Статья 285.1. Нецелевое расходование бюджетных средств

Бюджет РФ является средством для образования и расходования денежных масс, которые в дальнейшем обеспечивают функции государства и его подразделений. На эти деньги проводится социально-экономическая политика, реализация государственных программ и многое другое.

Для наиболее эффективного и целенаправленного использования средств бюджета государству также приходится развивать уголовно-правовое регулирование в этой сфере.

Расследование нецелевых расходований бюджета уже введено Федеральным законом №162 от 2003 года и закрепилось в статье №285.1 УК РФ.

Из нашего материала вы узнаете содержание статьи, состав преступления, квалификационные признаки, меры наказания и случаи, когда дело за такое правонарушение рассматривается по административному, а не уголовному кодексу.

Виды бюджетных средств

Бюджет РФ подразделяют по территориальному признаку на:

  • федеральный;
  • территориальный (региональный), включая бюджеты автономных республик, областей, краев, Москвы и Санкт-Петербурга;
  • местный (бюджет административного района, города);
  • консолидированный (совокупность всех ранее перечисленных).

Средства бюджета могут распределяться на различные сферы деятельности: промышленность, наука, сельское хозяйство, социальная политика, оборона, здравоохранение, правоохранительная область, гос. управление и международная деятельность.

Что такое нецелевое расходование бюджета

Под самим расходованием понимается финансирование путем перечисления средств с единого счета бюджета в объеме санкционированного денежного обязательства в пользу физических и юридических лиц, единиц бюджетной системы РФ, субъектов международного права (определение из статьи №219 Бюджетного кодекса).

Таким образом, расходование бюджетных средств — это процесс, который включает в себя:

  1. Принятие получателем денег из бюджета за счет заключения соответствующего договора.
  2. Подтверждение и санкционирование оплаты обязательства.
  3. Списание оговоренной суммы с бюджетного счета.

Статья 285.1. Нецелевое расходование бюджетных средств

Нецелевым признается использование денег, не соответствующее условиям их приема, который был ранее прописан в:

  • утвержденном бюджете соответствующего уровня;
  • бюджетной росписи;
  • уведомлении о бюджетных ассигнованиях;
  • смете доходов и расходов;
  • ином документе, который может послужить основанием для выделения средств из бюджета.

Явным проявлением нецелевого расходования считается использование средств на растраты, не указанные в смете доходов и расходов, а также финансирование в объемах, превышающих запланированные, с помощью недоимок при оплате других растрат.

Краткое содержание статьи 285.1 УК РФ с ми

В ч.1 статьи 285.1 УК РФ сказано, что под преступным деянием понимается использование государственным служащим бюджетных средств в целях, не предусмотренных документами, по которым он получил эти деньги.

В качестве наказания виновный получит штраф, обязательство принудительных работ либо тюремный срок. Также могут применяться дополнительные условия, о которых будет сказано чуть позже. Для части первой необходимо, чтобы правонарушение было совершено в крупном размере.

Во второй части речь идет о том же деянии, но с усугубляющими признаками: действиями организованной группой и в особо крупном размере. Далее говорится о том, какая ответственность предусмотрена за нецелевое расходование бюджетных средств.

В х представлена объективная сторона преступления, понятие о расходовании бюджетных средств и его этапы, условия нецелевого использования государственных денег, субъект правонарушения и момент, когда оно признается выполненным.

В х идет ссылка на нормы:

  • 285.2, ч. 2 статьи 176 УК РФ;
  • 38, 289, 227 статьи Бюджетного кодекса;
  • статью 15.14 Кодекса об административных правонарушениях.

Статья 285.1. Нецелевое расходование бюджетных средств

В чем заключается преступление

Действия такого рода опасны тем, что они могут навредить функционированию аппарата государственной власти и, как следствие, органам местного самоуправления. Поступление финансирования в бюджет ставится под угрозу, потому что за одним преступлением, которое осталось безнаказанным, может последовать череда других. В этом и заключается состав преступления.

Предметом нецелевого расходования бюджетных средств могут быть деньги, которые направил и утвердил соответствующий бюджет.

Утверждаются они бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и иными документами, которые закрепляют право на получаемые суммы. Предназначение этих средств самое разнообразное.

Их могут направить, например, на развитие промышленности или сельского хозяйства, транспорта, охраны природы и т. д.

Когда действия становятся преступными

Неправомерными считаются те действия, из-за которых адресат, на которого были утверждены бюджетные деньги, не получил своих средств, либо эти средства применили не на те цели, на которые просили.

Примечание. Злодеяние считается свершенным с момента начала нецелевого расходования, т.е. списания денежной суммы со счета.

Объективная сторона правонарушения

  • В основе объективной стороны лежит действие по растрате бюджетных денег должностным лицом ради достижения целей, не соответствующих заявленным при запросе этих средств.
  • Основной объект преступления – это отношения в обществе, поддерживающие установленный порядок применения государственными служащими (которые получают деньги бюджета) выделенных бюджетных средств в соответствии с их назначением.
  • Интересы физических и юридических лиц — адресатов средств — рассматриваются законом как факультативный объект.

