УК РФ

Оплата за отопление при наличии крышной котельной

Оплата за отопление при наличии крышной котельной Источник фото: https://www.pexels.com/

Ранее я уже писал про сложности определения размера платы за услуги отопления и ГВС при самостоятельном приготовлении данных услуг с помощью оборудования входящего в состав общего имущества МКД. В этой статье я продолжу «ковырять» п.54 Правил предоставления коммунальных услуг, но уже для домов с крышными газовыми котельными. Итак, поехали…

Порядок расчета стоимости коммунальных услуг определяется Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 (далее по тексту – Правила).

Обращаем Ваше внимание, что порядок расчета стоимости услуги горячего водоснабжения и отопления при самостоятельном приготовлении данных услуг с использованием входящей в состав общего имущества МКД газовой котельной Правилами не урегулирован.

Пункт 54 Правил регулирует лишь вопросы определения размера платы в случае, если «на вводе» в МКД имеется холодная вода, которая впоследствии будет подогрета до состояния горячей, и тепловая энергия, которая поставлена ресурсоснабжающей организацией в теплоносителе.

В первом абзаце п.54 Правил указано, что в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) ГВС с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества МКД, расчет стоимости коммунальной услуги отопления и (или) ГВС производится исходя из объема, потребленного при производстве вышеуказанных коммунальных услуг коммунального ресурса.

С учетом того, что согласно п.37 Правил расчетным периодом признается месяц, то для расчета стоимости услуги отопления и ГВС необходимо брать объемы коммунальных ресурсов, потребленных в течение месяца.

Ниже описанный порядок мы разработали по аналогии с расчетом при использовании индивидуального теплового пункта, однако не исключены споры с надзорными органами.

Согласно абзацу 5 п.54 Правил размер платы потребителя за коммунальную услугу по ГВС (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулами 20 и 20(1) приложения №2 к Правилам, как сумма 2 составляющих:

  1. произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду;

  2. произведение объема (количества) коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и тарифа на коммунальный ресурс.

В качестве вышеуказанного ресурса в газовых котельных используется природный газ, объем которого выражается в кубических метрах и для использования его в расчетах необходимо его либо переводить в Гкал, что проблематично, либо отражать его в стоимостном эквиваленте. То есть для расчетов мы будем брать не объемы природного газа, а его стоимость.

Расчет стоимости одного кубического метра горячей воды согласно формуле 20 приложения №2 к Правилам и следующий:

Оплата за отопление при наличии крышной котельной

Данную формулу можно разделить на 2 части:

Первая часть – стоимость холодной воды в составе горячей. Тут вопросов, как правило, не возникает, так как объем потребленной услуги в конкретном помещении известен, а тариф на холодную воду установлен на уровне субъекта РФ.

Вторая часть – стоимость коммунальных ресурсов, необходимых для подогрева кубометра холодной воды до температуры, необходимой для предоставления ГВС.

Оплата за отопление при наличии крышной котельной

Для расчета стоимости горячей воды необходимо определить показатель удельного расхода на подогрев воды (далее по тексту — удельный расход).

Данный удельный расход в Правилах описывается как «удельный расход v-го коммунального ресурса на подогрев воды, утвержденный в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченным органом, норматив расхода v-го коммунального ресурса на подогрев воды, в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению».

В Правилах отдельно описан порядок определения размера удельного расхода в ситуации, когда МКД оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета коммунального ресурса, который использован на подогрев горячей воды для целей ГВС и предоставления коммунальной услуги по отоплению. В такой ситуации удельный расход определяется по формуле 20.1 Правил:

Оплата за отопление при наличии крышной котельной Определение показателя удельного расхода в ситуации, когда МКД оборудован газовой котельной будет иметь свои особенности, которые обусловлены отсутствием четкого законодательного регулирования.

В числителе мы видим показатель V, который в Правилах обозначен как «объем коммунального ресурса, использованного за расчетный период на производство тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, потребленной в жилых и нежилых помещениях и на общедомовые нужды многоквартирного дома». В рассматриваемом случае в числителе необходимо отображать объем природного газа, израсходованный в течение месяца в крышной газовой котельной.

Знаменатель состоит из суммы показателей Qгв и Qо, которые определяются как «количество произведенной тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, потребленной в жилых и нежилых помещениях и на общедомовые нужды многоквартирного дома, определяемое в соответствии с пунктом 54 Правил»;

Общий объем (количество) произведенной исполнителем за расчетный период тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по ГВС, определяется (п.54 Правил):

  1. по показаниям приборов учета, установленных на оборудовании, с использованием которого исполнителем была произведена коммунальная услуга по отоплению и (или) горячему водоснабжению;

  2. при отсутствии вышеуказанных приборов учета — как сумма объемов (количества) тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных по:

  • показаниям индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии, которыми оборудованы жилые и нежилые помещения потребителей;
  • объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных в порядке, установленном настоящими Правилами для потребителей, жилые и нежилые помещения которых не оборудованы такими приборами учета;
  • объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды, определенных исходя из нормативов потребления горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях горячего водоснабжения.

