Ограничение по возрасту для просмотра фильма

Ограничение по возрасту для просмотра фильма

Shutterstock

Система возрастных рейтингов призвана защищать детскую психику, но иногда ее правила лишь усложняют жизнь зрителям и прокатчикам. Рассказываем, как устроена маркировка и чем зарубежные правила отличаются от российских

Киноновинка «Отряд самоубийц: Миссия навылет», вышедшая на экраны летом 2021 года, провалилась в мировом прокате. Ее кассовые сборы составили $167 млн ― при бюджете $185 млн это неутешительный результат. Можно назвать разные причины неудачи авторского блокбастера, но главная ― он слишком «взрослый».

Ограничение по возрасту для просмотра фильма

Кадр из фильма «Отряд самоубийц: Миссия навылет» ( scarfilm.org)

Картина получила рейтинг «18+» в США, России и ряде других стран. Из-за этого фильм потерял детскую (и частично семейную) аудиторию. В итоге сборы в США составили $55 млн, а в России ― $9 млн. При этом в Великобритании, несмотря на скандал, вызванный присвоенным фильму рейтингом «15+», сборы превысили $19 млн. А это 15% от прибыли во всех странах, кроме США.

Примечательно, что тематически и жанрово близкая «Черная вдова», вышедшая немногим ранее с рейтингом «16+», собрала $183 млн в США и $377 млн в мире. На успех повлияла и популярность киновселенной Marvel, и то, что на картину смогли попасть подростки.

Идея защитить детей от пагубной информации была впервые закреплена Конвенцией ООН о правах ребенка 1989 года. С тех пор идея получила развитие в запрете жестоких и порнографических материалов, в ограничении времени трансляции потенциально вредных программ, в онлайн-безопасности и правилах публикации рекламы.

Как закон определяет детский контент?

По отношению к детям весь контент делится на полностью запрещенный и информацию с ограниченным доступом.

В группу «запрещенки» входят сексуальное насилие, жестокость в чистом виде, наркотики, нецензурная лексика и сцены, побуждающие повторить опасные действия ― в общем, все, что может травмировать детскую психику. В эту же категорию российские законодатели решили внести и информацию, «отрицающую семейные ценности», а также ЛГБТ-тематику.

К информации с ограниченным доступом относится контент, к которому дети могут иметь доступ в небольших дозах в зависимости от возраста. Например, сюда относятся сцены с физическим насилием, пугающие сцены и описание половых отношений.

Ограничение по возрасту для просмотра фильма Ограничение по возрасту для просмотра фильма

Допустимый для детей контент в любом случае должен быть оправдан жанром или сюжетом. Сцены жестокости не должны быть натуралистическими или оскорбительными и не должны побуждать повторить их в реальной жизни. К жертвам насилия нужно выразить сочувствие.

За последние годы выдвигалось несколько предложений, корректирующих существующие правила.

Например, законодательная инициатива 2015 года предлагает обязательно маркировать только запрещенный для детей контент («18+»), а другие категории отмечать добровольно.

Законопроектом 2019 года дополнительно вводятся рекомендации «для семейного просмотра», «для дошкольников», «не рекомендовано для детей». Ни один из этих проектов по состоянию на октябрь 2021 года не принят.

Кто должен использовать маркировку?

Потенциально опасные для детей материалы маркируются соответствующим знаком перед распространением.

Маркировка нужна:

  • книгам;
  • кинокартинам;
  • телепередачам;
  • афишам к шоу и билетам на них;
  • сетевым изданиям;
  • аудиовизуальным сервисам, например онлайн-кинотеатрам;
  • рекламе всего вышеперечисленного.

Маркировка не нужна:

  • научной и статистической информации;
  • продукции с высокой культурной ценностью для общества;
  • учебникам из образовательной программы;
  • телетрансляциям в прямом эфире;
  • радиовещанию;
  • информации в интернете;
  • м пользователей в сети;
  • ресурсам, на которых аудиовизуальные материалы размещают пользователи, например YouTube;
  • поисковым системам.

Например, пост в Instagram не маркируется, а анонс концерта ― обязательно. Но если пост в социальной сети содержит рекламу шоу, он должен быть обозначен в соответствии с возрастной категорией.

Маркировка ― забота того, кто заинтересован в обороте контента, поэтому они сами должны выбирать подходящую маркировку и располагать ее согласно требованиям. За исполнением этих правил следит Роскомнадзор.

Рейтинг фильмов в кинопрокате определяется прокатной компанией и утверждается Минкультом.

Кто несет ответственность

За нарушение закона предусмотрено административное наказание. Суммы штрафов составляют от ₽2 тыс. для физических лиц до ₽500 тыс. для предприятий.

В апреле 2021 года российским онлайн-кинотеатрам назначили по ₽100 тыс. штрафа за отсутствие маркировок сцен курения. Disney за короткометражку «Out» с главным персонажем-геем отделался предупреждением.

Что на практике: казусы в правоприменении

Предполагается, что возрастная маркировка поможет уберечь детскую психику от травмирующих сцен. Отчасти так и есть, но иногда возникают неоднозначные, даже абсурдные ситуации.

Например, издатели получают письма с просьбами «обосновать ценность текста Льва Толстого» и разъяснения о том, что для признания культурной ценности книги ее «автор должен быть мертвым и у него должны быть награды».

