а расстройство, которое мешает ребенку полноценно развиваться.

К примеру, сахарный диабет у детей, болезнь коварная и не поддающаяся лечению, однако прекрасно контролируется правильно сбалансированным рационом и образом жизни.

Коварство диабета заключается в том, что он может вызывать ряд серьезных осложнений для разных систем организма. Наличие диабета не показание к инвалидности, а вот осложнения от болезни — повод для комиссии.

Дети с особенностями требуют большего внимания — это специальные занятия и реабилитация. Таким семьям просто необходима помощь государства. Именно поэтому нужно ходатайствовать о получении инвалидности для заболевшего ребенка. Мы расскажем о том, как правильно оформить документы и получить от государства помощь, необходимую пострадавшим семьям.

  • Хотите разобраться, но нет времени читать статью? Юристы помогут
  • Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажете
  • С этим вопросом могут помочь 74 юристов на RTIGER.com

Решить вопрос >

Что делать, чтобы получить льготу ребенку инвалиду?

Инвалидность назначают по результатам медико-социальной экспертизы (МСЭ). Направление на экспертизу дает врач в поликлинике или в психиатрическом диспансере.

МСЭ принимает детей на комиссию по предварительной записи в порядке очереди. Очередь может составлять от 1 месяца. Приехать в бюро придется лично. По телефону можно узнать только время приема.

Если вам требуется повторное прохождение комиссии для продления инвалидности — не дожидайтесь окончания срока инвалидности, а записывайтесь за пару месяцев (но не более), которые уйдут на прохождение специалистов.

Как правило, перед комиссией нужно:

  • пройти ряд специалистов (все индивидуально, подробности уточняйте у доктора, который дает направление);
  • сдать анализы крови и мочи;
  • возможно потребуется ЭКГ.

После прохождения всех врачей педиатр пишет эпикриз. Эпикриз представляет из себя справку, в которую внесены все сведения о перенесенных и текущих заболеваниях, прививках и прочее. Будьте внимательны, справка должна быть заверена подписью и печатью: педиатра и заведующего отделением.

Совет! При прохождении специалистов просите доктора в заключении указывать рекомендации по лечению. Например, после консультации ортопеда — выявлено плоскостопие, для лечения требуется курс массажа и специальная обувь. Данные рекомендации при прохождении МСЭ войдут в индивидуальную программу реабилитации (ИПР). На базе таких рекомендаций необходимые вещи или услуги вам предоставят бесплатно.

Читайте также:  Как вернуть мужа после депортации

Документы для МСЭ

Для записи на комиссию необходим ряд документов:

  • направление — Форма №080/у-06;
  • детская карта из поликлиники;
  • справка-эпикриз;
  • характеристика с места учебы (по требованию);
  • свидетельство о рождении;
  • форма №9 — о месте прописки ребенка;
  • временная регистрация (для тех, кто хочет пройти комиссию по фактическому месту проживания);
  • паспорт матери или отца.

Переосвидетельствование для большинства детей требуется один раз в год. В зависимости от диагноза, возможно раз в 2 года или раз в 4 года. Исключение составляет ряд заболеваний, когда переосвидетельствование не требуется (согласно Постановлению Правительства Российской Федерации №95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом»).

Как получить льготу ребенку инвалиду

Начинать следует с педиатра или специалиста на учете у которого состоит малыш. Доктор направит на консультацию к специалистам, которая необходима в вашем случае, выпишет направления на анализы и другие обследования. По результатам обследования подготовит справку-эпикриз необходимую для медицинской комиссии.

Присваивать статус ребенка-инвалида или нет — в компетенции спецкомиссии МСЭ. В случае положительного решения выдается «розовая» справочка, которая является основанием для получения льгот. Со справкой на руках можно обращаться в следующие инстанции — в Пенсионный Фонд, соц. защиту или МФЦ для получения льгот.

