Возбуждение дела об административном правонарушении

Административное правонарушение и административная ответственность — особые правовые категории. Они регламентируются соответствующими нормами. В них предусматриваются основания, по которым начинается изучение материалов, условия, при которых оно завершается, субъекты, на которых распространяются санкции.

Возбуждение дела об административном правонарушении

КоАП

Об административных правонарушениях говорится во многих актах. Однако основная информация содержится в отраслевом нормативном документе. Им является Кодекс об административных правонарушениях. Особое внимание следует обратить на ст. 28.1. В ней устанавливаются основания, по которым допускается возбуждение дела об административном правонарушении.

Приведенный в статье список считается исчерпывающим.

В соответствии с этими основаниями исследование обстоятельств начинается при наличии достаточной информации, указывающей на совершение проступка, материалов, в которых присутствуют такие сведения, а также обоснованных заявлений и сообщений от физлиц, СМИ или организаций.

Пункт 3 части 1 этой статьи определяет специальных субъектов, от которых могут приниматься данные о том, что есть административное правонарушение и административная ответственность. В частности речь идет о проступках, за которые предусмотрено наказание в форме дисквалификации.

Основания

Возбуждение дела об административном правонарушении осуществляется при:

  1. Непосредственном обнаружении должностными лицами, которые уполномочены составлять акты, фиксирующие проступки, достаточных сведений, указывающих на наличие такого рода события.
  2. Поступлении из правоохранительных, а также иных госорганов, структур местного управления, общественных организаций материалов, в которых присутствует информация о совершенных проступках.
  3. Принятии заявлений от физических и юрлиц, представителей СМИ, указывающих на административное правонарушение.
  4. Фиксации проступка в сфере дорожного движения автоматическими техническими средствами, имеющими соответствующие функции, или устройствами кино- и фотосъемки.
  5. Подтверждении сведений, содержащихся в заявлении или сообщении владельца/собственника ТС о том, что в сформулированных в п. 4 случаях автомобиль находился в пользовании иного лица.

Возбуждение дела об административном правонарушении

Дифференциация

На первоначальной стадии крайне важной является правильная квалификация события. Состав административного правонарушения может граничить с преступлением. Дифференциация событий осуществляется по нормам УК.

В них присутствуют квалифицирующие признаки деяний. К примеру, это может быть размер нанесенного вреда. В ряде случаев состав административного правонарушения граничит с дисциплинарным проступком. При квалификации события их также следует дифференцировать.

В этих случаях руководствоваться нужно ст. 2.5 КоАП.

Общий порядок

Закон об административных правонарушениях предписывает совершить надлежащие процессуальные действия. С этого момента изучение материалов и выяснение обстоятельств будут считаться начатыми процедурами. К процессуальным следует относить действия, касающиеся оформления актов, постановлений, определений. Обжалование указанных документов осуществляется в порядке, установленном в гл. 30.

Составление акта

Протокол об административном правонарушении выступает в качестве процессуального документа. Он считается основанием для начала соответствующих действий. В этом акте фиксируется непосредственно сам факт совершения проступка.

Протокол об административном правонарушении содержит сведения о том, кем, когда и где он оформлен. Особое значение имеет наименование должности лица, которое составило акт.

При оформлении документа неуполномоченным субъектом он признается ничтожным и возвращается в орган, в котором был составлен.

Возбуждение дела об административном правонарушении

Идентификация субъекта

Закон об административных правонарушениях требует обязательного указания в акте данных о лице, в отношении которого он составляется. Личность субъекта устанавливается по документам, которые у него имеются.

В случае их отсутствия названные им устно данные подлежат проверке. Для установления личности допускается задержание субъекта, досмотр его вещей, ТС, изъятие документов и предметов, имеющихся у него.

Если при совершении проступка были свидетели или потерпевшие, в протокол заносятся сведения о них.

Обязательные данные

В документе должно быть зафиксировано время события. Это имеет особое процессуальное значение, поскольку возбуждение дела об административном правонарушении допускается не позднее 2 месяцев с даты его совершения. В некоторых случаях данный срок увеличен до года.

В акте также должны присутствовать сведения о месте события. Это необходимо для правильного установления органа, уполномоченного на рассмотрение данного дела. В акте также должно содержаться описание события. Характеристика правонарушения позволяет правильно его квалифицировать.

В протоколе указывается конкретная статья, устанавливающая наказание за проступок.

