Можно ли отказаться от дактилоскопии

Прослушать запись

В России, да и в остальном мире, дактилоскопическая информация используется в целях идентификации личности человека.

Дактилоскопию — процедуру снятия отпечатков пальцев — проходят не только подозреваемые в преступлении, но и, например, все военнослужащие, спасатели, экипажи морских и воздушных судов, а также отдельные категории иностранцев, взаимодействующих с органами МВД РФ.  В этой статье мы расскажем в каких случаях от последних могут потребовать «предъявить пальчики».

Зачем иностранцам проходить дактилоскопию?

Существует отдельный закон N 128-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации». В статье 9 этого закона указано, что все — как россияне, так и иностранцы и лица без гражданства — обязаны проходить обязательную дактилоскопическую регистрацию в следующих случаях:

  • если они не способны по состоянию здоровья или возраста сообщить данные о своей личности, а установить ее иными способами не представляется возможным;
  • если они являются подозреваемыми, обвиняемыми или осужденными за совершение преступление;
  • если они подвергнуты административному аресту или совершили административное правонарушение, а установить личность иными способами невозможно;
  • если по их поводу принято решение о выдаче удостоверения моряка;

Выдержка из N 128-ФЗ

Но есть еще ряд ситуаций, когда сдавать отпечатки пальцев нужно только иностранцам или лицам без гражданства:

  • При депортации из РФ;
  • При ходатайствовании о получении политического или временного убежища в РФ;
  • При установке факта, что иностранец находится в РФ незаконно;
  • При подаче заявления о выдаче РВП, или ВНЖ, если его получения не предполагает получения разрешения на временное проживание;
  • При получении разрешения на работу или патента, а также обращающиеся за дубликатами подобных документов при утрате оригиналов;

С 12 октября 2020 года дактилоскопическая регистрация стала обязательной также при получении гражданства РФ. Раньше на этом этапе легализации сдавать отпечатки не требовалось.

Также существует процедура добровольной дактилоскопической регистрации, пройти которую могут как россияне, так и иностранцы. Придумана она, вероятно, для максимально сознательных граждан, которые переживают о том, как  их найдут, к примеру, если они потеряют память. Пройти ее можно бесплатно в территориальном отделении МВД по месту регистрации.

Можно ли отказаться от дактилоскопии?

В случае уголовного обвинения или административного ареста такой возможности нет. Процедура там носит принудительный характер и за отказ можно схлопотать штраф. 

Когда же речь идет об обращении к государственным органам РФ за услугой (РВП, патент и т.д.), заставлять вас никто не вправе. Вам просто откажут в оказании услуги, так как это обязательный этап процедуры получения соответствующих документов. 

Проходят ли дактилоскопию несовершеннолетние?

Согласно статье 5 все того же N 128-ФЗ, дактилоскопическая регистрация проводится с 6 лет. Во время процедуры снятия отпечатков с несовершеннолетних в кабинете вместе с ними должен находится родитель, опекун или другой законный представитель. Это же правило распространяется на совершеннолетних, но недееспособных граждан.

Как происходит процедура взятия отпечатков?

Дактилоскопирование может быть проведено с помощью краскового метода — все наверное видели в кино, как «обкатывают пальчики» в чернилах. Но можно обойтись и более современным методом — дактилоскопическим сканером. Правда, им оснащены далеко не все кабинеты, где снимают отпечатки.

При входе в кабинет вас попросят снять с рук все украшения, закатать рукава и показать паспорт. Если отпечатки будут брать красковым методом, то инспектор валиком нанесет на ваши руки специальный состав и попросит оставить четкие оттиски на дактилоскопической карте. Руки после этого лучше отмывать в холодной воде с мылом.

Снятие отпечатков красковым методом

Когда я подавала на РВП (в Санкт-Петербурге, в 2019 году), на дактилоскопию меня отправили непосредственно во время подачи документов.

Инспектор взяла мои бумаги и сказала, чтобы я подошла уже с бумажкой, что отпечатки сняты. Кабинет находился там же. Если не считать очереди, процедура заняла минут 7.

После чего я снова вернулась к инспектору и получила справку о том, что мое заявление принято к рассмотрению.

Процедура обязательной дактилоскопии производится бесплатно. В интернете можно наткнутся на информацию о том, что за справку о дактилоскопической регистрации придется заплатить 1000 рублей, но это не так.

Подписывайтесь на Мигранту Рус: Яндекс Новости.