«Тихий Дон» Шолохова продается с маркировкой «18+». Сборники стихов Есенина, Маяковского или Бродского можно купить только с паспортом. При этом историческая энциклопедия сексуальной жизни «Камасутра» формально не подпадает под требования о маркировке. Все эти книжные казусы возникают из-за отсутствия конкретного определения, что такое культурная ценность.

Кинематограф тоже страдает из-за размытости критериев. Например, если наркотик неоднократно упоминается в фильме, но не демонстрируется, картине все равно могут присвоить рейтинг «16+».

В этой же категории внезапно оказался мультфильм «Жизнь Кабачка» из-за затронутой темы усыновления.

В итоге российские дети не увидели мультфильм, производитель потерял аудиторию и прибыль, а вечерний прокат не окупил расходы прокатчика.

Ограничение по возрасту для просмотра фильма

Кадр из мультфильма «Жизнь Кабачка» ( Gamesradar.com)

При этом многое из формально запрещенного можно без особых трудностей найти в сети. Получается, что закон убирает детей из кинотеатров и забирает у них бумажные книги, отправляя искать недозволенное в интернете.

В сети тоже есть запреты: например, в июле 2021 года Санкт-Петербургский суд признал запрещенными ссылки на мультсериалы «Happy Tree Friends», «Космос: Территория смерти», «Ад Данте: Анимированный эпос» из-за их жестокости.

Но это скорее исключение, чем правило.

Ограничение по возрасту для просмотра фильма

Кадр из мультсериала «Happy Tree Friends» ( Aminoapps.com)

Еще одна проблема ― в несовершенстве шкалы рейтингов. Закон не видит разницы между детьми 6–10 лет и подростками 12–15 лет, зато между 16- и 18-летним возрастом проведена жирная черта, которая все равно не избавляет от неразберихи. Присваивая картинам рейтинг «16+», прокатчики теряют время и деньги, потому что Минкульт зачастую все равно меняет его на «18+».

Как за рубежом

Прогрессивная Европа

В Великобритании полномочия контроля за оборотом контента разделены между множеством ведомств: комитетом по классификации фильмов, комиссией по жалобам на прессу, службой по стандартам в рекламе, ассоциацией классификации интернет-контента и другими органами. Эта система значительно отличается от российской, в которой все контрольные функции сосредоточены в Роскомнадзоре.

В Нидерландах действует автоматизированная система классификации аудиовизуального контента. Маркировщику фильма, например, нужно ответить «да» или «нет» на 67 типовых вопросов о наличии опасной информации. Получив ответы, программа самостоятельно присваивает киноленте возрастной рейтинг.

Жесткий Китай

За распространение материалов, пагубно влияющих на детей, в КНР предусмотрена уголовная ответственность.

Запрещенным считается контент, содержащий порнографию, сцены насилия, пропаганду азартных игр, призывы к расовой ненависти или терроризму. Информация из внешнего мира фильтруется для всех граждан системой «Золотой щит».

Кстати, Роскомнадзор планирует в 2022 году запустить свою систему фильтрации вредного контента в сети под названием «Окулус».

Либеральные Штаты

Определение рейтинга фильма перед выпуском в прокат в США ― дело добровольное. Американская система предусматривает пять категорий фильмов:

  1. G ― широкая аудитория;
  2. PG ― родительский контроль;
  3. PG-13 ― просмотр нежелателен детям до 13 лет;
  4. R ― не достигшим 17 лет просмотр недоступен без сопровождения родителей;
  5. NC-17 ― просмотр запрещен лицам, не достигшим 17 лет.

Примечательно, что в 17 лет американский ребенок вместе с родителями может смотреть все, кроме порнографии и наиболее жестоких сцен. В то же время российская версия Netflix запрещает лицам младше 18 лет смотреть детские мультсериалы «Юная Лига Справедливости», «Принц-Дракон», «Ши-Ра и непобедимые принцессы» из-за присутствия в них ЛГБТ-тематики.

Рейтинговая система MPAA

Разбираемся в системе российских и зарубежных возрастных рейтингов фильмов: PG, NC-17 и прочие 16+

   

Разбираемся в системе российских и зарубежных возрастных рейтингов

25 марта 2022

На рубеже 20–30-х гг. прошлого века США с головой накрыл экономический кризис. В годы Великой депрессии народ стал вынужденно отказываться от удовольствий, в число которых попали и походы в кинотеатр. Тогда Голливуд решил привлечь зрителей более «забористым» контентом. На экраны стали выходить фильмы с откровенными сценами секса, насилия, пьянства.

Это пришлось не по душе пуритански настроенным представителям общественных, религиозных, политических организаций. Тогда-то на свет и появился кодекс Американской ассоциации кинокомпаний, ставший первым сводом цензурных правил для кинематографа в США.

Впрочем, основные его положения были разработаны Уильямом Харрисоном Хейсом, возглавлявшим эту самую ассоциацию, почти десятилетием ранее. Ведь еще в первой половине 1920-х более сотни голливудских фильмов по разным цензурным соображениям были запрещены к прокату в 37 штатах.

Тогда-то Хейс и решил, что проще разработать и соблюдать внутренний свод правил, чем всякий раз сталкиваться с сотнями местных — неоднозначных и непоследовательных — законов. Уже разработанные нормы дополнили таким образом, чтобы удовлетворить католическую общественность, и с 1934 года они стали обязательными для всех фильмов, выходящих в кинопрокат.

При всей своей строгости кодекс был составлен достаточно размыто, что фактически развязывало руки цензуре. Некоторые запреты, например, прямо не прописывались, но при этом считались сами собой разумеющимися.