Субъективная сторона

Преступник должен действовать с прямым умыслом. Цели и мотивы нарушителя не влияют на квалификацию его действий и состав преступления, но все же могут приниматься к сведению в ходе заседания по делу.

Субъектом нецелевого расходования бюджетных средств является должностное лицо их получателя. Получателем, в свою очередь, может быть бюджетное учреждение, имеющее право на эти деньги в соответствующий срок.

Ответственность за сокрытие денежных средств либо имущества организации по ст. 199.2 УК РФ.

Как определить ставку НДС на товар и какие они бывают.

Что такое камеральная таможенная проверка и как она производится.

Проблемы при доказательстве

Сложность в расследовании нецелевого расходования представляет вопрос состава субъекта преступления. В судебной практике применение ст. 285.1 УК РФ — достаточно редкое явление, потому что к ответственности могут привлекаться только получатели бюджетных средств.

Объясним на примере: Карачаевский городской суд Карачаево-Черкесской республики по делу №1-6/2014 в оправдательном приговоре пояснил, что согласно нормам БК РФ и материалам следствия получается так, что мэр Администрации Карачаевского городского округа не может быть привлечен к ответственности по статье 285.1. Причина тому – Администрация КГО не была получателем бюджетных средств. Мэр не расходовал полученную субсидию, поскольку не мог являться лицом, непосредственно расходующим ее на выделенные цели.

Из-за подобных проблем в квалификации перечня субъектов, которые должны быть наказаны, следственные органы и судебные инстанции попусту тратят время на расследование подобных дел, которые потом переквалифицируют, либо обвиняемые вовсе освобождаются от наказания.

Квалифицирующие признаки

Нецелевое расходование бюджетных средств в УК РФ квалифицируется по двум признакам:

  • размер нарушения (крупный или особо крупный);
  • предварительный сговор между несколькими лицами.

Группой считается количество от двух и более должностных лиц получателя денежных средств, которые предварительно договорились о совершении нарушения.

Важно! Крупный размер нецелевого расходования должен превышать 1 млн 500 тысяч рублей. Особо крупный объем – более 7 млн 500 тысяч рублей.

Если преступление квалифицируют по первой части, то оно относится к категории небольшой тяжести. Вторая часть уже относится к средней тяжести.

Какое наказание грозит правонарушителю

Нецелевое расходование денег государства наказывается в зависимости от тяжести совершенного злодеяния. Если его квалифицировали как «небольшой тяжести», то преступник может получить одно из наказаний (либо несколько):

  • штраф в диапазоне от 100 до 300 тысяч рублей или лишение дохода в течение 1-2 лет;
  • принудительные работы максимум на два года, с лишением права на работу в определенных сферах деятельности и на некоторых должностях, либо без этого лишения;
  • арест не более, чем на шесть месяцев;
  • тюремное заключение на два года (или меньше) с лишением права на определенные виды деятельности, если суд сочтет это дополнение необходимым.

Статья 285.1. Нецелевое расходование бюджетных средств

За деяния средней тяжести осужденный может получить:

  • штраф от 200 до 500 тысяч рублей или лишение дохода на период от одного до трех лет;
  • принудительные работы максимум на пять лет с лишением права на работу в определенных видах деятельности и должностях не более, чем на три года (или без такового);
  • тюремным сроком максимум на пять лет и возможным лишением прав на получение некоторых должностей и работу в определенных сферах деятельности.

Когда не применяется ответственность по УК

Стоит отметить, что бюджетные деньги могут получать любые коммерческие организации и физические лица, которым были выделены бюджетные инвестиции, а также некоторые некоммерческие организации в случаях, определенных федеральным законом. Но, согласно ст. 6 БК РФ, они не рассматриваются как получатели, из-за чего не являются субъектами правонарушения по статье 285.1 УК РФ и не будут привлечены к уголовной ответственности.

Если сумма израсходованных бюджетных средств не превысила 1 миллион 500 тысяч рублей, то суд будет рассматривать нецелевое расходование бюджетных средств по ст. 15.14 КоАП РФ.

Административное наказание влечет за собой штрафы. Для должностных лиц он составит от 20 до 50 тысяч рублей или дисквалификацию от года до трех лет.

Для юридических лиц – от 5 до 25% суммы бюджетных денег, которые были использованы не по назначению.

Судебная практика

В качестве примера предлагаем дело, которое рассматривалось Октябрьским районным судом г. Ростов-на-Дону, датируемое 9 марта 2017 года под номером 1-3/2017.

Гражданка П.

, будучи главным бухгалтером, имела доступ к организационно-распорядительным и административно-хозяйственным функциям по управлению и распоряжению средствами, размещенными на счетах Федерального государственного учреждения Министерства обороны Российской Федерации. Она отвечала за ведение бухгалтерской отчетности, контролировала движение материальных ценностей и сохранность государственной собственности.

Статья 285.1. Нецелевое расходование бюджетных средств

Движимая личными корыстными интересами, подсудимая перевела средства со счета учреждения на счет индивидуального предпринимателя, общества с ограниченной ответственностью, не для целевого назначения. После свершения правонарушения она была поймана и осуждена за деяния, предусмотренные статьей 285.1 УК РФ.

Заключение

Итак, уголовная ответственность по ст. 285.1 УК РФ не будет применяться, если преступление в сумме не превысило один миллион пятьсот тысяч рублей. За нецелевое расходование в подобных размерах следователи применяют квалификацию по ст. 15.14 КоАП.

Адресатами бюджетных средств могут являться не только юридические, но и физические лица. Отмечен факт недостаточного правового регулирования субъективного состава. Этот момент может помешать правильному вынесению судебного решения и оставить виновных безнаказанными.

Статья 285.1 УК РФ. Нецелевое расходование бюджетных средств — УК-гид

Статья 285.1. Нецелевое расходование бюджетных средств

Статья 285.1. Нецелевое расходование бюджетных средств

Статья 285.1. Нецелевое расходование бюджетных средств

Новая редакция Ст. 285.1 УК РФ

  • 1. Расходование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, совершенное в крупном размере, —
  • наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
  • 2. То же деяние, совершенное:
  • а) группой лиц по предварительному сговору;
  •   Самая народная статья УК РФ – 228. За что сидит каждый седьмой осужденный в России
  • б) в особо крупном размере, —
  • наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Читайте также:  Занижение цены в договоре купли продажи недвижимости

Примечание. Крупным размером в настоящей статье, а также в статье 285.2 настоящего Кодекса признается сумма бюджетных средств, превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей, а особо крупным размером — семь миллионов пятьсот тысяч рублей.

Расходование сверх лимитов

Ключевые положения по бюджетным средствам закреплены в нормативно-правовых актах. Основная роль отводится «Бюджетному кодексу РФ» от 31.07.1998 N 145-ФЗ.

Перечень финансовых правонарушений представлен:

  1. Превышением расходной части над утвержденным финансово-хозяйственным планом за календарный год (например, закупка строительных материалов сверх положенной нормы).
  2. Неправомерным нарушением бюджетной классификации путем использования одних целевых средств на покрытие расходов других целей (ярким примером является перевод средств на ремонтно-строительные работы разных объектов муниципальной собственности). Превышение лимита
  3. Нарушением бюджетных уровней, когда расходы одной статьи должны покрываться за счет федерального (муниципального) бюджета.
  4. Направлением государственных денег на непредусмотренные планом расходы (например, покрытие задолженностей, которые связаны с внебюджетными источниками, а не самим бюджетом).
  5. Оказанием финансовой поддержки коммерческим структурам, не входящим в состав бюджетных организаций и фондов.
  6. Оплатой коммунальных расходов без возмещения финансового урона бюджету субъекта.
  7. Осуществлением капитального ремонта или строительства объектов, не входящих в государственную программу (например, застройка элитного микрорайона в обход муниципальных нужд).
  8. Нарушениями, связанными с выдачей субсидий и прочих дотаций нуждающимся регионам.

Таким образом, неправомерное использование бюджетных средств происходит в связи с неправильным толкованием классификации статьи расходов. Во многом это объясняется фактом коррупции. Но в некоторых случаях ошибки носят системный характер и должны выявляться контролирующим органом – Счетной Палатой.

Получатели

Понятие этих субъектов разъясняется в ст. 6 БК. В качестве получателей выступают органы:

  • Госвласти.
  • Управления государственных фондов (внебюджетных).
  • Местной власти.
  • Муниципальной администрации, находящейся в ведении распорядителя.
  • Казенное учреждение.

Статья 285.1. Нецелевое расходование бюджетных средств

Все они должны иметь право принимать либо выполнять финансовые обязательства от лица публично-правовой организации за счет соответствующего фонда. Бюджетное учреждение не выступает как получатель. Следовательно, на него не распространяется действие положений части 1 ст. 306.1 БК. Однако необходимо учесть ч.

2 указанной статьи, в которой также упоминается нецелевое использование бюджетных средств. Ответственность по этой части наступает за бездействие/действие, нарушающее БК, прочие нормативные документы, регламентирующие финансовые правоотношения. Меры принуждения могут в этом случае применяться к субъектам, которые не выступают их участниками.

Из этого следует, что нецелевое использование бюджетных средств бюджетным учреждением также преследуется по закону.

Выплата заработной платы

Финансовые нарушения в бюджетной сфере труда считаются одними из самых серьезных в классификации. Здесь также различают фактор арифметических ошибок и сознательные переплаты с целью незаконного освоения бюджетных средств.

Неположенные выплаты могут быть представлены:

  • завышением заработной платы в обход трудовых нормативов и стажа
  • довольствием под прикрытием выплаты субсидий
  • надбавками и доплатами к уже имеющемуся заработку
  • премиями и финансовыми вознаграждениями за успехи в работе
  • непредусмотренными штатным регламентом компенсациями (моральный или физический вред здоровью)
  • иными нецелевыми денежными выплатами

Лишние премиальные

Отдельно следует отметить нарушения в руководящей сфере, когда начальство устанавливает себе различные премии и доплаты из бюджетных средств. Яркий пример: финансы предназначены для поощрения заслуженных работников организации, но идут в счет заработной платы гендиректора или главного бухгалтера. С юридической точки зрения это прямое нарушение ст. 22 Трудового кодекса (ТК РФ).

