УК РФ

Обжалование решения комиссии совета депутатов

  • Шрифт:
  • Цвета:
  • Изображения:

«Обжалование гражданами, организациями и иными лицами муниципальных правовых актов осуществляется в судах общей юрисдикции в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), или в арбитражных судах в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее – АПК РФ),  с учетом правил о подсудности.

В соответствии с частью 2 статьи 1 КАС РФ суды рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела:

  • об оспаривании муниципальных нормативных правовых актов полностью или в части;
  • об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления, должностных лиц, муниципальных служащих.

Оспаривание Устава города, правовых актов, принятых на местном референдуме, решений Совета депутатов ЗАТО г. Зеленогорска, постановлений Главы ЗАТО г. Зеленогорска, постановлений Администрации ЗАТО г.

Зеленогорска, являющихся нормативными правовыми актами (далее – нормативные правовые акты), производится в порядке, предусмотренном главой 21 КАС РФ «Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов».

Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений Совета депутатов ЗАТО г. Зеленогорска, распоряжений Главы ЗАТО г. Зеленогорска, распоряжений Администрации ЗАТО г. Зеленогорска, иных актов должностных лиц Администрации ЗАТО г.

Зеленогорска и ее структурных подразделений, касающихся прав конкретных граждан и организаций (далее – ненормативные правовые акты), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Оспаривание ненормативных правовых актов производится в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ «Производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих».

Оспаривание затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений органов местного самоуправления или их должностных лиц осуществляется в порядке, предусмотренном главой 24 АПК РФ «Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц».

Обжалование решения комиссии совета депутатов Обжалование решения комиссии совета депутатов Обжалование решения комиссии совета депутатов Обжалование решения комиссии совета депутатов Обжалование решения комиссии совета депутатов Обжалование решения комиссии совета депутатов Обжалование решения комиссии совета депутатов Обжалование решения комиссии совета депутатов Обжалование решения комиссии совета депутатов Обжалование решения комиссии совета депутатов

Как оспорить действия (бездействие) органов власти и получить возмещение убытков — Стороженко и Партнеры

К нам часто обращаются за помощью представители бизнеса, которые заявляют, что власть имущие смотрят на них как на планктон в своей финансово-пищевой цепочке.

Незаконные штрафы, чрезмерные доначисления по результатам выездных проверок, и даже рейдерство – захват предприятий – процветают на фоне несовершенства российского законодательства, благодаря широким возможностям для подкупа и ангажирования представителей власти.

О том, как оспорить действия (бездействие) органов власти, чтобы восстановить нарушенные права, взыскать убытки и расходы на привлеченного юриста (эксперта, оценщика), – рассказал директор антикризисной группы Сергей Стороженко.

Из статьи вы узнаете:

  • Реальные случаи, когда действия (бездействие) органов власти приводят к денежным потерям, мешают вести бизнес
  • 3 способа, как оспорить действия (бездействие) органов власти:
    • обжаловать в вышестоящий орган
    • обратиться в Прокуратуру или к Уполномоченному по правам человека
    • обратиться в суд
  • Какие шансы выиграть спор с органом власти

  • Можно ли взыскать убытки с должностного лица или органа власти

  • Сколько у вас времени, чтобы оспорить решение органа власти

Нет времени читать? Получите прямо сейчас помощь эксперта или задайте свой вопрос:

Задать вопрос эксперту бесплатно

Реальные случаи, когда действия и бездействие органов власти приводят к денежным потерям, мешают вести бизнес

  • Уполномоченные органы могут неверно оценивать стоимость земли и другой недвижимости, в результате чего граждане и компании платят завышенные налоги, аренду

Так, в результате «массовой» кадастровой оценки, Налог на Недвижимость для граждан и предпринимателей увеличился в несколько раз.

За период с 1 января 2015 г. по 30 сентября 2017 г. инициировано более 27 000 судебных дел о перерасчете кадастровой стоимости. Иски предъявлялись к территориальным органам Росреестра, ФГБУ «ФКП Росреестра» и его филиалам в субъектах РФ, комиссиям по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при территориальных отделениях Росреестра.