Объяснения

В протоколе фиксируются пояснения лица, в отношении которого он составляется. Их наличие выступает как один из источников доказательств обстоятельств совершения проступка. При необходимости пояснения могут записываться отдельно и прилагаться к протоколу. В соответствии с этой информацией устанавливается наличие вины, выявляются обстоятельства, способствующие смягчению санкций.

Возбуждение дела об административном правонарушении

Гарантии

При составлении протокола всем участникам производства разъясняются их обязанности и права. В качестве важнейшей гарантии достоверности и полноты сведений, присутствующих в документе, субъектам предоставляется возможность ознакомиться с ним.

Более того, лица, в отношении которых составлен акт, могут представить свои замечания и объяснения по содержанию акта в письменном виде. Уполномоченное лицо обязано приложить их к протоколу. Составление документа завершается подписью служащего, составившего его, и субъектом, совершившим проступок.

Копия документа вручается последнему под роспись.

Полномочия прокурора

Они установлены в ст. 28.4. Кодекс об административных правонарушениях формулирует полномочия прокурора посредством перечисления конкретных норм особенной части. Он может, в частности, начать производство об административных правонарушениях, связанных с несоблюдением установленного порядка и правил:

  • Избирательного процесса.
  • Распоряжения объектами, формирующими жилой фонд.
  • Ограничения прав управления ТС и его эксплуатации и проч.

Кроме этого, прокурор может вынести постановление об административном правонарушении в иных случаях. Для этого факт совершения проступка должен быть выявлен в ходе его надзорной деятельности. Данное положение закрепляется в ст. 22 и ст. 25 ФЗ «О прокуратуре РФ».

Решение

Постановление об административном правонарушении, вынесенное прокурором, должно направляться в уполномоченный орган немедленно после составления.

Более продолжительный период может устанавливаться, если необходимо выяснить дополнительные обстоятельства по событию. Постановление выносится не позднее 2 месяцев с даты установления факта нарушения. В ст. 28.

2 сформулированы требования к должностным лицам, составляющим акты.

Возбуждение дела об административном правонарушении

Упрощенный порядок

В случаях, специально предусмотренных в КоАП, допускается производство по делу без составления акта. Это, в частности, касается ситуации, когда проступок признается незначительным и за него может назначаться штраф или предупреждение.

Если протокол составлен не был, то должностное лицо на месте происшествия оформляет наложение санкции. При совершении проступка в сфере дорожного движения составляется протокол о наложении штрафа в порядке, установленном в ст. 32.3. При этом субъекту выдается квитанция.

Сам штраф на месте не взимается. Его сумма перечисляется или вносится добровольно на соответствующий счет. В случае неуплаты штраф взыскивается в принудительном порядке.

Если субъект, совершивший проступок, оспаривает действия должностного лица, то происходит переход к производству по делу в обычном порядке. В этом случае должен быть составлен соответствующий акт.

Возбуждение дела об административном правонарушении

Направление материалов

После оформления протокола или прокурорского решения, иных существенных документов они передаются в инстанцию, уполномоченную на рассмотрение таких дел. При направлении материалов следует правильно установить подведомственность. Для этого необходимо определить, какой суд, орган или служащий уполномочен рассматривать дело.

Если им выступает руководитель органа, должностное лицо которого составило соответствующий акт, то материалы направляются ему. Постановление о нарушении, за совершение которого в качестве наказания предусмотрен арест, направляется вместе с остальными сведениями суду незамедлительно после составления.

Субъект, которому грозит такая санкция, может быть задержан на срок до 48 час.

Спорные моменты

В некоторых случаях в ходе подготовки материалов к рассмотрению в суде обнаруживаются существенные недостатки протокола и прочих документов. В частности это может быть:

  • Составление акта неуполномоченным лицом.
  • Неполнота сведений, которую нельзя восполнить при рассмотрении дела в суде.

В этих случаях действует ст. 29.4, часть 1, пункт 4 КоАП. В соответствии с положениями статьи выносится определение о возвращении материалов должностному лицу, органу, составившему акт.

После получения протокола и прочих документов выявленные недостатки устраняются в трехдневный срок.

Материалы с внесенными изменениями/дополнениями направляются в суд повторно не позднее следующего дня после исправления.

Возбуждение дела об административном правонарушении

Исключающие обстоятельства

Они содержатся в ст. 24.5 КоАП. В том случае, если имеет место хотя бы одно из исключающих обстоятельств, разбирательство по совершенному проступку подлежит прекращению.

Соответственно, должностное лицо/орган, в производстве которого находится данное дело, не направляет его на рассмотрение в судебную инстанцию или вышестоящему служащему. Об этом должен быть вынесен соответствующий акт.

Постановление о прекращении разбирательства по материалам дела должно отвечать требованиям, установленным в ст. 29.10. Относительно рассматриваемого случая в акте должна присутствовать информация о:

  1. Должностном лице/структуре, принявшей данный документ.
  2. Месте, дате и времени производства по делу.
  3. Субъекте, в отношении которого был составлен акт.
  4. Обстоятельствах, выявленных при разбирательстве и проверке сведений.
  5. Конкретной статье КоАП, в которой предусмотрены основания для прекращения рассмотрения материалов и исключающие передачу их в суд.
  6. Мотивах принятого решения.
  7. Порядке и сроках обжалования акта.

В постановлении также необходимо решить вопрос, касающийся изъятых предметов и документов, вещей, находящихся под арестом.

Порядок возбуждения дела об административном правонарушении

  • Возбуждение дел об административных нарушениях необходимо для пресечения административных проступков.
  • В ходе производства устанавливается личность нарушителя, составляется протокол обеспечивается своевременное рассмотрение дела и исполнение постановления.
  • Делами об административных правонарушениях могут заниматься уполномоченные органы или должностные лица, иногда иные субъекты, которые имеют право привлекать к ответственности.
  • Они же должны проследить, было ли исполнено вынесенное решение.
  • При любых обстоятельствах необходимо строго придерживаться принципа, что человек, которого привлекают к административной ответственности, считается невиновным, пока не будет доказана по закону его вина.
  • Обычно определяют несколько стадий производства по делам об административных правонарушениях: возбуждение, рассмотрение, разрешение, обжалование, опротестование.
Читайте также:  Статья 159.4. Утратила силу

Стадия возбуждения дела по административным правонарушениям

На стадии возбуждения в первую очередь должен быть установлен факт правонарушения, затем должны быть приняты меры по прекращению действий, нарушающих закон.

Следующий шаг — установление личности нарушителя, после этого составляется протокол об административном правонарушении.

Возбуждение дела об административном правонарушении

  1. Если протокол составлен по форме, с соблюдением всех требований, дело может быть открыто.
  2. Если протокол не был составлен или составлен с нарушениями, дело не может быть возбуждено.
  3. В протоколе должны быть зафиксированы даты, фамилии (того, кто составлял, нарушителя, свидетелей), место и время, когда было совершено правонарушение, в чем оно заключалось, правовой акт, устанавливающий наказание за данное правонарушение, а также все сведения, которые могут помочь в разрешении дела.
  4. Протокол подписывает тот, кто его составлял, и тот, кто совершил административное правонарушение.
  5. Если были свидетели и потерпевшие, то они тоже могут подписать протокол.
  6. Если тот, кто совершил правонарушение, отказывается подписывать протокол, то это вносят в протокол и указывают мотивы отказа.

Если у нарушителя возникли замечания по содержанию протокола, то их прилагают к протоколу.

С момента отправления протокола, а также сопроводительных материалов (показания свидетелей, вещи и т.п.) уполномоченному органу или должностному лицу заканчивается первая стадия производства по делам об административных правонарушениях.

Стадия рассмотрения дела

Судья, должностное лицо или орган, который имеет право это делать, при получении дела для рассмотрения должен прежде всего определить, в его ли компетенции находится дело, нет ли ошибок в составленном протоколе, в других материалах, собраны ли дополнительные материалы, если такие имеются.

Возбуждение дела об административном правонарушении

Если совершено административное правонарушение, которое влечет за собой арест, то дело должно быть рассмотрено в день получения протокола.

Если нарушителя задержали, то не позднее 48 часов с момента его задержания

Лицам, которые должны участвовать в рассмотрении дела, заранее сообщается время и место, где это будет проходить. Обычно открытое рассмотрение дела происходит по месту его совершения.

Вынесение постановления

После этого выносится постановление (стадия разрешения) с указанием того, когда и как оно может быть обжаловано. Возбуждение дела об административном правонарушении

Если же было вынесено постановление о наложении административного взыскания, то оно объявляется немедленно после окончания рассмотрения дела.

Копия постановления в течение трех дней вручается под расписку или высылается лицу, в отношении которого оно вынесено. В тот же срок копия вручается или высылается потерпевшему по его просьбе.

В случае если она высылается, в деле обязательно делается запись об этом.

Исключением являются случаи, когда выносится предупреждение, налагается штраф (который взимается на месте правонарушения) или проводится арест.

  • Возбуждение дела об административном правонарушении
  • Вам наверняка будет интересно посмотреть ментальную карту «Действия при утрате паспорта», где подробно объясняется за что берется штраф
  • Или ТУТ вы узнаете о сроках давности по административным правонарушениям
  • Как происходит регистрация временного пребывания иностранных граждан:
  • /articles/ap/register/vrem-registr-inostran/

Стадия обжалования и опротестования

Если нарушитель или потерпевший не согласен с принятым по их делу решением, то последнее можно обжаловать.

Для этого необходимо написать заявление в суд или вышестоящий орган, который принимал решение.

Если были допущены ошибки в процессе, то опротестовать постановление по делу может прокурор.

Основания

Основания для возбуждения административного дела могут быть следующие:

  • если должностное лицо обнаружило правонарушение,
  • Возбуждение дела об административном правонарушенииесли поступили материалы от правоохранительных органов или общественности о правонарушении,
  • если было сообщение от юридических или физических лиц или средств массовой информации о правонарушении,
  • если было зафиксировано ДТП или были нарушения в области благоустройства территории;
  • если комиссия антимонопольного органа зафиксировала факт нарушения антимонопольного законодательства;
  • если составлен акт о наличии признаков правонарушения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.

Датой возбуждения дела об административном правонарушении считается день, когда:

  • был составлен протокол осмотра места совершения административного правонарушения;
  • был составлен протокол об административном правонарушении или было вынесено прокурором постановление о возбуждении дела об административном правонарушении;
  • было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного статьей 28.7 настоящего Кодекса;
  • было вынесено постановление по делу об административном правонарушении в случае, предусмотренном частью 1 или 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса.

Должностное лицо не вправе возбудить административное дела, если:

  1. Не выявлены признаки состава административного правонарушения.
  2. Нет события административного правонарушения.
  3. Правонарушитель не достиг шестнадцатилетнего возраста.
  4. Лицо, совершившее правонарушение, невменяемо.
  5. Правонарушитель умер.

Стадия исполнения постановления

Завершающей стадией производства по делам об административных правонарушениях является исполнение постановления о наложении административного взыскания. Возбуждение дела об административном правонарушении

От того, как последовательно реализовано постановление об административном взыскании, доведено ли дело до конца, во многом зависит эффективность борьбы с административными правонарушениями, а также их предупреждение.

Таким образом, процесс возбуждения дела об административном правонарушении проходит в несколько этапов:

  1. Возбуждение дела возможно, если был совершен проступок.
  2. Грамотно составленный протокол позволяет перейти к рассмотрению дела, которое не может продолжаться более 15 дней, за исключением случаев, когда необходимо дополнительное время для выяснения обстоятельств, но не более чем на 1 месяц.
  3. После этого назначается слушание, в ходе которого принимается постановление, т. е. дело разрешается.
  4. Если обнаружены нарушения в ходе рассмотрения, то прокурор может опротестовать решение, или, если виновный не согласен с мерой наказания, он может подать заявление в суд для обжалования.

Как ведется производство об административных правонарушениях

Возбуждение дела об административном правонарушении Юлия Меркулова Автор статьи Практикующий юрист с 2012 года

Совокупность процессуальных мероприятий, которые проводят во время рассмотрения дела о нарушении закона, называют производством об административных правонарушениях. Этот процесс включает множество стадий, начиная от возбуждения дела и до пересмотра постановления, если стороны не согласны с решением. Далее подробно разберем каждую из них.

Возбуждение дела об административном правонарушении

Производство об административных правонарушениях проводится для полного, объективного и своевременного изучения обстоятельств случившегося, вынесения решения по делу и определения причин, которые побудили гражданина нарушить закон.

Выделим его отличительные черты:

  • краткость (оно проходит в сжатые сроки по сравнению с расследованием уголовных дел);
  • отсутствие стороны обвинения;
  • большое количество лиц, которые по закону могут осуществлять производство по делу.

В КоАП РФ производству по делам об административных правонарушениях посвящен раздел 4. В нем рассматриваются общие положения, перечисляются участники процесса, их права и обязанности.

Также в административном кодексе есть глава о предмете доказывания и оценке доказательств. Отдельно рассматриваются обеспечительные меры, возбуждение и рассмотрение дел.

Завершается раздел вопросами правовой помощи по подобным делам и пересмотрам решений по ним.

Согласно Конституции, производство по делам об административных правонарушениях находится в ведении РФ и отдельных регионов. Если субъекты правомочны лишь устанавливать подведомственность рассмотрения нарушений закона, то на федеральном уровне определяется:

  • порядок производства;
  • порядок исполнения решений должностных лиц;
  • подсудность дел (судам, комиссиям по делам несовершеннолетних, федеральным госорганам).

Перечислим главные принципы административного производства:

  • законность;
  • состязательность (подозреваемый не обязан доказывать, что он не виноват);
  • гласность (дела рассматривают открыто, информация доступна всем желающим);
  • объективность (дело рассматривают во всех деталях, не вставая на чью-либо сторону);
  • равенство сторон перед законом;
  • эффективность (сжатые сроки и минимальные государственные затраты).

Важно знать, что при определенных обстоятельствах производство по делу не проводится. Это значит, что, если их установят, уже начавшиеся мероприятия прекращают, а планируемые не начинают.

К таким обстоятельствам относят следующие:

  • отсутствует событие правонарушения;
  • нет состава правонарушения (например, подозреваемому нет 16-ти лет);
  • нарушитель действовал в состоянии крайней необходимости;
  • издан акт амнистии;
  • положения закона, в которых установлено наказание за правонарушение, утратили силу;
  • истек срок давности;
  • нарушитель скончался;
  • материалы дела передали прокурору.

Участниками административного производства являются:

  • нарушитель;
  • пострадавший;
  • законные представители сторон;
  • защитник;
  • уполномоченный по правам бизнесменов;
  • свидетели;
  • понятые;
  • специалисты и эксперты;
  • переводчики;
  • прокурор.

Стадии производства по делам об административных правонарушениях

Выделяют несколько стадий производства об административных правонарушениях:

  • возбуждение дела;
  • рассмотрение всех обстоятельств произошедшего;
  • вынесение постановления;
  • исполнение решения;
  • при необходимости — пересмотр вердикта.

Рассмотрим каждую из них подробнее. Основаниями для возбуждения дела служат:

  • обнаружение нарушения закона должностным лицом, которое вправе составлять протоколы;
  • поступление материалов в МВД от граждан и госорганов;
  • заявление пострадавших;
  • сообщения в СМИ.

Считается, что дело возбуждено, когда:

  • составлен протокол о применении мер обеспечения производства;
  • составлен протокол или постановление прокурора;
  • вынесено определение о возбуждении дела.

Все должностные лица и органы, которые могут рассматривать дела, перечислены в гл. 23.1- 23.61 КоАП РФ (всего их насчитывается 60) Кодекса об административных правонарушениях. Лица, имеющие право оформлять протоколы, названы в ст. 28.3.

Читайте также:  Глава 31 ГПК РФ. Ограничение дееспособности гражданина, признание гражданина недееспособным, ограничение или лишение несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами

Протокол по делу об административном правонарушении должен содержать:

  • дату и место оформления;
  • должность и ФИО должностного лица;
  • сведения о нарушителе;
  • данные о свидетелях и пострадавших;
  • обстоятельства дела;
  • время и место нарушения;
  • указание статьи КоАП РФ, устанавливающей санкции;
  • письменное объяснение подозреваемого.

Обратите внимание!

Если протокол составлен неточно, недостатки устраняют в течение 3-х дней. После этого документ снова направляют судье. На это отведены сутки. Если суд решает прекратить дело, он выносит постановление.

Переходим ко второй стадии. Это рассмотрение обстоятельств случившегося — главный этап производства по делам об административных правонарушениях. В него входят подготовка материалов и их оценка должностным лицом. Оно выясняет:

  • относится ли дело к его компетенции;
  • грамотно ли составлен протокол;
  • не заинтересованы ли должностные лица в определенном исходе дела (не являются ли родственниками сторон);
  • есть ли обстоятельства, исключающие производство по делу;
  • необходимы ли дополнительные данные для рассмотрения;
  • поданы ли от сторон ходатайства.

После окончания подготовки материалов дела к рассмотрению выносится определение. В нем указывают:

  • место и время рассмотрения;
  • данные о вызове сторон;
  • указание на перенос рассмотрения при такой необходимости;
  • сведения об ошибках в протоколе и его возврате на доработку;
  • информацию о передаче материалов по подведомственности.

Если лицо, которое должно присутствовать при рассмотрении дела, не явилось в суд или госорган, оформляют постановление о приводе. Возбуждение дела об административном правонарушении

Перейдем к месту рассмотрения дела. Оно рассматривается по месту совершения или жительства нарушителя либо по месту нахождения госоргана. Если подозреваемому пока нет 18 лет, дело рассматривается по месту его жительства. Если нарушение связано с транспортным средством, рассмотрение может осуществляться по месту его регистрации.

Далее разберем сроки. Дела рассматриваются в течение 15 дней со дня получения протокола и других материалов об административном правонарушении.

Обратите внимание!

Если в процессе будут выявлены дополнительные обстоятельства, период могут продлить, но не более чем на 30 дней. Об этом сообщают в постановлении.

Если наказанием по делу может служить арест, его рассматривают в день получения протокола. Сюда относится мелкое хулиганство, распитие спиртного на улице и т.п. Дела в отношении лиц, подвергнутых ранее наказанию по КоАП РФ, рассматривают в течение 48 часов с момента помещения под стражу.

Именно на стадии расследования должностное лицо или уполномоченный орган решают, виновен гражданин (или юрлицо) или нет. Также определяется санкция.

Дело рассматривают в присутствии нарушителя. Без него это может происходить, только если точно известно, что гражданина уведомили о времени и месте, но от него не поступило ходатайство об отложении разбирательства.

Обязательно должны присутствовать при рассмотрении лица, задержанные за мелкое хулиганство, распитие спиртных напитков или появление в общественных местах в состоянии опьянения, а также дважды задержанные за нарушения по КоАП РФ в течение года.

Если нарушитель не явился, хотя должен был, наказание вынести не могут. Вот как происходит рассмотрение дела:

  • должностное лицо объявляет информацию о себе и о деле, о нарушителе и статье, по которой он преступил закон;
  • определяется, кто явился на заседание, а кто его пропустил;
  • проверяются полномочия представителей, защитника;
  • должностное лицо уточняет, уведомили ли стороны о процессе;
  • сторонам объясняют права и обязанности;
  • рассматриваются заявления участников и заинтересованных лиц, отводы.

Рассмотрение дела могут отложить, если:

  • судья заявил отвод;
  • отводы были заявлены в отношении экспертов, переводчиков;
  • необходимы дополнительные материалы по делу;
  • нарушитель не явился, и вынесено постановление о принудительном приводе;
  • дело передано по подведомственности.

Если рассмотрение дела продолжается, оглашается информация из протокола. На этом этапе главное — оценка доказательств. Важно рассмотреть и оценить следующие обстоятельства:

  • было ли событие административного правонарушения;
  • кто его совершил, и какие факты на это указывают;
  • виновен или невиновен гражданин;
  • есть ли факторы, смягчающие ответственность;
  • характер и размер ущерба;
  • обстоятельства, исключающие производство по делу.

Обратите внимание!

Должностное лицо берет объяснение с подозреваемого в нарушении закона, показания пострадавшей стороны, опрашивает свидетелей, принимает во внимание заключение экспертов. Доказательствами также являются показания технических средств, результаты экспертиз, документы, фото и видео, звукозаписи и т.д.

Из всех приведенных доказательств делается вывод о виновности или невиновности гражданина. Окончание расследования фиксируется в одном из утвержденных документов. Если это коллегиальный орган, например, комиссия по делам несовершеннолетних, составляется протокол. В нем указывают:

  • дату и место рассмотрения материалов дела;
  • наименование госоргана и состав;
  • обстоятельства случившегося;
  • сведения о явившихся участниках;
  • результаты рассмотрения отводов и ходатайств;
  • показания участников;
  • исследованные документы.

Протокол подписывает председатель заседания и секретарь.

Еще один финальный документ — постановление. Его выносит суд. В нем может говориться о назначении административного наказания или прекращении производства по делу об административном правонарушении. В постановлении содержится следующая информация:

  • должность, адрес и ФИО лица, подписавшего постановление по делу об административном правонарушении;
  • дата рассмотрения и место;
  • данные о правонарушителе;
  • обстоятельства, которые установили во время рассмотрения дела;
  • ссылки на статьи КоАП РФ, в которых установлена ответственность;
  • решение об административном правонарушении;
  • порядок обжалования постановления об административном правонарушении.

Также в документе прописывается, какие вещи были изъяты, и дается решение по ним, за исключением случаев возмездного изъятия имущества или его конфискации.

Постановление подписывает судья или уполномоченное на это должностное лицо.

Выделяют 3 вида производств по делам об административных правонарушениях. Их классифицируют в зависимости от объема и сложности: обычное, особое, упрощенное.

Классический вид производства по административным правонарушениям — это обычное производство. Оно подразумевает четыре стадии: возбуждение дела, его рассмотрение, исполнение постановления и его пересмотр.

При особом порядке включается еще один этап — административное расследование. Особое производство применяется, если:

  • вынесенное ранее решение обжаловано;
  • дело возбуждено прокурором;
  • дело возбуждено в отношении специальных субъектов: прокуроров, судей, депутатов.

Упрощенный процесс, напротив, предполагает, что все стадии укладываются в одну. Для назначения наказания не нужен протокол. Санкция может быть определена прямо на месте выявления правонарушения.

Обратите внимание!

Упрощенный порядок применяется, если за правонарушение грозит только предупреждение или штраф. В таком случае должностное лицо сразу выносит постановление о назначении наказания.

Резюме

Для расследования дела об административном правонарушении осуществляется производство. Это совокупность действий по выяснению обстоятельств случившегося и вынесению справедливого и объективного решения.

Производство об административном правонарушении включает 4 стадии:

  • возбуждение дела — установление обстоятельств нарушения, оформление результатов расследования, направление составленного протокола на рассмотрение;
  • рассмотрение дела — анализ материалов, оценка обстоятельств и доказательств, ознакомление заинтересованных лиц с решением;
  • исполнение решения — возбуждение исполнительного производства, взаимодействие судебных приставов с нарушителем, исполнение наказания;
  • пересмотр постановления — обжалование, проверка законности, вынесение решения.
Возбуждение дела об административном правонарушении Людмила Разумова Редактор Практикующий юрист с 2006 года

Возбуждение дела об административном правонарушении

Возбуждение дела об административном правонарушенииПроцесс привлечения к ответственности неотделим от такой стадии, как возбуждение дела об административном правонарушении.Именно она является началом процедуры производства по административному делу. А значит, уже на этой стадии и потенциальный правонарушитель, и потерпевший должны знать и понимать свои права.

Административная ответственность в большинстве случаев влечет назначение административного наказания. Но до вынесения какого-либо решения (постановления) органы власти должны обеспечить законность каждой стадии дела об административном правонарушении.

С чего начинается привлечение к административной ответственности

Фактически поводов для начала производства по делу об административном правонарушении достаточно много.

Самый очевидный — непосредственное выявление правонарушения. Например, человек курит в неположенном месте и этот факт обнаружили полицейские. В этом случае те лица, которые уполномочены составлять протоколы об административном правонарушении (а иметь такие полномочия — необходимость) и обнаружили противоправный факт.

Поводом станет и выявление неуполномоченными на составление протокола лицами факта совершение правонарушения. Правда, для возбуждения дела потребуется обратиться к уполномоченному лицу. А последний должен еще доказать событие (факт) правонарушения.

Начать производство по делу уполномоченный сотрудник может и по заявлению третьих лиц. Причем как информации от государственных и муниципальных органов власти.

Так и от граждан, организаций, общественных объединений и публикаций в СМИ. Часто жалоба в государственный орган инициирует процедуру привлечения к административной ответственности.

Конечно, она должна быть обоснованной и подкреплена материалами и подробными сведениями.

Ну и безусловно, возбуждение дела об административном правонарушении в сфере ПДД и в сфере благоустройства территории может начаться с поступления сведений с видеокамер. Конечно, это специальные камеры. Но и процесс рассмотрения дела тоже имеет свои особенности.

Как проходит возбуждение дела об административном правонарушении

Не всегда возбуждение дела начинается с составления протокола. Хотя это, безусловно, самый распространенный вариант. Помимо протокола, уполномоченный сотрудник может начать дело путем составления:

  • протокола осмотра места совершения нарушения
  • применения мер обеспечения (задержание, досмотр и т.п.)
  • постановления о возбуждении дела (составляет прокурор)
  • определения о возбуждении дела (при необходимости административного расследования)
Читайте также:  Продажа дорогого ювелирного изделия

Иногда на месте сразу выносится постановление по делу об административном правонарушении. Это случаи выявления правонарушения, которое влечет предупреждение или штраф. И если нарушитель не оспаривает факт совершения такого правонарушения. Например, при превышении скорости сотрудник ГИБДД при согласии с нарушением вынесет сразу постановление.

Каждый протокол имеет свои особенности составления. Их закрепляет глава 28 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Итак, любое привлечение к ответственности начинается с момента возбуждения дела. И вправе это делать только уполномоченный сотрудник.

Наибольшим объемом полномочий обладают сотрудники полиции. Перечень правонарушений, которые они могут выявлять и рассматривать обширен. Статья 28.3 КоАП приводит полный перечень со ссылкой на статьи. Это и мелкое хищение, и нарушения на транспорте и т.п.

Помимо сотрудников полиции дело об административном правонарушении могут начать сотрудники налоговой инспекции, федерального казначейства, трудовой инспекции, таможенных и пограничных органов, социальной защиты, Роспотребнадзора и т.д.

Во-первых, не стоит нервничать. Если человек согласен с правонарушением и не готов обжаловать привлечение к административной ответственности, достаточно подписать все документы и исполнить наказание.

Если же нет, то с момента возбуждения дела об административном правонарушении человек может привлечь защитника, заявлять ходатайства и предоставлять доказательства. Он вправе заявить о наличии обстоятельств, при которых дело прекращается.

А также оспаривать порядок привлечения к административной ответственности.

Существенное нарушение такого порядка (когда не разъясняют права, отсутствуют понятые, не уведомили о месте и времени составления протоколов), станет для суда (или вышестоящего органа) основанием отменить наказание.

Обратите внимание: перечень должностных лиц, которые могут начать производство по делу и рассмотрение самого дела утверждают сами органы власти (ст. 28.3 КоАП). Убедитесь, что возбуждение дела начато неуполномоченным лицом, и шанс «выйти сухим из воды» существенно увеличится.

Порядок возбуждения дела об административном правонарушении

  • Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:
  • 1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
  • 2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27, статьями 14.12, 14.13 КоАП РФ);

  1. 4) фиксация административного правонарушения в области дорожного движения или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом Свердловской области, совершенного с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка, либо другого объекта недвижимости, работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи;
  2. 5) подтверждение содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что в случаях, предусмотренных пунктом 4, транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица.
  3. Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из указанных поводов и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
  4. Протокол об административном
  5. правонарушении

О совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ, когда он не составляется (при фиксации тех. средствами (указано выше)).

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему копия протокола вручается под расписку.

Протокол об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении имеет право: знакомиться со всеми материалами дела; давать объяснения; представлять доказательства; заявлять ходатайства и отводы; пользоваться юридической помощью защитника; выступать и давать объяснения; заявлять ходатайства и отводы; приносить жалобы на родном языке либо на другом свободно избранном языке общения; пользоваться услугами переводчика; обжаловать постановление по делу об административном правонарушении в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд.

Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 28.

6 КоАП РФ, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

В зависимости от конкретных обстоятельств дела извещение может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п.

  • Рассмотрение дела об административном правонарушении в отсутствие указанного лица без надлежащего извещения является грубым нарушением процессуальных норм, как правило, влекущее отмену постановления при его обжаловании.
  • Виды постановлений и определений по делу об административном правонарушении
  • По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление:
  • 1) о назначении административного наказания;
  • 2) о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
  • Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае:
  • 1) наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ;
  • 2) объявления устного замечания в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ;
  • 3) прекращения производства по делу и передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания в случае, если в действиях (бездействии) содержатся признаки преступления;

4) освобождения лица от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 6.8, 6.9, 14.32 КоАП РФ, в соответствии с примечаниями к указанным статьям.

Обстоятельства, исключающие

производство по делу об административном правонарушении (ст. 24.5 КоАП РФ)

  1. Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
  2. 1) отсутствие события административного правонарушения;
  3. 2) отсутствие состава административного правонарушения, в том числе не достижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);
  4. 3) действия лица в состоянии крайней необходимости;
  5. 4) издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;
  6. 5) отмена закона, установившего административную ответственность;
  7. 6) истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;
  8. 7) наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела;
  9. 8) смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
  10. Сроки давности привлечения к
  11. административной ответственности

Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении 2 месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, — по истечении 3 месяцев) со дня совершения административного правонарушения.

По отдельным статьям КоАП РФ срок давности составляет 2 года, а за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции – 6 лет.

При длящемся административном правонарушении сроки начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Порядок обжалования постановления по

делу об административном правонарушении

Постановление, вынесенное судьей может обжаловано в вышестоящий суд; коллегиальным органом — в районный суд по месту нахождения коллегиального органа; должностным лицом — в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

В случае пропуска указанного срока (например, по болезни, по иным уважительным причинам) по ходатайству лица, подающего жалобу, он может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

  • На не вступившее в законную силу постановление может быть принесен протест также прокурором.
  • Вступившие в законную силу постановления, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов на эти постановления могут быть обжалованы в порядке надзора.
  • По вопросам нарушения прав граждан при привлечении к административной ответственности можно обратиться в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, районный суд или к прокурору.