Правда, в итоге кодекс Хейса так и не стал спасителем моральных устоев в США. Зато печально прославился тем, что в угоду ему были переделаны некоторые культовые фильмы.

 

Ассоциация MPAA (Американская Киноассоциация, Motion Picture Association of America) является родоначальницей рейтинговой системы, помогающей родителям оценить, подходят ли те или иные фильмы для просмотра их детьми.Эта система не берёт на себя функции критика, она не определяет, плоха или хороша та или иная картина. Она не подвергает её цензуре, а лишь разъясняет потенциальные опасности для детских глаз. Причём, оценки выставляют сами родители — именно они на ротационной основе входят в правление администрации по классификации и рейтингам.
В настоящее время рейтинговая система MPAA выглядит следующим образом:

Рейтинг G — Нет возрастных ограниченийОграничение по возрасту для просмотра фильма
Данный рейтинг получают фильмы, в содержании которых не присутствует сцен, которые могут хоть каким-то образом повлиять на детскую психику. Тем не менее, если картина получает рейтинг G, то никоим образом нельзя утверждать, что фильм предназначен только для детей.Преимущественно, рейтинг G присваивают классическим семейным комедиям и мультфильмам.
>> Все фильмы с рейтингом G
Рейтинг PG — Рекомендуется присутствие родителейОграничение по возрасту для просмотра фильма
Этот рейтинг получают фильмы, которые требуют внимания со стороны родителей. Возможно некоторые сцены из картины родители посчитают неприемлемыми для просмотра своими детьми. Но в фильме точно отсутствуют сексуальные эпизоды и сцены с использованием наркотиков. Рейтинг PG никогда не присвоят ленте жанра хоррор или триллер.
>> Все фильмы с рейтингом PG
Рейтинг PG-13 — Детям до 13 лет просмотр не желателенОграничение по возрасту для просмотра фильма
Настоятельное предупреждение родителям. Данный рейтинг получают фильмы, содержание которых может считаться неприемлемым для детей, не достигших 13-летнего возраста. По-прежнему, при этом рейтинге на экране отсутствуют сцены с насилием и обнажёнкой, но уже могут присутствовать неконкретизированные эпизоды с наркотиками и слова, связанные с сексом.
>> Все фильмы с рейтингом PG-13
Рейтинг R — Лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослогоОграничение по возрасту для просмотра фильма
Рейтинг R получают фильмы, в содержании которых обязательно содержится материал, предназначенный только для взрослой аудитории. Родителям рекомендуется хорошо подумать, прежде чем пойти на него вместе со своими детьми.Фильм, получивший рейтинг R, скорее всего содержит сексуальные сцены, эпизоды с употреблением наркотиков, нецензурную брань, фрагменты с насилием и т.д.
>> Все фильмы с рейтингом R
Рейтинг NC-17 — Лицам до 18 лет просмотр запрещенОграничение по возрасту для просмотра фильма
Этот рейтинг подразумевает, что все родители прекрасно отдают себе отчет, что продукт, получивший такое ограничение, не предназначен для просмотра лицами, не достигшими 18-летнего возраста. Фильм может содержать довольно откровенные сексуальные моменты, соответствующий слэнг и эпизоды с чрезвычайным насилием. Однако рейтинг не подразумевает, что фильм является непристойным или порнографическим.Многие кинотеатры предпочитают не связываться с фильмами, получившими рейтинг NC-17. Кроме того, такие фильмы запрещено рекламировать в средствах массовой информации (телевидение, радио, печать и т.д.).
>> Все фильмы с рейтингом NC-17
В мае 1966 года выяснилось, что не все фильмы можно уместить в существовавшие тогда две категории фильмов — имеющие сертификат MPAA и не имеющие такового. Этому событию в немалой степени поспособствовала так называемая «сексуальная революция».В ноябре 1968 года была оглашена первая версия нынешней системы рейтингов:
G — Нет возрастных ограничений (General Audiences);
M — Подростковое ограничений, от 11 до 13 лет (Mature Audiences);
R — Лица, не достигшие 16-летнего возраста, допускаются на сеанс только в присутствии родителей (Restricted Persons under 16 not permitted unless accompany by an adult);
X — На сеанс не допускаются лица, не достигшие 17-летнего возраста (Adults only. No one under 17 admitted).
В 1969 году категория M была изменена на GP (General Audiences — Parental guidance), а еще через год на PG (Parental Guidance Suggested — желательно присутствие родителей). 1 июля 1984 года категория PG была разбита на две подкатегории: PG и PG-13. Как видно, вторая подкатегория была предназначена для более зрелых подростков.
Следующая череда изменений затронула рейтинговую систему лишь в ноябре 1990 года, когда было дано объяснение, какого рода сцены могут скрываться за ограничением R — нецензурная брань, обнаженные тела, применение наркотиков и жестокость.
Также было дано подробное объяснение, как различить рейтинги PG и PG-13. Рейтинг X был переименован в NC-17 ввиду того, что все эти годы в народных массах было распространено поверье, что рейтинг X присваивается лишь фильмам с порнографическим содержанием.
Наверх страницы
Пять известных картин, пострадавших из-за цензуры в США

По настоянию цензоров из фильма убрали все упоминания ку-клукс-клана, а также несколько сцен насилия. Знаменитый эпизод с родами настоятельно рекомендовали перемонтировать «с тактом и осторожностью». А вот право на использование слов «черт» и «Бог» в негативном контексте, а также других ругательств режиссеру Дэвиду О. Селзнику удалось отстоять.

Ограничение по возрасту для просмотра фильма

Режиссер картины Элиа Казан был вынужден изрядно порезать сценарий, смягчив нелегальное прошлое главной героини и убрав упоминание о гомосексуализме ее бывшего мужа.

Камнем преткновения стал эпизод с изнасилованием (по современным меркам — довольно «скромный»). Казан смог убедить комиссию в том, что сцена имеет ключевое для сюжета значение, но многочисленные католические организации заклеймили картину позором.

В итоге, чтобы избежать споров и негатива, создатели вырезали эти три минуты из уже готового фильма.

Мрачная картина с главным героем-наркоманом, согласно кодексу Хейса, не имела шансов на прокат. Поэтому режиссер Отто Премингер даже не стал пытаться спорить с комиссией.

Его фильм с Фрэнком Синатрой в главной роли был показан без лицензирования в кинотеатрах, не принадлежащих членам Американской ассоциации кинокомпаний (да, так было можно).

Как ни странно, картина не осталась незамеченной: Синатра получил номинацию на «Оскар», а в Голливуде серьезно задумались, так ли необходимы столь суровые ограничения.

Этот фильм фактически нанес смертельный удар по американской киноцензуре. Режиссер Билли Уайлдер понимал, что полуодетая Мэрилин Монро и многочисленные шутки ниже пояса не оставляют картине шансов на лицензированный прокат.

Поэтому он организовал закрытый показ для представителей прессы, а только после этого, когда те уже успели настрочить в газетах восторженные отзывы, представил ленту комиссии.

Той не оставалось ничего другого, как выдать картине прокатное удостоверение.

Несколько другим — но тоже весьма хитрым — путем пошел Альфред Хичкок. Зная уязвимые места картины, он заранее перенасытил ее спорными сценами насилия и обнаженки. Таким образом режиссер получил возможность торговаться и отстоял самые важные эпизоды.

Члены комиссии попросили переснять лишь одну сцену: с Джанет Ли в нижнем белье. Хичкок формально согласился и попросил, чтобы на съемке присутствовал кто-то из представителей комиссии — ну, чтобы в этот раз не допустить оплошности.

Но к назначенному времени на площадку так никто и не явился…

В 1960-х годах стало очевидно, что нельзя всех равнять под одну гребенку. Тем более столь частую, как католическая мораль. Ведь порой, стремясь не выйти за суровые рамки кодекса Хейса, создатели фильмов доходили до абсурда. Так, например, Джонни Вайсмюллер, известный по роли Тарзана, был вынужден брить грудь для съемок.

А на киноплощадках обязательно присутствовали «контролеры бюстов», проверявшие формы актрис и их открытость на соответствие нормам благопристойности. Даже мультипликационный персонаж Бетти Буп превратился из вольной девицы с декольте в одинокую домохозяйку в длинной юбке, что свело популярность сериала на нет.

Да и из-за океана стали прибывать французские и итальянские картины весьма фривольного содержания, которые изрядно потеснили в кинотеатрах отцензурированные американские.

Так что и Голливуд, и зрители с облегчением вздохнули, когда в 1968 году кодекс Хейса был официально отменен, а ему на смену пришла система рейтинга фильмов MPAA, с небольшими изменениями дожившая и до наших дней.

Ограничения к картинам были существенно смягчены и ранжированы по возрасту. Вот как выглядит рейтинг MPAA сейчас.

1. G (General audiences) — Без ограничений. Так маркируются детские или семейные фильмы, которые не содержат ничего, что могло бы считаться неприемлемым для просмотра даже самыми маленькими детьми.

Добро здесь всегда побеждает зло, даже отрицательные персонажи остаются вежливыми, а какие-либо сцены насилия отсутствуют вовсе (как и намеки на них). Так, например, именно в этой категории демонстрировался фильм «Хатико». 2. PG (Parental guidance suggested) — Детям рекомендуется смотреть фильм с родителями.

Такой рейтинг означает, что перед показом детям картину рекомендуется посмотреть родителям — некоторые сцены они могут посчитать недопустимыми. Но в фильме с такой маркировкой точно не будет секса, насилия, наркотиков, грубых ругательств. Примеры — три части «Назад в будущее» и первые три фильма о Гарри Поттере. 3.

PG-13 (Parents strongly cautioned) — Просмотр не желателен детям до 13 лет. Этот рейтинг говорит сам за себя. В таких фильмах отсутствуют сцены жестокого насилия (но умеренные могут быть), также могут быть «неконкретизированные эпизоды с наркотиками» и легкие шутки ниже пояса.

К категории PG-13 относятся «Интерстеллар», «Форрест Гамп», «Властелин колец», а также «Гарри Поттер и Кубок огня». 4. R (Restricted) — Подростки, не достигшие 17-летнего возраста, допускаются на фильм только в сопровождении взрослых.

Картины с таким рейтингом содержат сцены, которые можно характеризовать как «взрослые»: секс и нагота, насилие, употребление наркотиков и алкоголя, грубая нецензурная брань и т. д.

Родителям стоит хорошо подумать и самостоятельно решить — достаточно ли устойчива психика ребенка, чтобы смотреть нечто подобное «Побегу из Шоушенка», «Криминальному чтиву» или «Гладиатору». Интересно, что в эту же категорию (а в России — «16+») попали и «Пятьдесят оттенков серого».