СУММАРНАЯ КАДАСТРОВАЯ СТОИМОСТЬ, ПОСЧИТАННАЯ ПО ЗАКАЗУ ОРГАНОВ ВЛАСТИ, ОКАЗАЛАСЬ ВЫШЕ РЕАЛЬНОЙ В 2 РАЗА.

  • Муниципалитеты завышают стоимость имущества, которое арендуют или выкупают граждане и предприниматели

На 1 127 000 рублей выше реальной рыночной стоимости оценили помещение по заказу Комитета по управлению муниципальным имуществом.

Предприниматель решил выкупить у города нежилое помещение. Комитет указал цену объекта в договоре купли-продажи в размере 4 209 000 рублей (на основании отчета оценочной компании «Корпус»).

Предприниматель обратился в суд. Суд назначил независимую экспертизу, которая определила стоимость спорного объекта в размере 3 082 000 рублей. Так предпринимателю удалось снизить выкупную стоимость спорного помещения на 1 127 000 рублей (постановление 16-ААС г. Ессентуки от 10.12.2014 г. по делу № А63-600/2013).

  • Органы власти препятствуют в получении разрешений и лицензий, иногда – в корыстных целях

Руководитель одного из управлений областного Минздрава требовал деньги с соискателей лицензий на осуществление медицинской деятельности. Суммы «откатов» варьировались от 25 000 до нескольких миллионов рублей (источник).

  • Налоговые органы штрафуют и требуют доначисления налогов, иногда – незаконно и необоснованно

Так, по результатам выездной проверки налоговая служба доначислила компании 155 миллионов рублей за проведение «сомнительных операций». Налогоплательщику удалось через суд оспорить и отменить решение ФНС. Сроки проведения проверки и сроки вручения решения налоговой были нарушены (Решение АС г. Москвы от 26.04.17 № А40-255380/2016).

В 99% случаев выездные налоговые проверки заканчиваются для бизнес-представителей санкциями в виде миллионных доначислений. Средний «чек» выездной проверки в Москве – 41 600 000 рублей, в Санкт-Петербурге – 71 800 000рублей (данные опубликованы в «Forbes»).

Читать по теме: Как оспорить завышенные платежи, незаконные доначисления

  • Должностные лица могут нарушать антимонопольное законодательство: заключать антиконкурентные соглашения, создавать отдельным участникам преимущественные условия участия в торгах, ограничивать доступ к торгам законных конкурентов

Администрация муниципального района нарушила Закон «О защите конкуренции». В результате к участию в торгах не были допущены лица, желающие арендовать муниципальное имущество.

Извещение о торгах администрация не разместила на своем официальном сайте, а отсылка на официальный сайт Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов не содержала номер извещения, что не позволяло найти нужные торги.

Предприниматели не смогли ознакомиться с формой заявки и проектом договора аренды (дело № 028-15-АЗ).

3 способа, как оспорить действия (бездействие) органов власти

Граждане и юридические лица могут обжаловать любые незаконные действия (бездействие), решения и акты органов власти, если они нарушают их права и интересы – любыми доступными способами, не выходя за рамки закона (ст. 45 Конституции РФ).

Обжаловать можно даже устные решения.

Обжаловать в вышестоящий орган

Можно обратиться с заявлением в тот же орган или в вышестоящий орган, наделенный контрольно-надзорными функциями в соответствующей сфере управления.

К примеру, жалоба на действия местной налоговой службы подается в вышестоящий налоговый орган, но через тот орган, чьи действия обжалуются.

В течение 3 дней с момента поступления жалобы, материалы будут направлены в вышестоящий орган ФНС (п.1 ст.139 НК РФ).

Важно: такой способ обжалования имеет недостатки:

  • решения по обращениям принимаются заинтересованными органами;
  • у лица, направившего жалобу, нет возможности присутствовать при принятии решения, влиять на результат;
  • нередко решение по обращению принимают лица без необходимого уровня правовой подготовки.