Размер льгот для ребенка инвалида

Когда статус ребенка-инвалида подтвержден, то рекомендуем не затягивать с подачей документов на получение льгот. Вот их примерный перечень:

  1. Медицинская помощь. Бесплатная реабилитация и оснащение всем необходимым, согласно перечню №2347-р от 30.12.2005. В этом списке такие важные и дорогостоящие нужности, как инвалидная коляска, слуховой аппарат, бесплатное обеспечение лекарствами.
  2. Льготы на транспорт. Не взимается плата за пользование городским транспортом, также у лица, сопровождающего ребенка. Пятидесятипроцентная скидка на авиабилеты, билеты РЖД. Не взимается плата за билеты при поездке к месту лечения (не чаще раза в год), также у сопровождающего лица.
  3. Жилье. Первоочередное обеспечение жильем сирот по наступлению совершеннолетия, если человек может себя обслуживать самостоятельно, согласно индивидуальной программе инвалида.
  4. Образование. Внеконкурсное зачисление в ВУЗы, техникумы и т. д.
  5. Санаторно-курортное лечение. Лагеря для деток от семи до пятнадцати лет. Санаторий для деток от четырех до четырнадцати лет. Базы отдыха для малообеспеченных семей. Путевки предоставляются безвозмездно или с пятидесятипроцентной скидкой.

Какие документы нужны для получения льготы ребенку инвалиду

В соответствии с действующим законодательством необходимо предоставить следующие документы:

  • паспорт родителя (опекуна или попечителя);
  • свидетельство о рождении;
  • форма №9 о регистрации ребенка, либо временная регистрация;
  • справка 2-НДФЛ;
  • справка о подтвержденной инвалидности,
  • заявление.

Чтобы в предоставлении льгот не отказали, стоит предварительно проконсультироваться с юристом и уточнить, все ли документы собраны и правильно заполнены.

Куда обратиться чтобы получить льготу ребенку инвалиду

Пенсионный фонд. Принимает документы на пособие и определяет его размер. Для получения пенсии представителю ребенка нужно подать заявление. Обратится можно в фонд по месту прописки или по месту пребывания.

Условия всего два — это подтвержденный статус ребенка-инвалида и постоянно проживание на территории РФ. Пенсия назначается с первого числа месяца обращения за ней.

Пенсия назначается на срок в течении которого лицо признано инвалидом.

  • Соц. защита. Принимает документы и отправляет запрос в бухгалтерию на получение скидки на оплату ЖКХ. Перед обращением в соц. защиту нужно погасить задолженность по оплате коммунальных услуг. Специалисты центра оказывают помощь в составлении заявления. Скидка назначается в течении месяца. Примите во внимание, что оплата коммуналки должна проходить не позднее 26 числа текущего месяца.
  • Налоговая инспекция. Принимает декларацию 3-НДФЛ на получение налогового вычета. Кроме того, налоговый вычет можно вернуть через работодателя. Отличие в том, что в налоговую инспекцию можно подать декларацию лишь за прошедший год, а работодателю за текущий.
  • Администрация района. Занимается распределением земли на строительство. Для этого необходимо подать заявление, которое рассматривается в тридцатидневный срок. Земля предоставляется первоочередно без торга в аренду или собственность за плату. За разработкой Индивидуального плана реабилитации следует обращаться также в администрацию.
  • ФСС. Распределяет путевки в лагеря и санатории. Для этого подается заявление. Также нужно иметь направление от врача, если лечение не входит в ИПР. В десятидневный срок происходит регистрация по заявке. Путевка предоставляется не позднее 18 дней до даты заезда. Длительность лечения в санатории от 21 до 42 дней с оплатой дороги до места лечения.

Какие выплаты положены ребенку инвалиду

Какие льготы полагаются детям с инвалидностью и как их получить?

Чтобы оформить инвалидность ребенку, необходимо получить направление на медико-социальную экспертизу (МСЭ). Для этого нужны заключения всех необходимых врачей-специалистов, результаты которых вносятся в направление на МСЭ. Оформленное направление передается медицинской организацией в бюро МСЭ в течение трех дней.

Детям после установления статуса «ребенок-инвалид» назначается социальная пенсия по инвалидности, также им выплачивается ежемесячная денежная выплата, которая состоит из двух частей: собственно выплаты, и набора социальных услуг. Об этом рассказал депутат Госдумы, член Генерального совета «Единой России», председатель Всероссийского общества инвалидов Михаил Терентьев.

«Услуги, входящие в набор, можно получать в натуральной форме, либо отказаться от них и получать вместо этого денежные средства.

В набор социальных услуг входят обеспечение лекарственными средствами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания; обеспечение санаторно-курортным лечением вместе с сопровождающим лицом — родителем; бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также проезд к месту лечения и обратно вместе с сопровождающим лицом — родителем», — сказал Михаил Терентьев.

Для родителя, который ухаживает за ребенком-инвалидом и не может из-за этого работать, предусмотрена компенсационная выплата в размере 10 тыс. рублей. Если уход осуществляется не родителем, а опекуном или попечителем, то размер выплаты составит 1200 рублей. Средства выплачивает Пенсионный фонд.

Кроме того, дети-инвалиды имеют право на обеспечение необходимыми техническими средствами реабилитации в соответствии с рекомендациями индивидуальной программы реабилитации и абилитации (ИПРА). Речь идет о креслах-колясках, ортопедической обуви, ортезах и многом другом. 

Особым детям положены также медицинская реабилитация, реконструктивная хирургия, комплексная реабилитация, протезирование (ортезирование). Все это проводится при наличии в ИПРА соответствующей записи.

В разработанной бюро медико-социальной экспертизы ИПРА ребенка-инвалида будут вписаны все реабилитационные мероприятия, которые ему необходимы. Там же указывают орган государственной власти, к которому следует обращаться по всем возникающим вопросам.

Дети-инвалиды пользуются и льготой при поступлении в высшие учебные заведения — они могут быть зачислены в вуз в рамках установленной квоты вне основного конкурса.

Семьи, имеющие ребенка-инвалида, имеют право на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг. В подавляющем большинстве регионов данная льгота предоставляется в форме компенсации части понесенных расходов. По этому вопросу необходимо обращаться в органы социальной защиты населения.

«Необходимо отметить, что многие дополнительные льготы для ребенка-инвалида или его семьи предусматриваются на региональном уровне.

Например, в большинстве регионов семьям, имеющим ребенка-инвалида, предоставляются льготы на проезд на городском транспорте общего пользования. Однако порядок и условия предоставления данной льготы могут быть разными.

Полный перечень региональных льгот для детей-инвалидов необходимо уточнять в региональных органах социальной защиты», — пояснил Михаил Терентьев.

Рекомендации психолога родителям детей-инвалидов

Понятие “Ребенок-инвалид”

Каждый ребенок имеет право на особую заботу и помощь от нашего общества. Но есть дети, у которых физическое и умственное состояние требует повышенного к ним внимания. Это дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), которые имеют разную степень инвалидности.

В общем случае, понятие “ребенок-инвалид” можно разделить на две категории. Одна группа детей-инвалидов — это дети с врожденными нарушениями работы различных органов чувств и с физическими

недостатками или умственно отсталые дети. Многочисленные исследования показали, что творческий потенциал таких детей огромен. Их таланты представляют собой значительную культурную ценность. А эффект от гармоничного развития личности и успешной адаптации в обществе благотворно влияет на здоровье детей.

Другая группа детей – это те, кто стали инвалидами в результате длительной болезни. Воспитание и развитие таких детей является серьезной педагогической и медицинской задачей.

Общеизвестно, чтобы успешно решать какую-либо жизненную проблему или трудную ситуацию, необходимо хорошо в ней разбираться. Поэтому родители должны знать определенные психологические рекомендации, что позволит им эффективно и стойко преодолевать жизненные трудности.

Инвалидность ребенка, чаще всего, становится причиной глубокой и продолжительной социальной дезадаптации всей семьи.

Действительно, воспитание ребёнка с отклонениями в развитии, независимо от характера и сроков его заболевания или травмы, изменяет, а нередко нарушает весь привычный ритм жизни семьи.

Обнаружение у ребенка дефекта развития и подтверждение инвалидности почти всегда вызывает у родителей тяжелое

стрессовое состояние, семья оказывается в психологической сложной ситуации.

Родители впадают в отчаяние, кто-то плачет, кто-то несет боль в себе, кто-то становится агрессивным и озлобленным, родители такого ребенка могут полностью отдалиться от друзей, знакомых, часто и от родственников. Это время боли, которую необходимо пережить, время печали, которая должна быть излита. Только пережив горе, человек

  • способен рассмотреть ситуацию спокойно, более конструктивно подойти к решению своей проблемы.
  • Это необходимо знать
  • Американский психолог Ребекка Вулис, занимающаяся проблемами брака, семьи и детей, типичными реакциями на стресс считает: отрицание, печаль, гнев.
  • Психологи выделяют четыре фазы психологического состояния в процессе становления их позиции к ребенку-инвалиду.
  • Первая фаза – “шок”, характеризуется состоянием растерянности
  • родителей, беспомощности, страха, возникновением чувства собственной неполноценности.
  • Вторая фаза – “неадекватное отношение к дефекту”, характеризующаяся негативизмом и отрицанием поставленного диагноза, что является своеобразной защитной реакцией.

Третья фаза – “частичное осознание дефекта ребенка”, сопровождаемое чувством “хронической печали”. Это депрессивное состояние, являющееся “результатом постоянной зависимости родителей от потребностей ребенка, следствием отсутствия у него положительных изменений”.

  1. Четвёртая фаза – начало социально-психологической адаптации всех членов семьи, вызванной принятием дефекта, установлением адекватных отношений со специалистами и достаточно разумным следованием их рекомендациям.
  2. К сожалению, далеко не все мамы и папы особенных детей приходят к правильному решению и обретают дальнейшую жизненную перспективу.
  3. Многие родители не могут самостоятельно придти к гармоничному
Читайте также:  Действительность свидетельства о праве собственности на землю

осознанию сложившейся ситуации. В результате нарушается способность семьи приспосабливаться к социальным условиям жизни. На семью с ребенком-инвалидом накладываются медицинские, экономические и социально-психологические проблемы, которые приводят к ухудшению качества ее жизни, возникновению семейных и личных проблем. Не

выдержав навалившихся трудностей, семьи с детьми-инвалидами могут

самоизолироваться, потерять смысл жизни.

Казалось бы, в этом случае особенно должна быть ощутима помощь со стороны родственников, друзей.

Но когда родственники и знакомые узнают о сильной травме или болезни ребенка, они тоже испытывают свой психологический стресс.

Каждому приходиться задуматься о своем отношении к ребенку, к его родителям. Кто-то начинает избегать встреч, потому что боится как собственных чувств и эмоции, так и чувств

родителей данного ребенка. Особенно тяжело родителям супругов (бабушкам и дедушкам). Не зная, как помочь и боясь быть бестактными, родственники и знакомые порой предпочитают отмалчиваться, не замечать сложившуюся ситуацию, что еще больше затрудняет положение родителей данного ребенка.

В первую очередь это относится к глубоко умственно отсталым детям, которые привлекают к себе нездоровое любопытство и неизменные расспросы со стороны знакомых и незнакомых людей.

Все это ложится тяжким бременем на родителей и, в первую очередь, на мать, чувствующую порой себя виноватой за рождение такого ребенка. Трудно свыкнуться с мыслью, что именно твой ребенок “не такой, как все”.

Страх за будущее своего ребенка, растерянность, незнание психологических особенностей

воспитания, чувство стыда за то, что “родили неполноценного малыша”, приводят к тому, что родители зачастую отгораживаются от близких, друзей и знакомых, предпочитая переносить свое горе в одиночку. Жизнь с ребенком с ОВЗ всегда сложна, однако есть периоды, особенно трудные в психологическом плане.

Важно!

Наиболее трудные, в психологическом плане, моменты в жизни семей, имеющих детей-инвалидов:

1.Выявление врачами факта нарушения развития ребёнка. Возникновение

страхов, неуверенности в воспитании ребенка. Переживание безысходности

ситуации.

2.Старший дошкольный возраст ребенка (5-7 лет). Предостережение родителями того, что ребенку трудно будет учиться в общеобразовательной школе.

3.Подростковый возраст ребенка (13-15 лет). Осознание ребенком своей

инвалидности приводит к трудностям в налаживании контактов со сверстниками и, особенно, с противоположным полом. Обособление семьи от общества.

4.Старший школьный возраст (15-17 лет). Трудность перед родителями в

определении  и получении профессии, и дальнейшего трудоустройства ребенка. Внутриличностный разлад в семье.

Следует отметить, что не каждая семья проходит все четыре кризиса. Некоторые семьи “останавливаются” на втором  кризисе — в случае, если ребёнок имеет очень сложную патологию развития (глубокая умственная отсталость, ДЦП в тяжёлой форме, множественные нарушения и т. д.). В этом случае ребёнок не учится совсем, и для родителей он навсегда остаётся “маленьким”.

В других семьях (например, если у ребёнка соматическое заболевание) второй кризис проходит без особых осложнений, то есть ребёнок поступает в школу и учится в ней, но позднее могут проявиться сложности других периодов (третьего и четвёртого).

Для целостного психологического понимания ситуации рассмотрим более подробно каждый кризисный период

1 период — когда родители узнают, что их ребёнок — инвалид. Это может произойти в первые часы или дни после рождения ребёнка (генетическое заболевание или врождённое качество), и тогда вместо радости родителей ожидает огромное горе от разом рухнувших надежд.

2 период – о том, что ребенок не такой, как все остальные дети, родители могут узнать в первые 3 года его жизни или на психологическом обследовании на медико-педагогической комиссии при поступлении в школу (в основном это касается отклонений в интеллектуальном плане).

Это известие для родных и близких как “удар обухом”. Родители “не замечали” явных отставаний в развитии ребенка, успокаивали себя тем, что “все обойдется”, “подрастет, поумнеет”, и вот — приговор о том, что ребенок не сможет учиться в общеобразовательной школе, а иногда и во вспомогательной.

3 период – ребенком переживается психофизиологический и психосоциальный возрастной кризис, связанный с ускоренным и неравномерным созреванием костно — мышечной, сердечно – сосудистой и половой систем, стремлением к общению со сверстниками и самоутверждению.

У ребенка активно формируются самооценка и самосознание. В этот сложный для него период ребенок постепенно осознает, что он — не такой как все. К семейному кризису, связанному с подростковым возрастом, добавляется и кризис “середины жизни” родителей, кризис сорокалетнего возраста супругов.

По мнению детского психолога Е. Вроно, “кризис сорокалетия у взрослых людей протекает не менее остро и болезненно, чем подростковый кризис”.

К этому возрасту люди достигают определённой стабильности социального и профессионального положения, обретают уверенность в завтрашнем дне, подводят итог своей жизни, входят в пору зрелости, происходят изменения в физиологии.

4 период — это период юношества ребенка, когда остро встают вопросы по

формированию его дальнейшей жизни и связанных с этим вопросов получения профессии, трудоустройства, обзаведения семьей. Родители все чаще задумываются о том, что же будет с ребенком, когда их не станет.

Специалистам, работающим с такой семьей (социальные работники, педагоги психологи), необходимо знать специфику данных кризисов семьи с ребенком с ОВЗ и уметь их определять, чтобы своевременно оказать необходимую социальную и психологическую помощь.

Что же делать?

В кризисной обстановке человеку, нуждающемуся в помощи, необходимо уделять внимание, не оставлять его одного. Даже если он не хочет или не может идти на контакт, необходимо, чтобы кто-то находился рядом, и лучше, если таким человеком окажется близкий родственник.

Однако, как мы уже отмечали, не всегда родные, друзья могут понять состояние родителей, на долю которых выпало нелегкое испытание.

В этом случае помочь преодолеть сложный период родителям может психолог или те родители, у которых ребёнок с похожим отклонением в развитии и они успешно преодолели трудный период.

  • Родителям нужно посмотреть на эту ситуацию с другой стороны: это возможность пересмотреть свою жизнь, свои ценности и перспективы, собрать всю свою силу, волю и полюбить ребенка таким, какой он есть; жить вместе с ним, дарить ребенку тепло, заботу и внимание, радоваться жизни и помогать другим мамам и папам с такими же проблемами обрести душевное равновесие.
  • Для того, чтобы легче воспринимать существующую проблему, либо по-иному взглянуть не нее. Вам в помощь прилагается древняя притча:
  • Мудрая притча о Будде. Горчичное зерно

Однажды Будде повстречалась пожилая женщина. Она горько плакала из-за своей нелёгкой жизни и попросила Будду помочь ей. Он пообещал помочь ей, однако только в том случае, если она принесёт ему горчичное зерно из того дома, в котором никогда не знали горя. Ободрённая его словами, женщина начала поиски такого дома, а Будда отправился своим путём.

Много позже он встретил её опять — женщина полоскала в реке бельё и весело напевала. Будда подошёл к ней и спросил, нашла ли она дом, жизнь в котором была счастливой и безмятежной? На что она ответила отрицательно и добавила, что поищет ещё попозже, а пока ей необходимо помочь постирать бельё людям, у которых горе еще тяжелее её собственного.

Родители должны понимать, что жизнь не останавливается с рождением ребёнка с ОВЗ, она продолжается, и надо жить дальше, воспитывать ребёнка, любить его таким, какой он есть, не проявляя излишнюю ненужную жалость. Следует научиться воспринимать ребенка с ограниченными возможностями, как ребенка со скрытыми возможностями.

В трудных жизненных ситуациях, как минимум, всегда есть три варианта:

1.Оставить все как есть, или что-то изменить.

  1. 2.Изменить свое поведение, привычки, взгляды, установки или изменить
  2. обстоятельства, в которых возникла проблема.
  3. 3.Если нельзя изменить обстоятельства, то можно изменить отношение к
  4. обстоятельствам, то есть принять их:
  5. — как необходимую данность;
  6. — как урок, который необходимо пройти;
  7. — как катализатор внутриличностных ресурсов и возможностей;
  8. — как нечто позитивное, которое содержится в том, что пока воспринимается как негатив.
  9. Рекомендации родителям, имеющим детей с ограниченными
  10. возможностями здоровья

1.Никогда не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все.

2.Дарите ребёнку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.

3.Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя “жертвой”, отказываясь от своей личной жизни.

4.Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним.

5.Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений.

6.Следите за своей внешностью и поведением. Ребёнок должен гордиться вами.

7.Не бойтесь отказать ребёнку в чём-либо, если считаете его требования

чрезмерными.

8.Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни радио не заменят вас.

9.Не ограничивайте ребёнка в общении со сверстниками.

10.Не отказывайтесь от встречи с друзьями, приглашайте их в гости.

11.Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов.

12.Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную.

13.Общайтесь с семьями, где есть дети-инвалиды. Передавайте свой опыт и

перенимайте чужой.

14.Не изводите себя упрёками. В том, что у вас больной ребёнок, вы не виноваты!

15.Помните, что когда-нибудь ребёнок повзрослеет и ему придётся жить

самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите с ребенком о ней.

И всегда помните о том, что рано или поздно Ваши усилия, стойкое терпение и непомерный труд в воспитании ребенка с ОВЗ будут обязательно вознаграждены!

Подготовлено психологом ОППП Марченко Ю.Н.
с использованием Интернет- ресурсов