Изначально Келли Марсель написала сценарий под NC-17, но студия Universal дважды заставляла его переписывать — для смягчения ограничений. 5. NC-17 (No One 17 & Under Admitted) — Дети 17 лет возраста и младше на фильм не допускаются. В принципе тут все то же, что и в предыдущем пункте, только больше, грубее и жестче. Это фильмы для взрослых, но без откровенного порнографического или непристойного содержания. Картины с рейтингом NC-17 редко добираются до кинотеатров. Кроме того, их запрещено рекламировать в средствах массовой информации. Примеры таких фильмов: «Нимфоманка», «Жизнь Адель», «Мечтатели».

Рейтинговая система MPAA действует в США уже более 50 лет, а потому механизм ее работы хорошо отлажен и понятен. Каждая лента перед прокатом оценивается специально созданной комиссией. На основании просмотра и после обсуждения устанавливаются рейтинговые ограничения.

Если создатели фильма не согласны с ними, они могут подать апелляцию, после которой просмотр и обсуждение осуществляет уже другая (тоже специально созданная) комиссия. Члены комиссии не только выносят решение по рейтингу, но и выявляют основные эпизоды, из-за которых вводятся ограничения.

Далее — дело уже за создателями. Они могут либо перемонтировать картину, чтобы смягчить рейтинг, либо согласиться с установленными ограничениями. Конечно, студии стремятся напихать в фильм всего побольше, но при этом не попасть под строгие запреты.

А поэтому нередко пользуются расплывчатыми определениями, чтобы понизить возрастной ценз.

Ведь, например, определение «неконкретизированные эпизоды с наркотиками» — само по себе довольно неконкретное. Не находите?

В основу российской возрастной классификации была положена еще советская система, по сути включавшая лишь три ступени: «для всех зрителей» (0+), «для всех зрителей, кроме утренних сеансов» (6+) и «для всех зрителей, старше 16 лет» («Детям до 16…» — так это называлось).

Спросите у родителей — они наверняка помнят, на какие хитрости приходилось идти, чтобы урвать заветный билетик на «Маленькую Веру».

Впрочем, помимо этой картины, вполне открыто демонстрирующей антисоветский и сексуальный подтекст, в категории «Детям до 16» оказывались и «Укрощение строптивого», и «Анжелика — маркиза ангелов», и даже советские картины «Вий» и «Добряки». Последний — за сложный психологический контекст и совсем немного за обнаженку.

Когда «Маленькую Веру» показывали в кинотеатре нашего провинциального городка, мне было всего 12, но очень хотелось попасть на сеанс, где показывали «это». В ход шли, как в той песне, «мамина помада, сапоги старшей сестры». Вот только тетеньки-билетерши все равно видели нас насквозь и категорически отказывались пропускать на сеанс.

Впрочем, существовала в Советском Союзе и еще одна — полностью запретная — категория: «Фильмы, запрещенные к показу на территории СССР».

Это были эротические картины (сюда попадала даже вполне безобидная по нынешним временам «клубничка»), фильмы ужасов, боевики и триллеры, а также кино про восточные единоборства. Да-да, «Звездные войны» тоже вошли в этот список.

Такое можно было увидеть только в подпольных видеосалонах или собравшись втихаря у кого-нибудь из друзей — счастливых обладателей видеомагнитофона.

В российскую систему возрастной классификации были добавлены еще две ступени — «12+» и «18+», что сделало ее более похожей на американскую.

1. 0+ (для детей, не достигших возраста 6 лет). Категория фильмов, не причиняющих вреда психическому здоровью детей. Впрочем, здесь допустимы некоторые ненатуралистические элементы насилия (исключая сексуальное), если они оправданы жанром и при условии, что добро побеждает зло.

Как ни странно, в эту категорию у нас в стране попадает «Король Лев», где в одной сцене даже взрослому трудно удержаться от слез. Признайтесь, вы тоже до сих пор плачете? 2. 6+ (для детей, достигших возраста 6 лет). В этой категории допустимо несколько больше.

Например, изображение преступлений, аварий, несчастных случаев и даже ненасильственной смерти. Опять же при условии, что это оправдано жанром, показано ненатуралистично, а плохие поступки подвергнуты порицанию.

Хотя тут тоже вопрос: как в эту категорию попал фильм «12 стульев», где главный герой — аферист, которого в конце фильма убивают? 3. 12+ (для детей, достигших возраста 12 лет). В категории «12+» российское законодательство допускает сцены насилия, упоминание наркотических средств и даже капельку половых отношений.

Как, например, в «Титанике». Другие примеры: «Один дома», «Властелин колец: Братство кольца», «Гарри Поттер и тайная комната». 4. 16+ (для детей, достигших возраста 16 лет). Здесь можно почти все, но понемногу: насилие, убийства, ругательства, даже наркотики, точнее, негативные последствия их употребления.

Но опять же — без лишнего натурализма. Странно, что эта категория объединяет такие разные картины, как «Москва слезам не верит», «Отряд самоубийц» или снова фильм про Гарри Поттера, но уже «Кубок огня». 5. 18+ (запрещено для распространения среди детей).

В эту категорию попадают фильмы, открыто демонстрирующие и оправдывающие насилие, пропагандирующие наркоманию, алкоголизм и нетрадиционные сексуальные отношения, а также содержащие большое количество нецензурной брани. Типичные примеры — «Дэдпул» или «Криминальное чтиво». Как видите, в целом ограничения аналогичны требованиям рейтинга MPAA, но прописаны более строго и однозначно.

Правда, некоторые потенциально коммерчески успешные картины (например, «Хоббит») получали у нас в стране более мягкие возрастные рейтинги, чем в США.

В европейских странах действуют рейтинговые системы, подобные американской или российской, с небольшими отличиями.

  • Так, например, в Великобритании целых семь категорий. Помимо привычных пяти, присутствует отдельный сегмент фильмов порнографического характера, демонстрирующийся в специальных кинотеатрах. Также некоторые картины разрешены для просмотра на большом экране, но их нельзя брать в прокат на DVD и других видеоносителях лицам, не достигшим 12 лет.
  • Во Франции рейтинговая система аналогична российской, но в ней отсутствует категория «6+». Зато, как и в СССР, есть фильмы, вовсе запрещенные к прокату на территории страны. Впрочем, в последние десятилетия эта категория скорее формальность — к искусству во Франции относятся весьма либерально.
  • Аналогичная российской система возрастных ограничений принята и в Германии. Работает она гораздо дольше нашей и даже американской — с 1949 года. Оценкой фильмов занимается негосударственная организация — Добровольное регулирование киноиндустрии (FSK). Она может и вовсе отказать в выдаче прокатного удостоверения, если посчитает, что картина не соответствует требованиям национальной киноиндустрии — даже при формальном соответствии законодательству страны.
  • Пусть Казахстан к Европе относится чисто формально (лишь малая его часть расположена в этой части света), стоит упомянуть и о нем. Хотя бы потому, что здесь самое жесткое рейтинговое ограничение предполагает запрет на просмотр лицам, не достигшим аж 21 года. Впрочем, фильм «Борат», представлявший Казахстан в довольно негативном свете, не смог получить прокатное удостоверение даже в этой категории…

В целом все возрастные рейтинги весьма условны. Я помню, как в детстве смотрел «Король Лев» и рыдал над сценой смерти Муфасы. Неужели это нормально для детской психики? С другой стороны «Дэдпул»… Там очень жесткие ограничения, но почти все, что показано там, для современного общества считается вполне привычным — дети во дворе иногда ругаются похлеще.

В общем, смотрите хорошие фильмы и решайте сами, стоит ли их показывать вашим детям. Номинантов на «Оскар» посмотреть точно стоит как минимум взрослым.

Знаки 0+, 6+, 12+, 16+, 18+ (Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ) — Центр развития для детей и взрослых ФЬЮЖН

«Знаки 0+, 6+, 12+, 16+, 18+» — это знаки информационной продукции.

               

— Возрастная классификация информационной продукции в России (http://ru.wikipedia.org)

Знак информационной продукции — графическое и (или) текстовое обозначение информационной продукции в соответствии с классификацией информационной продукции, предусмотренной частью 3 статьи 6 настоящего Федерального закона

(Глава 1. Общие положения, Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ)

Классификация информационной продукции

(Глава 2. Классификация информационной продукции, Статья 6. Осуществление классификации информационной продукции, Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ)

1. Классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно (в том числе с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций, отвечающих требованиям статьи 17 настоящего Федерального закона) до начала ее оборота на территории Российской Федерации.

  • 2. При проведении исследований в целях классификации информационной продукции оценке подлежат:
  • 1) ее тематика, жанр, содержание и художественное оформление;
  • 2) особенности восприятия содержащейся в ней информации детьми определенной возрастной категории;
  • 3) вероятность причинения содержащейся в ней информацией вреда здоровью и (или) развитию детей.
  • 3. Классификация информационной продукции осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона по следующим категориям информационной продукции:
  • 1) информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;
  • 2) информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;
  • 3) информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;
  • 4) информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;
  • 5) информационная продукция, запрещенная для детей (информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона).

4.

Классификация информационной продукции, предназначенной и (или) используемой для обучения и воспитания детей в образовательных учреждениях, реализующих соответственно основные общеобразовательные программы, основные профессиональные образовательные программы начального профессионального образования, среднего профессионального образования, в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации в области образования.

5.

Классификация фильмов осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и законодательства Российской Федерации о государственной поддержке кинематографии.

6. Сведения, полученные в результате классификации информационной продукции, указываются ее производителем или распространителем в сопроводительных документах на информационную продукцию и являются основанием для размещения на ней знака информационной продукции и для ее оборота на территории Российской Федерации.

  1. Глава 3. Требования к обороту информационной продукции
  2. Статья 12. Знак информационной продукции
  3. 1. Обозначение категории информационной продукции знаком информационной продукции и (или) текстовым предупреждением об ограничении распространения информационной продукции среди детей осуществляется с соблюдением требований настоящего Федерального закона ее производителем и (или) распространителем следующим образом:
  4. 1) применительно к категории информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, — в виде цифры «0» и знака «плюс»;
  5. 2) применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, — в виде цифры «6» и знака «плюс» и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «для детей старше шести лет»;
  6. 3) применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, — в виде цифры «12» и знака «плюс» и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «для детей старше 12 лет»;
  7. 4) применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, — в виде цифры «16» и знака «плюс» и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «для детей старше 16 лет»;
  8. 5) применительно к категории информационной продукции, запрещенной для детей, — в виде цифры «18» и знака «плюс» и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «запрещено для детей».

2.

Производитель, распространитель информационной продукции размещают знак информационной продукции и (или) текстовое предупреждение об ограничении ее распространения среди детей перед началом демонстрации фильма при кино- и видеообслуживании в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Размер знака информационной продукции должен составлять не менее чем пять процентов площади экрана.

3. Размер знака информационной продукции должен составлять не менее чем пять процентов площади афиши или иного объявления о проведении соответствующего зрелищного мероприятия, объявления о кино- или видеопоказе, а также входного билета, приглашения либо иного документа, предоставляющих право посещения такого мероприятия.

4.

Знак информационной продукции размещается в публикуемых программах теле- и радиопередач, перечнях и каталогах информационной продукции, а равно и в такой информационной продукции, размещаемой в информационно-телекоммуникационных сетях.

5.

Текстовое предупреждение об ограничении распространения информационной продукции среди детей выполняется на русском языке, а в случаях, установленных Федеральным законом от 1 июня 2005 года N 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации», на государственных языках республик, находящихся в составе Российской Федерации, других языках народов Российской Федерации или иностранных языках.

(Источник: http://base.garant.ru) 

Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

АННОТАЦИЯ:

Запрещается распространять среди детей информацию, побуждающую к причинению вреда своему здоровью, самоубийству; способную развить порочные наклонности (алкоголизм, наркоманию, занятие проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством).

Распространяемые среди детей сведения не должны оправдывать насилие и жестокость, противоправное поведение; отрицать семейные ценности; содержать нецензурную брань и порнографию. Названная информация не может транслироваться по телевидению и радио с 4.00 до 23.

00 (кроме платных каналов).

Предусмотрены возрастные ограничения в отношении изображения (описания) насилия, преступлений, смерти, заболеваний, самоубийств, несчастных случаев, аварий, катастроф, их последствий, а также половых отношений.

Вся информационная продукция подразделяется на 5 категорий.

Так, детям до 6 лет могут демонстрироваться ненатуралистические изображения или описания насилия (за исключением сексуального) при условии торжества добра над злом, выражения сострадания к жертве и осуждения насилия.

Изображение половых отношений между мужчиной и женщиной (эпизодического характера в ненатуралистической форме) допустимо лишь в продукции, предназначенной для детей 12 лет и старше.

Указанная информация не должна эксплуатировать интерес к сексу, носить возбуждающий или оскорбительный характер. Отдельные бранные слова (кроме нецензурных) могут содержаться в информационной продукции для детей 16 лет и старше.

Ограниченные к распространению среди детей материалы могут транслироваться по телевидению и радио с 21.00 до 7.00 (исключение — платные каналы).

Производители и распространители классифицируют информационную продукцию самостоятельно. Регламентирован порядок ее экспертизы.

Знак информационной продукции (текстовое предупреждение) размещается перед началом трансляции телепрограммы, телепередачи, демонстрации фильма, а также в углу кадра (кроме показа фильмов в кинозале).

Он также печатается на афишах, входных билетах, в программах передач.

  • Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2012 г.
  • Глава 1. Общие положения
  • Глава 2. Классификация информационной продукции
  • Глава 3. Требования к обороту информационной продукции
  • Глава 4. Экспертиза информационной продукции
  • Глава 5. Контроль (надзор) в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию
  • Глава 6. Ответственность за правонарушения в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию
  • Глава 7. Заключительные положения

 (Источник:  http://base.garant.ru/)

с 1 сентября 2012 г. вступил в силу федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Согласно закону, запрещенной для распространения среди детей является информация, побуждающая подрастающее поколение к самоубийству, пропагандирующая использование алкоголя, табакокурения, наркотиков и других веществ, негативно воздействующих на здоровье подростков, содержащая нецензурную брань, порнографию, влияющая на нравственное воспитание детей, на психику молодого поколения.

Одним из средств массового распространения вышеперечисленных явлений являются радио, телевидение, Интернет, печатные средства массовой информации. Поэтому выше названным законом СМИ предписывается обозначать вредность для детей своей продукции знаками 12+, 16+ и т.д. Это значит, что та или иная информация рекомендуется для просмотра или чтения только детям в возрасте старше 12, 14, 16 лет.

(Источник: http://www.shatki.ru/)

  1. РЕКОМЕНДАЦИИ РОСКОМНАДЗОРА ПО ПРИМЕНЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 29 ДЕКАБРЯ 2010 Г. N 436-ФЗ «О ЗАЩИТЕ ДЕТЕЙ ОТ ИНФОРМАЦИИ, ПРИЧИНЯЮЩЕЙ ВРЕД ИХ ЗДОРОВЬЮ И РАЗВИТИЮ»
  2. ОБЗОР ДОКУМЕНТА
  3. Роскомнадзор разъяснил, как осуществлять возрастную маркировку телерадиопрограмм, печатных и сетевых изданий
  4. Даны рекомендации по возрастной маркировке информационной продукции при телерадиовещании, в печатных и сетевых изданиях.

В частности, знак 6+, 12+, 16+ или 18+ указывается в программах теле- и радиопередач для каждой программы (передачи).

 При телетрансляции его помещают в углу кадра в начале каждой новой телепрограммы (телепередачи) и при каждом ее возобновлении после перерыва на рекламу. Размер знака — не менее логотипа телеканала.

Продолжительность его демонстрации — минимум 8 сек. При этом он не должен накладываться на логотип, субтитры и иные надписи.

При радиовещании перед каждым выходом в эфир программы делается соответствующее звуковое предупреждение. При непрерывном вещании оно производится не реже 4 раз в сутки.

Разрешено транслировать без знака программы и передачи, идущие в прямом эфире.

Также не маркируется продукция, имеющая значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества.

Запрещенные для детей программы (например, способные вызвать желание употребить наркотики, алкоголь, табак; отрицающие семейные ценности; оправдывающие противоправное поведение) можно показывать только после 23.00 до 4.00 либо днем с применением декодирующих устройств.

С 7.00 до 21.00 нельзя транслировать по телевидению отдельную информационную продукцию для детей, достигших 16 лет. Исключение — платные каналы.

Требования по маркировке распространяются и на анонсы.

В печатных и сетевых изданиях знак о возрастном ограничении помещают на 1-й полосе (главной странице). При этом он должен соответствовать самой старшей возрастной категории напечатанного в данном выпуске материала.

Приведены требования к размеру знака.

Разрешено не маркировать печатные издания общественно-политического или производственно-практического характера, новостные ленты, оставляемые на сайте комментарии и сообщения читателей.

При распространении периодических изданий на электронных носителях знак ставят на обложке (футляре) и самом носителе.

На продукцию информагентств, размещаемую в Интернете в открытом доступе, распространяются правила маркировки сетевых изданий. Та, что рассылается по подписке, классифицируется производителем и (или) распространителем самостоятельно.

Подробно — на www.rsoc.ru.

Кинотеатры лишились права пускать молодых зрителей на многие фильмы

20.09.2012

С 1 сентября Министерство культуры выдает прокатные удостоверения фильмам в соответствии с законом «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию». По словам прокатчиков и управляющих кинотеатрами, все больше фильмов получают маркировку «только для взрослых» или «для детей старше 16 лет».

Среди картин, вышедших в российский прокат на этой неделе, более 70% оценены как кино для зрителей старше 16 или 18 лет, рассказал гендиректор «Синема парка» Сергей Китин. Вчера в этой крупнейшей российской сети кинотеатров можно было посмотреть 22 фильма, из них половина промаркирована 16+, еще восемь — как 18+, убедились «Ведомости».

Такие «взрослые» маркировки уже получили вполне стандартные голливудские боевики, любимое зрелище подростков, например, «Обитель зла: Возмездие», «Судья Дредд», «Медальон», рассказал директор по кинопрокату «Централ партнершип» Вадим Верещагин: сами студии-производители оценили их мягче — как PG-13 (по американским правилам допускаются дети старше 13 лет) или R (допускаются только в сопровождении родителей).

Кинотеатры не имеют права продавать билеты и пускать на сеансы детей не соответствующего маркировке возраста, говорит директор департамента кинематографии Минкульта Вячеслав Тельнов.

Прежде министерство при выдаче прокатных удостоверений руководствовалось собственным приказом. По нему в фильмах для детей, к примеру, старше 16 лет допускались «частое количество сцен насилия и жестокости» и «сцены употребления наркотиков», но без оправдания таких действий.

По новому закону после 16 лет детям можно показывать жестокость и насилие только при отсутствии натуралистических деталей, которые могут вызвать страх и панику, и при обязательном осуждении таких действий и выражении «сочувствия к жертве».

Демонстрировать, как употребляются наркотики, вообще запрещено.

Если следовать закону и не пускать подростков более младшего возраста на фильмы 16+ и 18+ даже в сопровождении взрослых, то кинотеатры лишатся большого числа зрителей, предупреждает Китин. По его словам, около 20% посетителей «Синема парка» моложе 16 лет.

А есть фильмы, аудитория которых практически исключительно подростки, добавляет директор по маркетингу сети «Киномакс» Лариса Матрусенко. К примеру, сага «Сумерки» (продолжение выходит в прокат в ноябре) — прежде всего для девочек 13-15 лет. Если картина получит оценку 16+, то резко потеряет в сборах.

Так закон может подхлестнуть пиратство, расстраивается она.

«Как мы понимаем закон, ответственность за посещение детей кинотеатров несут родители, — говорит Матрусенко, — а сети должны максимально широко информировать о возрастных ограничениях фильмов». С этим согласен президент профильной ассоциации «Киноальянс» Олег Березин.

Новые правила уже привели к тому, что фильмы начали недобирать кассу, говорит гендиректор «Каро проката» Алексей Рязанцев: «Происходит это прежде всего потому, что “взрослой” маркировки пугаются сами родители, сомневаясь, стоит ли вести на “нехороший” фильм ребенка. С таким количеством фильмов 16+ и 18+ кинотеатры воспринимаются уже чуть ли не как порнографические залы».

Закон написан очень нечетко, говорят руководители кинотеатров и прокатчики. Нет прямой нормы, запрещающей доступ детей несоответствующего возраста на сеанс, не указано, как и кто должен проверять возраст подростков, особенно тех, кому пока не положен паспорт, кто будет следить за соблюдением этих правил кинотеатрами.

Формально кинотеатры и прежде не могли пускать детей на взрослые сеансы, но делали это исключительно добровольно, никто за этим не следил, говорят Китин и Рязанцев. Теперь за этим будут следить гораздо более строго, уверены они. По Кодексу об административных правонарушениях кинотеатр, который нарушит требования закона, может быть оштрафован на 20 000-50 000 руб.

или и вовсе закрыт на срок до 90 суток.

Надзорным органом по соблюдению нового закона определен Роскомнадзор. Его представитель не смог ответить на вопрос, будет ли служба теперь следить и за прокатом фильмов.

(Источник www.vedomosti.ru)