Статья 9. Обязательная государственная дактилоскопическая регистрация | ГАРАНТ

Статья 9. Обязательная государственная дактилоскопическая регистрация

Обязательной государственной дактилоскопической регистрации подлежат:

а) граждане Российской Федерации, призываемые на военную службу;

в) граждане Российской Федерации, проходящие службу в:

органах внутренних дел;

абзац третий утратил силу;

См. текст абзаца третьего пункта «в» части первой статьи 9

абзац четвертый утратил силу;

См. текст абзаца четвертого пункта «в» части первой статьи 9

абзац пятый утратил силу;

См. текст абзаца пятого пункта «в» части первой статьи 9

органах государственной налоговой службы;

органах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

органах принудительного исполнения Российской Федерации;

таможенных органах;

абзац утратил силу с 1 июля 2017 г. — Федеральный закон от 1 июля 2017 г. N 148-ФЗ;

См. текст абзаца в предыдущей редакции

абзац одиннадцатый исключен;

См. текст абзаца одиннадцатого пункта «в» части первой статьи 9

учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;

Государственной противопожарной службе;

абзац четырнадцатый утратил силу;

См. текст абзаца четырнадцатого пункта «в» части первой статьи 9

абзац пятнадцатый утратил силу;

См. текст абзаца пятнадцатого пункта «в» части первой статьи 9

федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны;

Федеральным законом от 6 июня 2007 г. N 89-ФЗ часть первая статьи 9 настоящего Федерального закона дополнена пунктом в.1

в.1) федеральные государственные гражданские служащие кадрового состава органов внешней разведки, а также не входящие в кадровый состав федеральные государственные гражданские служащие и работники органов внешней разведки;

Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 280-ФЗ часть первая статьи 9 настоящего Федерального закона дополнена пунктом в.2

в.2) федеральные государственные гражданские служащие и работники органов федеральной службы безопасности, а также граждане, поступающие на военную службу по контракту, федеральную государственную гражданскую службу или работу в органы федеральной службы безопасности;

в.3) руководители следственных органов, следователи Следственного комитета Российской Федерации;

Федеральным законом от 1 июля 2017 г. N 148-ФЗ часть первая статьи 9 настоящего Федерального закона дополнена пунктом в.4

в.4) федеральные государственные гражданские служащие и работники органов государственной охраны;

г) спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб и профессиональных аварийно-спасательных формирований Российской Федерации;

д) члены экипажей воздушных судов государственной, гражданской и экспериментальной авиации Российской Федерации;

е) граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, не способные по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о своей личности, если установить указанные данные иным способом невозможно;

ж) граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства:

подозреваемые в совершении преступления, обвиняемые в совершении преступления, осужденные за совершение преступления, подвергнутые административному аресту;

совершившие административное правонарушение, если установить их личность иным способом невозможно;

и) иностранные граждане и лица без гражданства, обратившиеся с ходатайствами о предоставлении политического убежища на территории Российской Федерации или признании их беженцами на территории Российской Федерации либо с заявлениями о предоставлении им временного убежища на территории Российской Федерации, и прибывшие с ними члены их семей;

л) иностранные граждане и лица без гражданства, обратившиеся с заявлениями о выдаче разрешений на временное проживание в Российской Федерации либо заявлениями о выдаче вида на жительство без оформления разрешений на временное проживание в Российской Федерации;

м) граждане, претендующие на получение лицензии на осуществление частной детективной деятельности;

Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 322-ФЗ часть первая статьи 9 настоящего Федерального закона дополнена пунктом «о»

о) граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, в отношении которых принято решение о выдаче удостоверения личности моряка;

п) иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, в том числе при обращении с заявлением об оформлении патента или при получении разрешения на работу;

р) иностранные граждане и лица без гражданства, осуществляющие трудовую деятельность в Российской Федерации в нарушение законодательства Российской Федерации;

с) иностранные граждане и лица без гражданства, обратившиеся в органы внутренних дел с заявлением о получении дубликата разрешения на работу, миграционной карты, визы, разрешения на временное проживание, вида на жительство, патента, предоставляющего право на осуществление трудовой деятельности в Российской Федерации, или отрывной части бланка уведомления о прибытии взамен утраченных или испорченных;

Федеральным законом от 27 июня 2011 г. N 156-ФЗ часть первая статьи 9 настоящего Федерального закона дополнена пунктом «т»

т) работники ведомственной охраны, исполняющие обязанности, связанные с учетом, хранением, ношением и использованием оружия;

Федеральным законом от 27 июня 2011 г. N 156-ФЗ часть первая статьи 9 настоящего Федерального закона дополнена пунктом «у»

у) работники юридических лиц с особыми уставными задачами, не являющихся организациями ведомственной охраны, исполняющие обязанности, связанные с учетом, хранением, ношением и использованием оружия;

ф) иностранные граждане и лица без гражданства, приобретающие гражданство Российской Федерации;

Статья 9 дополнена пунктом «х» с 29 декабря 2021 г. — Федеральный закон от 1 июля 2021 г. N 274-ФЗ

Читайте также:  Доля жены в квартире после смерти мужа

х) иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Российскую Федерацию в целях, не связанных с осуществлением трудовой деятельности, на срок, превышающий 90 дней со дня въезда в Российскую Федерацию, за исключением лиц, прошедших обязательную дактилоскопическую регистрацию в соответствии с пунктами «з» — «л», «п» — «с» настоящей части.

Обязательной государственной дактилоскопической регистрации подлежат все неопознанные трупы.

Перечни должностей, на которых проходят службу граждане, указанные в пунктах «а», «б», «в», «г» и «д» части первой настоящей статьи, определяются Правительством Российской Федерации.