Обратите внимание, что приборы учета по ГВС не определяют объем тепловой энергии, которая была потрачена на подогрев холодной воды до необходимой температуры, а лишь определяют объем потребленной горячей воды. Следовательно, для определения объема произведенной тепловой энергии для нужд ГВС и отопления необходимо просуммировать:

  1. объем потребленной тепловой энергии в помещениях, которые оборудованы ИПУ по отоплению;

  2. объем потребленной тепловой энергии в помещениях, которые не оборудованы ИПУ по отоплению, рассчитанной, исходя из норматива потребления тепловой энергии на нужды отопления (с учетом абзаца 4 п.42.1 Правил с учетом правовой позиции КС РФ); 

  3. объем тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды на цели горячего водоснабжения.

    Указанный объем определяется «в порядке, установленном настоящими Правилами для потребителей, жилые и нежилые помещения которых не оборудованы такими приборами учета», а именно как произведение объема потребленной услуги на величину норматива на подогрев холодной воды (по формуле 23 приложения №2 к Правилам);

  4. объем тепловой энергии, используемой в целях представления ГВС на КРСОИ, определяемый путем умножения норматива потребления ГВС на КРСОИ на площадь помещений, входящих в состав общего имущества. 

Как видно из рисунка ниже, формула 20.1 Правил №354 фактически вводит некий «корректирующий коэффициент» к нормативу на подогрев.

Оплата за отопление при наличии крышной котельной С учетом того, что в числителе не Гкал тепловой энергии, а кубические метры природного газа, формулу необходимо «доработать», а именно:

1.   в числителе указывать не объем приобретенного ресурса, а его стоимость, то есть необходимо объем потребленного газа умножить на установленный субъектом РФ тариф на газ;

2.   в знаменателе полученные объемы произведенной тепловой энергии необходимо умножить на тариф на тепловую энергию, установленный субъектом РФ.

Таким образом, будут делиться на Гкал на кубические метры, а рубли на рубли.

Пример №1:

МКД потребил в течение месяца (в отопительный период40 000 кубометров газа. Стоимость 1 кубометра — 7 рублей.

Объем потребленной горячей воды на индивидуальное потребление и КРСОИ – 600 кубических метров.

Норматив на подогрев 1 кубометра горячей воды – 0,06 Гкал/куб.метр.

Стоимость 1 Гкал тепловой энергии – 2000 руб./Гкал

Расчет стоимости отопления и ГВС:

Стоимость приобретенного природного газа =40 000 куб.метров * 7 руб./куб.метр = 280 000 руб.

Объем произведенной тепловой энергии на ГВС и КРСОИ по ГВС = 600 куб.метров * 0,06 Гкал/куб.метр. = 36 Гкал.

Стоимость тепловой энергии на ГВС и КРСОИ по ГВС = 36 Гкал * 2000 руб./Гкал = 72 000 руб.

Объем произведенной тепловой энергии на нужды отопления (стоимость газа – стоимость тепловой энергии в ГВС и КРСОИ на ГВС) = 280 000 руб. — 72 000 руб. = 208 000 руб.

Удельный расход по формуле 20.1 Правил = (280 000 руб. / (72 000 руб. + 208 000 руб.)) * 0,06 Гкал/куб.метр. = 0,06 Гкал/куб.метр.

Стоимость 1 кубического метра горячей воды будет определяться суммированием стоимости 1 кубического метра холодной воды и произведения удельного расхода и тарифа на тепловую энергию. Если стоимость 1 кубического метра холодной воды составит 30 рублей, то цена 1 кубометра горячей воды составит (формула 20 Правил):

30 + (0,06 Гкал/куб.метр. * 2000 руб./Гкал) = 30 + 120 = 150 рублей.

Пример №2:

МКД потребил в течение месяца (услуга отопления в течение месяца ни дня не оказывалась20 000 кубометров газа. Стоимость 1 кубометра — 7 рублей.

Объем потребленной горячей воды на индивидуальное потребление и КРСОИ – 600 кубических метров.

Норматив на подогрев 1 кубометра горячей воды – 0,06 Гкал/куб.метр.

Стоимость 1 Гкал тепловой энергии – 2000 руб./Гкал

Расчет стоимости отопления и ГВС:

Стоимость приобретенного природного газа =20 000 куб.метров * 7 руб./куб.метр = 140 000 руб.

Объем произведенной тепловой энергии на ГВС и КРСОИ по ГВС = 600 куб.метров * 0,06 Гкал/куб.метр. = 36 Гкал.

Стоимость тепловой энергии на ГВС и КРСОИ по ГВС = 36 Гкал * 2000 руб./Гкал = 72 000 руб.

Объем произведенной тепловой энергии на нужды отопления берем равными нулю, так как услуга отопления не оказывалась.

В дальнейшем стоимость ГВС может определяться двумя способами:согласно формуле 20.1 Правил = (140 000 руб. / (72 000 руб. + 0 руб.)) * 0,06 Гкал/куб.метр. = 0,117 Гкал/куб.метр. Стоимость

  1. кубического метра горячей воды будет определяться суммированием стоимости 1 кубического метра холодной воды и произведения удельного расхода и тарифа на тепловую энергию. Если стоимость 1 кубического метра холодной воды составит 30 рублей, то цена 1 кубометра горячей воды составит (формула 20 Правил)
  2.  30 + (0,117 Гкал/куб.метр. * 2000 руб./Гкал) = 30 + 234 = 264 рубля.2)  согласно Письму Минстроя от 22.03.2017 №9268-ОО/04 исходя из норматива на подогрев.
Читайте также:  Алименты на 4 детей размер и сумма, порядок взыскания - сколько процентов составляют алименты на 4

Стоимость 1 кубического метра горячей воды будет определяться суммированием стоимости 1 кубического метра холодной воды и произведения удельного расхода и тарифа на тепловую энергию. Если стоимость 1 кубического метра холодной воды составит 30 рублей, то цена 1 кубометра горячей воды составит:

30 + (0,006 Гкал/куб.метр. * 2000 руб./Гкал) = 30 + 120 = 150 рублей.

Вариант 2 будет приводить либо к излишнему начислению, либо к убыткам управляющей организации, но, скорее всего, не вызовет споров с проверяющими.

Напомним, что компания «Бурмистр.ру» разработала уникальный сервис по взаимодействию управляющих организаций и абонентов. Более подробную информацию читайте по ссылке.

Обсудить статью и задать вопросы можно здесь. 

Квартиры в МКД с ИТП будут платить за отопление по показаниям своих счетчиков тепла, даже если не 100% помещений в доме оборудованы такими счетчиками

Оплата за отопление при наличии крышной котельной

Конституционный Суд РФ потребовал распространить тот же порядок расчета платы за отопление, какой предусмотрен для домов с централизованным отоплением, и на дома с ИТП — а именно дома, оснащенные ОДПУ теплоэнергии, подключенные к централизованным сетям теплоснабжения по независимой схеме, через индивидуальный тепловой пункт (ИТП), и в которых часть помещений (но не все) оборудованы ИПУ тепла (Постановление Конституционного Суда РФ от 31 мая 2021 г. N 24-П).

Напомним, что учет показаний ИПУ тепла для таких домов не ведется исстари, а Правила предоставления коммунальных услуг N 354 предусматривают несколько схем расчета платы за отопление, и они зависят от того, имеется ли в МКД централизованное теплоснабжение, или услуга по отоплению производится в МКД самостоятельно (в ИТП, крышной котельной, бойлерной и т.п.):

в доме отсутствует централизованная система теплоснабжения (но есть ИТП) дом отапливается посредством централизованной системы теплоснабжения
ИПУ теплоэнергии есть в каждом жилом и нежилом помещении МКД ИПУ теплоэнергии есть не в каждом жилом и нежилом помещении МКД ИПУ теплоэнергии есть в каждом жилом и нежилом помещении МКД ИПУ теплоэнергии есть не в каждом жилом и нежилом помещении МКД
показания каждого ИПУ учитываются, суммируются, остаток («общедомовое» тепло) делится на всех собственников пропорционально площади помещений  (формула 18.1) показания ИПУ не учитываются, общее показание ОДПУ делится на всех собственников пропорционально площади помещений  (формула 18) показания каждого ИПУ учитываются, суммируются, остаток («общедомовое» тепло) делится на всех собственников пропорционально площади помещений  (формула 3.3) показания каждого ИПУ учитываются, суммируются, вычисляется «среднеквартирное» потребление для помещений без ИПУ ТЭ, показания ИПУ и «среднеквартирные» сумируются, остаток («общедомовое» тепло) делится на всех собственников пропорционально площади помещений (формула 3.1)

 Таким образом, жители МКД с ИТП, если хотя бы у одного помещения в таком доме не было ИПУ теплоэнергии, не могли оплачивать отопление сообразно с собственным потреблением тепла (кстати, еще 3 года назад аналогичное правило существовало и для МКД с централизованным отоплением, но в июле 2018 года Конституционный Суд РФ по жалобе г-на Деминца потребовал от Правительства РФ пересмотреть правила расчета, и «централизованно» отапливаемые МКД, частично оборудованные ИПУ ТЭ, получили право на учет показаний работающих ИПУ).

Конституционный Суд РФ счел такое положение для домов с ИТП несправедливым и указал:

— оспариваемая ч. 1 ст. 157 ЖК РФ соответствует Конституции РФ, поскольку не предполагает запрета на учет показаний ИПУ тепла в МКД, подключенном к централизованным сетям теплоснабжения по независимой схеме — через ИТП, если такой МКД оснащен ОДПУ теплоэнергии и в нем большая часть помещений оборудована ИПУ тепла;

— абз.3 п.40, абз.1 и абз.4 п.54 Правил N 354 не соответствуют Конституции РФ в той мере, в какой они не дают возможность учитывать показания ИПУ тепла в МКД упомянутого выше вида;

— Правительство РФ обязано внести необходимые изменения в Правила N 354, в том числе предусмотреть порядок определения платы за коммунальную услугу по отоплению в МКД, подключенных к централизованным сетям теплоснабжения по независимой схеме — через ИТП, если такие МКД которые оснащены ОДПУ тепла, но не все помещения в них оборудованы ИПУ тепла, с учетом показаний последних;

— впредь до внесения поправок в Правила N 354 нужно по одинаковым правилам рассчитывать плату за отопление для жителей всех МКД, подключенных к централизованным сетям теплоснабжения — хоть по зависимой схеме, хоть по независимой схеме через ИТП, — а именно по формуле 3.1 на основании показаний ИПУ тепла (только для случаев, когда поступающая в МКД теплоэнергия не используется для производства горячей воды).