Поэтому даже правильно составленные жалобы, подкрепленные доказательствами, часто не удовлетворяют, а виновных лиц – не наказывают.

Обратиться в Прокуратуру или к Уполномоченному по правам человека

Права граждан или организаций могут защищать: Прокурор, Уполномоченный по правам человека в субъекте РФ, Уполномоченный по правам человека в РФ (ч. 4 ст. 218 КАС РФ).

Обращение в Прокуратуру с правильно составленной жалобой, которая подкреплена доказательствами, может стать результативным, оперативным и экономным способом добиться справедливости.

Подать жалобу можно любым удобным способом: через канцелярию прокуратуры, интернет-приемную Генпрокуратуры, сайт территориального подразделения или ценным/заказным письмом. Через 30 дней вы получите ответ.

Омбудсмен тоже рассматривает жалобы на решения органов власти и должностных лиц.

На сайте омбудсмена есть подробная видеоинструкция, «Как обратиться к Уполномоченному по правам человека в РФ через интернет-приемную».

Обратиться в суд

Определяющее преимущество судебного оспаривания –  это равенство сторон в процедуре, возможность личного присутствия, отсутствие заинтересованности судей, принимающих решение. Вероятность справедливого и объективного рассмотрения жалобы существенно повышается, по сравнению с внесудебным и досудебным обжалованием.

Читайте также:  Получение налогового вычета за покупку квартиры

Еще один плюс для заявителя – это то, что обязанность доказывать невиновность или правомерность оспариваемого решения возлагается на должностное лицо или орган власти. Однако это правило не освобождает истца от необходимости доказывания нарушенного права, причинения ему ущерба и причинно-следственной связи.

Трудности при судебном оспаривании обычно связаны с определением подсудности и подведомственности спора. Так как дела по спорам с органами власти рассматривают:

Заявление в суд составляется по требованиям ст. 220 КАС РФ, если подается административный Иск, и по требованиям ст. 125 АПК РФ, если иск подается в арбитраж.

Какие шансы выиграть спор с органом власти

Самые высокие шансы выиграть спор в сфере земельных отношений и недвижимости.

Пленум ВС разъяснил, как оспаривать решения госорганов — новости Право.ру

Иллюстрация: Право.ru/Петр Козлов Суды могут самостоятельно восполнять пробелы в законах при разрешении споров граждан и чиновников, но только если это не ограничивает права и свободы гражданина. Такое разъяснение содержится в постановлении Пленума ВС о правилах споров с государственными органами. Еще Верховный суд научил определять Подсудность таких споров, рассказал о восстановлении процессуальных сроков и допустил обжалование действий чиновников в интернете. Подробности — в наших карточках.

Новое постановление Пленума состоит из 32 пунктов, в которых разъясняются правила применения главы 22 КАС и главы 24 АПК. Пока речь идет о проекте: по результатам обсуждения документ решили отправить на доработку. Обычно этот процесс занимает одну-две недели.

Суды могут принимать решения, которые несут имущественные последствия для граждан и организаций.

Например, когда требуется вернуть излишне уплаченные налоговые и таможенные платежи, страховые взносы и исполнительские сборы, или выплатить компенсацию за незаконные решения чиновников.

При этом требования о возмещении вреда, причиненного принятием незаконных решений, бездействием или действием властных органов, должны предъявляться отдельным иском.

ВС объясняет, что в судебном порядке можно оспорить разные действия и решения чиновников. Они могут быть приняты в письменной и электронной форме, в том числе и в автоматическом режиме.

Но обратиться в суд можно в случае несогласия не только с формализованным решением, но и любым другим. Например, предметом судебного контроля могут стать действия, связанные с организацией дорожного движения, вроде установки новых знаков или настройки светофоров. «Действия могут совершаться, в частности, посредством размещения информации в сети «Интернет», — подчеркивает ВС.

Бездействием, которое можно оспорить, считается ситуация, когда чиновник не делает, что должен. Например, не рассматривает поступившее к нему заявление или не спешит принимать по нему решение.

Пленум объясняет, что акты налоговых и таможенных проверок не могут выступать предметом самостоятельного оспаривания. В то же время заинтересованные лица могут обжаловать решения, принятые по результатам проверок. 