При каких условиях гражданин может отказаться от сдачи отпечатков пальцев?

Здравствуйте, Нет, отказаться Вы не можете. Обязательная дактилоскопия предусмотрена в отношении всех лиц, привлекаемых к уголовной ответственности. Данная процедура регламентируется ФЗ «О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДАКТИЛОСКОПИЧЕСКОЙ РЕГИСТРАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» 128-ФЗ от 25.07.1998: 

-«Статья. 9.

Обязательная государственная дактилоскопическая регистрация Обязательной государственной дактилоскопической регистрации подлежат:… ж) граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, подозреваемые в совершении преступления, обвиняемые в совершении преступления либо осужденные за совершение преступления, подвергнутые административному аресту, совершившие административное правонарушение  если установить их личность иным способом невозможно; …… 

— Статья 11.

Проведение обязательной государственной дактилоскопической регистрации Обязательную государственную дактилоскопическую регистрацию определенной категории лиц проводят следующие органы: лиц, указанных в пункте „ж“ части первой статьи 9 настоящего Федерального закона, — органы предварительного следствия, органы дознания, органы, осуществляющие производство по делам об административных правонарушениях, или по их поручению органы внутренних дел; Экземпляр материального носителя, содержащий дактилоскопическую информацию, полученную органами, указанными в абзацах втором, четвертом, пятом и шестом части первой настоящей статьи, направляется в органы внутренних дел в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. В указанном экземпляре должны содержаться следующие данные: а) фамилия, имя, отчество, гражданство, пол, дата и место рождения, сведения о регистрации по месту жительства или по месту пребывания лица, прошедшего обязательную государственную дактилоскопическую регистрацию; б) наименование органа исполнительной власти, получившего дактилоскопическую информацию; в) основание и дата проведения государственной дактилоскопической регистрации. 

-Статья 14.

Право на использование и получение дактилоскопической информации Право на использование дактилоскопической информации имеют суды, органы прокуратуры, органы предварительного следствия, органы дознания, органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, органы уголовно-исполнительной системы, органы, осуществляющие производство по делам об административных правонарушениях, органы Федеральной миграционной службы России. Право на получение дактилоскопической информации, содержащейся в информационных массивах органов внутренних дел, может быть предоставлено иностранным государствам в соответствии с международными договорами Российской Федерации.»

15 июня 2017, 12:09

Прокурор разъясняет — Прокуратура Ставропольского края

О праве сотрудников полиции снимать отпечатки пальцев у несовершеннолетнего без разрешения родителей

Согласно п. 19 ст. 13 Федерального закона от 07.02.

2011 № 3-ФЗ «О полиции» сотрудникам полиции для выполнения возложенных  обязанностей предоставляются следующие права: производить регистрацию, фотографирование, аудио-, кино- и видеосъемку, дактилоскопирование лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, заключенных под стражу, обвиняемых в совершении преступления, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, иных задержанных лиц, если в течение установленного срока задержания достоверно установить их личность не представилось возможным, а также других лиц в соответствии с федеральным законом.

При этом сотрудники полиции не вправе снимать отпечатки пальцев (дактилоскопировать) и фотографировать задержанного несовершеннолетнего без его согласия.

Они могут предложить это сделать, но он вправе отказаться. Сам факт доставления в отделение полиции не является основанием для снятия отпечатков пальцев и фотографирования.

  • Принудительно (без его согласия) снять отпечатки пальцев и сфотографировать несовершеннолетнего могут в следующих случаях:
  • — если необходимо установить его личность, а иным способом это невозможно сделать (нет ни документов, ни людей, готовых засвидетельствовать личность);
  • — если подросток задержан по подозрению в совершении преступления.

В иных случаях снимать отпечатки пальцев могут только с добровольного согласия гражданина на эту процедуру, которое должно быть дано в письменной форме. В ситуации с несовершеннолетними – по письменному заявлению и в присутствии их законных представителей.

Гражданин, в том числе несовершеннолетний, не вправе оказывать сопротивление, ругаться с сотрудником полиции или пытаться сбежать. Необходимо вести себя предельно вежливо.

За сопротивление сотруднику полиции (нанесение ударов руками, ногами или какими-либо предметами и др.) несовершеннолетнего могут привлечь к уголовной ответственности за применение насилия в отношении представителя власти (с 16 лет, ст. 318 УК РФ).

Если подросток не будет оказывать активное сопротивление, но категорически откажется выполнять законные требования сотрудника полиции, это может быть расценено как злостное неповиновение сотруднику полиции и задержанного могут привлечь к административной ответственности (с 16 лет, ст. 19.3 КоАП РФ).

  1. Отдел по надзору за процессуальной деятельностью
  2. органов внутренних дел, юстиции,  МЧС
  3. прокуратуры края

Прямая ссылка на материал
Поделиться

Согласно п. 19 ст. 13 Федерального закона от 07.02.

2011 № 3-ФЗ «О полиции» сотрудникам полиции для выполнения возложенных  обязанностей предоставляются следующие права: производить регистрацию, фотографирование, аудио-, кино- и видеосъемку, дактилоскопирование лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, заключенных под стражу, обвиняемых в совершении преступления, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, иных задержанных лиц, если в течение установленного срока задержания достоверно установить их личность не представилось возможным, а также других лиц в соответствии с федеральным законом.

При этом сотрудники полиции не вправе снимать отпечатки пальцев (дактилоскопировать) и фотографировать задержанного несовершеннолетнего без его согласия.

Они могут предложить это сделать, но он вправе отказаться. Сам факт доставления в отделение полиции не является основанием для снятия отпечатков пальцев и фотографирования.

  • Принудительно (без его согласия) снять отпечатки пальцев и сфотографировать несовершеннолетнего могут в следующих случаях:
  • — если необходимо установить его личность, а иным способом это невозможно сделать (нет ни документов, ни людей, готовых засвидетельствовать личность);
  • — если подросток задержан по подозрению в совершении преступления.

В иных случаях снимать отпечатки пальцев могут только с добровольного согласия гражданина на эту процедуру, которое должно быть дано в письменной форме. В ситуации с несовершеннолетними – по письменному заявлению и в присутствии их законных представителей.

Гражданин, в том числе несовершеннолетний, не вправе оказывать сопротивление, ругаться с сотрудником полиции или пытаться сбежать. Необходимо вести себя предельно вежливо.

За сопротивление сотруднику полиции (нанесение ударов руками, ногами или какими-либо предметами и др.) несовершеннолетнего могут привлечь к уголовной ответственности за применение насилия в отношении представителя власти (с 16 лет, ст. 318 УК РФ).

Если подросток не будет оказывать активное сопротивление, но категорически откажется выполнять законные требования сотрудника полиции, это может быть расценено как злостное неповиновение сотруднику полиции и задержанного могут привлечь к административной ответственности (с 16 лет, ст. 19.3 КоАП РФ).

  1. Отдел по надзору за процессуальной деятельностью
  2. органов внутренних дел, юстиции,  МЧС
  3. прокуратуры края

Для чего заносят отпечатки пальцев в федеральную базу МВД, можно ли отказаться?

Отпечатки пальцев рук, как и остальные биометрические данные, можно отнести к персональным данным и в условиях демократического общества, государство не может принудить граждан обязательно проходить процедуру дактилоскопирования!

Служили в армии, были задержаны полицией, получали биометрический паспорт — вы 100% проходили дактилоскопическую процедуру. В иных случаях вашим отпечаткам взяться неоткуда.

Основания для снятия отпечатков пальцев

Гражданина доставили в дежурную часть, где оперативный дежурный обязан разъяснить ему основания ограничения их прав и свобод, а также возникающие в связи с этим их права и обязанности (п. 8.4 Приказа МВД РФ от 30 апреля 2012 г. № 389).

Акцентируем своё внимание на пункте «ж» ст. 9 Федерального закона N 128-ФЗ. Согласно Федеральному закону от 25 июля 1998 г. №128-ФЗ «О гос.

дактилоскопической регистрации в РФ», предусматривающий исключительный перечень лиц, подлежащие обязательному дактилоскопированию.

  • Получив или не получив данные разъяснения, в дальнейшем имеете право подать жалобу на эти действия в органы Прокуратуры.
  • Обязаны ли Вы проходить процедуру снятия отпечатков пальцев?
  • Согласно ст. 202 УПК РФ, следователь вправе получить образцы для сравнительного исследования, в том числе отпечатков пальцев и ладоней рук у:
  • — подозреваемого, обвиняемого,
  • — свидетеля, потерпевшего,
  • в случаях, когда есть необходимость проверить, оставлены ли ими следы в определенном месте или на вещественных доказательствах и тп.
  • Это обязательно только для подозреваемых в совершении преступлений, для тех, кого суд отправил под административный арест, а также если иным образом невозможно установить личность.

Если вас задержали и у вас был паспорт, но сняли ваши отпечатки пальцев, а потом не арестовали, вы можете пожаловаться в Прокуратуру и Суд на нарушение закона, с требованием удалить биометрические персональные данные из базы данных АДИС Папилон, полученные с нарушением закона.

Читайте также:  Получение субсидии на жилье инвалиду

И привлечением к соответствующей ответственности сотрудника, нарушившего действующее законодательство. Если вас убедили сдать отпечатки пальцев добровольно, то достаточно потом прийти в тот же отдел полиции и потребовать удалить их из базы.

Полиция обязана сделать это в течение 30 дней.

  1. Зачем отпечатки пальцев заносят в базу данных АДИС Папилон
  2. ✅ Идентификация следов с нераскрытых преступлений.
  3. После проведения дактилоскопической экспертизы, исключаются все совпавшие с потерпевшими, свидетелями следы рук.
  4. Следы, оставленные другими людьми, заносятся в базу данных, где ежедневно, в режиме онлайн, сравниваются с вновь поступающими в базу картами доставленных лиц, с целью идентификации лиц их оставивших.
  5. ✅ Идентификация лиц, которые со слов указывают свои данные.
  6. Полученная карта отправляется в базу данных и устанавливается сходство с другими картами в базе, сигнализируя о возможном нахождении двух дактилоскопических карт с разными ФИО, датой рождения, адресом.
  7. ✅ Идентификация лиц, находящихся в беспомощном или бессознательном состоянии, которые не могут сообщить свои данные.

Множество случаев, когда доставленные личности в больницы или бюро судебно-медицинской экспертизы, не установлены. В данном случае, единственным помощником в идентификации личности, может стать только их папиллярный узор.

Возможно ли принудительное изъятие образцов для сравнительного исследования

Согласно ч. 1 ст. 202 УПК РФ следователь вправе получить образцы почерка или иные образцы для сравнительного исследования у подозреваемого, обвиняемого, свидетеля, потерпевшего, а также в соответствии с ч. 1 ст.

144 того же Кодекса у иных физических лиц и представителей юридических лиц в случаях, если возникла необходимость проверить, оставлены ли ими следы в определенном месте или на вещественных доказательствах.

При этом в данной статье не конкретизируется, каким именно образом следователь вправе получать такие образцы — принудительно или только с согласия того, у кого они изымаются.

Данная норма нередко, в том числе и в судебной практике, толкуется так, что предполагает возможность принудительного (силового) изъятия образцов, как у обвиняемого и подозреваемого (по аналогии закона), так и у потерпевшего и свидетеля1.

Действительно, по правилам п. 4 ч. 5 ст. 42 УПК РФ2 потерпевший не вправе уклоняться от прохождения освидетельствования, от производства в отношении него судебной экспертизы в случаях, когда не требуется его согласие, или от предоставления образцов почерка и иных образцов для сравнительного исследования.

 Статья 308 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за отказ свидетеля или потерпевшего от дачи показаний либо уклонение потерпевшего от прохождения освидетельствования, производства в отношении него судебной экспертизы в случаях, когда не требуется его согласие, или от предоставления образцов почерка и иных образцов для сравнительного исследования.

Сравнение этих норм позволяет заключить, что УПК и УК РФ исходят из возможности применения принуждения (в том числе в случае необходимости изъятия образцов) лишь к потерпевшему.

Однако в отношении свидетеля, обвиняемого и подозреваемого закон не предусматривает применение принуждения, а тем более возможности принудительного (силового) изъятия образцов. Более того, ч. 2 ст.

9 УПК РФ прямо устанавливает, что никто из участников уголовного судопроизводства не может подвергаться насилию3, пыткам, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению.

Кстати, именно элементом насилия над личностью принудительное (силовое) изъятие образцов (если, конечно, допустить, что оно вообще возможно), когда это связано с нарушением телесной неприкосновенности (например, при заборе крови и т. п.

), и может отличаться от других принудительных силовых действий: обыска, выемки, а также освидетельствования4, при которых воздействие направлено непосредственно не против лица, а против предметов. Согласно ч. 1 ст. 22 Конституции РФ каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, которая предполагает в первую очередь неприкосновенность самого тела человека. Не означает ли это, что силовое изъятие образцов для судебной экспертизы вообще недопустимо без согласия испытуемого лица?

Представляется, что в любом случае правомочие органов предварительного расследования и суда на принудительное изъятие образцов следует толковать ограничительно.

В уголовно-процессуальном праве применять принуждение по аналогии в принципе недопустимо в силу используемого в нем метода правового регулирования, ибо в этой области может быть «разрешено только то, что разрешено».

Поэтому если в отношении обвиняемого или подозреваемого, свидетеля, представителей юридических и иных физических лиц законодатель не разрешил изъятие образцов под угрозой применения мер принуждения (хотя имел для этого полную возможность), а сделал это лишь в отношении потерпевшего, значит, такова его воля.

В части 2 ст. 202 УПК РФ предусмотрено, что при получении образцов для сравнительного исследования не должны применяться методы, опасные для жизни и здоровья человека или унижающие его честь и достоинство. Это отвечает требованиям ч. 1 ст. 21 Конституции РФ, согласно которой «достоинство личности охраняется государством.

Ничто не может быть основанием для его умаления». Слово «ничто» здесь буквально означает — никакая внешняя целесообразность (в том числе нужды чрезвычайного или военного положения, борьбы с преступностью, судопроизводства и т. п.) не дает государству права делать изъятия из принципа уважения человеческого достоинства.

Таким образом, на принцип защиты достоинства личности не распространяется возможность ограничения конституционных прав и свобод даже в случаях, названных в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ.

Следовательно, если способ принудительного изъятия образцов так или иначе умаляет достоинство (то есть положительную самооценку) личности, он неправомерен.

При получении некоторых образцов лицо может также претерпевать физическую боль, а в отдельных случаях даже подвергаться опасности для здоровья. Однако по смыслу ст. 35 Федерального закона от 31.05.

2001 «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»5 при производстве судебной экспертизы запрещается применять методы исследований и получения образцов, если они сопряжены с сильными болевыми ощущениями или способны отрицательно повлиять на здоровье лица, методы оперативного вмешательства, а также методы, запрещенные к применению в практике здравоохранения законодательством РФ.

Более того, согласно ч. 2 ст. 21 Конституции РФ «никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам».

Опыт же, по нормам русского языка, определяется как воспроизведение того или иного явления экспериментальным путем либо создание какого-то нового объекта в определенных условиях с целью исследования, испытания6.

Но что есть получение образца для проведения экспертизы, если не создание нового объекта для исследования и испытания (сравнения)? В этом смысле экспертиза с использованием образцов для сравнительного исследования есть не что иное, как медицинский, научный или иной опыт.

Правоприменитель обязан соблюдать и требования, изложенные в постановлениях и определениях Конституционного Суда РФ. В определении от 16.12.2004 № 448-О7 сказано следующее. Право каждого не свидетельствовать против себя самого, как и закрепленное ст.

49 (части 1 и 2) Конституции РФ право не доказывать свою невиновность и считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке, являются в силу ее ст. 18 непосредственно действующими. Эти права должны обеспечиваться правоприменителем на основе закрепленного в ч. 1 ст.

15 Конституции РФ требования о прямом действии конституционных норм.

Поэтому соответствующие должностные лица органов, осуществляющих уголовное преследование, обязаны разъяснить лицу, подозреваемому или обвиняемому в преступлении, его право отказаться от дачи показаний и от предоставления иных доказательств по поводу совершенного деяния, не оказывая на него давления или принуждения в целях получения доказательств, подтверждающих обвинение. Такая позиция изложена Конституционным Судом РФ в постановлении от 25.04.2001 по делу о проверке конституционности ст. 265 УК РФ.

Вместе с тем закрепление в Конституции РФ права не свидетельствовать против себя самого не исключает возможности проведения — независимо от того, согласен на это подозреваемый или обвиняемый либо нет, — различных процессуальных действий с его участием (осмотр места происшествия, опознание, получение образцов для сравнительного исследования), а также использования документов, предметов одежды, образцов биологических тканей и пр. в целях получения доказательств по уголовному делу. Подобные действия — при условии соблюдения установленной уголовно-процессуальным законом процедуры и последующей судебной проверки и оценки полученных доказательств — не могут быть расценены как недопустимое ограничение гарантированного ч. 1 ст. 51 Конституции РФ права, поскольку их совершение предполагает достижение конституционно значимых целей, вытекающих из ее ч. 3 ст. 55.

  • Таким образом, Конституционный Суд РФ:
  • а) недвусмысленно выводит из права обвиняемого не свидетельствовать против самого себя право не предоставлять и иные доказательства своей виновности8;
  • б) допускает проведение процессуальных действий независимо от согласия подозреваемого и обвиняемого с их участием;
  • в) требует последующего судебного контроля за этими действиями.

При этом следует отметить существенное различие между правом обвиняемого (подозреваемого) не предоставлять доказательства против самого себя и его безусловной обязанностью участвовать в процессуальном действии.

Однако процессуальное действие не сводится лишь к принудительному элементу (до которого дело может и не дойти — вспомним обыск), а включает определенную процедуру, в том числе разъяснение прав и обязанностей, заслушивание заявлений и ходатайств участников, составление протокола.

Поэтому можно (и нужно) принимать участие в таком действии, но в ходе его возможен и отказ от предоставления образца.

В определении от 24.09.

2013 № 1297-О9 Конституционный Суд РФ развил изложенную выше позицию, дополнив ее указанием на необходимость соблюдения требования соразмерности ограничения права на неприкосновенность личности при изъятии образцов: Конституция РФ, гарантируя каждому право защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом ч. 2 ст.

45, и право не свидетельствовать против себя ч. 1 ст. 51, не исключает возможность проведения различных процессуальных действий с участием подозреваемого или обвиняемого, а также использования документов, предметов одежды, образцов биологических тканей и пр. в целях получения доказательств. В соответствии с требованиями ч. 3 ст.

55 Конституции РФ УПК РФ предусматривает возможность производства процессуальных действий (в том числе получения образцов для сравнительного исследования) и применения мер принуждения, связанных с ограничением права граждан на личную неприкосновенность, в целях защиты прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений (п. 1 ч. 1 ст. 6), обеспечивая обоснованность и соразмерность ограничений указанного права, а также требует судебного контроля за производством данных действий, предоставляя заинтересованным лицам право на судебную защиту их прав и свобод (определения КС РФ от 03.07.2007 № 594-О-Пи от 13.10.2009 № 1232-О-О).

В приведенных выше решениях Конституционного Суда РФ также отсутствует утверждение, что само по себе изъятие образцов может производиться силовым образом, а говорится лишь о соразмерном применении мер принуждения.

Причем вряд ли кто-нибудь решится всерьез оспаривать: такое принуждение (впрочем, как и любое другое государственное принуждение) может производиться лишь в законном, то есть установленном УПК РФ порядке, а значит, здесь имеются в виду меры процессуального принуждения.

Но УПК РФ содержит целый раздел IV, который посвящен урегулированию именно мер процессуального принуждения. Так, согласно ст. 111 (гл. 14) в целях обеспечения установленного данным Кодексом порядка уголовного судопроизводства, надлежащего исполнения приговора дознаватель, следователь или суд вправе применить к подозреваемому или обвиняемому следующие меры процессуального принуждения:

  1. — обязательство о явке;
  2. — привод;
  3. — временное отстранение от должности;
  4. — наложение ареста на имущество.
Читайте также:  Порядок оформления водительского удостоверения

Однако ни одна из перечисленных мер принуждения явно не предназначена для изъятия образцов.

А в части 2 той же статьи сказано: «В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, дознаватель, следователь или суд вправе применить к потерпевшему, свидетелю, гражданскому истцу, гражданскому ответчику, эксперту, специалисту, переводчику и (или) понятому следующие меры процессуального принуждения: 1) обязательство о явке; 2) привод; 3) денежное взыскание». Следовательно, лишь к потерпевшему и свидетелю, если они отказываются добровольно предоставить образцы, можно применить меру принуждения в виде денежного взыскания в порядке ст.ст. 117–118 УПК РФ10. Эту меру можно рассматривать и как соразмерное ограничение права на личную неприкосновенность указанных участников процесса. Она понуждает к недобровольному согласию на предоставление образцов чисто правовыми средствами (правовое принуждение), а именно под угрозой наказания.

С учетом указанных выше конституционно-правовых запретов (ст.ст. 21, 22 Конституции РФ), приведенных позиций Конституционного Суда РФ и по прямому смыслу УПК РФ изъятие образцов для сравнительного исследования возможно в следующих альтернативных вариантах:

  • а) в добровольном порядке;
  • б) таким образом, чтобы это не затрагивало несоразмерно принцип неприкосновенность личности, а именно:
  • — путем обеспечения физического присутствия, в том числе посредством доставления или привода обвиняемого, подозреваемого, свидетеля или потерпевшего;
  • — при условии разъяснения участникам этого процессуального действия их прав и обязанностей;
  • — в случае отказа от добровольного предоставления образцов — с последующим применением мер процессуального принуждения в виде денежного взыскания, налагаемого на потерпевшего11 или свидетеля.

Что же касается обвиняемого (подозреваемого), то факт остается фактом: УПК не предоставляет следователю или суду правомочия принудительно изымать у них образцы для сравнительного исследования, — по-видимому, чтобы не нарушать презумпцию невиновности и право хранить молчание (в широком смысле). Но тогда, как можно обеспечить интересы правосудия, если по делу необходимо исследование образцов, получаемых от обвиняемого, а это не представляется возможным.

Как ни странно, на помощь здесь приходит УК РФ. Согласно недавно введенному примечанию 2к ст. 264 (в ред. Федерального закона от 03.07.

2016 № 328-ФЗ12) лицом, находящимся в состоянии опьянения, признается в том числе лицо, управляющее транспортным средством, которое не выполнило законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения в порядке и на основаниях, предусмотренных законодательством РФ.

То есть необходимость в получении образцов от подозреваемого здесь просто отпадает, ибо состояние опьянения считается доказанным. Его молчание (отказ проходить медицинское освидетельствование) обращается против него же.

Таким образом, на данный момент ничто не мешает суду учесть и отказ обвиняемого (подозреваемого) в добровольном предоставлении образцов для сравнительного исследования в качестве изобличающего доказательства (так называемая улика поведения) в числе других доказательств и фактов при решении вопроса о его виновности в совершении преступления.

Дата актуальности материала: 15.07.2017

  1. в) граждане Российской Федерации, проходящие службу в:
  2. органах внутренних дел;

Порядок медосвидетельствования иностранцев подправили

Документы о прохождении медицинского освидетельствования будут действовать 12 месяцев. И теперь учитываются результаты ранее пройденных иностранным гражданином медицинских осмотров. Только пока непонятно, нужно ли будет проходить обязательное медобследование иностранцам, которые не смогут вовремя покинуть Россию из-за закрытия воздушного пространства

С 29 декабря 2021 г. иностранные граждане подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации и фотографированию, а также должны пройти медицинское освидетельствование:

  • в течение 90 дней со дня въезда в Россию – для прибывших в Российскую Федерацию более чем на 90 дней в целях, не связанных с осуществлением трудовой деятельности;
  • в течение 30 дней со дня въезда в Россию либо при обращении с заявлением об оформлении патента или получении разрешения на работу – для прибывших в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности.

В настоящий момент встал вопрос о нахождении в России иностранных граждан, которые в силу окончания сроков пребывания на территории РФ должны были покинуть страну, но из-за ситуации на Украине их рейсы отменены и авиасообщение приостановлено. Должны ли эти граждане пройти дактилоскопическую регистрацию, фотографирование и медицинское освидетельствование, чтобы не нарушать законодательство РФ?