Надбавки, поощрительные выплаты и премии составляют общий бюджетный фонд оплаты труда. Согласно положениям, должностной оклад начальника формируется на основе средних заработных плат сотрудников в пятикратном размере. Следовательно, переплаты руководителю являются грубым нарушением трудового законодательства.

Неправомерными выплатами также признаются:

  Побои и его отличие от истязания и причинения легкого вреда здоровью человека.

  • начисление оплаты за труд в выходные и праздники
  • некорректный расчет средней зарплаты
  • поощрительные выплаты за работу по непредусмотренному графику и кругу обязанностей
  • ошибки при учете надбавок за работу в условиях крайнего Севера или на вредных объектах

В итоге, неположенные выплаты связаны как с ошибкой в начислениях, так и с намеренным зарплатным завышением.

Расходование средств при ремонтно-строительных работах

Сфера строительства нуждается в особо точных подсчетах. Связано это с тем, что в ходе ремонтно-строительных работ привлекаются сразу несколько финансовых источников. При выполнении государственной программы строительства жилья в расчет берутся бюджетные деньги.

Строительные работы

Нарушения с неправомерным расходованием обычно связаны с фактической или частичной оплатой неисполненных строительных обязательств. Прежде чем расходовать бюджетные средства следует произвести контрольные ревизии и выполнить экспертные обмеры объема работ. Как правило, проблемы с монтажом имеют:

  1. Намеренное завышение строительной сметы.
  2. Завышение физического фронта ремонтно-строительных работ.
  3. Проведение покупки стройматериалов по нескольким финансовым статьям.
  4. Повторная оплата одних и тех же строительных работ.
  5. Осуществление выплат сторонним подрядчикам и т.д.

На заметку! В ходе определения финансовых расходов из бюджета обычно руководствуются техническими стандартами. Документы представлены такими инструкциями, как ГЭСН или ФЕР (ТЕР).

Избежать неправомерного расходования бюджета в рамках строительных работ можно путем составления документации. В ней отображаются следующие требования:

  • сведения о техническом осмотре объектов капитального строительства и расчет проектно-сметных показателей
  • прейскурант будущих работ формируется с учетом рыночных цен и инфляции (при невозможности – примерных показателей на момент составления плана)
  • поставщики должны указывать ссылку на прейскурант, использованный в качестве основного определения затрат на материалы
  • итоговая сумма капитального ремонта формируется за вычетом стоимости демонтируемых элементов, если последние остаются пригодными для дальнейшего использования в строительстве

При расчете использования бюджета обязательно учитывается первичная документация: ордеры, накладные, смета, прейскуранты и т.д.

Нарушения по командировкам

Направление в командировку – это один из элементов рабочего распорядка в организациях и на предприятиях. Согласно ст. 167 ТК РФ, командированные получают денежное довольствие и сохраняют место работы вплоть до своего возвращения.

В обязанности работодателя входит возмещение следующих расходов сотрудника:

Средства для командировки

  1. Затраты на поездку до места командировки (оплата бензина – если это личный автомобиль работника, билеты на автобус, поезд, самолет, морской или иной вид транспорта).
  2. Затраты на оплату места проживания (съемная квартира, отель, комната в общежитии).
  3. Суточные – необходимы для проживания сотрудника вдали от места основной работы (затраты на питание, отдых, ГСМ).
  4. Прочие расходы, которые несет служащий в ходе пребывания в служебной командировке: получение визы, консульский пропуск и т.д.

По правилам расходы возмещаются сразу по приезду сотрудника. Для того чтобы затраты были возмещены в полном объеме, следует предоставить полный отчет о расходной части.

Отметим, что здесь допускаются первые нарушения: с одной стороны работодатель может усомниться в правомерности расходов и не доплатить часть из них. С другой стороны расходы могут быть покрыты в большем объеме.

Причем для финансирования используются бюджетные средства.

Пример: по локальным нормативам предприятия командированные должны проживать в съемной квартире. В обход этого правила работодатель позволяет своему заместителю заселиться в отеле. Следовательно, расходная часть будет возмещаться как стоимость проживания в номере гостиницы. Неоправданные затраты пройдут по статье бюджетных средств, тем самым нарушив целевой принцип.

Подробнее о нецелевых расходах

Несмотря на то, что потратить деньги нецелевым способом крайне сложно и условие об ответственности прописывается в кредитном договоре, некоторые граждане предпринимают попытки обойти закон.

Одной из распространенных схем являетсязаключение фиктивной сделки-купли продажи автомобиля между двумя гражданами, состоящими в сговоре. Нередко заемщики оформляют кредит на лечение, а расходуют его на ремонт квартиры или иные цели.

Зачастую банкам становится известно о нецелевом использовании выданных средств при просрочке платежей.

При установлении 2-х и более задержек кредитная организация оповещает службу безопасности, которая проверяет факт расходования займа и платежеспособность лица.

Проведение проверки

Своевременное пресечение неправомерного использования бюджета входит в компетенцию контролирующих органов – Счетной Палаты и Российского финансового надзора.

При осуществлении проверки целевого использования бюджетных средств применяется особый порядок:

  • Проверка начинается с изучения финансовых и иных документов, связанных с расходом бюджета на нужды предприятия: Подписать заключение
  1. учредительные бумаги
  2. разработанный план финансово-хозяйственной деятельности на текущий год (а в ряде случаев и на будущий)
  3. подтверждение исполнения бюджета в рамках хозяйственной деятельности (количество сотрудников, договор на использование имущества)
  • Письменный и устный опрос причастных к расходованию бюджетных денег (генерального директора, главного бухгалтера, штатных сотрудников и т.д.) – проверке подлежат не только денежные средства, но и бюджетное имущество.
  • Проведение сплошной инвентаризации собственности субъекта – оценка целевого и адресного принципов, эффективность использования, сохранность от преждевременной утраты.

Финансовый учет позволяет выявить как непреднамеренные, так и намеренные ошибки с подсчетами использования бюджетных средств. Санкции представлены устным предупреждением, выговором, отстранением от должности или материальным возмещением ущерба. Выявленные уголовные преступления рассматриваются в суде по особой процедуре.

  Самовольное (несанкционированное) подключение к электросетям

Исключения

В случае выявления неправильного отнесения расходов получателем на подстатьи/статьи КОСГУ после выполнения комплексного анализа данное нарушение не рассматривается как нецелевое использование бюджетных средств, если:

  1. Затраты обуславливаются сметой или обоснованиями, приложенными к ней, документами, подтверждающими доведение лимитов обязательств, плановыми и прочими актами главного распорядителя с применением сведений КОСГУ.
  2. Доказано, что получатель совершил ошибочные действия неумышленно.
Читайте также:  Разрешительные документы для открытия мойки цистерн

Ответственность за нарушения

Нецелевое использование бюджетных денег влечет за собой административную и уголовную ответственность.

Наказания административного характера в соответствии со ст. 15.14 КоАП РФ представлены:

  • наложением штрафа в размере от 20 000 до 50 000 рублей (физические лица), возмещение от 5 до 25% от суммы неправомерно использованного бюджета (юридические лица)
  • дисквалификацией (занятие должности) от 1 до 3 лет

Наказания уголовного характера в соответствии с ч.1 ст.285.1 УК РФ представлены:

  • наложением штрафа в размере от 100 000 до 300 000 рублей (либо вычеты из доходов осужденного за два года)
  • принудительным трудом на срок до 2 лет с параллельным снятием с должности на срок до 3 лет
  • временным ограничением свободы до полугода
  • тюремным заключением на срок до 3 лет

Как показывает практика, чаще всего осужденные снимаются с должности и вынуждены покрыть нанесенный ими ущерб.

Применение уголовных наказаний зависит от размера ущерба. Отсчет начинается с крупного ущерба от неправомерного использования бюджета – от 1,5 млн. рублей. Куда более серьезный особо крупный размер начинается с отметки 7,5 млн. рублей.

Таким образом, нецелевое использование бюджетных средств – это злостное нарушение действующего законодательства. Необоснованные выплаты пресекаются надзорными органами. За нарушения предусмотрены административная и уголовная виды ответственности.

Наверх

Напишите свой вопрос в форму ниже

Терминология

Нецелевое использование бюджетных средств является бюджетным нарушением. Разъяснения приведены в части 1 ст. 306.4 БК.

Согласно положениям статьи, нецелевым признается направление бюджетных поступлений и оплата обязательств в целях, которые полностью либо частично не соответствуют тем, что определены в решении (законе) о бюджете, сметой, росписью, договором или другим документом, выступающим как основание предоставления данных средств. Нарушением по ст. 306.1, ч. 1 БК признается неисполнение требований Кодекса, законодательных и иных нормативных актов, регулирующих финансовые правоотношения, соглашений и других актов, действующих в данной сфере. Им также считается бездействие/действие главного распорядителя, администратора источников финансирования, уполномоченного органа, получателя средств. За совершение указанных нарушений в гл. 30 БК предусматривается применение соответствующих мер принуждения.

Памятка "Ответственность за нарушения бюджетного законодательства"

13.04.2020

Нарушения бюджетного законодательства и ответственность за них

1. Что является нарушением бюджетного законодательства

Таким нарушением признают действие (бездействие) учреждения, противоречащее положениям Бюджетного кодекса РФ, федерального закона (закона субъекта РФ, муниципального правового акта) о бюджете, иных федеральных законов (аналогичных законов на региональном уровне и муниципальных актов на местном уровне), регулирующих бюджетные правоотношения (ст. 2 БК РФ).

Согласно ст. 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией), финансовым органом, главным администратором (администратором) бюджетных средств, государственным (муниципальным) заказчиком:

  • 1) нарушение положений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
  • 2) нарушение положений правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, повлекшее причинение ущерба публично-правовому образованию;
  • 3) нарушение условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета;
  • 4) нарушение установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд требований к планированию, обоснованию закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, а также требований к изменению, расторжению государственного (муниципального) контракта;
  • 5) нарушение условий государственных (муниципальных) контрактов;
  • 6) нарушение условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, повлекшее причинение ущерба публично-правовому образованию;
  • 7) несоблюдение целей, порядка и условий предоставления кредитов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями.
  • Исходя из практики контролирующих органов, такими нарушениями являются:
  • 1)                    нецелевое использование бюджетных средств;
  • 2)                    неправомерное использование бюджетных средств;
  • 3)                    неэффективное использование бюджетных средств;

4)                    принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и (или) ЛБО (ст. 15.15.10 КоАП РФ);

5)                    нарушение условий предоставления субсидий (ст. 15.15.5 КоАП РФ);

6)                    невыполнение государственного (муниципального) задания (ст. 15.15.5-1 КоАП РФ);

7)                    нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, составлению и представлению бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности (ст. 15.15.6 КоАП РФ);

8)                    нарушение порядка формирования и представления (утверждения) сведений (документов), используемых при составлении и рассмотрении проектов бюджетов, а также при их исполнении (ст. 15.15.7 КоАП РФ).

1.1. Какие действия учреждения признаются неправомерным использованием бюджетных средств

Статья 285.1. Нецелевое расходование бюджетных средств

  • 1. Расходование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, совершенное в крупном размере, —
  • наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
  • 2. То же деяние, совершенное:
  • а) группой лиц по предварительному сговору;
  • б) в особо крупном размере, —
  • наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечание. Крупным размером в настоящей статье, а также в статье 285.2 настоящего Кодекса признается сумма бюджетных средств, превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей, а особо крупным размером — семь миллионов пятьсот тысяч рублей.

Комментарий к ст. 285.1 УК РФ

Объект преступления, предусмотренного ст. 285.1 УК РФ, — соответствующая закону деятельность публичного аппарата власти и управления в сфере бюджетных отношений.

Предметом преступления являются бюджетные средства (бюджетные ассигнования) — средства бюджетов различных уровней, за исключением средств государственных внебюджетных фондов.

Одним из условий нормального функционирования публичного аппарата власти и управления является финансирование его деятельности государством путем предоставления соответствующих бюджетных средств.

Бюджет — это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ) . Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:

———————————

СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3823.

  1. — федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов (разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов);
  2. — бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов (разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов РФ);
  3. — местные бюджеты (разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований).

Бюджетная система РФ основана на принципах, перечисленных в ст. 28 БК РФ. Одним из них является принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, в соответствии с которым бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (ст. 38 БК РФ).

Объективная сторона рассматриваемого состава преступления выражается в действии — расходовании (трате) бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения этих бюджетных средств, совершенном в крупном размере.

Указанные условия при этом определяются утвержденными: бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств.

Бюджет — это документ об образовании и расходовании всего фонда денежных средств. Бюджетная же роспись предназначена для его практического исполнения и представляет собой документ о распределении доходов и расходов бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств.

Бюджетная роспись составляется и ведется главным распорядителем бюджетных средств в зависимости от уровня бюджетной системы: федеральным органом государственной власти, органом государственной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления (главным распорядителем также может выступать наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета). В соответствии с бюджетной росписью главный распорядитель распределяет бюджетные средства между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств. Распорядитель бюджетных средств (орган государственной власти, орган местного самоуправления, бюджетное учреждение), в свою очередь, распределяет полученные от главного распорядителя бюджетные средства между непосредственными подведомственными получателями бюджетных средств.

Получателем бюджетных средств являются: орган государственной власти, орган местного самоуправления, а также находящееся в ведении главного распорядителя (или распорядителя) бюджетных средств бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета.

Бюджетным учреждением при этом признается государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.

Показатели бюджетной росписи доводятся до всех нижестоящих распорядителей и получателей бюджетных средств в форме специального документа — уведомления о бюджетных ассигнованиях (т.е. о количестве выделенных бюджетных средств).

Имея такую информацию, бюджетное учреждение составляет смету доходов и расходов, которая затем утверждается вышестоящим распорядителем бюджетных средств.

Смета доходов и расходов представляет собой финансовый документ, содержащий информацию об образовании и расходовании денежных средств.

В ней должны быть отражены все доходы бюджетного учреждения: получаемые как из бюджета и государственных внебюджетных фондов, так и от осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Бюджетное учреждение обязано использовать бюджетные средства строго в соответствии с утвержденной сметой.

Для наступления уголовной ответственности необходимым условием является крупный размер нецелевого расходования бюджетных средств. В соответствии с примечанием к ст. 285.1 УК РФ крупным размером признается сумма бюджетных средств, превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей.

По конструкции объективной стороны состав преступления формальный. Преступление окончено с момента направления бюджетных средств на цели, не предусмотренные соответствующим документом, т.е. с момента списания их с лицевого счета бюджетного учреждения.

Читайте также:  Оформление жилого дома в СНТ

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Виновное лицо осознает, что расходует выделенные бюджетные средства на цели, не соответствующие условиям их получения, и желает совершения этих действий. Мотивы действий не имеют значения для квалификации деяния.

Это могут быть личная заинтересованность, ложно понятые интересы службы и др. Однако, если нецелевое расходование средств осуществляется в целях предотвращения наступления более существенного вреда, действия виновного следует рассматривать с учетом правил ст.

39 УК РФ (крайняя необходимость), например в преддверии скорой зимы лицо направляет средства для обеспечения отопительного сезона вместо строительства участка дороги.

Субъект преступления специальный — должностное лицо получателя бюджетных средств, обладающее правом подписи соответствующих расходных документов.

Часть 2 ст. 285.1 УК РФ предусматривает более строгую ответственность за нецелевое расходование бюджетных средств, совершенное группой лиц по предварительному сговору (ч. 2 ст. 35 УК РФ) либо в особо крупном размере (в соответствии с примечанием к ст. 285.1 УК РФ — в сумме, превышающей семь миллионов пятьсот тысяч рублей).

Судебная практика по статье 285.1 УК РФ

Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 14.03.2017 N 46-УД17-6

В кассационной жалобе осужденный Сорочайкин А.Н.

оспаривает законность и обоснованность состоявшихся в отношении него судебных решений и просит об их пересмотре, указывая, что выводы суда о его виновности в совершении мошенничества не соответствуют фактическим обстоятельствам дела; приговор и последующие судебные решения подлежат пересмотру ввиду неправильного применения уголовного закона; приговор в отношении него является несправедливым и постановлен с нарушением ст. 297 УПК РФ; его действия по факту получения субсидии следует квалифицировать по п. п. «а», «б» ч. 2 ст. 285.1 УК РФ, просит прекратить уголовное дело по данному деянию в связи с истечением сроков давности либо переквалифицировать его действия по данному факту на ст. 159.4 УК РФ; утверждает, что за данное деяние осужден необоснованно, поскольку в материалах дела имеется неотмененное постановление о прекращении в отношении него уголовного преследования за отсутствием в его действиях состава преступления; по факту хищения денежных средств граждан, участвовавших в долевом строительстве, в основу приговора положен акт комплексной бухгалтерской и строительной экспертизы, которая проведена с нарушением ст. 198 УПК РФ, при этом экспертное заключение нельзя признать достоверным и допустимым доказательством; обращает внимание, что судом его действия не конкретизированы и, соответственно, не установлена и его виновность в совершении вмененных ему преступлений; ряд договоров, неисполнение которых ему вменено, заключены были другими строительными организациями, однако суд не учел данный факт; полагает, что суд неправильно квалифицировал его действия по ч. 4 ст. 159 УК РФ, поскольку они были совершены в сфере предпринимательской деятельности. Помимо этого указывает, что судом завышена сумма гражданского иска в пользу ЗАО » … «, а также не приведены доказательства заявленных исковых требований; просит о снятии ареста с имущества физических лиц, которые не являются осужденными по данному делу и о смягчении наказания.

Определение Конституционного Суда РФ от 27.06.2017 N 1416-О

Как следует из представленных материалов, приговором суда от 12 августа года А.А. Мигуля был осужден за совершение преступлений, в том числе предусмотренного пунктом «б» части второй статьи 285.1 «Нецелевое расходование бюджетных средств» УК Российской Федерации. Апелляционная инстанция, установив, что соответствующее деяние совершено А.А.

Мигулей в период с 8 июня 2006 года по 26 декабря 2006 года, уголовное дело по его признакам возбуждено 20 июля 2011 года, а в связи с уклонением от уголовного преследования по другому уголовному делу он был объявлен 30 мая 2011 года в розыск и задержан 12 мая 2015 года, пришла к выводу о невключении в срок давности уголовного преследования времени со дня возбуждения уголовного дела и до задержания обвиняемого. С учетом того, что срок давности привлечения к ответственности за преступление, предусмотренное пунктом «б» части второй статьи 285.1 УК Российской Федерации, истек в период апелляционного обжалования, суд апелляционным определением от 15 февраля года изменил приговор, освободив А.А. Мигулю от наказания, назначенного за совершение данного преступления.

Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 13.10.2021 N 44-П21

по ч. 2 ст. 285.1 УК РФ на 2 года;

на основании ч. 2 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений на 2 года 6 месяцев с лишением права занимать руководящие должности в государственных муниципальных органах сроком на 2 года.

Памятка по толкованию признаков ст. 285.1 УК

При первом взгляде на диспозицию нормы ст. 285.1 УК РФ ясно, что ее содержание тесно связаны с бюджетными правоотношениями.

Для уяснения содержания установленного уголовно-правового запрета необходимо раскрыть содержание центральных понятий, использованных в ст. 285.1 УК РФ – «нецелевое расходование бюджетных средств», «получатель бюджетных средств».

 Соответствующие понятия прямо или косвенно раскрыты в нормах ст. 6, 78, 306.4 Бюджетного кодекса РФ.

(а) «Нецелевое расходование бюджетных средств»

Норма ст. 306.

4 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает, что нецелевым использованием (в терминологии уголовного закона, — «расходованием») бюджетных средств признаютсянаправление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписи, бюджетной росписи, лимитам бюджетных обязательств, бюджетной смете, договору (соглашению) либо правовому акту, являющемуся основанием для предоставления указанных средств. 

Следовательно, в общих чертах, в рамках ст. 285.1 УК РФ наказуемо нарушение адресности направления бюджетных средств, а равно эффективности их использования для удовлетворения общественно-значимых целей. Грубо говоря, суд каждый раз должен устанавливать, кому и на что согласно бюджетной документации деньги предназначались, а кому и на что фактически направлены.

(b) Субъект преступления

Наличие одного лишь деяния недостаточно для привлечения виновных лиц к уголовной ответственности по ст. 285.1 УК РФ. Наиболее важным признаком состава нецелевого расходования бюджетных средств является субъект преступления, который, забегая вперед, является даже более специальным по отношению к иным субъектам преступлений из Главы 30 УК РФ.

Учитывая специфический родовой объект Раздела X УК РФ, а также видовой объект Главы 30 УК РФ, деяния, криминализованные в рамках указанной главы в качестве обязательного признака состава закрепляют специального субъекта – должностное лицо.

 В это же время, отдельные составы преступления, к которым в частности относится состав ст. 285.

1 УК РФ, позволяют привлекать к уголовной ответственности не всякое должностное лицо, а лишь такое, которое обладает закрепленными в этих нормах специальными признаками. 

Таким образом, все составы преступления ограничивают круг лиц, подлежащих привлечению к уголовной ответственности лишь «должностными лицами», а отдельные составы Главы 30 УК РФ (в том числе и ст. 285.1 УК РФ) устанавливают специальные признаки «должностного лица», ограничивая уже круг должностных лиц, подлежащих уголовной ответственности за их совершение. 

Так, уголовную ответственность по ст. 285.1 УК РФ может нести не каждое должностное лицо, а лишь «должностное лицо получателя бюджетных средств».

 С помощью кругов Эйлера указанные понятия соотносились бы как часть и целое, где целое – «должностное лицо», а часть, полностью входящая в целое, — «должностное лицо получателя бюджетных средств».

Рядовое же должностное лицо ответственность за нецелевое расходование бюджетных средств в рамках уголовного права нести не может.

Отсюда необходимо выделить разграничительные признаки «должностного лица получателя бюджетных средств». Дефинитивная норма ст.

6 Бюджетного кодекса РФ устанавливает, что получателем бюджетных средств является орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета.

Положения ст.

162 Бюджетного кодекса РФ, регламентирующие бюджетные полномочия получателя бюджетных средств развивают приведенную дефиницию и в числе бюджетных полномочий получателя бюджетных средств называют, в частности, принятие на себя и исполнение соответствующих бюджетных обязательств, ведение бюджетного учета, внесение главному распорядителю бюджетных средств предложений по изменению бюджетной росписи. Именно наличие указанных полномочий, как отмечают в доктрине уголовного права, является существенным признаком субъекта ст. 285.1 УК РФ.

Сопоставляя указанную дефиницию с уголовно-правовой категорией «должностного лица», правильным представляется вывод о том, что субъектом преступления, предусмотренного ст. 285.

1 УК РФ может являться только лицо, выполняющее функции представителя власти или организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в органе государственной власти (государственном органе), органе управления государственным внебюджетным фондом, органе местного самоуправления, органе местной администрации, находящемся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенном учреждении, имеющем право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета и в силу своего правового статуса обладающий полномочиями, предусмотренными ст. 162 БК РФ. Указанное определение бланкетной категории «должностное лицо получателя бюджетных средств» является исчерпывающим и не подлежит произвольному расширению правоприменительной практикой.

Правильность сформулированного определения подтверждается в том числе системным толкованием положений бюджетного законодательства о предоставлении субсидий. В частности, положения абз. 3 ч. 8 ст.

78 Бюджетного кодекса РФ устанавливают, что договор (соглашение) о предоставлении субсидии заключается между получателем бюджетных средств с одной стороны и юридическим лицом – организацией, имеющей право на получение субсидии.

Получатель бюджетных средств в бюджетных правоотношениях о предоставлении субсидии выступает от имени публично-правового образования как лицо, предоставляющее субсидию, а не как лицо, ее получающее. Следовательно, сама по себе использованная в ст. 285.

1 УК РФ формулировка «получатель бюджетных средств» не является указанием на то лицо, которое бюджетные средства фактически получает (иное бы открывало возможность привлечения руководитель коммерческих организаций по настоящей статье), а представляет собой дословное воспроизведение положений Бюджетного кодекса РФ, в котором указанный термин имеет собственное содержание. 

Отсюда привлечение разного рода должностных лиц (директоров МУПов, ГУПов, чиновников разного уровня за пределами бюджетной системы) является грубой правоприменительной ошибкой, проистекающей, возможно, из ст. 15.14 КоАП РФ, где таких ограничений к субъектному составу нет.