В числе аргументов, на которые сослался Конституционный Суд РФ, следующие:

— Закон об энергосбережении (ч. 7 ст. 13) требует от собственников помещений в МКД, оборудованных ИПУ тепла, обеспечить надлежащую эксплуатацию этих ИПУ, их сохранность, своевременную замену. Но это дополнительные расходы, которые должны быть оправданы достижением социально значимого результата — рационального расходования тепла в МКД, а это невозможно без использования показаний ИПУ тепла;

  • — ИТП обеспечивает присоединение МКД к централизованным сетям теплоснабжения по независимой схеме, при которой теплоноситель из централизованной сети во внутридомовую систему отопления не поступает;
  • — Правила N 354 связывают особенности определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению прежде всего с наличием либо отсутствием в МКД доме централизованной системы теплоснабжения. При этом понятие «централизованной системы теплоснабжения МКД» нормативно не установлено, что создает правовую неопределенность в части выбора правил для расчета платы за отопление — ведь дом с ИТП тоже присоединен к централизованным сетям, просто тепло передается без передачи теплоносителя;
  • — паспорта МКД с ИТП (размещенные в ГИС ЖКХ) содержат общедоступную информацию, в частности, о внутридомовой системе отопления и характеризуют ее как «центральную». Жители таких домов, изучившие паспорт дома, имеют обоснованные ожидания того, что в их доме показания ИПУ тепла должны приниматься к учету, даже если ими оборудованы не 100% жилых и нежилых помещений в доме;
  • — на самом деле жителям таких домов расчет платы за отопление производится иным способом, что нарушает конституционный принцип равенства, требующий создания равных условий для реализации прав и законных интересов лиц, относящихся к одной категории (собственники и пользователи помещений в МКД, подключенных к централизованным сетям по независимой схеме, с одной стороны, и, с другой — жильцы таких же домов, но подключенных по зависимой схеме), и не допускающий различий, не имеющих объективного и разумного оправдания;
  • — значит, существующая модель («общее тепло» на все квадратные метры без учета показаний ИПУ) фактически, в ущерб интересам законопослушных собственников в конкретном МКД, создает условия, поощряющие недобросовестное поведение потребителей услуги отопления, позволяя им расходовать тепло за счет отнесения части платы за нее на «теплоэкономных» соседей;
  • — и мало того, что эта модель несправедлива, — так она еще и ведет к неоправданному росту потребления теплоэнергии в МКД, а тем самым — к ее перепроизводству, усиливающему карбоновый след, и к саботажу государственной политики энергосбережения.

Пересмотр дела заявительницы, тем не менее, невозможен, — ведь пересчет по указанной КС РФ методике за прошлый период был бы возможен, если бы в УК имелись данные всех имевшихся в МКД ИПУ тепла.

Но поскольку УК не фиксировала этих показаний, то данных для пересчета платы за отопление объективно не имеется.

Однако заявительнице полагается компенсация, подумать над которой и рассчитать размер приказано мировому судье, который первый вынес отказное решение по делу заявительницы.

Отметим, что использование показаний ИПУ тепла — независимо ни от системы отопления, ни от количества помещений, оснащенных этим ИПУ, — стало настоящим трендом: еще 19 мая 2021 года Верховный Суд РФ, очевидно, вынес решение, аналогичное Постановлению N 24-П, по административному иску о признании недействующими частично абз. 9 п.

54 Правил N 354, и абз.1 п. 20(1) приложения N 2 к этим Правилам (то есть оспаривался запрет использовать показания ИПУ тепла при отсутствии централизованной системы теплоснабжения и если при этом не во всех помещениях есть исправные ИПУ тепла).

Решение по иску пока не опубликовано, однако судя по карточке дела, — иск удовлетворен полностью (дело АКПИ21-247).

Прямые договоры в доме с индивидуальным тепловым пунктом: мнения, судебная практика и инициативы

В конце мая 2022 года Минстрой России в новом письме снова озвучил свою позицию по вопросу заключения прямых договоров в домах с ИТП. Делаем подборку писем ведомства по данной теме, а также приводим мнение Верховного суда России и законодателей, могут ли собственники перейти в таких домах на договоры с РСО.

В жк рф нет механизма перехода дома с итп на прямые договоры, если им управляет компания или товарищество

Согласно ч. 1 ст. 157.2 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме вправе на общем собрании принять решение о переходе на прямые договоры по коммунальным услугам с РСО.

Реализация данного права стала проблемой для жителей МКД, в которых для приготовления горячей воды используется внутридомовое оборудование – индивидуальные тепловые пункты (ИТП). В таких МКД ресурсоснабжающие организации поставляют в дом коммунальные ресурсы: холодную воду, или теплоноситель, и тепловую энергию для её подогрева (ч. 12 ст. 2, ч. 1 ст. 7 № 416-ФЗ, пп. «б» п. 4 ПП РФ № 354).

Подогрев производится уже на ИТП многоквартирного дома исполнителем коммунальной услуги по ГВС – с помощью поставленных в дом электроэнергии, газа или теплоэнергии (ст. 157.2 ЖК РФ). В таких домах обязательно должны действовать прямые договоры с РСО в трёх случаях:

  • в доме способ управления не выбран или не реализован (ч. 9 ст. 157.2 ЖК РФ);
  • в доме выбран непосредственный способ управления (ст. 164 ЖК РФ);
  • дом остался без управляющей организации, новая УО ещё не выбрана или не назначена по результатам открытого конкурса (п. 17 ПП РФ № 354).

В таких многоквартирных домах собственники заключают прямые договоры с РСО на коммунальный ресурс, который поставляет организация. Это соответствует положениям п. 54 ПП РФ № 354.

Читайте также:  Возврат денежных средств по исполнительному листу

Но если собственники выбрали для дома управляющую организацию или создали ТСЖ или кооператив, то правомерность перехода на прямые договоры под вопросом. Ниже разбираем позицию органов власти и Верховного суда РФ.

Оплата за отопление при наличии крышной котельнойКак оплачивается электроэнергия, затраченная на работу ИТП

Минстрой России: сначала запретил, а затем посчитал возможным заключать прямые договоры в домах с ИТП

Минстрой России выпустил три письма по вопросу заключения прямых договоров в домах, где коммунальная услуга по горячему водоснабжению оказывается с использованием ИТП. В них отражены две противоположные позиции.

Нельзя заключить. В письме от 07.05.

2018 № 20237-ОГ/04 Минстрой РФ указал, что в домах с ИТП поставщик ресурсов – теплоносителя и ресурса для его подогрева – не оказывает коммунальную услугу по горячему водоснабжению.

Он только поставляет ресурс для её производства. Следовательно, в доме с ИТП заключить прямой договор с ресурсоснабжающей организацией на коммунальную услугу ГВС собственники не могут.

Установление регулируемого тарифа на крышные котельные: присвоение общего имущества собственников застройщиком и незаконные действия тарифного органа

09.08.2021 09:35 9 августа 2021 в 9:35

В декабре 2020 г. на нашем сайте мы рассматривали тему распродажи (увода) общего имущества собственников застройщиком. Теперь мы проанализируем следующую ситуацию: в многоквартирный дом застройщиком ставится крышная котельная (которая обслуживает только данный дом). Данная котельная не передается собственникам, поскольку застройщик уводит ее специально созданную им организацию, которая обращается в тарифный орган и защищает государственно-регулируемый тариф. В результате принадлежащая собственникам крышная котельная искусственно изымается, на нее устанавливается завышенный тариф, а жители оплачивают по регулируемому тарифу то, что фактически не должно подлежать тарифному регулированию. В этом материале разберем основные доводы, почему действия застройщика и тарифного органа являются незаконными, поскольку такие мошеннические действия становятся все более массовыми.

Почему крышная котельная всегда является общим имуществом собственников, а действия застройщика по ее выводу из состава общего имущества являются незаконными

Как обслуживать крышные газовые котельные, мы разбирали на нашем сайте в январе 2021 года. Крышная газовая котельная является частью сети газпотребления.

От источника газа по внешней стене многоквартирного дома (фасадной части) прокладывается газопровод на крышно-чердачное помещение, в котором находятся составные элементы оборудования котельной.

Типовой состав элементов такой котельной включает:

— водогрейный газовый котел;- автоматическую двухступенчатую газовую горелку (одну или несколько);- насос котловой циркуляции (один или несколько);- насос циркуляции контура (один или несколько);- термогидравлическй распределитель;- газорегуляторный пункт шкафной (ГРПШ) с указанием на газопровод (среднего или низкого давления).Крышная котельная – всегда является общим имуществом. Зарегистрировать право собственности застройщика или третьих лиц на крышную котельную – нельзя. Строя многоквартирный дом, застройщик руководствуется Федеральным законом от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов» (далее – Закон № 214).Объектом долевого строительства по Закону № 214 может быть только жилое или нежилое помещение или машино-место, подлежащее передаче участнику долевого строительства после получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома (пп. 2 ст. 2 Закона № 214). Таким образом, построить отдельную крышную котельную в многоквартирном доме как отдельный объект долевого строительства – нельзя, т.к. это противоречит Закону № 214.Закон не допускает отнесения к объектам долевого строительства отдельных конструктивных элементов дома (ИТП, частей крыши, подвала, земельного участка и иных объектов, являющихся общим имуществом). Право собственности подлежит государственной регистрации (ст. 131 ГК РФ). Когда застройщик хочет увести из состава общего имущества крышную котельную, он регистрирует право собственности не на котельную, а не отдельное помещение, в котором эта котельная расположена. Затем (обычно) делается несколько уступок права требования (уже зарегистрированного объекта), и в одном из договоров цессии «всплывают» технико-эксплуатационные характеристики самой котельной.В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 36 ЖК РФ, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).Помещение, в котором располагается крышная котельная обслуживает только данный многоквартирный дом и является общим имуществом собственников. Однако застройщик стремится заработать не только на строительстве домов, но и последующем управлении. Это было бы нормальной историей, если бы у собственников не уводилось общее имущество, которое по праву принадлежит им. Чаще всего эта схема реализуется застройщиком следующим образом:- застройщик регистрирует право собственности на нежилое помещение, в котором располагается крышная котельная;- затем застройщик делает уступку права требования связанной с ним организации, в которой прописывается спецификация котельной;- все данные документы регистрируются в Росреестре (часто в нарушении процедуры);- и после этого новый бенефициар крышной котельной подает документы в тарифный орган для того, чтобы защитить государственно регулируемый тариф.

Единая программа для ЖКХ

Начисление ЖКУ, бухучет, работа с жильцами, обмен с ГИС ЖКХ

В ситуации, когда котельная является общим имуществом собственников, государственно регулируемый тариф не устанавливается. Собственники лишь оплачивают по факту тот объем коммунального ресурса, который они потребляют для приготовления тепловой энергии. Однако в случае регулирования включаются дополнительные издержки (налоги, зарплата, амортизация и пр.), в результате чего тариф за горячую воду и отопление для собственников становится существенно выше.

  • Почему действия тарифного органа по утверждению тарифа на крышные котельные являются незаконными
  • Что делать собственникам, которые желают вернуть свое имущество себе и хотят не переплачивать за тепловую энергию
  • Павел Кузнецов, управляющий многоквартирными домами, автор книги «Управление многоквартирным домом: настольная книга управдома», преподаватель Русской школы управления, член экспертного совета Ассоциации «Р1», кандидат наукСайт: pavelkuznetzov.ru

Случай незаконного начисления платы за обслуживание крышной котельной

Управляющая компания не может в одностороннем порядке вводить дополнительные строчки в квитанции, например, за содержание крышной котельной. Для этого нужно решение собственников. Иначе дело может закончиться судом (определение Первого кассационного суда общей юрисдикции № 88 – 19518/2021).

В г. Пензе собственница обратилась в суд с иском к управляющей компании. Женщина посчитала, что УК неправомерно в одностороннем порядке изменила размер платы за содержание жилья: компания добавила в квитанции на оплату ЖКУ строку «плата за обслуживание крышной котельной». По мнению собственницы, такие действия УК нарушают условия договора управления МКД.

В исковом заявлении собственница просила суд взыскать с УК (далее — ответчик):

  • сумму перерасчета излишне уплаченных сумм по квитанциям — 9 500 рублей;
  • компенсацию морального вреда — 5 000 рублей;
  • штраф и расходы на оплату услуг представителя — 8 000 рублей.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований. Он не увидел нарушения прав истицы.УК начисляла плату за обслуживание крышной котельной на основании договора управления МКД. Указанный в нем тариф предусматривался в качестве дополнительной позиции, отдельной от других услуг.

Также УК предоставляла потребителю услугу по отоплению и несла расходы на обслуживание крышной котельной. Их подтверждают платежные документы и заключенные с подрядчиком договоры.

Апелляционный суд не согласился с выводами суда первой инстанции. Он отменил вынесенное ранее решение и удовлетворил исковые требования частично. Суд взыскал с УК:

  • переплату за услуги по обслуживанию крышной котельной — 9 500 рублей;
  • компенсацию морального вреда — 1 000 рублей;
  • расходы на оплату услуг представителя — 5 000 рублей;
  • госпошлину в местный бюджет — 700 рублей.

Суд признал, что УК неправомерно начисляла плату за обслуживание крышной котельной. При этом он указал, что УК приняла дом на управление по договору, в котором уже установлен размер за услуги по содержанию и ремонту дома. УК не доказала, что этот размер платы изменялся по решению собрания.

УК не согласилась с вынесенным решением и подала кассационную жалобу.

Кассационный суд согласился с выводами апелляционного суда о том, что у УК не было оснований для выставления дополнительного платежа за обслуживание крышной котельной:

  • Крышная котельная относится к общедомовому имуществу и вырабатывает тепловую энергию, необходимую для отопления, производства горячей воды в МКД.
  • По условиям договора управления домом, УК обязана оказывать собственникам коммунальные услуги, выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общедомового имущества. 
  • Условиями договора установлена плата за оказываемые УК услуги. В качестве отдельной строки в платежном документе отражается плата за обслуживание крышной котельной в соответствии с заключенным договором со специализированной организацией.

Суд изучил представленные истицей квитанции и установил, что плата за обслуживание крышной котельной то начислялась, то не начислялась. Размер платы за эту услугу также менялся в различные периоды.

При этом в соответствии с действующим законодательством, размер платы за содержание жилого помещения утверждается на общем собрании собственников (для домов с управляющими организациями, ч. 7 ст. 156 ЖК РФ).

«Из толкования приведенных норм права следует, что основным (первоочередным) способом установления и изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников (всех ее составных частей) на законодательном уровне определено только волеизъявление собственников помещений в многоквартирном доме путем принятия решения об этом на общем собрании».

Действующее законодательство не предусматривает возможность самовольного увеличения УК размера платы за содержание жилого помещения без решения общего собрания собственников в этом доме.Однако в материалах дела отсутствуют доказательства того, что УК меняла тариф за услуги по содержанию и ремонту МКД в соответствии с решением общего собрания собственников.

Также суд дал оценку доводам кассационной жалобы:

Доводы жалобы Позиция суда
Расходы на обслуживание крышной котельной подтверждены документально, оплата производилась сторонней организации в соответствии с заключенным договором на обслуживание. Основанием для взыскания платы за содержание жилья в конкретном размере является решение общего собрания собственников, а не фактические расходы УК.
Апелляционный суд неверно истолковал договор управления домом, в котором указано, что плата за обслуживание крышной котельной отражается в платежных документах дополнительно. Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (ст. 422 Гражданского кодекса РФ).
Апелляционный суд ошибочно полагает, что у УК есть возможность обслуживать крышную котельную своими силами. Довод не является основанием для отмены судебного акта в кассационном порядке.
Читайте также:  Законно ли взимание платы за отключение антенны

Кассационный суд оставил решение апелляционного суда без изменений, а жалобу — без удовлетворения.

Другие материалы про крышные котельные:

Плата за содержание котельной по желанию управляющей организации

Плата за содержание котельной по желанию управляющей организации

Крышная котельная: иметь или не иметь?

