Штрафы

Статья 286.1. Неисполнение сотрудником органа внутренних дел приказа

Объектом преступного деяния является установленный порядок исполнения приказа руководителя подразделения органа внутренних дел.

Объективная сторона состава преступления, предусмотренного ч. 1, характеризуется неисполнением подчиненным приказа начальника, отданного в установленном порядке (устно или письменно), которое повлекло причинение существенного вреда охраняемым интересам.

Часть 2 содержит квалифицирующие признаки: совершение преступления группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой (см. комментарий к ст. 35 УК), наступление тяжких последствий (см. комментарий к ст. 286 УК). При этом группа должна состоять только из аттестованных сотрудников, заявивших о своем отказе от исполнения отданного им приказа.

Приказ — распоряжение руководителя (начальника), адресованное к подчиненным по службе, требует обязательного выполнения конкретных действий, относится к основному распорядительному документу.

Выполнение приказа не исключает права работника, при его несогласии с приказом, обжаловать его в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

С объективной стороны неисполнение приказа должно быть выражено в отказе сотрудника от совершения указанных в приказе действий либо его частичное исполнение. По общим правилам согласно ст.

42 УК не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам лицом, действующим во исполнение обязательных для него приказа или распоряжения.

Уголовная ответственность за причинение такого вреда наступает в отношении лица, отдавшего незаконный приказ или распоряжение.

Заведомое неисполнение незаконного приказа или распоряжения не влечет уголовную ответственность. Состав материальный, преступление является оконченным с момента причинения вреда, который должен быть существенным либо тяжким (ч. 2).

Субъективная сторона предусматривает наличие только умышленной формы вины (прямой либо косвенный умысел), когда отказавшееся от исполнения законного приказа лицо осознает общественную опасность совершаемого деяния, предвидит наступление существенного вреда либо тяжких последствий и желает их наступления. Небрежность и недобросовестность, проявленные при неисполнении приказа, не влекут уголовной ответственности.

Субъект преступления — специальный, в качестве которого может быть только сотрудник органов внутренних дел, который по штатной должности и служебному положению является подчиненным по отношению к своему начальнику (руководителю).

Статья 286.1. Неисполнение сотрудником органа внутренних дел приказа

Статья 286 Уголовного кодекса РФ. Действующая редакция на 2022 год, комментарии и судебная практика

Должностные лица наделены отдельными властными полномочиями.

И если они совершаю преступные деяния (должностные преступления) с использованием своего служебного положения в собственных, в том числе, корыстных целях, то это наносит значительный ущерб и гражданам, и обществу, и государству.

Поэтому такие преступления законодатель объединил в отдельную главу Уголовного кодекса. В данной статье поговорим об ответственности, предусмотренной ст. 285-293 УК РФ).

Что такое должностные преступления

Должностные преступления – это противоправные деяния (действия или бездействие) должностных лиц, которые причиняют существенный вред государственным и общественным интересам.

У таких преступлений есть общие черты, выделяющие их среди прочих преступных деяний:

  • они совершаются представителями власти и государственными или муниципальными служащими с использованием своего должностного положения;
  • они посягают на законное, справедливое осуществление государственной и муниципальной службы;
  • потерпевшими могут быть любые граждане, которым был причинен материальный, моральный или физический вред незаконными действиями служащего.

Преступления должностных лиц подлежат тщательному расследованию, неизменно привлекают внимание СМИ, социальных сетей, общественности.

Общий (родовой) объект таких преступлений — нормальное функционирование государственной власти, осуществление государственной службы. Должностные преступления нарушают этот порядок.

Виды должностных преступлений

Этой категории преступлений отведена специальная глава УК РФ (глава 30):

Статья 285. Злоупотребление должностными полномочиями

Статья 285.1. Нецелевое расходование бюджетных средств

Статья 285.2. Нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов

Статья 285.3. Внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений

Статья 285.4. Злоупотребление должностными полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа

Статья 286. Превышение должностных полномочий

Статья 286.1. Неисполнение сотрудником органа внутренних дел приказа

  • Статья 287. Отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации
  • Статья 288. Присвоение полномочий должностного лица
  • Статья 289. Незаконное участие в предпринимательской деятельности
  • Статья 290. Получение взятки
  • Статья 291. Дача взятки

Статья 291.1. Посредничество во взяточничестве

Статья 291.2. Мелкое взяточничество

Статья 292. Служебный подлог

Статья 292.1. Незаконная выдача паспорта гражданина Российской Федерации, а равно внесение заведомо ложных сведений в документы, повлекшее незаконное приобретение гражданства Российской Федерации

Статья 293. Халатность

Какие должностные преступления встречаются чаще всего? К наиболее распространённым из них относятся:

  • злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ);
  • нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 285.1 УК РФ);
  • превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ);
  • получение взятки (ст. 290 УК РФ);
  • дача взятки (ст. 291 УК РФ);
  • служебный подлог (ст.292 УК РФ);
  • халатность (ст.293 УК РФ).

Рассмотрим некоторые из них подробней.

Злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК)

  1. Это преступление связано с использованием гражданином своих полномочий вопреки целям служебной деятельности с корыстным мотивом, что приводит к наступлению вреда для граждан, компаний и государства.
  2. Для окончания преступления должны наступить опасные последствия.

  3. Например, лицо выдает водительское удостоверение человеку, который не сдал экзамен, или ставит в очередь на льготное получение жилья гражданина без наличия оснований.
  4. Важный признак такого преступного деяния – это наличие корыстной или иной личной заинтересованности.

Как разъяснил ВС РФ, в Постановлении от 16.10.

2009 N 19, корыстная заинтересованность представляет собой намерение получить имущественные блага, не связанные с безвозмездным приобретением имущества (незаконное получение льгот, освобождение от погашения долга, уплаты налогов и т.п.).

Иная личная заинтересованность связана со стремлением извлечь выгоду неимущественного характера (взаимную услугу, поддержку в решение какого-либо вопроса и т.п.).

Более подробно про деяние по ст. 285 УК РФ читайте в статье.

Применение спецсредств

Оно предполагает фактическое использование различных предметов, способных причинить вред здоровью. Например, это может быть удар дубинкой, выстрел и пр. Применение спецсредств — это не только физическое, но также психическое влияние на потерпевшего.

Оно может выражаться в ударе дубинкой рядом с рукой субъекта, выстреле мимо, но в непосредственной близости от потерпевшего, если угроза попадания воспринимается пострадавшим как реальная.

Если виновный только демонстрирует спецсредство или оружие, что не представляет серьезной угрозы для другого гражданина, поведение виновного при наличии оснований квалифицируется по п. «а» части 3 рассматриваемой нормы.

Для вменения наказания необходимо, кроме прочего, установить, что применение оружия либо других спецсредств осуществлялось вопреки установленным пределам, условиям их использования.

Превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ)

Это преступление представляет собой действия гражданина, которые явно выходят за рамки его должностного регламента и относятся к полномочиям другого служащего, он выполняет действия, которые выходят за пределы имеющихся у него возможностей и прав.

С объективной стороны превышение должностных полномочий может выражаться в совершении действий, которые:

  • относятся к полномочиям другого служащего;
  • могут совершаться только, если есть соответствующие условия (например, применение оружия);
  • совершаются единолично, хотя решения должно приниматься совместно;
  • не должны никогда совершаться (побои, истязания).

Присвоение полномочий другого лица (ст. 288 УК РФ)

  • Объективная сторона преступления заключается в присвоении государственным служащим или муниципальным служащим, не являющимся должностным лицом.
  • Например, лицо проводит проверку, хотя оно не наделено таким правом.
  • Для признания наличия состава преступления должны наступить тяжкие последствия, иначе такое деяние будет квалифицироваться только как дисциплинарный проступок.

Нецелевое использование бюджетных средств (ст. 285.

1 УК РФ)

Предметом такого преступления являются бюджетные средства. Объективная сторона выражается в расходовании бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения этих бюджетных средств, совершенном в крупном размере (свыше 1 миллиона 500 рублей).

Состав преступления формальный. Преступление окончено с момента направления бюджетных средств на цели, не предусмотренные соответствующим документом — с момента списания их с лицевого счета бюджетного учреждения.

Особо квалифицирующий состав

Приведенные выше деяния могут также совершаться с:

  1. Применением насилия или при выражении такой угрозы.
  2. Использованием оружия, спецсредств.
  3. Причинением последствий тяжкого типа.

В этих случаях субъект будет привлечен к ответственности по ст. 286, ч. 3 УК РФ. Она предусматривает тюремное заключение на 3-10 лет. Дополнительно может вменяться запрет на осуществление конкретной деятельности или пребывание на определенном посту в течение 3-х лет. Их виды устанавливает суд.