Это же касается документов, подтверждающих какие-либо обстоятельства, например правовой статус гражданина или организации. Оспорить можно только решение, принятое по этим документам.

Пленум ВС допускает обжалование в судебном порядке не только решений и действий государственных органов и их должностных лиц.

Ответчиком по таким спорам могут выступать и «наделенные публичными полномочиями органы, не имеющие статуса юридического лица»: например, экзаменационные или призывные комиссии.

А еще разрешается оспаривать действия организаций, наделенных «отдельными государственными или иными публичными полномочиями», и к таким ВС относит, например, психиатрические лечебницы и больницы ФСИН.

В проекте постановления Пленум ВС объясняет, какие решения или действия нельзя обжаловать по правилам КАС и АПК:

❌ Решения, принятые в ходе производства по уголовному делу. Их можно оспорить по правилам ст. 125 УПК («Судебный порядок рассмотрения жалоб»).

❌ Решения, принятые в рамках производства по делу об административном правонарушении. «Доводы о недопустимости конкретного доказательства излагаются в ходе рассмотрения соответствующего дела», — подчеркивает ВС.

❌ Отказы в применении амнистии.

❌ Решения, которые нужно обжаловать по правилам КоАП или 25-й главы АПК («Рассмотрение дел об административных правонарушениях»).

Вид судопроизводства и процессуальный порядок рассмотрения дела о защите прав, свобод и законных интересов заявителя определяется судом. Он должен учитывать характер правоотношений, из которых вытекает требование заявителя, а не форму обращения. «Оформление искового заявления вместо административного искового заявления не влияет на определение вида судопроизводства», — подчеркивает Пленум.

По общему правилу административные исковые заявления рассматриваются по месту нахождения госоргана, принявшего спорное решение. Кроме того, КАС позволяет подать иск по месту жительства гражданина или нахождения организации. Если решения госоргана распространяются на территорию нескольких субъектов или всю страну, подавать иск можно там, где будет исполняться спорное решение.

Срок обращения в суд считается со дня, следующего за днем, когда лицу стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов. Вопрос о причинах пропуска срока суд может поднять и самостоятельно, не дожидаясь мнения участников спора. 

Пленум ВС Пленум ВС объяснил, как погашается и снимается судимость

«Возвращение административного иска другим судом по причине его неподсудности или в связи с нарушением требований, предъявляемых к содержанию заявления и прилагаемым к нему документам, сами по себе не являются уважительными причинами пропуска срока обращения в суд», — подчеркивает Пленум. В то же время, если заявителю не хватило документа, который должен был выдать госорган, пропуск срока признают уважительным.

В некоторых случаях законодательство допускает оспаривание решения госоргана в вышестоящем органе. Например, такой порядок предусмотрен для решений налоговиков.

Если по результатам внутренней апелляции решение останется в силе, то суд будет рассматривать именно первоначальное решение.

Если же вышестоящий орган изменит или отменит решение, тогда предметом рассмотрения суда будет именно апелляционный акт.

Суд не связан правовой квалификацией спорных отношений, он вправе оценить решение со ссылкой на нормы права, не указанные в иске. Не связан суд и доводами жалобы, потому что ему в любом случае нужно проверять имеющие значение для дела обстоятельства.

Формальные нарушения порядка принятия решений по общему правилу не могут служить основанием для признания их незаконными, подчеркивает ВС. Другое дело, если нарушения были существенными и повлияли на права заявителя.

Отдельный пункт проектируемого постановления посвящен вопросу применения аналогии права. В спорах с чиновниками это возможно, например когда есть пробел в правовом регулировании.

«В частности, посредством применения аналогии судом могут быть преодолены пробелы, связанные с отсутствием подзаконных актов, определяющих порядок реализации права гражданином или организацией», — объясняет Пленум.

Аналогия невозможна, если она ограничивает права и свободы гражданина или организации.

