Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий

Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий Максим Иванов Автор статьи Практикующий юрист с 1990 года

Каждая семья или гражданин мечтают об улучшении условий проживания – расширение жилплощади, переезд в благоустроенное помещение, переселение из аварийного дома. Помимо использования семейных сбережений или ипотечного кредита, в ряде случаев можно претендовать на выделение недвижимости за счет государства или местных властей. Для этого нужно соблюсти требования ЖК РФ и местных нормативных актов – пройти учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Кто имеет право на улучшение жилищных условий?

Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий

Желание переехать в новое жилье или расширить жилплощадь за счет государства должно соответствовать требованиям ЖК РФ. Прежде всего, необходимо признание нуждающимся в улучшении жилищных условий – потребуется подтвердить факт отсутствия жилья либо несоответствия условий проживания законодательным нормативам.

Обратимся к ст. 51 ЖК РФ, в которой зафиксированы все критерии для признания нуждающимися в улучшении жилищных условий. На постановку в очередь можно рассчитывать при следующих обстоятельствах:

  • отсутствие недвижимости в собственности или по соцнайму, т.е. у заявителей попросту нет квартиры или иного объекта для постоянно размещения;
  • если уровень обеспечения жилплощадью в квартире ниже учетной нормы;
  • если помещение не отвечает нормативным критериям, т.е. является непригодным;
  • если среди жильцов есть больной, чье заболевание включено в специальный федеральный реестр, а в квартире проживает несколько семей.

Обратите внимание!

Подтверждение указанных обстоятельств является обязанностью граждан, подающих заявление. Местные власти будут проверять основания только по факту поступления документов.

Если у граждан нет ни одного объекта недвижимости для размещения, они однозначно нуждаются в улучшении жилищных условиях и без проблем будут поставлены на учет. Сложнее определить факт несоблюдения учетной нормы жилплощади, для этого учитываются следующие правила:

  • под учетной нормой понимается минимальный предел площади, превышение которого не дает права на постановку в очередь (как правило – 6 кв. м на человека);
  • размер этого показателя утверждается на уровне местных властей, поэтому даже для соседних населенных пунктов он может отличаться;
  • указанная норма не может превышать минимальный размер площади для предоставления жилья, т.е. 18 кв. м на одного члена семьи.

Важное правило – для уровня обеспеченности учитываются все объекты недвижимости, принадлежащие по праву собственности или соцнайма.

Перечисленные выше обстоятельства зафиксированы на федеральном уровне и не могут произвольно изменяться региональным или местным законодательством. Однако субъекты РФ и местные власти вправе утверждать собственные программы – в форме выделения квартир отдельным категориям граждан (например, многодетным семьям), субсидий, средств на условиях софинансирования и т.д.

Переселение из аварийного жилья

Одним из критериев для постановки на учет является несоответствие жилья законодательным нормативам. Такие требования перечислены в Постановлении Правительства РФ от 28.01.2006 № 47. Аварийность здания, в котором находится помещение, подразумевает непригодность для проживания.

Для положительного решения вопроса о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий по этому критерию учитываются следующие правила:

  • аварийность связана с существенным повреждением или разрушением несущих конструкций и элементов здания;
  • установление этих обстоятельств происходит в комиссионном порядке, путем обследования дома, проведения экспертиз и составления акта;
  • для признания дома или помещения аварийным местные власти издают постановление на основании акта комиссии.

Обратите внимание!

Сам факт ветхости жилья по причине значительного износа не является признаком аварийности. Кроме того, аварийность подразумевает невозможность восстановления здания с помощью капитального ремонта.

Таким образом, проживание в аварийном объекте недвижимости является законным основанием для признания нуждающимся в улучшении жилищных условий, даже если размер жилплощади соответствует учетной норме. Переселение из аварийного жилья происходит по федеральным и региональным программам, в том числе путем выделения субсидий из бюджета.

Получение субсидии на улучшение жилищных условий

Выделение субсидий на покупку или ремонт недвижимости предусмотрено федеральной программой «Жилище». Выделение средств происходит только при подтверждении факта постановки на учет, а после получения субсидии семья будет исключена из очереди.

Вот по каким правилам выделяются субсидии на улучшение жилищных условий:

  • обратиться за выделением бюджетных средств может семья, которая фактически состоит в очереди;
  • документы подаются через местные властные органы (муниципалитеты или районные администрации);
  • выделение средств происходит только в рамках бюджетного финансирования на текущий календарный год, т.е. граждане не смогут получить деньги сразу после постановки в очередь.

Обратите внимание!

Самостоятельные программы субсидирования утверждаются региональными и местными властями, их содержание может существенно отличаться.

В частности, за счет бюджета субъектов РФ происходит выделение субсидий для молодых семей, отвечающих критериям по возрасту и уровню обеспеченности жилплощадью. В большинстве регионов молодой семьей признаются супруги, если их возраст не достиг 35 лет.

В отдельные категории льготников, имеющих право на внеочередное или первоочередное выделение субсидий, включаются:

  • ветераны ВОВ или боевых действий;
  • граждане, размещенные в ветхих и аварийных домах, а также зданиях, которые собираются сносить;
  • инвалиды различных групп, имеющие справку МСЭК;
  • многодетные семьи (для них предусматривается возможность получить и земельный участок для возведения собственного дома);
  • воспитанники детских домов, достигшие возраста 18 лет.

Точный перечень льготников нужно уточнять в отделах соцзащиты населения или администрации МО. Субсидия может быть реализована на покупку или ремонт жилья, реконструкцию дома с увеличением жилплощади и т.д.

Куда обращаться за улучшением жилищных условий?

Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий

Заявление на улучшение жилищных условий подается в муниципалитет по адресу проживания. Исключение сделано только для некоторых категорий граждан (например, для военнослужащих, уволенных в запас без предоставления жилья, и т.д.). В состав документов нужно включить:

  • заявление, подписанное каждым членом семьи (за детей подпись ставят законные представители – родители, опекуны и т.д.);
  • документ, подтверждающий наличие в собственности или пользовании объекта, не соответствующего норме;
  • акт о непригодности помещения для проживания;
  • постановление о признании дома аварийным;
  • справка о регистрации по месту жительства;
  • паспорт и свидетельство о рождении на каждого заявителя;
  • свидетельство о браке.

По факту получения указанных бланков и форм заявителю сообщается регистрационный номер, а постановка на учет происходит путем издания постановления главой муниципалитета.

Заявление на улучшение жилищных условий

Юридическим основанием для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий выступает заявление. В тексте этого документа, адресуемого в муниципалитет, нужно указать следующие данные:

  • полный состав лиц, претендующих на учет;
  • список объектов недвижимости, принадлежащих гражданам на праве собственности или соцнайма;
  • основание, по которому заявители просят признать их нуждающимися в улучшении жилищных условий (аварийность объекта, несоответствие учетной норме и т.д.);
  • личные подписи всех заявителей.

В большинстве регионов составить и подать заявление можно не только в местной администрации, но и через МФЦ.

Заявление о постановке на учет рассматривается в течение 30 дней. Однако при проверке документов могут выявляться основания для отказа в удовлетворении заявления. К числу таких обстоятельств относятся:

  • несоответствие критериям, указанным в ст. 51 ЖК РФ и муниципальных актах;
  • недостоверные сведения, представленные заявителями (умышленное сокрытие квартиры, принадлежащей одному из членов семьи и т.д.);
  • устранение оснований для постановки на учет (например, завершение капитального ремонта дома и снятие статуса аварийности);
  • умышленное ухудшение условий для постановки на учет (например, продажа собственно жилья в пределах 5 лет до обращения).

Об отказе выносится мотивированное решение, которое можно обжаловать через суд.

Резюме

  • Чтобы получить жилье за счет государства или муниципалитета, нужно подать заявление о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий.
  • Основанием для учета является отсутствие жилья, несоответствие учетной норме, непригодность квартиры или дома для проживания, наличие заболевания по федеральному перечню.
  • Одним из вариантов улучшения условий является выделение бюджетной субсидии – ее можно направить на покупку или ремонт квартиры и частного дома.
Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий Людмила Разумова Редактор Практикующий юрист с 2006 года

Как получить жилье от государства?

О спорных вопросах получения жилого помещения по договору соцнайма

Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий

Нуждающиеся в жилых помещениях москвичи могут претендовать на предоставление им жилья по договору социального найма. Это значит, что город бесплатно передает жилье в пользование нуждающимся на неограниченный срок. Его можно приватизировать, после чего жилье будет передано в собственность. Для получения помощи в улучшении жилищных условий семье нужно будет встать на жилищный учет.

В Москве получить помощь в улучшении жилищных условий может семья, если:

  • размер площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи заявителя, составляет менее учетной нормы (для квартир – 10 кв. м, для коммунальных квартир – 15 кв. м);
  • заявители являются гражданами РФ и постоянно проживают в Москве не менее 10 лет;
  • заявители не совершали за последние 5 лет действий, повлекших ухудшение жилищных условий;
  • заявители признаны малоимущими.

Предоставление жилых помещений в столице находится в компетенции Департамента городского имущества г. Москвы (далее – ДГИ г. Москвы).

Заявитель и члены его семьи подают заявление через любой центр госуслуг «Мои документы» в Москве о признании их малоимущими в целях предоставления жилого помещения по договору социального найма. К заявлению прикладываются документы о праве собственности на движимое и недвижимое имущество; документы, подтверждающие доходы каждого члена семьи за 2 последних года.

Читайте также:  Выкупная цена аварийного жилья определение рыночной стоимости и оценка квартиры на момент выселения

Затем, уже после принятия решения о признании заявителя и членов его семьи малоимущими, они предъявляют заявление о постановке на жилищный учет в центр госуслуг «Мои документы». К нему прикладываются документы, подтверждающие жилищную обеспеченность и проживание в Москве не менее 10 лет.

До 2005 г., т.е. до момента вступления в силу Жилищного кодекса РФ, проживающие в одной квартире граждане могли встать на жилищный учет как разные семьи. Сейчас такое невозможно.

Согласно действующему законодательству те, кто зарегистрирован в одной квартире, являются одной семьей, – если, конечно, квартира не коммунальная.

В судебном порядке установить факт проживания в квартире разных семей не получится.

Малоимущими для постановки на жилищный учет признает граждан ДГИ г. Москвы. Для этого необходимо, чтобы имущественная обеспеченность семьи была меньше общей стоимости жилого помещения, необходимого семье для обеспечения по норме предоставления жилплощади на одного человека.

Методика определения имущественной обеспеченности семьи: доход семьи (доходы за 2 последних года минус налоги) / 24 месяца – количество членов семьи X на величину прожиточного минимума, действующего на дату подачи заявления + стоимость имущества, находящегося в собственности членов семьи.

Методика определения общей стоимости жилого помещения, необходимого семье: норма предоставления жилплощади на одного человека X на количество членов семьи – общая площадь жилого помещения, в отношении которого члены семьи имеют самостоятельное право пользования.

При решении вопроса о признании семьи малоимущей ДГИ г. Москвы будет учитывать доходы и имущество супругов и детей членов семьи заявителя, не зарегистрированных совместно с желающими встать на жилищный учет.

ДГИ г. Москвы учитывает жилищную обеспеченность детей и супруга заявителя, даже если они не проживают в одном жилом помещении с ним. Однако суды признают подобные действия департамента незаконными.

В таких случаях выясняется, имеется ли у желающего встать на жилищный учет самостоятельное право пользования имуществом детей или супруга, которые не зарегистрированы в жилом помещении совместно с ним и на улучшение жилищных условий не претендуют (Апелляционное определение Московского городского суда от 10 февраля 2020 г. по делу № 33-5255/2020).

ДГИ г. Москвы без подписи этого члена семьи заявление не примет и не поставит на жилищный учет.

Однако по этому вопросу имеется судебная практика, согласно которой такие действия департамента незаконны, гражданин может быть поставлен на жилищный учет исключительно при его желании.

Но при этом жилищные и иные материальные условия члена семьи, не желающего вставать на жилищный учет, будут учитываться (Апелляционное определение Московского городского суда от 20 января 2017 г. по делу № 33-2379/2017).

Сделать это будет крайне проблематично. Если один из членов семьи проживает в Москве менее 10 лет, ДГИ г. Москвы откажет в постановке на жилищный учет. На практике данный вопрос является спорным (Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 22 октября 2020 г. по делу № 02-5313/20, Апелляционное определение Московского городского суда от 2 марта 2018 г. по делу № 33-9343/2018).

Возможна и иная ситуация. Для ДГИ г. Москвы единственным доказательством длительного проживания в столице является регистрация по месту жительства.

Но бывает так, что гражданин живет в Москве 10 лет или даже больше, а регистрации по месту жительства в течение необходимого времени не имеет.

В этом случае можно обратиться в суд с заявлением об установлении факта постоянного проживания в Москве на протяжении 10 или более лет, предоставив доказательства (работа в городе, прикрепление к поликлинике, свидетельские показания).

Однако, к сожалению, шансы на удовлетворение такого заявления крайне малы (Апелляционное определение Московского городского суда от 20 февраля 2020 г. по делу № 33-6752/2020, Апелляционное определение Московского городского суда от 18 декабря 2019 г. по делу № 33-53649/2019).

Это действия членов семьи заявителя, которые привели к отчуждению жилых помещений или уменьшению их площади, приходящейся на каждого члена семьи. После совершения таких действий встать на жилищный учет можно лишь по истечении 5 лет.

Важно отметить, что расторжение брака, если оно не повлекло уменьшение площади жилого помещения, согласно практике судов Москвы, не является ухудшением жилищных условий (Апелляционное определение Московского городского суда от 26 сентября 2019 г. по делу № 33-43229/2019, Апелляционное определение Московского городского суда от 24 октября 2019 г. № 33-48324/19).

Улучшение жилищных условий в 2022 году: программы, очередь, документы

Улучшение жилищных условий возможно при помощи государственной или муниципальной власти. В России действуют разные программы, доступные определенным категориям граждан. Чтобы воспользоваться правом на такую меру поддержки, необходимо обратиться в администрацию или МФЦ с заявлением и приложить документы, подтверждающие необходимость выделения помощи.

Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий

Встать в очередь на улучшение жилищных условий

Улучшение жилищных условий для семей и отдельных граждан возможно, если они считаются нуждающимися. К данной категории относят граждан, соответствующих условиям:

  • Отсутствие собственного жилья как по договору соцнайма, так и в собственности.
  • Наличие жилья в собственности или по договору социального найма, если его площадь недостаточна.
  • Принадлежащая жилая площадь не соответствует нормам, установленным в Постановлении Правительства РФ №47.
  • На территории жилого помещения, занимаемого сразу несколькими семьями, находится гражданин с заболеванием, которое может нанести вред окружающим.

При этом семья, претендующая на включение в программу улучшения жилищных условий, должна быть признана малоимущей. Признание возможно администрацией муниципального образования, на основании имеющегося имущества и дохода. В расчет берется только недвижимость и транспорт.

Очередь на улучшение существует потому, что власти не могут предоставить объекты всем. Жилье выдается тем, кто обратился раньше, по мере пополнения жилого фонда.

В некоторых субъектах существуют особые программы, направленные на улучшение условий некоторых категорий граждан. Из условия следует уточнять индивидуально. Например, возможны программы с предоставлением земельных участков многодетным семьям или на выделение средств на покупку земли.

Постановка на учет производится по месту регистрации. Проходит она в две стадии. Первая — подтверждение статуса малоимущего. Необходимы следующие бумаги:

  • Заявление о признании статуса малоимущего. Оформляется по установленной форме.
  • Паспорт или иной документ, подтверждающий личность. Например, временное удостоверение.
  • Свидетельство (о регистрации или расторжении брака).
  • Документ, подтверждающий место жительства. Это может быть справка о составе семьи, полученная ранее (документ уже не выдается), домовая книга, судебный акт.
  • Правоустанавливающие бумаги на недвижимость, принадлежащую семье.
  • Документация о принадлежащих транспортных средствах.
  • Отчет эксперта относительно транспорта. Необходим, чтобы подтвердить рыночную стоимость машины.
  • Справка, подтверждающая кадастровую стоимость квартиры или дома.
  • Справка 2-НДФЛ.
  • Документы, подтверждающие доходы индивидуального предпринимателя.
  • Бумаги, подтверждающие размер алиментов за последний год.
  • Справки, подтверждающие размер иных выплат (пенсий, пособий, стипендий).
  • Бумаги, указывающие на доходы от проданной за прошлый год недвижимости.
  • Документы, подтверждающие отбывание наказания в местах лишения свободы одним из членов семьи.

Дополнительно необходима доверенность, если заявление и приложения передаются не самим заявителем, а его представителем.

Но этого недостаточно, что встать в очередь на улучшение жилищных условий. Эти документы лишь подтверждают статус малоимущего.

Второй шаг — подтверждение нуждаемости в улучшение условий. Для этого нужны иные документы:

  • заявление установленного образца;
  • паспорт или иной документ, подтверждающий личность;
  • свидетельства о рождении детей;
  • свидетельство о браке или о его расторжении;
  • документы, подтверждающие права на помещение;
  • документ, указывающий на статус малоимущего;
  • медицинские документы, подтверждающие наличие заболевание, которое может нанести вред окружающим.

В регионах устанавливаются особые требования к предоставляемым документов. Перечень будет отличаться. Но, как правило, капитал на улучшение жилищных условий или готовое жилье выдается после документального подтверждения всех важных фактов — отсутствия имущества, его незначительность, неспособность приобрести квартиру или дом самостоятельно.

Подать документы на признание нуждающимся в улучшении жилищных условий

Улучшение жилищных условий многодетным семьям или отдельным гражданам реализуется через администрацию муниципального образования. Заявитель вправе обратиться через МФЦ. Такой вариант будет гораздо быстрее и проще.

Еще один способ — использовать портал Государственных Услуг. Для этого нужно иметь подтвержденную страницу. Заявление оформляется на сайте, приложения — в формате pdf.

Можно использовать для улучшения жилищных условий материнский капитал. Допускается не только приобретение нового объекта, но и улучшение старого. Например — пристройка комнаты к дому. Процедура оформляется через Пенсионный Фонд РФ.

Подать заявление на улучшение вправе каждый. Но при несоответствии требованиям администрация ответит отказом. Муниципалитеты не имеют возможности выдавать жилье всем подряд, поэтому тщательно проверяют каждого кандидата.

Улучшение жилищных условий с помощью государства или муниципального образования возможен, если семья или гражданин признаны нуждающимися. Документы рассматривает администрация, подать заявление можно напрямую или через МФЦ.

Получить юридическую помощь по вопросу улучшению жилищных условий можно на нашем сайте.

Юрист по улучшению жилищных условий — юридическая помощь в Москве, цены

Согласно вступившим в законную силу положениям и нормам соответствующего кодекса Российской Федерации, одним из ключевых факторов, позволяющих встать в очередь, является размер жилой площади, фактически принадлежащей одному человеку.

Читайте также:  Глава 19 ГПК РФ. Оставление заявления без рассмотрения

По закону этот размер должен быть равен пятнадцати или более квадратным метрам. Данные цифры могут различаться в зависимости от региона.

В случае обеспечения необходимым количеством квадратных метров каждого члена семьи встать в очередь на изменение жилищных условий не получится.

Например, если в 60-метровой квартире проживают четверо человек, из которых двое – отец и мать, а остальные двое – дети, то до вступления в силу изменений Жилищного кодекса ребенок, достигший возраста совершеннолетия, мог встать в очередь на изменение жилищных условий на основании отсутствия права личной собственности на конкретную квартиру. Сегодня, учитывая тот факт, что на каждого члена семьи приходится 15 квадратных метров, совершеннолетний сын или дочь квартиросъемщика не смогут претендовать на выделение жилья.

Аналогичным образом регулируется порядок постановки на очередь при расторжении брака между супругами.

Если у супругов имеется общая квартира площадью от 30-ти квадратных метров и более, то улучшить жилищные условия за счет государства не получится.

В случае совместного проживания матери и сына в одной комнате данное правило не действует. Совершеннолетний сын, проживающий вместе с матерью в однокомнатной квартире любой площади, может встать в очередь.

Обратите внимание на то, что сегодня суммируется общее количество квадратных метров, которые принадлежат на правах собственности конкретной семье в пределах одного и того же города или населенного пункта, включая квартиры и дома в собственности родственников – супруга или супруги, родителей супруга или супруги, совместных детей, других родственных лиц, проживающих на одной территории и ведущих совместное хозяйство. Например, никто из членов семьи, состоящей из трех человек, проживающих в квартире из двух комнат площадью 40 квадратных метров, не имеет право на улучшение жилищных условий, если в этом же населенном пункте один из них имеет жилой дом, квартиру или комнату, а с учетом ее площади на каждого приходится более пятнадцати квадратных метров.

Порядок постановки совершеннолетних детей на учет

По условиям, используемым ранее, ребенок, достигший возраста совершеннолетия, мог получить отдельную квартиру, если семья состояла на учете. Таким образом, очередность разделялась не после достижения совершеннолетия, а на момент вступления в очередь родителей или опекунов ребенка.

На сегодняшний день ситуация изменилась, и разделение очередности осуществляется после достижения совершеннолетия или вступления в законный брак. Учет очереди начинается с этого момента.

Данная поправка является актуальной, если молодой человек, подающий заявление, не располагает правами собственности на любое жилье.

В случае отсутствия собственного жилья на момент подачи заявления у детей, рожденных после развода или усыновленных, они также имеют право на обеспечение достойных жилищных условий. Это правило действует, если дети не располагают квадратными метрами в квартире или доме родителей или опекунов при самостоятельной подаче документов.

До вступления в силу поправок факт достижения совершеннолетнего дееспособного возраста являлся основанием для постановки на очередь для обеспечения жилищным имуществом каждого проживающего в коммуналке или социальной квартире. На сегодняшний день дополнительно требуется наличие документов, подтверждающих наличие у заявителя менее пятнадцати квадратных метров.

Согласно современным нормативам граждане, которые вправе получить социальное жилье, также могут претендовать на выделение пространства в размере 15-20 квадратных метров на каждого человека, за исключением тех квадратных метров, которые находятся в собственности заявителя на момент подачи документов.

Например, если отец, мать и ребенок претендуют на социальную квартиру, то жилищные критерии для них составляют 45-60 квадратных метров площади. Если любой из них имеет в собственности комнату или дом площадью от 20 квадратных метров, данная семья может получить социальное жилье площадью до 25-40 квадратных метров.

Как встать в очередь на жилье?

При наличии законных прав на включение в очередь по улучшению жилищных условий, гражданину Российской Федерации необходимо выполнить ряд обязательных действий. В первую очередь требуется собрать необходимые документы и подать их сотрудникам административной власти по месту регистрации жилья.

Одновременно с документами подается заявление с просьбой об улучшении жилищных условий. Документы и заявление рассматриваются уполномоченными лицами, а заявитель получает письменный ответ. В данном ответе подтверждается факт постановки заявителя на учет и включение в список претендующих на получение улучшений с жилищными условиями.

В случае отказа, письмо должно содержать аргументированные доводы и основания отказа.

Для того чтобы избежать вероятного отказа и добиться положительного результата при обращении, необходимо сотрудничество с квалифицированным юристом. Каждый юрист Московской муниципальной коллегии адвокатов является экспертом в рассматриваемой правовой области и предлагает полный комплекс услуг клиентам. Это:

  • Первичная консультация и объективная оценка оснований на требование улучшений с жилищными условиями на момент подачи заявления.
  • Помощь в сборе документов, которые необходимы для постановки на учет и вступления в очередь на основании различных государственных программ.
  • Обжалование принятых комиссией решений в случае отказа во внесении в список кандидатов.
  • Сопровождение на этапе получения субсидий, оформления свидетельства собственника и других документов.
  • Подача официальных запросов и проведение необходимых экспертиз для подтверждения права на переселение.
  • Другие виды правовой помощи.

Своевременное обращение к юристу поможет сэкономить время и получить максимально возможный положительный результат. В компетенции юристов ММКА находятся оценка и реализация различных правовых оснований, которые оказывают непосредственное влияние на обеспечение достойных условий проживания. Запишитесь на консультацию юриста сейчас и получите ответы на любые интересующие вопросы.

Цены на дистанционные консультации

Юридическая консультация онлайн от 1 500 руб.
Письменная консультация адвоката Москвы по E-mail, ознакомление с делом, подготовка первичных обращений в гос.органы и учреждения / до 10 страниц текста 1 050 руб.

Услуги для граждан и организаций

Устная (очная) юридическая консультация дежурного адвоката с изучением документов, представленных доверителем от 2 400 руб.
Устная (очная) юридическая консультация отраслевого адвоката-специалиста с изучением документов, представленных доверителем от 4 800 руб.
Изучение адвокатом-специалистом материалов дела, представленных клиентом, судебной практики по делу, выработка правовой позиции защиты (с использованием профессиональных правовых ресурсов), вне рамок устной консультации от 1 200 руб.
Выезд дежурного адвоката к доверителю от 3 000 руб.
Подготовка первичного письменного юридического документа (заявление, жалоба, ходатайство, правовое заключение) от 7 000 руб.
Устная (очная) юридическая консультация отраслевого адвоката-специалиста без изучения документов от 2 400 руб.
Устная (очная) юридическая консультация дежурного адвоката без изучения документов от 1 200 руб.
Почасовая оплата труда адвоката-специалиста при комплексной защите прав доверителя от 2 500 руб.
Адвокатский запрос в гос.учреждения и организации 4 800 руб.

Улучшить жилье: кого нельзя исключить из списка нуждающихся — новости Право.ру

Роман и Елена Ивановы* жили с матерью в квартире площадью 47,5 кв. м. В ней брат и сестра были прописаны с детства, а в 2004 году получили по доле размером 1/3 в собственность. В 2009-м дочь вышла замуж за Дмитрия Горина*, у них родился ребенок. Собственного жилья у молодой семьи не было, они жили у тещи. А спустя время брату Роману досталась половина дома площадью 71,3 кв. м.

В 2012 году Гориных поставили на учет для улучшения жилищных условий как молодую семью. Чиновники исходили из нормы жилплощади, которую утвердил местный совет депутатов (12 кв. м. на 1 человека в квартире). Пятерым полагалось жилье площадью 60 кв м, а квартира была меньше.

Спустя год у Гориных родился второй ребенок, его тоже прописали в квартире тещи. А еще через год (в 2014-м) там решил зарегистрироваться глава семейства. Администрация района посчитала, что он это сделал намеренно для ухудшения жилищных условий.

Поэтому его решили не учитывать для получения льгот, а считать, что семья состоит из трех человек (мать и двое детей): «Муж административного истца исключен из состава семьи…

Постановлено считать состав семьи Гориной из трех человек (она и несовершеннолетние дети)».

семья была в списках, а потом ее исключили

А затем чиновники нашли, в чем еще Горины виноваты. В 2019 году их исключили из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Специальная комиссия при администрации Кингисеппского района Ленинградской области узнала, что брат Елены получил 1/2 доли в доме, и решила, что эту площадь тоже нужно учитывать.

А вместе с ней на каждого члена семьи Гориных приходилось больше учетной нормы для района. Значит, в перечень нуждающихся они не попадают.

Позиция трех судов

Но с этим Елена Горина не согласилась, она решила оспорить постановление администрации об исключении ее семьи из перечня нуждающихся. Для того, чтобы восстановиться в списках участников жилищных программ, она обратилась в суд.

Практика Верховный суд назвал критерии признания человека нуждающимся в жилье

Горина указала, что к брату они не переезжали. То, что он стал собственником части дома, никак не повлияло на ее семью, которая все так же ютилась в маленькой квартире. 

Администрация в суде уверяла, что Гориных вообще не нужно было включать в список нуждающихся. В 2012 году (когда семье дали добро на включение) специалисты не знали, что у ее родного брата есть другое имущество. Чиновники настаивали на том, что раз Горина проживает вместе с братом, то они являются членами одной семьи. 

Кингисеппский городской суд согласился с ответчиком и решил, что у администрации были все основания, чтобы исключить Горину и ее детей из числа нуждающихся в улучшении жилищных условий. Решение «засилила» апелляция и кассация. Тогда женщина пожаловалась в Верховный суд (дело № 33-КАД20-3-К3)

Читайте также:  Может ли государственный служащий заниматься предпринимательской деятельностью

Родственник, но не член семьи

Дело рассмотрела тройка судей под председательством Владимира Хаменкова. Согласно п. 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса («Снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях»), вычеркнуть из списков нуждающихся можно, если выяснится, что граждане предоставили недостоверные сведения, указал ВС. Но Горины ложных данных не сообщали.

При этом ВС обратил внимание на формулировку «члены семьи». К ним относятся супруги, дети и родители собственника жилого помещения.

Других родственников можно признать членами семьи, если владелец квартиры сам вселил их к себе – то есть Горина должна была позвать брата жить с ней. Но в спорной квартире брат с сестрой жили с самого детства.

Жилье принадлежало их матери, они получили там равные доли, она не вселяла брата в квартиру. 

Сам по себе факт родства сестры с братом не свидетельствует о том, что они являются членами одной семьи. Это не означает и то, что площадь принадлежащего брату дома нужно учитывать при определении обеспеченности Гориной и ее детей жильем, указал ВС.

ВС отметил, что Горину исключили из списка только потому, что у нее якобы было другое жилое помещение (доля в доме, которая принадлежала брату).

Следовательно, у нижестоящих инстанций не было оснований отказывать Гориной в иске.

Акты трех инстанций ВС отменил и принял по делу новое решение: административный иск Гориной он удовлетворил, признав незаконным решение об исключении семьи из списков нуждающихся в жилье. 

Проблема в формальном подходе

Органы исполнительной власти «намеренно стараются сократить свои расходы и уменьшить список очередников», говорит Юрий Нетреба, руководитель практики судебной защиты МКА Федеральный рейтинг.
.  Еще в 2012 году уполномоченный по правам человека в Москве в своем докладе описывал аналогичные случаи.

В пример он приводил ситуацию, когда мужчину и его дочь исключили из реестра, потому что у жены была дополнительная жилплощадь. Уполномоченный указал, что ее доход и имущественное положение не нужно учитывать, так как она не прописана с мужем и дочерью и не вставала на учет как нуждающаяся. Александра Воскресенская из КА Федеральный рейтинг.

группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market) группа Банкротство (включая споры) (high market) группа Уголовное право 4место По количеству юристов 12место По выручке 17место По выручке на юриста (более 30 юристов) Профайл компании
приводит в пример другое дело.

Там выяснилось, что расторжение брака фактически не повлияло на жилищные условия заявителя (дело № 33-35560/2020). 

Практика Равнозначное жилье: Верховный суд объяснил правила замены аварийных домов

По формальным признакам чиновники отказывают не только тем, кто нуждается в улучшении жилищных условий, но и другим льготникам, говорит Нетреба. Например, отказывают в признании граждан малоимущими или, как по делу № 33-33785/2020, не выдают удостоверение многодетной семьи.

Органы исполнительной власти решили, что муж с женой проживают в разных регионах, так как у них разная прописка – в Москве и Московской области.

Только через суд им удалось отстоять право на льготный статус многодетной семьи, который положен несмотря на регистрацию по разным адресам.

Кого признают нуждающимся в улучшении жилищных условий?

Перечень оснований, по которым граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий, содержится в ст. 51 ЖК:  

  • площадь жилья, приходящаяся на каждого члена семьи, меньше учетной нормы;
  • жилье не отвечает установленным для жилых помещений требованиям;  
  • в одной квартире живет несколько семей и кто-то из ее членов страдает тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно;  
  •  нет жилья.

Отнесение граждан к категории нуждающихся в улучшении жилищных условиях регулируется не только ЖК, но и региональным законодательством, отмечает Воскресенская. Согласно закону «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения», жители могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, если они:

  • граждане России;
  • проживают в Москве на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет;
  • не совершали за пять лет, предшествующих подаче заявления, действий, повлекших ухудшение жилищных условий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях;
  • признаны малоимущими (ст. 7 закона).

Но попасть в реестр – это не вся проблема. По данным Общественной палаты, на 2020 год в стране было 2,5 млн семей, которые ждут в очередях на обеспечение жильем по разным программам. При этом среднее время ожидания в списке на улучшение жилищных условий составляет около 20 лет. Не исключено, что и Гориным придется очень долго ждать помощи от государства.

* имена и фамилии изменены редакцией

Полный обзор всех программ улучшения жилищных условий

Согласно официальной статистике, в улучшении жилищных условий ежегодно нуждаются сотни тысяч российских семей.

В Конституции РФ закреплено право каждого на жилище. В реализации этого права содействие оказывают органы государственной и муниципальной власти. На сегодняшний день в решении различных социальных проблем приоритет отдается именно решению вопросов с обеспечением доступного жилья.

В сегодняшней статье собрала для вас максимально полный обзор всех программ улучшения жилищных условий.

Основные рабочие программы поддержки семей

  • Материнский капитал (в рамках реализации государственной программы «Социальная поддержка граждан»)

За счет предоставляемых государством денежных средств молодая семья имеет право приобрести жилье.

Так, в частности, можно направить средства маткапитала, сумма которого в 2020 году для семей с двумя детьми, рожденными в период действия данной государственной программы, составляет 616 617 рублей, на погашение ипотеки, на приобретение, строительство или реконструкцию жилья.

  • Получение ипотечного кредита (займа) на покупку недвижимости на льготных условиях — по ставке не выше 6% годовых

На сегодняшний день размер льготной ставки для многодетных составляет 6 процентов. Некоторые банки предлагают и еще более низкие ставки. Разница между стандартной и льготной ставками в пользу банка покрывается государством.

  • Программа «Дальневосточная ипотека» дает возможность получения ипотечного кредита (займа) на приобретение жилья на территории ДФО на льготных условиях

В ближайшие несколько лет (до 2024 года) жилье на Дальнем Востоке можно взять в кредит и по весьма выгодной ставке — 2%. Ставку может быть увеличена, если не подтвердить прописку или же отказаться от страховки.

Размер кредита составляет не более 6 миллионов рублей и покрывает не более 80 процентов стоимости приобретаемого (строящегося) жилого помещения, либо стоимости приобретаемого жилья с земельным участком, либо стоимости строящегося индивидуального жилого дома на земельном участке, либо стоимости приобретаемого земельного участка и строящегося на нем дома.

  • Программа «Молодая семья»

В рамках программы, срок реализации которой заканчивается в 2025 году, молодые семьи, соответствующие установленным условиям и признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий, имеют право претендовать на финансовую помощь на приобретение жилья от государства.

Это не ипотека и не кредит, а субсидия, которую возвращать не придется. При этом полную стоимость жилья за счет бюджетных средств не покроют, но помощь от государства все равно существенная.

Размер выплачиваемой субсидии считается исходя из расчетной стоимости жилья. Молодая семья, в которой растет хотя бы один ребенок, получить субсидию в размере 35% от расчетной стоимости. Если же в программе участвует бездетная пара, государство выделит только 30%.

  • Единоразовая выплата на погашение ипотечного кредита (займа) в размере 450 000 тысяч рублей

При рождении третьего ребенка у семьи автоматически появляется право на получение целевой федеральной выплаты в 450 тысяч рублей, которая может быть использована только на погашение ипотеки. И это еще не все! Помимо федеральной выплаты, многие регионы также в дополнительном порядке предоставляют аналогичную субсидию на ипотеку, как правило, в размере 100 или 150 000 тысяч рублей.

  • Обеспечение социальным жильем на условиях социального найма

Льгота предоставляется на безвозмездной основе, но только при условии, что семья является малоимущей и не имеет жилого помещения на праве собственности, либо площадь жилья слишком мала и не соответствует нормам для проживания, предусмотренным в регионе.

  • Субсидии на приобретение квартиры или частного дома

В этом случае речь идет о предоставлении региональными властями от 30 до 50 процентов денежных средств, необходимых для покупки недвижимости, при условии, что оставшуюся часть стоимости семья сможет оплатить самостоятельно.

  • Предоставление земельного участка для строительства частного дома

Земля предоставляется на безвозмездной основе в объеме до 15 соток, только один раз и только в том регионе, в котором проживает «многодетная семья». Землю можно также использовать и для строительства дачи, либо под фермерство или для ведения садоводства.