Вероятно, в ближайшее время по этому вопросу появятся официальные разъяснения, и правовое положение иностранных граждан, не имеющих возможности покинуть Россию, будет урегулировано. Пока же надо понимать, что для длительного пребывания на территории РФ иностранец должен иметь законные основания.

Они перечислены в ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.

Например, среди таких оснований – получение патента, обучение или наличие близких родственников – граждан РФ в стране.

Если иностранный гражданин желает задержаться в России и есть законные основания для продления срока пребывания на ее территории, нужно легализовать свое нахождение в стране и пройти дактилоскопическую регистрацию, фотографирование и медицинское освидетельствование.

Еще раз обращаем внимание: эти процедуры обязательны для иностранных граждан, которые пребывают в России более 90 суток или работают тут. Если же нет оснований для продления срока пребывания на территории РФ или нет намерения остаться надолго, придется ждать официальных распоряжений.

В случае нарушения иностранным гражданином срока пребывания в стране не по своей вине суды не имеют права привлекать его к ответственности. Этот вывод подтверждает судебная практика, которая сложилась во время пандемии коронавируса.

Порядок проведения медицинского освидетельствования утвержден Приказом Минздрава России от 19 ноября 2021 г. № 1079н (далее – Приказ № 1079н). В конце февраля 2022 г. в Приказ № 1079н были внесены изменения (Приказ Минздрава России от 21 февраля 2022 г. № 94н).

Как пройти медосвидетельствование?

Для прохождения медицинского освидетельствования иностранный гражданин представляет в медицинскую организацию: документы, удостоверяющие личность; миграционную карту и ее копию (при наличии) – для иностранных граждан, прибывших в Россию в порядке, не требующем получения визы; визу и ее копию – для иностранных граждан, прибывших в Россию в порядке, требующем получения визы.

В регистратуре медорганизации на иностранного гражданина заполняется медицинская карта пациента и выдаются на руки бланки медицинских заключений. Там же гражданина информируют об осмотрах врачами-специалистами и о медицинских исследованиях, которые необходимо пройти в рамках медосвидетельствования.

Медицинское освидетельствование включает в себя осмотр у терапевта, фтизиатра, дерматовенеролога, психиатра-нарколога и инфекциониста.

Также необходимо сдать анализы: анализ крови на ВИЧ-инфекцию, сифилис и клинический анализ крови, анализ мочи на наличие психотропных веществ и общий анализ мочи, флюорографическое обследование грудной клетки, анализ мокроты и соскоба слизистой оболочки носа.

После внесения изменений в Приказе № 1079н появилось положение о химико-токсикологическом исследовании для детей с 13 лет. Флюорография предусмотрена для граждан с 18 лет. Из перечня медицинских исследований, которые необходимо пройти, исключено лабораторное исследование на Covid-19.

При проведении медосвидетельствования будут учитываться результаты ранее пройденных на территории РФ диспансеризации и иных медицинских осмотров. Только они должны быть получены не позднее чем год назад и подтверждены медицинскими документами.

На основании результатов исследования и медосмотров оформляются сертификат и медицинские заключения.

Прежняя редакция Приказа № 1079н не позволяла определить срок действия медицинских документов о прохождении медосвидетельствования.

Теперь же установлено, что срок действия сертификата и медзаключений составляет 12 месяцев. Результаты медицинского освидетельствования должны быть представлены в органы внутренних дел.

Где пройти медосвидетельствование?

Ранее Приказ № 1079н содержал норму об определении органом государственной власти субъекта РФ медицинских организаций, в которых иностранные граждане могут пройти медицинское освидетельствование. После внесения изменений в Приказ № 1079н этот пункт исключен.

Может показаться, что тем самым ликвидирована монополия нескольких медучреждений на проведение медицинского освидетельствования и что теперь можно пройти обследование в любом учреждении, имеющем соответствующую лицензию. Однако следует обратить внимание на п. 18 ст.

5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.

Там говорится о том, что высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ обязан установить перечень медицинских организаций, уполномоченных на проведение медосвидетельствования на территории соответствующего субъекта.

В целях реализации указанного положения закона было принято постановление правительства Москвы от 28 сентября 2021 г. № 1577-ПП.

Оно устанавливает перечень столичных медицинских организаций, в которых возможно прохождение медосвидетельствования иностранными гражданами. Это постановление не утратило силу, несмотря на Приказ № 1079н.

До внесения в него изменений иностранные граждане могут проходить медосвидетельствование в Москве только в определенных ранее медицинских учреждениях.

Изначально перечень таких организаций включал лишь государственные медучреждения. Полностью пройти обследование в одном месте иностранные граждане могли только в медицинском центре «Сахарово».

Поскольку из-за этого в центре собирались огромные очереди, правительство Москвы приняло постановление от 21 января 2022 г. № 30-П. Теперь проходить медобследование разрешается и в коммерческих медицинских организациях: группа компаний «Медси», АО «Медицина», АО «Европейский медицинский центр».

Но такая возможность есть только у тех иностранцев из визовых стран, в отношении которых уже принято решение о выдаче разрешения на работу.