Суды могут признавать незаконными решения чиновников, принимаемые по усмотрению. Пленум приводит в пример ситуацию, когда местные власти решили перенести пешеходный переход. Суд может разобраться в вопросе и отменить решение, если чиновники не учли все обстоятельства, влияющие на безопасность дорожного движения.

Суд может прекратить производство по спору с госорганом, если тот исправил свою недоработку, отменил свое решение или прекратил бездействие. Но разбирательство точно продолжится, если заявитель дополнительно попросил о компенсации морального вреда или возмещении ущерба, причиненного действиями или бездействием чиновников.

Право.ru Connections: вакансии, партнерства, проекты для юрфирм
13:44ЦБ зафиксировал негативный эффект мобилизации на бизнес Адвокатское бюро «Стиран, Сегал и партнеры» ищет юриста 13:04ВС разбирался, когда можно расторгнуть Договор аренды с НКО 12:16На оплату лизинга иностранных машин могут ввести мораторий 11:36Суд впервые применил указания Генштаба о многодетных отцах 10:50Сына губернатора Красноярского края обвинили в обходе санкций США 9:51Путин ликвидировал Ростуризм 9:20Мобилизованные сотрудники начали возвращаться в банки 9:01С начала мобилизации стало больше денежных переводов за рубеж 8:39СПЧ: мобилизационное законодательство надо доработать 7:58Обзор СМИ за 20 октября 18:57 Володин: От мобилизации освободили 9500 многодетных отцов
18:12ВС объяснил, когда супруг теряет долю в совместной собственности 16:45Патрушев анонсировал новую миграционную политику 16:06Ограничения смогут ввести в 30 регионах России 15:30 Путин поручил решить проблемы снабжения армии
14:49Путин ввел военное положение на новых территориях 14:01ВС отправил на пересмотр дело о запрете должнику выезжать за границу 13:48Кабмин расширил возможности применения маткапитала 13:27ВС решал, сколько налогов уплатит управляющая компания 13:12Новые основания для отсрочки Госдума обсудит в закрытом режиме 12:27В Москве эвакуировали восемь судов 11:51Материальную помощь при мобилизации предложили освободить от налогов 11:27ВС объяснил, когда банк накажут за неисполнение требований пристава
10:10ВС разбирался в споре между сторонами договора лизинга 9:54Бизнес-омбудсмена могут обязать помогать самозанятым 8:48Союз адвокатов России запросил бронь от мобилизации 8:43Обзор СМИ за 19 октября 20:33КС разъяснил права дачников с участками вблизи линий электропередачи 18:47Депутаты одобрили кредитные каникулы для МСП в связи с мобилизацией 17:33ВС разобрался с действительностью платежей от «предбанкротного» должника 17:10Госдума одобрила налоговые льготы для вкладчиков лопнувших банков 16:07 Глава МВД предложил не возбуждать уголовные дела по заявлениям бизнеса
15:40Центробанк будет обмениваться информацией с МВД 15:22ВС допустил зачет требования с контрагентом-банкротом 14:57Госдума разрешила сочетать статус ИП и военнослужащего 14:21С одного предприятия призовут не более 30% сотрудников 14:12В РФ завели первое уголовное дело о секретном сотрудничестве с иностранным государством 13:43ВС признал: брачный договор поможет защитить имущество в банкротстве супруга 13:23ВККС ищет председателя, двух зампредов и 9 судей
12:10Ответственность за преступления полицейских предложили смягчить 12:08Российский суд впервые оштрафовал американскую компанию Amazon 11:46Пленум ВС обсудил постановление об ОСАГО 11:07Обвинение оспорило приговор гендиректору «Зимней вишни» 10:42Мобилизованным бизнесменам дали отсрочку по аренде 9:50Депутаты предложили усилить надзор за психически больными 9:18ВС выяснял, какие требования считаются реестровыми 8:35Мобилизованным хотят вернуть деньги за купленную экипировку 8:18Россияне смогут оплачивать сборы в Лондонском международном арбитраже 8:00Обзор СМИ за 18 октября 19:12Путин удвоил выплаты чиновникам на новых территориях 18:39В Госдуму внесли законопроект о статусе добровольцев 18:16Немецкий Минюст оштрафовал Telegram на €5,1 млн 13:55Возбуждено дело из-за утечки данных о рейсе Навального

Читайте также:  Статья 66. назначение наказания за неоконченное преступление

Споры с Администрацией, Советом депутатов и иными органами муниципальной власти

В правовом государстве является неизбежным столкновение частнособственнических интересов граждан и хозяйствующих субъектов с публичными интересами государства.

Несмотря на то, что в сфере земельных правоотношений за последние годы было принято множество законов и иных нормативных правовых актов, направленных якобы на искоренение таких столкновений (споров), множество вопросов в земельных делах до сих пор остаются неразрешенными, что зачастую порождает судебные споры по земле.

Как известно, органы государственной власти, а также органы муниципальной власти в сфере земельных правоотношений наделены определенными полномочиями, в том числе градостроительным законодательством, которые в силу закона должны реализовываться в интересах граждан, собственников земельных участков на соответствующей территории муниципального района.

Однако как свидетельствует практика чиновники зачастую злоупотребляя  предоставленными правами и не исполняя свои обязанности, устанавливают свои порядки на местах и принимают незаконные решения и акты, тем самым нарушают интересы собственников земли соответствующего муниципального района, которые и так зачастую сталкиваются с трудностями при использовании своей земли.

Каждый орган муниципальной власти, образованный в том или ином муниципальном образовании Ленинградской области имеет четко установленную федеральными законами компетенцию, в рамках которой чиновник и обязан действовать.

Однако как свидетельствует практика, на самом деле все происходит наоборот, поскольку чиновники выходят за рамки таких полномочий и присваивают полномочия им не принадлежащие, к примеру истребуют у заявителей при проведении публичных слушаний для изменения вида разрешенного использования земельных участков, незаконные документы и обязывают граждан совершать незаконные действия, например создавать некую инициативную группу, что федеральным законом не предусмотрено.

Т.о. чиновники позволяют себе расширительно трактовать закон, в связи с чем и появляются несоответствующие федеральному закону нормативные муниципальные акты.

  • Типичным же полномочиями органов местного самоуправления в земельной сфере можно назвать следующие:
  • — владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования;
  • — организация в границах муниципального образования электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом;
  • — дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов муниципального образования, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • — создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах муниципального образования;
  • — создание условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;
  • — сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия
  • — организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;
  • —организация благоустройства и озеленения территории муниципального образования, использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов муниципального образования;
  • -утверждение генеральных планов муниципального образования, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов муниципального образования документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории муниципального образования, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования муниципального образования, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах муниципального образования для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель муниципального образования;
  • — присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в населенных пунктах, установление нумерации домов, организация освещения улиц и установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов;
  • — осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья;
  • — создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории муниципального образования;
  • — содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства;
  • — осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, информирование населения об ограничениях их использования;
  • — осуществление муниципального лесного контроля и надзора;
  • — организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
  • В связи с тем, что факты незаконных действий (бездействий) органов муниципальной власти, а также принятия незаконных актов, гражданин вынужден все чаще вступать в споры по земле и обращаться в суды в целях защита своих нарушенных прав.

При этом, дела с органами власти, в том числе с администрацией и советом депутатов, относятся к публичным правоотношениям и включают в себя как споры о признании незаконными действий (бездействий) и решений органов власти, так и споры о признании недействующими актов нормативного характера (т.е. оспаривание (обжалование) действий (бездействий) и нормативных актов), среди прочего связанные с такими аспектами, как:

  1. — непроведение публичных слушаний, включая изменение условно разрешенного использования  земельных участков через публичные слушания
  2. — незаконное истребование документов у заявителей, предоставление которых федеральным законодательством не предусмотрено;
  3. — изменение вида разрешенного использования через суд и связанные с этим отказы в таком изменении вида
  4. — изменение категории земель и земельные споры, связанные с таким переводом из одной категории земли в другу,
  5. — принятие правил землепользования и застройки, а также градостроительные споры в связи с принятием таких правил
  6. — территориальное планирование, градостроительное зонирование, а также архитектурно-строительное проектирование и споры по градостроительному кодексу связанные с этим;
  7. — оформление и подготовка проекта межевания земельного участка,
  8. —  оспаривание кадастровой оценки
  9. — аннулирование кадастрового учета земельного участка и проч.

— отказ в перерегистрации возникших до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ прав на землю (т.е. ранее возникших прав), а также его обжалование в судебном порядке

  • — возражения на публикацию о выделе земельного участка в первоочередном порядке, а также их оспаривание и проч.
  • Надо иметь ввиду, что любое лицо, как гражданин так и организация, вправе оспорить в судебном порядке действия (бездействия), а также нормативные акты органов муниципальной власти, в случае если такими действиями или актами нарушены права и законные интересы лица. Такие дела  рассматриваются в порядке производства, имеющего свои особенности к которым можно отнести, среди прочего:
  • — в суд подается не иск, а заявление об оспаривании действий (бездействий), нормативного акта органа муниципальной власти;
  • — к заявлению необходимо приложить оригинал отказа должностного лица, а в случае оспаривания нормативного акта – оригинал такого акта и доказательства его опубликования в средствах массовой информации
  • — также в таких делах, к примеру об оспаривании нормативного акта вправе участвовать прокурор района.

Как правило, чем больше земли в том или ином муниципальном образовании, тем чаще возникают споры по земле, часто сопровождающиеся судами.

К судам общей юрисдикции Ленинградской области, которые чаще сталкиваются со спорами, связанными с оспариванием действий (бездействий), а также актов муниципальных органов можно отнести Всеволожский городской суд, Гатчинский городской суд, Выборгский городской суд, Тосненский городской суд.

Менее чаще такие земельные споры рассматриваю такие суды общей юрисдикции, как суд Приозерского района, суд Тихвинского  района, суд Бокситогорского района, суд Кингисеппского района и проч.

Приводим примеры некоторых таких споров, включая градостроительные споры, из нашей практики:

1.

При нашем участии идет судебное разбирательство по делу об оспаривании Положения Совета депутатов об изменении вида разрешенного использования на территории МО Рахьинское городское поселение, по которому муниципальный орган незаконно предусмотрел, среди прочего, создание некой инициативной группы в количестве 10 человек, для проведения публичных слушаний, а также незаконный перечень документов для изменения вида разрешенного использования земельного участка, которые по федеральному законодательству у завитей не истребуются. При этом, в деле участвует прокурор.

Данный спор по градостроительному кодексу находится на стадии судебного разбирательства

Читайте также:  Иск о выделении доли в общей совместной собственности (образец) 2023

2.

Наши юристы по земельным делам оказали юридическое сопровождение, в том числе составили и представили во Всеволожский городской суд Ленинградской области, по делу об оспаривании отказа главы администрации Рахьинского городского поселения Заявителю (собственнику земельного участка)  в изменении вида разрешенного использования. Суть спора заключалась в следующем: заявитель обратился в администрацию с заявлением об изменении условно-разрешенного вида использования принадлежащего ему участка земли. Главой администрации были назначены публичные слушания, по результатам которых принято положительное заключение об изменении вида использования земли с вида «для фермерского хозяйства» на вид «для дачного строительства». Кроме того, были приняты и аналогичные рекомендации комиссии, в состав которой также входили должностные лица муниципального органа. Однако Главой администрации, без обоснования причин, мотивировки и аргументации, было отказано в изменении вида использования земельного участка. В отказе глава не сослался ни на одну норму закону. Произвольное же  решение главы Администрации ничем немотивированное и принятое в разрез процедуре публичных слушаний, незаконно и создает поле для принятия коррупционных решений.

Данный спор по изменению вида разрешенного использования находится на стадии судебного разбирательства.

Администрация городского поселения Куминский | Порядок обжалования решений, принятых Советом депутатов

Порядок обжалования решений, принятых Советом депутатов

  • ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
  • Согласно статьи 33 Устава городского поселения Куминский, Совет депутатов городского поселения Куминский в пределах своих полномочий принимает решения Совета депутатов.
  • Обжалование решений Совета депутатов городского поселения Куминский осуществляется в порядке, установленном Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации и Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
  • Решения, нарушающие права и свободы граждан, оспариваются в порядке, установленном Гражданским процессуальным кодексом (далее – ГПК), и рассматриваются в судах общей юрисдикции. 

В соответствии со статьей 254 ГПК гражданин, организация вправе оспорить в суде решение органа местного самоуправления, если считают, что нарушены их права и свободы. Заявление подается в суд по подсудности, установленной ГПК.

Заявление может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа местного самоуправления, решение которого оспаривается (в Кондинский районный суд, ул. Днепропетровская, 14, пгт.

Междуреченский, Кондинского района).

К решениям органов местного самоуправления, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся решения, в результате которых: 

  • нарушены права и свободы гражданина;
  • созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; 
  • на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Статья 256 ГПК устанавливает, что гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления.

Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления. 

В соответствии со статьей 257 ГПК заявление рассматривается судом в течение десяти дней, а Верховным Судом Российской Федерации – в течение двух месяцев с участием гражданина, руководителя или представителя органа местного самоуправления, решение которого оспаривается. Неявка в судебное заседание кого-либо из указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления. 

Согласно статье 258 ГПК суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа местного самоуправления устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Решение суда направляется для устранения допущенного нарушения закона руководителю органа местного самоуправления, решение которого было оспорено, в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу. В суд и гражданину должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения.

  1. Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа местного самоуправления и права либо свободы гражданина не были нарушены.
  2. Оспаривание нормативных правовых актов и ненормативных правовых актов, принятых Советом депутатов городского поселения Куминский, затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются арбитражным судом в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее – АПК). 
  3. В соответствии со статьёй 191 АПК производство по делам об оспаривании нормативных правовых актов возбуждается на основании заявлений заинтересованных лиц, обратившихся с требованием о признании такого акта недействующим. 
  4. Дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражных судов.
  5. Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого органом местного самоуправления, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. 
  6. В заявлении о признании нормативного правового акта недействующим должны быть указаны, в том числе: 
  1. наименование органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт; 

  2. название, номер, дата принятия, источник опубликования и иные данные об оспариваемом нормативном правовом акте; 

  3. права и законные интересы заявителя, которые, по его мнению, нарушаются этим оспариваемым актом или его отдельными положениями; 

  4. название нормативного правового акта, который имеет большую юридическую силу и на соответствие которому надлежит проверить оспариваемый акт или его отдельные положения; 

  5. требование заявителя о признании оспариваемого акта недействующим; 

  6. перечень прилагаемых документов. 

  • Согласно статье 194 АПК дело об оспаривании нормативного правового акта рассматривается коллегиальным составом судей в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления заявления в суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу. 
  • Решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта вступает в законную силу немедленно после его принятия.
  • Нормативный правовой акт или отдельные его положения, признанные арбитражным судом недействующими, не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда и должны быть приведены органом или лицом, принявшими оспариваемый акт, в соответствие с законом или иным нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
  • Решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта, за исключением решения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вступления в законную силу. 
  • Согласно статье 197 АПК производство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов органов местного самоуправления возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с требованием о признании недействительными ненормативных правовых актов данных органов. 
  • В соответствии со статьей 198 АПК граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
  • Заявления о признании ненормативных правовых актов недействительными рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом не отнесено к компетенции других судов. 

Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Согласно статье 199 АПК в заявлении о признании ненормативного правового акта недействительным должны быть указаны, в том числе: 

  1. наименование органа, который принял оспариваемый акт;

  2. название, номер, дата принятия оспариваемого акта;

  3. права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом;

  4. законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствует оспариваемый акт; 

  5. требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным. 

  1. По ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого акта.
  2. Согласно АПК со дня принятия решения арбитражного суда о признании недействительным ненормативного правового акта полностью или в части указанный акт или отдельные его положения не подлежат применению. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector