Статья 286. Превышение должностных полномочий

О том, что должностные лица нередко злоупотребляют своими полномочиями, известно многим и не понаслышке.

Однако далеко не все знают, что подобные деяния ответственных субъектов несут за собой административную, а порой и уголовную ответственность.

Так куда жаловаться, если произошло подобное преступление, как его трактует закон и какое наказание оно влечет за собой – на эти другие вопросы ответит данная статья.

Статья 286. Превышение должностных полномочий

Превышение должностных полномочий – состав преступления

Состав преступления по деяниям, связанным с превышением обязанностей по работе, определен в Уголовном Кодексе РФ в статье 286. В частности, в пункте первом говориться о таких действиях ответственных субъектов, которые выходят за рамки их полномочий и влекут за собой существенное нарушение прав и свобод других граждан.

В пункте втором ст. 286 УК РФ разъясняется состав деяния, совершенного должностным лицом, находящимся на федеральной государственной службе либо во главе местного муниципалитета.

Третий пункт предусматривает уголовное наказание лиц, которые будучи ответственными служащими, совершили умышленные деяния по превышению своих обязанностей с применением оружия, насилия, угрозы вреда здоровью, а также с причинением тяжких последствий.

Статья 286. Превышение должностных полномочий

Превышение должностных полномочий статья 286 УК РФ с ми

Комментарий к статье 286 УК РФ дает четкие и подробные разъяснения всех пунктов по отдельности с приведением примеров. Так, согласно первому пункту данного законодательного акта, объект преступления – это ответственное лицо, чьи полномочия явно превысили допустимые рамки.

Второй пункт комментариев определяет объективную строну, как нарушение прав и свобод граждан (как физических, так и юридических лиц) в результате превышения должностных полномочий ответственным субъектом.

В третьем пункте, на основании судебных решений и научных исследований, говориться о четырех видах данного уголовно наказуемого преступления, а именно:

1- Когда обвиняемый является представителем власти и его действия явно выходят за рамки допустимых прав;2- Совершение деяний, которые в соответствии с законодательством могут быть совершены исключительно коллегиально;3- Совершение преступления с использованием оружия, когда нет оснований для этого;4- Запрещенные законом и недопустимые деяния уполномоченных субъектов (нанесение побоев подозреваемому в полицейском участке и т.д.).

Возникла проблема? Позвоните юристу:

+7 (499) 703-46-28 — Москва, Московская область +7 (812) 309-76-23 — Санкт-Петербург, Ленинградская область Звонок бесплатный!

Превышение должностных полномочий сотрудником полиции

Наиболее опасным видом преступления, квалифицированного по ст. 286 УК РФ, является нарушение своих полномочий работниками полиции. Такие деяния наказываются по всей строгости закона.

Так, в соответствии со ст. 286 УК, максимальный срок наказания составляет четыре года.

А в случае, если полицейский использовал насильственные действия либо применил оружие, то тюремный срок может составить 10 лет заключения под стражу.

Статья 286. Превышение должностных полномочий

Наказание за превышение должностных полномочий

Пунктом первым ст. 286 УК наказание определяется в пределах от штрафных санкций в размере 80 000 рублей до заключения под стражу на 4 года с лишением права занимать определенные должностные посты в течении 5 лет.

Преступление, квалифицируемое по пункту 2 того же акта, влечет штраф от 100 000 до 300 000 рублей либо максимальный срок тюрьмы до семи лет также с лишением возможности занимать ответственные посты на установленный судом период. Деяния, приговор по которым был вынесен в соответствии с пунктом три с. 286, определяет уголовное наказании в виде десяти лет тюремного срока.

Судебная практика

Судебная практика по статье за превышение должностных полномочий, к сожалению, изобилует примерами данного вида преступлений. Так, полицейские нередко применяют к арестованным насильственные действия, подвергают их избиениям, угрозам и моральному унижению.

Показания у подозреваемых, порой, выбиваются под угрозой использования оружия. Нередки подобные правонарушения и среди сотрудников дорожно-постовых служб.

Конечно, все перечисленные деяния не должны оставаться безнаказанными и лица, превысившие свои должностные обязанности и права, обязаны понести наказания по всей суровости действующего закона.

Куда жаловаться?

Чтобы добиться справедливости каждый гражданин должен знать о своих правах. Так, если вы стали свидетелем ситуации, когда должностное лицо явно превысило полномочия, следует незамедлительно писать заявление со ссылкой на статью 286 УК РФ и нести его в прокуратуру.

Источник

Адвокат по ст. 286 УК РФ Превышение должностных полномочий

Статья 286. Превышение должностных полномочийСтатья 286. Превышение должностных полномочийЯ, как адвокат, предоставляю защиту в том числе по ст. 286 УК РФ – превышение должностных полномочий. Привлечение к ответственности по данной статье возможно после выявления случаев совершения действия, которые выходят за пределы полномочий должностного лица. Например, при задержании преступника было необоснованно применено огнестрельное оружие.

Подозрение в превышении полномочий часто основывается на субъективном мнении заявителя. В доказывании этого признака учитывается наличие-отсутствие документального подтверждения по границам полномочий (закон, инструкция, внутреннее положение и пр.). Здесь «скрывается» масса возможностей для защиты.

Тяжесть санкции зависит от квалификации преступления – степень опасности деяния, совокупность с другими противоправными действиями, наличие рецидива. При рассмотрении дела учитывается, наступило ли существенное нарушение прав посторонних лиц, организаций. В зависимости от этих факторов возможно наказание вплоть до 10 лет лишения свободы.

Защита по ст. 286 УК РФ Превышение должностных полномочий

Разобраться в квалификации поможет мой опыт, как адвоката по таким делам. Защита по ст. 286 УК РФ осуществляется после рассмотрения собранных следствием доказательств, иных существенных факторов. Например, действительно ли в отношении заявителя применялось насилие, относился ли подследственный на момент совершения деяния к категории «должностное лицо».

Подключение к делу адвоката поможет:

  1. Правильно сформулировать показания в сторону снижения тяжести деяний;
  2. Компенсировать отсутствие нужных знаний в уголовном законодательстве РФ;
  3. Перевести ситуацию при неопровержимых доказательствах в сторону смягчения.

Потенциально риски привлечения к ответственности по ст. 286 УК РФ имеются у муниципальных, государственных служащих, должностных лиц, включая сотрудников, наделенных функциями административного, распорядительного характера. Следствию выгодно представить всю ситуацию в наиболее тяжелом виде, поэтому рекомендуется обращаться за защитой с момента задержания.

Тогда будет проще избежать необоснованного помещения в СИЗО, обработки со стороны адвоката «от государства» с целью быстрее закрыть дело путем признания вины, пусть и частичного. После подписания бумаг, оформленных без профильного специалиста, сложнее выстраивать защиту. Все действия лучше делать под моим руководством, после тщательного изучения материалов.

????️ Что включает защита по уголовному делу

Защита по уголовному делу включает в себя мое участие в качестве защитника на этапе предварительного расследования и в суде, вплоть до подачи апелляционной жалобы на приговор, в случае несогласия с ним подзащитного. Объем юридической помощи оговаривается соглашением. В защиту доверителя я, как адвокат, осуществляю следующие действия:

  • консультирование;
  • выработка линии защиты;
  • подготовка подзащитного к следственным действиям;
  • участие с подзащитным в следственных действиях;
  • подготовка процессуальных заявлений и ходатайств;
  • подготовка жалоб на действия/бездействие стороны обвинения;
  • сбор доказательств путем направления адвокатского запроса, опроса свидетелей с их согласия;
  • ознакомление с материалами дела;
  • защита в судебных заседаниях по делу;
  • подготовка и подача жалобы на приговор;
  • осуществление иных действий и процессуальных полномочий в интересах подзащитного.

Все мои действия направлены на отстаивание интересов подзащитного. Единственный, кто может выступать на стороне обвиняемого это адвокат, и чтобы защита была эффективной, необходимо доверие к защитнику. Я должен знать о деле ровно столько, сколько знает подзащитный, только тогда при выстраивании защиты могут быть учтены все обстоятельства.

ПОЗВОНИТЬ АДВОКАТУ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ СЕЙЧАС: 8(929)500-70-55

????️ Порядок работы

Для получения юридической помощи необходимо позвонить мне по телефону ????8(929)500-70-55 или написать в мессенджер WhatsApp, коротко изложив свою проблему. Если вопрос в моей компетенции, мы договоримся о встрече.

Все вопросы по перспективам и стоимости ведения уголовного дела обсуждаются только при очной встрече, по телефону их задавать не нужно, если Вам необходимо узнать примерную цену, пожалуйста, ознакомьтесь с ориентировочным размером гонорара в соответствующем разделе.

Оценить мой опыт и профессионализм вы также можете, изучив на сайте информацию обо мне и ознакомившись с завершёнными делами в разделе «Практика».

Работа по уголовному делу состоит из следующих этапов:

На основании сообщенных сведений определяются перспективы, первичная линия защиты, прогнозируется стоимость юридической помощи и возможные результаты.

2. ???? Заключение соглашения

Заключается соглашение на защиту, в котором определяется объем юридической помощи и размер гонорара. Соглашение может быть заключено доверителем как в своих интересах, так и в защиту другого лица — родственника, знакомого.

3. ???? Встреча с подзащитным

Если подзащитный находится под стражей, следующим этапом будет встреча с ним, получение согласия на защиту, выяснение обстоятельств и позиции по делу.

Встреча с должностным лицом, в чьем производстве находится дело, вступление в дело в качестве защитника, и ознакомление с теми материалами дела, с которыми возможно ознакомиться на данном этапе.

5. ???? Разработка линии защиты

На основании полученных сведений и материалов проводится более подробный и точный анализ перспектив дела, что обсуждается при встрече с подзащитным, вырабатывается окончательная линия защиты.

6. ????️ Осуществление защиты

Защита на соответствующем этапе уголовного дела, включая участие в следственных и процессуальных действиях, заявление ходатайств и жалоб, сбор и приобщение доказательств защиты, оспаривание действий обвинения.

????️ Какими могут быть результаты моей работы

Результат по уголовному делу зависит от многих факторов, не все из них подконтрольны, поэтому результат можно с некоторой долей вероятности спрогнозировать, и выполнять все возможные действия для его достижения.

Со своей стороны я гарантирую компетентность и профессионализм, должное внимание и полную вовлеченность в дело, обещаю использовать все перспективные и дозволенные законом возможности для улучшения положения подзащитного.

Результаты моей работы на разных стадиях уголовного процесса могут быть следующими:

  • Избрание меры пресечения, не связанной с лишением свободы;
  • Прекращение уголовного преследования по реабилитирующим основаниям (отсутствие события, состава преступления, установление непричастности к преступлению);
  • Прекращение уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям (срок давности, примирение, деятельное раскаяние, амнистия);
  • Переквалификация инкриминируемого преступления на менее тяжкое;
  • Назначение вида наказания, не связанного с лишением свободы;
  • Назначение условного наказания;
  • Назначение наказания ниже низшего предела, предусмотренного санкцией инкриминируемой статьи;
  • Назначение наказания по нижней границе санкции инкриминируемой статьи;
  • Назначение минимально возможного наказания с учетом отягчающих и смягчающих обстоятельств, предусмотренного санкцией инкриминируемой статьи;
  • Предоставление отсрочки от отбывания наказания;
  • Изменение вида исправительного учреждения (перережим);
  • Условно-досрочное освобождение;
  • Замена неотбытой части наказания более мягким видом;
  • Освобождение от отбывания наказания в связи с тяжелой болезнью;
  • Досрочное снятие судимости;
  • Смягчение наказания в связи с изданием улучшающего положение уголовного закона;
Читайте также:  Дополнительный отпуск при рождении ребенка отцу

Практика по уголовным делам:

Снижение назначенного приговором суда штрафа по делу о взятке по ст. 291 УК РФ

Прекращение уголовного дела о мошенничестве по ч. 2 ст. 159 УК РФ за примирением

Минимальный штраф за присвоение или растрату по ч. 2 ст. 160 УК РФ

Прокурор разъясняет — Прокуратура Тульской области

Понятие и ответственность за превышение должностных полномочий (ст.

286 УК РФ) (Белевский район)

  • Уголовная ответственность за превышение должностных полномочий, предусмотренная статьей 286 Уголовного кодекса Российской Федерации, наступает в случае совершения должностным лицом активных действий, явно выходящих за пределы его полномочий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, если при этом должностное лицо осознавало, что действует за пределами возложенных на него полномочий.
  • Превышение должностных полномочий может выражаться, например, в совершении должностным лицом при исполнении служебных обязанностей действий, которые:
  • — относятся к полномочиям другого должностного лица (вышестоящего или равного по статусу);
  • — могут быть совершены только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте (напр., применение оружия в отношении несовершеннолетнего, если его действия не создавали реальной опасности для жизни других лиц);
  • — совершаются должностным лицом единолично, однако могут быть произведены только коллегиально либо в соответствии с порядком, установленным законом, по согласованию с другим должностным лицом или органом;
  • — никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать.
  • В последнем случае превышение должностных полномочий может выражаться, например, в нанесении побоев задержанным или заключенным под стражу лицам, причинении вреда их здоровью.

Явный (т.е. очевидный, существенный, грубый) выход действий лица за пределы предоставленных полномочий — понятие оценочное и устанавливается применительно к конкретным обстоятельствам дела. При этом о явности следует говорить в тех случаях, когда превышение является очевидным, бесспорным.

Совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, наказывается штрафом в размере до 80 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет, либо принудительными работами на срок до 4 лет, либо арестом на срок от 4 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 4 лет.

То же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, наказывается штрафом в размере от 100 тысяч до 300 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового, либо лишением свободы на срок до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

Помощник прокурора С.В. Кинжаков

Прямая ссылка на материал
Поделиться

  1. Уголовная ответственность за превышение должностных полномочий, предусмотренная статьей 286 Уголовного кодекса Российской Федерации, наступает в случае совершения должностным лицом активных действий, явно выходящих за пределы его полномочий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, если при этом должностное лицо осознавало, что действует за пределами возложенных на него полномочий.
  2. Превышение должностных полномочий может выражаться, например, в совершении должностным лицом при исполнении служебных обязанностей действий, которые:
  3. — относятся к полномочиям другого должностного лица (вышестоящего или равного по статусу);
  4. — могут быть совершены только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте (напр., применение оружия в отношении несовершеннолетнего, если его действия не создавали реальной опасности для жизни других лиц);
  5. — совершаются должностным лицом единолично, однако могут быть произведены только коллегиально либо в соответствии с порядком, установленным законом, по согласованию с другим должностным лицом или органом;
  6. — никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать.
  7. В последнем случае превышение должностных полномочий может выражаться, например, в нанесении побоев задержанным или заключенным под стражу лицам, причинении вреда их здоровью.

Явный (т.е. очевидный, существенный, грубый) выход действий лица за пределы предоставленных полномочий — понятие оценочное и устанавливается применительно к конкретным обстоятельствам дела. При этом о явности следует говорить в тех случаях, когда превышение является очевидным, бесспорным.

Совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, наказывается штрафом в размере до 80 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет, либо принудительными работами на срок до 4 лет, либо арестом на срок от 4 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 4 лет.

То же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, наказывается штрафом в размере от 100 тысяч до 300 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового, либо лишением свободы на срок до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

Помощник прокурора С.В. Кинжаков

В чем разница между злоупотреблением и превышением должностных полномочий по статьям 285 и 286 ук рф?

При осуществлении защиты по уголовным делам о злоупотреблении должностными полномочиями (статья 285 УК РФ) и о превышении должностных полномочий (статья 286 УК РФ) всегда необходимо выяснять, является ли привлекаемое к уголовной ответственности лицо субъектом указанных преступлений — должностным лицом. При этом следует исходить из того, что в соответствии с пунктом 1 примечаний к статье 285 УК РФ должностными признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

К исполняющим функции представителя власти следует относить лиц, наделенных правами и обязанностями по осуществлению функций органов законодательной, исполнительной или судебной власти, а также, исходя из содержания примечания к статье 318 УК РФ, иных лиц правоохранительных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, организациями, учреждениями независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

Под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п.

К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии).

Как административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).

Исполнение функций должностного лица по специальному полномочию означает, что лицо осуществляет функции представителя власти, исполняет организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, возложенные на него законом, иным нормативным правовым актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должностным лицом (например, функции присяжного заседателя). Функции должностного лица по специальному полномочию могут осуществляться в течение определенного времени или однократно, а также могут совмещаться с основной работой.

Читайте также:  Налоги при продаже нежилого помещения физлицом

При временном исполнении функций должностного лица или при исполнении их по специальному полномочию лицо может быть признано должностным лишь в период исполнения возложенных на него функций.

Если лицо, назначенное на должность с нарушением требований или ограничений, установленных законом или иными нормативными правовыми актами, к кандидату на эту должность (например, при отсутствии диплома о высшем профессиональном образовании, необходимого стажа работы, при наличии судимости и т.п.

), из корыстной или иной личной заинтересованности использовало служебные полномочия вопреки интересам службы либо совершило действия, явно выходящие за пределы его полномочий, повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, то такие действия следует квалифицировать соответственно как злоупотребление должностными полномочиями либо как превышение должностных полномочий.

В Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства, должностные лица, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющие организационно-распорядительные и (или) административно-хозяйственные функции, могут являться начальниками по служебному положению и (или) воинскому званию.

Начальниками по служебному положению являются лица, которым военнослужащие подчинены по службе.

К ним следует относить: лиц, занимающих соответствующие воинские должности согласно штату (например, командира отделения, роты, начальника вещевой службы полка); лиц, временно исполняющих обязанности по соответствующей воинской должности, а также временно исполняющих функции должностного лица по специальному полномочию.

  • Лица гражданского персонала являются начальниками для подчиненных военнослужащих в соответствии с занимаемой штатной должностью.
  • Субъектом преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 285 УК РФ и частью 1 статьи 286 УК РФ, является лицо, осуществляющее функции представителя власти, выполняющее организационно-распорядительные или (и) административно-хозяйственные функции в государственном органе, органе местного самоуправления, государственном и муниципальном учреждении, государственной корпорации, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации и при этом не занимающее в указанных органах государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъектов Российской Федерации.
  • При решении вопроса о субъекте преступления, предусмотренного частью 2 статьи 285 УК РФ или частью 2 статьи 286 УК РФ, следует исходить из пунктов 2 и 3 примечаний к статье 285 УК РФ, согласно которым под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, понимаются лица, занимающие государственные должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов (пункт 2 примечаний), а под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации, — лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации (пункт 3 примечаний). 
  • Наряду с лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, субъектом ответственности по части 2 статьи 285 УК РФ и части 2 статьи 286 УК РФ является глава органа местного самоуправления, под которым следует понимать только главу муниципального образования — высшее должностное лицо муниципального образования, наделенное уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
  • При осуществлении защиты по уголовным делам данной категории необходимо иметь в виду, что в случаях, когда деяние, содержащее признаки злоупотребления должностными полномочиями (статья 285 УК РФ) или превышения должностных полномочий (статья 286 УК РФ), совершено должностным лицом для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности, охраняемым законом интересам общества или государства, и эта опасность не могла быть устранена иными средствами, то такое деяние не может быть признано преступным при условии, что не было допущено превышения пределов крайней необходимости (статья 39 УК РФ).
  • Не могут быть признаны преступными деяния должностного лица, связанные с использованием служебных полномочий, повлекшие причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам, если они были совершены во исполнение обязательного для него приказа или распоряжения (статья 42 УК РФ).

Должностное лицо, совершившее умышленное преступление, предусмотренное статьей 285 УК РФ или статьей 286 УК РФ, во исполнение заведомо для него незаконного приказа или распоряжения, несет уголовную ответственность на общих основаниях.

При этом действия вышестоящего должностного лица, издавшего такой приказ или распоряжение, следует рассматривать при наличии к тому оснований как подстрекательство к совершению преступления или организацию этого преступления и квалифицировать по соответствующей статье Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации со ссылкой на часть 3 или часть 4 статьи 33 УК РФ.

Должностное лицо, издавшее заведомо незаконный приказ или распоряжение подчиненному лицу, не осознавшему незаконность такого приказа или распоряжения и исполнившему его, подлежит ответственности как исполнитель преступления.

Под использованием должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы (статья 285 УК РФ) следует понимать совершение таких деяний, которые хотя и были непосредственно связаны с осуществлением должностным лицом своих прав и обязанностей, однако не вызывались служебной необходимостью и объективно противоречили как общим задачам и требованиям, предъявляемым к государственному аппарату и аппарату органов местного самоуправления, так и тем целям и задачам, для достижения которых должностное лицо было наделено соответствующими должностными полномочиями. В частности, как злоупотребление должностными полномочиями должны квалифицироваться действия должностного лица, которое из корыстной или иной личной заинтересованности совершает входящие в круг его должностных полномочий действия при отсутствии обязательных условий или оснований для их совершения (например, выдача водительского удостоверения лицам, не сдавшим обязательный экзамен; прием на работу лиц, которые фактически трудовые обязанности не исполняют; освобождение командирами (начальниками) подчиненных от исполнения возложенных на них должностных обязанностей с направлением для работы в коммерческие организации либо обустройства личного домовладения должностного лица).

Ответственность по статье 285 УК РФ наступает также за умышленное неисполнение должностным лицом своих обязанностей в том случае, если подобное бездействие было совершено из корыстной или иной личной заинтересованности, объективно противоречило тем целям и задачам, для достижения которых должностное лицо было наделено соответствующими должностными полномочиями, и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства.

При решении вопроса о наличии в действиях (бездействии) виновного лица состава преступления, предусмотренного статьей 285 УК РФ, под признаками субъективной стороны данного преступления, кроме умысла, следует понимать: корыстную заинтересованность — стремление должностного лица путем совершения неправомерных действий получить для себя или других лиц выгоду имущественного характера, не связанную с незаконным безвозмездным обращением имущества в свою пользу или пользу других лиц (например, незаконное получение льгот, кредита, освобождение от каких-либо имущественных затрат, возврата имущества, погашения долга, оплаты услуг, уплаты налогов и т.п.); иную личную заинтересованность — стремление должностного лица извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленное такими побуждениями, как карьеризм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса, скрыть свою некомпетентность и т.п.

  1. Как использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы следует рассматривать протекционизм, под которым понимается незаконное оказание содействия в трудоустройстве, продвижении по службе, поощрении подчиненного, а также иное покровительство по службе, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности.
  2. В отличие от предусмотренной статьей 285 УК РФ ответственности за совершение действий (бездействия) в пределах своей компетенции вопреки интересам службы ответственность за превышение должностных полномочий (статья 286 УК РФ) наступает в случае совершения должностным лицом активных действий, явно выходящих за пределы его полномочий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, если при этом должностное лицо осознавало, что действует за пределами возложенных на него полномочий.
  3. Превышение должностных полномочий может выражаться, например, в совершении должностным лицом при исполнении служебных обязанностей действий, которые: относятся к полномочиям другого должностного лица (вышестоящего или равного по статусу); могут быть совершены только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте (например, применение оружия в отношении несовершеннолетнего, если его действия не создавали реальной опасности для жизни других лиц); совершаются должностным лицом единолично, однако могут быть произведены только коллегиально либо в соответствии с порядком, установленным законом, по согласованию с другим должностным лицом или органом; никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать.
  4. Исходя из диспозиции статьи 286 УК РФ для квалификации содеянного как превышение должностных полномочий мотив преступления значения не имеет.
  5. При рассмотрении уголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьей 285 УК РФ или статьей 286 УК РФ всегда надлежит выяснять, какими нормативными правовыми актами, а также иными документами установлены права и обязанности обвиняемого должностного лица.
  6. МАКСИМ СТАРКОВ —
  7. Адвокат Московской коллегии адвокатов «Старков и партнеры».

Статья 286 УК РФ с Комментарием 2021: последние изменения и поправки, судебная практика

Объектом преступления является нормальная деятельность аппарата управления государственных органов и органов местного самоуправления.

Объективная сторона преступления заключается в совершении должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организации, либо охраняемых законом интересов общества или государства.

Состав является материальным, преступление считается оконченным при наступлении предусмотренных ч. 1 ст. 285 последствий. Следовательно, объективная сторона требует установления:

  1. действий, выходящих за пределы полномочий должностного лица;
  2. последствий — существенных нарушений прав и законных интересов;
  3. причинной связи между действиями и последствием.

Преступление характерно тем, что должностное лицо вышло за пределы предоставленных ему полномочий, которые были предоставлены ему законом или специальным нормативным актом.

Читайте также:  Приватизация квартиры военнослужащими по договору соц найма, приватизация жилья военнослужащими

Для установления состава преступления требуется обратиться к нормативному акту, определяющему полномочия должностного лица, и определить их пределы.

Превышение должностных полномочий может означать, например, совершение действий, входящих в компетенцию вышестоящего должностного лица либо требующих коллегиального решения.

Уголовная ответственность наступает лишь в том случае, если должностное лицо обладало какими-либо полномочиями по отношению к потерпевшему физическому лицу или к организации, права и интересы которых существенно нарушены.

Существенные нарушения, как последствия превышения должностных полномочий, устанавливаются в зависимости от обстоятельств дела, характера и размера причиненного ущерба, количества потерпевших и др.

В любых случаях существенными следует считать нарушения конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Существенные нарушения могут быть связаны с нарушением работы органов государственной власти и местного самоуправления.

  Как получить рассрочку штрафа по уголовному делу?

Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной формой вины (умысел прямой или косвенный).

Лицо сознает, что выходит за пределы своих должностных полномочий, предвидит, что они приведут к причинению существенного вреда охраняемым законом правам и интересам, желает этого или сознательно допускает либо относится к последствиям безразлично.

Субъект преступления — должностное лицо.

Как и в ст. 285 квалифицированным видом состава является совершение неправомерных действий лицом, занимающим государств венную должность РФ или государственную должность субъекта РФ а равно главой органа местного самоуправления.

Особо квалифицированным видом преступления является превышение должностных полномочий, если они совершены:

  • с применением насилия или угрозы его применения;
  • с применением оружия или спец. средств;
  • с причинением тяжких последствий.

Под насилием, квалифицируемым по ч. 3 ст. 286, понимаются нанесение побоев, истязания, ограничение свободы, умышленное причинение здоровью вреда средней тяжести. В случае убийства или причинения тяжкого вреда здоровью действия виновного квалифицируются по совокупности ст. 286 и 105 или 111 УК.

Законом предусматривается возможность применения правоохранительными органами оружия и специальных средств (резиновых дубинок, слезоточивого газа, служебных собак и др.).

Применение оружия и специальных средств при превышении должностных полномочий есть способ физического воздействия на потерпевшего либо угрозы применения насилия.

Не исключено, что применение их может привести к причинению вреда здоровью потерпевшего.

Тяжкими последствиями, квалифицируемыми по ч. 3 ст. 286 может быть причинение по неосторожности смерти, самоубийство потерпевшего, психическое заболевание. Признание последствий тяжкими зависит от обстоятельств дела.

Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления

  1. Отдельные виды преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления
      Злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ)
  2. Превышение должностных полномочий (ст.

    286 УК РФ)

  3. Отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации (ст. 287 УК РФ)
  4. Присвоение полномочий должностного лица (ст. 288 УК РФ)
  5. Незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ)
  6. Служебный подлог (ст.

    292 УК РФ)

  7. Халатность (ст. 293 УК РФ)
  8. Уголовная ответственность за взяточничество
      Получение взятки (ст. 290 УК РФ)
  9. Дача взятки (ст.

    291 УК РФ)

Государственные служащие и муниципальные служащие, не относящиеся к числу должностных лиц, несут уголовную ответственность по статьям настоящей главы в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями.

Обособленно выделяют случаи, когда превышение полномочий привело к наступлению тяжких последствий, либо было реализовано с применением насилия.

В этом случае в виде объективной стороны всегда выступают права гражданина, гарантированные ему действующим профильным законом. Субъект — всегда должностное лицо (т.е. то, которое обладает специальными полномочиями). Что касается субъективной стороны, то она всегда выражается в совершении действий, выходящих за пределы должностной инструкции субъекта.

Согласно статье за превышение должностных полномочий № 286 УК РФ, к субъекту преступления не относится лицо, занимающее служебное положение не в сфере государственной власти. В качестве наказания к нему могут применить дисциплинарное взыскание.

Штраф в данном случае возрастает до 100-300 тыс.р. Также госслужащему грозят обязательные работы на период до 5 лет или лишение свободы вплоть до 7 лет (по нормам ч.2 ст.286 УК РФ).

Важным критерием здесь также выступает и последующее лишение заниматься конкретной деятельностью (занимать пост). И это наказание идет в дополнение к штрафу и лишению свободы. Т.е. основными особенностями данной диспозиции значатся следующие элементы:

  • субъект должен занимать должность предусматривающую определенные полномочия (должна иметься инструкция);
  • действия должны вызывать существенное нарушение прав потерпевшего (таковыми могут значится граждане, государство или какая-либо организация);
  • умысел может иметь корыстный характер, или отсутствие такового.

Очевидный выход за рамки компетенции относится к оценочным понятиям. Явность нарушения устанавливается относительно конкретных обстоятельств события. При этом о ней необходимо говорить, когда превышение полномочий носит бесспорный, очевидный характер. Некоторые разъяснения даются по этому вопросу в Постановлении Пленума ВС №19 от 16 окт. 2009 г.

Если возвратиться к ранее рассмотренной статье 268 УК РФ (желательно с ми), то можно узнать и степенях/мерах ответственности. УК РФ определяет следующее:

  • максимальные санкции для негосударственных служащих по статье составляют наказание сроком до 4 лет колонии;
  • для государственных служащих — до 7 лет колонии;
  • применение оружия/насилия/тяжкие последствия — до 10 лет колонии.

Например, если для сотрудника полиции отсутствует угроза жизни от беременной женщины, то установлен полнейший запрет на применение огнестрельного оружия.

Согласно УК РФ, по инкриминируемой Сергею Фургалу ч. 2 ст. 105 предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от 8 до 20 лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет, либо пожизненное лишение свободы, либо смертная казнь (сейчас в России на нее действует мораторий).

  • Рассматриваемая норма, в отличие от статьи 285, предусматривающей наказание за бездействия/действия лица в рамках компетенции вопреки служебным интересам, охватывает активные поведенческие акты, выходящие за ее пределы.
  • Как пояснили в Судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда, совершенные преступления, за которые предусмотрено пожизненное заключение, свидетельствуют об их высокой общественной опасности, поэтому в отношении таких преступлений могут применяться иные правила, касающиеся сроков давности.
  • Рассматриваемая норма, в отличие от статьи 285, предусматривающей наказание за бездействия/действия лица в рамках компетенции вопреки служебным интересам, охватывает активные поведенческие акты, выходящие за ее пределы.

Превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ) формулирует ответственность за действия лиц (служащих государственных и местных органов власти), которые явным образом выходят за рамки их компетенции. Санкции налагаются в случае возникновения существенного нарушения интересов и прав организаций либо граждан, общества, государства. Рассмотрим далее принятые изменения в ст. 286 УК РФ.

Помимо этого, в явное превышение входит совершение действий, которые не должно выполнять, ни при каких обстоятельствах, ни одно из должностных лиц. Также под определение такого состава будет включаться совершение властным сотрудников единоличных действий, тогда как нормативные акты предусматривают обязательный коллегиальный характер их выполнения.

  1. Нередко грамотная защита позволяет смягчить приговор даже при наличии очевидной вины либо допускается возможность и вовсе уйти от уголовного наказания.
  2. Для привлечения к возможным мерам наказания за превышение полномочий может привлекаться далеко не каждый субъект, работающий в официальных государственных структурах.
  3. Сроки давности исчисляются со дня совершения преступления и до момента вступления приговора суда в законную силу.

Характеристика и ключевые особенности

Совершаются в случае возникновения особых обстоятельств. Они должны быть, в свою очередь, определены нормативным актом.

Мотивы для совершения рассматриваемого преступления могут быть абсолютно разными. К примеру, лицами может двигать корысть, месть, карьеризм. Эти мотивы не имеют значения в процессе квалификации содеянного по ст. 286 УК РФ. Субъект деяния специальный.

Сроки давности исчисляются со дня совершения преступления и до момента вступления приговора суда в законную силу. В случае совершения лицом нового преступления сроки давности по каждому преступлению исчисляются самостоятельно.

Под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

Определение пределов компетенции

При наличии признаков преступлений, предусмотренных ст. 105 и ч. ч. 3 и 4 ст. 111 УК, совершенных в ходе превышения должностных полномочий, содеянное следует квалифицировать по совокупности со ст. 286 УК.

  Что делать если муж бьет жену куда обращаться

С этой стороны превышение полномочий может выражаться в действиях, которые:

  1. Совершаются в случае возникновения особых обстоятельств. Они должны быть, в свою очередь, определены нормативным актом. К примеру, по ст. 286 УК РФ будет квалифицироваться применение оружия по отношению к несовершеннолетнему лицу, если его поведение не создавало реальной угрозы для других людей.
  2. Не могут совершаться ни при каких обстоятельствах.
  3. Относятся к компетенции другого служащего (равного по статусу либо вышестоящего).
  4. Совершены единолично, но допустимы только коллегиально или согласно порядку, сформулированному в законе, по согласованию с другими лицами или органами.

Необходимо установить причинно-следственную связь между возникшими нарушениями прав и действиями представителя власти. Мотив поступка может материальным или личным, а в части умысла нет ограничений – он может быть прямой или косвенный.

Деяния, которые предусмотрены в ч. 1 и ч. 2 ст. 286 УК РФ, могут быть совершены:

  • С применением спецсредств или оружия.
  • С причинением последствий тяжкого характера.
  • С применением насильственных действий или с угрозой их использования.