Крышная котельная: иметь или не иметь?

Чтобы не пропустить ничего важного в сфере ЖКХ, выберите, где вам удобнее следить за обновлениями: ➜ в Telegram или во ВКонтакте.А самые полезные и популярные материалы можно найти в виде карточек на нашем канале в Дзен.

Расчет оплаты за отопление в многоквартирном доме

Жильцы многоэтажек и владельцы частных домов по-разному решают вопрос оплаты отопления в холодное время года. Если с дачи можно уехать и зимой ее не обогревать, то при отъезде из квартиры платить за отопление все равно придется.

Исправить ситуацию поможет установка индивидуальных счетчиков на радиаторы. Но не только отсутствие домочадцев может привести к такому решению.

Иногда центральное отопление не дает тех температур, которые положены по нормативам, а платить надо по полной.

Как происходит расчет оплаты за отопление в многоквартирном доме, как уменьшить сумму платежей коммунальщикам и к чему готовиться тем, кто хочет поставить свои приборы учета, подскажет Бробанк.

Изменения 2019 года, которые коснулись отопления

При расчете платежей за отопление в многоквартирных домах изменились некоторые параметры:

  1. Стало два варианта отопления, его разделили на 2 категории: индивидуальное и общедомовое.
  2. Разработали спецформулы для расчета за те квадратные метры и комнаты, которые не отапливаются, и для жилых площадей с автономным обогревом.
  3. Появился индивидуальный расчет платежей за отопление в многоквартирных зданиях, которые только частично оснащены счетчиками тепла.

Также для более детального расчета ввели новые показатели, который оказывают влияние на сумму оплаты. Такие как площадь мест для общего пользования и количество потребленных Гкал тепла. Эта величина — сумма показателей, которые сняли с индивидуального оборудования по учету тепла или установили на системах отопления владельцев радиаторных распределителей.

Как самостоятельно вычислить сумму

Вы сможете рассчитать сумму оплаты за отопление в своей квартире самостоятельно. Но перед этим учтите некоторые факторы:

  1. Определите, сколько месяцев в году происходит начисление оплаты за тепло. Только на тот период, когда в батареи подают горячую воду или на протяжении календарного года.
  2. Узнайте, установлен ли в вашем многоквартирном доме общедомовой счетчик учета теплоэнергии.
  3. Выясните, оснащена ли ваша жилплощадь отдельным прибором учета тепла или собственными радиаторными распределителями.
  4. Определите, каким путем система отопления на вашей жиплощади заполняется горячей водой. По центральной городской системе или посредством специального оборудования, установленного в вашем доме.

Исходя этих параметров, можно использовать определенные формулы для подсчета выплат за обогрев квартиры.

По каким правилам считают платежи за тепло

Руководствуйтесь параметрами, которые вы определили для своего жилья, и используйте готовую формулу для расчета по категориям:

  1. Когда нет общедомового прибора учета тепла (ОДПУ), а плату за теплоснабжение начисляют только в месяцы отопительного сезона.
  2. Если нет ОДПУ, а платежи растянули на весь календарный год.
  3. В доме подключен ОДПУ, а отдельные счетчики не установлены ни в одном из помещений здания.
  4. В здании установлен ОДПУ, квартиры частично оснащены отдельными приборами для подсчета теплоэнергии.

Если ваша квартира расположена в доме, в котором не подключены ОДПУ, и плату назначают только в период отопительного срока, расчет теплоэнергии происходит по нормативам.

Это фиксированное количество энергии, которая требуется для обогрева 1 кв. метра на 30 дней. Нормативы различаются в зависимости от региона, их принимает и утверждает местное руководство, с учетом климатических особенностей.

В этом случае можно использовать такую формулу:

П = Плж x Нп x Тт

Плж — площадь жилья.
Нп — норматив потребления.
Тт — тариф на тепло.

Для зданий без ОДПУ, в которых платежи растягивают на 12 месяцев, в расчет входит коэффициент периодичности оплаты коммуналки по теплоэнергии. Коэффициент равен количеству платежей за отопительный сезон, поделенный на 12 месяцев. А расчет будет произведен по такой формуле:

П= Плж x Нп x Kф x Тт

Где Kф — рассчитанный коэффициент для помесячного учета.

Дополнительные формулы для подсчета

Счетчики для расчета теплоэнергии в многоквартирном доме устанавливают до здания. Прибор показывает, сколько тепла поступает в квартиры всего строения. Тепло рассчитывают пропорционально по всем квартирам. Подсчет проводят таким образом:

П = (Обт + (Плж x (От — ∑Обт)) / Плоб) x Тт

Плж — площадь квартиры.
Плoб — общая площадь жилых и нежилых помещений в здании.

От — объем теплоэнергии по показаниям ОДПУ при оплате в течение отопительного срока или по среднему показателю теплоэнергии по месяцам за предыдущий год.
Тт— тариф установленный на теплоэнергию.

Обт — объем тепла, который нужен для обогрева всей жиплощади.
∑Обт — объем всей теплоэнергии, которую потреблена в жилых и нежилых помещениях многоэтажки.

Чтобы рассчитать показатель Обт, тоже нужна формула:

Обт = Плж x (От / (Плоб — Плинд + Плои))

Плои — площадь тех помещений, которые относятся к общему пользованию.
Плинд — площадь жилых и нежилых комнат, в которых нет отопительных приборов или установлены собственные обогреватели.

Расчет происходит по такой формуле:

∑Обт: От/ (Плоб + Плои) x Плоб

Если в одном жилом доме хотя бы в одной из квартир установили индивидуальный прибор учета (ИПУ), его включают в расчет общего платежа за отопление. Для расчета платежей в домах, где в нескольких квартирах поставлены ИПУ, используют ту же формулу, что и для домов с ОДПУ, но без ИПУ.

Для тех помещений, в которых нет ИПУ, показатель Обт рассчитывают так:

Обт = Плж x (∑ОбтИПУ / ∑ПлжИПУ)

∑ОбтИПУ — общая сумма по показаниям ИПУ, если расчет и начисление оплаты происходит в отопительный сезон. Или по среднемесячному объему тепла за предшествующий год.
∑ПлжИПУ — площадь всех комнат с ИПУ.

В первый раз подсчет провести непросто, но даже во второй раз, становится понятно какой показатель и какие показания со счетчиков куда подставить

Какая температура должна поддерживаться в квартирах

Нормы отопления в многоквартирных домах в холодное время года:

Тип помещения Оптимальная температура в градусах Цельсия Допустимая температура в градусах Цельсия
Жилая комната 20-22 18-24
Жилая комната в регионах с температурой на улице -31°C и ниже 21-23 20-24
Кухня 19-21 18-26
Коридор между квартирами 18-20 16-22
Туалет 19-21 18-26
Ванная 24-26 18-26
Вестибюль, лестничная площадка 16-18 14-20
Кладовая 16-18 12-22

В теплый период года норма для жилых комнат составляет в оптимальном варианте 22-25°C, а в допустимом — 20-28°C.

Если температура в вашей квартире в отопительный сезон не соответствует установленным нормативам, вы можете обратиться в обслуживающую компанию или в коммунальную службу.

Они обязаны провести расследование и получить доказательства. В этом случае платежи за отопление будут уменьшены.

Но такое решение можно назвать полумерой, и оно мало кого устроит, потому что в квартире все равно останутся некомфортные условия для жизни.

Как уменьшить выплаты

Для снижения суммы ежемесячных платежей за тепло единственным способом служит установка индивидуальных приборов учета теплоэнергии. Но перед этим вы можете столкнуться с несколькими проблемами:

  1. Получение разрешения на установку ИПУ — затратный по времени процесс. Чтобы установку одобрили, нужно подтвердить или улучшить технические условия. На их основании подбирают подходящий тип счетчика.
  2. Для регулярной оплаты отопления по индивидуальную прибору учета нужно своевременно отправлять счетчики на поверку. Чтобы ее провести, проводят демонтаж и повторный монтаж счетчика, что влечет за собой дополнительные расходы. Если поверка происходит в отопительный сезон, то оплата за обогрев квартиры на время без ИПУ проходит по установленному нормативу. Поэтому сдавать счетчики лучше в летний период, хотя в это время могут быть большие очереди.
  3. Дорогая установка ИПУ. Платеж за услугу по монтажу одного счетчика может достигать 25 тыс. рублей. Некоторые компании берут отдельную оплату и за демонтаж. Кроме того поверка тоже платная. А если счетчик не проходит поверку в техслужбе или ломается, его надо своевременно заменить.

Несмотря на сложности и большие вложения при первичной установке, с помощью индивидуального прибора можно значительно снизить ежемесячные платежи за отопление.

Суть работы ИПУ

Индивидуальный счетчик, который подключен к отопительной системе, учитывает расход теплоэнергии в виде вычисления разницы между достигнутой в помещении температурой и расходом теплоносителя. Прежде чем устанавливать ИПУ в своей квартире, определите, какая разводка системы отопления в вашей многоэтажке: вертикальная или горизонтальная.

Счетчики прикрепляют непосредственно на трубу теплоподачи. Если в многоэтажке вертикальная система разводки на каждую трубу придется устанавливать по одному прибору учета, а это очень затратное дело. В каждой комнате потребуется отдельный счетчик.

С горизонтальной системой такой проблемы нет, там достаточно только одного прибора. Если система отопления стояковая, на батареи можно установить распределители.

Они вычисляют расход теплоносителя путем расчета разницы температур в помещении и с поверхности радиатора.

Как правило, в многоэтажках, построенных позже 2000 года, горизонтальная система отопления. Поэтому в новом доме установить ИПУ окажется дешевле, чем в квартирах советской постройки. После установки счетчика мастера пломбируют его, чтобы исключить мошеннические действия со стороны жильцов или квартиросъемщиков.

Узнайте также и о том, как экономить на электричестве и платить коммунальные услуги без комиссии.

Об авторе

Клавдия Трескова – эксперт в области финансовой грамотности и инвестиций. Образование высшее экономическое. Опыт работы в банке – более 15 лет.

Регулярно повышает квалификацию и проходит курсы по финансам и инвестициям, что подтверждено сертификатами Банка России, Ассоциации Развития Финансовой Грамотности, Нетологии и других образовательных платформ. Сотрудничает со Сравни.

ру, Тинькофф Инвестиции, ГПБ Инвестиции и другими финансовыми изданиями. treskova@brobank.ru

Эта статья полезная? Помогите нам узнать насколько эта статья помогла вам. Если чего-то не хватает или информация не точная, пожалуйста, сообщите об этом ниже в х или напишите нам на почту admin@brobank.ru.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector