Предоставление жилья реабилиторованным лицам

Общественная палата РФ раскритиковала правительственные поправки к закону «О реабилитации жертв политических репрессий». Речь идет о праве репрессированных и их детей на бесплатное жилье в том городе, где семья проживала на момент ареста.

В прошлом году Конституционный суд потребовал исправить закон так, чтобы граждане смогли наконец получить обещанное государством жилье.

В Общественной палате констатируют, что получившийся законопроект «невозможно признать соответствующим позиции Конституционного суда» — и он не поможет жертвам репрессий.

Вчера Общественная палата (ОП) РФ опубликовала отрицательное заключение к правительственному законопроекту о праве репрессированных на бесплатное жилье (.pdf). «Нулевые чтения» на эту тему прошли в ОП еще 4 августа 2020 года. В итоговом документе говорится, что проект «невозможно признать обоснованным и достаточным для восстановления нарушенных жилищных прав реабилитированных лиц».

Напомним, в декабре 2019 года Конституционный суд постановил исправить закон о жертвах репрессий. Сейчас эти люди имеют право на бесплатное жилье в городе, где семья находилась на момент ареста и высылки.

Но полномочия распределять квартиры были переданы регионам, которые выставили зачастую невыполнимые условия. Летом правительство РФ одобрило законопроект, разработанный Минстроем.

Он убрал некоторые ограничения, но при этом оставил регионам полномочия по распределению жилья. Более того, в нем не был прописан конкретный механизм финансирования.

В случае его принятия жертвы репрессий должны будут встать в конец общей очереди на жилье — чтобы получить квартиру в Москве, им придется ждать около 30 лет. Документ вызвал шквал критики со стороны правозащитников, но 14 июля был внесен в Госдуму.

«Общественная палата выступает за справедливое, окончательное разрешение вопроса о посильной в настоящее время компенсации нанесенного ущерба реабилитированным жертвам политических репрессий, членам их семей,— говорится в отзыве на законопроект.— Однако решение такой задачи посредством предлагаемой поправки в данном случае не может считаться достаточным».

Прежде всего авторы документа указывают, что Конституционный суд постановил решить проблему на федеральном уровне, чтобы у репрессированных из разных регионов были одинаковые права.

А значит, правительственный законопроект не должен был передавать этот вопрос на уровень региональных властей. «Предлагаемый подход невозможно признать соответствующим позиции Конституционного суда», прямо говорится в документе.

Эксперты ОП обращают внимание на заявление, что правительственный законопроект не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета. «Данное утверждение представляется спорным»,— говорится в отзыве. Дело в том, что возмещение подобного вреда необходимо «отнести к расходным обязательствам РФ».

«Кроме того, материалы к законопроекту не содержат сведений об общем количестве лиц, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями»,— указывает ОП.

Согласно регламенту пояснительная записка законопроекта обязательно должна содержать «финансовый, экономический и (или) статистический анализ текущей ситуации, (…) прогноз экономических и иных последствий реализации таких решений».

В отзыве указано, что правительственный законопроект сохраняет существующий порядок «очереди» для репрессированных.

При этом КС указывал, что РФ обязана стремиться к «возможно более полному возмещению вреда», причиненного жертвам политических репрессий, «на основе максимально возможного использования имеющихся средств и финансово-экономического потенциала».

«Принимая во внимание зачастую затягивающиеся сроки предоставления жилых помещений в порядке общей очередности», ОП приходит к выводу, что репрессированные, «как правило, люди преклонного возраста», могут не дожить до получения квартир.

«Представляется целесообразным обеспечить жильем реабилитированных лиц в возможно короткий срок, путем разработки и реализации специального порядка предоставления жилых помещений,— заявляет ОП.— Однако представленный законопроект не предусматривает подобных положений».

«Мы удовлетворены результатами нулевых чтений в Общественной палате,— заявил “Ъ” юрист Григорий Вайпан, представляющий интересы трех заявительниц иска в КС.— Палата указала на главные недостатки правительственного законопроекта. Во-первых, отсутствие федерального регулирования и финансирования жилья для жертв репрессий.

Во-вторых, предоставление жилья жертвам репрессий в порядке общей очереди. Рассчитываем на то, что депутаты учтут позицию Общественной палаты. Законопроект концептуально не соответствует постановлению КС и поэтому должен быть отклонен уже в первом чтении». Господин Вайпан добавил, что создал онлайн-петицию в поддержку права жертв репрессий на получение жилья.

Правительственный законопроект будет рассмотрен 23 сентября на заседании профильного комитета Госдумы.

Александр Черных

Предоставление жилья реабилиторованным лицам

Сотрудники “Ъ” о том, как коммунистический террор коснулся их семей

Читать далее

Конституционный суд упростил предоставление жилья жертвам репрессий // Нынешний порядок не позволяет реализовать право на реабилитацию

Предоставление жилья реабилиторованным лицам

Конституционный суд (КС) признал не соответствующим Конституции действующий в Москве порядок предоставления жилых помещений детям жертв политических репрессий. Заявители жаловались, что для постановки на учет им необходимо сначала самостоятельно вернуться в Москву, прожить в ней не менее 10 лет и при этом не иметь в собственности или пользовании иного жилья и быть малоимущими. Аналогичные нормы в других субъектах Федерации также не должны применяться, указал КС.

В КС обратились Алиса Мейсснер из Кировской области, Елизавета Михайлова из Владимирской области и Евгения Шашева из Республики Коми ― реабилитированные жертвы политических репрессий. Они родились в высылке и спецпоселении, куда были отправлены их родители в 1930―1940 годы.

Они хотели получить жилье в Москве, где проживали их родители до репрессий. Столичные власти отказали им, сославшись на правила Закона Москвы «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения»[1].

По нему лица, ранее лишенные жилья в городе, могут получить новое, если у них нет в собственности или пользовании иных помещений.

При их наличии действует общий порядок постановки на учет, предполагающий, в частности, что заявитель проживает в Москве не менее 10 лет и является малоимущим.

Такой подход противоречит цели права на реабилитацию, влечет фактическую возможность его реализации, препятствуя возмещению вреда соответствующей категории граждан, посчитал КС.

В федеральном законодательстве есть общая норма об обеспечении жильем репрессированных и их детей в том месте, где они раньше жили (ст. 13 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий»[2]).

Однако механизм реализации этого права, по сути, отсутствует, пришел к выводу КС.

Сложившаяся ситуация ― результат масштабных изменений в законодательстве, проведенных в 2004 году с целью «монетизации льгот»[3].

До этого момента порядок предоставления жилья репрессированным и их детям был установлен на федеральном уровне ― в законе и актах правительства.

Однако в 2004 году были внесены поправки, полностью передавшие порядок реализации прав репрессированных на жилье властям субъектов Федерации.

Конституционный суд счел такой подход неприемлемым. Отношения по возврату на прежнее место жительства имеют комплексный характер и реализуются на территории нескольких регионов. Поэтому они должны быть урегулированы федерацией, подчеркнуто в провозглашенном сегодня постановлении суда.

Федерального законодателя КС обязал «незамедлительно» внести изменения в регулирование. Московские власти также должны скорректировать свои законы, с тем чтобы учесть высказанные КС позиции.

Если в иных субъектах действуют такие же нормы, они также подлежат изменению, сказано в постановлении.

До внесения изменений репрессированные и их дети должны ставиться на учет с целью получения жилья без условий, предусмотренных жилищным законодательством, к которым относится, в частности, нуждаемость. Дела заявителей должны быть пересмотрены.

 

[1] Закон Москвы от 14 июня 2006 года «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения».

[2] Закон РСФСР от 26 апреля 1991 года № 1107-1 «О реабилитации жертв политических репрессий».

[3] Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов „О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон „Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“».

Жертвам политических репрессий хотят дать жильё вне очереди

Предоставление жилья реабилиторованным лицам

РИА Новости/Александр Кряжев

Комитет по делам национальностей 19 января поддержал инициативу, которая гарантирует жертвам репрессий приоритетное право на получение жилья взамен ранее утраченного. Эта норма действовала до 2004 года.

Общая очередь или компенсация в 10 тысяч

Законодательная инициатива депутатов парламентской фракции «Справедливая Россия» направлена на дополнительную защиту жертв политических, религиозных и национальных репрессий. Чаще всего личное имущество депортированных и репрессированных подлежало полной конфискации, из-за чего даже после полной реабилитации им некуда было вернуться. 

В 1991 году был принят закон о реабилитации жертв политических репрессий, где были перечислены все категории граждан, подпадающих под это определение. В этом документе также были прописаны льготы и преференции для жертв политических репрессий.

Так, граждане, пострадавшие за политические и религиозные убеждения, имели первоочередное право на получение жилья в местах, откуда их насильственно выселили. В 2004 году в закон были внесены изменения, согласно которым реабилитированным лицам давали жильё в порядке общей очереди.

Другими словами, выделением квартир для репрессированных россиян занимался регион. Понятно, что скорость движения такой очереди напрямую зависела от его возможностей. 

589 тысяч россиян признаны репрессированными по политическим и национальным мотивам

Далеко не все репрессированные имели возможность вернуться в родной город или деревню. Согласно законодательству, альтернативой возвращению имущества является денежная компенсация — не более четырех тысяч за имущество без жилых домов или 10 тысяч за всё имущество, включая жилые дома.

Законопроект Сергея Миронова, Олега Нилова и Олега Шеина призван восстановить историческую справедливость. «Эти люди и так подверглись чудовищной несправедливости со стороны государства.

Читайте также:  Неполучение заказного письма

Настрадались больше, чем кто-либо, лишились не только жилья, потеряли своих близких, здоровье, провели годы жизни в ссылке и лагерях. Многого государство не в состоянии им компенсировать.

Но то малое, что возможно, мы обязаны им вернуть, и как можно скорее«, — говорится в сообщении пресс-службы фракции »Справедливой России».

Так же, как и в действующем законодательстве, проект депутатов «Справедливой России» распространяется не только на граждан, лишившихся вследствие репрессий крыши над головой, но и на членов их семей.

Реабилитированными считаются и дети, находившиеся вместе с репрессированными родителями в ссылке, высылке и на спецпоселении.

А также дети репрессированных, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте сиротами.

На что имеют право потомки

Законопроект только готовится к рассмотрению в Госдуме в первом чтении, а уже вызвал резонанс в обществе. Большинство членов думского Комитета по делам национальностей его поддерживают.

При этом некоторые выражают сомнения, насколько целесообразно перекладывать на регионы, многие из которых являются банкротами, проблему с предоставлением жилья репрессированным. «Попытка решить вопрос натыкается на экономическую ситуацию в регионах.

Мы ещё больше усугубляем эту проблему», — высказал мнение член комитета Александр Кравец.

С одной стороны, цель, безусловно, благая, с другой — это очередная попытка педалирования темы политических репрессий.

Эту точку зрения разделяет российский политолог, журналист и правозащитник Алексей Мартынов: «У меня двоякое отношение к этой инициативе. С одной стороны, цель, безусловно, благая, с другой — это очередная попытка педалирования темы политических репрессий», — высказал своё мнение «Парламентской газете» Мартынов.

В числе тех, кто сейчас пользуется правом на приоритетное получение жилья, напоминает политолог, ветераны Великой Отечественной войны, ветераны труда — не менее заслуженные и нуждающиеся в отдельной квартире люди.

Сенатор от Крыма Сергей Цеков согласен с тем, что реабилитированные лица должны иметь возможность вернуться в родные края и получить жильё вне очереди. А вот на потомков распространять эту норму, считает сенатор, не стоит. «Мой прадед — этнический грек, был сослан на Урал, где и умер.

Как потомок репрессированного я категорически против того, чтобы родственники реабилитированных граждан пользовались их правами», — заявил «Парламентской газете» сенатор.

В русской общине полуострова инициативу депутатов тоже не поддерживают. По данным организации, если кто и нуждается в улучшении жилищных условий, то это в основном славянские семьи, чьи родственники не были депортированы.

Льготников посчитают по заявлениям

Заместитель председателя Комитета Госдумы по делам национальностей Руслан Бальбек считает, что предельно ясный и конкретный законопроект справедливороссов, наоборот, должен остановить все спекуляции на тему репрессий.

«Документом чётко определено — воспользоваться всеми льготами можно только на основании справки о реабилитации, а получение такой справки ограничено 1956 годом», — уточнил «Парламентской газете» депутат от Крыма.

То есть первоочередное право на получение жилья будет у тех, кто был признан репрессированным 60 лет назад.

Сейчас вообще трудно представить, кто воспользуется данными льготами, считает Бальбек, ведь предоставлять жильё будут по заявительному принципу. Принятие закона, как убеждён депутат, не потребует увеличения бюджета региона. Ведь деньги на приоритетное выделение жилья в бюджет субъекта уже заложены.

Жилье для репрессированных

Подборка наиболее важных документов по запросу Жилье для репрессированных (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Жилье для репрессированных

Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Статья: Конституционный Суд Российской Федерации: 30 лет на защите прав граждан. На примерах практики(«Официальный сайт КС РФ», 2022)Условия получения жилых помещений, установленные оспоренными законоположениями, не позволяли заявительницам, которые родились в высылке или спецпоселении, куда были отправлены их репрессированные родители, получить жилье в Москве, где их родители жили до репрессий. Заявительницам было отказано в признании их нуждающимися в жилых помещениях, поскольку они не соответствовали требованиям, предусмотренным законодательством города Москвы, т.е. не возвращались в Москву, не имели там постоянной регистрации и, соответственно, не проживали на ее территории не менее 10 лет. Таким образом, положения федерального законодательства наделяли субъекты значительной свободой в вопросе определения условий предоставления жилых помещений жертвам репрессий. Пользуясь этой свободой, город федерального значения Москва, в частности, требовал от лиц, чьи родители вследствие репрессий утратили жилье в этом городе, вернуться туда и прожить там в течение значительного периода только для того, чтобы встать на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.

Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Статья: Обзор правовых позиций в постановлениях Конституционного Суда России(Афанасьев С.)

(«Сравнительное конституционное обозрение», 2020, N 1)

Итоговый вывод решения: признать оспариваемые положения не соответствующими Конституции РФ, ее статьям 1, 2, частям 1 и 2 статьи 19, части 1 статьи 21, части 1 статьи 38, части 3 статьи 40, статье 45, частям 1 и 2 статьи 46, статьям 52, 53 и частям 2 и 3 статьи 55, в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, они в силу неопределенности порядка принятия на учет и обеспечения жилыми помещениями в случае возвращения для проживания в город Москву детей, родившихся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении, реабилитированные родители которых утратили жилые помещения в городе Москве в связи с репрессиями (в том числе в связи с выездом для воссоединения с репрессированным членом семьи), препятствуют возмещению вреда реабилитированным лицам.

Нормативные акты: Жилье для репрессированных

Власти не поддержали идею предоставления жилья реабилитированным жертвам репрессий вне очереди

Как стало известно «АГ», Правительство России подготовило отрицательный отзыв (имеется в распоряжении редакции) на проект поправок в Закон о реабилитации жертв политических репрессий, которыми предлагается установить право реабилитированных, утративших жилые помещения в связи с репрессиями, на первоочередное получение жилья (законопроект № 302984-7).

Как отмечается в пояснительной записке к проекту, он разработан в связи с многочисленными обращениями организаций – ассоциаций жертв политических репрессий и направлен на защиту реабилитированных лиц.

Авторы поправок указывают, что действующее законодательство устанавливает право реабилитированных возвращаться для проживания туда, где они проживали до применения к ним репрессий, при этом они и члены их семей принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством субъектов РФ.

Таким образом, отмечают авторы поправок, действующее законодательство не предполагает предоставления жилья указанным категориям граждан во внеочередном порядке. Между тем предыдущая редакция ст.

13 Закона о реабилитации жертв политических репрессий устанавливала обязанность по первоочередному предоставлению жилых помещений лицам указанных категорий либо первоочередному обеспечению их материалами для строительства жилья. А значит, законодатель фактически ограничил права реабилитированных, исключив данное положение.

В связи с этим предлагается установить право реабилитированных лиц, утративших жилые помещения в связи с репрессиями, на внеочередное получение жилья на уровне федерального закона.

Правительство РФ законопроект не поддержало. В проекте официального отзыва указано, что ч. 2 ст. 57 ЖК РФ установлен исчерпывающий перечень категорий граждан, имеющих право на получение жилых помещений вне очереди по договорам социального найма. Реабилитированные лица и члены их семей в данный перечень не входят, следовательно, предлагаемое изменение не соответствует Жилищному кодексу.

Также в проекте отзыва отмечено, что внесение такого изменения может повлечь дополнительные расходы в связи с увеличением количества граждан, вернувшихся на прежнее место жительства и подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма. В законопроекте же не определены источники финансового обеспечения новых расходных обстоятельств.

Кроме того, отмечено, что законодательство наделяет органы исполнительной власти субъектов РФ правом устанавливать для граждан из числа жертв политических репрессий, проживающих на их территории, дополнительные меры социальной поддержки за счет средств бюджетов субъектов РФ вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Партнер юридической фирмы «ЮСТ» Александр Боломатов поддержал позицию Правительства РФ, отметив, что законопроект можно назвать непроработанным.

«Правительство обращает внимание на несоответствие законопроекта кодифицированным нормам Жилищного кодекса и отсутствие указания на источник финансирования реализации проекта, – заметил эксперт.

– Вопрос о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма должен быть детально проработан, в противном случае мы получим еще одну задекларированную норму, которая не будет выполняться.

Принятие законопроекта в таком виде нельзя назвать обоснованным, а позиция Правительства формально верна». Эксперт также добавил, что, по его мнению, предложенная норма не является значимой, так как нет объективных исследований и фактических данных о ее востребованности.

В то же время, по мнению руководителя судебной практики Института права и публичной политики Григория Вайпана, Правительство РФ неправильно понимает суть законопроекта, на что указывает утверждение в отзыве, будто он «может повлечь дополнительные расходы бюджетов бюджетной системы РФ».

«Размер социальных обязательств государства не увеличится, просто перераспределится очередность предоставления жилья между разными категориями граждан. Что касается ст.

57 ЖК РФ, то доработанный законопроект может предусмотреть внесение в нее изменений, а потому это замечание Правительства РФ устранимо», – отметил Григорий Вайпан.

Эксперт сообщил, что Комиссия при Президенте РФ по реабилитации жертв политических репрессий данный законопроект поддержала. Также он подчеркнул его важность, указав, что тот восстанавливает исключенное из Закона о реабилитации в 2004 г. условие о первоочередном предоставлении жилья.

«Конституционный Суд не раз говорил о том, что масштабная реформа социального законодательства 2004 г., известная как “монетизация льгот”, не должна была привести к снижению ранее достигнутого уровня социальной обеспеченности льготников. Но на практике все получилось иначе», – рассказал Григорий Вайпан.

Читайте также:  Поверка или замена счетчика воды

Он пояснил: по региональным законам реабилитированные лица попали в общую очередь на жилье, а в некоторых регионах вообще оказались лишены права встать на жилищный учет.

Такая ситуация сложилась в столице, где от реабилитированных граждан, выселенных из Москвы в годы репрессий, потребовали, чтобы они жили в городе не менее 10 лет, прежде чем обращались с заявлением о постановке на жилищный учет.

«По ст. 13 Закона о реабилитации право вернуться в родной город и получить жилье имеют те, кто потерял его из-за репрессий, те, кто жил с репрессированными на тот момент, а также дети репрессированных.

Сейчас таких людей осталось в живых очень немного. В основном это дети репрессированных, большинство из которых уже достигли глубокой старости.

Например, в Москве сейчас таких около 800 человек», – констатировал Григорий Вайпан.

Он добавил, что ставить реабилитированных лиц в общую очередь – весьма циничная политика: «При нынешней скорости предоставления жилья в 10–15 лет (в лучшем случае) эти люди просто не доживут до его получения. Обеспечить реабилитированных жильем в родном городе, откуда они были принудительно выселены, – это то немногое, что государство может и должно для них сделать».

Напомним, что ранее «АГ» писала о деле Елизаветы Михайловой, которая является дочерью репрессированного лица, родившейся в высылке. Пресненский районный суд г.

Москвы вынес решение о признании незаконным распоряжения столичного Департамента городского имущества об отказе в признании ее малоимущей в целях, установленных ЖК РФ, и нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

Суд обязал департамент повторно рассмотреть ее заявление о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Москалькова помогает получить жилье жертвам политических репрессий — Российская газета

Закон «О реабилитации жертв политических репрессий», принятый почти 30 лет назад, стал актом восстановления справедливости по отношению к миллионам людей.

Он, в частности, гласит, что реабилитированные лица, утратившие жилье в связи с репрессиями, имеют право возвращаться для проживания в те местности и населенные пункты, где они проживали до применения к ним репрессий.

И в случае их возвращения на прежнее место жительства они и члены их семей имеют право на первоочередное получение жилья.

Прошло больше четверти века и тех, на кого репрессии обрушились в зрелом возрасте, почти уже нет в живых. Но остались их дети.

— Не стоит забывать, что тогда клеймо «врагов народа» ложилось на целые семьи и их отправляли в лагеря-колонии или водворяли в детские дома особого режима, — подчеркивает Татьяна Москалькова.

— Поэтому в статье 13 Закона особо отмечалось, что он в полной мере распространяется на всех без исключения членов семей репрессированных, в том числе — на детей, родившихся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке или на спецпоселении.

Государство не может повернуть время вспять и исправить случившиеся трагедии, но то, что оно возвращает долги тем, у кого отняли детство и искалечили жизнь, есть проявление высокой меры справедливости.

Однако дальше произошло нечто, вывернувшее смысл закона…

— Полномочия устанавливать механизм жилищной компенсации были переданы регионам, — поясняет Татьяна Москалькова. — А они установили свои правила ее получения и отправили детей репрессированных в общую очередь на социальное жилье.

Это положение было оспорено в Конституционном суде, который потребовал изменить закон, после чего он был отправлен в Минстрой для внесения поправок.

 Однако поправка была внесена всего лишь одна: о том, что дети незаконно репрессированных имеют право на получение жилья «независимо от срока проживания в соответствующей местности и (или) места жительства, имущественного положения и признания нуждающимися в жилых помещениях».

 При этом порядок получения жилья оставили в ведении региональных властей, а это снова «общая очередь», в которой шансы на получение квартиры становятся призрачными.

— Люди попросту не доживут до новоселья, — говорит омбудсмен, — ведь большинству «детей жертв репрессий» уже далеко за 70 лет.

Она подчеркивает, что на этапе общественного обсуждения законопроект не получил ни одного положительного отзыва, зато набрал целых 130 отрицательных.

— Среди тех, кто «против», — представитель правительства РФ в Конституционном суде Михаил Барщевский, сотрудники Института законодательства и правоведения и многие другие. В том числе и я, — говорит Татьяна Москалькова.

Она вместе с другими «несогласными» считает, что в законе необходимо положение об особом порядке предоставления жилья для жертв репрессий — их надо выделить в отдельную очередь или установить предельный срок, например, три года, по которому все пострадавшие должны получить или квартиры, или денежные компенсации, причем — из федерального бюджета.

Любое промедление с принятием этих поправок, по ее мнению, недопустимо: иначе может получиться так, что закон, призванный восстановить справедливость в отношении невинно пострадавших людей, превратится в свою противоположность.

Кс обязал законодателей обеспечить жертв репрессий правом на жильё — новости право.ру

Дети реабилитированных жертв политических репрессий требовали предоставить им жилье в Москве, где жили их родители до выселения. Конституционный суд разбирался в конституционности норм федерального закона «О реабилитации жертв политических репрессий» и московского закона «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения».

Заявительницы Алиса Мейсснер из Кировской области, Елизавета Михайлова из Владимирской области и Евгения Шашева из Республики Коми считают, что ст. 13 закона «О реабилитации жертв политических репрессий» исключает обеспечение жильем  реабилитированных лиц, членов их семей и детей, родившихся в высылке или спецпоселении, пока они самостоятельно не вернутся на прежнее место жительства. Кроме того, п. 3 и 5 ст. 7, п. 1 ч. 1 ст. 8 и ч. 2 ст. 8 столичного закона «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» налагают дополнительные ограничения на получение жилья в городе. В частности, для получения квартиры им необходимо прожить в столице 10 лет, не иметь в собственности или пользовании другого жилья и быть малоимущими, говорится в сообщении КС.

В этом сюжете

Конституционный суд отметил, что закон «О реабилитации жертв политических репрессий» направлен на защиту прав пострадавших от злоупотреблений властью, их реабилитацию, восстановление в гражданских правах, устранение последствий произвола и обеспечение посильной компенсации материального ущерба. Закон в том числе содержал ряд специальных мер для восстановления прав детей, родившихся у репрессированных родителей в местах лишения свободы, ссылке, высылке и спецпоселении.

https://www.youtube.com/watch?v=ulL5hWn7sV0\u0026t=37s

В 2004 году регионы получили широкие полномочия при решении этих вопросов, при этом конкретные гарантии и механизмы возвращения детей репрессированных туда, где проживали их родители, не разрабатывались.

Это привело к неопределенности в реализации такого права.

Одновременно с этим интерес этой категории лиц конкурирует с интересом других категорий граждан, имеющих право на улучшение жилищных условий, отметил суд.

При этом положения региональных законов и закона Москвы в частности не включают детей репрессированных в категорию лиц, у которых есть право на улучшение жилищных условий. Соответственно, этим нормы противоречат Конституции.

Таким образом, согласно постановлению Конституционного суда, федеральный и региональные законодатели должны внести соответствующие изменения в законы. Дети репрессированных родителей, претендующие на жильё в регионах, где жили их родители до репрессий, должны быть приняты на учёт для обеспечения жилыми помещениями. Дела заявительниц по делу подлежат пересмотру.

Право.ru Connections: вакансии, партнерства, проекты для юрфирм 19:32КС отстоял права бывших иностранцев в армии РФ 18:30ВС считал, сколько ИП заплатит за вывоз ТКО Адвокатское бюро «Стиран, Сегал и партнеры» ищет юриста 17:25Этическая комиссия разъяснила, где может работать экс-судья 17:04ВС объяснил, что надо учитывать при начислении неустойки 16:15Путин разрешил военнослужащим вести бизнес и брать кредитные каникулы 16:07Как оплатить неустойку с продажи залога в банкротстве: решение ВС 15:24Суд признал незаконной мобилизацию работника банка из Петербурга 15:00Совфед предлагает вернуть двухлетний срок службы в армии
13:44ЦБ зафиксировал негативный эффект мобилизации на бизнес 13:04ВС разбирался, когда можно расторгнуть договор аренды с НКО 12:16На оплату лизинга иностранных машин могут ввести мораторий 11:36Суд впервые применил указания Генштаба о многодетных отцах 10:50Сына губернатора Красноярского края обвинили в обходе санкций США 9:51Путин ликвидировал Ростуризм 9:20Мобилизованные сотрудники начали возвращаться в банки 9:01С начала мобилизации стало больше денежных переводов за рубеж 8:39СПЧ: мобилизационное законодательство надо доработать 7:58Обзор СМИ за 20 октября 18:57 Володин: От мобилизации освободили 9500 многодетных отцов
18:12ВС объяснил, когда супруг теряет долю в совместной собственности 16:45Патрушев анонсировал новую миграционную политику 16:06Ограничения смогут ввести в 30 регионах России 15:30 Путин поручил решить проблемы снабжения армии
14:49Путин ввел военное положение на новых территориях 14:01ВС отправил на пересмотр дело о запрете должнику выезжать за границу 13:48Кабмин расширил возможности применения маткапитала 13:27ВС решал, сколько налогов уплатит управляющая компания 13:12Новые основания для отсрочки Госдума обсудит в закрытом режиме 12:27В Москве эвакуировали восемь судов 11:51Материальную помощь при мобилизации предложили освободить от налогов 11:27ВС объяснил, когда банк накажут за неисполнение требований пристава
10:10ВС разбирался в споре между сторонами договора лизинга 9:54Бизнес-омбудсмена могут обязать помогать самозанятым 8:48Союз адвокатов России запросил бронь от мобилизации 8:43Обзор СМИ за 19 октября 20:33КС разъяснил права дачников с участками вблизи линий электропередачи 18:47Депутаты одобрили кредитные каникулы для МСП в связи с мобилизацией 17:33ВС разобрался с действительностью платежей от «предбанкротного» должника 17:10Госдума одобрила налоговые льготы для вкладчиков лопнувших банков 16:07 Глава МВД предложил не возбуждать уголовные дела по заявлениям бизнеса
15:40Центробанк будет обмениваться информацией с МВД 15:22ВС допустил зачет требования с контрагентом-банкротом 14:57Госдума разрешила сочетать статус ИП и военнослужащего 14:21С одного предприятия призовут не более 30% сотрудников 14:12В РФ завели первое уголовное дело о секретном сотрудничестве с иностранным государством 13:43ВС признал: брачный договор поможет защитить имущество в банкротстве супруга 13:23ВККС ищет председателя, двух зампредов и 9 судей
12:10Ответственность за преступления полицейских предложили смягчить 12:08Российский суд впервые оштрафовал американскую компанию Amazon 11:46Пленум ВС обсудил постановление об ОСАГО 11:07Обвинение оспорило приговор гендиректору «Зимней вишни» 10:42Мобилизованным бизнесменам дали отсрочку по аренде 13:55Возбуждено дело из-за утечки данных о рейсе Навального

Читайте также:  Восстановление срока исковой давности

Решение КС: дети репрессированных имеют право получить жилье там, где жили их родители

Москвичи, обратившиеся в суд, родились в спецпоселениях или ссылках. Согласно закону, они также считаются репрессированными. В 1991 году за ними закрепили право на получение компенсаций. Но в 2005 году Госдума передала полномочия устанавливать механизм компенсаций регионам. Люди зачастую не могли добиться положенных льгот, рассказывает адвокат трех женщин — дочерей репрессированных и руководитель судебной практики Института права и публичной политики Григорий Вайпан.

https://www.youtube.com/watch?v=ulL5hWn7sV0\u0026t=80s

Григорий Вайпан руководитель судебной практики Института права и публичной политики «Статья 13 закона «О реабилитации» гарантирует репрессированным и их детям право на возвращение в те места, где их семьи жили до репрессий, право на получение социального жилья от государства.

Именно потому, что в советские годы эти люди были выселены из своих квартир, домов, возвращаться им теперь без социального жилья, без помощи от государства некуда. В Конституционном суде оспаривались разные ограничения этого права, которые существовали в региональных законах.

Из-за этих ограничений право на возвращение реализовать было невозможно. Сколько таких людей кроме моих трех доверительниц, никто точно не знает. Государство такой статистики не ведет и никогда не вело. По нашим оценкам, таких людей в масштабах всей страны примерно несколько тысяч.

После 2005 года люди, которые обращались в департамент городского имущества Москвы и в московские суды, неизменно получали отказ в постановке на жилищный учет, то есть их даже в очередь не ставили.

Им говорили: чтобы вы могли реализовать свое право вернуться, вам нужно прожить в Москве не менее десяти лет, при этом не иметь своего собственного жилья, быть малоимущими и быть обеспеченными жилой площадью менее 10 квадратных метров на человека. Эти условия в совокупности выполнить невозможно никак.

Это просто абсурд в применении к жертвам репрессий. Теперь Конституционный суд постановил, что эти региональные ограничения неконституционные, они применяться не могут, и федеральный закон, статья 13, тоже не соответствует конституции, потому что она отдает решение вопроса о том, как обеспечивать репрессированных жильем, на откуп российским регионам».

Как пишет «Новая газета» со ссылкой на Московскую комиссию по реабилитации, в 2016 году на учете для получения жилья в Москве состояла 91 иногородняя семья реабилитированных, при этом в 2014-2016 годах жилье получила только одна семья.

Руководитель проекта о жертвах сталинизма «Последний адрес» Николай Иванов общался со многими родственниками репрессированных, когда занимался проектом в Петербурге. Он говорит, что несколько раз были ситуации, когда люди пытаются вернуть не только жилье, но и имущество — картины, старые книги.

— Один раз была проговорена эта проблема о том, что необходимо бы вернуть жилплощадь, которую отобрали вскоре после репрессий.

И еще один раз я случайно наткнулся уже в х в Instagram или еще где-то под одной из табличек последнего адреса, которая была с именем бухгалтера Константина Лианудиса, комментарий правнучки его, которая отказалась с нами общаться по поводу репрессий.

Я так думаю, что у нее не очень все гладко с осознанием того, что это было, но она задала вопрос: а как бы вернуть мне жилплощадь?

— Можно ли в данном случае говорить о некоем запросе от общества?

— Нет, я думаю, что это еще как будто бы не висит в воздухе. Общаясь с репрессированными, я этого не заметил.

Если еще не осуждена законным образом эта самая фигура злодея мирового масштаба, то что уж говорить о том, чтобы волны самые мелкие уже были заглажены и каким-то образом память и справедливость были восстановлены.

Но я горячо приветствую любой разворот государства в сторону того, чтобы каким-то образом восстановить утраченное имущество родственникам репрессированных.

Решение КС активно поддерживал депутат Госдумы, писатель Сергей Шаргунов. Он обещает в ближайшее время принять законодательные акты, чтобы помочь этим людям.

— Понятно, что у нас очень много тех, кто нуждается в таком законном праве. Это, например, большое количество выпускников детских домов, ветераны Великой Отечественной войны. Решение в пользу одной из категорий не должно ущемлять другую группу или умалять ее значение.

Но то, что должен торжествовать закон, если люди незаконно пострадали, то они должны получить обратно то, что у них было отнято. Я полагаю, что решение Конституционного суда абсолютно справедливое, и у государства достаточно ресурсов, чтобы всем людям, которым это жилье полагается, его выдать.

К сожалению, мы видим постоянную проволочку. Я буду содействовать тому, чтобы закон в отношении репрессированных и их потомков был принят Государственной думой. К сожалению, есть еще одна большая беда — правоприменительная практика, когда суды принимают правильные решения, а люди все равно ничего не получают.

А в данном случае мы говорим еще и о пожилых людях.

— Речь не идет именно о возвращении, люди в коммуналках же жили, куда возвращаться?

— Конечно, речь идет об адекватной замене.

— Материальной компенсации?

— Либо жилье. Понятно, что не по тому же месту, где уже другие люди живут.

Юристы отмечают, что ситуация с репрессированными похожа на историю с чернобыльцами.

И тем и другим вред причинен государством, в обоих случаях потребовался специальный закон, чтобы как-то компенсировать последствия. Для чернобыльцев государство ввело жилищные сертификаты.

Вопрос с репрессированными нужно решить как можно скорее, потому что сейчас это уже достаточно пожилые люди, напоминают юристы.

Компенсация за лишение свободы и конфискованное имущество

  • Граждане России и других государств, а также лица без гражданства, которые подверглись политическим репрессиям в виде лишения свободы или принудительного психиатрического лечения на территории России начиная с 25 октября 1917 года (7 ноября 1917 года по старому стилю) и впоследствии реабилитированные по закону «О реабилитации жертв политических репрессий».
  • Граждане, постоянно проживающие на территории России, которые подверглись политическим репрессиям в виде лишения свободы или принудительного психиатрического лечения на территории государств – бывших республик СССР, а также граждане, подвергшиеся указанным репрессиям по решению советских судебных и несудебных органов, военных трибуналов, действовавших за пределами СССР, и реабилитированные компетентными органами этих государств (при условии, что решение о реабилитации не противоречит законодательству России и аналогичная компенсация не предоставлялась иностранным государством) либо государственными органами СССР.
  • Лица, репрессированные по политическим мотивам на территории России и реабилитированные до принятия «О реабилитации жертв политических репрессий».
  • Наследники по закону первой очереди в равных долях у кого конфисковали имущество.
  • В случае компенсации лишения свободы:

Единовременная выплата из расчета 75 рублей за каждый месяц лишения свободы или пребывания в психиатрических лечебных учреждениях, но не больше 10 тыс. рублей в общей сложности.

  • В случае компенсация конфискованного имущества:

Возмещение стоимости конфискованного имущества или денежная компенсация. Минимально: 4 000 руб., максимально: 10 000 руб.

Как оформить

Обратиться с заявлением и документами, подтверждающими право на пособие, в клиентскую службу Пенсионного фонда по месту жительства либо в многофункциональный центр, принимающий такое заявление.

Отправить заявление в клиентскую службу Пенсионного фонда можно по почте. Приложенные копии документов в таком случае заверяются нотариально.

Необходимые документы

Компенсация устанавливается по заявлению. Подтверждение права на компенсацию определяется на основании собственных сведений Пенсионного фонда и сведений, запрашиваемых фондом в других организациях. Если таких сведений нет или они неполные, подтверждение права на выплату определяется по следующим документам, которые необходимо представить в Пенсионный фонд:

  • Справка или дубликат справки о реабилитации (выдает полиция).
  • Справка или дубликат справки о времени нахождения в местах лишения свободы (выдает полиция).
  • Справка или дубликат справки о времени принудительного лечения в психиатрических учреждениях (выдает психиатрическое учреждение, в котором проходило лечение).

Проживающие за пределами России могут направить документы по почте. Для этого документы должны быть заверены нотариусом или дипломатическим представительством (консульством) страны проживания.

Сроки получения компенсации

Выплата будет перечислена не позднее 5 рабочих дней со дня получения решения (органа местного самоуправления, который выносит решение о предоставлении компенсации) о возмещении стоимости имущества или выплате денежной компенсации.

В течение 3 рабочих дней со дня перечисления сумм возмещения имущества или денежной компенсации ПФР извещает об этом заявителя.

Законодательство

Постановление Правительства РФ от 16.03.1992 № 160 «О порядке выплаты денежной компенсации и предоставлении льгот лицам, реабилитированным в соответствии с законом „О реабилитации жертв политических репрессий “».