Читайте также:  Лишение водительских прав за отказ от медосвидетельствования

Получение взятки (ст. 290 УК РФ)

Получение взятки является одним из самых опасных преступлений против интересов службы. Взятка может быть в виде денег, ценных бумаг, иного имущества, а также в форме услуг имущественного характера (ремонт квартиры, строительство дачи) и имущественных прав (право пользования имуществом, право хозяйственного ведения, оперативного управления, сервитут и т.д.).

Взамен должностное лицо:

  • совершает входящие в его служебные полномочия действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц;
  • способствует в силу своего должностного положения совершению указанных действий (бездействию);
  • покровительствует по службе;
  • совершает незаконные действия (бездействия).

Служебный подлог (ст. 292 УК РФ)

Объективная сторона преступления заключается в совершении одного из следующих действий:

  • внесение в официальный документ заведомо ложных сведений;
  • внесение в официальный документ исправлений, искажающих его действительное содержание.

Служебный подлог имеет место только в том случае, когда внесение в документ заведомо ложных сведений и исправлений связано со служебными функциями виновного лица, то есть осуществляется именно в связи с выполнением им своих служебных обязанностей.

Данные действия совершаются в личных корыстных целях. Привлекаются к ответственности за такое преступление не только должностные лица, но и другие служащие, работающие в государственных или муниципальных организациях.

Состав этого преступления считается оконченным в тот момент, когда осуществляется непосредственный подлог (формальный состав).

Роль адвоката в защите клиента

Судебные процессы по делам, связанным с должностными преступлениями обычно заканчиваются обвинительными приговорами, особенно если в качестве потерпевшего выступает не гражданское лицо, а государство.

Действия должностного лица подрывает авторитет власти, если он занимает высокий пост.

Адвокат должен быть деликатен, так как в процессе защиты его работа затрагивает третьих лиц, являющихся корпоративными партнерами.

В рамках защиты адвокат предоставляет следующие услуги:

  • Проводит консультацию, отвечая на вопросы юридического содержания. Помимо этого защитник подсказывает своему клиенту, как вести себя на допросе, очной ставке, в суде.
  • Требует проведения тех следственных мероприятий, которые не были инициированы следственной группой. Адвокат следит за работой следователя и всех представителей правоохранительных органов. Выявленные нарушения подлежат обжалованию. Кстати, нередко неправомерные действия вышеуказанных сотрудников играют на руку адвокату и его подзащитному.
  • Адвокат может проводить собственное расследование, в рамках которого он общается со свидетелями, с потерпевшим, изучает документы, собирает доказательную базу для защиты клиента.
  • Юрист может взять на себя все диалоги. Дело в том, что договоренность, достигнутая между обвиняемым и потерпевшим, существенно снизит наказание, однако для достижения соглашений требуется вести диалог. Конфликтующие стороны, как правило, не готовы встречаться один на один, поэтому адвокат выполняет функцию посредника.
  • Адвокат берет на себя обязательства по ведению документов. К их числу относятся заявления, ходатайства, иски, справки, характеристики. Часть документов составляются от лица подзащитного, остальные запрашиваются в государственных структурах. Адвокат наделен полномочиями направлять в различные органы обращения и запросы.
  • Не всегда следует доверять судебной экспертизе. Если имеет место заинтересованность эксперта в помощи следственным органам, то он может сам пойти на должностное преступление. Адвокат инициирует проведение независимых экспертиз, а их результаты приобщаются к делу.
  • Во время судебного заседания адвокат представляет собранные доказательные документы, проводит опрос свидетелей, выступает в прениях. Основная его задача – доказать невиновность подзащитного или добиться назначения более «мягкого» наказания.
  • Не всегда дело заканчивается в суде первой инстанции. Если приговор, вынесенный судом, не устраивает обвиняемого, адвокат представляет его интересу в суде высшей инстанции, но предварительно адвокат занимается составлением апелляции или кассации.

Несмотря на усилие и профессионализм адвоката, он не может гарантировать полного освобождения клиента от уголовного преследования.

В самых сложных ситуациях задачей максимум является назначение меньшего наказания из возможных. При первых признаках возбуждения против вас уголовного дела сразу необходимо обратиться к специалисту.

Уже после первых консультаций адвокат представит перспективы дела и возможные его последствия.

Не стоит экономить на защитнике. В сети Интернет много ресурсов, где можно получить консультацию, причем в некоторых случаях эта консультация будет достаточно грамотной.

Но практика и теория, особенно в подобных делах, существенно отличаются друг от друга. Любые непредвиденные обстоятельства смогут помешать самостоятельной защите. Только адвокат способен оперативно реагировать на изменение ситуации.

Вот перечень первых действий, которые необходимо предпринять:

  • Не поддаваться на провокации и угрозы со стороны представителей правоохранительных органов;
  • Не давать показаний без своего адвоката;
  • Отказаться от предложенного государственного защитника;
  • Не нужно подписывать никаких документов без предварительной консультации с адвокатом.

Халатность (ст. 293 УК РФ)

  1. Объективная сторона преступления представляет собой неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих служебных обязанностей.

  2. Главное условие для существования состава преступления – это наличие объективной возможности выполнить указанные действия.

  3. Квалифицирующие признаки преступления:
  • причинение ущерба в особо крупном размере (превышает 7 миллионов 500 тысяч рублей),
  • повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека.

Тяжкие последствия

Их понятие считается оценочным. Тяжесть последствий определяется в соответствии с конкретными обстоятельствами события.

К данной категории можно отнести, например, крупные аварии, продолжительную остановку производственного процесса или транспортного движения, нарушение деятельности предприятия, причинение существенного материального вреда, смерть по неосторожности, покушение на самоубийство или суицид потерпевшего и пр.

Причинение ущерба здоровью тяжкого характера также является таким последствием. При этом дополнительная квалификация по ст. 111 не осуществляется, если наказание за нанесенный ущерб здоровью охватывается частями 1 или 2 этой нормы. В иных случаях ответственность наступает по совокупности статей.

Субъект должностных преступлений

Субъектом таких преступлений являются должностные лица, то есть служащие, наделенные определенными властными полномочиями.

https://www.youtube.com/watch?v=8gs_egARJ1s\u0026list=PLoOUI8Ot3eDfl9bYy60vbzX4VjvXw3fcL

В рамках главы 30 УК РФ должностными лицами признаются:

  • представители власти;
  • служащие с организационно-распорядительными полномочиями;
  • сотрудники административно-хозяйственных структур.

Обвиняемый должен работать в государственных органах, муниципалитете, государственных или муниципальных учреждениях (например, социального обеспечения, здравоохранения или образования), государственных компаниях или акционерных обществах. Также в эту категорию входят военнослужащие.

Основными мотивами и причинами, способствующими совершению должностных преступлений, являются:

  1. Стремление к незаконному обогащению.
  2. Восприятие государственной службы как на источника улучшения своего материального положения.
  3. Устранение конкурентов.

Адвокат для потерпевшего

Традиционно считается, что адвокат представляет интересы только обвиняемого, однако это не так. Интересы потерпевшего тоже нуждаются в защите, особенно когда виновник, совершивший преступление, старается избежать ответственности.

Александров К.С. в данном отношении обладает определенной вариативностью, то есть, в уголовном процессе может представлять любую из сторон.

Защита потерпевшего в делах о должностных преступлениях законом не определена, как обязательное условие.

Считается, что на стороне потерпевшего пребывают сотрудники прокуратуры, но следователю важно не установить справедливость, а поскорее закрыть уголовное дело. Для того, чтобы потерпевшему не пришлось длительное время после заседания суда искать справедливого решения, необходимо уже на начальной стадии подключить хорошего адвоката.

Наказание за должностное преступление

За совершение данного деяния предусмотрены санкции в виде:

  • штрафа различных размеров;
  • лишения права занимать должность на определенный срок/заниматься конкретным видом деятельности;
  • принудительных работ;
  • ареста;
  • лишения свободы.

Наказание назначается с учетом:

  • общественной опасности содеянного;
  • личных мотивов должностного лица;
  • целей, которые он преследовал;
  • характера и тяжести причиненного вреда;
  • продолжительности совершения преступления;
  • характеристики личности подсудимого.

Вопросы разграничения преступлений, предусмотренных статьями 286 и 286.1 Уголовного кодекса Российской Федерации

Колесников, М. В. Вопросы разграничения преступлений, предусмотренных статьями 286 и 286.1 Уголовного кодекса Российской Федерации / М. В. Колесников. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 16 (120). — С. 251-254. — URL: https://moluch.ru/archive/120/33141/ (дата обращения: 19.10.2022).



В статье рассматриваются спорные вопросы установления уголовной ответственности за неисполнение сотрудником органов внутренних дел приказа. Проведено сравнение этой нормы с составом превышения должностных полномочий. Дана оценка правоприменительной практике.

Ключевые слова: должностные преступления, превышение должностных полномочий, сотрудник органов внутренних дел, бездействие

Установление уголовной ответственности за неисполнение сотрудником органа внутренних дел приказа (ст. 286.1 УК РФ) можно рассматривать как своеобразный ответ законодателя на вопрос, возможно ли превышение должностных полномочий путем бездействия. С одной стороны, диспозиция ч. 1 ст.

286 УК РФ дает достаточно четкое представление об активной форме общественно опасного деяния, поскольку в ней объективная сторона данного преступления исчерпывающе охарактеризована как совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы полномочий должностного лица и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан и организаций, либо охраняемых законом интересов общества или государства. С другой стороны, в период, предшествующий принятию Федерального закона от 22 июля 2010 г. № 155-ФЗ, которым в Уголовный кодекс РФ была включена ст. 286.1 [1], в судебной практике имелись примеры, в которых превышение должностных полномочий устанавливалось в фактах преступного бездействия должностных лиц.

Например, в Псковской области одним из районных судов по ч. 1 ст. 286 УК РФ был осужден старший государственный инспектор отдела таможенного оформления и таможенного контроля.

Он был признан виновным в том, что, вопреки своим должностным обязанностям по документальному оформлению перемещаемых через границу товаров пропустил на территорию России два грузовых автомобиля с территории Республики Беларусь, содержащих товары (овощи и фрукты) на общую сумму свыше 1 млн руб.

Читайте также:  Отсрочка по уплате налогов

Это повлекло существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства, выразившееся в неуплате грузоперевозчиком таможенных платежей. Уголовное дело было возбуждено по ч. 1 ст. 285 УК РФ, однако впоследствии содеянное переквалифицировано на ч. 1 ст.

286 УК РФ, поскольку не представилось возможным установить корыстную или иную личную заинтересованность должностного лица. Судом данное дело было рассмотрено в особом порядке, предусмотренном гл. 40 УПК РФ, и постановлен обвинительный приговор, вступивший в законную силу.

Обобщая судебную практику по делам о превышении должностных полномочий, Псковский областной суд назвал такую квалификацию спорной [2]. Однако процессуального решения по делу принято не было.

Следует отметить, что Пленум Верховного Суда РФ достаточно ясно сформулировал правовую позицию о том, возможно ли совершение превышения должностных полномочий путем бездействия.

Обобщая судебную практику по делам о злоупотреблении должностных полномочий и их превышении, Пленум Верховного Суда указал, что превышение должностных полномочий подразумевает совершение активных действий [3]. Укажем, что эта позиция не претерпела существенного изменения с 1990 г.

, когда было принято соответствующее постановление Пленума Верховного Суда СССР [4]. В юридической науке сложилось достаточно единообразное мнение о том, что превышение должностных полномочий совершается только в форме действия [5, с. 14–17].

В свою очередь, в отношении неисполнения сотрудником органа внутренних дел приказа учеными высказаны позиции о том, что данное преступление возможно только в форме бездействия [6, с. 84–88], либо может совершаться и в активной, и в пассивной форме [7, с. 11–16].

Вместе с тем, в период разработки концептуальных преобразований, затронувших органы внутренних дел, законодатель исходил, как представляется, из следующего. Во-первых, из необходимости «очищения» штата сотрудников ОВД от лиц, игнорирующих интересы службы и защиту прав и свобод граждан.

Во-вторых, требовалось повышение уровня общественного доверия к деятельности органов внутренних дел как одного из центральных звеньев правоохранительной системы. В-третьих, в этот период уже имелся государственно-общественный запрос в сфере противодействия коррупции.

Все вышеизложенное повлияло на формирование потребности предупреждения произвола в деятельности органов внутренних дел.

В целях создания заслона нарушениям прав и законных интересов граждан и организаций, охраняемых интересов общества и государства законодатель посчитал обоснованным установить уголовную ответственность за умышленное неисполнение сотрудником органа внутренних дел приказа начальника, отданного в предусмотренном законом порядке, не противоречащего закону, если это причинило существенный вред. Одновременно в перечень отягчающих наказание обстоятельств, предусмотренный ч. 1 ст. 63 УК РФ, было включено такое, как совершение умышленного преступления сотрудником органа внутренних дел.

Результатом этого законодательного решения стало создание ситуации, в которой превышение должностных полномочий сотрудником органа внутренних дел является преступлением, совершенным при отягчающих обстоятельствах.

И квалифицируется по соответствующей части статьи 286 УК; при этом отягчающее наказание обстоятельство образует статус указанного лица.

Если имеет место противоправное бездействие, причиняющее существенный вред правам и законным интересам граждан и организаций, охраняемым интересам общества или государства, содеянное образует состав преступления, предусмотренного ст. 286.

1 УК РФ, без названного отягчающего обстоятельства. Можно упомянуть и о том, что противоправное бездействие, в котором не установлены признаки умысла, должно квалифицироваться как халатность по ст. 293 УК РФ.

Иными словами, законодатель предпринял попытку избирательного разграничения отдельных преступлений, которые могут быть совершены сотрудниками органов внутренних дел при исполнении служебных обязанностей.

Желая повысить защищенность общественных отношений, связанных с взаимодействием граждан и органов охраны правопорядка, законодатель создал такую конструкцию правового регулирования, в которой противоправные деяния сотрудников органов внутренних дел с признаками должностного произвола, получают уголовно-правовую оценку практически в любом случае, если их последствием становится причинение существенного вреда. В период принятия данного законодательного решения категория «существенный вред» уже получила официальное толкование, данное Пленумом Верховного Суда РФ, что позволило, как представляется, прогнозировать относительно успешное применение положений ст. 286.1 УК РФ. Соответственно, умышленное неисполнение приказа с формально-юридической точки зрения рассматривалось как своеобразная альтернатива превышению должностных полномочий.

Однако прогноз законодателя оказался неверным. До настоящего времени по ст. 286.1 УК РФ не было осуждено ни одного человека; более того, в отчетах судов общей юрисдикции данные по ст. 286.1 УК РФ стали отражаться только с 2013 г. [8]. Это означает, что действующая конструкция диспозиции ст. 286.1 УК РФ не соответствует целям правового регулирования. Положения ст.

286 УК РФ, хотя и исключают уголовную ответственность за бездействие, позволяют дать надлежащую уголовно-правовую оценку противоправным действиям должностных лиц. Более того, квалификация должностного бездействия по ст. 286.

1 УК РФ не в полном объеме создает гарантии защищенности от должностного произвола, поскольку состав данного преступления предполагает наличие отданного виновному приказа вышестоящего начальника. Иные ситуации бездействия, близко примыкающего к превышению должностных полномочий, диспозицией ст. 286.1 УК РФ не охватываются.

Например, непринятие участковым уполномоченным мер по заявлению граждан об общественно опасном поведении конкретного лица, приведшее к совершению этим лицом тяжкого или особо тяжкого преступления, не может быть квалифицировано ни по ст. 286 УК РФ (бездействие), ни по ст. 286.1 УК РФ (нет приказа или распоряжения от вышестоящего начальника).

При отсутствии корыстной или иной личной заинтересованности это деяние не образует и состава злоупотребления должностными полномочиями. Фактически оно может квалифицироваться как халатность по ст. 293 УК РФ. Между тем, должностное бездействие в данном случае может привести к различным трагическим ситуациям. Например, в августе 2015 г. в г.

Нижний Новгород гражданином было совершено убийство беременной жены и шестерых детей. При расследовании уголовного дела было установлено, что участковый уполномоченный и другие сотрудники территориального отдела полиции не предпринимали предусмотренных законом мер реагирования на неоднократные жалобы на агрессивное поведение указанного гражданина.

Было возбуждено уголовное дело о халатности, повлекшей смерть двух и более лиц (ч. 3 ст. 293 УК РФ); обвинение было предъявлено в общей сложности шестерым сотрудникам полиции. Интересно, что уже в июне 2016 г. по делу об убийстве был вынесен обвинительный приговор, тогда как расследование дела о халатности еще не было завершено [9].

Подводя итог, можно сделать следующие выводы. Осознавая повышенную общественную опасность должностного произвола, законодатель предпринял попытку установить самостоятельную уголовную ответственность за неисполнение приказа сотрудником органа внутренних дел.

Разработанная правовая норма заняла своеобразное промежуточное положение между превышением должностных полномочий и халатностью. В связи с этим практика применения уголовной ответственности за такие деяния не сформировалась.

Существующий законодательный и правоприменительный подход к толкованию превышения должностных полномочий исключает возможность уголовного преследования за умышленное бездействие. Бездействие при наличии неосторожной вины обоснованно квалифицируется как халатность.

Избирательный подход в установлении субъектного состава лиц, подлежащих уголовной ответственности по ст. 286.1 УК РФ, не был обоснован объективно существующей общественной опасностью предусмотренных в ней деяний. В связи с неработоспособностью действующей редакции ст. 286.

1 УК РФ представляется необходимым изменение круга лиц, которые могут быть привлечены к уголовной ответственности за умышленное неисполнение приказа, с включением в него категории «сотрудник правоохранительного органа».

Читайте также:  Проверка документов при аренде квартиры

Кроме того, имеется потребность во включении в диспозицию данной нормы слов «при отсутствии признаков преступления, предусмотренного статьей 286 настоящего Кодекса». Это позволило бы создать условия для разграничения указанных общественно опасных деяний и облегчило бы уголовно-правовую оценку противоправных действий, бездействия, смешанного бездействия должностных лиц правоохранительных органов.

Литература:

Превышение должностных полномочий сотрудником МВД

В нашу редакцию неоднократно обращались читатели, на личном опыте сталкивавшиеся с грубостью полицейских при исполнении последними их служебных обязанностей.

Типичными вопросами таких читателей являются: «Что считается превышением должностных полномочий (ПДП) сотрудником полиции?» и «Можно ли (и если да, то как) наказать полицейского за такое превышение по закону?» В данной статье мы расскажем о том, что отвечает на эти вопросы федеральное законодательство, перечислим основные виды превышений, их квалифицирующие признаки, а также поясним, каким образом пострадавший от незаконных действий сотрудника МВД гражданин может доказать, что в отношении его полицейским были превышены должностные полномочия, и как наказать такого полицейского.

Как нормативные акты трактуют превышение полномочий — о чем говорит статья 286 УК РФ

286-я статья УК РФ дает следующее определение ПДП. Превышение должностных полномочий сотрудником полиции — это особый вид злоупотребления полицейским своим служебным положением, при котором он совершает действия, явно выходящие за пределы его служебной компетенции.

При этом необходимо четко разграничивать обычное злоупотребление служебным положением, когда сотрудник полиции преступает закон, используя предоставленные ему властью полномочия, и ПДП, при совершении которого, как уже подчеркивалось выше, полицейский делает то, что никак не входит в его прямые права и обязанности.

Превышение полномочий: основные виды

Классифицируя основные виды превышений, которые сотрудники МВД совершают при исполнении своих служебных полномочий, можно условно разделить их на 4 группы. Каждой из них соответствуют собственные действия, влекущие нарушение закона:

  1. Действия, относящиеся к полномочиям других сотрудников МВД (примером может являться попытка наложения штрафа на дорожного нарушителя не работником ГИБДД, а обычным оперативником или служащим ППС).
  2. Действия, относящиеся к полномочиям сотрудников других силовых ведомств РФ (ФСБ, ФСИН и т. д.), когда обычный полицейский пытается действовать, например, как сотрудник госбезопасности.
  3. Действия, совершенные служащим полиции в рамках своих полномочий, но при определенных обстоятельствах (к примеру, если полицейский действует без прямого приказа руководства или даже вопреки ему).
  4. Действия, которые никто и никогда не должен совершать при исполнении служебных полномочий (к ним, в частности, относятся применение физической силы к подозреваемому в преступлении для получения нужной информации или подбрасывание наркотиков для задержания граждан и т. п.).

Каких границ должен держаться полицейский

Для того чтобы не превысить должностных полномочий, любой сотрудник МВД должен всего лишь строго исполнять свои служебные обязанности и придерживаться при этом, согласно п. 1 ст. 27 ФЗ № 3-ФЗ от 07.02.2011 г., следующих правил:

  • неукоснительно соблюдать Конституцию РФ и иные правовые акты и кодексы (УК, КоАП РФ и т. п.);
  • четко выполнять отданные в установленном порядке приказы руководства;
  • соблюдать права граждан (в том числе, не разглашать ставшие известными ему сведения об их частной жизни);
  • охранять гостайну (при доступе к секретным данным — особенно 1-го и 2-го уровней секретности);
  • придерживаться требований к служебному поведению полицейских;
  • уведомлять начальство о возникновении конфликта интересов с другими сотрудниками полиции (аттестованными служащими или вольнонаемными работниками), а также о каждой попытке со стороны любых лиц (подозреваемых, свидетелей, прямых подчиненных и т. д.) склонить его к нарушению закона за взятку.

Наказание за превышение полномочий

В силу ст. 286 УК РФ, превышение должностных полномочий сотрудником полиции влечет наложение на него различных «санкций» (от штрафа и простого запрета занимать должности в МВД до многолетнего тюремного заключения) — в зависимости от тяжести содеянного.

При этом следует помнить, что избежать наказания за ПДП сотрудник МВД может только в двух случаях: если при совершении неправомерных действий он пытался обеспечить безопасность людей (общества, государства) либо заведомо не знал, что приказ руководства, который он исполнял, был незаконным.

Если же противоправные действия полицейского были совершены им по любым иным причинам, то избежать ответственности за совершение ПДП (при доказательстве такого превышения) ему не удастся. Основываясь на соответствующей части вышеуказанной 286-й статьи УК, судья может вынести обвиняемому одно из следующих наказаний (или их совокупность):

Часть ст. 286 УК РФНаказание
Штраф (тыс. рублей) Лишение права занимать должность в МВД (лет) Админ. арест (месяцев) Лишение свободы (лет)
1-я До 80 До 5 (без лишения свободы) 4-6 До 4
2-я 100-300 До 3 (с лишением свободы) До 7
3-я До 3 (с лишением свободы) 3-10

Впрочем, существует еще одно обстоятельство, которое может дать преступившему закон полицейскому возможность избежать одного из наказаний, перечисленных в вышеприведенной Таблице 1.

Если сотруднику МВД удастся доказать на судебном процессе, что противоправные действия он совершил не при исполнении своих служебных обязанностей, а как обычное гражданское лицо (например, находясь в отпуске или на больничном), то и судить его будут не по 286-й, а по другой статье Уголовного кодекса. В этом случае он может понести более мягкое наказание, хотя полностью избежать ответственности за преступление у него, конечно, не получится.

Квалифицирующие признаки

Различные виды ПДП квалифицируются собственные признаками, отраженными в разных частях 286-й статьи УК РФ:

  • так, самым простым признаком, согласно ч. 2 данной статьи, является обычное превышение полномочий полицейским, совершенное последним без применения спецсредств и причинения вреда здоровью (любого вида тяжести) либо материального ущерба кому бы то ни было;
  • более тяжкие (особые) признаки ПДП описаны в ч. 3 ст. 286 УК РФ. К ним относятся:
    • насилие, выраженное в нанесении потерпевшему побоев, приведших к причинению вреда легкой или средней степени тяжести, либо незаконное лишение его свободы;
    • использование против гражданина оружия или спецсредств (резиновой дубинки, наручников, слезоточивого газа и т. д.);
    • причинение особо крупного материального ущерба или тяжкого вреда здоровью потерпевшего (включая смерть по неосторожности).

Если же ПДП, совершенное сотрудником МВД, привело к умышленному убийству, то такое преступление квалифицируется уже не по одной 286-й, а по целой совокупности статей (в частности, с использованием ст. 105) УК РФ.

Каким образом можно доказать и куда обращаться

Любой гражданин Российской Федерации, считающий, что против него полицейскими были превышены их должностные полномочия (в том числе, с применением физической силы) может пожаловаться на действия сотрудников полиции, чтобы привлечь их к ответственности, и даже получить от МВД материальную компенсацию за причиненный ему вред. Порядок действий в данном случае таков:

  • Прежде всего, гражданину следует обратиться в следственные органы с заявлением о превышении по отношению к нему должностных полномочий сотрудниками МВД. К заявлению следует приложить:
    • письменные показания свидетелей (их можно подкрепить фото-, аудио- и видеоматериалами);
    • результаты специальной судебно-медицинской экспертизы (хотя для первоначального разбирательства подойдет и обычная справка из больницы, где будут зафиксированы побои, переломы, ожоги и т. п.).
  • Далее нужно дождаться результатов предварительного следствия, которые должны быть вынесены в 10-дневный срок:
    • если следователь согласится, что против гражданина сотрудниками полиции были превышены их полномочия, то заявитель может обращаться в суд с требованием о компенсации за нанесенный его здоровью вред (причиненный ему материальный ущерб);
    • если же следствие откажет в возбуждении дела, то заявитель имеет право обратиться в прокуратуру, где обязаны проверить предоставленные гражданином материалы и, в случае обоснованного обвинения, отправить жалобу потерпевшего для повторного рассмотрения дела следственными органами.

Разумеется, ФЗ № 3 «О полиции» разрешает российским полицейским применять обычную физическую силу (а также спецсредства и табельное оружие) для выполнения их служебных обязанностей. С другой стороны, каждое такое применение строго регламентируется тем же ФЗ № 3 и должностными инструкциями МВД.

Поэтому, для того чтобы избежать уголовного наказания (либо увольнения из полиции с правом занимать в ней определенные должности и штрафа) за свои действия, каждый сотрудник органов правопорядка должен всего лишь четко следовать данным инструкциям и положениям Закона.

И тогда никаких проблем ни у него, ни у членов его семьи не возникнет.

 Загрузка …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector